FantLab ru

Вильгельм Гауф (Wilhelm Hauff)

Вильгельм Гауф
Страна: Германия
Родился: 29 ноября 1802 г.
Умер: 18 ноября 1827 г.

Вильгельм Гауф родился в Штутгарте, в семье Августа Фридриха Гауфа, секретаря министерства иностранных дел, и Ядвиги Вильгельмины Эльсессер Гауф. Был он вторым из четверых их детей.

Когда Вильгельму было семь, его отец скоропостижно скончался, и мать, забрав детей, переселилась в Тюбинген, в поместье своего отца. Самым первым образованием, которое получил мальчик, было чтение книг из огромной дедушкиной библиотеки. В 1818 году его отправили учиться в монастырскую школу, а в 1820 он поступил в Университет Тюбингена. Через четыре года он закончил университет со степенью доктора философии и теологии.

Закончив университет, Гауф устроился репетитором в семью министра обороны генерала барона Эрнста Югена фон Хёгель и стал наставником его детей. Вместе с этим семейством он совершил путешествие во Францию, с огромным интересом знакомился с северной и центральной частями Германии. За свою короткую жизнь он побывал в Париже, Брюсселе, Антверпене, noceтил Кассель, родину братьев Гримм, Бремен, топографически точное описание которого мы находим в одной из его последних новелл «Фантасмагории в Бременском винном погребке», побывал в Берлине, Лейпциге, Дрездене.

Именно для детей барона фон Хёгель были написаны его Märchen — волшебные сказки, которые впервые были опубликованы в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Включал он такие произведения, как «Маленький Мук», «Калиф Аист» и другие, сразу приобретшие невиданную популярность во всех странах, где говорили и читали по-немецки. В нашей стране Гауф стал известен в первую очередь своими рассказами, переведенными и переработанными В.Г.Белинским, такими, как «Отелло», «Нищенка с Pon de Arts». В том же 1826 году им были написаны первая часть романа «Странички мемуаров сатаны» (Mitteilungen aus den Memoiren des Satan) и «Человек с луны» (Der Mann im Mond). Первый роман был написан в духе гофмановской так называемой фрагментарной прозы, которую Гауф отлично освоил и в дальнейшем развил. Многие критики отмечают, что хоть ученик (Гауф) и уступал своему «литературному учителю» (Гофману) в богатстве языка, но зато сильно обогнал его в разнообразии сюжетов и непревзойденной мистичности произведений. Ну а роман «Человек с Луны» был написан, как пародия на сентиментальные новеллы известного в то время немецкого автора Генриха Клорена (Heinrich Clauren). В отместку Клорен предпринял своеобразную атаку на все творчество Гауфа. Гауф в ответ написал саркастическую новеллу «Спорная проповедь Х.Клорена о «Человеке с Луны», в которой изложил свои взгляды на слащавую и нездоровую литературу, которой Клорен буквально наводнил страну.

Вдохновленный романами Вальтера Скотта, Гауф пишет исторический роман «Лихтенштейн», ставший одним из лучших романов этого жанра в XIX веке. Этот роман приобретает огромную популярность в Германии и особенно на Землях Швабии, поскольку рассказывает об одном из самых интересных моментов истории этого края. Во время своих путешествий Гауф также дописывает «Мемуары сатаны» и публикует несколько коротких новелл, а также стихотворений, которые очень быстро становятся народными песнями.

В январе 1827 года Гауф занимает должность редактора Штутгартской утренней газеты и женится на своей кузине Луизе Гауф, в которую был влюблен с детства. Однако счастье их было недолгим — 18 ноября 1827 года он умирает от лихорадки.

Литературное наследие Гауфа заключается в трех альманахах сказок, один из которых был выпущен его женой после его смерти, нескольких романах и поэмах. Эти произведения навсегда вписали имя Вильгельма Гауфа в историю мировой литературы. Его мистические, иногда страшные, иногда грустные сказки проникнуты духом Востока, но в то же время, лишены обычной восточной мишуры. Он один из тех немногих авторов, кто умели сделать из заурядных легенд о привидениях и бедняках, наказывающих злых богачей, волшебные, яркие, запоминающиеся шедевры, которые интересно читать и по сей день как детям, так и взрослым.

Сортировка:

Вильгельм Гауф. Циклы произведений

9.00 (216)
-
9 отз.
8.59 (172)
-
3 отз.
8.72 (678)
-
14 отз.
8.74 (333)
-
5 отз.
8.50 (267)
-
5 отз.
8.35 (222)
-
3 отз.
8.62 (752)
-
13 отз.
8.51 (270)
-
3 отз.
8.75 (137)
-
3 отз.
8.41 (130)
-
1 отз.
8.92 (792)
-
20 отз.
8.26 (186)
-
4 отз.
8.53 (189)
-
2 отз.
8.14 (28)
-
1 отз.
  Трактир в Шпессарте / Das Wirtshaus im Spessart  [= Харчевня в Шпессарте]  
9.08 (150)
-
3 отз.
8.59 (132)
-
3 отз.
8.49 (184)
-
4 отз.
9.26 (525)
-
23 отз.
9.23 (279)
-
2 отз.
9.23 (279)
-
1 отз.
8.48 (178)
-
8.40 (154)
-
3 отз.

Вильгельм Гауф. Романы

-
-
  1826 Лихтенштайн / Lichtenstein: Romantische Sage aus der wuerttembergischen Geschichte  [= Лихтенштейн: романтическое сказание из истории Вюртемберга]  
8.80 (10)
-
1 отз.
  1826 Странички мемуаров сатаны / Mitteilungen aus den Memoiren des Satan  [= Мемуары сатаны; Фрагменты мемуаров Вельзевула]  
9.25 (4)
-

Вильгельм Гауф. Повести

  1827 Фантасмагория в винном погребке Бремена / Phantasien im Bremer Ratskeller, ein Herbstgeschenk für Freunde des Weines  [= Фантасмагория в бременском винном погребке]  
8.57 (70)
-
3 отз.

Вильгельм Гауф. Рассказы

9.25 (4)
-
  1826 Абнер, еврей, который ничего не видел / Abner, der Jude, der nichts gesehen hat  [= Еврей Абнер, который ничего не видел; Сказка про жида Абнера, который ничего не видел]  
8.14 (28)
-
1 отз.
9.00 (4)
-
  1826 Отелло / Othello  
10.00 (2)
-
10.00 (2)
-
  1827 Der Reußenstein [Легенда]  
8.00 (1)
-
-
9.25 (8)
-
9.33 (3)
-
9.50 (2)
-

Вильгельм Гауф. Сказки

  1825 История о Калифе-Аисте / Die Geschichte vom Kalif Storch  [= Die Geschichte von Kalif Storch; Калиф-аист; Халиф-аист; Калиф Аист; Рассказ о калифе-аисте; Сказка о калифе-аисте]  
8.72 (678)
-
14 отз.
  1825 История о корабле-призраке / Die Geschichte von dem Gespensterschiff  [= Сказка о корабле привидений; Рассказ о корабле привидений; Корабль призраков; Рассказ о корабле-привидении; Корабль привидений; Волшебный корабль]  
8.74 (333)
-
5 отз.
  1825 История о мнимом принце / Das Märchen vom falschen Prinzen  [= Das Märchen vom falschen Prinzen; Принц-самозванец; Сказка о мнимом принце; Сказка о принце-самозванце; Царевич-Самозванец; Хитрый портной]  
8.51 (270)
-
3 отз.
  1825 История об отрубленной руке / Die Geschichte von der abgehauenen Hand  [= Отрубленная рука; Рассказ об отрубленной руке; Сказка об отрубленной руке]  
8.50 (267)
-
5 отз.
  1825 Маленький Мук / Die Geschichte vom kleinen Muck  [= Die Geschichte von dem kleinen Muck; История о маленьком Муке; Приключения маленького Мука; Рассказ о Маленьком Муке]  
8.62 (752)
-
13 отз.
  1825 Спасение Фатимы / Die Errettung Fatmes  [= Спасение Фатьмы]  
8.35 (222)
-
3 отз.
8.37 (19)
-
  1826 История Альмансора / Die Geschichte Almansors  [= Жизнь Альмансора]  
8.53 (189)
-
2 отз.
  1826 Карлик Нос / Der Zwerg Nase  [= Карлик-Нос; Карлик "Нос"]  
8.92 (792)
-
20 отз.
  1826 Обезьяна в роли человека / Der Affe als Mensch  [= Молодой англичанин; Как обезьяну принимали за человека; Человек-обезьяна]  
8.26 (186)
-
4 отз.
8.43 (14)
-
  1827 Пещера Стинфолла. Шотландское сказание / Die Höhle von Steenfoll — Eine schottländische Sage  [= Стинфоллская пещера; Стинфольская пещера; Стинфольская пещера (шотландское предание); Стинфольская пещера: (Шотландская легенда)]  
8.40 (154)
-
3 отз.
8.48 (178)
-
  1827 Рассказ о гульдене с оленем / Die Sage vom Hirschgulden  [= История гульдена с оленем; Сказание о Гульдене с оленем; Сказание о гульдене с изображением оленя; Предание о золотом]  
8.49 (184)
-
4 отз.
9.26 (525)
-
23 отз.

Вильгельм Гауф. Поэзия

-
-

Вильгельм Гауф. Статьи

7.33 (3)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-

Вильгельм Гауф. Эссе

  1825 Сказка как Альманах / Märchen als Almanach  [= Сказка под видом Альманаха; Присказка] [эссе, поданное в сказочной форме]  
8.24 (55)
-
1 отз.

Вильгельм Гауф. Сборники

8.93 (27)
-
8.33 (18)
-
9.20 (25)
-


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составители библиографии — Darinella. Редакция и дополнения: VuDu

  • Куратор библиографии — kerigma


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.