FantLab ru

Джеймс Джойс «Портрет художника в юности»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.93
Голосов:
64
Моя оценка:
-

подробнее

Портрет художника в юности

A Portrait of the Artist as a Young Man

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6
Аннотация:

В книге представлена художественная проза Дж.Джойса, сочиненная прежде его главного труда, романа «Улисс» (1922). В основе выпускаемого собрания текстов — два романа, «Герой Стивен» (1904—1901; роман не был закончен и не публиковался автором) и «Портрет художника в юности» (1916). У двух произведений — один и тот же герой, дублинский юноша Стивен Дедал, за которым стоит сам Джойс; они тесно связаны, но вместе с тем это совершенно разная литература по стилю и письму, художественным позициям и заданиям. Помещенные рядом, два ранних романа дают очень наглядно увидеть, как работала и развивалась мысль Джойса, как росло его мастерство и менялось его понимание искусства.<br>Комментарий, сопровождающий издание, является как обычным реальным, так и аналитическим, вводящим в смысловые, историко-культурные и биографические контексты. Заключительная статья рисует мир раннего Джойса как редкостно независимый и самобытный мир творчества, в котором художник в юности, следуя собственному «вектору Джойса» и сверяя его с «вектором Флобера», направлялся к вершине «Улисса».

Примечание:

Работа над романом была начата в сентябре 1907 г., в 1914 г. Джойс направляет первую главу Эзре Паунду. С помощью Паунда роман начинает печататься в журнале «Egoist» отрывками с февраля 1914 г. по сентябрь 1915 г. Отдельной книгой роман опубликован в 1916 г.

На русском языке впервые опубликован в переводе М. Богословской-Бобровой в журнале «Иностранная литература», 1976, № 10-12.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Собрание сочинений в 3 томах. Том 1. Дублинцы. Портрет художника в юности
1993 г.
Наоборот
1995 г.
Portrait of the Artist As a Young Man
1996 г.
Портрет художника в юности
1999 г.
Портрет художника в юности
2000 г.
Портрет художника в юности
2002 г.
Дублинцы. Портрет художника в юности. Стихотворения. Изгнанники. Статьи и письма
2004 г.
Портрет художника в юности
2007 г.
Портрет художника в юности
2008 г.
Портрет художника в юности
2010 г.
Портрет художника в юности
2010 г.
Портрет художника в юности
2010 г.
Собрание ранней прозы
2011 г.
Портрет художника в юности
2012 г.
Дублинцы
2014 г.
Портрет художника в юности
2015 г.
Портрет художника в юности
2016 г.
Портрет художника в юности. Герой Стивен. Ранняя проза
2016 г.

Периодика:

«Иностранная литература» №11, 1976
1976 г.
«Иностранная литература» №10, 1976
1976 г.
«Иностранная литература» №12, 1976
1976 г.

Аудиокниги:

Портрет художника в юности
2005 г.

Издания на иностранных языках:

The Wild Night Company: Irish Stories of Fantasy and Horror
1970 г.
(английский)
The Wild Night Company: Irish Stories of Fantasy and Horror
1971 г.
(английский)
The Wild Night Company: Irish Tales of Terror
1971 г.
(английский)
Dubliners. A portrait of the artist as a young man
1982 г.
(английский)
Dubliners. A Portrait of the Artist as a Young Man
1982 г.
(английский)
Irish Tales of Terror
1988 г.
(английский)
A Portrait of the Artist as a Young Man
1994 г.
(английский)
A Portrait of the Artist as a Young Man
2000 г.
(английский)
A Portrait of the Artist as a Young Man
2001 г.
(английский)
A Portrait of the Artist as a Young Man
2001 г.
(английский)
Portrait of Artist as Young Man
2005 г.
(английский)
A Portrait of the Artist as a Young Man
2008 г.
(английский)
A Portrait of the Artist as a Young Man
2011 г.
(английский)
The Complete Novels of James Joyce
2012 г.
(английский)
A Portrait of the Artist as a Young Man
2013 г.
(английский)
A Portrait of the Artist as a Young Man
2017 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Портрет художника в юности» — одно из самых значимых произведений литературы XX века. Такой статус обусловлен новаторством автора: сменой акцента художественного произведения с внешнего на внутренний мир главного героя. Разумеется, ничего однозначно нового не существует, и предшественники Джойса тоже прощупывали ранимую ткань человеческой души, но именно он впервые сменил полярность настолько, что создал целый роман, где окружение играет второстепенную роль, а фокус смещён на переживания протагониста, его становление, связанные с этим трудности и смятения.

Персонажами здесь в равной степени можно назвать как обычных людей, так и влияющие на мировоззрение и чувственные фибры героя явления: религию, политику, семью, дружбу — как в частных, так и наиболее общих представлениях этих понятий. Любую из двух реальностей — к слову, неразрывно связанных — автор представляет во всей полноте, с убедительными подробностями, присущими перу Джойса. Детали едва заметно очерчивают человека или идею, внезапно вырисовывая их во всей полноте за счёт верно подобранных характерных мелочей.

И всё же, не смотря на это, как уже было сказано, «Портрет художника в юности» — это книга не об эпохе, не столкновении убеждений, не о какой-то занятной ситуации, как то случалось до Джойса. Этот роман иной: он — проекция на страницы самого автора, что роднит данное произведение с «Даром» Набокова. Параллель чёткая: писатель так же последовательными штрихами врисовывает свою сущность в текст, благодаря чему читатель может нить за нитью смотать обратно клубок его личность.

Такое представление себя, как структуры описывается в самом романе, где красота, по мнению главного героя романа, формируется из трёх составляющих: отделённости от остального мира, внутренней гармонии, предполагающей восприятие раннее целостного объекта, как совокупности элементов, и третьего фактора, чья природа в произведении не представлена однозначно. Из этого следует, что писатель, чтобы познать самого себя, вынужден сначала осознаться как единое, не связанное с окружением явление, а потом, пусть и умозрительно, рассредоточить нутро, жизнь, взгляды и убеждения до примитивных элементов, чтобы, рассмотрев их взаимодействие, найти в себе природу прекрасного и, возможно, выйти к завершающему третьему фактору красоты — свету Божественного.

Следуя этой задаче, Джойс перепросматривает в романе собственную жизнь, поскольку главный герой, Стивен Дедал — это фантом самого автора, один из его литературных двойников, позволяющих взглянуть на себя не столько со стороны, сколько изнутри, пройти через опыт минувшего, используя при этом холодный анализ и художественное чутьё, способное проследить в веренице хаотичных событий чёткую последовательность, ведущую к глобальной, высшей цели, сверхзадаче, вопрос о коей, по всей видимости, в равной степени мучил как протагониста, так и его создателя.

Возвращаясь к параллели с «Даром», нельзя не признать, что Джойс справился с романом в разы лучше Набокова: если опустить вопросы стиля, который у каждого автора на высоте, то «Портрет художника в юности» намного динамичней, благодаря чему он не оставляет возможности читателю заскучать, а по информативной насыщенности и количеству поднятых тем он сильно превосходит своего молодого собрата. Автору удаётся провести читателя через целую жизнь, расставляя акценты, делая остановки, выбирая главное и совершенно не создавая впечатление «беглости» повествования.

Так что же происходит в этом романе? О чём он? Сюжет незамысловат: мальчик, учащийся в религиозном учреждении, взращенный на догматах о всесилии Бога, безграничности Его любви и непоколебимости авторитета священнослужителей, раз за разом испытывает сокрушительные удары по вере. Не малый вклад в это вносят и сами преподаватели, да и дома далеко не всё в порядке: актуальный в те годы конфликт религиозных партий не оставил в стороне и церковь, принявшую позицию, противоположную той, что избрал отец главного героя. Как следствие, в семье, где мать очень набожна, возникают конфликты политики и религии. Мировоззрение сына даёт трещину, всё разрастающуюся по мере взросления. А впереди ждут новые испытания: семейные проблемы, искушения, споры на религиозные и искусствоведческие темы.

В итоге подобных событий, Стивен Дедал отказывается от сана, вырастает в очень эрудированного образованного молодого человека, имеющего все шансы на успех в любой деятельности, но вот проблема: из-за падения всех авторитетов, он не знает, чего хочет от жизни, к чему стремиться, внутренние конфликты изъедают душу, в связи с чем он даже не способен ответить на простой вопрос о своих религиозных взглядах. Герой Джойса способен пошатнуть и разбить в пух и прах любую теорию, убеждение, мировоззрение, но это — один из главных источников несчастья, его сила и главная слабость. В своей свободе юноша одинок, не понят, не признан. Он понимает, что мир внешний давно прогнил и только тяготит душу, жаждущую свершений и хоть каких-то ориентиров в жизни, что толкает Стивена на решительный поступок — навсегда покинуть родину.

