Эрнст Т А Гофман

Лабораторная страница Эрнста Т. А. Гофмана — биография, библиография, перечень изданий, рейтинг произведений, отзывы пр. Подсказка book'ашки


 

Эрнст Т. А. Гофман (E. T. A. Hoffmann)

Эрнст Т. А. Гофман
Страна: Германия
Родился: 24 января 1776 г.
Умер: 25 июня 1822 г.

Литературная жизнь Эрнста Теодора Амадея Гофмана (Ernst Theodor Amadeus Hoffmann) была короткой: в 1814 году вышла в свет первая книга его рассказов — «Фантазии в манере Калло», восторженно встреченная немецкой читающей публикой, а в 1822 году писателя, давно страдавшего тяжелой болезнью, не стало. К этому времени Гофмана читали и почитали уже не только в Германии; в 20 — 30-х годах его новеллы, сказки, романы переводились во Франции, в Англии; в 1822 году журнал «Библиотека для чтения» опубликовал на русском языке новеллу Гофмана «Девица Скудери». Посмертная слава этого замечательного писателя надолго пережила его самого, и хотя в ней наблюдались периоды спада (особенно на родине Гофмана, в Германии), в наши дни, через сто шестьдесят лет после его смерти, волна интереса к Гофману поднялась снова, он снова стал одним из самых читаемых немецких авторов XIX века, его сочинения издаются и переиздаются, а научная гофманиана пополняется новыми трудами. Такого поистине мирового признания не удостоился ни один из немецких писателей-романтиков, к числу которых принадлежал и Гофман.

История жизни Гофмана — это история непрестанной борьбы за кусок хлеба, за обретение себя в искусстве, за свое достоинство человека и художника. Отзвуками этой борьбы полны его произведения.

Эрнст Теодор Вильгельм Гофман, сменивший впоследствии свое третье имя на Амадей, в честь любимого композитора Моцарта, родился в 1776 году в Кенигсберге, в семье адвоката. Родители его разошлись, когда ему шел третий год. Гофман рос в семье матери, опекаемый дядей, Отто Вильгельмом Дёрфером, тоже адвокатом. В доме Дёрферов все понемногу музицировали, учить музыке стали и Гофмана, для чего пригласили соборного органиста Подбельского. Мальчик выказал незаурядные способности и вскоре начал сочинять небольшие музыкальные пьесы; обучался он и рисованию, и также не без успеха. Однако при явной склонности юного Гофмана к искусству семья, где все мужчины были юристами, заранее избрала для него ту же профессию. В школе, а затем и в университете, куда Гофман поступил в 1792 году, он сдружился с Теодором Гиппелем, племянником известного тогда писателя-юмориста Теодора Готлиба Гиппеля, — общение с ним не прошло для Гофмана бесследно. По окончании университета и после недолгой практики в суде города Глогау (Глогув) Гофман едет в Берлин, где успешно сдает экзамен на чин асессора и получает назначение в Познань. Впоследствии он проявит себя как превосходный музыкант — композитор, дирижер, певец, как талантливый художник — рисовальщик и декоратор, как выдающийся писатель; но он был также знающим и дельным юристом. Обладая огромной работоспособностью, этот удивительный человек ни к одному из своих занятий не относился небрежно и ничего не делал вполсилы. В 1802 году в Познани разразился скандал: Гофман нарисовал карикатуру на прусского генерала, грубого солдафона, презиравшего штатских; тот пожаловался королю. Гофман был переведен, вернее сослан, в Плоцк, маленький польский городок, в 1793 году отошедший к Пруссии. Незадолго до отъезда он женился на Михалине Тшциньской-Рорер, которой предстояло делить с ним все невзгоды его неустроенной, скитальческой жизни. Однообразное существование в Плоцке, глухой провинции, далекой от искусства, угнетает Гофмана. Он записывает в дневнике: «Муза скрылась. Архивная пыль застилает передо мной всякую перспективу будущего». И все же годы, проведенные в Плоцке, не потеряны зря: Гофман много читает — кузен присылает ему из Берлина журналы и книги; к нему в руки попадает популярная в те годы книга Виглеба «Обучение естественной магии и всевозможным увеселительным и полезным фокусам», откуда он почерпнет кое-какие идеи для своих будущих рассказов; к этому времени относятся и его первые литературные опыты.

Эрнст Т. А. Гофман В 1804 году Гофману удается перевестись в Варшаву. Здесь он весь свой досуг посвящает музыке, сближается с театром, добивается постановки нескольких своих музыкально-сценических произведений, расписывает фресками концертный зал. К варшавскому периоду жизни Гофмана относится начало его дружбы с Юлиусом Эдуардом Гитцигом, юристом и любителем литературы. Гитциг — будущий биограф Гофмана — знакомит его с произведениями романтиков, с их эстетическими теориями. 28 ноября 1806 года Варшаву занимают наполеоновские войска, прусская администрация распущена, — Гофман свободен и может посвятить себя искусству, но лишен средств к существованию. Жену и годовалую дочь он вынужден отправить в Познань, к родным, ибо ему не на что их содержать. Сам он едет в Берлин, но и там перебивается лишь случайными заработками, пока не получает предложение занять место капельмейстера в Бамбергском театре.

Годы, проведенные Гофманом в старинном баварском городе Бамберге (1808 — 1813), — это период расцвета его музыкально-творческой и музыкально-педагогической деятельности. В это время начинается его сотрудничество с лейпцигской «Всеобщей музыкальной газетой», где он печатает статьи о музыке и публикует свою первую «музыкальную новеллу» «Кавалер Глюк» (1809). Пребывание в Бамберге отмечено одним из самых глубоких и трагических переживаний Гофмана — безнадежной любовью к его юной ученице Юлии Марк. Юлия была хороша собой, артистична и обладала чарующим голосом. В образах певиц, которые создаст позднее Гофман, будут просматриваться ее черты. Расчетливая консульша Марк выдала дочь за состоятельного гамбургского коммерсанта. Замужество Юлии и ее отъезд из Бамберга были для Гофмана тяжелым ударом. Через несколько лет он напишет роман «Эликсиры дьявола»; сцена, где многогрешный монах Медард неожиданно оказывается свидетелем пострижения страстно любимой им Аврелии, описание его мук при мысли, что любимую разлучают с ним навеки, останется одной из самых проникновенных и трагических страниц мировой литературы. В тяжкие дни расставания с Юлией из-под пера Гофмана вылилась новелла «Дон-Жуан». Образ «безумного музыканта», капельмейстера и композитора Иоганнеса Крейслера, второе «я» самого Гофмана, поверенный самых дорогих ему мыслей и чувствований, — образ, который будет сопутствовать Гофману на протяжении всей его литературной деятельности, также родился в Бамберге, где Гофман познал всю горечь судьбы артиста, вынужденного обслуживать родовую и денежную знать. Он задумывает книгу рассказов «Фантазии в манере Калло», которую вызвался издать бамбергский вино- и книготорговец Кунц. Сам незаурядный рисовальщик, Гофман высоко ценил язвительно-изящные рисунки — «каприччо» французского графика XVII века Жака Калло, и, поскольку собственные его рассказы были также весьма язвительны и причудливы, его привлекла мысль уподобить их созданиям французского мастера.

Следующие станции на жизненном пути Гофмана — Дрезден, Лейпциг и снова Берлин. Он принимает предложение импресарио оперного театра Секонды, труппа которого играла попеременно в Лейпциге и Дрездене, занять место дирижера, и весной 1813 года покидает Бамберг. Теперь Гофман все больше сил и времени отдает литературе. В письме к Кунцу от 19 августа 1813 года он пишет: «Не удивительно, что в наше мрачное, злосчастное время, когда человек едва перебивается со дня на день и еще должен этому радоваться, писательство так увлекло меня — мне кажется, будто передо мной открылось чудесное царство, которое рождается из моего внутреннего мира и, обретая плоть, отделяет меня от мира внешнего».

Эрнст Т. А. ГофманВ мире внешнем, близко окружавшем Гофмана, в то время еще бушевала война: остатки разбитой в России наполеоновской армии ожесточенно сражались в Саксонии. «Гофман стал очевидцем кровавых сражений на берегу Эльбы и осады Дрездена. Он уезжает в Лейпциг и, стараясь отделаться от тяжелых впечатлений, пишет «Золотой горшок — сказку из новых времен». Работа с Секондой шла негладко, однажды Гофман поссорился с ним во время спектакля и получил отказ от места. Он просит Гиппеля, ставшего крупным прусским чиновником, исхлопотать ему должность в министерстве юстиции и осенью 1814 года переезжает в Берлин. В прусской столице Гофман проводит последние годы жизни, необычайно плодотворные для его литературного творчества. Здесь у него складывается кружок друзей и единомышленников, среди них писатели — Фридрих де ла Мотт Фуке, Адельберт Шамиссо, актер Людвиг Девриент. Одна за другой выходят его книги: роман «Эликсиры дьявола» (1816), сборник «Ночные рассказы» (1817), повесть-сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1819), «Серапионовы братья» — цикл рассказов, объединенных, наподобие «Декамерона» Боккаччо, сюжетной рамкой (1819 — 1821), неоконченный роман «Житейские воззрения кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера, случайно уцелевшими в макулатурных листах» (1819 — 1821), повесть-сказка «Повелитель блох» (1822)

Политическая реакция, воцарившаяся в Европе после 1814 года, омрачила последние годы жизни писателя. Назначенный в особую комиссию, расследовавшую дела так называемых демагогов — студентов, замешанных в политических беспорядках, и других оппозиционно настроенных лиц, Гофман не мог примириться с «наглым попранием законов», имевшим место во время следствия. У него произошла стычка с полицей-директором Кампцем, и он был выведен из состава комиссии. Гофман рассчитался с Кампцем по-своему: увековечил его в повести «Повелитель блох» в карикатурном образе тайного советника Кнаррпанти. Узнав, в каком виде изобразил его Гофман, Кампц постарался помешать изданию повести. Более того: Гофмана привлекли к суду за оскорбление комиссии, назначенной королем. Только свидетельство врача, удостоверявшее, что Гофман тяжело болен, приостановило дальнейшие преследования.

Гофман действительно был тяжело болен. Поражение спинного мозга привело к быстро развивавшемуся параличу. В одном из последних рассказов — «Угловое окно» — в лице кузена, «лишившегося употребления ног» и способного только наблюдать жизнь в окно, Гофман описал самого себя. 24 июня 1822 года он скончался.

© из статьи С. Шлапоберской «Сказка и жизнь Э. Т. А. Гофмана»





торт в виде машинки на заказ

Сортировка:
 Эрнст Т. А. Гофман. Циклы произведений Рейтинг
8.87 (38)
-
1 отз.
8.54 (28)
-
1 отз.
8.34 (38)
-
2 отз.
8.19 (27)
-
1 отз.
7.89 (28)
-
1 отз.
7.90 (29)
-
1 отз.
8.30 (27)
-
1 отз.
8.59 (29)
-
1 отз.
8.57 (23)
-
1 отз.
8.16 (25)
-
8.12 (24)
-
1 отз.
8.19 (26)
-
1 отз.
8.43 (30)
-
1 отз.
8.50 (30)
-
1 отз.
7.57 (21)
-
1 отз.
8.33 (24)
-
1 отз.
8.81 (209)
-
3 отз.
9.29 (7)
-
8.62 (8)
-
9.33 (9)
-
9.08 (37)
-
  • Часть I (1819)
8.47 (19)
-
8.50 (28)
-
3 отз.
8.40 (43)
-
2 отз.
8.52 (23)
-
8.12 (24)
-
1 отз.
8.59 (22)
-
1 отз.
  • Артуров зал / Der Artushof  [= Памяти короля Артура; Артуров двор; Артурова зала; Артусова зала] (1816)
8.04 (25)
-
1 отз.
8.29 (34)
-
1 отз.
8.75 (655)
-
15 отз.
  • Часть II (1819)
8.35 (26)
-
1 отз.
8.54 (26)
-
7.91 (34)
-
8.40 (25)
-
8.21 (14)
-
8.70 (56)
-
1 отз.
8.52 (42)
-
1 отз.
  • Часть III (1820)
8.48 (27)
-
8.48 (42)
-
1 отз.
8.90 (29)
-
8.49 (88)
-
3 отз.
8.88 (32)
-
8.62 (16)
-
  • Часть IV (1821)
8.94 (16)
-
8.62 (16)
-
7.60 (10)
-
8.44 (18)
-
7.85 (68)
-
8.56 (16)
-
8.66 (64)
-
4 отз.
 Эрнст Т. А. Гофман. Романы Рейтинг
1815 Эликсиры сатаны / Die Elixiere des Teufels   [= Эликсир сатаны; Эликсир дьявола; Эликсиры дьявола] 
8.60 (194)
-
12 отз.
1822 Житейские воззрения Кота Мурра вкупе с фрагментами биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера... / Lebens-Ansichten des Katers Murr nebst fragmentarischer Biographie des Kapellmeisters Johannes Kreisler in zufälligen Makulaturblättern   [= Житейские воззрения Кота Мурра; Житейская философия кота Мура. С отрывками из биографии Иоганна Крейслера; Рассуждения кота Мура] 
8.81 (209)
-
3 отз.
 Эрнст Т. А. Гофман. Повести Рейтинг
1814 Известие о дальнейших судьбах собаки Берганца / Nachricht von den neuesten Schicksalen des Hundes Berganza   [= Известие о последних судьбах собаки Берганцы] 
8.08 (25)
-
1 отз.
8.04 (51)
-
2 отз.
8.31 (86)
-
8.40 (25)
-
1819 Мадмуазель де Скюдери / Das Fräulein von Scuderi   [= Мадемуазель де Скюдери; Девица Скюдери] 
8.49 (88)
-
3 отз.
8.48 (42)
-
1 отз.
1819 Крошка Цахес, по прозванию Циннобер / Klein Zaches, genannt Zinnober   [= Маленький Цахес по прозванию Циннобер] 
8.83 (470)
-
19 отз.
1819 Мейстер Мартин-Бочар и его подмастерья / Meister Martin der Küfner und seine Gesellen   [= Мастер Мартин-бочар и его подмастерья; Мейстер Мартин Бочар и его подмастерья] 
8.70 (56)
-
1 отз.
1819 Необыкновенные страдания директора театра / Seltsame Leiden eines Theater-Direktors   [= Необыкновенные страдания одного директора театров] 
8.40 (25)
-
2 отз.
1819 Синьор Формика / Signor Formica   [= Синьора Формика] 
8.94 (16)
-
1820 Связь вещей / Der Zusammenhang der Dinge   [= Взаимозависимость событий; Роковая связь событий; Взаимосвязь вещей] 
8.44 (18)
-
1820 Принцесса Брамбилла / Prinzessin Brambilla   [= Апельсиновая принцесса] 
8.77 (39)
-
8.66 (64)
-
4 отз.
1822 Повелитель блох / Meister Floh   [= Повелитель блох, сказка в семи приключениях двух друзей] 
8.84 (101)
-
5 отз.
 Эрнст Т. А. Гофман. Рассказы Рейтинг
8.00 (79)
-
1 отз.
8.34 (38)
-
2 отз.
8.12 (24)
-
1 отз.
1814 Письмо барона Уолборна Капельмейстеру Крейслеру / Brief des Barons Wallborn an den Kapellmeister Kreisler   [= Письмо барона Вальборна капельмейстеру Крейслеру] 
8.16 (25)
-
1814 Письмо Капельмейстера Крейслера барону Уолборну / Brief des Kapellmeisters Kreisler an den Baron Wallborn   [= Письмо капельмейстера Крейслера барону Вальборну] 
8.12 (24)
-
1 отз.
7.00 (2)
-
8.50 (36)
-
2 отз.
8.50 (30)
-
1 отз.
8.59 (29)
-
1 отз.
1814 Приключения в новогоднюю ночь / Die Abenteuer der Silvesternacht   [= Приключение в ночь под новый год; Приключения накануне Нового года; История о пропавшем отражении] 
8.27 (52)
-
1 отз.
1814 Автомат / Die Automate   [= Автоматы] 
7.91 (34)
-
1814 Дон Жуан / Don Juan   [= Дон-Жуан] 
7.81 (75)
-
2 отз.
1814 Рассеянные мысли / Höchst zerstreute Gedanken   [= Крайне бессвязные мысли] 
8.30 (27)
-
1 отз.
8.00 (25)
-
1 отз.
1814 Случай из жизни образованного молодого человека / Nachricht von einem gebildeten jungen Mann   [= Небывалый случай, происшедший с неким путешествующим энтузиастом; Сведения об одном образованном молодом человеке] 
8.43 (30)
-
1 отз.
8.19 (27)
-
1 отз.
1815 Санктус / Das Sanctus   [= Sanctus] 
8.25 (32)
-
1 отз.
8.47 (279)
-
12 отз.
8.52 (23)
-
1815 Церковь иезуитов / Die Jesuiterkirche in G.   [= Церковь иезуитов в Г.] 
8.48 (42)
-
2 отз.
8.33 (24)
-
1 отз.
8.19 (26)
-
1 отз.
8.28 (32)
-
8.42 (48)
-
7.89 (63)
-
1 отз.
1816 Артуров зал / Der Artushof   [= Памяти короля Артура; Артуров двор; Артурова зала; Артусова зала] 
8.04 (25)
-
1 отз.
1817 Явления / Erscheinungen [‘Manifestations’]   [= Видения] 
7.60 (10)
-
8.40 (43)
-
2 отз.
8.35 (26)
-
1 отз.
8.59 (22)
-
1 отз.
8.62 (16)
-
1819 Отшельник Серапион / Der Einsiedler Serapion   [= Пустынник Серапион] 
8.50 (28)
-
3 отз.
8.67 (6)
-
1819 Зловещий гость / Der unheimliche Gast   [= Таинственный гость] 
8.90 (29)
-
1819 Рудники Фалуна / Die Bergwerke zu Falun   [= Фалунские рудники] 
8.29 (34)
-
1 отз.
1819 История привидения / Eine Spukgeschichte   [= Eine gräßlich gespenstische Geschichte; Eine gräßliche Geschichte; История с привидением] 
8.54 (26)
-
9.20 (5)
-
1819 Сведения из жизни известного лица / Nachricht aus dem Leben eines bekannten Mannes   [= Новости из жизни известного человека] 
8.48 (27)
-
8.88 (32)
-
1819 Предисловие / Vorwort [предисловие к сборнику «Серапионовы братья»] 
8.47 (19)
-
1820 Ошибки / Die Irrungen: Fragment aus dem Leben eines Fantasten   [= Ошибки. Эпизод из жизни одного мечтателя] 
8.62 (8)
-
8.64 (11)
-
1820 Мастер Иоганн Вахт / Meister Johannes Wacht   [= Meister Jogann Wahte; Мейстер Иоганн Вахт] 
8.38 (8)
-
7.80 (5)
-
1821 Огненный дух / Der Elementargeist   [= Стихийный дух] 
8.71 (7)
-
1821 Двойник / Die Doppeltgänger   [= Двойники] 
9.19 (16)
-
1821 Тайны / Die Geheimnisse: Fortsetzung des Fragments aus dem Leben eines Fantasten   [= Тайны. Продолжение рассказа «Ошибки»] 
9.33 (9)
-
1821 Маркиза де ла Пивадьер / Die Marquise de la Pivardiere   [= Маркиза де-ля-Пивардиер; Маркиза де ла Пивардьер] 
8.43 (7)
-
1 отз.
1821 Чайное общество / Die ästhetische Teegesellschaft   [= Эстетическое чайное общество] 
8.56 (16)
-
1821 Вампиризм / Vampirismus   [= Ужасная история графа Ипполита, Der Vampyr] 
7.85 (68)
-
1821 Закариас Вернер / Zacharias Werner   [= Захария Вернер] 
8.62 (16)
-
8.83 (6)
-
9.12 (25)
-
1 отз.
8.40 (5)
-
 Эрнст Т. А. Гофман. Сказки Рейтинг
1814 Золотой горшок: сказка нового времени / Der goldne Topf: Ein Märchen aus der neuen Zeit   [= Золотой горшок. Сказка из новых времен] 
8.60 (304)
-
9 отз.
1816 Щелкунчик и мышиный король / Nußknacker und Mausekönig   [= Щелкунчик; Щелкунчик и мышиный царь; Сказка про щелкуна и мышиного царя] 
8.75 (655)
-
15 отз.
1817 Неизвестное дитя / Das fremde Kind   [= Прекрасное дитя; Чудесное дитя] 
8.52 (42)
-
1 отз.
 Эрнст Т. А. Гофман. Пьесы Рейтинг
8.67 (24)
-
 Эрнст Т. А. Гофман. Эссе Рейтинг
7.50 (2)
-
1812 Мысли о великой ценности музыки / Gedanken über den hohen Wert der Musik   [= Des Kapellmeisters, Johannes Kreislers, Dissertatiuncula über den hohen Werth der Musik; Мысли о высоком значении музыки] 
7.89 (28)
-
1 отз.
1813 Музыка Бетховена / Beethovens Instrumental-Musik   [= Инструментальная музыка Бетховена] 
7.90 (29)
-
1 отз.
7.25 (4)
-
1814 Церковная музыка, старая и новая / Alte und neue Kirchenmusik   [= Старинная и новая церковная музыка] 
8.21 (14)
-
7.00 (1)
-
7.57 (21)
-
1 отз.
8.00 (2)
-
7.00 (2)
-
9.50 (2)
-
9.00 (2)
-
8.00 (2)
-
9.00 (2)
-
8.50 (2)
-
9.50 (2)
-
9.50 (2)
-
7.50 (2)
-
9.00 (2)
-
 Эрнст Т. А. Гофман. Сборники Рейтинг
1814 Фантазии в манере Калло / Fantasiestücke in Callot's Manier   [= Фантастические очерки и рассказы в манере Калло] 
9.00 (26)
-
1817 Ночные этюды / Nachtstücke   [= Ночные рассказы] 
8.80 (30)
-
3 отз.
 Эрнст Т. А. Гофман. Прочие произведения Рейтинг
9.50 (2)
-
8.65 (17)
-
 
-
 Эрнст Т. А. Гофман. Незаконченные или неопубликованные произведения Рейтинг
1823 Новейшие сведения об одном любителе приключений / Neueste Schicksale eines abenteuerlichen Mannes   [= Новейшие судьбы одного диковинного человека], повесть, не закончено 
8.60 (5)
-


Все отзывы на произведения автора (133 отзыва) | Все издания автора (322) | Экранизации (4)


  Исполнители

  • Составитель библиографии — Darinella

  • Куратор библиографии — Pupsjara


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.

  •   Формат рейтинга