Теодор Старджон отзывы

Все отзывы на произведения Теодора Старджона (Theodore Sturgeon)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 374

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8 

«Нет никакой защиты»
–  [ 2 ]  +

romanpetr, 23 июля 2020 г. в 00:17

Повесть «Нет никакой защиты» Теодора Старджона яркий образчик твердой научной-фантастики из «золотой эпохи» расцвета жанра фантастики. Для своего времени эта была настоящая живая, боевая фантастика в стиле космической оперы. Только все события ограничены Солнечной системой, где отгремела межпланетная война и люди Земли и Марса разгромили коварных кальмароподобных юпитериан, что впрочем не помешало заключить мир с побежденными и взять их в Объединенный Солнечный Союз. Но вот незадачка: на окраинах нашей системы объявился Захватчик, который сметает всех, кто пытается к нему приблизиться и вступить в контакт. Военный Совет Солнечной Системы во главе с Белтером предполагают, что вторгнувшиеся пришли из другой системы и решаются уничтожить того с помощью секретного оружия «Смерти», которое могут воссоздать три элитных корабля объединенного флота. Но не тут-то было! Противник попался явно искушенный и опытный в ратных делах... Белтеру самолично с главой Объединения Пацифистов Херефордом предстоит провести расследование и довести дело до конца....

Неплохой боевичок для своего времени, но выглядит произведение в наши дни несколько наивно. Простовато и даже прямолинейно. Но именно на таких произведениях строилась научная фантастика, постепенно совершенствуясь. Для любителей космооперы и Эдмонда Гамильтона, но исполнение Теодора Старджона!

Оценка : 7
«Инкубы из параллели Х»
–  [ 1 ]  +

romanpetr, 22 июля 2020 г. в 00:59

По-моему, когда Теодор Старджон решил написать эту повесть, он отбросил многие «сдерживавшие» научные факты и достижения человечества на тот период. Решение было простым — повесть должна быть интересной и читабельной! Во многом, отбросив несколько «заумные» авторские рассуждения повесть вышла вполне в добротную и лихую приключенку. Без заморочек повесть читается на 1-2-3. Конечно сюжет несколько наивный, но вполне затрагивающий взрослую тему и бродящий где-то на границе с табу на «эту» тему, но осмелюсь отметить, вообще никакой пошлятины , да и тени намека нет. Так только в буйном воображении! Как кажется, Старджон допустил некоторую юморную нотку переходящую в легкую иронию...

Ну что ж...В далеком будущем Земля почти скатилась в средневековье после атаки «милых на первый взгляд» , миниатюрных ффанксов, которые вынырнув из другого измерения и поначалу втерлись в доверие к людям, устроили самый настоящий геноцид женской половине нашей планеты в погоне за бессмертием . Ученый Гезелл-старший изучив захватчиков сумел не только остановить вторжение, но и уничтожить вероломных злодеев вместе с их миром. Однако часть женщин (3200 прекрасных (и нетолько!) особей) спас, отправив в параллельный мир. Правда, сам при финальной атаке ффанксов трагически погибает, передавая эстафету своему сыну Гарту. Именно ему предстоит совершить спасение мира, которому так недостает милых дам, и найти их в параллельном мире, чтобы вызволить обратно.

Абсолютному герою ( почти супергерою!) Гарту повести — умному и всесторонне развитому, благодаря отцовским разаработкам — помогают в его делах диковатый качок и мужлан по кличке Бронза и хранительница остатков «Священной» лаборатории его отца — Вики. Гарт на фоне всех людей в повести выглядит сверхгероем и чуть ли не полубогом, ибо настолько велика разница в познаниях мира между ним и остальным человечеством...

Интересная повесть, даже может чуть познавательная, но самое главное лихая и динамичная, что должно импонировать не слишком требовательному читателю.

Оценка : 9
«Тень, тень на стене»
–  [ 1 ]  +

romanpetr, 06 июля 2020 г. в 22:45

История, как вроде неказистая и вполне «детская, в концовке леденящая душу»....Старджон создал очень хороший, поучительный рассказ и намекнул, что к детям нужно относиться по особенному, с мягкостью, с любовью, даже если это ребенок твоего мужа. А вот мачеха — «мама Гвен» выводов не сделала и весьма переусердствовала в воспитательном процессе достаточно жестоко наказав маленького мальчика, выражая ему свою антипатию и нелюбовь. Да,жестоко! Что тут скажешь? Ведь ребенок тоже имеет права на « немножко пошалить» и уж просто поиграть в свое удовольствие, а здесь ему — мальчику Бобби — налагают полный мораторий на игры и плюс еще односторонне нравоучает нескладная папина новая жена. Мальчику остается только обратиться к миру теней и тьмы, где его «ждут» игры и развлечения, а также потустороннее покровительство.....

Мораль сей притчи такова, что «сказочное» , почти выдуманное зло, наказывает зло реальное, повседневное, жестокое и бездушное, очерчивая границы своих возможностей, но кроме того автор пытался донести до нас , что если ты — взрослый, то не стоит быть к детям черствыми и грубыми, иначе все это может вернуться к тебе «убийственным» бумерангом.

Оценка : 8
«Взять в жёны Медузу»
–  [ 12 ]  +

zvezdochet2009, 15 июня 2020 г. в 21:52

Имя американского фантаста Теодора Старджона хорошо известно всем любителям твердой научной фантастики. Старджон успел написать немного, но почти каждое его произведение несет в себе оригинальную, никем ранее не озвученную идею. Вкупе с блестящим языком и стилистикой читатели получили литературу высшей пробы, аналогов которой в англоязычной фантастике практически не нашлось. По сложности поднимаемых проблем проза этого фантаста может соперничать разве что с вещами знаменитого Станислава Лема или Филипа Дика.

И одним из самых его известных романов является «Взять в жены Медузу», действие которого разворачивается в наше время, а главный герой, бездомный бродяга внезапно проявляет сверхъестественные способности и совершает поступки, трудно объяснимые с точки зрения логики. Старджон умело закрутил интригу, читать текст действительно интересно, потому что похождения главного героя преследуют загадочную цель и явно как-то можно объяснить.

Вопрос в том, как, и что хотел этим сказать автор. Старджон ввел в романе прорывную идею о том, что существует некое огромное разумное существо, пронизывающее все пространство и засеивающее своими спорами обитаемые планеты с разумной жизнью, чтобы сделать носителей клетками своего организма и расширить свое существование до пределов галактики. Имя ему – Медуза.

Главная ценность произведения заключается в том, что оно позволяет совершенно под другим углом взглянуть на природу человека. Человек предстает перед нами не как разумный индивид, а в виде составной части, клеточки огромного организма, цели которого совершенно недоступны человеческому пониманию. И по сути это нормально. Ведь мы не спрашиваем мнения пальцев прежде чем взять что-то со стола.

Оригинальный, интересный научно-фантастический роман, в котором человек предстает чем-то большим, чем он есть. Потеря индивидуальности? Да. Зато какие возможности и способности! Но действительно, у такого процесса есть и обратная сторона.

И об этом нечеловеческом выборе тоже написано в романе фантаста.

Оценка : 9
«Это был не сизигий»
–  [ 1 ]  +

god54, 05 июня 2020 г. в 18:15

Рассказ, как всегда у этого автора, уникален. Первое, что поражает и увлекает, это текст. Очень качественный подбор слов, тщательная и логически выверенная их расстановка, узоры смысловых значений и передача эмоций на высшем уровне. А сама фантастическая идея оригинальна и неповторима по сей день. Не следует философствовать, пробуйте просто получать удовольствие от чтения.

Оценка : 8
«Сокамерник»
–  [ 2 ]  +

god54, 30 апреля 2020 г. в 16:59

Не нашел в рассказе никаких ужасов и жуткостей. Рассказ, как рассказ. Довольно примитивный сюжет, хотя идея о человеке уроде, скорее врожденном уроде, довольно интересна и базируется на реальных событиях — рождения сиамских близнецов, о чём несколько раз автор упоминает в тексте. Это вполне реальная вещь и никак не связана с генетикой. В остальном на один раз прочитать и забыть.

Оценка : 6
«Крошка и чудовище»
–  [ 1 ]  +

god54, 15 апреля 2020 г. в 18:43

Прекрасный рассказ. А то что переводчиком выступил знаменитый и самый уважаемый мной из всех фантастов только плюс. Ибо с первых страниц меня покорил текст. Чувствуется рука двух мастеров, что-то теплое приятное, а главная героиня конечно мать героини. Какой слог, какой ум, не поверишь, что женщина. Читал, а она мне голосом Домомучительницы из мультика про Карлсона так и шепчет в ухо. Чтение одно удовольствие. Сюжет оригинальный. Правда концовка подкачала и здорово подкачала. Автору нужен был стандартный хэппи-энд, вот и добавил он его механическим путем, такое ощущение, что он из другой жизни, вернее что-то чужеродное. Тем более поступок с трехлетней девочкой не вызывает уважения. Но всё же оставлю рассказ в коллекции.

Оценка : 10
«Громы и розы»
–  [ 4 ]  +

god54, 09 апреля 2020 г. в 18:00

Христос всегда учил своих учеников: «Если тебя ударили по правой щеке, подставь левую» или наоборот, я не силен в религии ибо не переношу на дух ни одну из них, равно, как и все философские дребедени. Смысл этого рассказа, именно в этом постулате, он не антивоенный, он ни чему не учит, он просто проповедует суицид, как способ решения всех проблем. А вот именно это мне и не нравится.

Оценка : 4
«Ракета Мяуса»
–  [ 5 ]  +

god54, 01 апреля 2020 г. в 19:07

Бывает же такое, когда совсем не ждешь, а невероятное стоит за углом, просто ждёт тебя. Великолепный рассказ. В котором великолепно сочетается авторский текст и сюжет с мастерством переводчика, которая сумела передать все нюансы задумки автора. Рассказ не просто увлекает, он заставляет видеть происходящее. Не зря впоследствие появился киносценарий по этому рассказу. Самое главное, что произведение доброе, просто доброе, без всяких кровавых сцен, злых бандитов, сумасшедших учёных. Нет, такие вещи должны обязательно в коллекции. Рекомендую всем!

Оценка : 10
«Дом с привидениями»
–  [ 1 ]  +

Joul Harristar, 21 марта 2020 г. в 01:55

Отличный рассказ, очень ярко и вкусно комбинирующий неплохой юмор и по-настоящему жуткую атмосферу.

Да, весь сюжет читается чуть ли не с самого начала, но, во-первых, дата написания вполне может свидетельствовать о том, что именно с этого рассказа и пошли варианты мистических поворотов, а во-вторых, в конце я переживал за героев, как за самого себя, что тоже кое о чем говорит!

Также хочу отметить филигранную озвучку и звукорежиссуру Михаила Прокопова. Благодаря его работе я действительно пощекотал себе нервишки, слушая рассказ глубокой ночью!

Оценка : 9
«Ракета Мяуса»
–  [ 4 ]  +

technocrator, 20 февраля 2020 г. в 19:44

Просто хорошая олдскульная НФ. Сейчас может восприниматься простоватой, но идея, по всей вероятности, тогда была ещё свежей. На дом обычной семьи сваливается что-то прилетевшее из космоса. С пришельцем вроде бы сразу удаётся завязать добрые отношения, тем более что обладает зачатками телепатии. С ним многофункциональное устройство, работающее на чём-то вроде портативного источника «холодной» атомной энергии, сулящее заманчивые перспективы. Но проблема контакта оборачивается неожиданной стороной:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Мяус» оказывается потерявшимся ребёнком.

Помимо прочего, понравилось тёплая и живая передача семейных отношений. Начальный диалог мужа с женой у радиоприёмника жизненный :) Интересно, что уже тогда выросло поколение, знакомое с идеями НФ, благодаря чему персонажи не слишком шокированы ситуацией и, к примеру, рассуждают, откуда мог прибыть гость, принимая во внимание его физиологию.

Оценка : 8
«Тайна планеты Артна»
–  [ 4 ]  +

god54, 20 декабря 2019 г. в 19:15

Первый раз купился на отзывы и в итоге получил какую-то мешанину слов и предложений при полном отсутствии логики и сюжета. Земляне. марсиане и артнане, все зависят друг от друга и не зависят, одни смешливые, вторые серьезные, третьи неизвестно какие, ибо живут под землей. И теперь они пытаются друг друга обмануть... не стоит продолжать, ибо понять о чём рассказ невозможно, вернее смысла понять невозможно- зачем весь этот текст.

Оценка : 4
«Бог микрокосмоса»
–  [ 1 ]  +

god54, 13 декабря 2019 г. в 14:40

Необычный для того времени и для нынешнего времени рассказ. Он оригинален и не похож на классические рассказы о сумасшедших учёных, которые хотят захватить власть над миром. Оригинальна сама идея произведения о возможности ускорения развития науки и получения практических результатов на этой основе. Пока я еще не встречал повторения этой идеи в последующей литературе после её публикации. Необычен сюжет, текст, они привлекают даже сегодня. Жаль, с моей точки зрения, что концовка получилась этакой рождественской, счастливой. Но в любом случае рассказ заслуживает особого отношения к нему.

Оценка : 10
«Таксидермист»
–  [ 0 ]  +

god54, 25 ноября 2019 г. в 19:15

С первых строк ожидал ознакомления с очень даже оригинальным произведением автора, который в последующем не получил своего достойного развития. Однако по мере чтения мое мнение стало резко меняться в сторону настороженности, а потом и вообще — отторжения, ибо рассказ превратился в смесь юмора, авантюры и сплошной иронии с элементами нечестного заработка. Стало скучно и неинтересно.

Оценка : 6
«Ракета Мяуса»
–  [ 2 ]  +

olpo70, 14 ноября 2019 г. в 07:32

Замечательный рассказ. Рассказывающий нам не о покорителях космоса и завоевании планет и не о кровожадных инопланетянах. В нем нет супергероев и жутких монстров. в нем обычные люди , как не странно звучит, обычный инопланетянин. И автор просто пытается смоделировать ситуащию когда встречаются две инопланетные расы, но не на уровне ученых, дипломатов, косморазведчиков и так далее, а на уровне обычных людей. И от этого фантастика не стала скучнее и неинтереснее. Она так же захватывает читателя и не отпускает до конца.

Но один бал я все же снизил. Где-то в середине рассказа я догодался что Мяус это всего навсего ребенок. Не смог автор спрятать интригу до конца. И мне немного стало , ну как бы сказать, не то что скучно, захотелось просто по быстрее узнать чем все закончится.

Оценка : 9
«Дитя эфира»
–  [ 3 ]  +

god54, 12 октября 2019 г. в 12:58

Выходит, что это был первый рассказ о рождении разума вследствие технологической деятельности человека. Потом появится ещё несколько, но дальше эта тема не получит своего развития. Конечно, жаль, ведь идея просто великолепна, что доказывает настоящий рассказ. Очень даже неплохой текст, сюжет, приличный юмор, но вот концовка, как мне показалось, не удалась, ибо носит строго разъяснительный смысл, и никак не является следствием расследования главного героя. Нет фишки, яркого аккорда... А так в целом рассказ вполне читабельный даже сегодня.

Оценка : 8
«Шрамы»
–  [ 0 ]  +

muravied, 31 августа 2019 г. в 10:46

После такого рассказа задумаешься: а смог бы я устоять перед соблазном. Вот одинокий волк на Диком Западе. Вот вдова, которая уже год без мужа и намекает, что не прочь заняться чем-нибудь этаким. Но тем не менее волк проявляет силу воли, и его сквозь слёзы хвалят, мол, настоящий джентельмен. И он уезжает в закат и машет шляпой, а вдова плачет на крыльце. Загадка женской души. Спасибо, что не приставали, а сама плачет... Эх, женщины:)

Оценка : 9
«Крошка и чудовище»
–  [ 1 ]  +

ГРОМ, 23 августа 2019 г. в 06:50

Позитивный приключенческий рассказ о собаке с телепатическими способностями.

Читается легко. Единственно, что может тут не хватает чего-то умного или какой нибудь борьбы, сплошной позитив. Ну и может чуть прямолинейно.

Как будто написано для младшей аудитории, но качественно. Хотя дело наверное в дате написания рассказа, Клиффорд Саймак например, свой первый роман напишет спустя 2 года и вскоре со товарищами наведет шороху в этом жанре.

А так слог и история хороши.

Оценка : 8
«Мне отмщение…»
–  [ 2 ]  +

romanpetr, 22 августа 2019 г. в 00:53

Несколько странный рассказ вышел из-под пера Теодора Старджона. Читая его ( кстати сюжетная линия больше детективная, чем фантастическая) кажется, что автор стремился заинтриговать читателя, не зная сам куда все-таки он двинется. Но окончание произведения с последующими объяснениями в концовке склоняют произведение к повседневному реализму с небольшой оговоркой.

Удивительно, как Старджону ярко удалось описать похождения двух выродков братьев-хвастунов, державших всю женскую округу в страхе . Правда, деревенский бармен , охотно рассказавший про них все истории первому встречному посетителю, постоянно ставил под сомнения правдоподобность этих баек. Братьев этих по рассказу совсем не жалко, как в прочем и некоторых жертв, которые не предпринимали ничего по отношению к своей защите. А некоторые явили собой яркий пример полного морального разложения, не допустимого в цивилизованном обществе. Описание оных сцен делает рассказ несколько извращенным по тональности, и ознакомлению отроческого поколения никак не подходит — уж больно много намеков и описания насилия. Хотелось добавить, что такое только в Америке и возможно... К сожалению — нет, такое может произойти где угодно.

Рассказ не самый выдающийся у Старджона, но для любителей раскрытия легкого клубка преступлений будет в самый раз.

Оценка : 7
«Мистер Костелло, герой»
–  [ 2 ]  +

Mstislav, 19 августа 2019 г. в 16:26

Рассказ очень поучителен, разумеется всё упрощенно, но это сделано как раз для того, что бы даже «интендантам» смысл при прочтении был очевиден. На мой взгляд за последние десятилетия рассказ стал даже более актуален, сейчас напёрсточников стало больше, люди лучше поддаются в наше виртуальное время внушениям и иллюзиям. Но, виноваты в этом мы сами, вдумчивого и ответственного человека сложнее одурачить. Неслучайно главный герой — беспечный простофиля, для которого псевдоэмоциональные ужимки Костелло важнее истины.

Побольше бы писали таких произведений и читали их соответственно.

Оценка : 9
«Больше, чем человек»
–  [ 10 ]  +

Povlastnich, 17 августа 2019 г. в 14:40

З-А-М-Е-Ч-А-Т-Е-Л-Ь-Н-О! Прекрасно, как первые, кроваво-розовые лучи рассветного солнца ранним летом, когда всей кожей чувствуешь свежесть и прохладу, приветствующих лучи восходящего светила и плавно уступающих ему. Povlastnich до сих пор чмокает губами и трепещет словно ветви дуба под лёгким бризом от радости, силы, нежности и оптимизма этого произведения. Сначала она шла тяжеловато, как знакомство с новым человеком, интересным и в то же время совершенно отличным по характеру, привычкам и воззрениям, почти «врагом». Однако в конце враг стал другом, подарившим чудесный сюрприз.

Сюжет:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Роман состоит из трёх частей, действие каждой из которых происходит спустя несколько лет после предыдущей, с несколькими нелинейными экскурсиями в прошлое, и рассказывает историю компашки героев, знаменательных способностями и особенностями, одновременно дающими им преимущества перед «человеком нормальным», и отъединяющими их от Большого мира. Среди них:

1) Дин, похожий на Форреста Гампа или, немного, на Незнайку, человек с медленной мыслёй и когнитивными способностями, и в то же время высочайшей чувствительностью к инстинктивной, иррациональной стороне жизни — он долгое время живёт один (оттуда его имя, лейтмотив первой части) как бродяга и прекрасно ориентируется в том, где найти пищу, как получить необходимую помощь и обеспечить себя необходимым; позже в нём пробуждается способность читать мысли;

2) Джени, поначалу хамоватая девочка, обнаружившая в себе способность к телекинезу и ушедшая из дому, не найдя в нём родительской любви; она также способна к ограниченной телепатии;

3) Джерри, одинокий волчонок, сбежавший из детдома и выживающий благодаря своей способности к внушению;

4) Бейби, Малыш, «умственно отсталое» дитя, способное к телепатии и нахождению ответа на любой вопрос, заданный достаточно конкретно: аналог ментатов в Дюне...

...и несколько других, не менее важных. Первый персонаж на сцене — Дин, постепенно появляются и остальные. Несколько эпизодов шаг за шагом сводят большую «фриков» вместе, и они создают единый организм, живущий вместе в гармонии — Дин становится «головой» группы (или Гештальта, как подобное единение называет автор), Малыш — её мозг, и так далее.

Вторая часть происходит в приёмной психотерапевта, к которому Джерри обращается за помощью, осознав, что в его прошлом есть некое тёмное пятно, куда он не в силах проникнуть. С его помощью у него получается снять блок и в процессе раскрыта дальнейшая история «гештальта», события, произошедшие после первой части. Джерри осознаёт свои способности, что, однако, приводит к невъ*бённому росту эго и ещё большему отделению его, а с ним и компашки, от остального человечества...

В третьей части показан разрыв гештальта и его воссоединение посредством нового члена, который был кратко представлен в первой части и в различных намёках появляется во второй — Гипа. Гип просыпается в состоянии «совсем с бодуна» в тюремной камере, в нём едва-едва теплится жизнь. Однако за ним приходит незнакомая девушка (знакомая, впрочем, читателю), которая помогает ему восстановить силы. Оказывается, хотя вроде бы у Гипа нет «нечеловеческих» способностей, в нём есть нечто необходимое всей группе...После драматичных поисков, внешних и внутренних, гештальт не просто снова вместе — теперь ему открыт путь в большой мир.  

Интрига закручена достаточно лихо и имеет неожиданные повороты. Она занимает примерно половину. Самая описательная и лиричная часть — первая, действия и интриги (причём достаточно лихой — хотя о развитии сюжета можно догадаться, многие детали и финал были для Povlastnich большим сюрпризом) больше всего в третьей, вторая где-то между ними. О стиле и эмоциональном заряде книги — особый сказ. Изучая биографию Тео Старджона, Povlastnich наткнулся на знаменательную историю: оказывается, он состоял в творческих отношениях с Робертом Хайнлайном, в нескольких случаях выступил как его соавтор, а последний очень высоко отзывался о произведениях первого. Интересно сравнить их стили в свете вышеприведённых замечаний. У Хайнлайна нет ни одного лишнего слова, каждая фраза естественно продолжает следующую, его герои и читатели не знают ни минуты покоя, а сюжеты прямые словно полёт стрелы, как в эпических поэмах вроде Божественной Комедии. Ассоциация Povlastnich — его книги словно сплав горной реки, одна из любимых забав американских любителей природы, неустанное действие полное приключений, иногда опасностей и неожиданностей, однако с чётким руслом, границами, началом и концом.

А вот Тео...или, по крайней мере, «Больше, чем люди»...это как путешествие в джунглях, тайге или лесу, таком, в котором значительную часть действия живут и прячутся герои повести. Вступление в неизвестное, тайну, мистическое действо, в поиске сердца, места познания. На пути приходится осторожно переходить опасные болота или гнездилища тарантулов, следить за окружением, иногда ты спотыкаешься, иногда идёшь в обход, иногда вылезаешь на дерево слегка оглядется, а иногда — просто останавливаешься, чтобы оглянуться вокруг и прислушаться к голосу души. Применительно к стилю: много лиричных пассажей, в большинстве своём развивающихся очень плавно и медленно, и описаний, точных, словно резец Микеланджело. Посмотрите отрывок и сразу поймёте на практике.

Вроде бы есть и «лишние» эпизоды, и места, где многоватА букОф, которые раздражали любителя приключений и Хайнлайна Povlastnich. В то же время, когда он немного свыкся и освоил голос автора, книга вдохновила слушать историю им рассказанную тщательно, вдумчиво, постепенно. Почти в каждом абзаце есть что-то — символ, действие, намёк — которые важны в дальнейшем, а те, где такого нет — моменты остановки, знакомства с героями, их внутренним миром. Особенно это касается первой части и начала третьей, в которых происходит не так много событий, и в то же время джунгли, полные сюрпризов и опасностей, втягивают тебя в своё таинство, начинаешь слышать голос героев и понимаешь — они (в виде архетипов) среди нас, более того — внутри нас.

Психология замечательна. Во второй и третьей части очень точно и красиво раскрыты принципы психотерапии, да и вообще, многих душевных процессов, с ювелирной ловкостью и куда интереснее занудных учебников. Автор, похоже, вкладывает в уста героев свои собственные размышления о том, что делает человека — человеком во всех смыслах, на примерах персонажей, лишённых различных радостей или способностей, но получивших взамен от судьбы другие подарки. Ну а в третьей части...у-у-ф...автор задаётся вопросом, что делает человека, ну, или «фрика», частью чего-то большего? Что для этого необходимо? Гештальт живёт себе вполне устроено, но, оказывается, даже такой компахе необходимо делить свои переживания с чем-то большим...Финал неожидан:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Необходимым компонентом является чувство стыда и из неё проистекающая способность держаться каких-то моральных устоев — даже, если Вы можете бросаться подушками на расстоянии, переноситься на километры в одно мгновение или заставить первого встречного отдать Вам кошелёк, без личной — не общественной, а личной — морали, Ваша жизнь будет пуста.

Кстати, кто от слова «размышления» возбоялся многобуквия в стиле «Лезвия Бритвы», пространных дум Джона Рико или христианской апологетики, в общем-то, типичной для американской литературы — забудьте, здесь всё компактно, чётко и прекрасно вписывается в сюжет (пример: герой думает о чём-либо, додумывает — и сразу же применяет результат на практике). Разборки и отношения героев между собой и с внешним миром также весьма жизненны, более того — их развитие вполне логично и плавно эволюционирует (пример обратного: всяческие «метаморфозы» персонажей американской героической фэнтези). Хотя здесь есть и любовная линия, и сентимент, и лирика, всё обходится без слюнявого пафоса.

Теперь пару слов о том, что не понравилось. Поскольку всё познаётся в сравнении, Povlastnich возьмёт в качестве отчёта Хайнлайна и Герберта, творивших в то же время. В отличие от этих двух авторов с чёткими, обстоятельными сюжетами, здесь начало и конец относительно размыты и некоторые нити обрываются (символично, что первой, судя по биографии, автор написал и опубликовал именно среднюю часть романа). Пример:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В процессе сюжета один из героев при помощи Бейби строит антигравитатор, однако Джерри заставляет его забыть об открытии и выставить себя посмешищем, аргументируя сей поступок перед собой и остальными членами гештальта тем, что нельзя слишком ускорять развитие человечества — это может привести к войнам. Вопрос, что с открытием и, вообще, этой идеей, будет дальше.

Далее, непонятно, есть ли в мире и другие гештальты — книга заканчивается намёком на то, что они не только есть, но были всегда, и даже играли значительную роль в судьбе человечества, однако эта идея не раскрыта.

Не очень ясно, что, всё-таки, герои будут делать дальше. Этот момент, правда, спорный, потому что его можно причислить к пунктам, «расширяющим простор для читательской фантазии». Что ж, пусть. Но хоть один эпизод можно было добавить.

У Хайнлайна, например, в Гражданине Галактики финал тоже более-менее открытый, однако дальнейший путь героя, Торби, чётко очерчен и его легко представить. Здесь же история обрывается «на самом интересном месте». Немного утрированно можно сказать, что книга произвела впечатление прекрасного, но незаконченного черновика без пролога и эпилога. В сравнении же с Гербертом не хватает обстоятельности: в Дюне, к примёру, подробно (иногда даже слишком) описаны детали особых способностей героев и образ их мышления — что есть ментат, что есть Бене Гессерит и т. д. В «Больше, чем человек» больше, чем хотелось бы человеку, подробностей остаётся за кадром.

В общем, моя оценка — 10 баллов. Почему, раз, как сам Povlastnich мудро заметил, роман отнюдь не «совершенен»? Представьте себе, что Вам очень необходимы новые носки, причём обязательно чёрные, ибо Вы — человек строгих нравов и не хотите нарушать социальную гармонию. А друг из первого абзаца сего отзыва дарит Вам пятипальчиковые премилеьнкие носочки, раскрашенные во всю радугу. Вы сначала не знаете, что с ними делать, но других нет...Кому-то из Ваших знакомых они не нравятся, они даже отпускают шуточки и Вы жёстко страдаете. А кто-то начинает интересоваться и даже покупает себе такие же...Или — Вам очень нужна кастрюля, и Вы находите добротную, латунную, прекрасно теплопроводную, но — без ручки. Дык, о чём весь сказ? О том, что впечатления — простА замечательные, сильные и глубокие. Povlastnich много смеялся в процессе и всплакнул в конце. «Больше, чем люди» подарили именно то, что нужно, пусть и без ручек и не в том цвету.

Оценка : 10
«Больше, чем человек»
–  [ 0 ]  +

ГРОМ, 09 августа 2019 г. в 08:20

Интересный и весьма оригинальный роман о новом крошечном обществе, которое становиться всемогущим. Даже дурак может стать гением. Весьма интересная мысль об эволюции людей в нечто большее.

Читать интересно, т.к. там происходят события за которыми интересно наблюдать.

Оценка : 9
«Умри, маэстро!»
–  [ 2 ]  +

muravied, 22 июня 2019 г. в 09:18

Начало рассказа было очень сложным. Странице на десятой даже думал забросить, ибо не понимал, что вообще происходит. Но далее становится ясно, что рассказ ведёт психопат со склонностью к убийству и с комплексом неполноценности. Середина рассказа с двумя первыми попытками избавиться от Латча, самая динамичная часть истории. Концовочка тоже в принципе динамичная, но ближе к концу я уже как-то позабыл, за что он этого Латча так ненавидит, и читать стало скучновато. Короче это история про то, что комплексы из-за внешности могут свести в могилу тебя и твоих близких.

Оценка : 7
«Больше, чем человек»
–  [ 5 ]  +

volodihin, 13 мая 2019 г. в 20:49

Из этой вещи Старджона растут ноги многих идей и книг, ставших классикой фантастики. Наверное, в люденах Стругацких есть своя «старджонинка», выведенная на иной уровень, — уж больно быстро детишки-мутанты учатся жить по-своему и перестраивать под себя мир...

Старджон — превосходный стилист, сильный писатель, и эта его вещь не напрасно получила широчайшую известность. Да-да.

Но... вот какая штука: когда массовая культура подбрасывает суперменов всех мастей людям, которые отчаялись устроить свою жизнь ярко, интересно, богато без всяких суперспособностей, и те кайфуют, это вызывает у интеллектуалов улыбочку превосходство: «Жуй, пипл!» А вот когда в мир приходят дети-мутанты Старджона, людены, разного рода Homo Super, у которых что-то там сигнальное растормозили, и социальная эволюция, уступив место психологической или психофизиологической, ведет общество «из тупика», то тут, вроде бы, всё серьезно... Но если вдуматься: ведь такого рода персонажи -- своего рода супермены-для-интеллектуалов, которые устали и отчаялись творчеством своим, да и просто честным трудом хоть что-то подправить в нашем мире к лучшему. Отсюда мечтания: вот придет человеку устаревшему на смену некая суперская просветленная разновидность человека нового, мутанта (черта из пробирки, как остроумно показал Андрей Столяров), психократа и т.д. и т.п., и дела пойдут на лад. Ну, или просто нас уберут с дороги, как ненужный хлам, мешающий наступить заре нового просветленного мира. И станет хорошо.

Сладостные мечтания: вот приедет барин...

Собственно, при всем великолепии Старджона, которому эпигоны в подметки не годятся.

Оценка : 7
«Громы и розы»
–  [ 15 ]  +

Ny, 04 апреля 2019 г. в 11:38

Занимательный рассказ.

1947 год — ещё не остыли толком Хиросима с Нагасаки, ещё дымится Бикини, ещё совсем свежа фултонская филиппика Черчилля, только что обнародована «доктрина Трумэна»...

А здесь описывается такая прелесть — антивоенное благородство американской военщины. Мол, мы на самом деле парни мирные, если до дела дойдёт, то подставим все щёки и даже станем молиться за наших врагов. А бомба у нас случайно оказалась и грозим мы ей тоже понарошку.

Не вполне понятно — или автор наивен до крайности, или лицемерен до наивности. Или просто страшно стало? Сейчас после рассказа можно лишь рассмеяться. Несколько извиняет только общий мирный посыл. Но обстоятельства, идея, исполнение, подробности — это мрак!

Мне другое интересно. Всю холодную войну вытащили на себе вот такие же «обычные американские парни», которые с одной стороны всё понимали и как бы не хотели настоящего военного ада, который прошёлся бы по их стране, но с другой стороны всячески способствовали разжиганию противостояния — устраняли несговорчивых лидеров, душили коммунистическое движение, продавали кому нужно оружие, охотно шли на провокации, служили на иностранных военных базах, без особых хлопот и задних мыслей участвовали в прямых интервенциях. Интересно, почему они не задумывались над возможным возмездием и совсем не стремились к гуманизму? Неужели, действительно, нет никаких 9 заповедей, а есть только ядерная дубина, которой нужно бить «партнёров» по наглым, загребущим пальцам?

Оценка : 2
«Борговля тутылками»
–  [ 5 ]  +

Грант, 15 марта 2019 г. в 08:28

Влейте в бутылку одну треть бодрой выдумки Генри Каттнера и добавьте совсем чуть-чуть мозголомной изобретательности Роберта Шекли. Дайте постоять полминутки, спрысните ехидной ухмылочкой Уильяма Тенна. Смешайте, но не взбалтывайте — полученная смесь может шибануть прямиком в мозг. И...

..а это точно Старджон? Ах да, шикарный мрачный финал не оставляет никаких сомнений.

Вот это рассказчик, ребята. Вот это называется — маэстро.

Оценка : 7
«Больше, чем человек»
–  [ 4 ]  +

heresyhub, 01 марта 2019 г. в 16:30

«Больше, чем люди» — хороший пример того, как работает устаревание фантастики. Если она строится только вокруг какой-то модной идеи, владевшей умами в прошлом, это будет казаться неуместным. В «Больше, чем людях» такая идея — гештальт-психология.

Старджон берет одиноких людей со сверхспособностями — и создает из них человеческого трансформера, гештальт-человека, т.е. некое целое, симбионта, скрепляющегося из отдельных частей. Сам автор находится ближе к американскому классическому роману, чем к фантастике, даже один из героев его — фермер, евпочя. У книги великолепное, достойное любого большого романа начало. К созданию гештальт-человека он ведет долго, показывая сцены человеческой отчужденности, потерянности, отделенности от мира. Его герои пребывают будто бы отрезанными от единства бытия и обретают его лишь собравшись вместе.

Старджон хорошо пишет, но он слишком фрагментирует историю, часто не договаривает, полагается на схему старых романистов там, где нужно быть резче. Он использует свое чувство языка для того, чтобы прочитать мораль, и это вместе с общей старомодностью как самой морали, так и поведения героев в целом, меня отталкивает. И очевидно, что это впечатление именно из-за разницы во времени между нами, а не из-за качества текста, потому что роман как минимум любопытный. Старджона интересует, что будет удерживать человека со сверхспособностями от зла, его гештальт-человек растет как ребенок. Это с одной стороны, мощная тема, а с другой гештальт-психология вызывает у меня ухмылку. Автор хочет прямолинейно навязать этому существу этику, а мы-то живем внутри моды more dark more realistic — и смеемся этому в лицо.

Оценка : 7
«Ракета Мяуса»
–  [ 2 ]  +

Грант, 20 декабря 2018 г. в 12:02

Слушал в прекрасной озвучке Коппа. Рассказ великолепен. И вообще, чем больше читаю/слушаю рассказов Старджона, тем больше убеждаюсь, насколько уникален был его стиль. Тут вот читателям рассказ показался наивным и «детским». Именно этим он и прекрасен. И невольно охватывает беспокойство за дальнейшую судьбу этого милого создания (кстати, так и ожидал увидеть название покемона Meowth ))) Большие надежды... разочарование и немножко грусти, и чисто детского восприятия мира. Ну хоть заживает быстро )

«Чем мне поможет этот выходец из сочинений Каттнера?!» — на этом месте захотелось встать и аплодировать, тонкая отсылочка от Старджона и шутка одновременно )

Оценка : 7
«Быстрый, как молния, гладкий, как шёлк»
–  [ 0 ]  +

Venzz, 16 августа 2018 г. в 21:37

Странная мораль. Герой изнасиловал девушку, а в конце рассказа он с ней остался. Никакого урока он из этой ситуации не извлёк.

Оценка : 6
«Больше, чем человек»
–  [ 8 ]  +

Mario Puzo, 18 июня 2018 г. в 18:59

Теодор Старджон один из самых недооцененных и незаслуженно обделенных вниманием фантастов золотой эпохи 50х годов. Удача, что АСТ переиздали главный роман автора в своей серии Эксклюзивная классика. Но к переводу вопросы есть. Откровенно говоря, оба доступных перевода не являются идеальными. Соколов читается лучше и, кажется, написан более изысканным языком. Но Грузберг ближе к оригиналу, в нем меньше ошибок. На мой взгляд предпочтителен последний. Если есть такая возможность, рекомендуется читать в оригинале. Иначе красоты старджоновского языка вроде «Lone Lone alone.» (где Lone — имя одного из персонажей) пройдут мимо Вас. Слог автора на высочайшем уровне, без скидки на жанровую принадлежность. Поистине проза Старджона является частью Большой литературы.

В романе идет речь об эволюции Homo sapiens в новый вид, называемый в книге Homo Gestalt. Несколько детей, имеющих определенные сверхспособности, вроде телекинеза, телепатии, чувствуют себя чужими и инородными для мира в котором живут. Они не нужны даже собственным родителям. Чувствуя отторжение окружающего мира и одиночество, они находят друг друга, объединяются, образуя тем самым Homo Gestalt, единый организм. В книге показано рождение, взросление, становление Homo Gestalt. Обретя мораль и сопереживание, Homo Gestalt может быть принят обществом.

Книга для тех, кто любит вдумчивое чтение, кто любит поразмыслить над прочитанным. Покопаться и понять суть. Пища для ума.

Оценка : 8
«Золотое яйцо»
–  [ 1 ]  +

Sawwin, 18 июня 2018 г. в 17:20

Космический сверхразум случайно залетел на Землю и решил поизучать людей. И надо же ему было напороться на красивую женщину. Дальше всё ехало по накатанной колее. В целом рассказ приличный, хотя некоторые моменты вызывают недоумение. Впрочем, Теодор Старджон с самого начала предупреждал, что поступки и мысли женщины должны вызывать недоумение.

Но вот, что интересно… Первым делом, попав на Землю, инопланетянин, имеющий вид золотого яйца, столкнулся с гусем, который не играет в дальнейшем никакой роли, хотя умудрился даже попасть в аннотацию. Так ли всё просто? Вспомните рассказ Айзека Азимова «Паштет из гусиной печёнки». Ведь это у нас с подачи Константина Ушинского, золотые яйца несёт Курочка Ряба. На западе этим занимается гусыня. Видимо, Старджон намеревался написать нечто на тему о гусыне, несущей золотые яйца, но потом его свернуло на рассказ о капризной женщине, а гусь и золотое яйцо остались в тексте. Не вычёркивать же, ведь платят построчно…

Вот так случайно приоткрывается писательская кухня авторов, которых некогда мы считали образцом для подражания и непререкаемым авторитетом.

«Покер»
–  [ 1 ]  +

Sawwin, 18 июня 2018 г. в 16:39

Рассказ категорически не понравился. Прежде всего, он разваливается на две части почти не связанные друг с другом. Сначала трое приятелей и примкнувший к ним бухгалтер Фейс играют в покер, после чего Фейс начинает показывать невероятные фокусы с картами, причём объясняет это тем, что он пришелец из иной вселенной. Далее пару страниц Фейс, используя навязшие в зубах аналогии, скучно рассказывает, как можно двигаться мимо пространства и поперёк времени.

Далее зачем-то Фейс принимается нарушать все законы своего города, которым управляют машины, а люди, исполнив порученную им работу лежат каждый в своей ячейке и радуются жизни. Впрочем, некто Харк Вегас удрал из этого рая, и Фейсу поручено его отыскать и доставить обратно. Но Фейс не пожелал этого делать, предпочтя карьеру бухгалтера. Всё, рассказ закончен, не считать же концовкой то, что один из игроков в покер совершенно случайно оказался беглым Харком Вегасом.

«Умри, маэстро!»
–  [ 5 ]  +

wowan, 20 мая 2018 г. в 23:09

Тут говорилось, что, мол, рассказ не фантастический, но Старджон почему-то поместил его во вполне себе фантастический сборник E Pluribus Unicorn. Автору, как говорится, виднее, к тому же дальше в сборнике можно обнаружить такой же не фантастический рассказ «Шрамы». Да и «Летающая тарелка одиночества», по большому счету, вовсе не о летающих тарелках...

Иными словами, перед нами настоящая литература -- литература о ЛЮДЯХ, а все остальное -- просто декорации.

Рассказу, давшему название сборнику, повезло. Он переведен настоящим мастером слова -- писателем Александром Мирером. Дело даже не в том, что не в том, что переводчик профессионально разобрался в музыкальной терминологии, хотя это, по большому счету, та же декорация, театральный задник, на фоне которого пылают человеческие страсти. Дело в том, что каждому слову перевода -- веришь, а значит, веришь и автору, который хотел поделиться с нами своими мыслями, своими тревогами и жаром своего сердца.

Оценка-- 10. Лучший рассказ в сборнике, на мой взгляд.

Оценка : 10
«Таксидермист»
–  [ 6 ]  +

jolly-fellow, 26 октября 2017 г. в 21:01

Рассказ не понравился. Конечно вся фантастика построена на допущениях. Но если события происходят не в совсем не связанном с земным мире то эти допущения хотя бы как-то должны уживаться с реальностью. Автор пишет, что человек стал менять кожу как змея. Но любой, кто видел кожу, которую сбрасывает змея, или хотя бы не прогуливал уроки биологии в школе где об этом говорили, знает что змеи сбрасывают только очень тонкий верхний слой кожи, примерно как корочки после солнечных ожогов у людей. Из такой кожи невозможно делать сумки, перчатки или чучела. Чтобы сделать сумку из кожи, её нужно содрать полностью, до подкожного сала. А чтобы кожа отрастала и сбрасывалась каждые сутки требуется такое ускорение метаболизма человека, что главному герою пришлось бы съедать за день по 100 килограммов еды.

Моральный облик ГГ меня тоже потряс, когда я прочитал как он, наболтав по быстрому лекарство изменяющее генный код, силой привязывает свою любимую женщину к креслу и, без какой либо проверки, мажет её этой субстанцией, а когда она срабатывает то ещё колет ей другой препарат, который возвращает всё обратно. При этом она тоже считает что это совершенно нормально. Ну и конечно же не добавляет реализма идиот полицейский инспектор, следящий за ними, который, без каких либо сомнений, ужирается до потери сознания виски, которым его поит подозреваемый им в убийствах и расчленениях трупов человек. В общем лично у меня после прочтения сложилось мнение, что я только что прочитал какой-то абсурд, который сложно представить и в который невозможно поверить. Всё произведение написано автором в юмористическом стиле, но желания смеяться не вызвало.

Оценка : 1
«Дело Верити»
–  [ 1 ]  +

BorodaNeBoroda, 25 октября 2017 г. в 18:29

Действительно, автор уже поднимал тему рассказа в ранних своих произведениях: мне вспомнилась «Медленная скульптура»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в которой главный герой изобрел двигатель с большим КПД, но корпорация, выкупившая его патент, не стала производить двигатель, способный в несколько раз (или более) сократить количество потребляемой нефти и топлива (что, конечно же, отрицательно сказалось бы на капиталах нефтяных компаний)

Но «Медленная скульптура» обладает тем достоинством, что эта идея экономического заговора просто отправлена в копилку ко всем прочим, «неключевым» идеям автора, над которыми можно порассуждать на досуге.

А в рассказе «Дело Верити» (говорящая фамилия!) автор как будто решил расставить все точки над i: выдумал несложный сюжет, подобрал персонажей, ответственных за возникновение проблемы, и в конце от лица доктора Верити, главного защитника Правды, по пунктам объяснил, почему всё это может оказаться чем-то большим, чем авторская задумка.

Получилось неплохо: однобоко, зато искренне.

Оценка : 7
«Умри, маэстро!»
–  [ 5 ]  +

kven irden, 06 сентября 2017 г. в 09:59

Классный психологический рассказ о человеке, которому не повезло в жизни — он родился крайне безобразным на вид. Этот фактор не может не давить на психику, и немудрено, что герой, обладая тонкой душевной организацией, как и любой творческий человек, бесится, видя, что все вокруг, даже друзья по группе, его жалеют.

Не думаю, что Флук был завистливым человеком и жаждал всего того, чем обладал — и так легко — лидер их группы Латч. Думаю, он действительно свихнулся. На почве комплекса неполноценности вбил себе в голову, что все его беды от успешного лидера группы. Интересно, в какой момент он окончательно съехал с катушек.

Очень здорово написано. Флук так ловко действует и логично рассуждает, что даже не подозреваешь, что он псих. Шикарен этот переход в конце к осознанию читателем его невменяемости, с хитрой ловушкой от Криспина — действительно в такую ловушку мог попасться только сумасшедший. Латч в начале, когда мы знакомимся с ним со слов Флука, выглядит надменным и слишком самоуверенным из-за того, что ему не приходится прикладывать никаких усилий для достижения чего-либо. В конце понимаешь, что скорей всего это только видение самого Флука, а на деле он более благороден. И вот это:

«Фоун подняла руки и снова спросила:

— Так чего бы хотел Латч?

— Я убил Латча, — сказал я».

В двух фразах просто шикарно передано то состояние психики, в котором находится герой, ведь он даже не понимает (разумеется), что он ненормален.

Понравилось весьма.

Оценка : 9
«Умри, маэстро!»
–  [ 2 ]  +

montakvir7511, 04 сентября 2017 г. в 12:55

Довольно бестолковая, хотя и приятно написанная вещь.

Бестолковая в смысле полного отсутствия фантастики, и, соответственно, нахождения в этом сборнике и этой серии. Она настраивает на совершенно другое чтение, чем ожидалось.

Это слегка сумбурная (из-за рассказчика) история становления и восхождения к вершинам славы эстрадного коллектива, куда однажды приходит работать пианисткой чистая как ангел молоденькая девочка, влюбленная накрепко в солиста, который слегка не от мира сего. Слишком просто и легко ему все даётся, падает в руки, он не умеет ценить подарков судьбы. До поры до времени девушка сдерживает свои чувства, но однажды все меняется...

Рассказ ведётся от лица крайне уродливого парня, работающего в коллективе кем-то вроде конферансье. Сидит в темноте, чтоб публику не пугать, объявляет номера, заводит хохмами и прибаутками зрителей.

И лютой, бешеной завистью завидует лидеру этой банды, завидует, что полюбили не его, завидует его простому отношению к жизни и доброте его ко всем тоже завидует, да. Пользуется его добротой, гребет деньги, но ненавидит его за это.

Он сходит потихоньку с ума, делает попытки убийства Литча, но каждый раз что-то непредвиденное нарушает его приготовления...


Любопытная психологическая повесть, почти триллер, которой самое место в жанровом сборнике наподобие «Блюза Сонни».

Здесь же это абсолютно инородный элемент, выбивающий из колеи, так как дальше будет настоящая мощная фантастика, за которую я ценю Старджона.

Мило, но не более того. Проходной рассказ на избитую даже для года написания тему безумия и творчества.

Оценка : 6
«Искусники планеты Ксанаду»
–  [ 6 ]  +

tochinov, 15 июля 2017 г. в 10:08

Т. Старджон более знаменит не творчеством, а сформулированным им законом, -- даже те, кто произведения писателя не читал. о законе что-то слышали... Формулировок закона встречается много, одна из них такая: любая совокупность на десять процентов состоит из вещей годных, остальные девяносто -- дерьмо.

Если применить закон Старджона к его же библиографии, мне представляется, что рассказ «Кудесники....» в десять процентов не угодит.

Сюжет затерт до дыр. До зияюших сквозных прорех. Встречаются два мира (в лице своих представителей) живущие и развивающиеся согласно в корне различающимся принципам, и адепты модели-А обращают в свою веру адептов модели-Б...

Не только в книгах этот сюжет не нов, в жизни тоже. Есть у потомков обезьян такой врожденный дефект мировосприятия: если кто-то живет иначе, строит цивилизацию с иными базовыми принципами, -- значит, они живет неправильно, надо переубедить, не получится -- перевоспитать силой, и это не получится -- уничтожить... В результате стерто в пыль много цивилизаций, не отвечавших западно-европейским базовым ценностям. Надеюсь, агрессивные потомки обезьян никогда не полетят к звездам.

А в рассказе Старджона заставил улыбнуться и вспомнить о его законе один момент:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
представитель «неправильной» цивилизации начинает свой путь к перевоспитанию через дерьмо и и процесс избавления от него

Какие-то проблемы были у Старджона с этим делом...

Оценка : 5
«Быстрый, как молния, гладкий, как шёлк»
–  [ 2 ]  +

dmitras, 15 июля 2017 г. в 09:12

Что мне понравилось в этом рассказе? Классное название, неплохая история.

Что мне не понравилось? То, что это классное название очень слабо связано с историей. Вот ты видишь это название в библиографии полюбившегося автора и говоришь себе: «Читаю, немедленно«! Дочитал до середины и думаешь: «Чо то я не понял, где быстрый как молния? Где гладкий как шёлк? Я о нем хотел почитать». Делаешь над собой волевое усилие и дочитываешь до конца. И что? «Это и есть обещанный быстрый и гладкий? Автор, ты издеваешься«!?

В общем, рассказ можно было бы назвать хорошим, если бы не это кричащее зазывающее название. В такой комплектации это только обманутые ожидания, красивая обертка на невкусной конфетке. Оценка соответствующая.

Оценка : 4
«Окажись все мужчины братьями, ты бы выдал сестру за одного из них?»
–  [ 8 ]  +

Нескорений, 25 мая 2017 г. в 13:03

Одним из наиболее эпатажных и провокационных текстов, вошедших в антологию Х. Эллисона «Опасные видения» (1967) стала повесть Т. Старджона «Окажись все мужчины братьями, ты бы выдал сестру за одного из них?». Вдвойне неожиданно от того, что Старджон всегда воспринимался как респектабельный фантаст, не замеченный в игре на грани фола. Многие вещи люди привыкли воспринимать как аксиому — земля вращается вокруг Солнца, дважды два всегда четыре, прямые линии не пересекаются. Любого, кто осмелится оспаривать эти известные каждому школьнику истины просто подвергнут осмеянию или запрут в сумасшедший дом. Ещё хуже поступят с тем, кто выступит против устоявшихся правил и запретов, складывавшихся веками в самой интимной сфере — сексуальной. За такое кое-где и сейчас могут камнями побить, не хуже, чем в Средние века.

Однако, эпатажная по форме и содержанию, повесть Старджона мыслится гораздо глубже, подлинная цель автора — дать читателю своего рода тест на разумность. Способны ли вы принять чужую точку зрения, спокойно выслушать и подвергнуть анализу все аргументы оппонента. Как очень точно подметил один из персонажей повести, наибольшее неприятие у нас вызывает не то, что не соответствует истине, но то, что идет в разрез с нашими убеждениями. Что сделает, скажем, упёртый монархист, выслушав аргументированные доводы политолога о преимуществах демократии? Скорее всего съездит «шибко вумному» по морде, но чтобы изменить своему кредо — никогда. Так и большинство читателей этой повести будут выискивать недочеты в предложенной утопической модели, настаивать на её научной несостоятельности, позабыв, что произведение-то совсем о другом.

По сюжету после того как человечество открыло способ быстрых межпланетных перемещений, тысячи кораблей с колонистами отправились осваивать иные миры, но вскоре связи между колониями были утрачены, лишь спустя какое-то время человечество снова стало собираться воедино, за это время многие миры, населенные людьми, развили собственные уклады, традиции, но необходимость в межпланетной торговле подвигала к взаимодействию. Лишь одна планета осталась под негласным запретом, Вексфельт, окруженный заговором молчания все обходили стороной. Упертый правдоискатель Чарли Бакс, работник одного из торговых складов, решает во что бы то ни стало узнать, почему все так ненавидят и боятся вексфельтиан, несмотря на то, что их планета богата ресурсами, а экономика процветает.

С малых лет нам знакома поговорка «со своим уставом в чужой монастырь не ходят», вся штука в том, что вексфельтиане не нарушают этого принципа, они прекрасно знают, как относятся остальные земляне к их традициям и в чужих мирах ведут себя согласно местным нормам, но всё равно подвергаются преследованиям и гонениям. Помнится в романе Г. Гаррисона «Специалист по этике» Ясон динаАльт утверждал, что не существует никакой универсальной морали, что хорошо и правильно в одной точке Вселенной, может восприниматься совершенным нонсенсом в другой — это утверждение он прекрасно доказал на практике своему донкихотствующему оппоненту. Действительно, если в Новой Гвинее нормой является каннибализм, то оказавшийся в парижском ресторане папуас, заказывающий человечинку, вызовет шок и трепет, и это вполне справедливо.

Проблема в том, что большинство людей считают свой образ жизни единственно правильным и не способны к разумному диалогу, не в состоянии воспринимать любые доводы, будь они хоть стократ разумными и доказательными. Задуматься над этим призывает автор, да, для иллюстрации своих мыслей он избрал довольно провокационную тему, но в данном случае — это лучший способ вызвать читателя на мысленный диалог с самим собой, и, возможно, кто-то сумеет взглянуть на себя со стороны, стать чуточку совершеннее и сделать ещё один шаг от прямоходящего животного к человеку разумному. Не стоит воспринимать изображенную утопию предвзято, не так уж важно каким способом вексфельтиане пришли к процветанию, главное, что у них получилось, они открыты для всего нового, готовы принимать у себя чужаков, если они в свою очередь уживутся на Вексфельте.

Оценка : 8
«Трио на фоне бури»
–  [ 5 ]  +

Тиань, 14 марта 2017 г. в 16:08

В отношениях людей есть взгляд первый, взгляд второй и взгляд, затуманенный привычкой, когда близкий человек воспринимается как непреложная часть собственной жизни без учета его индивидуальности. Потому что уже не видим, уже смотрим мимо: налево, на себя, на устоявшиеся критические оценки. Нужна приличная эмоциональная встряска, чтобы взгляд мимо снова стал взглядом вторым — тем, который на человека, открытым к восприятию его достоинств и недостатков.

Герою повезло. Эмоциональную встряску он получил. По всей видимости, это станет благотворным для его семейных отношений.

Правда, инопланетяне и сверхспособности героя здесь притянуты даже не за уши, а бог знает за что. Совершенно не нужный элемент. Да и вывод: «Я бы так не смог» звучит несколько двусмысленно. Уж да, удалиться с книгой в ванную на час, оставив мужа наедине с красоткой, к которой он явно неровно дышит, сможет не каждый(ая):-) Но надо же было автору как-то продемонстрировать глубину и высокие душевные качества героини. Более тонкие проявления уважаемый главгер вряд ли сумел бы заметить, слишком увлекся собой и мечтаниями о налево. Так что автора можно понять, другого просто не сумел придумать.:-)

К тому же есть же теория, настойчиво проводимая в западном мелодраматическом кино: сомневаешься — отпусти, что твое — вернется, а если не вернется — никогда не было твоим. Героиня как бы и отпустила. Даже дважды. И оба раза не ушел. Правда, в первый раз обозлился сильно. А со второго вроде бы проникся, осознал, разобрался в себе.

Будучи изложенными в отзыве, впечатления от рассказа выглядят банально — любовный треугольник на очередном давно не первом году брака. Но в рассказе личная коллизия подана очень живо, динамично, увлекающе. За переживаниями героя следить интересно, и смотреть его глазами на двух женщин, которых одновременно видишь и отстраненным взглядом читателя интересно тоже. Слог, стиль, продвижение сюжета, развитие героев — всё на уровне, видна рука Мастера.

Оценка : 8
«Малыш и кристаллы»
–  [ 2 ]  +

xdma, 08 марта 2017 г. в 12:48

Очень достойный роман — напряженный сюжет, интересные идеи, оптимистичный, жизнеутверждающий финал ... Читается на одном дыхании . 8/10

Оценка : 8
«Скальпель Оккама»
–  [ 15 ]  +

BorodaNeBoroda, 28 января 2017 г. в 09:12

Представим себе историю с таким сюжетом: главный герой (или несколько героев) попадает в невообразимый и чудесный, сказочный, но чуждый и совершено незнакомый ему мир; там на его долю выпадают невероятные приключения, он заводит новых друзей, путешествует по удивительным местам, побеждает драконов и т.д. И вот, в тот самый момент, когда дело уже близится к развязке, с ГГ вдруг что-то происходит, он теряет сознание и — как по мановению волшебной палочки — просыпается у себя дома, в своей кровати, в реальном мире, или (ещё лучше) прикованным к больничной койке в психиатрической лечебнице.

Такая концовка действительно напоминает трюк, проделываемый на сцене иллюзионистом: и в том, и в другом случае мы позволяем себя обмануть. Но если фокусы обычно сопровождаются удивлением, любопытством, радостью, то у меня оканчивающиеся таким образом книги вызывают досаду и разочарование. Ведь это же так просто — взять и свалить все на сон, причудливую игру подсознания, галлюцинации или муки душевнобольного вместо того, чтобы искать в истории «разумное зерно», придумывать надежное логичное основание.

Но посмотрите, что делает Старджон!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Он рассказывает о двух приятелях, которые, обеспокоевшись перспективой экологического кризиса, придумывают историю о якобы прилетевших на Землю инопланетянах, целью которых является изменение погодных условий на планете для обеспечения возможности её дальнейшей колонизации представителями их вида, «предпочитающими» более тёплый климат и «загазованную» атмосферу. Для чего один из пришельцев повсеместно строил фабрики и заводы, неизменно ухудшающие экологическую обстановку на планете, делая её все менее пригодной для людей и все более подходящей для инопланетян. Но вот он умер, и теперь судьба преуспевающей компании находится в руках у молодого и амбициозного бизнесмена, который наверняка продолжит её политику и даже преумножит и разовьет достигнутый его предшественником «успех». И два приятеля, предвидев такой исход, разыгрывают перед новым владельцем целый маскарад с декорациями и переодеванием, преподнеся эту историю как истину и убедив его сократить количество фабрик и не допустить катастрофы.

А затем, пока один из них поздравляет друга с заслуженной победой, другой вспоминает о Лезвии Оккама, «принципе бережливости», легко отсекающем гипотезу о существовании Бога или монстров под кроватью. И раз уж их выдумка позволила так просто перехитрить далеко не глупого предпринимателя, так легко и беспрепятственно уместилась в его мировосприятии, то что, если...

И ни он, ни его приятель, ни читатель не могут сказать наверняка, кто здесь кого обманул и как много в их сказке вымысла.

Таким образом, Старджон выворачивает нашу шаблонную историю наизнанку. Не изобретая новые миры, он показывает, каким странным и необычным может оказаться мир реальный. И это, по моему мнению, гораздо больше похоже на настоящее волшебство.

Оценка : 9
«Пансион для экспериментов»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 15 января 2017 г. в 16:58

Талант Старджона и в том, что берёт очень редкие темы и крутит вокруг них сюжет. Вот и здесь — известно всем, что человек во время стрессовой ситуации может пробудить в себе очень удивительные вещи — могучую силу, выносливость, мгновенную реакцию, что с ним ну никак не происходит в обычных ситуациях. Инопланетный Разум. изучая нас, столкнулся с проблемой, что человек почему-то не пользуется этими своими сверхвозможностями и направил экспедицию к нам для изучения эффекта «синапса Бета/16». Они, оказываются, пользуются этим эффектом постоянно, а мы вот нет. Даже звучало- если земляне из-за этого ущербны, то их надо ликвидировать.

Для изучения нас создан пансион,где в качестве жильцов также затесались два инопланетянина.Но вот никак не удаётся инопланетянам разобраться с нами. Пришлось им устроить для всех жильцов пансиона пожар, спалив дом до тла. Вот здесь и проявился у всех эффект «синапс Бета/16». Инопланетяне довольны и жители пансиона тоже. Многое в их жизни стало лучше, несмотря на пожар.

А внутри сюжета тонкое описание переживаний героев -жителей пансиона — как простые люди пробиваются в жизни.Кто-то хочет быть звездой Голливуда, кто-то семьянином...

Классика.

И в заключении -о Теодоре Старджоне — прочитал всё, что есть на русском языке. Поражён талантом!Его называли хулиганом, т.к. он брался за темы «табу». Время показало его предвидение. Писал классику, внедряя в неё фантастические сюжеты. Мой совет -читайте его — судя по другим отзывам не только я им восхищён.

Оценка : 10
«Дети комедианта»
–  [ 3 ]  +

vam-1970, 15 января 2017 г. в 13:55

Тема рассказа очень перекликается с настоящим временем.Когда «звезда», несмотря на годы, не хочет сходить с телевизора, со сцены , с таблоидов, она идёт на всевозможные ухищрения, даже во вред морали и даже своему здоровью.В этом рассказе Старджон гиперболизировал такую тему, доведя до преступления в мировом масштабе желание «звезды» быть всё время на виду у публики. Это и заражение детей непонятной болезнью по всему миру и посылки космического корабля за антивирусом к Сатурну, где никогда антивируса и не было, и попытка уничтожения этого же корабля.Это всё делал Комедиант для своего тщеславия. Но зло не может быть вечным, в итоге преступления раскрываются и наказание выносится -одиночество!

Оценка : 6
«Взять в жёны Медузу»
–  [ 6 ]  +

vam-1970, 14 января 2017 г. в 17:55

Гениально написанный роман!Сюжет непревзойденный по замыслу.Одно слово -Классик! Притом классик в том понятии, когда и без фантастики классик.А фантастический сюжет только усиливает роман. Вторжение Разума(Медузы) на планету Земля, причем не с целью уничтожения, а с целью вовлечения во вселенский Разум-улей.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В итоге человеческий разум преобразовался во всепланетный Разум и покорил Медузу.То есть взял её в жёны -а жена должна покоряться мужу!
Я думал -зачем такой заголовок непонятный? Всё пояснил финал.

Смелый взгляд в будущее человечества — мир без катастроф и уничтожения, тонкое и медленное развитие сюжета к финалу. Жаль, что никто не издаёт сейчас Автора. Читать -наслаждение!

Оценка : 10
«Малыш и кристаллы»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 12 января 2017 г. в 11:56

Необычная тема и великолепный сюжет -жизнь странных людей, по простому -уродов. Все их радости и страхи. Только странные люди здесь порождены в основном злым умом и руками доктора Людоеда. Они вступают в неравную борьбу с Людоедом и побеждают, но не все остаются живы. Чем -то напоминает роман Достоевского «Идиот». Такое же описание не совсем нормальных людей -как бы говорят оба -побудьте в их шкуре.

Оценка : 9
«Венера плюс икс»
–  [ 1 ]  +

vam-1970, 08 января 2017 г. в 13:54

Очень интересный роман на тему будущего человечества и социально-бытовых тем. Методами генной инженерии создана раса гермафродитов, которую спрятали до поры до времени на Земле. И которая должна рассекретиться в момент, когда человечество примет спокойно гермафродитов как расу и образ жизни.Метод диагностики таков — человека запускают в общество гермафродитов и он должен дать оценку такого образа жизни.

Перед таким человеком по имени Чарльз Джонс стоит нелёгкая задача -но он вынес суждение: если бы общество его времени узнало бы о такой расе, то оно бы уничтожило их полностью. Это написано в 1961 году.Вот такие тогда были воззрения.Прошло с того времени 50-60 лет -и что?Уже сосуществование вроде бы как намечается с людьми нетрадиционной сексуальности. А что будет через следующие 50-60 лет? Не окажемся ли мы с Чарли Джонсом в роли подсудимых? Вот так я понял этот роман.

Но это СТАРДЖОН!!

Оценка : 10
«Больше, чем человек»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 31 декабря 2016 г. в 18:27

Редкая тема -внутренний мир мутантов.Как они живут, мыслят, а если мыслят по -иному, то какая мораль и этика? Весьма психологически сильный роман. Параллельно два сюжета развиваются, вроде бы независимо друг от друга, но сходятся в одном — как понять новую структуру общества с участием мутантов. Это настоящая «классика научной фантастики».

Которая навека -был бы написан роман сегодня , а не в 1952 году- так же был бы интересен.

Оценка : 10
«Мне отмщение…»
–  [ -1 ]  +

vam-1970, 25 декабря 2016 г. в 17:20

Наказание за преступления всегда есть.Но таким страшным способом?Выдумка автора сильна...

Оценка : 8

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7  8 



⇑ Наверх