Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Pouce» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 80  81  82

Статья написана 18 ноября 20:53
Размещена также в рубрике «Материалы с конвентов и литературных встреч»

Выложил на фейсбуке фотоальбом с прошедшего 10-12 ноября в Киеве конвента LiTerraCon. Желающих приглашаю сходить по ссылке, а пока выкладываю несколько заметно облайканых фоток для привлечения внимания:

Томаш Колодзейчак, Владимир Пузий, Олеся Стужук, Михаил Назаренко, Борис Сидюк

Ольга Громыко




Статья написана 16 ноября 13:09


      

Джаред Даймонд "Третий шимпанзе"


Научно-популярная книга, посвящённая связи человека с другими животными и проявлениям этой связи в самых разных, порой неожиданных областях. Описывать книгу долго и бессмысленно, поэтому просто приведу оглавление:


Глава 1. История трех шимпанзе
Глава 2. "Большой скачок"
Глава 3. Эволюция человеческой сексуальности
Глава 4. Научный взгляд на измену
Глава 5. Как мы выбираем наших спутников жизни и сексуальных партнеров
Глава 6. Половой отбор и происхождение человеческих рас
Глава 7. Почему мы стареем и умираем?
Глава 8. Мосты к человеческому языку
Глава 9. Истоки искусства в мире животных
Глава 10. Обоюдоострый меч земледелия
Глава 11. Почему мы курим, пьем и употребляем наркотики?
Глава 12. Одиночество в густо населенной Вселенной
Глава 13. Последние первые контакты
Глава 14. Завоевание по воле случая
Глава 15. Лошади, хетты и история
Глава 16. Черным по белому: черные и белые
Глава 17. Золотой век, которого не было
Глава 18. Блицкриг и день благодарения в Новом Свете
Глава 19. Второе облако


Книга рассматривает человека в неразрывной связи с ближайшими родственниками по эволюционной лестнице и другими видами и показывает, что он не стоит особняком, а является неотъемлемой частью природы. К недостаткам книги я бы отнёс излишнее расшаркивание перед профессиональными оскорбленцами и определённую ангажированность при подборе исторических примеров. Кроме того, некоторые части, связанные с генетикой, уже устарели. Тем не менее, всё это с лихвой окупается систематичностью и всеохватностью, что делает книгу если не обязательным, то крайне желательным чтением для всех интересующихся историей человека разумного и его местом в мире природы. Собственно им всячески её и рекомендую.


P.S. Пара цитат.


цитата

В наше время в разных уголках земного шара, в основном в районах, непригодных для земледелия, обитают несколько десятков групп так называемых «первобытных людей», например, бушмены пустыни Калахари. Как ни удивительно, оказывается, что у этих охотников, как правило, имеется свободное время, они хорошо высыпаются и трудятся не больше своих соседей-земледельцев. Так, известно, что в среднем на добывание пищи у бушменов уходит в неделю от двенадцати до девятнадцати часов; многие ли из моих читателей могут похвастать такой короткой трудовой неделей? Как сказал один бушмен в ответ на вопрос, почему его племя не последовало примеру соседних племен, занимающихся земледелием: «Зачем сажать, если в мире так много орехов монгонго?»


цитата

Существует как минимум три группы причин, которыми может объясняться выявленный в ходе этих исследований вред земледелия для здоровья. Во-первых, рацион охотников и собирателей был разнообразен и содержал достаточное количество белка, витаминов и минералов, тогда как большая часть пищи земледельцев готовилась из крахмалосодержащих культур. Собственно, земледельцы получали доступные калории, жертвуя при этом качеством питания. В наши дни лишь тремя культурами с высоким содержанием углеводов — это пшеница, рис и кукуруза — обеспечивается более пятидесяти процентов калорий, потребляемых человеком.
Во-вторых, у земледельцев, чье благосостояние зависело от одной или нескольких культур, с большей вероятностью, чем у охотников, мог наступить голод, — это происходило в случае, когда одна из культур не давала урожая. Помимо голода в Ирландии, вызванного неурожаем картофеля, можно привести еще много примеров из истории человечества.
Наконец, значительная часть наиболее опасных инфекционных заболеваний и паразитов человека смогла получить распространение только после перехода к сельскому хозяйству. Эти смертельно опасные заболевания сохраняются исключительно в обществах, где люди живут скученно, недоедают и ведут оседлый образ жизни, постоянно заражаясь друг от друга и через сточные воды. Так, бактерии, вызывающие холеру, не могут выжить в течение длительного времени вне человеческого тела. Распространяется это заболевание через питьевую воду, зараженную фекалиями больных. Корь в небольших популяциях исчезает, едва большинство ее потенциальных носителей либо умирает, либо вырабатывает иммунитет; но там, где население составляет не менее нескольких сотен тысяч, болезнь может существовать неопределенно долго. Такие массовые эпидемии не могут происходить в небольших, удаленных группах охотников, часто переходящих на новую стоянку. Туберкулез, проказа и холера должны дождаться возникновения земледелия, тогда как оспа, бубонная чума и корь появились только в последние несколько тысячелетий, когда стали развиваться большие города.


      

Андрей Круз, Мария Круз "Ар-Деко. Своя игра"


Вторая книга цикла "Ар-Деко" (о первой я писал ранее). Авантюрный роман с фэнтезийным оттенком в альтернативно-историческом антураже. Об антураже я писал, отзываясь о первой книге, и в этом плане ничего не изменилось. Изменились обстоятельства главного героя Поля Высотски. Если в первой книге он благородный взломщик, ворующий исключительно у воров, то во второй Поль заводит честный бизнес по торговле автомобилями и намерен женится на танцовщице, в которую влюбился в первой книге, и которой помог сделать карьеру. Однако бурное прошлое не желает расстаться с героем так просто. Долги разного рода следует отдавать и Полю приходится вновь, на некоторое время, взяться за старое...


Как и первая книга, увлекательный боевик со множеством неожиданных поворотов и ходов. К сожалению, потенциально многобещающая альтернативно-историческая линия развития не получила. Впрочем, конец достаточно промежуточный и позволяет писать цикл дальше, но можно ограничиться и двумя уже написанными книгами.


Рекомендую любителям ненапрягающих авантюрных романов.


P.S. Из примечания к тексту узнал, что оборот "cat house", в прямом переводе "кошкин дом", имеет значение "бордель". После обретения этого знания сказка Маршака приобрела для меня некие недетские оттенки смысла.


      

Дэниел Абрахам, Тай Френк "Пробуждение Левиафана"


Первая книга цикла "Пространство (Expanse)". Опубликовано под коллективным псевдонимом Джеймс Кори. Космическая НФ. Действие происходит лет через двести от нашего времени. Параллельно развиваются две сюжетные линии. Первая — Джима Холдена, который с тремя соратниками, бывшими членами экипажа водовоза "Кентербери", попавшего в засаду в засаду и уничтоженного со всеми людьми, ищет злодеев, которые это сделали. Джим — землянин, "почти праведник", правдолюб и правдоруб, верящий в силу гласности, и из-за этого порой совершающий глупости. Джим — капитан, а команда подобрана по классическому квестовому принципу: классный пилот — марсианин, классная механик — астероидянка, и классный боец — землянин. Вторая линия — Джозефа Миллера, детектива с Цереры, которому начальство поручило в качестве побочной работы найти молодую женщину Жюли Мао, сбежавшую из дома дочь очень богатых родителей. Детектив Миллер — человек битый жизнью и руководствующийся скорее понятиями, чем писанными законами (как, впрочем, и все его коллеги) — персонаж вполне нуарный. И как положено нуарному персонажу сохраняющий в глубине души веру во что-то светлое и доброе. Этим светлым и добрым в его случае становится упомянутая Жюли Мао, которую он продолжает разыскивать по всей Солнечной системе вопреки обстоятельствам и даже прямому приказанию начальства. Поначалу линии персонажей идут параллельно, но постепенно начинают переплетаться, а события романа приобретают всё более непредсказуемый оборот...


Взялся за эту книгу после просмотра двух сезонов сериала "Экспансия" (мои отзывы: о первом и втором сезонах), чтобы сравнить увиденное с первоисточником. Должен заметить, что авторы сериала достаточно бережно обошлись с литературной основой — события первого сезона сериала в основном точно повторяют события книги. Правда несколько смещены акценты в образах героев и подкорректированы мотивы некоторых их поступков. Кроме того, оказалось что пара дурацких неестественно выглядящих поступков персонажей добавлена сценаристами и в романе отсутствует. Плюс в романе полностью отсутствует линия замгенсека ООН Хрисьен Авасаралы. Думаю, что её вставили в первый сезон сериала из второго (или ещё какого-нибудь) романа цикла, но в сериале линия смотрится весьма органично. В общем, бережное отношение к первоисточнику плюс грамотный подбор актёров и качественная работа костюмеров, декораторов и прочих создателей визуального — залог успешного сериала.


Как и сериал рекомендую всем любителям остросюжетной НФ. В каком порядке смотреть/читать несущественно.


P.S. Пара цитат.


цитата

Наоми обмякла, шумно выдохнув.
— Понимаешь теперь, почему мне нельзя командовать, — проговорила она.
— Не любишь принимать решения при недостатке информации?
— Я бы сказала, мне не хватает самоубийственной безответственности, — усмехнулась она и принялась неторопливо устанавливать на место крышку передатчика.


цитата

— Люди говорят о войне? — спросил Миллер.
— Часто, — ответил миссионер.
— Кто-нибудь видит в ней смысл?
— Нет. Не думаю, что в войнах бывает смысл. Это безумие заложено в нашей природе. Иногда оно дает обострения, иногда затухает.


цитата

— Люди вправе знать, что происходит, — сказал Холден. — Все твои аргументы сводятся к тому, что у людей не хватит ума правильно воспользоваться информацией.
— Хоть кто-то воспользовался хоть одним из твоих сообщений для чего-нибудь, кроме возможности пострелять в тех, кто им давно не нравился? Дав им новый предлог, ты никому не помешаешь убивать друг друга, — сказал Миллер. — Ты начал эту войну, капитан. Это не значит, что ты сумеешь ее прекратить. Но ты должен попытаться.


цитата

— И никто о нем не знает, — сказал Фред, затем заговорил мягче. — Я понимаю, что это жестоко, но мне не нужен живой человек со всеми его сложностями. Мне нужен символ Пояса. Икона.


Статья написана 16 ноября 12:55
Размещена также в рубрике «Польская фантастика»


      

Яцек Инглот (Jacek Inglot) "Польша 2.0 (Polska 2.0)"


Политическая фантастика ближнего прицела. Меритократическая/технократическая утопия, точнее две утопии под одной обложкой. Соответственно, оба главных героя призваны излагать авторские идеи и временами для оживления сюжета иллюстрировать их своими наблюдениями и поступками. Думаю, отзыв об этой книге лучше всего начать с цитаты из авторского послесловия, где Инглот пишет, что побудило его за неё взяться: "Уже много лет существует убеждение, что большинство поляков это люди без воображения, которые, к тому же, боятся думать о будущем — мысль о чём-то отдалённом более, чем на неделю, причиняет им почти физическую боль. Сегодня просто нельзя поверить, что собственно в Польше жил и творил такой титан научной фантастики, как Станислав Лем, непревзойдённый мастер создания миров будущего. Многие современные поляки живут исключительно сегодняшним днём, так словно будущее никогда не наступит. И, собственно, эта, вызывающая тревогу и свидетельствующая о близорукости, тенденция вынудила меня задаться вопросом — если поляки не хотят задуматься над будущим, может стоит им его показать? Наглядно продемонстрировать при помощи литературных образов, как сложится судьба страны в зависимости от того, что сделают или не сделают её жители? Ведь будущее всё равно наступит, со всеми драматическими последствиями сегодняшнего действия или бездействия".


Итак, действие обоих частей книги ("Польша 2.1. Война дронов" и "Польша 2.2. Всепланетная буря") происходит в один и тот же день 14 апреля 2037 года в разных версиях будущего (по замыслу автора, альтернативная история прошлого альтернативна относительно реальной истории, а для альтернативной истории будущего надо показать как минимум одну альтернативу). Развилка наступила 21 ноября 2022 года. К этому моменту Польша находилась в достаточно плачевном состоянии, предысторию которого излагает один из персонажей: "- Просто после 1989 года, после падения коммунизма, мы [поляки] начали вести себя как стадо выпущенных из пещер в гипермаркеты взбесившихся троглодитов, для которых потребление оказалось единственной ценностью.  Как народ, мы победили коммунизм, отбросив его партийную идеологию, но как общество мы оказались слабы и потерпели поражение в схватке с коммерцией и глобализмом. [...] Через четверть века после падения коммунизма дошло до психологической катастрофы, поскольку уровень взаимного доверия и способность к сотрудничеству упали до нуля. Когда мы начали вести себя по отношению друг к другу как голодные псы в колодце, конец стал только вопросом времени. Здесь социолог скажет, что мы не смогли создать общественного капитала, на котором могло бы базироваться дальнейшее развитие. И в результате случилась имплозия Польши, схлопывание страны. [...] Польша легла в дрейф, из которого не смогла вырваться. В результате оказалась на скалах. [...]
- Дрейф в сторону гибели начался, по моему мнению, после 2000 года — продолжал бывший политик. — Поляки, из народа активистов, смело двигавшихся вперёд, избавляясь от коммунизма, превратились в народ растительный, не стремящийся ни к чему, кроме удовлетворения потребительских желаний за чужой счёт. Такая ситуация развращает общество. [...] Это совпало с культурной катастрофой [...] Именно так, мы морально и культурно опускались, а растление распространялась на всё новые области жизни. Ясное дело, сначала на политику, которая стала в Польше истинным царством лжи. Хуже того, это происходило при полном согласии общества, которое с энтузиазмом участвовало в этом процессе. Ибо развращённый избиратель хочет сказок, а не правды. Отбросив коммунистическую ложь, он возжелал новой, обещающей потребительский рай. Бесплатный и для всех. Тогда и появились Друзья Народа с видением "справедливого завтра", или благосостояния для всех и даром, точнее, за поддержку тех, кто его обещает. К этому пришёл народнокатолический изоляционизм".


В "Польше 2.1" этот губительный дрейф прерывает государственный переворот. Военный Совет Национального Спасения приостанавливает действие конституции, интернирует Сейм и назначает на должность Главы Государства, концентрирующего в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть, бывшего эмигранта Владислава Сидорского. После чего самораспускается. Сидорский, человек не имеющий никаких личных интересов, кроме возрождения величия Польши, использует обретённую власть для воплощения в жизнь идей, изложенных в книге никому не известного учителя истории Адама Тарковского "Проект 'Ягеллония 2.0'". Просвещённая диктатура Руководителя приводит к экономическому расцвету, вслед за которым следует восстановление исторической справедливости, в результате чего Польша становится лидером Вышеградского Договора, объединяющего страны Восточной и отчасти Центральной и Южной Европы.


В "Польше 2.2" переворот оканчивается неудачей. Государство продолжает деградировать, а лучшие люди постепенно тайно перебираются в Польшу 2 — подводный город, организованный успешным предпринимателем Адамом Тарковским на дне океана с целью добычи газогидратов. Причём со временем перебираться становится всё труднее, поскольку Польшу отгораживает от остальной части Европы новый "железный занавес", ибо иначе население разбежится из страны, где еда по талонам, а об окончательном решении пенсионерского вопроса я лучше промолчу, чтобы не подавать соблазнительных идей нашим руководителям. В отличии от реваншистской утопии "Польши 2.1", утопия "Польши 2.2" гораздо ближе к классической НФ ближнего прицела. Правда, победа сил разума и прогресса в ней наступает гораздо позже и в сильно изменившемся мире.


В Польше, насколько я могу судить, книга Инглота вызвала, как и надеялся автор, оживлённую реакцию и даже получила в этом году престижную премию имени Ежи Жулавского (серебро). Не думаю, что её переведут на русский язык (возможно, на украинский, хотя тоже не уверен), но, если бы вдруг такое случилось, то, полагаю, во многих описательных местах книги у российских и украинских читателей могло бы возникнуть ощущение, что речь идёт об их стране — стоит только подставить другое название.


Могу рекомендовать любителям специфических утопий, владеющих польским языком.


Статья написана 9 ноября 18:34


Отсмотрел чёрную комедию "Колыбельная" ("Kołysanka"), Польша, 2010 г., режиссёр Юлиуш Махульский.

В центре повествования семейство Макаревичей — суровых мазурских вампиров. Папа, мама, четверо детей (пятый на подходе) и дед (свёкор). В начале фильма семейство прибывает в отдалённое село и вскоре в районе начинают исчезать люди — почтальон, работница соцобеспечения, ксёндз со служкой, немец с переводчицей и даже телекорреспондентка с оператором. Местная полиция начинает в меру сил расследование, но против вампиров они слабоваты...

Меня лично комедия, хоть и снятая Махульским, не слишком впечатлила. Возможно, потому, что большинство шуток (а их, таки, много) рассчитаны на знание контекста, а если контекст приходится вычислять, то уже не очень смешно. Хотя есть и "общечеловеческие" шуточки, например, когда ксёндз говорит мальчику-вампиру, что он сын дьявола, тот идёт к папе с мамой и серьёзно интересуется, кто же его отец. Или коллективные музыкальные экзерциции семейства, заставляющие вспомнить семью Филиппа IV с картин Веласкеса.

Могу рекомендовать поклонникам Махульского и людям, глубоко погружённым в реалии польской жизни.

P.S. Если что, в ходе фильма никто не умер.


Тэги: Кино, Отзыв
Статья написана 4 ноября 11:15


Отсмотрел черноватую фантастическую комедию "Ведьмы из Сугаррамурди" ("Las brujas de Zugarramurdi"), Испания, 2013 г.

На Пуэрта-дель-Соль, в самом центре Мадрида, два уличных артиста, Христос и Оловянный Солдатик, сопровождаемые десятилетним мальчиком Серхио, грабят скупку золота. Похитив целую сумку золотых колец, грабители захватывают такси и устремляются к французской границе. За ними гонятся бывшая жена Христа (она же мать мальчика) и полиция, но грабители значительно опережают погоню и уже почти добираются до Франции, когда по дороге им попадается городок Сугаррамурди, где обитают баскские ведьмы...

Фильм смешной (первые минут сорок я постоянно смеялся) и неполиткорректный. Правда во второй половине, авторы, на мой вкус, несколько перебирают с натурализмом, но на общем фоне современного кино вполне терпимо. Ведьмы в фильме не фэнтезийные, а, скорее, классические сказочные — из тех, что едят маленьких мальчиков, запеченных в печи. Образ Великой Матери тоже полностью соответствует классическому образцу.

Рекомендую любителям фантастических комедий, не слишком беспокоящихся о соблюдении политкорректности.


Тэги: Кино, Отзыв

Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 80  81  82




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку


Количество подписчиков: 76

⇑ Наверх