Рамез Наам


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Рамез Наам «Нексус»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Рамез Наам «Нексус»

Статья написана 17 марта 2016 г. 15:00

Аннотация:

Экспериментальный препарат нексус-5, созданный с помощью нанотехнологий, таит в себе невероятный потенциал. Программа загружается человеку в сознание — и перед нами другая личность. Он обаятелен, как Дон Жуан, раскован, как порноактер; в реакции, силе и ловкости не уступит самому Брюсу Ли. Заоблачный уровень интеллекта, фантастическая память, возможность телепатической связи с другими счастливчиками, получившими доступ к чудо-препарату. Каждая новая версия нексуса дарит новые возможности, и нексус-5 — это уже совершенно иная форма существования, в которой сверхчеловек сохраняет лишь внешнее сходство с прежней оболочкой.

Нексус-5 опасен и законодательно запрещен. Но что такое закон для сверхчеловека, которому открылись горизонты нового бытия и безграничной свободы?




Будущее уже рядом. Оно накатывает морской волной, ударяется о скалы законов и запретов, впитывается в человеческую инертность и медленно отступает, чтобы вновь повторить попытку. Будущее неумолимо. Рано или поздно оно сметет все преграды и разрушит старое общественное устройство. Но пока прибой прогресса неустанно штурмует берега цивилизации, и даже один человек может кардинально повлиять на развитие событий. Особенно, если в его руках препарат Нексус-5.

Дебютный роман «Нексус» Рамеза Наама, специалиста по поисковым системам и искусственному интеллекту, относится к тому типу фантастики ближнего прицела, в котором ключевую роль играет всего одно изобретение. Первоначально фантастические препараты нексус считались наркотиками, однако вскоре обнаружилось, что его легко превратить в наномашины. Тот, кто создаст операционную систему, управляющую этими наноструктурами, контролирующую их воздействие на нейроны и передающую сигнал вовне, не просто сорвет джекпот. Он станет обладателем прорывной технологии, способной перевернуть мир и открыть людям новые горизонты. Или же способной уничтожить цивилизацию и поработить человечество.

Прогнозы на тему транс- и пост-человеского уровня развития возникают в НФ довольно регулярно. Наам рассматривает ситуацию, когда из-за сопутствующих рисков — подчинение, повреждение и даже стирание личности — правительство США вводит запрет на подобные технологии. Однако несмотря на громкие заявления и звучные приставки, на роль пост-человека среди героев никто не тянет. Ни в плане физических возможностей — генетические модификации мышц и тканей описаны скупо, ни в плане интеллектуальных и психологических. Достаточно сравнить с вампирами и пост-разумами Уоттса, чтобы понять — Наам предлагает тех же людей, но под брендом «пост-«, маскируя разницу пафосными рассуждениями и эффектными манифестами.

И здесь на первый план выступает главное достоинство и недостаток «Нексуса». ДНК сюжета свито из двух основных нитей — истории молодого наивно-идеалистичного нейробиолога Кейда, который в своих исследованиях нексуса вышел далеко за рамки законов, и целеустремленной оперативницы УПВР Саманты, задача которой — обнаруживать и пресекать деятельность подпольных научных групп. Внедрение под прикрытием, рукопашные схватки, погони и засады, запутанные игры разведок — Наам выстраивает зрелищную цепочку событий, однако постоянно скатывается в чистую голливудщину, где логика и реалистичность уступают место эмоциям и эффектности. Книга прекрасно подошла бы для экранизации — сцены подаются ярко, кинематографично, но идейная составляющая не выдерживает пристального изучения.

Дело в том, что Наам воспевает свободу информации и права на самостоятельный выбор. С одной стороны, нагнетает мрачность вокруг правящих режимов Китая, Казахстана и России, государственной машины США — создавая антиутопичные декорации. С другой — идеалистично живописует контркультуру, близкую к анархизму. Это сообщество мечтателей, грезящих о мысленном и личностном слиянии с помощью нексуса, которое подарит людям блаженство. Однако оказавшийся на крючке у спецслужб Кейд вынужден постоянно выбирать между идеалами и безопасностью своих друзей, ощущает ответственность за применение своего открытия. И колеблется, пытаясь найти лазейку, которая откроет доступ к нексусу всем людям. Но какая цена будет уплачена за реализацию мечты и чем обернется это для человечества? Наам оптимистичен, но из самого текста следует обратное.

Итог: анархичная компиляция из нейро-киберпанка, боевика и дистопии.

Моя оценка: 7/10





1508
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 марта 2016 г. 16:23

цитата

мысленном и личностном слиянии с помощью

Самая модная тема теперь.
Спасибо за расширеную аннотацию, думал хуже, а вроде и ничего так...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 марта 2016 г. 17:40

цитата Futuris

Самая модная тема теперь.

Угу, фокус интересов в научной фантастике смещается на проблемы разума, сознания и космологии, как ни странно.

цитата Futuris

думал хуже, а вроде и ничего так...

Нет, ужасы отсутствуют, но автора заносит в самоуверенности, поэтому я периодически делал фейспалм. Но для Голливуда — самое то:-D
 


Ссылка на сообщение17 марта 2016 г. 17:46
Ещё хочется отметить довольно скудный язык и пресный стиль. С другой стороны, этот роман все равно лучше всяких Дивергентов и прочей подобной мути.
 


Ссылка на сообщение17 марта 2016 г. 17:53

цитата eos

Ещё хочется отметить довольно скудный язык

Скорее функциональный, свою задачу — донести философские идеи и научные прогнозы — он выполняет.
Но да, в плане стиля ему не хватает яркости и красок, чтобы полноценно передать эффекты слияния — ему приходится делать крайне многословные описания.

цитата eos

роман все равно лучше всяких Дивергентов и прочей подобной мути.

Если сравнивать с умеренно нашумевшей из-за выхода сериала «Сотни», то однозначно да!) Здесь, по крайней мере, есть проработанная научная составляющая: нанотрубки, нейропрограммирование, воздействия на мозг. В попсовом янг-эдалте этого нет и в помине.
 


Ссылка на сообщение18 марта 2016 г. 13:51

цитата Green_Bear

научная составляющая: нанотрубки, нейропрограммирование, воздействия на мозг

Даже НФ присутствует с философскими идеями и научными прогнозами — это круто! Вы напрасно явно не указали это в рецензии. По умолчанию от американской подростковой такого не ждут.

А насчет кинематографичности, мне например, всегда нравился Крайтон.
 


Ссылка на сообщение18 марта 2016 г. 15:30

цитата Futuris

Вы напрасно явно не указали это в рецензии

А как же?)

цитата Green_Bear

Первоначально фантастические препараты нексус считались наркотиками, однако вскоре обнаружилось, что его легко превратить в наномашины. Тот, кто создаст операционную систему, управляющую этими наноструктурами,

Конкретные физические процессы, стоящие за воздействием этих наноструктур на мозг, прописаны на уровне популярной статьи в сети. Уоттс на порядок хардовее:)

цитата Futuris

А насчет кинематографичности, мне например, всегда нравился Крайтон.

Так и я выше сказал, что ничего не имею против кинематографичности, тот же «Лексикон» Барри мне вполне понравился — годный динамичный роман. Но я не люблю, когда автор лажает и пытается это прикрыть пафосными речами и эффектными пострелушками) Как в случае Наама.
 


Ссылка на сообщение19 марта 2016 г. 12:08
Да я не спорю с Вами, а скорее соглашаюсь:beer:
 


Ссылка на сообщение19 марта 2016 г. 12:29
:-)


Ссылка на сообщение17 марта 2016 г. 17:43
Сейчас читаю. И как-то на большее, чем 5/10 не тянет. Очень, кстати, мейнстримовая фантастика, — этакий голливудский триллер-боевичок, который крутится вокруг какой-то одной идеи. Написанный настолько киношно, насколько возможно. «Периферал» Гибсона, «Аннигиляция» Вандермеера и «Лексикон» Макса Барри из той же оперы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 марта 2016 г. 17:49

цитата arhitecter

И как-то на большее, чем 5/10 не тянет. Очень, кстати, мейнстримовая фантастика, — этакий голливудский триллер-боевичок, который крутится вокруг какой-то одной идеи

О чем и речь, что научная часть целиком зафокусирована на возможностях нексуса. Остальное автор упоминает скупо, неохотно. Разве что возможности армейской техники расписывает подробнее — ближе к концу, когда начинаются сплошные спецоперации.
И да, как по мне, во второй половине автор не хило разгоняется. Может это отчасти скрасит ваши впечатления.
Так-то я отнюдь не против голливудских боевиков и оцениваю их высоко, если они хорошо написаны, но проблема еще в том, что Наам одновременно ведет идеологическую линию на том же уровне логичности, а это уже недопустимо для качественной фантастики.

цитата arhitecter

Написанный настолько киношно, насколько возможно. «Периферал» Гибсона, «Аннигиляция» Вандермеера и «Лексикон» Макса Барри из той же оперы.

«Периферал» — мэйнстримный, но не голливудский. В остальном согласен с вашим анализом. Действительно, есть тенденция к уклону в кинематографичность и зрелищность. Динамичные диалоги и смена сцен, погони и перестрелки, ну и тому подобное. Правда, «Аннигиляция» все-таки ближе к триллерам и арт-хаусу. Но тоже вполне экранизуема)
 


Ссылка на сообщение17 марта 2016 г. 18:08

цитата Green_Bear

«Периферал» — мэйнстримный, но не голливудский.

Почему нет?

цитата Green_Bear

Правда, «Аннигиляция» все-таки ближе к триллерам и арт-хаусу. Но тоже вполне экранизуема)

Да нет там никакого артхауса. Книжки из той же серии, что и сталкеры с точками. Впрочем, если вам не нравится пример, пожалуйста — «Кибершторм» Мэтью Мэзер. Вот точное попадание. И даже похожи в уровне понимания мира авторами.
 


Ссылка на сообщение18 марта 2016 г. 16:35

цитата arhitecter

Почему нет?

Потому что в «Периферийных устройствах» на удивление мало экшен сцен, более того они носят вспомогательный характер — хоть освобождение девушки, хоть финальная схватка, которая свелась к двум или трем ударам. Довольно мало эмоционально окрашенных динамичных сцен — бегства или погони, напряженных диалогов и т.д. Зато роман так и тяготеет к мейнстриму с его ацентом на быте и личности, на рутинных рассуждениях и ощущениях. Героиня неспешно размышляет о брате и знакомых, вспоминая, как играла в игры, каким брат вернулся с войны, за какую работу берутся знакомые принтерщики.

цитата arhitecter

Да нет там никакого артхауса. Книжки из той же серии, что и сталкеры с точками.

Ну... так и «Пикник на обочине» можно загнать в ряды сточкеров;) Однако есть различия. Все-таки Вандермеер неплохо работает с методикой «потока сознания», выдавая читателю сплошной ковер ассоциаций, ощущений, мыслей, который перетекает от одной рубежной сцены до другой. Правда, тут много зависит от финала, какой будет разгадка и как она будет подана. Зато психологическая проработка «Аннигиляции» однозначно на голову лучше, чем в типичном Сталкер-буке.
 


Ссылка на сообщение18 марта 2016 г. 18:05
Как-то я не ощутил недостатка экшн-сцен в Периферал.
 


Ссылка на сообщение19 марта 2016 г. 12:29
Ну, на вкус и цвет — сами понимаете ;-)
 


Ссылка на сообщение18 марта 2016 г. 16:39

цитата arhitecter

Впрочем, если вам не нравится пример, пожалуйста — «Кибершторм» Мэтью Мэзер. Вот точное попадание. И даже похожи в уровне понимания мира авторами.

Не читал, но стоит в планах. Есть подозрение, что оценка тоже будет 6-7)


Ссылка на сообщение17 марта 2016 г. 19:48

цитата

грезящих о мысленном и личностном слиянии с помощью нексуса, которое подарит людям блаженство

Сейчас читаю цикл «Пространство откровения» Рейнольдса, в «Ковчеге спасения» подробно описана культура одной из фракций человечества — сочленителей, они как раз уже слились, точнее сочленились (например, общаются мысленно; секс у них не запрещен, но считается рудиментом, в нем нет необходимости).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 марта 2016 г. 16:16

цитата mx

Сейчас читаю цикл «Пространство откровения» Рейнольдса

Какое совпадение:) А я в начале недели прочитал роман «Пространство откровения», решив взяться эа цикл.

цитата mx

они как раз уже слились, точнее сочленились

Угу, само себе идея уже обыгрывалась не раз. Тут она на первых ролях, но как по мне — маловато будет)


Ссылка на сообщение17 марта 2016 г. 22:12
Спасибо за впечатления, понял, что пройду мимо книги.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 марта 2016 г. 16:19
Всегда пожалуйста! :beer:


Ссылка на сообщение17 марта 2016 г. 22:32
Спасибо за рецензию:-)
Эх, думал будет что-то более «твердое» и умное, чем голливудский боевичок. Прочитал отзыв + комментарии — как книгу прочитал=)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 марта 2016 г. 16:23
Пожалуйста!

цитата scafandr

Эх, думал будет что-то более «твердое» и умное, чем голливудский боевичок.

Ну, книга на книгу не приходится) Иногда многообещающие переводные романы оказываются слабее, а дебютные отечественные романы в невыразительных сериях — весьма интересными.

цитата scafandr

Прочитал отзыв + комментарии — как книгу прочитал=)

Вот да, поэтому я люблю, когда в комментариях к статье разворачивается дискуссия. Она позволяет дополнить и расширить представленное в рецензии, показать и другие точки зрения.


Ссылка на сообщение17 марта 2016 г. 23:30
Спасибо за интересную статью и дискуссию. «Пастернака»;-) пока не читал, но из-за вышенаписанного тоже несколько разочарован. По аннотации казалось — новый Бачигалупи явился. Ан нет! Жаль...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 марта 2016 г. 15:49

цитата vfvfhm

По аннотации казалось — новый Бачигалупи явился

Да, я надеялся, что будет что-то уровня Бачигалупи, тем более что и локация — Таиланд — частично совпадает. Но, увы. Бачигалупи создавал более сложную мироконструкцию. Да, не бесспорную, однако более стройную и замысловатую — все эти генохакеры, эпидемии, контроль за энергоресурсами, банк семян. пружинщицы... и у каждого персонажа своя правда, свой кодекс чести (или бесчестия). У Наама же гимн близким к анархии свободам, субкульутрам и одновременно демонизация государственных аппаратов. А фактология, антураж, логичность — на втором плане.

цитата vfvfhm

Спасибо за интересную статью и дискуссию

Пожалуйста!
Ну, прочесть можно — кто мешает?) Вдруг, именно вам понравится. Да и получше роман, чем львиная часть янг-эдалтовщины или ЛитРПГвщины)
 


Ссылка на сообщение19 марта 2016 г. 17:03
Да, лучше прочитать. Хотя бы чтобы быть в курсе новейших веяний.


⇑ Наверх