FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Безымянный город»

Безымянный город

The Nameless City

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху»

Перевод на русский: Е. Мусихин (Безымянный город), 1992 — 8 изд.
Т. Казавчинская (Безымянный город), 2000 — 9 изд.
Д. Афиногенов (Безымянный город), 2001 — 12 изд.
К. Королёв (Безымянный город), 2016 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 99

 Рейтинг
Средняя оценка:7.44
Голосов:845
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Среди пустыни исследователь находит руины легендарного Безымянного города и спускается в подземный храм, посвященный древней расе рептилий.

Входит в:

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— журнал «Weird Tales» November 1938», 1938 г.

— антологию «Anthologie de la littérature de science-fiction», 1981 г.

— сборник «Dagon and Other Macabre Tales», 1965 г.

— антологию «Тёмные аллеи 2.0: Тёмные звёзды», 2015 г.

— антологию «Everyman's Book of Classic Horror Stories», 1974 г.


Лингвистический анализ текста:



Том 1. Затаившийся страх
1992 г.
По ту сторону сна
2000 г.
Зов Ктулху
2001 г.
Сочинения в 2 томах. Том 1. Притаившийся ужас
2001 г.
Тень из безвременья
2001 г.
За гранью времен
2004 г.
Скиталец тьмы
2004 г.
Грезы в ведьмовском доме
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Обитающий во мраке
2005 г.
Хребты Безумия
2005 г.
Пробуждение Ктулху
2006 г.
Хребты безумия
2006 г.
Болото луны
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Говард Филлипс Лавкрафт. Малое собрание сочинений
2010 г.
За гранью времен
2010 г.
Зов Ктулху
2010 г.
Дагон и другие жуткие рассказы
2012 г.
За гранью времен
2014 г.
Зов Ктулху
2014 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
За гранью времен
2016 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Ктулху
2017 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 3. Зов Ктулху
2013 г.
Тёмные аллеи 2.0: Тёмные звёзды
2015 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» November 1938
1938 г.
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
The Lurking Fear and Other Stories
1947 г.
(английский)
 Cry Horror!
1958 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1965 г.
(английский)
The Doom That Came to Sarnath
1971 г.
(английский)
The Hell of Mirrors
1974 г.
(английский)
Everyman's Book of Classic Horror Stories
1976 г.
(английский)
Anthologie de la littérature de science-fiction
1981 г.
(французский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
Dagon and Other Macabre Tales
1987 г.
(английский)
L'abomination de Dunwich
1997 г.
(французский)
The Whisperer in Darkness
2007 г.
(английский)
The Early Works Of H. P. Lovecraft
2009 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том І
2016 г.
(украинский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 ноября 2013 г.

Оценивая этот рассказ, безусловно, стоит помнить, когда он был написан. В противном случае ожидания будут завышены, а само произведение не покажется захватывающим и пугающим. Сюжет прост, но ставка делается и не на него. Акценты здесь расставлены на другие составляющие, а именно — на атмосферу и настроение. Рассказ пугает не собственно событиями или лицами, нет, он пугает атмосферой, которую автор умело нагнетает и подчеркиевает весьма колоритными эпитетами, мыслями и рассуждениями героя, описание местности. Читатель словно идет следом за героем вниз по ступеням и видит то же, что видит он, чувствует порывы промозглого ветра, слышит его вой в темном подземном коридоре, ощущает тяжесть и давление камня вокруг себя.

Неведомое пугает пуще монстров. Неизвестность, притаившаяся во тьме, ожидание страха — вот истинный ужас, способный парализовать человека. В этом рассказе ставка сделана на ощущения, восприятия, ожидания героя, его размышления. Его пугает не столько кромешная тьма или увиденные мумифицированные останки рептилий, его пугают его собственные мысли по этому поводу, полет фантазии, домыслы. Однако, у меня не возникло никаких эмоций по отношению к ерою — ни сочувствия, ни сопереживания, ни даже интереса. В первую, во вторую и во все последующие очереди меня захватила атмосфера.

Сюжетно рассказ словно вырван из некоего большего контекста: начало смазано, финал оборван. Это словно зарисовка на тему Безымянного города, затерянного в пустыне, или же веха в путешествии героя. Недосказанность, таинственность, налет мистики — все эти черты, столь характерные для прозы Лавкрафта, тонкими умелыми штрихами легли на холст. Он удивительно умеет передать атмосферу ужаса и темного, липкого страха, охватывающего его героев. Несколькими словами, легкими щ=штрихами плетет он паутину своих текстов, которая незаметно затягвает читателя.

Оценка: 7
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 сентября 2011 г.

«Безымянный город» навсегда останется одним из немногих произведений Говарда Филлипса, оставившим самые противоречивые и неоднозначные оценки. С одной стороны, немного неоконченное, недописанное и как следует не проработанное творение, а с другой, блестяще написанная и великолепно передающая атмосферу жемчужина мистической литературы. Читая рассказ, ты понимаешь, что всё взвешено, отмерено, разделено...

Дамы и господа, ведь мы, в большинстве своём, оцениваем данное литературное творение с позиции нашего времени. Опираясь или бессознательно ориентируясь на множество уже написанных работ в жанрах мистика и хоррор. Естественно может возникнуть ощущение, что чего-то у автора не хватает и где-то ожидаешь чего-то несоизмеримо большего, чем предоставляет на обозрение Лавкрафт. Но..., посудите сами, «Безымянный город» написан в 1921(!) году. Без малого, почти век назад! Уже тогда Говард создавал произведения, равных которым в наше время раз-два и обчёлся. Позволю себе высказать отчасти крамольную мысль: на мой скромный взгляд, самой роскошной прозой является та, которую писал Лавкрафт. С ней ничему и никогда не сравниться. В произведениях жанра мистика и, в особенности, хоррор, важны не столько проработанные до мелочей образы главных героев или же красивые сравнения. Всё это второстепенно, а главенствующим являются сама история, рассказанная в произведении, изящное и точное описание ужасов, с которыми столкнутся герои, сама всепоглощающая атмосфера гротескного кошмара, в который проваливаешься с головой и, разумеется, размытие граней реальности и иллюзорного мира, сосуществующих параллельно друг с другом и порой пересекающихся, погружающих в невообразимый омут ужаса, кошмара и безнадёги. Именно эти неотъемлемые детали жанра наиболее ярко проиллюстрированы на страницах рассказа, который можно по праву назвать одним из ключевых в творчестве писателя.

«Безымянный город» является стоящим рассказом ещё и благодаря одному из самых важных символов творчества Лавкрафта. Великий и ужасный Некрономикон, предстаёт перед нами непросто как досужее упоминание, но как неотъемлемый атрибут во вселенной, созданной простым гением из Провиденса.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 декабря 2015 г.

При всем неподдельном и абсолютно искреннем почтении к мистеру Лавкрафту, замечу, что данный рассказ пригоден исключительно для того, чтобы прочесть его однажды из чистого любопытства и более не возвращаться к нему без особой необходимости...

Потому как перед нами отрывок без начала и без конца, состоящий из самого насыщенного общими местами концентрата всего того, что присуще творчеству самого Лавкрафта и любого лавкрафтианца. Эти общие места здесь друг на друге сидят и друг другом погоняют, вызывая нечто вроде раздражения. Возможно, в 1921 году это было и впрямь чем-то оригинальным, но теперь надо очень сильно напрягать воображение и убеждать себя самого в необходимости взять и ни с того ни с сего испугаться, читая чрезмерно напыщенные и малосодержательные описания странствий непонятного путешественника по неведомому городу, построенному допотопными рептилоидами...

То, что повествование ведется от первого лица, лишает утешения в виде того поворота сюжета, что означенные рептилоиды по крайней мере захавают занудного странника, чтобы неповадно ему было утомлять нас бесконечными описаниями пыльных коридоров и настенных росписей...

Возможно, реально напугать этим рассказом можно, если начать зачитывать его вслух домочадцам без предупреждения, но и тут испуг будет вызван не столько содержанием произведения, сколько беспокойством за душевное состояние декламатора...

В общем, покидаю бесплодную пустыню «Безымянного города» и отправляюсь в полные ядовитых испарений и настоящих ужасов джунгли других произведений великого творца ночных кошмаров...

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 августа 2013 г.

На самом деле довольно атмосферное произведение, пугающее, наверное, не монстрами и скримерами, а гнетущим окружением. Сам ужас кроется в глубине образов, в истории, в древности, когда на описываемых локациях еще бродила жизнь. Чувствуется какая-то глобальность — сквозь время, сквозь пространство до главного героя протянулась эта нить мистики и завороженности.

Сюжет довольно прост и прозрачен. Исследователь находит глубоко в пустыне город, очень странный и зловещий. Это безымянный город. И самое главное, наверняка не действия главного героя, а история этого города, раскрывающая именно за счет этих самих действий. Но ужас, завороженность, мистика нагнетается именно за счет рассуждений и мыслей персонажа. Тьма и мрак, выступающие в качестве связующей силы, помогающие окунуться в этот омут с головой, присутствуют неспроста. Поэтому перед нами наиболее удачное произведение Лавкрафта, проливающее свет на древние времена, на вселенную, которая, как мозаика, складывается в голове любого поклонника серии.

Упоминается, как многие могут заметить, давно всем известный и загадочный персонаж, личность которого связывает этот рассказ со множеством других, как из мира снов, так и из вселенной о мифах Ктулху. Это безумный араб Абдул Альхазред. Именно он был автором того самого запретного чтива, на страницах которого содержатся описания событий, а возможно и описания самих монстров, которых мы могли видеть во многих сильных и откровенных произведениях автора. И данный рассказ вкупе всего сказанного, выступает неким приквелом к Некрономикому, его истоком, его вдохновением. Ведь именно из этого города Абдул черпал его, именно в нем жил, а после себя оставил еще и лампу, которая так же была найдена. Но это уже другая история.

И эти переплетения все возможных судеб и событий можно видеть и упоминать великое множество. Но необходимо остановиться и сказать одну простую истину: в этом произведении совмещаются сразу несколько направлений сеттинга Лавкрафта (мир снов, вселенная мифов Ктулху) именно потому, что они имеют единый фундамент, единый источник, о котором и ведется речь в данном рассказе. Читать определенно стоит, ведь тут столько ключевой информации.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 октября 2009 г.

Леди и джентльмены,

чем больше читаю рассказов Лавкрафта, тем меньше мне они нравятся... Приемы однообразные, эпитеты те же, что и в остальных рассказах, книги и авторы этих книг тоже не меняются...

Переживания к герою не возникают. Впечатляют лишь описания обстановки, антураж действий, а вот сами действия героев — как-то не очень.

Такие дела.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 марта 2013 г.

Время идет и часть рассказов Лавкрафта (к сожалению, весьма существенная) уже не выглядят такими эффектными, как раньше. Еще пару десятилетий назад, когда в нашей стране только начинали издавать автора, его рассказ «Безымянный город» казался вполне достойным и действительно вызывал соответствующие эмоции. Сегодня же, читая его, ничего, кроме грусти о прошедшем времени, не испытываешь: постоянные беспомощные убеждения читателя «что это страшно» (используя одни и те же набившие оскомину эпитеты «чудовищный», «ужасный», «вечный» и иже с ними), простенький, если не сказать примитивный сюжет о путешествиии героя по длинному подземному ходу, наконец совершенно непонятный, странствующий не понятно с какой целью и почему-то в одиночку по пустыне герой..

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 октября 2009 г.

испанец Антонио Гауди, после своей смерти оставил нам недостроенный Собор, пугающий дерзостью своего замысла (и как мне видется, практически не воплощаемый — в первоначальной авторской редакции проект (вот если бы только автор был вечен, как мир))...

представляя оставленное нам Лавкрафтом таким же Собором- недостроенным, но таящим в этом недостроенном столько..., — смею предположить, что один из фасадов (может быть самый совершенный в своей ужасности) — это фасад мифа о Некрономиконе (читай — о сумасшедшем арабе Альхазреде), где как раз дверью в этот портал и является «Безымянный город».

ещё припоминаю три города, оставляющих такое же безотчётное чувство таинственного и ужасного:

- Борхесовский город бессмертных;

- Каркассон, лорда Дансейни;

- и вырубленная у скалах ущелья Петра.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 декабря 2014 г.

Сложно до конца понять, как Лавкрафт относится к религии, но данный рассказ претендует на авторскую интерпретацию Апокалипсиса и объяснение трагедии исчезновения Смерти. Вместе с со Смертью у него погибнет и Вечность, которую он воплотил в потусторонней бездне прошлого. Лавкрафт связал смерть с вечностью, а вечность завязал тесными узами со временем. Тут возникает только один вопрос: считать ли умерших телесно, но существующих в виде темных воющих духов живущими в вечности? Все-таки они так или иначе проявляют себя во временном мире. Границы времени и вечности тут расплываются вместе с отходом от настоящего в прошлое, которое, врезавшись в память, обретает свою вечность.

Иллюзия бессмертия — извечная тема мистических историй — здесь приобретает вполне себе сходящийся с христианским пониманием посыл о том, что вместе со смертью погибает и вечность. Бессмертный на нее не претендует. Не претендует даже на свое бренное тело. Не знаю, соотносить ли такой фактически готический материал с мифологией Лавкрафта или его сомнамбулическими мирами? Вряд ли. Если, конечно, все существа из неведомых безд, включающих, помимо земных недр, космос и сны, не есть по сути жители лавкрафтовых «небес», образующих свой собственный пантеон на границе безвременья.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 сентября 2011 г.

Создалось впечатление, что это и не рассказ вовсе, а затравка. Во время чтения постоянно возникает желание поскорее закончить с предисловием и начать читать основное повествование. Проблема в том, что основного-то повествования нет.

На виньетку или зарисовку рассказ тоже не похож: слишком в нем нагнетается ужас, кошмар, который потом никуда не девается и никак не разрешается, разве что рассыпается вместе с песком, где и находится затерянный город.

В целом Лавкрафт интереснейший писатель, мастер своего дела и первопроходец в готическо-фантастическом стиле написания историй, но этот рассказ не впечатлил.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июля 2009 г.

Не впечатлил меня этот рассказ Лавкрафта.Ну есть где-то в глубине пустыни таинственный город,где хранятся мумифицированне останки какой-то рептилиеподобной рассы,ну нашел его какой-то путешественник,побродил под землей среди гробов-у меня это не вызвало ни капли страха.Факт того,что «Безымянный город» нашел один человек на верблюде выглядит крайне неправдоподобно,особенно учитывая то что не известны точные координаты.У Кинга с Баркером есть куча рассказов на порядок лучше.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 февраля 2009 г.

Образ древнего разрушенного города является по сути своей замечательной возможностью повествования о вещах самых разнообразных: история, фантастика, мистика... полный карт-бланш для фантазии!

В этом рассказе Лавкрафт использует эту возможность «на всю катушку», и для впечатлительного читателя антураж описанных событий, конечно, полон жутковатой прелести. Нужно только очень живо представлять себе то, что читаешь!

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 декабря 2009 г.

У Лавкрафта множество рассказов по тематике сильно повторяются и нельзя строго судить его за это, ведь он почти не печатался и все повторения можно отнести к разнообразным черновым вариантам. Но в любом случае это слишком грубый черновик.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 декабря 2009 г.

Рассказ как всегда запоминается мрачной торжественностью обстановки, ожиданием чего-то страшного и витиеватыми описаниями ощущений героя. Данный рассказ получше в смысле целостности истории, но в очередной раз концовка портит впечатление о прочитанном.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 февраля 2009 г.

Одно из ключевых его произведений практически первое упоминание о «Некрономиконе» (двустишье прилагаетса:wink:)

что делает рассказ отличным в плане розвития его мифологии.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 декабря 2008 г.

манящее и зовущее Неизведанное, безымянный непознанный ужас, осязаемый, словно живой, страх... читаешь — и сердцебиение учащается... и в то же время — напоминает квест, где герой в роли первооткрывателя. в лучших традициях классического приключенческого произведения. такой симбиоз новаторства и классики образует дикую энергию мира Лавкрафта

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх