Марина и Сергей Дяченко «Варан»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское | Психологическое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Юный Варан живет в странном, но красивом мире. Он — поддонок, и жизнь не сулит ему ничего особенного: рутинная работа, низкий достаток, семья и дом. Но его встреча с магом Императора Подорожником, прибывшим к ним на остров, меняет его представление об этом мире. Теперь Варану необходимо сделать сложный выбор: жить дальше в тишине и спокойствии или пуститься в поиски одного удивительного странника, который ходит по миру и творит чудеса. И вот выбор сделан, дорога длинна. Выбор сделан и надо идти. Только какова цена?
В произведение входит:
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Бродячая Искра»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 292
Активный словарный запас: средний (2752 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Звёздный Мост, 2004 // Лучший роман. 3 место ("Бронзовый Кадуцей") | |
лауреат |
РосКон, 2005 // Роман. 2 место ("Серебряный РОСКОН") | |
лауреат |
Филигрань, 2005 // Большая Филигрань | |
лауреат |
Мраморный фавн, 2004 // Роман |
Номинации на премии:
номинант |
АБС-премия, 2005 // Художественное произведение | |
номинант |
Премия Кира Булычева, 2005 // (роман) | |
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2004 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 2005 // Крупная форма | |
номинант |
Интерпресскон, 2005 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Сигма-Ф, 2005 // Крупная форма, романы |
- /языки:
- русский (7), французский (1), украинский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (9), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Я. Житин (1), К. Зейтунян-Белоус (1), А. Савицкий (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ВладимирВас, 8 июня 2023 г.
Я с уважением отношусь к творчеству четы Дяченко (хотя, уверен, пишет там Марина, женская рука). У них работы не огненно эмоциональные и яркие, но всегда необычные и с кучей наблюдений человеческой сути и, конечно же, большая и жирная мораль в каждой книге.
В этой работе, вроде все это тоже есть (кроме большой и жирной морали...поскромнее мораль))), но вообще не читается и не цепляет. Я даже сам мир не смог осознать/прочувствовать. Попроси меня описать прочитанное и я больше пары абзацев не смогу накидать. А если внутри, после прочтения, остается мыслей на пару абзацев, да еще и эмоционально нейтральное отношение к книге, то зачем такая книга :) Возможно это только мое впечатление, на вкус и цвет фломастеры разные, но я не рекомендую, лучше Пандем, Пещеру, Ведьмин век и тд и тп прочитайте :)
П.С. Вторую книгу в цикле читать не буду.
П.П.С. В итоге прочитал вторую книгу....и не пожалел при их общей схожести ... это необъяснимо :)
Северина, 2 февраля 2023 г.
Отложила дочитанную книгу в сторону и облегчённо выдохнула. Наконец-то, главный герой дошёл туда, куда, мучая себя и читателя, шёл все 500 страниц! Наконец-то, эти 500 страниц закончились, и можно приступить к чтению другой книги. И боже меня упаси снова «клюнуть» на награды от «Звездных мостов» и «Мраморных фавнов«! Кстати, персональные рекомендации от фантлаба — часто тоже далеко не в «яблочко».
Бесспорно, мир, придуманный авторами, интересен и необычен. Одни живые леса и поля чего стоят! И водно-надводные острова, и крылатые перевозчики, и маги,
Но главный герой разочаровал совершенно. А роман, в котором ГГ раздражает, не доставляет удовольствия.
То, что простительно и даже желательно для подростка и молодого человека, взрослому мужику не пристАло. И его поиски не то себя, не то чуда чУдного, не то рецепта осчастливливания — не подвиг, а дурь.
Слепая вера в счастье, которое незнакомый волшебник должен принести в чужой дом, лишает человека возможности строить это счастье своими руками.
Ах, давайте примем в дом путника, вдруг он окажется волшебником, и всех осчастливит! А вдруг не окажется? Или это будет мошенник, вор, грабитель с большой дороги? Ожидание, что вот-вот придёт добрый дяденька и «сделает всех счастливыми» — худшее из ожиданий.
Жалею о потраченном времени. Надо было отзывы внимательнее читать!
Max1959, 13 июля 2022 г.
Написано хорошо, но сюжетно -слабенькая вещь.
Можно и не читать, ничего не потеряете
Incnis Mrsi, 14 мая 2022 г.
К поставленному лаборантом mputnik вопросу о «[не]пустоте помыслов». Идеологическое содержание тут всё-таки есть — густое «правое» (т.е. социально консервативное). Под конец славного пути мы будем
Тимолеонт, 13 сентября 2021 г.
Не хочу разбираться в двойных смыслах и философии этой книги. Для меня «Варан» — чарующая история-взросления юноши в странном, но интересном и удивительном мире. Варан последовательно проходит все стадии от раннего детства до старости, пытаясь найти смысл жизни, понять, кто он вообще такой и чего ему нужно от жизни. Мне безумно понравилось трогательное взаимодействие с Нилой, начальные эпизоды с семьёй, описание, как Варан был «большим человеком» и странствовал бродягой, а уж мир действия достаточно интересен, чтобы в памяти заседали все редкие и скупые данные о его устройстве и истории.
Вот и всё, «Варан» слишком сильно понравился мне, чтобы рефлексировать и анализировать его разбирая на части.
mputnik, 12 июля 2020 г.
Форма довлеет над Содержанием. Явно и бесповоротно. Прям — целевая установка некая. Ибо внешние факторы, к сути повествования особого касательства не имеющие — очевидно и громогласно — вытесняют оную Суть на задворки мизансцены, делая незаметной и ненужной: стиль, слог, деталировка мира, собственно фантАнтураж, техника исполнения текста, в конце концов — всё это выше всяческих похвал. Фантазийный мир Круглого Клыка — впечатляюще реалистичен, концептуально достоверен и т.д. и т.п.
А, вот, Идея... Нет, она — есть, конечно же. Это — всё-таки — Дяченко, а не какие-то графоманы залётные. У литераторов такого ранга пустых текстов не бывает в принципе, так что Идея — она есть, НО... В том-то и дело, что вся «идеологическая конструкция текста» — более чем спОрна. Более чем.
Иллюзорность пассионарности во всех её базовых проявлениях — что побудительных мотивов, что — результатов, что — роли и места в жизни Социума... Это скорее похоже на антипропаганду, чем на зрелую, взвешенную и настроенную на позитив фмлософию. Это упадничеством попахивает, негативизмом, душевной усталостью, разочарованием и пустотой помыслов. Зачем это всё? Какова ЦЕЛЬ «словесной конструкции»? Что именно останется на донышке вместилища разума «нерастворимым осадком»?
Первая книжка Дяченко, не вызывающая однозначных восторгов. Увы и ах. За триаду «Метаморфоз» — можно простить многое, конечно же. Многое. Но — далеко не всё
Простой., 9 февраля 2020 г.
С интересной книгой приятно коротать время. С идейной книгой хорошо размышлять по ходу чтения, а с философской — отложив ее в сторону. А как охарактеризовать книгу, после прочтения которой наслаждаешься полученным настроением, катаешь его, как конфету на языке, чтобы лучше прочувствовать? Эмоциональная глубина произведения: трудно оценить и передать — но она тут есть. Есть и философия, и идея и все это в обёртке из интересного мира. Роман стоит прочесть ради того осадка в душе, что останется по его завершению. Здесь нет зрелищных боёв, сложных интриг, захватывающих приключений. Героическое фэнтези — это не про «Варан». Не нужно искать в нем то, чего нет — это вызовет только разочарование. Зато вполне можно насладится тем, что есть.
xdma, 8 мая 2019 г.
Недавно решил познакомится с творчеством отечественных авторов Марины и Сергея Дяченко, выбрал для этого их роман «Варан».
Своеобразный такой роман получился у этих авторов, эдакий психологически-приключенческий фэнтези, в какой-то мере это даже притча. Это жизненный путь человека, путь поиска. Точнее — несколько эпизодов этого пути.
Что ищет этот человек — смысл жизни, своё предназначение или просто плывёт по течению ? Наверное — всё вместе.
Повествование неторопливое, читается роман очень медленно, хотя и с интересом.
Язык романа очень хорош, что дополнительно способствует погружению в атмосферу мира. Атмосферу мира статического, с жёсткой иерархией и сильным социальным расслоением, мира, где жизнь большей части населения весьма тяжела, безрадостна и уныла, без намёков на какие-либо изменения. Мир романа интересен, особенно острова в первой части. Здесь и странные природные явления (так и не получившими объяснений), и необычные живые существа(тоже описанные не слишком вразумительно), которых люди интенсивно используют практически во всех сферах жизни. К огромному сожалению описан этот мир весьма фрагментарно, целостной картины никак не возникает, лишь какие-то лоскутки.
А ещё в мире присутствует магия и маги. Магия, не особо поддающаяся контролю, существует вроде бы как сама по себе и заметной роли в жизни мира не играет. Тоже самое можно сказать и о магах.
Юноша по имени Варан столкнулся с одним из магов и это привело его в путешествию длиной в жизнь. Роман рассказывает о нескольких эпизодах из жизни Варана, с большими временными перерывами. Варан сталкивается с совершенно разными людьми и попадает в различные, весьма драматичные и неоднозначные ситуации. Повествование не отпускает, держит в напряжении. Однако многое из происходящего так и остаётся без объяснения. Я так же понимаю, что не нужно подробно описывать всё и всех подряд, но в некоторых случаях «невнимательность» авторов к деталям сильно озадачивает. Например — в первой части повествования описание юного героя сводится к нескольким упоминаниям второстепенных персонажей что «он симпатичный». В другом эпизоде я так и не смог себе представить, что за животное сопровождало Варана и откуда оно взялось, хотя это животное играет определённую роль в событиях. И таких моментов в романе — нуждающихся хотя бы в минимальном описании или разъяснении — достаточно, просто какие-то дыры образуются в повествовании, как на мой взгляд. И мне это трудно понять, т.к. с фантазией у авторов всё в порядке, писать они тоже умеют — роман полон коротких и в тоже время ёмких и содержательных описаний персонажей и окружающей обстановки. Впрочем, касается это не только супругов Дяченко. Может быть писатели так спешат напечатать свои произведения что не замечают зияющих прорех в своих произведениях?
А ещё авторам плохо удаётся убедить читателя в эмоциях и мотивациях персонажей. Неубедительно и схематично в романе многое — взаимоотношения между Вараном и окружающими его людьми — с родителями, с Нилой, с Подорожником и всеми остальными. Да и мотивации его поиска не слишком убедительны. Ближе к финалу бесконечное путешествие Варана превращается в однообразную и скучную гонку, читать некоторые эпизоды становится неинтересно. Но сам финал выравнивает это провисание. От него остаётся терпкое, немного грустное и в тоже время тёплое и светлое «послевкусие». Общее впечатление от романа очень хорошее, невзирая на массу недостатков. Роман неуловимо затронул что-то в душе, как будто напомнил что-то значительное, но полузабытое и ускользающее...
dxbckt, 5 января 2019 г.
Еще один роман (из имеющегося у меня «на бумаге» сборника) написан, хоть и в жанре «фентези», но по сути чем-то неуловимо схож с безрадостным описанием какого-нибудь мира формата «после... апокалипсис». В центре повествования ГГ который родившись в самом «низу пирамиды», с удивлением открывает для себя иной мир... мир небожителей, мир господ и магов в котором он находит свою истинную любовь...
Парадокс романа заключается в том, что обретя эту мечту и благодаря именно ей, ГГ (путем лишений и невзгод) все таки «врывается на верх» и получает то о чем (как казалось бы) мечтал... Однако одержав победу над самим собой, обычаями и законами нового мира, ГГ внезапно бросает все... новый достаток, статус и положение... свою невесту наконец... (как и во многих других романах автора) что бы обречь себя на почти бесконечный поиск «несуществующего чуда». Разумеется здесь многие вполне естественно воскликнут «о глупец», ведь суть этой дороги — дорога потерь...
Но вдруг, по прошествии десятилетий бесплотных поисков, рукой провидения ГГ снова «закинут в уютную гавань», где есть все: должность, имущество и привязанности... и новая служба. И новая возможность успокоиться и завершить свои «бесплотные метания». И опять ГГ бросает все что бы... что бы узнать в финале своей жизни (и книги) что чудо может являться результатом деятельности не только представителя «высшего порядка», а простого человеческого участия...
Этот роман из сборника (как и остальные) так же пронизан «печатью печали» и так же не совсем типичен для других собратьев по жанру (перемежающих «экшен» и «лубофными сценами») и уже тем, очень выгодно от них отличается... В целом субъективная оценка «лучше не могло бы и быть».
Прочитано не в первый... и (чувствую) не в последний раз...
Angvat, 17 августа 2017 г.
Ох детушки, а не хотите еще сказочку? Знаю, что не хотите, что достал вас дед уже своими банальными побасенками, да кто ж вам выбор даст... Так слушайте.
Жил значит в деревне один парень. Долго так жил, почти треть сказки. Трудился значит, с бабой местной шашни водил. И нашел как-то раз деньгу, хотел бабе своей прикупить чего, но деньга фальшивая оказалась. Приехал значит из столицы с этим челове разбираться. И вот тут должны были начаться приключения. Но не начались. Пошел с горя парень по миру бродить да калику какого-то перехожего искать. И должен был бы найти хоть что-то интересное. Но не нашел. Пошел он тогда чиновником работать, карты рисовать. И произошла с одной из его карт оказия, и должно было бы наконец хоть что-то случиться. Но не случилось. А в конце герой наш встречает правителя земли той, а том ему и говорит... Ась? Чегось? Не важно уже, говорите? Где же сказка, вопрошаете? Где чудеса дивные, события буйные, герои пригожие? Ну были они. Вроде. Намеки на них. Ну мол один там маг, у другого зверь дивный. Да только без надобности оно тут все, детушки. Это парень хоть из соседнего колхоза мог быть, ничего б это ни в его жизни невзрачной, ни в сказке неинтересной не поменяло. Все придумки тут так, без надобности, для фона они, на сюжет не влияют почти.Простите детушки, не вышла нынче у меня сказочка хоть и банальная, но забавная, материал не тот. А вышла какая-то история унылая про житье-бытье маленького человека в большом мире, коими вас и так с самой школы потчуют без конца.
Модест122, 24 марта 2017 г.
Начинал читать «Варана» со смешанным чувством. С одной стороны, слышал, что супруги Дяченко широко известны (и по делу),но с другой-не очень у меня «складываются отношения» с современными русскоязычными фантастами... Нравится Лукьяненко, Павлов, гениальные Стругацкие, Ефремов... Читал Перумова, Олди, Головачева, Пехова и т.д. и т.п.-не мое... Поэтому брался за Дяченко с опаской-вдруг опять не пойдет? С первых же страниц романа эти опасения начали исчезать. Сказка, я думаю, что это больше сказка-притча, нежели обычное героическое фентези (живые леса и поля, пружина в качестве двигателя воздушного судна и др.) начала затягивать с первых страниц. Вроде бы и сюжет не ахти какой динамичный и главгерой, поначалу, странным показался- но как написано! Какой слог! Как говорится-просто, но с большим вкусом изложено. Без излишних наворотов, когда для объема книги выписывается столько сюжетных линий, что устаешь из все запоминать. Дяченко-это другое. Это, когда просто и, вроде, достаточно незатейливо, но не оторваться. Рад, что открыл для себя новое имя в фантастике! Читаю дальше.
dimon1979, 7 декабря 2016 г.
Не часто встречаются книги, в которых главный герой любой ценой хочет изменить свое существование, наплевав на родных и близких, не думая о их судьбе. Конечно, обмануть можно всех вокруг, но самого себя обмануть невозможно. Поиск некого странника, прозванного в народе Бродячая Искра, который приходит в случайные дома и разжигает огонь в очаге. По легендам, в этом доме будет всегда любовь и понимание, счастье и успех, а еще у родителей родится ребенок со способностями мага. Этим поиском и будет заниматься главный герой книги со странным именем Варан.
Авторы создали невероятно жестокий мир, нереальный, невозможный, в котором вряд ли кому-то хотелось бы жить. Не стоит думать, что перед нами приключенческий роман или книга о бесконечных битвах. Нет, хотя хватает и походов по самым разным частям этого мира, и плохих персонажей с которыми нужно бороться. На мой взгляд, это история о поиске самого себя, смысле человеческой жизни. На какие жертвы можно пойти, чтобы осуществить свои мечты, и стоило ли на них идти?
Очень сложно определить кем является главный герой. Назвать его одним словом или отнести в разряд условно «положительных» или «отрицательных», наверное нельзя. У него есть и белая и темная стороны, которые по-разному проявляют себя. Вообще, с образами и персонажами все получилось очень достоверно. Может быть, это отголоски самого мира, который играет роль живого организма и также влияет на события. Даже короткие встречи, с незначительными героями описаны подробно и обстоятельно.
Это произведение тяжело отнести к какому-то одному жанру. Советовать для чтения данный роман, на мой взгляд, дело довольно деликатное. Авторы поднимают массу вопросов касающихся нравственности, человеческого эгоизма, отношения к окружающим людям. Несомненно одно, этот роман написан с душой и мало кого оставит равнодушным.
своп, 6 декабря 2016 г.
Ну, вот опять! В который раз поражаюсь, как Дяченки умудряются в таких скромных по объему романах выдать столько образов, идей и вопросов, выдать такой неохватный, фантастический и самобытный мир?
И при этом из простенького сюжета о провинциальном пареньке, пустившемся в странствия по миру, получилась удивительно глубокая история.
Что заставило винтаря из глухой деревни раз за разом бежать прочь? От отца с матерью и не сытой, но размеренной жизни — к плотогонщикам, от безопасного убежища на островке шахтеров — в открытое море, от любящей невесты — в погоню за призраком, чужой мечтой, от благополучной старости в почете и достатке рядом с давним другом — в одинокую, полную лишений дорогу?
И на протяжении всей книги я иду рядом с Вараном по живым лесам, отравленным магией землям, ныряю с головой в морскую бездну, мчусь в упряжке, запряженной сотнями насекомых, и ищу вместе с ним ответы, пытаясь задавать правильные вопросы... Зачем бродить по следу, которого нет? Стоило ли ради ребячливой жажды бродяжничества и свободы, сказок и удивительных стран, оставить Нилу, добрых людей, спокойную жизнь?
И получается, что стоило...
Стоило однажды вернуться в построенный собственными руками дом, увидеть расцветающую в ладонях бабочку и возле теплого очага послушать легенду о Печнике.
andor, 4 ноября 2016 г.
Отличное фэнтези, с богатым, интересным, хорошо показанным миром. Мир необычен, полон оригинальных деталей, и как будто живет своей жизнью, оставляя простор для фантазии читателя. Это тот случай, когда в мир погружаешься с удовольствием, «примеряешь» на себя, веришь в него.
В плане художественности все написано хорошо — хорошие описания, диалоги, интересные герои, красивый язык, нет затянутости, ни по тексту, ни в событиях.
Сам сюжет в принципе достаточно интересен, немного предсказуем, особенно ближе к финалу. При этом не оставляет ощущение некоторой несостоятельности, необоснованности сюжета. Возможно, дело в несколько рваной подаче событий, или в том, что роман, несмотря на некоторые детали, скорее похож на сказку.
strannik102, 28 августа 2016 г.
Полюбившиеся когда-то довольно давно авторы не подвели и вновь доставили истинное читательское удовольствие. Чистое и свежее как глоток родниковой воды. Наверное даже при желании выискать какую-то придирку не сумею упрекнуть Дяченок ни самым малым упрёком. Очень интересный фэнтезийный мир — со своими человеками и зверушками, с любопытной географией и социальной структурой, с мифами и обычаями. И Дяченки относятся к числу таких опытных писателей-творцов, которые могут вовремя остановиться в процессе материализации своих миров — в книге имеют место быть только те детали и подробности, которые нужны и важны для возникновения целостной картины мира и понимания описываемых событий. Ничего лишнего, но в то же время всё понятно. И потому Идея романа не тонет в многочисленных деталях, как это порой бывает с некоторыми писателями, громоздящими такую массу подробностей, что перестаёшь разбираться, что важно, а что уже просто является инфляцией. Но и картонными придуманные миры не назовёшь, потому что какие-то рельефы предлагаемой картины непременно есть, непременно есть то, что придаёт объём, и новизну впечатлений и богатство образов...
Очень точные персонажи, гармонично вписывающиеся в предлагаемые внешние обстоятельства, и в то же время живущие своей персонажной жизнью. При этом авторы то и дело вбрасывают на наше поле новые имена и ты силишься понять, долго ли пробудет новое лицо в качестве важного героя, или вспыхнет и сгорит в сиюминутности эпизода. А хитроумные Дяченки ещё возьмут, да и выхоронят кого-нибудь уже казалось бы совсем похороненого и забытого, отчего картина маслом внезапно становится акварельными разводами. А сюжет выигрывает по всем статьям.