Этот фантастический мир


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Gourmand» > Этот фантастический мир (ЭФМ). Часть 6, Закат (выпуски 13, 15, 16)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Этот фантастический мир (ЭФМ). Часть 6, Закат (выпуски 13, 15, 16)

Статья написана 7 августа 18:58
Размещена:

Из тех, кто был причастен к началу и расцвету ЭФМ, остался только ведущий. Полноватый Георгий Михайлович Гречко на своём посту. Недолго, всего один выпуск удастся ему продержаться при новой власти, а затем исчезнет и он.

Итак, напомню, что задумывался ЭФМ как телевикторина для школьников, в этой телевикторине (естественно) показывали фрагменты произведений и просили зрителей отгадать их. Чуть позже вместо фрагментов стали делать полноценные микрофильмы: для рассказов — полные, для повестей и романов — краткое изложение в ключевых сценах. Ещё немного погодя в передаче появились гости. Писатели-фантасты Д.Биленкин, А.Стругацкий, Е.Парнов, К.Булычёв, лит.критик Вл.Гаков, сценарист выпуска Г.Капралов, политолог Г.Шахназаров. Каждый выпуск имел тему, и тема эта раскрывалась в сочетании не одной, а нескольких экранизаций. Поначалу (фрагментный период) их было до четырёх, позже три, иногда два, но никогда не было соло-спектакля. Этим ЭФМ отличался от других передач, от других фильмов и постановок. Даже в самых сглаженных выпусках, как 10 и 14, в большое, объёмное произведение («451 градус по Фаренгейту» и «Умение кидать мяч» соответственно) включалось, гармонично вкладывалось ещё одно, маленькое.

Был перекос в сторону западных авторов, это правда. Что для советской передачи немного странно. Особенно велика была любовь к творчеству Брэдбери. Он, конечно, гений и мастер, но за тринадцать выпусков, честно говоря, поднадоел. Как бы то ни было, смотрелся ЭФМ особо, не похоже ни на что другое.

«А потом пришла она», Антонина Зиновьева.

Наверняка были и субъективные, и объективные причины для смены и режиссёра, и формата, да и вообще для существования передачи. О каких-то вспоминает Тамара Павлюченко в [1].

цитата

А.: Были планы снимать ещё выпуски или была точка, когда стало ясно — все?

Т.П.: Когда в конце 80-х появились первые видаки и фильмы с американской фантастикой, я поняла, что мы уже не можем соперничать в техническом состоянии. А тут ещё появилась другая вещь — мы стали делать фильмы о первой любви, и я переключилась на это.

Немного лукавит Тамара Петровна. Ведь ЭФМ с первого выпуска не собирался конкурировать с западными фильмами по части спецэффектов. Да и зачем они, скажем, в том же фильме «Умение кидать мяч» или «Электрическое тело пою!»? Даже рассказ о роботе-лжеце прекрасно обошёлся без спецэффектов. Не в них же суть.

Изменились вкусы зрителей? Отчасти верно. Когда на тебя извергается поток красочных космобоевиков, когда лазерные лучи взрывают Звезду Смерти, как-то тускло смотрятся чудесные истории без фант. антуража. Увы-увы, реквизит Павла Клушанцева пылится в запасниках киностудий, бюджетные средства ухлопаны на псевдотарковщину Ермаша, а простые почитатели фантастики могли предоставить поезд или барокамеру, но не могли сотворить ни динозавра (а он был в «Планете бурь»), ни гигантского паука (а он был в «Планете бурь»), ни летающей платформы (а она была в «Планете бурь»), ни многого другого.

Стечение обстоятельств, несколько неверно взятых развилок, советская плановая система — и в итоге кинофантастика в СССР умирает.

Что ж, осталось понаблюдать за её закатом.

--------

Режиссёр всех выпусков статьи: Антонина Зиновьева; сценарист и художник: Валерий Вейцлер; композитор: Михаил Чекалин. Своя команда, так сказать.

