fantlab ru

Урсула К. Ле Гуин «Техану. Последнее из сказаний о Земноморье»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Оценок:
1398
Моя оценка:
-

подробнее

Техану. Последнее из сказаний о Земноморье

Tehanu: The Last Book of Earthsea

Другие названия: Техану. Последняя книга Земноморья

Роман, год; цикл «Земноморье»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 108
Аннотация:

Гед завершил своё путешествие в те места, где нет места живущим, и смог вернуться назад. Постаревший и обессиленный приходит он к Тенар, женщине которую он когда то вытащил из мрачных подземелий Атуана.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— сборник «The Books of Earthsea», 2018 г.


Награды и премии:


лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1990 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1991 // Роман фэнтези

лауреат
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма (перевод)

Номинации на премии:


номинант
HOMer Awards, 1990 // Роман фэнтези

номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1991 // Мифопоэтическая премия фэнтези

номинант
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Фэнтези - Роман (США)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1997 // Фэнтези (США)

Похожие произведения:

 

 


Техану. Гробницы Атуана
1993 г.
Земноморье
1994 г.
На последнем берегу
1997 г.
Техану. Гробницы Атуана
1998 г.
Волшебник Земноморья
2002 г.
Волшебник Земноморья
2007 г.
Земноморье
2007 г.
Земноморье. Полная летопись волшебной страны
2007 г.
Техану
2009 г.
На иных ветрах
2016 г.
Книги Земноморья
2020 г.
Сказания Земноморья
2021 г.
Сказания Земноморья
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Техану
2005 г.
(украинский)
Чарівник Земномор'я
2006 г.
(украинский)
Tehanu
2012 г.
(английский)
The Farthest Shore
2012 г.
(английский)
The Books of Earthsea: The Complete Illustrated Edition
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие ругают «Техану, или последняя книга Земноморья». А мне только хвалить хочется. Честно говоря не увидела я в ней ничего феминистического. Гед как был главным героем, так им и остался. Если бы он остался при силе, при своем былом могуществе, то ничего хорошего бы не получилось. Он бы застрял на одном месте, перестал развиваться и окончательно потерял надежду обрести свое счастье. А так... так он продолжает расти. Если даже читателю больно за него, когда он беззащитен, то как ему самому? Главное научиться быть человеком, мужем, отцом. Видимо такая у героя судьба — постоянно учиться. А Тенар? Зачем ей могущество, когда она всю жизнь любила и продолжает любить Геда? Чтобы поменяться теперь с ним местами?

Более жесткой, но в то же время гуманной и правильной концовки цикла, я не могу представить. Автор смог не сфальшивить, смог создать Настоящий мир, а не просто сказку-потеху для публики.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Упреки в «феминизме» и «пессимизме», посыпавшиеся на Ле Гуин после статьи Сапковского, лишены оснований. Пан Анджей вообще не понял, о чем роман (а его недалекие последватели — увы, увы и еще раз увы — сами не замечают, как глупо выглядят... хотя бы уж потому, что «феминизм» не пишется через два «е»). Книга, разумеется, хорошая. Вот не такая уж большая цитата — она все проясняет:

«- Существует ли что-то помимо того, что ты зовешь Силой... возможно, то, что предшествует ей? Или сама Сила — лишь одно из проявлений некоего скрытого дара? Я вот о чем. Огион сказал о тебе однажды, что ты был волшебником еще до того, как научился азам магического искусства. Маг от рождения, говорил он о тебе. Я себе это так представляю: Силу может получить лишь тот, у кого есть для нее некое вместилище. Пустота, которую необходимо заполнить. Чем больше ниша, тем больше Силы туда поместится. Но если Силу туда не поместили, или она иссякла, или ее забрали у тебя... по-прежнему останется на месте...

— Та пустота, — закончил он.

— Пустота — это не самое подходящее слово.

— Вероятно, возможность? — предложил он, и тут же покачал головой. — Это предполагает возможность... восстановления.

