Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Pouce» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 82  83  84

Статья написана 27 января 22:04

После сегодняшних разговоров на клубе у меня возникло предложение.

Порой (раньше чаще, теперь реже) сообщество писателей-фантастов называют фантастическим цехом. Из истории мы знаем, что условием вступления в цех было создание шедевра. Не в смысле, как это понимают сейчас, чего-то совершенно экстраординарного, а в смысле добротного высококачественного изделия, свидетельствующего о достижении определённого уровня мастерства (точнее, именно уровня мастерства). Возможно, стоит ввести такую практику и в фантастическом цехе? Принимать в него только после предъявления шедевра (желательно вышедшего на бумаге тиражом не менее 2000 экземпляров). А поскольку оценка литературных произведений во многом связана со вкусами оценщика, и, что гораздо хуже, с его политическими, религиозными, и т.д. верованиями, шедевр все авторы должны создавать в заранее определённых, одинаковых для всех рамках. Это позволит заметно уменьшить субъективизм в оценках и мериться по гамбургскому счёту.

Соответственно, в качестве такого обязательного для вступления в фантастический цех произведения, предлагаю всем потенциальным фантастам писать "конину". Во-первых, серийные вещи легче издавать, а во-вторых, сравнивая свою "конину" с "кониной" классиков и признанных ныне мастеров, каждый сможет чётко определить своё место, и решить, стоит ли дальше.

Конан — наш рулевой! (в смысле ruler)

Собственно, dixi.


Тэги: Разное
Статья написана 14 января 16:59

На Старый Новый год получил из Польши журнал "Widok z Wysokiego Zamku", в котором напечатан мой рассказ "Ciemny konik" (в оригинале "Тёмная лошадка"). Вот хвастаюсь.

P.S. Почитать рассказ на русском можно здесь.

Пара страниц:




Статья написана 2 января 18:06

      

Стивен Браст "Валлиста"

Как указывает переводчик Кайл Иторр: "Пятнадцатый по написанию и четырнадцатый (пока) по внутренней хронологии роман о Владе Талтоше, действие — после Тиассы и прямо перед Ястребом. Роман о том, как добрая девочка Девера привела Влада в старый Особняк-на-обрыве, которого тут еще несколько лет назад не стояло, дверь за ними закрылась и...". Ну и, цитировать, так цитировать, авторская аннотация: "Влад Талтош — выходец с Востока, человек второго сорта в Империи рослых, могучих, долго живущих драгаэрян. Он сделал карьеру в Доме Джарега, драгаэрском клане, который отвечает за имперскую организованную преступность. Но в один прекрасный день джареги захотели отправить его на тот свет, и с тех пор Влад в бегах. У него немало друзей среди аристократии Драгаэры, включая бессмертную чародейку и парочку богов. Однако пока награда за голову Влада в силе, жизнь у него... сложная.

На жизненном пути Влада порой встречается Девера, девочка-драгаэрянка, владеющая непонятными силами и появляющаяся в самые странные моменты его жизни.

И вот Девера появилась снова — чтобы привести Влада в загадочный и на вид опустевший особняк на берегу Великого моря. Внутри этого сооружения имеются коридоры, пересекающие сами себя, покои, из которых можно попасть в иные миры, а также — быть может — ответы на некоторые давние вопросы Влада о мире и его месте в нем. Если только Деверу удастся убедить не исчезать посреди разговора..." В общем, завязка понятна, место действия указано, остаётся только читать о том как Владу Талтошу приходится разбираться в пространственно-временных парадоксах и весьма неординарной, даже по тамошним меркам, магии.

Как и другие романы цикла написано с великолепной иронией/самоиронией и некоторым количеством мелких сюрпризов. Часть для "тех, кто в теме", сиречь соплеменников автора — венгров (их переводчик указывает в сносках), часть — для тех, кто много читает (названия глав постоянно что-то напоминают, но не всегда удаётся понять что).

Перевод доступен в сети. Там же можно выразить свою благодарность переводчику (как добрым словом, так и в эквиваленте).

Рекомендую любителям цикла о Владе Талтоше (безусловно), а также всем любителям хорошей полутёмной фэнтези (при условии прочтения предыдущих романов цикла, которые тоже рекомендую).

P.S. Пара цитат

цитата

Я осмотрелся. Спальня.

Достаточно большая, чтобы здесь могла с удобствами разместиться семья выходцев с Востока. Две семьи: одна поселится на кровати. О том, что спальня принадлежит какому-то крайне богатому типу, помимо собственно размеров, свидетельствовало отсутствие одежды. У богачей для этого всегда есть то ли стенные шкафы, то ли вообще отдельные комнаты для переодевания — чтобы под рукой никогда не было того, что нужно. Если ты богат, ты должен испытывать неудобства. Запомни это, хорошенько запомни, Талтош".

цитата

"- Вы думаете, что когда я танцую, мне нет дела до зрителей, что я не обращаю на них внимания?

— Признаться, не могу ответить ни "да", ни "нет". Никогда не задумывался.

— У танца есть смысл. Есть суть. Они распространяются, касаются людей. Что-то во мне касается чего-то в тех, кто смотрит на мой танец, и порой связь получается настолько крепкой, что ошибки не может быть.

— Похоже на магию.

— Не совсем.

— Итак, то, как я реагировал на ваш танец — это и значит для вас, как будто я сказал, что хочу поговорить насчет всего того глубоко личного и негласного, о чем мне даже думать не нравится?

— Совершенно верно".

      

Джефф Вандермеер "Ассимиляция"

Формально третий роман цикла цикла "Зона Х" (о первых двух книгах "Аннигиляция" и "Консолидация" я писал раньше), а фактически третья книга одного романа в трёх томах. Поэтому не стану повторять уже написанного в отзывах о первых двух книгах, а сосредоточусь на особенностях третьей. В ней действуют все главные герои двух предыдущих частей, плюс пара важных персонажей которые ранее лишь упоминались. При этом время действия постоянно меняется, что позволяет автору, ничего не говоря прямым текстом, пролить некоторый свет на загадки Зоны Х. Впрочем, именно некоторый — мы узнаём, что все главные персонажи так или иначе связаны с Зоной, причём у некоторых эта связь началась ещё до её возникновения, узнаём почему природа так быстро стирает в Зоне следы цивилизации (но не узнаём причин этого), в общем, узнаём как бы гораздо больше, чем в первых книгах, но ничего точно, и ничего до конца. Несомненно лишь знакомство автора с линией партии.  

Прочитавшим первые две книги, несомненно, нужно читать и третью. Остальным стоит сначала попробовать первую — атмосфера, которую умело нагнетает автор, не всем понравится.

      

Брюс Стерлинг "Чёрный лебедь"

НФ-рассказ о параллельных мирах. Как написано в аннотации: "Хотите оказаться в такой реальности, где сможете найти применение своей гениальности и перетряхнуть весь мир? Возьмите ноутбук Массимо Монтальдо и нажмите F3". Главный герой, журналист, в чём-то похожий на самого Стерлинга, встречается в туринском кафе "Елена" с загадочным хакером Массимо Монтальдо, который сливает ему инженерные разработки, происхождение которых невозможно отследить. Возможно потому, что они разработаны не в нашей версии реальности?

Не лучший, но достаточно интересный рассказ Стерлинга. Восприятию несколько мешает присутствие в рассказе реальных людей, вроде Николя Саркози, что предполагает, будто бы читателю не надо объяснять каких-то особенностей персонажа. Увы, это не всегда так. Подозреваю, что люди, не следящие за политическими деятелями или не осведомлёнными о жизни автора, просто пропускают какие-то смысловые моменты. Фантдопущение выглядит достаточно плодотворным, так что Стерлинг мог бы использовать его для написания романа, а то и нескольких. Может использует?

Рекомендую любителям твёрдой НФ и Брюса Стерлинга.


Статья написана 2 января 17:55
Размещена также в рубрике «Польская фантастика»

Майя Лидия Коссаковская (Maja Lidia Kossakowska) "Гриль-бар "Галактика" (Grillbar Galaktyka)

По форме — юмористическая космоопера, по сути — политическая сатира. Вначале читается как что-то среднее между "Космическим госпиталем" Джеймса Уайта (только юмористическим, а не серьёзным) и сериалом "Кухня". Постепенно добавляются игры с широко известными и даже культовыми вещами вроде "Чужого", "Звёздный войн" и т.д. Главный герой, шеф-повар шикарного ресторана "Рыдающая Комета" Эрмосо Мадрид Ивен, непревзойдённый мастер своего дела, руководит безумным коллективом гигантской кухни и решает возникающие проблемы, включая борьбу с инспектором от Галактического Союза, ничего не понимающим в кулинарии, и эффективной менеджерицей, пытающейся включить в меню мерзкую зелёную кашицу, переговоры с гангстерами и даже охоту на Чужих в кладовке. Но однажды Ивена подставляют, и с этого момента он вынужден скитаться за пределами Союза, поскольку включён там в список самых разыскиваемых преступников. В ходе скитаний герой обретает новых друзей и разбирается со старыми обидчиками. Таков, вкратце, сюжет книги.

Однако, как мне кажется, главная цель автора не просто повеселить читателя, а показать всю абсурдность и отвратительность упрощения и унификации динамичной и разнообразной в своих проявлениях жизни. Символом этой унификации (вплоть до полной гомогенизации) служит мерзкая зелёная кашица, навязываемая всей Галактике в качестве основного и единственного продукта питания. В принципе, цель достигается, но из-за этого книга получилась, с одной стороны, не космооперой, а космоопереттой, а с другой — градус серьёзности по мере развития сюжета нарастает, так что оперетта получается какой-то недостаточно легкомысленной. Опять же, как для оперетты в тексте многовато красочных описаний, что хорошо, если по книге намечается снимать мультфильм, но книгу, как текст, по моему мнению, избыточно утяжеляет.

Итого, написано неплохо — можно настричь цитат, но в целом, как нынче принято говорить, "много текста". Могу рекомендовать любителям дамских космических оперетт, владеющим польским языком.

P.S. Пара цитат (осторожно, вскрывают суть!)

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Нет — мясу! Нет — молоку! Нет — овощам! Нет — сельхозпродукции! — ревёт тем временем группа инсектоидов и рептилоидов. — Питайся космическим эфиром! Скажи ДА лучу энергетического единства!
- Еда это мерзость! Долой еду! Трупожоры! Гнилоеды! Запретить жратву! Жратва это преступление галактических масштабов!

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Ну хорошо, я понимаю, что в космосе существуют увечные, обделённые существа с сердцами холодными и увядшими, как вчерашний салат, которые не любят поесть. Заявляющие всем и каждому, что охотно обошлись бы вообще без еды, или удовлетворились капелькой липкой кашицы из тюбика. Те, кто всё время жалеют, что не изобретена ещё принимаемая раз в неделю таблетка, обеспечивающая организму соответствующую дозу энергии.
Но зачем, чёрт побери, они стремятся силой навязать свои омерзительные патологические обычаи другим? К тому же якобы во имя защиты их драгоценного здоровья.
Трудно найти более наглое и беспардонное проявление лицемерия.
Мне всегда казалось, что разумное взрослое существо само сможет о себе позаботиться. А, между тем, нет. Неожиданно появляются умники, которые знают лучше. Они лучше осведомлены, больше заботятся о здоровье и экологии, более напыщенны и лицемерны, чем любой из нас.
Они суют нос в наши тарелки, роются в наших шкафах, выбрасывают головизоры и комплекты виртуальных игр, меняют игрушки наших личинок на глупые, зато образовательные, а нас самих заставляют заниматься нудными, бессмысленными упражнениями или спортом, полностью лишёнными элементов риска, которые в состоянии вогнать в меланхолию даже анемона с Полярной звезды.
А их главное оружие, вопреки тому, что они провозглашают, это насилие. Грубая, физическая сила. Дьявольская смесь, от которой у меня встаёт дыбом шерсть на хребте. Категорические запреты, приказы и постановления, подкреплённые законами и пропагандой.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

— Наше общество гордится высоким уровнем общественного сознания — трещит тем временем Рег-как-то-там. — Мы стремимся к тому, чтобы все были абсолютно равны в плане владения имуществом, образования, общественного положения, ума, работы по специальности и устремлений. Никто не может подвергаться дискриминации по какому-либо поводу. Каждый гражданин Сфии столь же талантлив, умён, наделён способностями и полезен для общества, как и любой другой. Мы отказались от ненужного стесняющего деления по признаку пола, расы, врождённого ума или способностей. Таких понятий не существует. Они ведут к хаосу и создают искусственные, культурно обусловленные барьеры.
- Хорошо, — спрашиваю я. — А как быть с профессиями, которые требуют определённой предрасположенности? Я имею в виду музыку, живопись, актёрскую игру, литературу? Кулинарию?
Вежливая змеиная улыбка:
- Никак. Врождённой предрасположенности не существует. Это культурные ограничения, ведущие к дискриминации. Каждый с успехом может работать по любой специальности.
Надо запомнить — никогда не ходить здесь на концерты.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Вероятно, это не единственная опасность, связанная с распространением отвратительной зелёной кормовой кашицы. У нас есть основания полагать, что питающиеся ею незаметно для себя оказываются под контролем коллективного разума слизов. И потому ведут себя, как помешанные. Внезапно меняют взгляды, становятся необычайно восприимчивыми к чужому влиянию, рекламе, пропаганде, запугиванию. Постепенно утрачивают индивидуальность. Отрекаются от неё. Хотят быть обычными, посредственными, предсказуемыми, ни в чём не выделяться. Настойчиво жаждут объединения. Принадлежности к какой-нибудь организации, клубу, общественной группе, меньшинству или большинству. Лишь бы быть вместе, в группе. Лишь бы следовать конкретной идеологии и освободиться от необходимости мыслить.
Господствуют позиции: "мы и они", или, что ещё хуже, "мы против них".
Большинство существ в космосе бездумно повторяет те же самые лозунги, пользуясь вдобавок теми же самыми словами и оборотами. Все внезапно начинают что-то любить или ненавидеть.


Статья написана 22 декабря 2017 г. 19:41
Размещена также в рубрике «КИНОрецензии»

Пересмотрел фантастическую комедию "Сексмиссия" ("Seksmisja"), Польша, 1983 г., режиссёр Юлиуш Махульский.

Первый раз смотрел это фильм лет тридцать назад в советском прокате, где он шёл под названием "Новые амазонки". При пересмотре обнаружил ряд сцен, которых тогда не видел (если верить Википедии их набирается в сумме на 25 минут), причём это не только эпизоды, где раскрывается тема с-к. Соответственно, фильм стал выглядеть более социально-сатирическим.

На случай, если кто, вдруг, не видел фильма, напомню о сюжете. В 1991 году двое добровольцев, гуляка и бабник Макс и интеллигентный учёный Альберт, принимают участие в эксперименте по гибернации, осуществляемом безумным учёным Куппельвайзером. По плану героев должны разморозить через три года, однако размораживают лишь через 53 — в 2044 году. При этом оказывается, что в всё мужское население планеты погибло в ходе войны с применением М-бомбы, разработанной тем же Куппельвайзером, и теперь мир заселён исключительно женщинами. Герои предполагают, что теперь с их помощью будет восстановлен естественный порядок вещей, но как бы не так — ведь главный лозунг господствующих жриц партеногенеза (а именно так теперь размножаются): "Самец — твой враг", и вообще вся история человечества это история угнетения и подавления прогрессивных женщин, вроде Коперника, грязными тупыми самцами (что-то это мне напоминает). Так что будущее Макса и Альберта представляется достаточно мрачным...

Фильм реально смешной (по версии журнала "Film" даже признан лучшей комедией за сто лет польского кино). Кроме того, после просмотра его без купюр у меня сложилось убеждение, что он составляет явную дилогию с "Кингсайзом" (о нём я писал ранее) — и там и там показано тоталитарное общество, члены которого сексуально фрустрированы, поскольку общество состоит из представителей только одного пола, а руководство имеет тайную лазейку в некий внешний мир, где пользуется всеми недоступными рядовым гражданам благами цивилизации/природы. Возможно (почти наверняка), я не первый, кому в голову пришла эта мысль, но в сети она мне не встречалась.

Отдельным бонусом для меня лично стало то, что фильм снимался в соляных копях Величка под Краковом, где я побывал и теперь пару раз узнавал местность. Кроме того, в титрах в качестве одного из специалистов по компьютерной обработке указан Кшиштоф Пискорский. Теперь думаю, не тот ли это Пискорский, который написал "Край времени", "Сорок и четыре" и "Тенеграф"?

Всячески рекомендую любителям хороших комедий.

P.S. Цитата: "Здоровый организм живёт и действует, и только больной задумывается".

UPD Выяснил, что это, таки, не тот Пискорский.


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 82  83  84




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 76

⇑ Наверх