Я не собираюсь ничего плохого говорить об Антонине Филлиповне, она тут совершенно ни при чём. Просто ей и её команде выпала роль «закрывающих».

Вот кусочек телефонного интервью с ней, взятый из [1].

цитата

А.: Как получилось, что вы вышли на жанр фантастики? Это случайность или у вас был собственный интерес?

А.Ф.: Существовал целый отдел, который занимался именно фантастикой. У них был организован цикл «Этот фантастический мир», где мне предложили сделать несколько фильмов.

А.: Я обратил внимание, что ваши «Бездна», «Психодинамика Колдовства» и «Абсолютная защита» сделаны в разных жанрах. «Бездна» — притча, «Абсолютная защита» — чистой воды комедия, а «Психодинамика» — своего рода лирическая новелла, этот выбор был намеренным или так получилось само собой?

А.Ф.: Так получилось. Я недавно смотрела «Абсолютную защиту» и поняла, что надо было её сделать с большим юмором, чтобы получилась комедия.

А.: Но ведь она и получилась комедийной…

А.Ф.: Можно было сделать ярче. Не увлекаться фантастикой, а скорее юмором.

А.: А были планы снимать ещё серии, или уже тогда все разваливалось?

А.Ф.: Да, единая молодежная и детская студия раскололась на две самостоятельных. А передачи, которые были на грани: вроде бы подростковые, а вроде бы и детские — выпали.

А.: То есть все исчезло ещё до развала Союза?

А.Ф.: Да, мы разделились до развала.

А.: Из тех новел, которые вы сделали, какую считаете наиболее совершенной?

А.Ф.: «Бездну».

А.: Как делался внешний антураж и декорации? Например, интерьер корабля в «Абсолютной защите»?

А.Ф.: Не было ничего особенного. Вы знаете, у меня был очень хороший художник. Если что-то недоделывали, он мог не вылезать из студии и сделать все самостоятельно. Помните на натуре в «Психодинамике колдовства» есть внешняя сторона хижины? Так вот это он выезжал и самостоятельно строил. А внутри – это уже студия. На его энтузиазме было сделано очень многое: те же куклы из «Абсолютной защиты».

Выпуск 13

Основная часть — экранизация пьесы Рэя Брэдбери «Чикагская бездна». Длительность 49 минут. В главной роли Сергей Юрский. Прекрасная постановка с неоднозначной музыкой.

Минутку до основной части занял Георгий Гречко, сообщивший о получении ЭФМ «международной премии за 1987 год европейским обществом фантастов» (прямая цитата). А после основной части состоялась беседа Гречко с двумя гостями. Это были Георгий Сергеевич Голицын, член-корр. АН СССР, эксперт ООН по последствиям ядерной войны (справа) и Григорий Суренович Оганов, политический обозреватель газеты «Советская культура» (слева).

Выпуск 15

По рассказу «Призрак V» (в передаче назван по другому переводу «Абсолютная защита») Роберта Шекли из цикла о Грегоре и Арнольде.

Никаких следов ведущего я не нашёл. Длительность выпуска (а значит, и фильма) всего 30 минут. Обычная экранизация, довольно камерная. Спецэффекты как в Маппет-шоу. Музыка диковатая.

Выпуск 16

По повести Джеймса Ганна «Где бы ты ни был». Ведущего нет. Длительность выпуска (и фильма) 76 минут. Замечу, что по этой повести снято ещё два фильма (см. карточку) и, думаю, снимут ещё двадцать. Угадать тему выпуска не берусь. Видимо, какие жёны нам нужны. Не понравилась музыка, Михаил Чекалин — не мой композитор совсем.

-----------

Вот и всё.

Источники

[1]: запись в ЖЖ «Фантастическому миру посвящается» пользователя triangular_orb.





310
просмотры





  Комментарии
нет комментариев




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх