Новый год для заклятых


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «alexlazer» > Новый год для заклятых друзей
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Новый год для заклятых друзей

Статья написана 24 апреля 2021 г. 06:31

Отпусти меня, тятя, на волю,

Не держи ты меня под замком.

По весеннему минному полю

Хорошо побродить босиком...

Гулко ухает выпь из болота,

За оврагом строчит пулемет,

Кто-то режет в потемках кого-то,

Всей округе уснуть не дает….

-------------------------------

“The Hunting Party” by Люси Фоли (2019) (https://fantlab.ru/work1300885)

История того, как ко мне в руки попала эта книжка, довольно любопытна. Признаюсь честно, о миз Фоли до недавнего времени я и слыхом не слыхивал. Но вот недавно, с теплым чувством ностальгии глядя на довольно неплохой британский сериал «STAG», не так давно повторенный на BBC Two, я загорелся идеей поспрашивать у своих английских друзей, нет ли у них в загашнике еще чего-нибудь эдакого. Такого, пожалуй, что и нет, с загадочным видом ответили мне, и порекомендовали обратить внимание на вот эту книжку, о которой я и хочу поведать почтеннейшей публике. На минуточку, была в прошлом году номинирована на British Book Awards (Nibbies)! Настораживает заранее, не так ли?

Фабула в таких историях проста до безобразия: небольшая группа людей, отрезанных от мира, на голову которых сваливаются неприятности одна другой веселее — от НЕХ до маньяка с вязальными спицами, по одному отправляющих в Небытие протагонистов. В этом антураже чего только не сочинили, — от герметичного детектива до кровавого хоррора,- и сказать новое слово здесь практически невозможно, сколько ни старайся. Остается только махнуть рукой на скудость фабулы и просто наслаждаться историей.

Завязка не поражает чем-то выдающимся, как впрочем от нее и ожидалось. Девять заклятых друзей, дабы отпраздновать Новый год, собирают манатки и отправляются в удаленное от цивилизации шотландское поместье «Охотничий дом». Знакомы они и даже дружат уже очень много лет, и чтобы все время оставаться на связи, по старой доброй традиции проводят это время вместе где-нибудь вдали от цивилизации. Моложе никто не становится, вот и нашим героям уже давно тридцатник стукнул, да и жизнь не особо удалась.

Компания подобралась весьма колоритная. Обычные представители среднего класса, светская львица со своим идеальным мужем, хорошенькая дурнушка и молоденькая инженю, пытающаяся пробиться в высший лондонский свет, и даже парочка геев, за что отдельное мерси автору. Вот чем могут заниматься столь разношерстные товарищи, собранные вместе в одной точке пространства-времени? Угадали. Бухло (правда «Дом Периньон» литрами, но все же), охота (бедные животные, их-то за что?) и сентиментальные совместные воспоминания, которые давно уже вянут и сохнут на корню.

М-да, в гадючьем гнезде и то было бы спокойнее и безопаснее. И разумеется, по законам жанра, начинается невиданный снегопад, на долгое время отрезающий нашу компанию от внешнего мира. И опять попробуйте угадать, чем же заняться на досуге при столь неблагоприятных условиях милым английским леди и джентельменам? Правильно, кого-нибудь прикончить.

И вот здесь-то нас подстерегает первый сюрприз. Структуру классического детективного триллера миз Фоли ломает с изящностью бегемота, решившего для похудения заняться конькобежным спортом и крушащего под собой ледяное покрытие озера. Мы, конечно, догадываемся, что кого-то эти милые товарищи таки прихлопнут, словно надоедливую муху, иначе какого лешего мы вообще это читаем. Но практически до самого финала, мы не догадываемся о том, кого именно убили.

Нам предлагают полюбоваться на события, приведшие к трагедии, причем с разных POV’ов — в исполнении двух девиц из гоп-компании и двух служащих в этом туркомплексе, тех еще господ с крайне сомнительным бэкграундом. Почему-то парням здесь права голоса так и не дали, повбывав бы, честное слово.

Вместо того, чтобы наслаждаться традиционной игрой в «кошки-мышки» между сыщиком и преступником, нам предлагают угадать, кто именно и кого именно в итоге отправит на тот свет.

Сюрприз второй — на самом деле вместо детективного триллера нам подсунули довольно неплохо прописанную философско-психологическую историю с типично экзистенциальной подкладкой. Миз Фоли с видом первооткрывателя пытается донести до нас идею о принципиальном одиночестве человека в этом мире и о тех весьма болезненных и гнусных процессах, что сопровождают каждого из нас во время взросления. Разрушение связей между старыми друзьями и медленное накапливание весьма неприятных эмоций прилагаются в качестве бонуса.

Несчастный убитый здесь и вовсе отходит на второй план. То есть мало того, что его угробили, так еще и его трудная судьбинушка интересует окружающих гораздо меньше, чем собственные переживания. Вдвойне не повезло товарищу, и зачем вообще он сюда приезжал?

С неверными оценками друг друга тут вообще беда и тихий ужас. Я так и не смог понять, какого черта они вообще столько времени дружили, если при первой же возможности готовы воткнуть своему товарищу нож в спину, и даже вовсе не метафорически выражаясь. Дружба ведь всегда основывается на доверии, а где оно здесь? Его и не было-то изначально. Лицемерие — один из самых страшных пороков нашего общества, однако.

Читая такие книжки, складывается впечатление, что настоящая дружба явление чуть более редкое, чем выпадение зеленого снега в средней полосе России. Да и у каждого из окружающих полно жутких тайн и прочих скелетонов в буфетах. Жить в таком мире ничуть не менее страшно, чем при зомби-апокалипсисе, если не хуже. От живых мертвецов, по крайней мере, знаешь чего ожидать, а чего ждать от всех этих милых «господ по соседству» никому не ведомо.

Разумеется, в экстремальных условиях (нельзя отправиться на шоппинг или в ночной клуб вечерком, жуть какая, правда же?) каждый из протагонистов раскрывается далеко не с самой лучшей стороны и скандал с побиванием посуды и вырыванием волос не заставляет себя ждать. Раз уж выпал счастливый случай сказать друг другу все, что ты про них думаешь, чего стесняться-то? Как в том анекдоте про тещу, сковородку и открытую дверь, как же было не воспользоваться столь благоприятной возможностью.

Ситуация окончательно выходит из-под контроля и вполне логично завершается убийством. Видимо, кому-то одних только скандалов показалось недостаточно. Ну не понял твой приятель всю глубину твоих недобрых чувств к нему в словесной перепалке, не подкрепить ли это более весомым фактором? К примеру, каким-нибудь тупым предметом (не природоведением, здесь все не настолько экстремально).

Повествование идет довольно динамично, чтобы читатель не успел заскучать, да и сами герои нескучны, многие как те самые совы, «не то, чем они кажутся». Умение нагнетать атмосферу и навязчивое оперирование клиффхэнгерами также прилагаются.

Оказавшись в диких условиях, герои сами начинают дичать, рано или поздно показывая клыки из-под маски, которая давно уже срослась с лицом. И в отличие от убогого недавнего романа «Отряд» Каттера, где спусковым крючком для деградации героев служила традиционная для хоррора НЕХ, сумерки сознания местных протагонистов вырываются на свет при первом же благоприятном случае. И вот это намного страшнее и разрушительнее для психики, чем столкновение на диком острове с очередной невнятно прописанной страшилкой. Вероятность для каждого из нас повстречать какую-нибудь экстремальную мерзотность близка к нулю. Столкнуться с тем, кто тебе улыбается день за днем, а сам строит планы подложить тебе свинью, когда только сможет, намного опаснее и гораздо более вероятнее.

Впрочем, заявив сложную тему, миз Фоли справилась с ней не на все сто, а лишь на твердую «четверку». Некоторые сюжетные ходы, ведущие к разгадке, откровенно притянуты за уши. Да и убийца довольно легко определяется методом исключения чуть ли не во второй трети книжки, что тоже не работает в плюс роману.

Отдельно доставляет инфантильность героев. По сюжету им около тридцати пяти, а ведут они себя аки истеричные подростки, причем в самом бунтующем возрасте. Или это вообще в наше время таков «кризис среднего возраста»? Загадка похуже детективной составляющей сюжета.

По технике изложения событий через POV’ы тоже есть вопросы, увы. Лично мне не хватило именно психологической глубины в обрисовке характеров героев. Миз Фоли, уж не знаю, кто именно вас этому учил, но выделять две-три характерные черты персонажа и потом вцепляться исключительно в них, старательно игнорируя все остальное, не приводит к созданию полноценного характера. Для ситкома такое, может, и прокатило бы, но нам ведь предлагают остросюжетный триллер! Нехорошо, право же, нехорошо.

Присутствие эротических сцен в сюжете тоже как-то излишне, тем более в таком количестве. Видимо, по завету многих авторов «экстремального» хоррора, если нечего сказать, пусть убивают или трахаются, зачем они вообще тогда нужны, герои эти. Скучно, девицы.

Из плюсов. Роман откровенно кинематографичен и весьма атмосферен. Отдельное спасибо автору за величественные шотландские пейзажи и гнетущую обстановку. Токсичность в отношениях героев тоже добавляет сюжету напряженности. Откровенно хотелось делать ставки, кого именно угробят в итоге, ведь большинство героев попросту малоприятные личности.

Самый близкий аналог — фильм «Идеальные незнакомцы», где в похожей маленькой компании начинают всплывать тщательно похороненные старые тайны и не менее старые обиды.   

Вердикт: добротный и весьма увлекательный роман, в котором следить за процессом вытаскивания на свет скелетов из шкафов героев гораздо интереснее, чем интересоваться подробностями следствия. Всем любителям современной британской детективно-триллерной прозы рекомендуется. В качестве развлечения на пару вечеров сгодится.





676
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх