Жила была одна девочка и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Жила-была одна девочка, и звали её… Все звали, и везде. А она не хотела!
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Жила-была одна девочка, и звали её… Все звали, и везде. А она не хотела!

Статья написана 15 марта 2020 г. 14:08

Игры с богами (трилогия), Елена Малиновская, 2007-2009

https://fantlab.ru/work104645

Взявшись экзотики ради за трилогию «Игры с богами» Елены Малиновской, я поначалу вообще не мог уразуметь, что читаю. Мне обещали оригинальное героическое фэнтези, отличающееся как от классических его образцов, так и от всей «типично-женской» литературы разом. В действительности же я получил нечто, неуловимо напоминающее «Земноморье» Урсулы Ле Гуин, но аморфное и ужасно затянутое, великоимперски и магократически окрашенное, с «вампирами»-садистами, которые тут, слава Богу, не вампиры, а странно инициируемые волшебники, с оборотнями и навязчивыми матримониальными поползновениями со всех сторон, которые почему-то приобрели здесь насильственно-сексуальную подоплёку и стали исходить (во что никак не верится) от мужчин.

Я долго и честно пытался и всё никак не мог понять главную героиню, Эвелину. Необыкновенное предсказанное рождение, необычная внешность, уникальный талант в магии и немалые способности к фехтованию, системное многолетнее обучение, оттачивающее эти природные дарования. Задатки уровня полубога, – но героиня, во-первых, сама не знает, зачем ей эти способности и как их использовать в жизни, и, во-вторых, постоянно находится под деспотическим присмотром и контролем гораздо более одарённых, сильных и опытных личностей, которые не позволяют ей ничего, кроме учёбы и тренировок. Ну, думаю, хоть ко второй книге она выучится, освободится и всем задаст! А она не смогла. Неоднократно пыталась и даже не оставила эти попытки после многочисленных жестоких наказаний, но не смогла. Даже полубогу сложно переиграть богов в игру, которую они сами и придумали.

Дальше стало понятно, что внешнее действие здесь отсутствует, оно сымитировано для того, чтобы разбавить и украсить авторский психологический этюд. Каждая книга лишь повторяет ситуацию предыдущей в новой, одинаково ограниченной и замкнутой локации, всё усугубляя подчинённое положение героини. Там, где любой другой герой стал бы действовать хотя бы по принципу бильярдного шара, Эвелина может лишь упереться упрямым осликом под градом ударов, упасть и волочиться по земле на поводке, как вынесенная на прогулку квартирная кошка, сжаться ежом в комочек и ждать – пинка кирзовым сапогом или когда её оставят в покое. Похоже, что единственная её надежда на будущее заключена в убеждении, что всё как-нибудь утрясётся само собой, если потерпеть достаточно долго.

Оказалось, что в случае с Еленой Малиновской грубейшей ошибкой будет идти бычком на верёвочке вслед за привычным шаблоном маскулинного образа действия персонажей, используемым также и большинством авторов-женщин. Надо признать, что Эвелина действительно не такая, как все. Не первобытная затравленная феминистка Эйла, как в цикле «Дети Земли» Джин Ауэл, не какая-нибудь рыжая юморная и раскрепощённая ведьмочка, не агрессивная и стервозная сексуальная пацанка с клинками и частями тела наголо. Не женщина, не мужчина и не что-то среднее, а великовозрастный ребёнок, если уже и осознавший свой пол, то ещё не придавший этому особого значения. Питер Пэн Дж. М. Барри – это мальчик, не желающий взрослеть, вампирша Клодия у Энн Райс – сошедшая с ума женщина, навсегда запертая в детском теле, а Эвелина Елены Малиновской – насильственно задержанная в личностном развитии, но продолжающая физически расти девочка, упрямо стремящаяся к плохо представляемым ею свободе и самостоятельности, но оказавшаяся не в силах вырваться из-под «родительской опеки» то одного, то другого тирана. Также обращает на себя внимание некое глубинное родство с фильмом «В компании волков» Нила Джордана, в котором история взросления была показана изнутри причудливого, образного и чувственно-ассоциативного восприятия почти такой же девчонки, что и у Малиновской.

История Эвелины – это борьба ребёнка-жертвы гиперопеки за индивидуализацию, самость и социализацию в жестоком, требовательном и непонятном мире взрослых людей. Трилогия, рассмотренная даже с этой позиции, выглядит не менее странно и уж никак не тянет на героическое фэнтези, не становится она ни типично-женским романтическим его вариантом, ни юмористическим, ни даже полностью детско-подростковым. Что же это такое? По всему выходит, что иносказательная психологическая сказка, ориентированная на подростков женского пола и их родителей.

Да простят меня Елена Малиновская и боящийся спойлеров читатель, но сейчас я перескажу эту сказку сам, и так, как её вижу, находясь вне целевой аудитории.

Жила-была на одном острове маленькая девочка, и звали её Эвелина. Никому она была не нужна, и все её обижали и боялись из-за того, что были у неё красные глаза. Мама её умерла, а папа так грустил по маме, что не мог любить свою дочку, а немного погодя и сам умер.

Забрала тогда девочку к себе одна добрая старушка, хотя тоже боялась её красных глаз, и жили они вместе хорошо, но недолго. Приплыли на корабле большие злые мальчики и стали всех обижать, и бабушку тоже, и Эвелине пришлось с ними так сильно подраться, что потом разболелась вся.

Тогда прилетел её дядя-волшебник и вылечил её, и забрал к себе в большой город, и стал там воспитывать и наказывать, и отдал её в школу, в которой учили и тоже наказывали. Оказалось, что Эвелина и сама могла стать волшебницей, если постарается!

Стала тогда учиться девочка на одни пятёрки, но её за это невзлюбили в школе. Узнал про её оценки самый главный волшебник и сделал своей ученицей, и стал её учить и наказывать строже всех. Мучилась-мучилась Эвелина, терпела-терпела и наконец всему научилась, и самый главный волшебник стал с ней гулять, хвалить и сказки рассказывать, и всё у них было хорошо, но недолго.

Выросла у Эвелины грудь, не очень большая, но заметная, и все мальчики и взрослые дяди стали к ней приставать и хватать, и даже самый главный волшебник стал замуж звать. А девочка не хотела! Она была хорошей девочкой, и потому никуда ни с кем не ходила и ни на что не соглашалась.

Правда, девочке даже понравилось то, что один раз сделал с ней самый главный волшебник, но за это она обиделась на него, а на себя ещё больше. Ей стало так противно и так грустно, что она улетела от всех далеко-далеко, за синее море, упала там и сильно-сильно разболелась.

Подобрала Эвелину одна добрая беременная тётенька и взяла к себе в деревню, и вылечила. Узнала девочка, что дети из тётенек родятся, и что тётенькам это тяжело и больно делать, и стала она тогда большой девочкой, и принялась защищать всех маленьких детей.

Но детей, оказывается, от всего защищать нельзя, а Эвелина попыталась, и её за это побить хотели и из деревни выгнать. Обиделась она тогда и сама от всех ушла, и даже наказывать никого не стала.

Шла-шла Эвелина куда глаза глядят и вдруг увидела, что взрослые дяди девочку обижают, за грудь её хватают, и заступилась за неё. А девочка почему-то разозлилась и искусала Эвелину так, что дяденькам пришлось её саму от этой девочки спасать.

Обиделась тогда Эвелина на всех и снова сильно разболелась, а одному дяденьке понравилось, как она со злой девочкой дралась, и забрал он её к себе домой жить, и вылечил. Правда, не до конца вылечил: раз в месяц Эвелина всё равно болеть стала и становиться злой, совсем как та нехорошая девочка.

Она пообещала доброму дяденьке, что не будет никого кусать, и они подружились, и ещё с одним хорошим мальчиком подружилась, и жили они все хорошо, но недолго.

Узнал, где она живёт, самый главный волшебник и заставил её дядю у доброго дяди её отобрать и назад привезти. Самый главный волшебник даже не побоялся, что она теперь раз в месяц злая становится и может всех покусать, он был старше и сильнее, и, хоть она и была против, делал с ней всё, что хотел. Почти всё – потому, что ему обязательно хотелось, чтобы она соглашалась с ним и делала то, что он от неё хочет, по своей собственной воле. А она не хотела и не соглашалась, даже замуж.

Тогда запер самый главный волшебник Эвелину в комнате и гулять не пускал, и сказал, что всё равно на ней женится. Скучно стало девочке, и начала она чахнуть, и зачахла бы до смерти, но пожалел её её дядя и договорился с добрым дядей и хорошим мальчиком, что надо её спасать.

Набросились её дядя, добрый дядя и хороший мальчик на самого главного волшебника и стали его колотить, но он вырвался и сам всех побил, ведь был он самым главным волшебником и самым сильным! И пришлось бы Эвелине идти за самого главного волшебника замуж, всё время сидеть взаперти в комнате и никогда не гулять, но проснулся вдруг в ней какой-то очень старый дядя и накричал на самого главного волшебника так, что тот испугался, и сказал девочке, что теперь она может делать всё, что хочет, и никто её за это не накажет.

Подумала-подумала девочка, чего она хочет, ничего не придумала и решила всех пожалеть, и сделала всем то, что те от неё хотели, чтобы только они больше не ругались и не дрались, и самому главному волшебнику тоже. Тогда они все помирились, и Эвелина ушла с добрым дядей, потому что он добрый и никогда её не наказывал и всегда спрашивал, что она хочет и что думает, а с самым главным волшебником остался жить хороший мальчик, потому что он сильный, смелый и самостоятельный, и даже помощь очень старого дяди ему не нужна.

Опубликовано на странице произведения: https://fantlab.ru/work104645

Дихотомия женственности
Дихотомия женственности





1477
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 марта 2020 г. 15:40
Первый.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 марта 2020 г. 06:27
 


Ссылка на сообщение16 марта 2020 г. 13:49
К сожалению, у меня есть несколько книг Малиновской. К счастью, я так их и не прочитал.
 


Ссылка на сообщение18 марта 2020 г. 17:10

цитата chivel

К сожалению, у меня есть несколько книг Малиновской.

А Вас что сподвигло на это?
 


Ссылка на сообщение18 марта 2020 г. 19:37
А мне когда-то стопку книг серии «Магия фэнтези» отдали. Они всё лежат, я ни одной ещё не прочитал. Всё не досуг.
 


Ссылка на сообщение19 марта 2020 г. 13:04
chivel
Понятно.


Ссылка на сообщение15 марта 2020 г. 20:40
Вы не жалеете о потерянном на это чтиво времени?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 марта 2020 г. 06:28
mr_logika
Давал себе разгрузку после Лю Цысиня!

А вообще, если подойти с точки зрения филолога, изучающего нишевую литературу, а не читателя, материал Елены Малиновской гораздо выше уровня той же раскрученной Энн Райс. Если проследить развитие женских тем подчинения-беспомощности-демонических мужчин, то «конфетку» лучше и для более широкой аудитории смогла сделать из этого только Брит Марлинг в первом сезоне «ОА» (второй ещё не смотрел).


Ссылка на сообщение15 марта 2020 г. 20:53
Ваше изложение чудесно :-D А, главное, быстро, не надо тратить несколько вечеров на глубокое изучение подобного шедевра. Вот бы так было всегда!))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 марта 2020 г. 06:34
Миломила
Спасибо! Если честно, сначала было написано именно краткое изложение по трилогии Малиновской. :beer:


Ссылка на сообщение15 марта 2020 г. 22:09
Под спойлером готовый сюжет для гнухи, в соответствующей обработке, естественно. :-D Пустят под рубрикой «Со смыслом». ГГ явно страдает садо-мазо склонностями, причем мазо даже гордится.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 марта 2020 г. 06:39
Bookerz
Ну, это самое можно сделать из всего, было бы желание. Конкретно по тексту Елены Малиновской секс случился только два раза, и то один из случаев остался «за кадром». Всё почти платонически, никакого сравнения с циклом «Анита Блейк» леди Лорел Гамильтон.
 


Ссылка на сообщение16 марта 2020 г. 08:45
Всё остается в подтексте ))
И разумеется, можно любой сюжет переложить на другой жанр (Поттеры доказали). Но некоторые просто таки напрашиваются на это ))
 


Ссылка на сообщение16 марта 2020 г. 08:55
Bookerz
«А всё ещё стоит, а сердце не остыло» . Агата Кристи, «Пока-пока»:
https://www.youtube.com/w...


Ссылка на сообщение15 марта 2020 г. 22:18

цитата chivel

Первый.

Давно (пожалуй, даже никогда) не встречал столь содержательного комментария.


Ссылка на сообщение16 марта 2020 г. 23:33
Я две недели гналась за вами, чтобы сказать, как вы мне безразличны...
Чем-то все-таки зацепила Вас Эвелина, что вы прочли все три тома, и произвели на свет спойлер безупречной стилистической выдержанности на полторы страницы, со всеми перипетиями сюжета?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 марта 2020 г. 17:12

цитата Mercedes

Чем-то все-таки зацепила Вас Эвелина

Сначала рекламой о нетипичности, а потом включился «папочка» и «защитник». Наконец, когда включился головной мозг, стало просто интересно, чем кончится. 8:-0


Ссылка на сообщение18 марта 2020 г. 18:24
Все-таки ради рецензии прочитать целых три тома инфантильно-мамской фэнтези это сурово. Не каждый так может :-))) Интересно почему тема садомазо так трогает женские души? Причем ладно бы только славянских писательниц. Западные выходит тоже склонны к «бьет значит любит»? Ппц до седых волос дожил так и не понял в чем тут прикол. Внимания им что ли не хватает? Пусть даже в такой форме %-\ Так нынче это опасная гастроль. Присесть можно очень надолго и даже миллионы не всегда спасают. А уж если гол как сокол, так дорога быстро приведет совсем не на тихоокеанский флот. Знал одного такого «садиста-террориста» так десятку теперь мотает. А всего-то воплощал женскую мечту о гиперопеке. Девицы пачками вешались, но мало кто выдерживал хотя бы пару месяцев «отобрал телефон-стер фотки в соцсетях-никуда одну не пускает». В реальности такой «деспот-тиран» быстро утомляет :-))) Жаль парня так-то.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 марта 2020 г. 13:10
igor_wall
Эта женская тема — отклонение и предрасположенность, а не норма и данность. У нашего пола из подобных перекосов развития чаще всего встречается зависимость от «мамы-деспота». Некоторые и женятся, и детей заведут, и не подумаешь даже про мужика, что «сыночка», а стоит мамке бровь искривить, позвонить или гавкнуть — сразу хвост поджал.


⇑ Наверх