Очевидна связь всех описанных событий с биографией Джойса. Прежде автор уже делал попытку изложить её в незаконченном романе «Герой Стивен», но только в «Потрете художника в юности» достиг поставленной цели. Это произведение не похоже на его раннюю прозу. Топорный неуклюжий язык «Дублинцов» теряется перед художественной мощью, яркостью описаний, точностью сравнений и обтекаемости языка этого творения. Данная книга демонстрирует, что Джойс мог и умел писать прозрачные литературные вещи, и сложность следующей его работы, «Улисс», намеренная, а не от неумения изъясняться понятней. К слову, один роман продолжает предыдущий, заимствует персонажей, но вовсе не является сюжетно связанным. И хотя чтение «Портрета художника в юности» ответит на некоторые вопросы читателей главного сочинения автора, нет никакой необходимости предварять «Улисса» этим романом или «Дублинцами».

Таким образом, «Портрет художника в юности» — сильная, яркая, новаторская работа, заслуживающая высокой оценки и читательского внимания.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В Иркутском художественном музее висит весьма выдающаяся (на фоне остальных наших серых пейзажиков с чахлой природой) картина Бурлюка «Портрет моего дяди». Не то чтобы ее можно было обвинить в каких-то особых художественных достоинствах, правда; похоже, но не Пикассо.

Вот и Джойс — похоже, но не Фолкнер. И не Томас Манн. Увы и ах. Потому что разрозненные отрывки у Фолкнера в итоге складываются в общую картину, создают ощущение, даже не сюжет. За Джойсем я же ничего подобного не заметила. Портрет так и остается в лучшем случае серией карандашных набросков: там торчит рука, здесь — ухо, часы из жилетного кармана виднеются. Причем совершенно неясно, как все эти детали соотносятся между собой, эта работа (прилепить каждую на свое место) остается, видимо, читателю. Что ж, возможно, филологам и интересно этим развлекаться. Но такого ленивого читателя, как я, это сбивает с толку и раздражает. Как же так, еще вчера герою было пять-шесть лет, а тут он уже ходит к проституткам. Где, что, как?

Автор выбирает явно не самые важные эпизоды, а какие под руку придутся. Это очень сильно сбивает с толку, потому что если даже можно понять, что он хотел сказать в целом, то совершенно не ясно — зачем. Да, серия эпизодов из жизни, некоторые описаны очень детально, вплоть до физических ощущений, некоторые — просто промотаны. Но, имхо, такое описание само по себе не создает искусство, если не имеет какой-то другой цели, другого сюжета. Детали не складываются в общий паззл, и нельзя проследить никаких особых тенденций, ничего, что выдавало бы общий замысел либо будущую судьбу. Почему художника, а не токаря третьего разряда, между прочим? Если этот ребенок вырастет художником, то у него должны быть какие-то соответствующие задатки с детства — но тогда автор сознательно опускает их, и я не могу понять, зачем. Сравнить Стивена Дедала хоть с тем же Адрианом Леверкюном — небо и земля. Во втором случае, в принципе, понятно, зачем автор мучает нас этим парным молоком, студенческими разговорами о коммунизме и неизбежными проститутками (не уверена, впрочем) — в итоге из всей этой бытовой шелухи мы получаем что-то. От Дедала не получаешь ничего, нет даже обещания какого-то достойного будущего, которое стоило бы внимания читателя на протяжении детства персонажа. Это, в целом, обидно, потому что книга по итогам не дает ничего.

Пожалуй, рассказы Джойса нравятся мне куда больше.

ps подруга просто отлично сказала: импрессионизм наоборот.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первый роман Джойса является началом его «трилогии жизни»: если «Улисс» — роман одного дня, а «Поминки по Финнегану» — одной ночи, то «Портрет» представляет собой олицетворение перехода из одной ипостаси в другую, проще говоря, рассвета и заката.

Преобразующееся с течением книги сознание юного Стивена Дедала (т. к. это — полуавтобиографический роман, — как это часто бывает у большинства реалистов -, мы не должны забывать, что также следим за психологическим становлением самого автора) идеально иллюстрирует юношескую рефлексию каждого из нас; со временем меняющиеся приоритеты, моральные устои, теологические и философские убеждения нашего героя не позволяют заскучать, если читателю действительно интересно проникнуть в голову ребёнка, которого отправили учиться в колледж с католическим уклоном.

Хочется подчеркнуть, что цветовая палитра произведения такая, какую, как мне кажется, должен был видеть перед своими глазами Икар, сын Дедала, когда его крылья пожирало солнце, а именно сплетение жёлтого, оранжевого и красного.

В своём самом известном романе (все поняли) Джеймс Д. уделил личности Леопольда Блума гораздо больше внимания, чем фигуре Дедала, и если вам хочется разобраться, почему Стивен такой, каким в немногочисленных эпизодах был продемонстрирован, то вам стоит прочитать это сочинение, которое, к тому же, будучи сфокусировано на одной повествовательной технике, вывереннее, чем «Big Brother».

Дабы подвести итог своему несвязному мнению, могу лишь аллегорически заметить, что «Улисс» — это удивительно завораживающий пейзаж, на просторах которого художник расположил людей, чтобы красоты не казались чересчур умиротворяющими, сиречь унылыми; в то время «Портрет художника в юности» — это именно то, что обещает нам название как в хорошем смысле, так и в плохом.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга напомнила мне две другие. Первая — «Портрет Дориана Грея» О.Уайльда, которую я читала в старших классах школы. Вот тоже всякие рассуждения о высших материях, красоте, искусстве. Шла она у меня тяжело, но зацепила, тронула. Думаю, тяжело читалось мне из-за юного возраста, отсутствия опыта, причем больше жизненного, а не читательского. И думаю, «Портрет...» Уайльда я еще перечитаю, в отличие от «Портрета... « Джойса. А вторая книга — «По эту сторону рая» Ф.С.Фицджеральда. Тоже автобиография, взросление художника, похожий стиль, как мне кажется, и тоже неприятный для меня герой. У Фицджеральда это было далеко не первое прочитанное произведение, но первое разочарование.

Мне совершенно не понравился Стивен Дедал: весь в себе, напыщенный, никого не любит (ни семью, ни родину, ни друзей), слишком высокого о себе мнения, одинокий намного больше не о того, что он не понимаем другими, а от того, что сам никем не интересуется и считает себя выше других. Нет, Стивен не лишен обычных человеческих слабостей. Он не любит мыться. Он пережил и детскую неуверенность в себе в колледже. Он испытал во всей красе борьбу желаний взрослеющего организма с догмами религии. Он был влюблен, причем удивительное постоянство — он лет 10 был влюблен в одну и ту же девушку, вот только мне в этой влюбленности ничего более желания обладать не увиделось. Он прошел путь от истинной веры к серьезному сомнению, но в какой момент вера его пошатнулась и почему, я не уловила.

В этой книге лучшей для меня была первая глава — детство Стивена, это очень живые картины, образы, чувства и переживания мальчика. Вторая глава была бы тоже интересна, она очень насыщена самыми разными событиями в судьбе самого Стивена и его семьи, но эта глава для меня была написана человеком, который настолько далек от всего того, о чем повествует, которому всё происходящее столь чуждо или неприятно вспоминать, что мне было неприятно ее читать. Третья глава — проповедь, которая довела до жуткого ужаса бедного подростка. Я несведуща в вопросах религии и мне они не очень интересны, и я совсем не понимаю, почему в аду осужденные терпят телесные муки, если тело уже мертво, и я после этой проповеди так и не постигла, в чем ужас душевных мук ада. В общем, на проповедь я смотрела весьма отчужденно, но хорошо представляю, какой ужас мог испытать Стивен. Да, он испытал большое облегчение после исповеди, но оно явно было не сравнимо по силе с ужасом от предстоящей кары. И главное, что благость после исповеди и новая жизнь с «подвигами благочестия» довольно быстро померкли и не спасали от новых грехов: раздражения, уныния, вновь заговоривших голосов плоти. Отсюда разочарование в вере? Четвертая глава подтвердила напрямую словами автора все те мои мысли о характере героя, которые к этому моменту у меня сложились. Именно осознание Стивеном тех черт, что так отталкивали меня в нем, и не позволило ему принять предложение ректора. Хотя сам отказ и его причины вызвали уважение. А пятая была довольно скучным разговором об искусстве и красоте. Мне куда ближе прикладные науки и лекции по физике, чем эти бесполезные рассуждения. И вот только диалог Стивена и Крэнли был интересен.

В целом, для меня это была очень нудная, скучная и очень отчужденная книга, уже очень давно мне такое не попадалось. И еще я всё время (кроме первой главы) ощущала сильный диссонанс из-за того, что написана книга от третьего лица. Для меня она была явно от первого, причем не очень-то искреннего лица.

Если Джойс во всех книгах такой, то больше никакого Джойса.

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх