Фильм категории Б


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «zmey-uj» > Фильм категории Б+: «Притяжение»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Фильм категории Б+: «Притяжение»

Статья написана 7 мая 2017 г. 16:06

Рецензия содержит раскрытие отдельных сюжетных линий фильма.

Итак, новый фильм Фёдора Бондарчука прошёл по стране и миру и, пока шёл, успел расколоть зрителей, во всяком случае отечественных, на два лагеря:

— одним показалось, что это: годно, другим: го*но.

— одни узрели серьёзный социальный посыл, другие – чернуху и позор перед мировым сообществом;

— одни считают, что молодёжь показана реалистично, другие – где вы видели такую молодёжь...

— Бондарчук наконец-то снял интересно и с сюрпризом – Бондарчук в очередной раз снял лажу, да вдобавок обманул ожидания...

Примкну к тем, кому фильм понравился. В части съёмок-спецэффектов сработан старательно, актёры тоже сделали всё от них зависящее. Эту старательность легко принять за очередную попытку допрыгнуть до Голливуда, который всякий раз успевает уйти ещё дальше. Но если приглядеться к сюжету и героям, станет ясно, что подражание не Голливуду, а скорее фильмам категории Б. И уж на неё-то «Притяжение» тянет, причём на очень качественную, прямо Б+. Для А сюжет трэшеватый – достаточно попробовать изложить любую отдельную сцену своими словами, и это станет очевидно. Уже в начале, когда «инопланетный корабль сносит верхушку дома, и главные герои чуть не падают вместе с койкой с двадцатого этажа» – узнаётся клише недорогих фильмов: катастрофа-погоня, стены жилого дома рушатся, и обязательно попадается или спальня с парочкой в койке, или туалет, где кто-то устроился с газеткой.

Именно категория фильма объясняет все моменты, которые возмутили одних и показались естественными или симпатичными другим. Герои трогательно нелепы и противоречивы в своих поступках, есть как будто с улицы приведённые персонажики: тётка «взяла пять литров, супчик сварила», му**ла депутат «гуд ивнинг» и врач «зря повязку сняла», бабуся, постящая «тарелку», пока актуально; события непредсказуемы, хотя и предположимы, предметы используются странным образом или обнаруживают неожиданные свойства – та же койка, зацепившаяся незнамо как и не упавшая, или погрузчик для перевозки раненого. Даже пепел, трое или пятеро суток парящий в Зоне, играет на атмосферу.

В то же время это не полноценная категория Б, а её слегка прилизанный вариант – градуса трэша не хватает, есть выверенность некоторых кадров и сцен, хорошие герои хороши, а плохие – плохи обоснованно. Кое-где поддать жару, и получилось бы загляденье. Например, ушанка

(да, вот этот образ, по-моему, квинтэссенция всего фильма) слабо сыграла. Не выстрелила, так сказать. Надо было, чтобы её успел у пришельца выпросить бомжик в отделении, дав взамен какой-нибудь толковый совет – допустим, как делать розочку из бутылки. И потом бы этой розочкой удалось повредить экзоскелет или слегка поранить врагов в боевой сцене «четверо на двоих»...

Но в целом идея фильма реализована ровно так, как и надо в наше время. Настолько всё выбрано-поперевыбрано, обглодано со всех сторон по теме «первый контакт = столкновение двух культур», что любой, кто попытается сказать что-то серьёзное, весомое, рискует скатиться в морализаторство или разжёвывание очевидного. Намеренно или случайно, Бондарчук пошёл верным путём – всё наивно и оттого «душевно». Например. Землянка ведёт инопланетянина на концерт, кого бы вы думали, Макса Коржа. Многие критики спрашивали: что за дурь? Какой ещё Макс Корж? Ну а кто же ещё, не пластинку же с классической музыкой ему ставить. Иначе дальше бы подразумевалось, что инопланетянин где-нибудь у себя рассказывает ихнему Галактическому Комитету: вот, земляне не безнадёжны, у них есть классическая музыка! И те такие сразу растрогались и не стали изолировать Землю на тыщу лет. (И критики Коржа первые же скажут: буэ, штампище).

Однако за последние годы в российском кино штампы, громкие слова и биение себя в грудь так привычны, что без них кажется, будто чего-то лишили. Режиссёр это явно уловил, не зря же в трейлеры вставлена истерика Тёмы «это наша земля», которую поначалу принимаешь за героическую речь.

Ещё одну добрую традицию поддержали зрители – навязанную сверху, отвратную «борьбу за нравственность»: из отозвавшихся о фильме негативно каждый непременно возмутился если не коечной сценой (там же малолетка!), то сценой в душе (малолетка голая!), а если не сценой в душе, так сценами курения (положительные герои курят!). Или, на крайний случай, не патриотичным изображением народных масс... Причём возмущались как бы не от своего имени, а «куда смотрят министерства и ведомства, допуская это в прокат». Куда-куда. Вот на такие реплики они и смотрят, чтобы потом объявить, что все их запреты и цензуры дружно поддерживаются неравнодушными гражданами.    

Впрочем, у меня тоже есть вопросы к фильму и порция критики. Вопросы больше заклёпочного характера. Например, как ГГ прошла на концерт с папиным пистолетом в сумке – вспоминаем, концерт во время военного положения. Или почему инопланетянин управлял экзоскелетом полностью раздетый, а землянин – в штанах, и на двигательных способностях экзоскелета это не сказалось. Или в чём состояло собирание Гугла в медицинский, если он боится крови и, кажется, сам об этом узнаёт впервые – неужели не пытался делать инъекции, обрабатывать раны? А что он тогда делал для подготовки к будущей профессии? Вот этот обстоятельный знающий Гугл.

Ну и критика касается собственно образов интеллектуалов. Таковых трое: учитель, Гугл и рыжий сотрудник секретного армейского НИИ:

И все трое смотрятся как лохи. Дело даже не в одежде и в причёсках, хотя..., а в выражениях лиц и манере говорить. Учитель толкает интеллигентские речи, делая драматические паузы; Гугл (которого даже учитель называет Гуглом!) исторгает тонны научных слов, сотрудник... ну вон он какой. Это даже не штамп, не пародия, а прямо издёвка над людьми. И из общего стиля выбивается.

То ли дело персонаж «Планеты страха»:

— Я учёный.

Одет-то он не лучше и причёсан не краше, а как крут. (Не будем упоминать, что он отрезает у людей, которые его подвели).

Вот если бы преподаватель ближе к финалу дал кому-нибудь из бунтовщиков в морду, а рыжий грязно выругался после пропажи шилка – сразу бы другая картинка.

Но помимо этого, каких-то особых вопросов и замечаний к фильму нет. Не потому что шедевр, а потому, что отлично ложится в свою категорию.

Вообще, кроме учёного, ассоциации с «Планетой страха» то и дело возникали при просмотре «Притяжения». Сюжетно не связанные, а так, в отдельных сценах.

Диалог двух близких людей:

    

Или экшен:

    

Но это всё уже размышления вокруг и около. А в целом, считаю, что «Притяжение» поставило свою небольшую отметочку на странице российской кинофантастики. Как там дальше пойдёт, наснимают ли вдруг «... даже лучше», или продолжат выдавать унылую патриотчину, где девочки в белых трусах не курят, сказать трудно. По крайней мере, теперь будет с чем сравнивать.



Тэги: кино


1994
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 мая 2017 г. 16:15
Ох, сейчас вас закидают, как и меня недавно..
Мне фильм понравился. Главная претензия в том, что отсутствуют мотивы, как главного злодея, так и людей, которые стали резко и сразу ненавидеть пришельцев..
А вот образ военного.. Просто класс!! Меньшиков суперски сыграл


Ссылка на сообщение7 мая 2017 г. 16:27
И мне фильм понравился. Несмотря на множество огрехов. На фоне всего остального, чем фонтанирует российский кинематограф в последние годы, смотрится неожиданно приятно.


Ссылка на сообщение7 мая 2017 г. 17:27
«Притяжение» — опять сплошной повтор и заимствования из многочисленных фантастических боевиков последних лет. Заимствование вообще характерно для творчества Бондарчука — та же «9-я рота» — помесь «Офицеров и джентльменов» с «Цельнометаллической оболочкой», перенесенная на нашу историческую почву. Ну а что касается «Притяжения» — то уж тут-то раздолье. Фильм, конечно, смотрится, но и тут же забывается, запоминаются только несуразности в виде инопришельца с кавказской внешностью, к тому же с модной бородкой недельной щетиностности. Не случайно поэтому главная героиня тут же в него втюрилась, а ее разъяренный пацан собрал команду и отправился мстить пришельцам. В общем картинку с помощью китайских и западных студий спецэффектов делать научились, а вот с историями пока еще туговато.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 мая 2017 г. 17:40

цитата

Заимствование вообще характерно
для Б-муви. Как и несуразности. Поэтому такое кино иногда смотрится свежо: с одной стороны, знакомые образы-ходы-явления, с другой — разворот на неожиданную дорогу.
 


Ссылка на сообщение7 мая 2017 г. 17:57
Согласен.


Ссылка на сообщение8 мая 2017 г. 07:01
Штука в том, что правы все.
Дело в том, что в отличии от «Обитаемого острова» Стругацких, сей материал идет по иной линии. «Инопланетный апокалипсис», «Инопланетное вторжение», «Битва за Лос-Анджелес», а также еще 274 схожих фильмов. И даже скромные студии Болгарии или Австралии (которая славна совсем другими фильмами) легко внесут сюда свои пять копеек.
Опять же — есть гиганты типа Джексона (который снимается везде — от шедевра до полного ...эээ). Есть (ну, были — сейчас старенькие) Майкл Паре или Гэри Дэниэлс — как раз в фильмах Б. И имели даже фанатов! Да, мы тут 278е, но будем гордиться, блин. А то, что мы напоминаем 277 предыдущих... Так это же клишированные фильмы! И различаются размахом спецэффектов и вбуханными деньгами.
А чего мы хотим? Инопланетян и боевика? Нате!
Характеры полное... Ну так чего мы хотим? Десятилетиями уродские сериалы и фильмы России формируют жалкое подобие молодежного американского дерьма. А тут прорыв что ли будет? Не будет пока...
Беда в другом. Вот снимаем мы сносный фильм. И тихо пугаемся — ой, чёй-то получилось. И дальше актеров, сценаристику, режиссуру не развиваем.
Так что дорога тут — как американская трасса — наезженная и заасфальтированная. Но надо смотреть КАК ездить и НА ЧЕМ. Получился фильм не откровенное «ведро с гайками», но до «форсажных» машин далеко:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 мая 2017 г. 01:25
Нагиев в фильме не снимался, так что мимо.


Ссылка на сообщение8 мая 2017 г. 17:10
Вечно мы гонимся за голливудом , и вряд ли когда -нибудь его догоним. Надо брать пример с испанцев тех же. Снимают свои, довольно таки самобытные и качественные фильмы, подражают голливудским штампам гораздо реже.


Ссылка на сообщение10 мая 2017 г. 19:53
Можно сказать, что этот фильм -- прогресс. В плане графики, звука, картинки в целом. Да, персонажи иногда непонятно чем руководствуются, но не может же быть всё хорошо):-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 мая 2017 г. 01:26
а тут все плохо, ага. :-)))
 


Ссылка на сообщение14 мая 2017 г. 10:11
Прелесть...
«Мы проводим эксперименты по превращению дерьма в масло. Намазывается на хлеб уже хорошо. С остальными недостатками мы боремся».
То есть графика, звук, картинка — уже хорошо. Мдя... Помнится, что к НАМ ездили из Америки изучать опыт Клушанцева, а один его фильм тупо сперли и перемонтировали. А теперь мы чего-то там достигаем...
Ну, в области режиссуры, сценаристики, актерской игры... экперименты продолжаются.


Ссылка на сообщение17 мая 2017 г. 19:43
Нда....Если уже начинают нравиться такие фильмы, то что будет дальше???...???


⇑ Наверх