Александр Бушков Обсуждение ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Александр Бушков. Обсуждение творчества»

Александр Бушков. Обсуждение творчества

 автор  сообщение


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 30 октября 2009 г. 18:49  

цитата Kosh

дилогия о Д, Артаньяне — гвардейце кардинала, всегда полезно взглянуть на классическое произведение с другой стороны...

да, хороший двухтомник.
я же купил недавно покетбук с относительно новым романом Сан Саныча "Равнение на знамя". Прочитал за вечер.и вот сейчас выскажусь тут немного.
Скажу честно – книга эта мне понравилась. Хороший правильный боевик. Он логически продолжает как бушковский же «Четвёртый тост», так и напоминает некоторые боевики Корецкого, Ильина («Третья террористическая») и т.п. (был такой боевичок – «Легионеры» и пр.). Короче говоря, роман сей про наведение конституционного порядка на территории Северного Кавказа . борьба с бандподпольем. Главные герои – само собой, это спецназ. Только на этот раз всёж не ГРУ, а ФСБ.
Так, про засилье спецназовцев в современной массовой литературе я ничего говорить не буду, это совершенно отдельная тема. Выскажусь же я о данном романе Бушкова.
Роман несколько легковесный, хоть явных роялей в кустах и откровенно-ярких белых ниток всёж нет. Перед читателями нормальный патриотический литературный боевик быстрого приготовления. В этой книге расставлены совершенно правильные на мой взгляд акценты (бандиты – Зло, спасающие от врага людей офицеры — Добро), написано увлекательно (пару раз книгу прочесть можно с удовольствием) и очень даже живо. Причём практическим без мата и совсем без обнажёнки (чем грешат очень многие «мужские» «крутые» романы).
Чего я не смог понять – так это зачем понадобилась «лермонтовская» линия в этом романе. Привязок практически нет, за исключением одного-единственного упоминания о том, что-де более века тому назад в этих вот горах воевал с тогдашними басмачами поручик Лермонтов. И всё. Я не спорю, иллюстрации и письма Михаила Юрьевича украшают книгу. Но они совершенно не украшают сам роман Бушкова как литературное художественное произведение.
Что ещё. Увы, корректоры и литературные редакторы, очень на то похоже, разделили в современной России судьбу динозавров. Ибо в наличии как откровенные `очепятки` (как в своё время написал в своём отзыве рецензент моего напечатанного за один день диплома), так и откровенные ошибки в использовании некоторых литературных оборотов. Но фирменный стиль Бушкова остался неизменным, юмор и жёсткое слово он всё так же прекрасно умеет (если захочет и если издатели дадут ему время) сочетать с действительно весьма глубокой лиричностью.
Вкратце про сюжет романа. Есть мегатеррорист. Совместно с группой ваххабитов и при поддержке дружественной к бандитам Грузии (а что – разве в реале что-то иное?) хочет устроить масштабный конец света в одном отдельно взятом российском городе. Город причём ещё неизвестен. А банда есть. И оружие-взрывчатка тоже есть. Счёт идёт на дни и часы. И вот офицеры ФСБ обязаны предотвратить готовящееся преступление любой ценой. И они его предотвращают, не считаясь с потерями со своей стороны…
Когда я читал эту книгу, в моей памяти периодически возникала мысль, что Бушков точно пролистал грустную летопись необъявленной войны против России последних лет. Ибо были и взрывы, были и штурмы бандитских квартир, были и проверки на дорогах, были и прикрывающие своими телами простых людей русские солдаты и офицеры… Всё это было. И некоторые люди , вполне возможно, намеренно или нет, но имеют своих вполне реальных прототипов… Тот же генерал Кареев – очень уж он напоминает вот этого человека :

http://www.specnaz.ru/archive/02_2002/14....

Такие вот дела.
Книга, повторюсь, хорошая и очень даже правильная. Но, подобно тому же «Четвёртому тосту» (посвящённому ЕМНИП светлой памяти П.Судоплатова и «волкодавов» из СМЕРШа), написана явно слишком быстро. Поэтому это не «По тонкому льду», не «Сотрудник гестапо», не «Щит и меч» или «Земля, до востребования»… Другое время, другие книги. На искреннее «спасибо» за эту книгу Бушкову я скажу. Только вот зачем ему потребовалось всё время упоминать храброго поручика М.Ю.Лермонтова? Непонятно…
Что приятно- так это традиционный пинок под зад «дэмократам». Не настоящим демократам, а всей той шобле, что присвоила себе это славное имя и что привыкла десятилетиями оплёвывать Россию и защищать зачастую откровенных бандитов или, например, всяких там эсесовцев и просто предателей… (Герой Бушкова брезгливо бросил на пол тот журнал с Новодворской, и правильно сделал – ведь для использования в гигиенических целях там слишком уж хорошая и жёсткая бумага, а на растопку тогда просто не требовалось )
Резюме: Очередной роман известного автора. Роман хороший, любителям боевиков, книг про спецназ и войну с терроризмом наверняка понравится. Всем (почти) остальным эта книга вполне позволит приятно скоротать пару вечеров дома или время на дорогу в общественном транспорте. Поклонникам Латыниной книга Бушкова наверное, не понравится. 8)))) А так, кратко говоря, нормальная патриотическая книжка.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 30 ноября 2009 г. 23:11  
Я посмотрел по темам, выкладывать отзывы на форуме не запрещено, поэтому так и поступлю.
И вот что у меня есть сказать по поводу творчества г-на Бушкова А.А.
Все его книги, попадавшие мне в руки, я читал с определённым интересом, это факт (кого интересуют конкретные наименования – обращайтесь, поделюсь мнением). Несомненно, и талант у автора есть, и огромная эрудиция в самых разных областях знаний, но к настоящему моменту Бушков – всего лишь ремесленник, всецело посвящающий свои труды выбиванию бабла из пипла, иногда – разного рода литературным экспериментам, в своё удовольствие. Но тоже – только ради денег.
Начинал Сан Саныч ещё в о-очень советские времена, когда редакторы были не чета нынешним и может поэтому (или в том числе поэтому) его тогдашние НФ-повести и рассказы достаточно высоко оцениваются специалистами.
А потом пришёл рынок «и тут такое началось». Ну, вы сами знаете. В результате уже первые романы Свароговского цикла содержали огромное количество «блох», нестыковок и фактических ошибок – я их насчитал больше трёх десятков. Многие помню до сих пор (пишу по памяти, можете проверять):

Спойлер (раскрытие сюжета).
1. Чтобы быть в немедленной готовности к отражению следующей попытки перетащить его в прошлое, Сварог взводит затвор пистолета, но ставит его на предохранитель «…а то бывали случаи, когда табельный «Макар» самопроизвольно стрелял, находясь в кобуре» (за абсолютную точность цитаты не ручаюсь). В этом случае действия ГГ абсолютно бессмысленны, так как пистолет ПМ автоматически снимается с боевого взвода при постановке на предохранитель. Зачем тогда спрашивается огород городить – снял бы сразу с боевого взвода, но на предохранитель не ставил и стрелял самовзводом (напомню, что ГГ – аж майор ВДВ и с а-а-агроменным боевым опытом, поэтому такие нюансы должен знать обязательно).
2. Колдун отлил для ГГ пулю из золота, но в сцене стрельбы по доисторическому полководцу Бушков пишет, тщательно смакуя детали происходящих при этом процессов: «Нажал курок…» бла-бла-бла… «боёк наколол капсюль… и стремительно расширяющийся столбик пороховых газов начал толкать кусочек свинца в медной оболочке» (кроме выделенного за точность опять не ручаюсь).
3. До Талара у ГГ нет усов, но они появляются после переноса, когда Сварог разглядывает себя в зеркале.
4. У ГГ какие-то там постоянные проблемы с уровнем раздетости при переносе в другой мир – то он абсолютно голый, то с нательным крестиком, то без оного – честно говоря, нюансы точно не помню.
5. Приметная скала, у которой галеры речных амазонок выходили в мир Талара, похожа то на вопросительный, то на восклицательный знак – лично я с трудом представляю себе и первое и второе.
6. Сварог приложил огромные усилия, чтобы вернуться с поверхности Талара на острова к ларам. Собственно, это и было основной целью его квеста на протяжении почти всей первой книги. В результате ГГ прошёл через множество передряг и приключений, но наверх попал только после героической ужасно-кровавой финальной битвы, начиная которую Сварог существенно ослабил силы противника, используя джинна. А на фига это всё ему надо было, если примерно с середины книги у него постоянно был с собой старинный сосуд, содержавший джинна-на-три-желания, каковые и были ГГ бессмысленно растрачены, хотя и одного из них хватило бы, чтобы мгновенно перенестись домой.
7. В Хелльстаде должны выходить из строя любые электронные приборы. Но после того, как Странная компания пересекла его территорию, у них этого не произошло и то ли компьютер ГГ, то ли электронная отмычка (а может даже и то и другое) каким-то чудом продолжают работать.
8. А зачем им вообще электронная отмычка, если у них есть человек, с магическими способностями, позволяющими открывать любые замки?
9. При поездке на скоростной платформе по Хелльстаду Странная компания проезжает над большой рекой и ГГ прикидывает, что судя по размеру, это Ител. Но тот, судя по карте, в Хелльстаде не протекает.
10. В Глоссарии сообщается, что по сравнению с Землёй на Таларе как-то повернуты стороны света и называются они по другому. Но указывая направления по ходу повествования, автор постоянно забывает произвести этот поворот, а периодически вообще сбивается на земные названия.
11. Когда тётка Чари принимает под своё командование пароход, просто вянут уши – для старой морской волчицы пиратша допускает слишком много грубых ошибок в терминологии. Особенно запомнилось, что ют у неё на носу, а бак на корме.
и т. д., и т. п. – желающим уточнить и продолжить предлагаю работать с текстами самостоятельно.

Гы-гы. Это я ему тогда письмо писал. Всё старался, чтобы и вежливо получилось и без стыдных приседаний. Помню как сейчас: «Дорогой Уважаемый Александр Александрович! Являясь ярым поклонником Вашего творчества, с огромным удовольствием прочёл романы «Рыцарь из ниоткуда» и «Летающие острова». К сожалению впечатление от прочтения было несколько подпорчено… вы, наверное, почему-то… привожу список, как указано ниже... надеюсь в следующем издании… с огромным нетерпением жду продолжения… Желаю дальнейших творческих успехов…»
Так и не решился отправить – кто я такой и кто великий писатель Бушков. Э-эх, уже почти пятнадцать лет прошло, а ведь черновик до сих пор где-то в бумагах валяется. Впрочем, даже если бы я всё это отправил, очень сомневаюсь, что г-н Бушков стал бы что-нибудь исправлять.
Потому что начались новые времена. Теперь можно было без зазрения совести отдавать «Азбуке» очень сырой, не прошедший вычитку и редакцию текст, а та его издавала и неоднократно переиздавала, ничуть не озаботясь правкой. А стране уже нужны были новые герои и Бушков пошёл штамповать боевики Шантарских циклов («Пираньи», «Воры», «Бешеные», «Волки» и прочие «Волчьи стаи»), со страниц которых полезли отморозки в погонах и без, размахивающие пистолетами.
Кстати об огнестрельном оружии. Сан Саныч обожает его. По слухам он даже поплатился за свою любовь – отсидел срок за незаконное хранение. Не знаю, было или не было, но Бушков явно гордился своими познаниями в этой области, ибо во многих произведениях к месту и не месту с тупой уверенностью профана вкладывал в уста своих персонажей заявления типа «"Вальтер ППК" – лучший пистолет всех времён и народов». При этом могу смело утверждать, что познания Бушкова в этой области были ниже плинтуса (например, см. выше). По крайней мере — до поездки в Чечню с группой спецназа ФСБ. После неё уже "Четвёртый тост" в этом плане выделяется в лучшую сторону.
Но вернёмся к фантастическим произведениям Бушкова.
В конце 90-х начался рост продаж отечественной фантастики и Сан Саныч немедленно отреагировал на это событие, вспомнив, что он когда-то начинал именно в этом жанре.
Сначала автор просто тупо заколачивал бабки («Нечаянный король», «Железные паруса», «По ту сторону льда»), хотя какое-то качество текста всё ещё сохранялось.
Прокатило. И поэтому дальше вместо ожидаемого продолжения Таларского цикла начались хотя и читаемые, но всё более неудобоваримые похождения Сварога в каких-то совершенно посторонних мирах («Чужие берега», «Чужие паруса», «Чужие зеркала»). Каждый цикл в предисловии предварялся глубокомысленными заявлениями автора о необходимости такого шага – типа, для лучшего раскрытия глубокого внутреннего мира ГГ и других положительных качеств его личности.
Апофеозом процесса спуска под плинтус Свароговской серии стал цикл о Короне. Три «рóмана» за год («Пленник Короны», «Враг Короны», «Спаситель Короны») – классный навар, ведь цена за них была полновесной! Но что это были за книги: газетная бумага, крупный шрифт… Ну, и это вы тоже знаете. О внутреннем их содержании я вообще молчу. Или автор явно презирает своего читателя и откровенно издевался над ним, или написано это было в сильно измененном состоянии сознания (в одном из своих интервью Бушков не стесняясь сообщил, что не может написать страницы текста без рюмки коньяку). Фанаты Сварога были в шоке, а пипл хавал (судя по отзывам в сети – многим это блюдо оказалось по вкусу).
Итак, Сан Саныч полностью превратился в ремесленника, без зазрения совести отдав свой талант на откуп рынку, совершенно не комплексуя от этого и оставаясь вполне довольным жизнью. Периодически он издаёт какую-нибудь книжку, написанную более-менее хорошо (на интересующую его в данный конкретный момент тему, как правило – первую книгу новой серии, например, «Д´Артаньян – гвардеец кардинала»), а в остальное время крапает бесконечные продолжения (для бабла).
Бушков – ремесленник откровенный, он даже не сильно скрывает это. То ли в предисловии, то ли в послесловии к «Сибирской жути» (не помню уже №), написанной уже не в соавторстве с Юрием (Юлием?) Буровским (?), а самим этим Юлием-Юрием, прямо говорится что-то типа «Мой друг и соавтор Бушков рассказал мне, как любой человек может написать бестселлер. Я воспользовался его любезным советом и выношу свой труд на ваше рассмотрение» (с) (за точность… см. выше).
Кроме того, аффтара "какбе" подозревают в плагиате. Господа Фоменко и Носовский сильно обижались, что значительная часть фактов их теории, известной в широких кругах ограниченных людей, перекочевала в первую «Россию, которой не было» под видом откровений самого Сан Саныча и безо всяких ссылок на первоисточники.
А ещё есть серьёзные подозрения, что брэнд "Бушков" создавался в том числе и силами "литературных негров. Уж не знаю, чья была инициатива, — автора или издательства, — но любой, читавший последние книги внеталарского цикла серьёзно укрепитсясв этих подозрениях.
Отдельный вопрос, как бы это помягче выразиться, о неоднозначности, сложности и многогранности некоторых сторон богатого внутреннего мира автора. О чём это я? Все постперестроечные художественные (можно так сказать, чтобы отличать от публицистики?) произведения Бушкова под завязку набиты сценами совокуплений, разными по степени извращённости, добровольности и количеству участников. В некоторых книгах натуралистичность описаний соитий доходит до уровня 18+. Психиатрам давно известно, что произведениях писателей отражаются их скрытые комплексы и желания, но кажется, что Сан Саныч ими просто бравирует.
Резюме: Читать фантастические и приключенческие романы Бушкова можно, плашка при этом варьируется от «транзитом в отстойник» до «середняк». Книги Свароговской серии о похождениях на Короне – «унылые фекалии», зато первые две – железный «середняк». Если бы можно было выковырять из них всех «блох», подправить, постричь, причесать – получилось бы «хорошее чтиво». Представляют определённый интерес исторические изыскания Бушкова, ужасы, мистика.
Фанаты, пятнадцать лет ожидающие продолжения истории про крохотных подводников, Багряную Звезду, молодую императрицу и пр., могут ждать ещё очень долго. А если и дождутся, то вряд ли получат хоть какое-то удовольствие от чтения. Потому что Бушкову тот мир больше не интересен – и ГГ всё дальше и дальше уходит от него в поисках бабла для своего аффтара. А если рынок (например, падающие тиражи) и заставит Сан Саныча написать окончание серии, вернув ГГ на Талар, то читать это будет невозможно, потому что сделано это будет исключительно для бабла – перед нами предстанут лишь конспективные наброски событий, завершающие основные сюжетные линии, сплошь перемежающиеся сценами половых актов, но при этом растянутые не менее, чем на две книги. И ведь всё равно купят – пипл схавает.
Очень хочется ошибиться в своём предсказании.
–––
Делай, что должно, и будь, что будет...


миротворец

Ссылка на сообщение 1 декабря 2009 г. 15:23  
Помню, мне в свое время ужасно нравился цикл про Сварога, конкретно — первые две книги. Но дальше становилось все хуже и хуже, а внеталарские книги, на мой взгляд, — вообще бессмысленны. Вроде бы потом он опять свернул в "таларскую сторону". Кто читал, скажите, стоит попробовать дочитать цикл, или лучше не стало?
–––
Шпенглер & Инститорис


философ

Ссылка на сообщение 1 декабря 2009 г. 15:27  

цитата kerigma

Помню, мне в свое время ужасно нравился цикл про Сварога, конкретно — первые две книги. Но дальше становилось все хуже и хуже, а внеталарские книги, на мой взгляд, — вообще бессмысленны. Вроде бы потом он опять свернул в "таларскую сторону". Кто читал, скажите, стоит попробовать дочитать цикл, или лучше не стало?

Соглашусь с вами, я бросила читать на Короне, ибо невыносимо было такую чушь читать.
По отзывам продолжение еще хуже, он на Землю вернулся, в свой городок.
–––
"Два раза не жить, два раза не умирать" - венгерская поговорка


миротворец

Ссылка на сообщение 1 декабря 2009 г. 15:30  

цитата Heechee

он на Землю вернулся, в свой городок.

да уж, это и правда еще хуже :-D

Я просто к тому, что есть еще два относительно новые таларские романа — Железные паруса и По ту сторону льда. Вот про них интересно, кто что скажет, а то отзывов катастрофически мало.

Впрочем, боюсь,так хорошо, как первые два-три, уже все равно вряд ли может быть...
–––
Шпенглер & Инститорис


миротворец

Ссылка на сообщение 1 декабря 2009 г. 15:36  

цитата kerigma

Кто читал, скажите, стоит попробовать дочитать цикл


Скорее нет, чем да.

цитата kerigma

лучше не стало?


Это смотря с чем сравнивать. Если с Короной или Землёй, то да, лучше. Если с Димерей — то на одном уровне. Сравнения же с первыми тремя романами "Железные паруса" и "По ту сторону льда" не выдерживают.


миротворец

Ссылка на сообщение 1 декабря 2009 г. 15:38  

цитата StasKr

Если с Димерей — то на одном уровне. Сравнения же с первыми тремя романами "Железные паруса" и "По ту сторону льда" не выдерживают.

Понятно, спасиб))

Учитывая, что на мой взгляд, Димерия — это уже вполне ужасно, лучше не буду и пытаться) Корону и Землю я даже не рискнула читать, но надеялась, вдруг новый Талар опять будет хорошим... Например, выстрелят какие-нибудь развешанные в первых томах ружья (скажем, про древнее населения Хельстаада или недо-людей). Зря надеялась, да?
–––
Шпенглер & Инститорис


миротворец

Ссылка на сообщение 1 декабря 2009 г. 15:56  

цитата kerigma

скажем, про древнее населения Хельстаада или недо-людей). Зря надеялась, да?


kerigma ,сам Бушков периодически кормит обещаниями,что все ружья выстрелят,все рояли в кустах заиграют,все токереты станут хорошими.....:-)))

Ну а верить или нет автору — тут уж как у кого воображения ( и терпения>:-|) хватит......:-(
–––
"Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!"


миротворец

Ссылка на сообщение 1 декабря 2009 г. 15:57  

цитата kerigma

стоит попробовать дочитать цикл, или лучше не стало?

Если хотите узнать, что будет дальше, то да, стоит. А если просто, чтобы получить удовольствие от прочитанного — то лучше не надо. Только впечатление от первых книг испортите.
–––
Главная проблема этого мира в том, что умные люди полны сомнений, а идиоты полны уверенности!


миротворец

Ссылка на сообщение 1 декабря 2009 г. 15:59  
Нет, ну почему же... Некоторые ружья действительно выстрелили. Другое дело, что ради этого автор нагородил кучу нелепостей и развесил ещё больше "ружей"... Впрочем в своих отзывах на эти два романа я как раз и упирал на нелепости сюжета.


миротворец

Ссылка на сообщение 1 декабря 2009 г. 16:05  

цитата StasKr

Некоторые ружья действительно выстрелили

а какие, например? Помню, меня в первой-второй книгах очень волновали таинственные керуани и тд?

цитата ФАНТОМ

сам Бушков периодически кормит обещаниями,что все ружья выстрелят,все рояли в кустах заиграют,все токереты станут хорошими.....

то есть будет еще и продолжение когда-нибудь?))

цитата antel

просто, чтобы получить удовольствие от прочитанного — то лучше не надо. Только впечатление от первых книг испортите.

Понятно)) Все единодушны в этом вопросе, похоже... Жаль, но спасибо за совет)
–––
Шпенглер & Инститорис


миротворец

Ссылка на сообщение 1 декабря 2009 г. 16:07  

цитата kerigma

то есть будет еще и продолжение когда-нибудь?))

kerigma ,можно глянуть здесь:http://www.shantara.ru/forum/viewforum.ph...
–––
"Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!"


миротворец

Ссылка на сообщение 1 декабря 2009 г. 16:10  

цитата ФАНТОМ

можно глянуть здесь:http://www.shantara.ru/forum/viewforum.ph...

Ого, целый фанатский форум! спасибо)
–––
Шпенглер & Инститорис


авторитет

Ссылка на сообщение 1 декабря 2009 г. 16:37  

цитата kerigma

Это смотря с чем сравнивать. Если с Короной или Землёй, то да, лучше. Если с Димерей — то на одном уровне. Сравнения же с первыми тремя романами "Железные паруса" и "По ту сторону льда" не выдерживают.

Не, всё-таки лучше Димереи ( слово то какое скверное:-)). Хуже первых, но вполне читабельны. Правда, довольно маленькие по объёму.
Но и надо учесть, что автор всё же закрыл одну главную сюжетную линию)
–––
tomorrow never knows


миротворец

Ссылка на сообщение 1 декабря 2009 г. 16:40  

цитата Blackbird22

что автор всё же закрыл одну главную сюжетную линию)

наспойлерите мне на ушко, какую, пожалуйста?) Вдруг окажется как раз то, о чем я хотела узнать — тогда еще рискнула бы почитать)
–––
Шпенглер & Инститорис


миротворец

Ссылка на сообщение 1 декабря 2009 г. 17:04  
kerigma , а ведь есть ещё и фанфики по произведениям автора.:-)
Всё те же фанаты постарались,причём в нескольких произведениях очень неплохо.
–––
"Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!"


авторитет

Ссылка на сообщение 1 декабря 2009 г. 17:09  
ФАНТОМ
Можно предположить, что некоторые из этих фанфиков были изданы)))
–––
tomorrow never knows


миротворец

Ссылка на сообщение 1 декабря 2009 г. 17:11  
Blackbird22 ,я не в курсе...
Ну,если только за свои кровные ребята напечатали...:-)))
–––
"Что смерть — умрём мы все. Вот если б не было разлуки!"


философ

Ссылка на сообщение 1 декабря 2009 г. 17:11  

цитата Blackbird22

Можно предположить, что некоторые из этих фанфиков были изданы)))

И так повился цикл про Корону...:-)))
–––
"Два раза не жить, два раза не умирать" - венгерская поговорка


миротворец

Ссылка на сообщение 1 декабря 2009 г. 17:15  

цитата ФАНТОМ

есть ещё и фанфики по произведениям автора

c ума сойти! Ссылку, умоляю! ^_^
–––
Шпенглер & Инститорис
Страницы: 123...56789...676869    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Произведения, авторы, жанры» > Тема «Александр Бушков. Обсуждение творчества»

 
  Новое сообщение по теме «Александр Бушков. Обсуждение творчества»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх