Рэй Брэдбери «...Высоко в небеса»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Все негры улетают, оставляя своих белых хозяев на Земле.
• Рассказ был в первой публикации 1950 г. в составе сборника «The Martian Chronicles», но отсутствовал в более поздних, потому как был перенесен автором в «Иные марсианские хроники».
• Первое издание на русском языке : Рэй Брэдбери. Высоко в небеса. Рассказ. // Перевод [с англ.] Л.Жданова. Рисунки Г.Филипповского. -- журнал «Вокруг света», 1962, № 12.
Входит в:
— цикл «Канонические марсианские хроники» > сборник «Иные марсианские хроники», 2010 г.
— антологию «Американская фантастика», 1988 г.
— сборник «Высоко в небеса: 100 рассказов», 2003 г.
- /языки:
- русский (32), английский (1), итальянский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (32), аудиокниги (3)
- /перевод:
- Л. Жданов (24), Д. Моничелли (1), А. Терех (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нортон Коммандер, 9 апреля 2013 г.
У американского писателя Синклера Льюиса есть роман «Кингсблад — потомок королей» о проблеме расизма в послевоенной Америке. Белые и чёрные американцы бок о бок воевали на фронтах Второй Мировой, но после войны всё вернулось на круги своя. Формально негры были свободны, но фактически постоянно сталкивались с презрением, разделением, чувствовали себя людьми второго сорта. Главный герой романа — голубоглазый и рыжеволосый американский офицер из престижной семьи — узнаёт, что один из его предков был негром. По существовавшим тогда представлениям, это означало, что если об этом станет известно обществу, оно его отвергнет. Он должен будет ходить в церковь для чёрных, прачечные для чёрных, и не сможет получить хорошую работу.
Данный рассказ Брэдбери написан в 50-м году, в то самое время. Теперь он, возможно, не столь актуален, но идея, заложенная в нём, не устареет. Расизм и национализм никуда не делись. Брэдбери показывает, что бывает с такими, как Сэмюэль Тис — они застревают в прошлом, среди брошенного хлама, с пистолетом, из которого уже не в кого стрелять.
evridik, 5 июня 2013 г.
Рассказ данный не столько о Марсе, да и вообще не о Марсе, сколько о привязанностях. Не удивительно, что в итоге он из «Марсианских хроник» был перенесён в «Иные марсианские хроники». Здесь события происходят на Земле, в Америке, и на Марс собираются лететь не белые, а негры.
Что пленяет в этом рассказе? С первого взгляда кажется, что он только ещё больше обличает беспомощность американцев, которых покинули их афроамериканские помощники, но потом, когда приближаешься к концу, видишь развязку, ощущаешь и гордость и радость одновременно, понимаешь, что для американцев не всё потеряно. И самое ценное, что остаётся им, — это их, в конечном итоге, благородство.
Чудесный, волнующий рассказ, дающий пищу потерявшему надежду уму.
+10
Сказочник, 10 января 2012 г.
Боже ж ты мой, какой неполиткорректный рассказ :gigi: Что же натворил Рэй Брэдбери — он же назвал негров неграми! :haha:
На самом деле, рассказ очень глубокий. Когда не станет всех цветных, белые примутся за... кого? :confused: Больше всего привлекает к себе внимание концовка, когда главный отрицательный персонаж, упёртый, словно Галилей («И всё-таки она вертится!») цепляется за самый последний призрак внезапно кончившейся власти.
ii00429935, 4 января 2010 г.
В момент написания этого рассказа (1950 год), наверное, даже самый смелый фантаст не мог предположить, что пройдет чуть больше полувека (в масштабах истории — пустяк!), и президентом Соединенных Штатов станет чернокожий Барак Обама. Понятно, что хотя в «Марсианских хрониках» действие формально и относится к началу 21-го века, Брэдбери имел в виду современные ему проблемы. В сущности рассказ «Высоко в небеса» не такой уж фантастический, имеется фантастическое допущение: началась колонизация Марса, и все негры небольшого городка где-то на юге США устремились в «землю обетованную»... В остальном же — вполне реалистичный психологический рассказ. По-моему, отношение автора к расизму и национализму вполне определенное, и главный герой Сэмюэл Тис Брэдбери отвратителен. Да, сейчас жизнь в Америке совсем другая, но суть проблемы никуда мне делась. Актуально это и для России — искать виноватых в своих бедах среди негров, евреев, «понаехавших тут» инородцев продолжают и вроде бы вполне образованные и культурные люди...
in-word, 22 апреля 2009 г.
Уверенность в своем превосходстве — в крови у многих белых американцев. Она подпитывается одним только присутствием на этой земле негров, «черномазых», «болванов и остолопов». А если вдруг исчезнут они с лица Земли? Да только известие о таком намерении вызывает у белых протест. Как? потерять власть над черными? Нет, не могут они уехать, ни в жисть!!!! И оказывается, что кроме власти над другими людьми, необоснованно данной только цветом кожи, ничего за душой у многих белых нет!!! На душе пусто.
DKart, 8 января 2010 г.
Не знаю, что двигало Брэдбери, но он затронул очень важную и необычную тему. Что будет дальше, когда у расистов «закончаться» цветные (и дальше по аналогии: у маньяков — жертвы, у живодеров — животные)? Ведь для этих «людей» их, так называемые, развлечения составляют значительную часть жизни. Может быть для кого-нибудь и смысл всей его жизни.
Но вот настанет день, когда цветные (жертвы, животные) уйдут навсегда. Что дальше?..
ask.do, 14 апреля 2009 г.
Актуальный рассказ, в какое-время мы не жили. И дело не в равноправии или во времени. Дело в сущности человека. Очень легко скрыть свою слабость за “мнимой ” силой, унижая тех, кто стерпит. И неважно негры это, евреи или кто-либо еще. В любой период найдутся свои, тамошние “негры”. Что случится, если все “негры” возьмут и исчезнут в мгновения ока? Будут просто искать новых. Не по цвету кожи, так по достатку. Не по достатку, так по вероисповеданию. Не по вероисповеданию, так по внешнему виду. Вот только непонятно, кто следующий?
viv, 26 декабря 2007 г.
В человеческом обществе всегда находятся те, кого считают людьми второго сорта — по цвету кожи, по национальности, по происхолждению, да мало ли почему. Так что проблема актуальности не потеряла. А написано — блестяще. Просто ушли все негры...
viktor111, 16 июля 2012 г.
Жаль, что этот рассказ безжалостно выпилен из последних изданий. Одна из самых атмосферных и ярких вещей в сборнике.
armitura, 12 ноября 2007 г.
Рассказ, начисто растерявший актуальность в наше время. Впрочем, сила настоящих шедевров не в злободневности (в этом сила газет, ага:)), а в осмыслении проблем настоящего, извлечении из них уроков — в данном случае во многом простого человеческого отношения к людям, отличающимся от тебя.
Хороший рассказ.
Myrkar, 18 ноября 2014 г.
Композиционно сложноватый рассказ для «Хроник». Дело в том, что в образе Марса у Брэдбери заключены многие мифологические пласты, и тематика марсианской культуры сменяется образами загробного мира, приобретая в этом рассказе смысл христианского рая. не удивительно, что такой предрассудок связывается именно с черными — более религиозными, чем белыми.
Более того, Брэдбери связывает путь в потусторонний мир — мир по ту сторону небес — со смертями, причем начали люди умирать по прибытии на красную планету, а теперь даже не покинув атмосферу Земли. Является ли это указанием на то, что, нацеленные на рай (им же было плевать на предостережение о большой вероятности взрыва кустарных ракет), негры туда и попадали. В настоящий, а не марсианский. И, по их же предрассудкам, он явно в земных небесах.
Другая тема рассказа — расизм. Началась она как национализм в микрорассказе «Берег». Негры хотят изменить жизнь, из работника скобяной лавки превратиться в ее хозяина, например. Очень избитая тема для американцев, которые, сбежав из Европы, так и стали хозяевами на новой земле. Отсюда все эти американско-хозяйские замашки. Но вот в чем проблема: «Берег» дал ясно понять, что на Марсе живут американцы. Белые американцы. Те самые белые американцы. Негры меняют шило на мыло. Метафора ли это того, что черные находятся между белыми полюсами? И нет им места ни на Земле ни на Марсе, лишь немногие женщины считают их членами своей семьи.
Если вновь вернуться на христианские позиции, черных погубило их нетерпение. Ведь все шло к равноправию. А что их ожидал бы на Марсе? Рабство вернулось на Землю, когда для европейцев открылись новые обширные земли. А тут, еще не обретшие права, но живущие на земле, где эта проблема решается в реальном времени, негры решили сбежать в иллюзорный мир, который обладает большим потенциалом к закабалению знакомых бесправных черных. Временные пласты сталкиваются вновь — черные летят в прошлое, как ни крути, а надеются на будущее. К своим же типичным белым попадут.
Frigorifico, 6 января 2010 г.
Терпеть не могу расистов любого цвета кожи, но одна особенность у негров подмечена точно — давать своим детям пафосные имена — Наполеон, Гамлет, Вашингтон, Геркулес. Может это было такое своеобразное пожелание детям лучшей доли?
mitriyijz, 6 июля 2009 г.
Эй..Назад! а кто будет рэп писать? Свято место пусто не бывает и на кухнях и каморках вместо негров поселятся мексиканцы и китайцы.. белых исправить нельзя (как и других впрочем), хотелось бы услышать от Брэдбери продолжения их жизни на Марсе
Yazewa, 3 января 2008 г.
Почему-то в свое время (давно-давно, после первого прочтения) этот рассказ запомнился. Даже вне связи с «Хрониками». Соверщенно живая картинка: уходящие негры и вещи вдоль дороги... Может, уже и неактуально (не знаю, не знаю...), а зацепляет отчего-то сильно. Такая миниатюра, по-моему, говорит нам о проблеме «белые — черные» больше, чем иные романы.
И — поразительно! — не возникает чувства радости за улетевших — и, стало быть, освободившихся — негров. Почему?..
vitamin, 10 июля 2007 г.
История про хозяев и слуг.
Когда у рабов появляется возможность бежать — они бегут, даже если хозяева их по-своему любили и уважали. Потому что хочется свободно дышать.