Брайан Олдисс отзывы

Все отзывы на произведения Брайана Олдисса (Brian W. Aldiss)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 309

  Страницы:  1  2  3  4  5 [6] 7 

«Суперигрушек хватает на всё лето»
–  [ 3 ]  +

BECHOB, 10 декабря 2009 г. в 12:34

Хороший рассказ, честный. Но в то же время — страшный. Действительно, он заставляет задуматься, а насколько, собственно говоря, мы все настоящие? И что вообще является «настоящим»? Что и для кого? А если мы тоже являемся лишь эмуляцией, равно как все наши чувства, желания, стремления? Пожалуй, еще более глубокая тема, чем теория «матрицы» и «настоящего мира», открывшаяся Нео... После прочтения первого рассказа из трилогии «Суперигрушек» какое-то время не хочется ничего, даже продолжения во втором и третьем рассказах. По силе эмоционального воздействия на меня я ставлю этот рассказ на один уровень с концовкой романа «Замыслил я побег» Юрия Полякова. Примерно то же самое смятение где-то внутри возникает, наталкивающее на философские размышления.

Оценка : 10
«Суперигрушек хватает на всё лето»
–  [ 2 ]  +

Сказочник, 06 декабря 2009 г. в 00:21

Леди и джентльмены,

Могу сказать, что, как абсолютное большинство авторских сборников он крайне неровный, и оценки варьируются в самом широком диапазоне от единицы до десятки. В целом же «Суперигрушки...» скорее понравились, нежели разочаровали.

Такие дела.

Оценка : 7
«Чудеса Утопии»
–  [ 0 ]  +

Сказочник, 05 декабря 2009 г. в 23:57

Леди и джентльмены,

повествование о том, насколько мы все можем измениться, при этом не особенно изменившись (да-да-да, вот такой вот выверт получается :-))), не впечатлил совершенно.

Такие дела.

Оценка : 1
«Вопрос математики»
–  [ -1 ]  +

Сказочник, 05 декабря 2009 г. в 23:51

Леди и джентльмены,

рассказ прекрасно иллюстрирует, насколько сильно мелочные проблемы и суета отдельных людей могут повлиять на ситуацию в глобальном масштабе.

Такие дела.

Оценка : 7
«Steppenpferd»
–  [ 1 ]  +

Сказочник, 05 декабря 2009 г. в 23:20

Леди и джентльмены,

Рассказ весьма впечатлил. Фантастическое в нем только «мясо» — атрибутика, нарощенная на «скелет» идеи борьбы со своим внутренним врагом, со своими страхами, рассказ о том, что всегда необходимо иметь некий внутренний стержень, и даже тогда ты не застрахован, что тебя предадут, что червь сомнений не будет прогрызать эту хрупкую броню, о том, что даже в самой отчаянной ситуации необходимо верить. Несмотря на сомнения, которые неизбежны по сути...

Такие дела.

Оценка : 8
«Галактика Зет»
–  [ 1 ]  +

Сказочник, 05 декабря 2009 г. в 23:04

Леди и джентльмены,

Совершенно не воспринял данный рассказ как нечто художественное. Да, это сугубо мое мнение, и вы вправе с ним не соглашаться, но считаю «Галактику Зэт» самым неудачным произведением Брайана Олдисса.

Такие дела.

Оценка : 1
«Когнитивная способность и электрическая лампочка»
–  [ 2 ]  +

Сказочник, 05 декабря 2009 г. в 22:46

Леди и джентльмены,

вот хоть убейте, но не пойму я, неразумный, для чего пишутся некоторые рассказы. «Когнитивная способность и электрическая лампочка» — один из них.

Такие дела.

Оценка : 4
«Кнопка «Пауза»
–  [ 0 ]  +

Сказочник, 05 декабря 2009 г. в 22:41

Леди и джентльмены,

Вновь «газетная» подача рассказа от Брайана Олдисса, сухое изложение фактов, совершенно «левая» вставка об изобретателях, целькоторой — добавить некой доверительности, показать, что изобретатели самых гениальных вещей — такие же парни, как мы с вами.

В общем и целом, средний и ничем не примечательный рассказ.

Такие дела.

Оценка : 7
«Тёмное сообщество»
–  [ 1 ]  +

Сказочник, 05 декабря 2009 г. в 22:22

Леди и джентльмены,

По моему нескромному мнению, рассказ вполне можно назвать шедевром. Мрачная атмосфера Оксфорда, который словно бы застыл во времени и никогда не меняется, вместе со своими студентами, преподавателями, улицами, грозами... События, укутанные в переживания, надежды и сумасшествие главного героя и совершенно потрясающий финал. Просто неподражаемо.

Такие дела.

Оценка : 10
«Стать полной бабочкой»
–  [ 1 ]  +

Сказочник, 05 декабря 2009 г. в 22:17

Леди и джентльмены,

очень гармоничный и сбалансированный рассказ. Можно сказать, что он воздушно-легкий и сказочный. Последнее время, редко кому удается нечто подобное.

Такие дела.

Оценка : 8
«Сверхдержава»
–  [ 1 ]  +

BECHOB, 02 декабря 2009 г. в 16:12

В целом, соглашусь с тем, что пишет в своем отзыве sham, но с некоторыми оговорками. Лично я не заметил особо смачных описаний эротических сцен. На мой взгляд, их там особо и нет. А те, что есть, описаны весьма скупо. Впрочем, сколько людей — столько и мнений, а на вкус и цвет товарищей, как известно, не выбирают... В целом — вполне реалистичное описание возможного будущего Единой Европы, этакого европейского аналога США. Любопытно и познавательно. А язык повестования и впрямь тяжелый, что вкупе с прыгающими туда-сюда мыслями автора несколько затрудняет процесс чтения.

Оценка : 7
«Три вида одиночества»
–  [ 2 ]  +

Сказочник, 28 ноября 2009 г. в 18:38

Леди и джентльмены,

Признаться честно, уже начал подзабывать, насколько скучными порой бывают псевдофилософские рассказы, и тут — на тебе! — «Три вида одиночества» Брайана Олдисса.

Первая часть рассказа представляет такой архаичный уже эпистолярный жанр, раскрывая одиночество рефлексирующего индивидуума, вторая — описание того, как порой недосает публичному человеку простого житейского счастья, того, что каждый из нас всегда один в толпе одиноких, третья — о том, как социальные барьеры и катаклизмы могут стать препятствием для любви двух наивных представителей хомо сапиенс.

Такие дела.

Оценка : 3
«Ничто не лишне в жизни этой...»
–  [ 1 ]  +

Сказочник, 24 ноября 2009 г. в 13:04

Леди и джентльмены,

Еще один рассказ-разочарование от Брайана Олдисса... После просто чудесного начала, впитавшего в себя что-то от Моэма, что-то от Бредбери, что-то от Фаулза и даже что-то от Желязны, идет полная картонных интриг и тайн середина и концовка, не преподносящая совершенно никаких сюрпризов. Да, беспомощность главного героя и его фантазии по поводу того, как бы он перекроил свою жизнь, вполне естественны. Но очень уж предсказуемы...

Такие дела.

Оценка : 5
«Говядина»
–  [ 1 ]  +

Сказочник, 16 ноября 2009 г. в 13:52

Леди и джентльмены,

Намеренная сухость языка лишь подчеркивает зверства, описываемые в рассказе, что придает ему схожесть с газетным очерком или новостной лентой. Чего, в принципе, автор и добивался. Совершенно безрадостная картина самого ближайшего будущего передается с помощью нескольких калейдоскопически сменяющихся картинок.

Такие дела.

Оценка : 7
«ИИИ»
–  [ 2 ]  +

Сказочник, 15 ноября 2009 г. в 23:20

Леди и джентльмены,

в данном рассказе Брайан Олдисс показывает, насколько циничной и однобокой может быть точка зрения тех, кто рассуждает исключительно с позиции силы. Мыслить по-другому эти существа (вряд ли их можно в полной мере назвать людьми) просто не способны. Однако спорить с ними никто не будет — делать это просто некому.

Такие дела.

Оценка : 6
«Без головы»
–  [ 1 ]  +

Сказочник, 15 ноября 2009 г. в 23:17

Леди и джентльмены,

«Без головы» от Брайана Олдисса есть ни что иное, как жесткий сатирический памфлет, где все нынешние реалии раздуты до гротеска, а сатира горька настолько, что вызывает судороги мировосприятия.

Такие дела.

Оценка : 5
«Старый миф»
–  [ 2 ]  +

Сказочник, 15 ноября 2009 г. в 16:37

Леди и джентльмены,

Давненько не читал подобных рассказов. Олдисс прямо превзошел все мои ожидания. Сатира натянута, сюжет избит, картинка картонная... Автор хотел показать, что, несмотря на века и эпохи, отношения, в принципе, не особенно меняются... Но, дело в том, что они на самом деле меняются!

В общем и целом, совершенно неудачная зарисовка мастера.

Такие дела.

Оценка : 1
«Апогей»
–  [ 2 ]  +

Сказочник, 11 ноября 2009 г. в 00:51

Леди и джентльмены,

безусловно, рассказ содержит изрядную долю сарказма, повествуя о том, насколько возвышенный порой бывают женщины по сравнению с такими низменными мужчинами, о том, что, в итоге, всё оканичивается именно так, как нужно нам, мужчинам, то есть, низменно — не всегда плохо :-)

Однако, основная мысль все-таки в том, что все в конце концов возвращается на круги своя, как бы люди ни трепыхались — что возвышенные, белые и пушистые, что гады ползучие...

Такие дела.

Оценка : 3
«Суперигрушки» [Цикл]
–  [ 0 ]  +

Сказочник, 11 ноября 2009 г. в 00:30

Леди и джентльмены,

Трилогия рассказов об андроиде Дэвиде, как настоящий шедевр, обязательно должен найти свое место в сердцах поклонников хорошей фантастики и на их книжных полках. Как раз между томиками Азимова и Лема.

Такие дела.

Оценка : 10
«Суперигрушки в другие времена года»
–  [ 3 ]  +

Сказочник, 11 ноября 2009 г. в 00:23

Леди и джентльмены,

рассказ, завершающий цикл о суперигрушках, показывает, что амбиции, жажда денег и власти делает человека гораздо мертвее любого бездушного робота, а любовь (пусть даже и запрограммированная) вполне может сделать из куклы ребенка. живого, любопытного и не всегда готового мириться с окружающей реальностью. А насколько она вообще реальна-то? Вы еще не поняли? ым? ;-)

Такие дела.

Оценка : 10
«Суперигрушки с приходом зимы»
–  [ 1 ]  +

Сказочник, 11 ноября 2009 г. в 00:16

Леди и джентльмены,

рассказ, ставящий вопрос, насколько же реальна реальность (пардон за тавтологию), для каждого из нас в отдельности и для всех людей вместе взятых...

Такие дела.

Оценка : 10
«Вступление: попытка понравиться»
–  [ 0 ]  +

Сказочник, 11 ноября 2009 г. в 00:07

Леди и джентльмены,

статья, повествующая об истории экранизации «ИИ» вначале Стенли Кубриком, а затем Стивеном Спилбергом, на самом деле показывает, насколько ннезначительны в глазах гениев окружающие люди (хотя, они тоже могут быть весьма талантливыми людьми). Кроме того, статья отражает историю возникновения всего цикла, то есть, что же стало импульсом для напсиания всех трех рассказов.

А гении на самом деле где-то за гранью Добра и Зла, вне категорий.

Такие дела.

Оценка : 10
«Суперигрушек хватает на всё лето»
–  [ 7 ]  +

Сказочник, 11 ноября 2009 г. в 00:02

Леди и джентльмены,

просто потрясающий рассказ. Действительно шедевр, без всяких скидок. Прекрасный образец того, как вышибить из читателя слезу коленкой и оставить приятное впечатление серьезного рассказа, не скатившись при этом до состояния розовых романтичных соплей.

Восхитительный рассказ.

Такие дела.

Оценка : 10
«Теплица»
–  [ 2 ]  +

wolobuev, 24 октября 2009 г. в 17:01

За буйную фантазию автору — огромный плюс. Действительно, придумать такое многообразие жизненных форм, да ещё описать их сложные связи друг с другом, не каждому дано. Но вот что касается сюжета, здесь чувствуется какая-то незавершённость. Вообще непонятно, к чему автор столько всего наворотил. Читаешь-читаешь, продираешься сквозь его извилистую фантазию, а на выходе получаешь пшик. Я был разочарован. Но в целом книга увлекательная, проглатывается быстро.

Оценка : 7
«Удовольствие для двоих»
–  [ 3 ]  +

zmey-uj, 07 октября 2009 г. в 01:31

Воспитанный господин, наказывающий женщин за аморальное поведение. Неряха и пьянчуга, желающий жениться по расчету и даже не скрывающий этого. Добропорядочная дама, которая не выносит грубиянов. Вот вам любовный треугольник, а дальше легко догадаться. Если начало и середина довольно ожидаемы, а герои не особо симпатичны, то финал, наоборот, очень ироничен, и даже можно порадоваться, что «вот и встретились два одиночества».

Оценка : 8
«Суперигрушек хватает на всё лето»
–  [ 6 ]  +

sham, 19 августа 2009 г. в 20:27

Прочитал указанный сборник сразу же залпом после романа «Сверхдержава». Как говорится по свежим следам, чтобы познакомиться с малой формой. Сказать, что в восторге не могу, отметить, что не понравилось — тоже. Сборник очень неровный: рассказы разные и по объему и по содержанию. Единственное, что в них общего — они все после прочтения удивляют, некоторые с положительной стороны, другие с отрицательной, а третьи — вообще не понимаешь о чем писались. Лично мне понравились некоторые рассказы: «Вступление», трилогия об андроиде Дэвиде, «Без головы», «ИИИ», «Ничто не лишне в этой изни», «Самый белый марс». Для знакомства с творчеством автора я бы не рекомендовал брать этот сборник. Чувствуется, что Олдисса в его почтенном возрасте уже мало интересуют именно фантастические вещи, весь сборник переполнен утопиями, антиутопиями, психологией и философией. Весь этот коктейль (винегрет) выплескивается на неокрепший мозг читателя и мое мнение, что рассказы нужно было бы попытаться перечитать попозже еще раз, чтобы попытаться уловить настрой и идею некоторых, ибо ощущение того, что много не понял, огромное.

Оценка : 6
«Сверхдержава»
–  [ 3 ]  +

subhuman, 25 июля 2009 г. в 15:51

Согласен, очень странная и хорошая книга, которую многие несправедливо ругают. Под старость лет Олдисс стал слегка абсурдистским даже. Очень насыщенный сюжет, много добродушной иронии и забавных деталек — словом, приятно читать.

Оценка : 10
«Босиком в голове»
–  [ 15 ]  +

igi2r, 19 июля 2009 г. в 01:35

Своего рода внутренняя одиссея с прилагающимися Сциллой и Харибдой, написанная языком позднего Джойса. Эксперимент не только формальный, но и внутренний — спектр, затронутых в этом психоделическом произведении вопросов впечатляет. Вероятно, один из лучших романов Олдисса — не просто радикальный эксперимент, словесная игра и попытка реформировать фантастический роман, как таковой; в этом ярком, словно бы рваном, захлебывающимся словами, наподобие беккетовского рта, произведении, сумела отразиться целая эпоха — ее чаяния, ее особая манера высказываться, ее сны, ее страхи. Как и всякий большой писатель, Олдисс находит здесь свой, особый язык — пусть временами путаный, но, вероятно, только этим языком и возможно описать состояние нескончаемого психотропного кошмара, в которое погрузилось обезумевшее человечество. В каком-то смысле этот роман родственен тому, о чем писал Баллард — друг и сподвижник Олдисса по новой волне. Отрадно, что это сложное, практически не имеющее аналогов произведение, сопоставимое разве что с языковыми экспериментами Русселя и уже упомянутого Джойса, вышло по-русски — переводчик совершил настоящий подвиг! Оценка романа — только 10!

«Сверхдержава»
–  [ 7 ]  +

sham, 12 июля 2009 г. в 18:11

Попытаюсь написать маленький отзыв на эту безусловно интересную, но сложную книгу, которую проглотил за два дня, но ощущение, что я понял всё, что автор хотел сказать нету. Роман сложный, в первую очередь, по изложению. У нас в классификаторе есть термин сюжета — «хаотичный»: главки представляют собой 1 — 2 страницы, персонажей несколько десятков (ОЧЕНЬ МНОГО!). Каждая главка про разных персонажей, имена английские, причем персонажи могут встретиться первый и последний раз, а могут и оказаться главными. В итоге столько персонажей на 300 страниц текста. Голова разрывается. Причем линия одного героя может веститсь долго, только начинаешь за ней следить, как в другой линии два каких-то мужика, которых видишь в первый раз посреди своего диалога мимоходов говорят о его смерти буквально 2 строчки. Такое хаотичная повествование, смена героев позволяет получить очень компактную и информативную картину нового мира: Новой объединенной Европы, всех ее уголков и социальных слоев. В итоге уже через 50 страниц, возникло огромное желание взять ручку и бумажку и попытаться записать все имена, кто кому кем является, расчертить стрелочками. Когда собирусь перечитать, обязательно так и сделаю (помнится, когда я читал Сагу о Форсайтах, я ее так только и победил).

Роман читается запоем — книга очень разноплановая: в некоторых местах смешно, в некоторых — страшно, в некоторых — удивительно. Из того что не понравилось — это постариковски смачное описание эротических сцен. Не то что бы я совсем удивлен (читали и по-бодрее), но скажем так я не ожидал — и был очень неприятно удивлен, мне показалось, что парочка сцен описана слишком смачно и не к месту.

В общем книга удивляет, и это единственное чувство, которое оно у меня осталось (помимо ощущения, что я не все понял ;-)). В итоге сложно сказать однозначно понравился ли роман мне или нет. Для знакомства с творчеством автора не рекомендую это точно.

Оценка : 6
«А вы не андроид?»
–  [ 2 ]  +

Nog, 05 июля 2009 г. в 11:35

Забавный по выбранной теме, но не слишком удачно и увлекательно написанный рассказ. Действия героя описаны слишком прямолинейно и коротко, а финал угадывается уже на середине.

Оценка : 7
«Слюнное дерево»
–  [ 9 ]  +

kinofan, 01 июня 2009 г. в 14:02

Написанная к 100-летию Уэллса, повесть хотя и бережно копирует стиль этого великого фантаста и является своеобразным продолжением-вариацией темы «Войны миров», однако имеет вполне оригинальные идеи, а не только использует находки Уэллса.

Мрачная атмосфера (скорее в духе Лавкрафта и Кинга, чем Уэллса), интересные и пугающие «чужие» и нерешительный, чем-то схожий характером с Обломовым, главный герой — держат интерес к произведению до последней страницы.

Вполне заслуженная Nebula, 1965.

Оценка : 9
«Теплица»
–  [ 6 ]  +

kinofan, 25 мая 2009 г. в 11:34

Если воспринимать книгу как научную фантастику, то не вериться в такую эволюцию, сдачу человечеством своих позиций и большое количество условностей и «ляпов». Но если абстрагироваться от заявленного места действия (далекое будущее Земли), и воспринимать все как совершенно другой мир, то читать очень занятно.

«Экологическая» фантазия автора поистине безгранична – количество придуманных, интересных жизненных форм и их взаимодействия просто поражают. Основные минусы книги: некоторая мешанина повествования (это скорее сборник зависимых меж собой рассказов, многие сюжетные ходы которых незавершенны); вторая же половина книги скучновата и затянута, а под конец повествование скатилось в дикий сюрреализм, с оборванным финалом.

Оценка : 8
«Удовольствие для двоих»
–  [ 2 ]  +

Narizhna, 19 мая 2009 г. в 19:14

Крайне стандартный экскурс во внутренний мир серийного убийцы с худо-бедно оригинальным окончанием. Такой рассказ мог бы послужить иллюстрацией к какому-нибудь психиатрическому труду времен классического психоанализа, но шансов доставить читателю эстетическое удовольствие у него нет. Даже ленивый интерес вызвать — и то получается плохо.

Оценка : 6
«Летающий червяк»
–  [ 7 ]  +

olvegg, 18 мая 2009 г. в 19:05

Необычный для Олдисса рассказ. По стилю очень близко Дилэни, а тема бессмертия и смерти — и вовсе желязновская. Хотя в чём-то резонирует и с авторской «Теплицей». Одним словом, Новая Волна!

Оценка : 10
«Весна Гелликонии»
–  [ 10 ]  +

olvegg, 14 мая 2009 г. в 19:47

Первым я читал «Лето...», выпущенное «АСТ» почему-то первой книгой, и решил, что испортил себе впечатление, прежде всего во всём, что касается линии Аверна. Однако никаких неожиданностей не обнаружилось: присутствие авернцев преподносится «в лоб», в «Лете...» с этим по крайней мере была интрига. В остальном сюжет практически не связан, за исключением смутного упоминания пары исторических персонажей и событий.

Возможно, на более низкую оценку таким образом повлияло отсутствие эффекта новизны. Но не только. Книга получилась неровной. Первая короткая часть, пролог к роману, хороша, а вот чем дальше, тем больше возникает вопросов. Древнее общество вышло каким-то схематичным, словно автор использовал одновременно несколько плохо совместимых социальных теорий, из-за чего и психология людей древности выглядит не всегда правдоподобной; слишком большие изменения происходят за жизнь поколения; почти не упомянуты соседние (родственные и неродственные) племена и культуры, из-за чего кажется, что Олдорандо единственное поселение на огромной равнине.

В общем, сама история хороша, но декорации немного странные и даже гротескные, из-за чего минус балл.

Оценка : 9
«Доклад о Вероятности Эй»
–  [ 5 ]  +

dobriy_doktor, 12 мая 2009 г. в 22:01

Вот дом, который построил Джек.

А вот веселая птичка-синица,

Которая ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится,

В доме, который построил Джек...

Чопорный английский роман, в котором создания иных реальностей обращаются друг к другу не иначе, как «- Сер!». Роман поднимает древнюю проблему существования несуществующего, имеющею крайнее выражение в «парадоксе лгущего критянина». Существуют ли в какой-либо реальности герои книги, которую мы читаем, происходит ли в ином мире действо, которое нарисовал художник, и что же на самом деле было давным-давно в далекой-далекой галактике? Вопрос романа — что есть наш мир — бытие или всего лишь доклад о Вероятности А, изучаемый аналитиком в другой, истинной, реальности? Сюжет, стоя на месте «...А вот корова безрогая, которая лягает пса без хвоста...», закручен так, что Лукьяненко нервно переписывает начисто «Черновик», а Пелевин пускает свои книги на самокрутки.

Однако, имеется одно «но». В свое время роман привел меня в сильнейшее смущение, потому как я не мог ответить на поднимаемый романом вопрос. Сейчас же такая позиция автора кажется более провокационной, чем должной. Например, еще один английский автор Т.Пратчетт в романе «Движущиеся картинки» поднимает ровно ту же проблематику, но совершенно не напрягает читателя сомнениями, относительно его, читателя, материальности. Уже только по этому роман «Движущиеся картинки» философский, а роман «Доклад о Вероятности А» — какой угодно, но не философский. Вопреки расхожему мнению, философия не занимается неразрешимыми проблемами бытия, философия это конкретная практическая дисциплина, которая, помимо прочего, определяет возможности обойти эти самые «типа неразрешимые проблемы» и спокойно жить дальше. Поэтому роман, в котором подобные ответы не представлены, не разобраны про составляющим и не разложены по полочкам написан для смятения ума, а не для любомудрия.

Оценка : 8
«Без остановки»
–  [ 7 ]  +

Ank, 12 мая 2009 г. в 18:40

Роман производит сильнейшее впечатление, но к сожалению, только при первом чтении. Во второй раз уже подмечаются странные детали, несуразности, «а вот это я уже читал у Саймака», «а вот это было у Хайнлайна», «вот здесь, кажется, совершенно лишнее» и т.д. Конечно, можно было сделать и как-то по другому, но не нам говорить об этом автору. Он и так выложился по полной. Поэтому, если вы роман уже читали, во второй раз лучше не начинать. А вот если еще не начинали и даже о такой книге не слышали — огого! Искать немедленно! Читать, отложив все остальное! Уж поверьте, потом не простите себе, если не прочтете. Особенно, если вам еще только ...дцать лет.

Оценка : 8
«Освобождённый Франкенштейн»
–  [ 11 ]  +

С.Соболев, 12 мая 2009 г. в 17:37

Джозеф Боденленд, отставной советник президента США, попадает с плиткой шоколада и банкой пива в руке из Техаса 2020 года в пасторальную Швейцарию начала XIX века. С собой у него только наручные атомные часы и автомобиль с урановым двигателем. Сверхточные часики он задаром спихнул ленивому и нелюбознательному часовщику, а на авто разъезжает по окрестностям Женевы, то и дело рискуя попасть под гнев малообразованной публики — повозка-то безлошадная! Но швейцарцам прошлого века нет дела до чудного экипажа — по крайней мере, явных угроз по этому поводу в адрес Боденленда не поступало.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Первые впечатления невольного хрононавта очень благостные и розовые — вкусная еда, вино, чистый воздух, — сменяются рукотворным ужасом: Боденленд встречается с чудовищем, созданным тем самым Виктором Франкенштейном. Франкенштейн, используя разрозненные части мертвых человеческих тел, отдельные мышцы, гениталии, ребра и кожные покровы создает сверхсущество, спосбоное двигаться быстро, как лошадь, переносить холод, как белый медведь, преследовать добычу, как волк. Чудовище прибило маленького мальчика, и бегает по лесам совершенно безнаказанно. Джозеф Боденленд решает его уничтожить, дабы спасти человечество от жуткого монстра.

Теперь Брайану Олдису для решения художественной задачи плитки шоколада становится явно недостаточно, и он вкладывает в руки путешественника во времени турельный пулемет и автоматический пистолет браунинг.

Скитаясь по Швейцарии, наш путешественник встречается с заносчивым лордом Байроном, слушает стихи юного Шелли, влюбляется в молоденькую Мэри Годвин (будущую Шелли) со всеми вытекающими эротическими последствиями. Попадает мужик из 21 века — в начало 19-го, и лобызается с Мери Шелли. И еще заявляет: мол, какой великолепный роман она написала! Потом еще раз с ней э-э… активно лобызается. В знак особой признательности и любви к таланту, что ли? В энциклопедии Вл.Гакова так и написано про Б.Олдиса: «большой поклонник М.Шелли». Вот такие у них, у поклонников, мечты.

Концы с концами не сходятся, Олдис пытается вывернуться, но вывернуться тоже не удается — тогда он прибегает к методу нарезки: мало того, что Боденленд один раз переместился из будущего в прошлое, пусть он теперь еще и по прошлому поскачет как зайчик!

Джозеф Боденленд мотается как лодка в водовороте — май 1816, август 1816, июль того же года — пространство—время разрушено, ткань повествования скатывается из линейного — в фрагментарное, причины идут впереди следствия, а под конец все времена перемешиваются, и бывший советник президента бросается по необитаемой тундре и вечной мерзлоте в погоню за искусственным человекообразным чудовищем Франкенштейна и его новоделанной подружкой. Погоня происходит в «угрюмых, скованных льдами краях, столь соблазнительных для романтического воображения».

Преследование чудовища и его подружки завершается перестрелкой, время рассыпается, где происходит действие последних дней романа не врубается ни герой, ни читатель, ни сам автор — мол, время разрушилось, тундра кругом и заморозки.

Портит роман и упрощенный перевод — фразы типа «время больше походит на кружной и двусмысленный рост репутации Мэри» или «Я бегу зла этого мира» явно не красят книгу.

Если первым научно-фантастическим романом принято считать «Франкештейн, или Современный Прометей» Мэри Шелли (написан в 1818), то «Освобожденный Франкенштейн» Олдиса можно назвать в таком случае последним романом жанра — настолько он скучен, невыразителен, затянут и неактуален. На весь роман одна мысль — ученый ответственен за свое любопытство. Свежо и оригинально ли это было в 1973 году, когда была написана книга?

Оценка : 4
«Оксфордские страсти»
–  [ 3 ]  +

natka, 12 мая 2009 г. в 13:49

Довольно приятный, плавный и неторопливый «английский» роман. Это не фантастика, а легкая ненавязчивая мистика. Читается быстро и с интересом, но без безумного энтузиазма. И забывается тоже быстро. 8-)

Оценка : 7
«Малайсийский гобелен»
–  [ 13 ]  +

ааа иии, 12 мая 2009 г. в 07:15

Всё в названии.

   «Малайсийский»... Придумал Олдисс такой город — Малайсию. Попробуете отличить его от Вирикониума, Нессуса и Кайна? Жители его, хотя они все «под колпаком», между театром, интригами и стеклом бокалов игнорируют призывы сатанистов к правильной жизни. Готовится революция, а маги предсказывают будущее за монетку, очень надежно — если их не подкупит некий ревнивец. Не помогает? Что ж, городу миллион лет. Или больше. По его улицам вдоль каналов ходят люди-ящеры и древние звери, над собором св.Марка летают крылатые в надбедренных повязках, и, пока его осаждают турки, оркестры играют «Лилибулеро».

  ....«гобелен». Т.е. шпалера. Она же «шерстяная живопись». Односторонний безворсовый ковер, переплетение нитей которого, по мнению французских аристократов Старого порядка, идеально подходит для украшения дворцов. Трудоемкая и дорогая вещь, реализующая в декоративном ключе довольно банальные и пафосные сюжеты. Вот так же видимые участки окрашенных в самые разные тона жизней изобретателя Бентсона, белошвейки Летиции, продюсера Кемперере, развратной аристократки Армиды и прочей тусовки образовывают всего лишь историю надежд и разочарований актера Периана Де Чироло. При всей сложности их взаимоотношений.

  В подобных текстах важна атмосфера, а здесь она мутная, как засиженное мухами стекло, без обостренной чувствительности настоящих декадентов. Лозунг «Меркуризация — это оружие» звОнок и нереален, как и все лозунги технократов. Вместо плоти и крови ярлычки: «ученая заумь», «богема», «богатство», «нищета», «секс». Стилем «Гобелен» напоминает «Город в осенних звездах» Муркока. Как и в текстах последнего, есть чуть-чуть любопытной поэзии. Горсть многоражды перепетых, но справедливых мыслей об искусстве. Диалог в мастерской художника Николае, сочетающий высокий штиль и суетность, справедливость и непонимание, — очень сценичен. Одно из по-настоящему хороших мест в книге. Всплывающую там ненавязчивую ассоциацию залетевшая в мастерскую птица — перо жены толкую как подлинную подпись настоящего мастера.

  Только для самых лютых поклонников Олдисса. Видимо, требует резонанса в душе.

«Без остановки»
–  [ 17 ]  +

ааа иии, 12 мая 2009 г. в 07:11

Одно время полагал, что людей можно приучить к хорошей фантастике навязывая Нивена. Для чего использовал «Мир-Кольцо» нижегородского издания.

Результат шокировал. Говорили примерно одно и тоже: « Ничего. Но вторая понравилась больше». Вторая вещь, которая даже на обложку не попала, была «Без остановки».

Нравился людям мир гигантского корабля, амок, приключения в секретных тоннелях, джунглях-коридорах. Возможно, ассоциировалось с остраненным личным опытом: кто в детстве не лез на стенку от тоски существования, кто не шнырял по стройкам и заросшим технопустырям...

Одичавший звездолет предоставляет фантасту уйму возможностей, т.к. подключает сразу три-четыре смысловых пласта. Громады техники понятного назначения, микроэкология. Замкнутый социум, деградация, сморщенные дикари на обломках высокой культуры... Олдисс использовал почти всё.    Особенно удалась ему концовка. Резкая и неожиданная. Прекрасный, правильный финал! Насильственные опыты на людях должны быть остановлены, какой бы риторикой и филантропией они не прикрывались.

Однако, сколько же притянутого ради эффекта! С какой стати по всему кораблю ультрафиолетовое освещение, без которого флора не живет, как оно проходит через зелень, почему нет ярусности? А если его нет — все люди рахитики. Откуда вода для растений и животных? Из водопровода капает — перекрыть, и будет чистое пространство. Или есть некие водяные корни, вокруг которых и должна концентрироваться жизнь? Откуда мегакалории, необходимые для скоростного метаболизма, как выглядит круговорот веществ? В столь малом пространстве экосистема должна была выровняться шустро. Почему фонетика напоминает ускоренную магнитофонную ленту — простое изменение темпа речи, тем более английской, в пять раз еще не катастрофа. И т.п. и т.д.

А народу всё равно нравится. Больше Нивена, больше «Пасынков Вселенной». Значит, есть некие сокрытые достоинства.

«Градгродд»
–  [ 4 ]  +

gafiator, 12 мая 2009 г. в 01:13

История контакта с внеземной цивилизацией, намеренно представленной автором весьма неприглядной с точки зрения внешнего воздействия на человеческие чувства, но при этом обладающей мудростью и достоинством.Автор пессимистично смотрит на возможность полноценного диалога, земляне предстают в романе во всем величии своего идиотизма.

Оценка : 7
«Сразу же после убийства»
–  [ 0 ]  +

gafiator, 12 мая 2009 г. в 01:09

Наркотики и путешествия во времени и их возможный симбиоз — эта мысль является навязчивой у автора.Наркотики и возможное бессмертие — еще одна крайне сомнительная мысль.Ну а социально-политические вставки — на уровне учебника для 8-го класса.В целом, еще одна не слишком качественная зарисовка будущего.

Оценка : 5
«Осторожно: Религия!»
–  [ 2 ]  +

gafiator, 12 мая 2009 г. в 01:06

Вариация на тему параллельных миров и роли религии в них.Написана нелогично, скомкано и непоследовательно.Герой попадает в чужой, совершенно незнакомый мир, а уже на следующей странице он-борец с режимом.Если это заготовка для романа, то она явно не удалась.

Оценка : 5
«Неандертальская планета»
–  [ 0 ]  +

gafiator, 12 мая 2009 г. в 01:02

Конфликт творческих (неандертальских) и научных (кроманьонских) черт современного человека, определяемых подсознанием и сознанием соответственно (по мнению автора) приводит к полной победе... роботов! Интересное мысленное упражнение.

Оценка : 7
«Сад времени»
–  [ 3 ]  +

gafiator, 12 мая 2009 г. в 00:54

Человечество обрело способность путешествовать во времени при помощи набора духовных упражнений и некоего наркотика.Но этого мало — оказывается время течет вспять.А может и не течет.Автор не дает однозначного ответа — или это смелая космогоническая теория, или галлюцинаторный бред.Сам язык романа бедноват, не хватает образности.

Оценка : 7
«Суперигрушек хватает на всё лето»
–  [ 6 ]  +

Ruddy, 12 мая 2009 г. в 00:33

Изумительнейший, сочный, выразительный рассказ, который запал в сердце настолько, что по просшествию столького времени я, не перечитывая, могу смело и без доли лжи писать этот отзыв. Произведение небольшое, но идея влита в смысл, перевита составляющими чувств и логики настолько, что получается гармоничное целое, живое и во многом непредсказуемое. Браво!

Оценка : 10
«Градгродд»
–  [ 2 ]  +

Mandor, 30 марта 2009 г. в 14:42

Очень долго пытался вспомнить о чем, собственно эта книга. После продолжительно-мучительных спазмов, память выплюнула образ аморфных инопланетных тушек, копошащихся в собственных, пардон, испражнениях. Не самая оригинальная и яркая попытка показать столкновение цивилизаций. Сколько-нибудь внятной идеи после по прочтении не оставляет, хотя определенная идея присутствует (чуждости цивилизаций)...

Отторжение вызывает образное воплощение. Довольно банально, на мой взгляд... и безвкусно.

Оценка : 3
«Сад времени»
–  [ 6 ]  +

Mandor, 30 марта 2009 г. в 14:28

Любопытно, но не более. Социальная фантастика с претензией на интеллектуальность. Ну, что-то есть, да, но не сказать что ах!

Идеи антитоталитаризма, выраженные в несколько необычной форме, плюс глубокомысленные намеки Бог Знает На Что и все енто на фоне псевдоперемещений во времени. В том смысле, что при желании, можно развивать эти намеки вполне самостятельно и до бесконечности.

Остается вопрос, а сам-то автор додумался до того, до чего додумались вы? :-)))

Т.е., на каком-то этапе, ловишь себя на том, что твои размышления, вызваные этой книгой, вряд ли имеют к ней отношение. :-)))

Стилистически, скорее трудное чтение, но и не полная ерунда — где-то посередине. Олдис немного перемудрил здесь, ИМХО.

Оценка : 6
«Седая Борода»
–  [ 13 ]  +

Mandor, 30 марта 2009 г. в 13:33

Атмосфера Тоски и Безысходности...

Абсолютно полное отсутствие ПЕРСПЕКТИВЫ... преследует остатки РОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО...

Чрезвычайно депрессивное повествование, но странным образом, захватывающее. Где-то на полпути возникает непреодолимое желание НЕМЕДЛЕННО ПРЕКРАТИТЬ жалкое существование героев... но так или иначе... не получается...

ПРИХОДИТСЯ добрести до конца...

И вот он, ЛУЧИК НАДЕЖДЫ! Ну, Слава Тебе, Господи! :-)))%-\ обошлось!

Ну не люблю я постапокалиптику — изначально тяжелый жанр, но эта книга меня чем-то зацепила. Чем? Наверно, как-то очень правдиво получилось у Олдисса, как-то реалистично, даже через-чур (не приведи господь!).

Есть о чем подумать:

— что есть человек;

— где его место в этом мире;

— в чем смысл существования (бытия);

— что оставить после себя...

Все-таки, смысл ЖИЗНИ (как таковой) — оставить после себя потомство, продолжение себя самого, продолжение вида... надежда на это...

И ЕСЛИ ВДРУГ ЭТО НЕВОЗМОЖНО? — все! крах! жизнь теряет смысл...

Ужасающая перспектива!

И автору удалось передать весь ДРАМАТИЗМ гипотетической (дай бог!) СИТУАЦИИ!

Кошмарнее нет ничего, лучше быстрая смерть, чем медленное отмирание без всякой надежды на продолжение!

Не рекомендуется особо впечатлительным людям (можно и в запой уйти :-))) сам пробовал — ЗАПРОСТО И НЕ РАЗ!

Ставлю 9 только за пессимизм...

Ну ей-богу, НЕЛЬЗЯ ЖЕ ТАК!!! Людям НУЖЕН ПОЗИТИВ, НУЖНА НАДЕЖДА!!!

ИНАЧЕ... ВСЕ ПРОПАЛО!!!, ИНАЧЕ ВООБЩЕ — полный КРАХ....полный Пи..еЦ!!!

...а если вдруг действительно больше ничего!? И никого...

Оценка : 10

  Страницы:  1  2  3  4  5 [6] 7 



⇑ Наверх