Данная рубрика — это лента актуальных новостей фантастики. Здесь мы будем выкладывать новые обложки, давать краткую, но всегда первой свежести, информацию о том, что происходит с фантастическим книгоизданием. А может и не только с книгоизданием, но и со всем остальным.
В отличии от рубрики «Новинки и планы издательств» здесь будет именно поток коротких новостей, а там — крупные информационные блоки, издательские пресс-релизы, а также анонсы наиболее важных книг.
«Сталкер»Андрея Тарковского — шедевр мирового искусства. Фильм, который перевернул представление о том, каким может быть кино. Какое влияние оно может оказывать на человека.
Сколько мифов, легенд, историй соткано вокруг этой картины. Помогает ли большинство из них разобраться в ней? Вряд ли.
За исключением тех свидетельств, которые рассказаны людьми, всё видевших своими глазами. Теми, кто участвовал в создании шедевра.
Таких людей осталось немного. Единицы.
Один из них — Евгений Васильевич Цымбал. Выдающийся кинорежиссер. Обладатель премии британской киноакадемии (BAFTA) за фильм «Защитник Седов».
А в 1976 году он начал свою работу в съемочной группе «Сталкера». И он один из немногих, кто прошел этот путь до конца. Сегодня он наш Вергилий в странном и запутанном мире «Сталкера».
Таймкоды:
00:00 Тизер
01:50 Кто такой Андрей Тарковский в 1976 году — в момент начала съемок «Сталкера»
03:10 Какие у Тарковского отношения с киносообществом: Бондарчук, Герасимов, Юткевич, Козинцев, Ромм
04:55 Тарковский и фантастика, судьба картины «Солярис»
06:15 Как Тарковский обратил внимание на повесть «Пикник на обочине»
08:03 Запись в дневнике Тарковского: «Из этой повести может получиться интересный сценарий для кого-нибудь»
09:04 Суперзвезды своего времени: Борис и Аркадий Стругацкие
11:53 Реклама о том, как помочь потерявшемуся человеку с деменцией
13:52 Как возникло и что значит слово «сталкер»
14:38 Почему Тарковскому разрешили снимать «Сталкер»
17:11 Замечательный мастер: художник фильма Александр Бойм
18:19 Абсолютная звезда: оператор Георгий Рерберг
18:45 Как и где искали натуру для картины: мир после глобальной катастрофы
23:24 Реклама о самом большом каталоге книг в России
26:24 «А Алису Фрейндлих не хотите?»
28:48 Пробы Марины Неёловой: «Мужики не дали бы ей страдать пять лет»
29:48 Актерские пробы и «отрицательное поле» жены Тарковского — Ларисы Тарковской
31:20 И наконец пробы Алисы Фрейндлих
33:24 «Кого ж мы будем снимать – актрису или Ларису?»
34:20 Уникальные декорации, которые построил в павильоне в Москве Александр Бойм
35:08 И снова поиск натуры: брошенная электростанция в Эстонии
35:57 Параллельная работа Тарковского: «Гамлет», обустройство дома в Мясном и мечты о том, чтобы уехать в деревню и разводить гусей
38:57 «Мы все плохо понимали, что он хочет»
40:09 Георгий Рерберг — Аркадию Стругацкому: «Ну вы тоже не Достоевский»
41:53 Самая сложная сцена (которая в итоге не вошла в фильм)
46:07 Как вели себя артисты на площадке? Кодекс поведения на площадке
47:07 «С предметами мне было тяжелее, чем с актёрами». Солоницын, Кайдановский, Гринько
49:05 История про брак плёнки (трижды) и признание Тарковского: снимаем не то
52:55 «На него навешали всех собак»
54:45 «День промыт как стекло» – манера оператора Леонида Калашникова
54:58 «Двух гениев на одной площадке быть не может»
55:58 Сорок дней простоя, инфаркт Тарковского, бутафорские листья на деревьях, и наконец, консервация фильма
57:54 Производство возобновляется: главный герой начинает меняться на глазах
01:00:00 «Женя, ну проявите немного фантазии!». Как снималась сцена панорамы на дне ручья
01:02:05 Листок календаря с датой смерти Тарковского
01:02:45 «Жень, а теперь попробуйте поймать лягушку»
01:04:15 История про собаку (или лису, которая будет ходить по кадру там, где нам нужно). Собака по имени Рэнди Раймо, которую даже поставили в титры
01:09:28 Третий оператор на картине: Александр Княжинский
01:09:52 Как снималась сцена с пролетающей птицей
01:14:20 «Заклинание стаканов»
01:16:07 Как прошла премьера «Сталкера» на Мосфильме
режиссёр: Андрей Тарковский, сценарий: Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий в ролях: Александр Кайдановский, Анатолий Солоницын, Алиса Фрейндлих, Николай Гринько, Наташа Абрамова, Файме Юрно, Е. Костин, Раймо Ренди, Владимир Заманский
В этой ленте, снятой по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине», действие происходит в некой запретной Зоне, где, по слухам, существует комната, где исполняются самые заветные желания. К этой комнате отправляются модный Писатель и авторитетный Профессор — каждый по своим причинам,...
Я, грешным делом, театрал никакой. Пьесы читаю, но что там происходит на больших и малых сценах представляю крайне смутно, не слежу. Физически в театре последний раз был не скажу сколько лет назад. Ну, вот появился повод побывать еще раз. А может, и не раз. Понимаю, что у москвичей только отгремит утомительный (и упоительный) non/fiction, но если останутся силы – приходите вечером 11 апреля в 19:00 в Камергерский переулок. Буду читать лекцию на мою любимую тему, даже на две: об истории отечественной фантастики и «парадоксе вагонетки». Отчасти пересекается с лекцией, которую я читаю слушателям студии BAND, но акценты, разумеется, будут расставлены совсем по-другому.
Официальный анонс: 11 апреля в 19.00 на Новой сцене МХТ имени А.П. Чехова (Камергерский пер., д. 3А) состоится лекция литературного критика, исследователя фантастики Василия Владимирского «ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ФАНТАСТИКА И "ПАРАДОКС ВАГОНЕТКИ"». Лекция проводится к премьере МХТ имени А.П. Чехова «Далекая Радуга» по повести братьев Стругацких (реж. Андрей Гончаров).
Начиная со второй половины XX века неразрешимый этический конфликт становится одним из ключевых сюжетообразующих элементов отечественной фантастики. Его след можно обнаружить во многих произведениях, давно признанных классикой жанра, начиная с повестей братьев Стругацких. В ходе лекции мы постараемся разобраться: когда противоречие между нормами этики и реальными жизненными обстоятельствами остро заинтересовало советских фантастов? Как менялся их подход к этому конфликту на разных этапах развития жанровой литературы? Кто из авторов последовательно строил свои произведения вокруг проблемы выбора между большим и меньшим злом? Чем художественные решения фантастов-шестидесятников отличался от подхода представителей так называемой четвертой волны? И при чем тут, наконец, «парадокс вагонетки»?
Василий Владимирский – исследователь фантастики, литературный критик, книжный обозреватель. Постоянный автор газеты «Санкт-петербургские Ведомости», журнала «Мир фантастики», портала «Горький». Редактор-составитель критико-публицистической книжной серии «Лезвие бритвы», сооснователь литературной премии «Новые горизонты». Автор книг «Драконы и звездолеты» и «Сопряженные миры». С 2014 года состоит в Союзе писателей Санкт-Петербурга.
Лекция проводится для всех желающих бесплатно. Стать слушателем можно, прислав запрос на адрес: zritel@mxat.ru
В письме необходимо указать свою фамилию. Количество мест ограничено. Убедительно просим ответственно подходить к заказам мест и отменять их, если в ваших планах что-то меняется: возможно, из-за вашего билета, который окажется невостребованным, мы напрасно откажем в посещении кому-то еще.
Встречайте новый выпуск передачи «Много букв». И у нас сегодня интересная беседа об одной из самых читаемых книг в мире «Задача трех тел», китайского автора Лю Цысиня.
Почему китайская, обычно нишевая фантастика прогремела по всему миру? Зачем читать эту книгу и как продраться сквозь непривычные и такие похожие имена? Как относятся к автору в Китае и в остальном мире? На все эти вопросы ответит магистр философского факультета МГУ Анна Антипова.
В гостях шоу «Книжный чел» — знаменитый писатель-фантаст Чэнь Цюфань (aka Стэнли). Обсуждаем проблематику будущего ИИ, использование искусственного интеллекта писателями, Илона Маска и sci-fi мастриды. Что ждет нас в будущем? Стэнли — технооптимист или пессимист? В чем сильные и слабые стороны ChatGPT? Отвечаем на эти и другие вопросы.
Возможности неограниченного генерирования контента с помощью языковых моделей привели к проблемам в работе журнала Clarkesworld, посвященного научной фантастике. В понедельник главному редактору пришлось временно прекратить прием статей и рассказов из-за 20-кратного роста количества текстов, созданных ИИ. Тем временем на полках книжного магазина Kindle уже появилось более 200 произведений, созданных ChatGPT, а объединения писателей потребовали защиты своей работы.
Редактор журнала Clarkesworld Нил Кларк опубликовал график, наглядно демонстрирующий количество авторов, подавших на публикацию плагиат или машинно-сгенерированную прозу. В октябре их было около 25, в январе уже более 100, в феврале – около 350. Кривая роста совпадает с появлением в открытом доступе ChatGPT, чат-бота OpenAI, в конце ноября 2022 года.
Журнал Clarkesworld с 2006 года публикует признанных авторов научной фантастики. Он был удостоен нескольких премий Hugo за вклад в этот жанр литературы. У издания прозрачная система публикаций и оплаты, обычно составляющей 12 центов за слово. И есть запрет на публикацию произведений, в написании которых участвовал ИИ. Но это не останавливает желающих получить немного легкой славы и денег.
“Люди, которые создают проблемы, находятся вне сообщества научной фантастики и фэнтези. В основном их направляют коучи по дополнительному заработку, которые утверждают, что на ChatGPT можно легко заработать. Они ответственны за это и заслуживают части презрения, которое получают разработчики ИИ”, – говорит Кларк.