Из ссыльных в короли


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «radals» > Из ссыльных в короли: «Кругосветное путешествие короля Соболя» Жана-Кристофа Руфена в «Азбуке»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Из ссыльных в короли: «Кругосветное путешествие короля Соболя» Жана-Кристофа Руфена в «Азбуке»

Статья написана 28 октября 2020 г. 17:16

Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя… Мориц Август Бенёвский – настоящий герой своего времени, сын века Просвещения, когда мир еще казался огромным, но почему-то гораздо легче покорялся смельчакам. Неудивительно, что Жан-Кристоф Руфен выбрал Бенёвского героем своего нового романа «Кругосветное путешествие короля Соболя»: таких людей, как говорится, больше не делают.


Жан-Кристоф Руфен «Кругосветное путешествие короля Соболя»


Аннотация:

Жан-Кристоф Руфен, известный французский писатель, лауреат Гонкуровской премии, историк, дипломат, один из основателей движения «Врачи без границ», написал немало книг, завоевавших огромную популярность. Мориц Август Бенёвский — красавец-аристократ, хромавший как Байрон, влюбленный и пылкий как Казанова, рисковый как Фрэнсис Дрейк, Генри Морган или граф Калиостро, строптивец, лишенный наследства, мечтавший о морях-океанах в польской деревеньке и в каземате Петропавловской крепости, — герой нового романа Жан-Кристофа Руфена «Кругосветное путешествие короля Соболя». Для этого авантюриста не было невозможного: поднять бунт, совершить побег, преодолеть тысячи верст по суше и тысячи лье по морю (Франция, Камчатка, Япония, Формоза, Америка, Бразилия), основать царство равенства и свободы на прекрасном острове Мадагаскар, слывшем раем для пиратов и работорговцев, стать королем, исповедуя идеалы равенства и свободы, – все это было в его силах. О Бенёвском написаны романы, поставлены пьесы, сняты фильмы. Его жизнь была окутана тайной. И суть его личности так и осталась загадкой.

Впервые на русском!


Перевод с французского Риммы Генкиной

Оформление обложки Вадима Пожидаева


384 страницы

Плановая дата готовности 10 ноября 2020 года



Жан-Кристоф Руфен – редкий случай, когда личность автора не уступает личности его героя в неординарности и разносторонности. Дело в том, что Руфен не только известный писатель и дважды лауреат самой престижной во Франции литературной Гонкуровской премии – он еще и врач, дипломат, активист и путешественник. Последняя ипостась явно роднит его с Бенёвским: писать об авантюристах гораздо легче, когда ты сам повидал мир. Путешествия Руфена связаны с профессией врача: он долгое время сотрудничал с международной гуманитарной организацией «Врачи без границ», с которой побывал в странах Африки и Латинской Америки. В 90-х Руфен поднялся до поста вице-президента этой организации.

Жан-Кристоф Руфен
Жан-Кристоф Руфен


Но Руфен боролся не только за человеческие жизни, а еще и за жизнь приключенческой литературы. По его словам, во Франции она в какой-то момент стала считаться в плохом смысле слова «популярным» жанром. И если, скажем, американцы не боятся бросать вызов Дюма, то соотечественники-французы от таких книг отвернулись. Правда, так Руфен рассуждал еще в нулевых, а за последние лет пятнадцать даже он один успел выпустить много любопытных книг. Писатель работает еще и над нон-фикшном, хотя и чувствует, что это направление его ограничивает – в отличие от любимой художественной литературы. В качестве главных героев Руфен любит выбирать ярких исторических личностей: так было, к примеру, с романом «Большое Сердце», в прошлом году вышедшем в серии «Азбука Premium» — в центре этой книги оказался советник Карла VII, французский промышленник Жак Кёр.



Бенёвский оказался идеальным персонажем для Руфена не только из-за своей насыщенной жизни. Дело в том, что об этом человеке вроде бы известно много, и его мемуары до сих пор издаются во Франции – но о его внутренней жизни, мечтах и стремлениях понятно крайне мало. А Руфену только того и надо: оболочка персонажа уже готова, а вот наполнить ее – дело писателя. Создать гармоничный образ, который не будет противоречить фактам – дело не из легких, и сам писатель признается, что кое-где слукавил: в частности, это касается жены Бенёвского. Некоторые считают, что ни ее, ни сына вообще не существовало, однако для Руфена мадам Афанасия Бенёвская стала одним из ключевых персонажей книги.


Мориц Август Бенёвский
Мориц Август Бенёвский


В истории польского/словацкого/венгерского авантюриста есть русский след длиной от Петербурга до Камчатки. Бенёвский в молодости побывал в ссылке и, можно сказать, пешком прошел через всю Россию. Конечной точкой этой долгой дороги должен был стать Большерецкий острог на Камчатке, но место заключения в итоге стало местом освобождения, а заодно и началом большого пути Бенёвского. Здесь же, если верить порой обманчивой истории, он познакомился со своей будущей женой Афанасией, которая была дочерью коменданта Большерецкого острога. Будучи уже в бегах, они доплыли до Аляски, побывали в Японии и еще нескольких экзотических местах – все это отображено на карте. После этого путешествия у Бенёвского началась новая жизнь – завершилась она, как известно, на Мадагаскаре. Он был убит за несколько лет до Великой Французской революции, которая могла бы значительно повлиять на его судьбу.

Путешествия Бенёвского
Путешествия Бенёвского

Но первый, с кем читатели встречаются в «Кругосветном путешествии короля Соболя» — это не сам Бенёвский. Его с женой мы видим глазами ни много ни мало Бенджамина Франклина, которого супруги Бенёвские приехали повидать – а заодно и рассказать, как сын полковника стал королем Мадагаскара. Именно Франклин, будучи, видимо, вздорным, но очень проницательным стариком, первым характеризует их: Август кажется ему властным и загадочным, Афанасия – живой, но изысканной. Такими впоследствии увидит их и читатель, хотя этими характеристиками дело, конечно, не ограничится. Любовь Руфена к своим героям видна с первых же страниц: даже короткого описания хватает, чтобы почувствовать тепло, с которым писатель воссоздавал/придумывал давно исчезнувших людей. Никто не знает, каким человеком на самом деле был Мориц Август Бенёвский, но в исполнении Жана-Кристофа Руфена он получился настоящим Героем – не только своего времени, но еще и большого романа.






2510
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 октября 2020 г. 19:09
Не измученный писателями и историками персонаж. Приятный авторский стиль.
П.С. Обязательно надо приобрести !


Ссылка на сообщение29 октября 2020 г. 11:03
Что за тренд пошел писать на всю обложку
НА
ЗВА
НИЕ
РО
МА
НА
?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 октября 2020 г. 14:07
Абсолютно согласен с вами. Выглядит ужасно и безвкусно.
 


Ссылка на сообщение29 октября 2020 г. 14:41

цитата Raimei

ужасно и безвкусно

Смелое утверждение. Хотелось бы услышать, на основании каких критериев сделано обоснование. Будьте так любезны, просветите. То, что название романа выложено лесенкой во всю лицевую сторонку обложки — это не аргумент.
 


Ссылка на сообщение29 октября 2020 г. 15:11
По шрифтам, самой иллюстрации — все супер и красиво, вообще вопросов нет. НО зачем такую красивую иллюстрацию перекрывать надписью?..
 


Ссылка на сообщение29 октября 2020 г. 15:47
Потому что корабль в море — это только вспомогательный элемент, фон для истории, сам же роман не об отважных корсарах и совсем не Сальгари, а история авантюриста. С другой стороны, для такого исторического романа о герое своего времени как нельзя лучше подходит картинка на морскую тематику. Для привлечения внимания. Только морские странствия — это лишь малая толика того, что случилось с героем романа. Потому такие большие буквы названия — они обещают нечто гораздо большее, даже то, что он был королём.
 


Ссылка на сообщение29 октября 2020 г. 15:53
Огромное спасибо за развернутый ответ, но иллюстрацию все равно жалко :)


Ссылка на сообщение30 октября 2020 г. 11:56
После прочтения «Большого сердца» становится понятно, что Жан-Кристоф Руфен в писательство не покурить зашёл. «Большое сердце» написано с большим чувством.
-Что за чувство такое? — спросите вы.
-Чувство прекрасного, чувство понимания людей прошедших времён и наконец чувство меры — отвечу я.
Такие книги- редкость. Пропустить никак нельзя.Мне, как читателю любящему всякое такое историческое, в последнее время стало казаться, что — усё, больше ничего интересного исторического не встретится😥. И вот оно #читательскоещастье : «Большое сердце», «Вулфхолл или Волчий зал».


⇑ Наверх