Звездные войны эпизод 9


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Farit» > Звездные войны, эпизод 9: "Скайуокер. Восход"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Звездные войны, эпизод 9: «Скайуокер. Восход»

Статья написана 20 августа 2020 г. 22:14

Перед просмотром третьего фильма строить какие-то теории было уже затруднительно. Просто потому, что события первого и второго фильма не связывались у меня в голове с общей канвой Звездных войн вообще никак. Понятно, что тут кроется большая опасность – он с изрядной частью канона и не должен был связываться. Мышиный дом сразу объявил, что канон отменяется и они не будут учитывать никакие продолжения, а начнут совершенно отдельную линию, которая станет новым каноном. Мне, кстати, это очень сомнительно – и не потому, что кино мне не нравится, а потому, что новый канон строить, по большому счету, просто не на чем. Все же мифология мира Звездных войн – штука уже устоявшаяся, и новая трилогия в нее влезает с огромным трудом.

Хотя, конечно, загадывать не будем. В принципе, что-то всегда можно придумать, ведь читатели народ податливый и соблазнить их каким-то новым поворотом – отчего бы и нет? А что – придумать точку бифуркации, после которой история Галактики разошлась по двум временным линиям. В одной – все такое традиционное, адмирал Траун и следующие поколения Скайуокеров, а во второй… ну, вот это. Нетрадиционное.

В некоем идеальном мире можно было бы даже устроить соревнование – чей вариант победит. А что – технологии развиваются, компы мощнеют, оцифровка рулит, отчего бы не замутить что-то подобное? Я б поучаствовал в написании сценария – есть пара прикольных идей.

Но вернемся к фильму. Напомню, что конец предыдущего зафиксировал ситуацию в весьма специфическом положении – с одной стороны, Сопротивление уменьшилось до буквально горсточки отважных беглецов, во все лопатки удирающих от огромного флота Первого Ордена, окончательно помер Люк Скайуокер, а на призыв сопротивленцев о помощи никто не откликнулся. То есть в ресурсах, живой силе и технике преимущество Ордена абсолютно подавляющее.

Но с другой стороны – у Сопротивления есть Лея Скайуокер, вполне так крутой джедай, которой и вакуум не страшен, плюс Рей, которая делом показала, что как минимум в боевых навыках ничем не уступает Кайло Рену. А этот самый Кайло – единственный представитель Темной стороны, то есть в Силе преимущество Сопротивления более, чем двукратное – если вспомнить метания Скайуокера-внука. То есть тут преимущество за Светлой стороной и преимущество весомое.

Правда, проблема тут в том, что целью что Рей, что Леи было не уничтожение Кайло, а его перетягивание обратно на Светлую сторону. Вся структура трилогии такова, что по всему окончание ее должно было повторять окончание первой трилогии, которая, как известно, завершалась обращением Дарта Вейдера. Проблема была в том, что в исходной трилогии был еще и Дарт Сидиус, Темный владыка-ситх, учитель Вейдера и Люк с Леей выдирали папу из его тлетворного влияния. У Кайло ничего такого не осталось – ну, кроме его внутренних демонов. Представить себе, что Рей и Лея будут проводить психотерапию мне было сложно, ситхов на горизонте не было, так что я решил, что в Галактике должен произойти некий большой бадабум – на фоне которого Кайло будет возможно перетащить на наш берег. С трудом, конечно, но все же…

Как это реализовать на деле я не представлял – но других выходом просто не мог придумать. Так что приступал к просмотру с интересом – как-то выкрутится из этого болота Абрамс?

Ну-у… с одной стороны, нельзя сказать, что не выкрутился. С другой – он сделал нечто, сопоставимое с обнулением победы при Эндоре. Он оживил Дарта Сидиуса.

Ход настолько дикий, что я в какой-то момент просто ошалел. То есть они решили, что старик мало получил в финале «Возвращения джедая»? Не, после этого – о каких таких новых канонах и прочем может идти речь?

Понятно, что прецеденты были – Дарт Мол не даст соврать, но там-то была локальная история, а тут – хребет всей предлагаемой нам линии, ее кульминация! И вы это все взваливаете на старичка.

Честно сказать, дальнейшее для меня просто потеряло смысл. Конечно же фильм на том не закончился – были там и драки, мы увидели настоящую джедайскую полосу препятствий, и их новые штучки, и новая девушка для Финна, и старая девушка для По. Лея померла, Хан наоборот, чуть не воскрес, как и Люк, который и в астрале сохранил способность тягать сой крестокрыл со дна морского. И голоса джедаев мы услышали, и Рей в итоге оказалась тоже из очень даже почтенной семьи… Бред, короче. Даже появление изрядно располневшего Ландо Калриссиана, увы, дела на спасло.

Хотя летающие штурмовики мне понравились, врать не буду. Ход – что надо.

Блок на переводы с ситхского – это, блин, ход еще более сильный.

А вот истории так и не случилось. Все, рассыпалась в прах, во всяком случае – для меня.

И в довершении всего мне очень сильно не понравились приколы, типа как вышло с Чубаккой – когда нам всяческий втирали, что его убили, причем свои, а потом он оказался живехонек. Ну, и зачем такие низкие приемы?

Ладно, какие выводы?

Фильм, является финалом очень длинной киносаги. По идее, это должно означать расстановку всех точек, завершение всех линий и ответы на все вопросы. При том, что линии стартовали давно и вопросы заданы тоже не в рамках обозреваемого фильма. Так что не обойтись без того, чтобы кинуть взгляд на всю рассказанную нам историю.

«Звездные войны» в рамках трех кинотрилогий являются историей семейства Скайуокеров. Это вполне респектабельный художественный прием: показ истории некоторого мира или его части через историю отдельно взятой семьи. Несть числа примерам его использования.

Трилогия приквелов рассказывает о восхождении и падении представителя первого поколения – Энакина. Маму его, Шми Скайуокер все же более правильно отнести к нулевому поколению, а про папу нам ничего не известно. В этом, кстати, многие видят достаточно смелые ассоциации, забывая, что у того, с кем его ассоциируют папа как раз есть и папа более, чем знаменитый.

Итак, Энакин Скайуокер в рамках первой трилогии сначала прославил себя как рыцарь-джедай, но потом пал и перешел на Темную сторону силы, став Дартом Вейдером. Правда перед этим он породил близнецов Люка и Лею Скайуокеров, история борьбы которых с Империей и собственным отцом составила основную трилогию фильмов. Иными словами, первые две трилогии посвящены следующим друг за другом поколениям этой семьи.

Соответствует этому правилу и третья – одним из ее главных действующих лиц является Бен Скайуокер, сын Леи и внук Энакина, или, если хотите, Дарт Вейдера. Правда, если смотреть на вещи с чисто биологической точки зрения, то третья трилогия эту историю завершает – к ее концу никого из Скайуокеров не остается в живых. Во всяком случае, никого из известных нам Скайуокеров. Так-то, при желании, накопать потомков можно – но мы этим, естественно, заниматься не будем.

Заметим, кстати, что если рассматривать сагу с точки зрения изображения метаний Скайуокеров, стоящих перед ними вызовов и выбора, что они делают, то лучшей является трилогия приквелов. Превращение Энакина в Вейдера, его причины и сопутствующие этому обстоятельства показаны подробно и убедительно, а также великолепно вписаны в, так сказать, исторический контекст. На примере судьбы Энакина мы реально видим падение Республики и восход Империи, уничтожение джедаев и торжество ситхов.

Его обратная эволюция в основной трилогии – из Вейдера в любящего папочку –убеждает меньше. Но так как она снималась первой, то это нельзя даже назвать недостатком – это наше первое знакомство с далекой Галактикой, широкие мазки и определенная условность совершенно органичны, а сама история выглядит цельной и сбалансированной.

И в этом смысле переход от основной трилогии к приквелам очень естественен – история, рассказанная хронологически второй (хотя и формально предшествующая тому, что мы уже видели) показывает гораздо более сложный мир с гораздо большим количеством взаимосвязей. В привеле история уже не столь цельная – но эти две трилогии сочетаются между собой очень хорошо. И, самое главное, они дают нам практически полное понимание того, что случилось в далекой Галактике – Скайуокеры следуют за самыми главными событиями, активно в них участвуют и определяют их результат.

Но первые две трилогии довольно ясно показали нам и ограниченность исходного сеттинга Звездных войн. Фактически, для движения сюжета там есть только две возможности – героическое превозмогание малыми силами многократно превосходящих сил противника, в основном за счет джедайской удачи и героизма, да метания очередного Скайуокера между Темной и Светлой сторонами.

Заметим, что практически все продолжения старого канона тоже сделаны по этим двум лекалам.

Трилогия же сиквелов… ее никак и никуда не всунешь. Хотя бы потому, что это на самом деле не трилогия. В ней нет сквозной истории – ну не считать же таковой метания Бена Скайуокера. Все три фильма очень слабо связаны между собой. При этом первый и третий, в общем-то, сделаны уж слишком под соответственно первый и третий фильмы основной трилогии, во втором сделана очень робкая попытка усложнения истории – через показ торговца, поставляющего оружие и тем и другим, но она полностью висит в воздухе, ни предпосылок у нее нет, ни последствий.

Эволюции Бена в значительной степени даны нам не как результат его внутреннего развития, а как факт. Принимайте такого, как есть. Намеки, старательно запараллеливающие его историю с историей дедушки даны совсем уж грубо – если Йода и Мейс Винду сомневались в Энакине, но в итоге позволили ему обучаться, то сомнения Люка привели его к тому, что он племянника решил сразу же прирезать. Ничего большего для перемещения человека на Темную сторону и сделать было, вероятно, нельзя. При том, что это можно же было обыграть куда лучше – сомнения Люка явно больше, ведь пример папаши-то у него стоял перед глазами, но все ростки чего-то более сложного авторы фильмов резали безжалостно. А зря.

Кстати, в свете сказанного выше появляется полная неясность с названием фильма – почему «Скайуокер. Восход», когда формально описан полный и бесспорный закат этого семейства?

Ответ на этот вопрос создатели фильма дают, и даже не один, но… в свете всего вышесказанного – верить таким ответам очень трудно.

В итоге… я не буду кривить душой – снова оказаться в далекой Галактике было здорово, как и снова увидеть Татуин, например, полетать на «Соколе тысячелетия» и понаблюдать за драками на световых мечах. Но удовольствия от рассказанной истории получить не удалось, собственно, даже не удалось ее понять. Все, что я узнал из трилогии сиквелов либо противоречит тому, что я знал из предыдущих фильмов, либо очень слабо с ними сочетается, либо просто не лезет ни в какие ворота.

Трилогия началась с дурацкого предположения, дальше шла невнятными кусками и закончилась совсем глупо.

Грустно.





1077
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 августа 2020 г. 22:41

цитата Farit

Трилогия началась с дурацкого предположения, дальше шла невнятными кусками и закончилась совсем глупо.

Все, что нужно знать о трилогии сиквелов


Ссылка на сообщение20 августа 2020 г. 23:02
А меня как не фаната ЗВ, а просто любителя этой киновселенной (книги не читал, игры почти не играл) больше всего разочаровало отсутствие чувства меры у создателей. Много не значит хорошо. :-[

Что больше всего понравилось в новой трилогии это Рей и Кайло Рен и их противостояние/любовь — было круто, драматично и эпично.:cool!:


Ссылка на сообщение23 августа 2020 г. 18:39
Ну и фтопку эти богомерзкую трилогию! >:-|


⇑ Наверх