— Мне кажется, что ты очутился тогда, на дороге, в нужное время и на нужном месте потому, что... из-за того, что это должно было случиться. И твоя «Сила» здесь ни при чем. Это просто случилось с тобой. Из-за твоей... пустоты.

Помолчав немного, он сказал:

— Все это не слишком противоречит тому, чему меня учили на Рокке, когда я был еще мальчишкой: истинная магия заключается в том, чтобы делать только то, что ты должен делать. Но ты говоришь о большем. Не поступать, а быть вынужденным поступить...

— Не думаю, что ты совершенно прав. Правильно ли ты поступишь или нет, зависит все же, прежде всего, от тебя самого.»

Волшебная сила Геда — не в его знаниях, усвоенных на Роке. Она в самой его душе; это очень хорошо кореллирует с тем, что говорится в этой книге о «драконьем начале» в людях. Те, кто помнят, что когда-то были драконами — и есть волшебники.

Что же до феминизма — возможно, он здесь и есть, но играет отнюдь не главную роль. Идея книги — вот это «драконье», которое в нас всех есть. Какого бы пола мы ни были.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В сравнении с предыдущими частями цикла, включая рассказы, «Техану» сильно отличается тем, что тут почти отсутствует динамика действий, магия и потрясения. Герои Земноморья легендарны, но не вечны. И не всегда бывает так, что они уходят красиво, геройски погибая в битве с могучим соперником, унося его жизнь вместе с собой. «Техану» показывает нам, что даже у великого Верховного мага Земноморья есть свой предел.

Итог: эта история вышла тихой, грустной, может даже несколько затянутой, но не лишенной некоего очарования.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Техану» довольно философский на мой взгляд роман, одна из идей которого является мысль, что всё возвращается на круги своя.

Гед больше не волшебник, он выполнил свой долг перед Земноморьем, объединил снова народы враждовавшие между собой, и вернулся к своей любимой Тенар, к своей семье, вернулся не волшебником, но мудрым человеком, видевшим за свою жизнь практически всё, и сумел вернуться из царства смерти... став легендой для молодого поколения волшебников!!!

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

:smile: наконец-то женщины не просто ведьмы, а настоящие маги-драконы. Урра!!! Гед и прочие маги были мне симпатичны, но всех женщин Земноморья до сих пор показывали лишь колдуньями...

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно читал — еще в детстве — но до сих пор помню в мельчайших деталях!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга является своеобразным заключением цикла о деяниях Геда, в котором Ле Гуин высказывает свое мнение о том, что все герои рано или поздно находят пристанище в семейном кругу, где правят простые человеческие отношения, зависящие от внутренней сути человека, а не от его магических умений. Феминистический же подтекст книги, о котором было сказано столь много, мною обнаружен не был, и возник вопрос: а был ли феминизм?

«Гед стал слабаком, сила ушла, женщины торжествуют» — сколь много голосов твердят об этих минусах, но, может, Ле Гуин написала свой реалистичный роман не о низвержении сильного мага, а о поиске нового пути, нового смысла жизни, в котором его спутником будет не сила, а женщина?

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самая депрессивная, монотонная и медитативная часть цикла о Геде. Начиная с «Волшебника Земноморья» в каждой книге происходит всё меньше и меньше событий, апогей — «Техану», все события которого можно уместить в паре абзацев. Упор делается на чувства\эмоции персонажей, их бесконечные беседы и рассуждения. В общем, тем, кто хочет динамики, лучше сразу проходить мимо.

Атмосфера великолепно удалась. Мир выглядит настолько безнадёжным, что кажется — Гед в предыдущей книге проиграл и жизнь продолжает уходить из Земноморья. Нет, есть конечно где-то хороший-добрый король, истинное воплощение наивного крестьянского монархизма, но он далеко, всем помочь не сможет и тут свои проблемы есть, с которыми король разбираться не будет.

Три главных персонажа хорошо прописаны — Гед стал уставшим стариком без капли магии и уверенности в себе; некогда могущественная жрица Тенар, что стала простой крестьянкой в глуши и родила двух непутёвых детей, белая в стране негров; маленькая Терру, которая и жить ещё толком не начала, а её психика и здоровье уже страшно искалечены.

Но всё заканчивается каким-то грустным хеппи-эндом. Герои получают шанс продолжить свою жизнь, может быть, даже в счастье.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странно, что многие ждут от романа возобновления волшебной мощи Геда. Почему все думают, что герои книг не могут поступать, как поступают обычные люди — на закате жизни возвратиться в родные места и жить там в тиши и покое... Да, признаюсь, вначале я тоже ждала чего-то грандиозного, что вернет Геду его силы, но потом поняла, что они ему не нужны. Если он и сожалел об их утрате, в дальнейшем (и читателю предоставлена возможность увидеть это) он получил гораздо больше, чем волшебные силы. В конце концов, мужчина без волшебных сил — это мужчина. Залатав раны, Гед вернулся к Тенар, уже постаревшей и умудренной жизнью простой фермерши.

Очень интересен персонаж девочки Терру, с которой жестоко обошлись в детстве. Ее очень жалко, но с каким облегчением мы можем наблюдать, что постепенно (не сразу, далеко не сразу) она меняется к лучшему и выбирается из своей маленькой раковины. Этот роман стоило бы почитать матерям и папашам, чтобы хоть чему-то научиться. Те, кто ждал от романа продолжения фентезийной составляющей, конечно, будут несколько разочарованы, ибо составляющая здесь скорее нравственная, и здесь не найти сражений с могучими врагами, квестов в темные дали или проявления волшебных сил. Здесь все иное — бытовое, скажем так. Но лично я не могу сказать, что это бытовое лишено очарования или его совсем нельзя сопоставить с первыми тремя книгами цикла. Нет, это достойное окончание, я так считаю. Хорошему человеку — хорошую старость. А что было бы для Геда лучше, чем обрести дом и любимую женщину?

P.S. Опять стойкие ассоциации с Пратчеттом. Не могу отделаться от ощущения, что читала «Творцов заклинаний»…

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Может быть, это странно, но мне книга о Техану понравилась больше остальных книг о волшебнике Земноморья. И я почти не увидела здесь феминистических мотивов. Да, Гед приходит (а, вернее, прилетает) обессиленный, но летел он не к Тенар на поклон, а к Огиону за помощью. И Тенар искренне и так по-женски ворчит на этих глупых мужчин, но обойтись без мужчины она не может. Не хватает ни сил, ни разума. Зато хватает любви, чтобы помочь и любимому, и детке.

А Гед, как когда-то в юности прятался от зловещей тени, пытался одолеть ее, одолеть свой собственный страх перед тьмой, так и сейчас должен победить свой страх перед своей же слабостью и тем самым одолеть ее.

Мне нравится психологизм, с которым Ле Гуин рисует нам историю человеческих отношений. Нравится и некая недосказанность, которую она оставляет читателям едва ли не в каждой строчке. Все-таки, это очень красивая история.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

В отрочестве мне в руки попало издание, объединившее романы «Гробницы Атуана» и «Техану». Тогда в отрыве от основных произведений цикла книги показались мне слишком запутанными. В зрелом возрасте я решил взяться за Земноморский цикл основательно, прочитав всё по порядку. И вот «Техану» предстал передо мной совсем в другом свете, заиграл новыми красками.

Первое, с чего бы я начал, это справедливо отмеченное другими читателями отличие романа от других произведений цикла. События развиваются неторопливо, экшен практически отсутствует. Именно за это произведению многие присвоили, на мой взгляд несправедливо, низкую оценку. Если вы жаждете героического фэнтези, то «Техану» вам лучше обойти стороной.

Второе, на чём я хочу особо заострить внимание, уникальная атмосфера произведения. Именно за неё я поставил роману более высокую оценку, чем другим произведениям цикла. «Техану» — роман о людях, а не о супергероях. Заберём у Геда его мастерство, а у Тенар — высокий жрический статус. И останутся многое повидавшие рефлексирующие люди, пытающиеся разобраться в себе, своих чувствах, найти своё место в мире. И если Тенар думала, что нашла его, то Гед, напротив, начал жизнь с чистого листа. История их трогательной поздней любви вообще заслуживает отдельной рецензии.

Третье, — фигура искалеченной девочки Ферру, чья история раскрывается в самом конце произведения. На мой взгляд, Ле Гуин — удивительный мастер нарратива. Там, где другие авторы уже через десяток страниц сделали интригу прозрачной и бестолковой, Урсула дарит нам лишь тонкие намёки, очеловечивает героя, делает его по-настоящему живым.

Четвёртое, — отрицательные персонажи. В романе зло банально, приземлённо, обыденно. Только в самом конце произведения мы видим, как зло пустило человеческие корни на Гонте в виде высокомерных магов, одержимых властью мелких феодалов, пиратов и просто жестоких людей, рвущихся к успеху в тёмные времена. Простые человеки кидают ребёнка в огонь, забивают до смерти беременную женщину, эксплуатируют слабых. И это тоже показательно.

Отдельно хотел бы пройтись по критике автора, обвинению её в феминизме. При всём желании я не смог бы назвать «Техану» феминистским произведением. Если мысли женщины о её месте в мире — феминизм, то Ф. Герберт в своих «Капитуле Дюны» и «Еретиках Дюны» — прожжёный феминист, а Суэнвик в ДЖД — феминист третьей волны.

Резюмируя, «Техану» — прекрасный роман для взрослых, влюблённых в Земноморье. Магию, экшен, супергероев и суперзлодеев ищите в других произведениях цикла.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал недавно «Теханну» и был разочарован. Конечно, роман не плохой, и со стилем у автора всё нормально, но в сравнении с предыдущими романами серии- полный мрак. Первоначальную трилогию прочитал ещё в детстве, а затем неоднократно перечитывал. Предсталял себя Гедом, размышлял о том, как бы я вёл себя, окажись на его месте, или как бы он поступил, будь он на моём. Эти книги учат нас любить жизнь, не опускать рук, всегда искать выход из сложных ситуаций. Гед и в борьбе с тенью не дал отчаянию завладеть собой, не сдался он и в гробницах Атуана. И даже потеряв своё волшебное мастерство он всё равно остался прежним Гедом. Он не был сломлен... Мне так казалось, пока я не увидел во что он превратился в четвертом романе. Теперь радуюсь, что не прочитал его в детстве, а то бы сам потом окончательно спасовал перед проблемами и превратился бы в такое же бесхребётное, сломленное отчаянием существо, каким стал мой литературный кумир. Никак не укладывается у меня в голове, что такой великий, умудрённый жизнью, многое на своём веку повидавший человек станет такой размазнёй, тенью себя прошлого. Думаю в этом и заключается главная недостоверность «Теханну». Ле Гуин исскуственно, не считаясь со своими же ранешними произведениями низвела Геда до положения простого селянина, плачущего о былом могуществе. Да не может быть такого! Не сломило бы Геда отчаяние. Вот если бы он в молодости лишился мастерства- тогда да, конечно мог. Но не тогда когда ему уже столько лет! В остальном же книга не плохая. Сильной пропаганды феминизма не заметил, но идеи о доминировании женщины над мужчиной присутствуют. Роман от этого совершенно не выигрывает.Скорее даже наоборот. Думаю что фэтези о Земноморье- не самая лучшая литературная площадка для пропаганды своих политических идей. Думаю если бы Ле Гуин написала свой роман несколько в другом ключе, не политизированном, и не уродовала бы образ Геда, то «Теханну» по праву занял бы подобающее место в цикле и заслужил бы высшие оценки читателей. Сама идея трансформировать волшебное фэнтези в бытовой роман о жизни сельской глубинки, чуть приправленный мистикой, неплоха. Неожиданно и довольно оригинально. Хотя я думаю другого ожидали поклонники саги. Да, и кстати, наблюдается некое сюжетное сходство «Теханну» с последней частью «Гавани ветров» Д. Мартина. Кто читал, тот помнит, как точно автор пердал состояние летателя Марис, лишившейся возможности подняться в воздух. Там тоже действие разворачивается в сельской глубинке на острове и так же присутствует конфликт главных героев с местной феодальной властью. Любопытные совпадения. Не позаимствовала ли Ле Гуин сюжет у Мартина?

Ещё хочется отметить, что Гед заявил: он не помнит ни одного заклинания и слов Истинной Речи. Но ведь нигде раньше не говорилось, что простой смертный не может разговаривать на языке драконов. Думаю Гед не забыл бы заклинаний. А просто они у него перестали бы действовать.

Советую книгу читать всем любителям данной серии. Может она вам не понравится, но хоть будете знать, чем дело кончилось:)

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тем, кто ищет новых подвигов великого мага Геда, кто любит этот цикл за магический антураж, экшн, драконов и прочие «штучки» читать не советую. Роман «медленный» даже для Ле Гуин, которая не стала сочинять очередное героическое приключение, но пошла другим, более интересным путем. Пошла на смелый эксперимент, пытаясь изобразить женщину, потерявшую учителя, мужа, сына, женщину, которая давно потеряла молодость но не находит мудрости. Героиня теряет и свободу, ведь на нее ложиться ответственность за маленькую искалеченную физически и душевно девочку. На этом фоне меркнет проблема мага, который утратил свою волшебную силу и мнит, что потерял самого себя. Его можно сравнить с ребенком, скорбящим о лопнувшем мячике. Мне кажется, что Ле Гуин хотела этим романом показать важность вещей, которые постоянно нас окружают и становяться для нас малозначимыми, хотя это на самом деле и не так. А всякие «великие деяния» в большинстве своем — игрушки в руках титанов.

Произведение содержит своеобразную душевную динамику, которой в первой книге цикла просто нет. Хотя, на мой взгляд, во власти автора было еще самую чуточку придать произведению глубины, больше места уделив характерам героев.

Достойный роман талантливого автора.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие отзывы на роман «Техану» негативные. Не могу с ними согласиться. Для меня этот роман — полноценное возвращение в мир Земноморья. В сравнении с предыдущими романами он намного менее масштабный — всё действие происходит только на острове Гонт, даже на небольшой его части. Градус эпичности повышается только в те моменты, когда появляется драгон Калессин. В целом же «Техану» более камерный, бытовой и психологичный роман с акцентом на феминизм. Центральные персонажи здесь бывшая жрица Тенар и её приёмная дочь Терру.

Есть много произведений (в том числе и классическая трилогия о «Земноморье»), где изображается становление героя, его путь к славе и величию. «Техану» же редкий пример истории героя безвозвратно утратившего силу. Речь, конечно, о волшебнике Геде, который потерял магическую силу и из Верховного мага превратился в простого старика с опустошённой душой, который, тем не менее, остался человеком.

«Техану» не превосходит уровень романов «Волшебник Земноморья» и «На последнем берегу», но это достойное продолжение истории мира Земноморья.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Техану» — последний роман в цикле о Земноморье, завершающий историю Геда-Ястреба, но центральной фигурой в нем оказывается вовсе не Гед, а Тенар — героиня романа «Гробницы Атуана», но уже не юная и решительная девушка, а постаревшая женщина, вдова простого фермера с Гонта. Можно понять разочарование тех, кому роман не понравился — после приключений Геда читать о размеренном быте Гохи-Тенар скучновато. Но за этими мелкими бытовыми вещами угадывается одна из основных линий романа: поиск себя и переосмысление своей жизни после потери чего-то важного. И Тенар, и Гед теряют то, что некогда считали смыслом своей жизни, но при этом обретают нечто другое, не менее важное.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх