FantLab ru

Герман Мелвилл (Herman Melville)

Герман Мелвилл
Страна: США
Родился: 1 августа 1819 г.
Умер: 28 сентября 1891 г.

Герман Мелвилл родился в Нью-Йорке 1 августа 1819. Мальчиком посещал нью-йоркскую мужскую среднюю школу, а позже, когда его отец в 1830 разорился и семье пришлось перебраться в Олбани (штат Нью-Йорк), – Олбанскую Академию. После смерти отца в 1832 Мелвилл некоторое время был банковским служащим, работал у дяди на ферме, на меховой фабрике у старшего брата Гансворта. Когда же во время депрессии 1837 и это дело лопнуло, Мелвилл, проучившийся недолго в олбанской гуманитарной школе, несколько недель пробовал работать школьным учителем близ Питсфилда (штат Массачусетс). После некоторого недоразумения с жалованьем он возвратился домой, в Лансингборо под Олбани, и там в Академии Лансингборо изучал гидрографию, предполагая получить место на канале Эри. Когда эти надежды не оправдались, Мелвилл в июне 1839 нанялся в команду пакетбота «Святой Лаврентий», который курсировал между Нью-Йорком и Ливерпулем. Возвратившись из плаванья в октябре, он снова некоторое время работал школьным учителем в Гринбуше и Брансуике (штат Нью-Йорк), затем съездил к дяде в Галену на Миссисипи. 3 января 1841 на китобойце «Акушнет» он отправился из Нью-Бедфорда в долгое промысловое плаванье по Южным морям. Полтора года китобойного плаванья под властью сурового капитана принесли такое разочарование, что 9 июля 1842 в бухте Нукухива на Маркизских островах Мелвилл вместе с ещё одним молодым матросом сбежал со своего судна и целый месяц прожил в долине Тайпи, жители которой слыли людоедами, затем выбрался оттуда и на другом китобойце, «Люси Энн», добрался до Таити. Там Мелвилл был вместе с другими членами команды на некоторое время заключён в тюрьму за бунт на судне. Потом он подрядился на китобоец «Чарльз и Генри», прожил какое-то время на Гавайях, на острове Мауи и в Гонолулу, откуда 17 августа 1843, поступив в американский военный флот, на фрегате «Юнайтед стейтс» отплыл на родину и 14 октября 1844 высадился в Бостоне.

Вскоре после возвращения домой Мелвилл взялся описывать свои приключения в Южных морях. В 1846 в Лондоне и Нью-Йорке вышла книга «Тайпи», где живо описано, как он пленником жил в долине Тайпи. Первое произведение Мелвилла имело большой успех. Его можно считать родоначальником целого жанра повествований о приключениях в Южных морях, которые за последующие сто лет появлялись повсеместно и в изобилии. Продолжение «Тайпи» под названием «Ому» (1847 г.) тоже привлекло внимание читающей публики, но автора осудили за нелестные отзывы о деятельности миссионеров. Между тем 4 августа 1847 Мелвилл женился на Элизабет Шоу, дочери главного судьи Массачусетса Лемюэля Шоу. Безуспешно пытаясь устроиться на государственную службу, Мелвилл пишет аллегорическую фантазию «Mardi and a Voyage Thither» и роман «Redburn (обе 1849 г.), широко используя обстоятельства своего плавания в Ливерпуль. Следом была написана пятая книга Мелвилла, «Белый бушлат» (1850 г.), изображающая жизнь на военном корабле, и Мелвилл отправился в Англию договориться о её публикации, а заодно предпринял для отдыха недолгую поездку по Европе. По возвращении он с семьёй переселился на ферму близ Питсфилда в надежде вести там свободную жизнь джентльмена-фермера. Здесь состоялось знакомство Мелвилла с Н. Готорном, под влиянием которого он написал свой самый знаменитый роман «Моби Дик» (1851 г.).

Роман не повторил успеха первых книг. Внешне это повествование о приключениях на китобойном промысле, но главы о систематике китообразных, о приёмах добычи и разделки китов, великолепные описания океана и некоторых его удивительных обитателей, психологические очерки характеров отдельных китобоев и длинные философские рассуждения расположены вокруг сюжета захватывающей погони безумного капитана за китом. Результатом стала не аллегория, которой он бдительно избегал после неудачи с «Mardi», а ни на что не похожая комбинация приключений, мелодрамы и философии.

В «Pierre; or, The Ambiguities» (1852 г.) Мелвилл меняет антураж и обращает взгляд уже не на океан, а на местность в Беркширских холмах и на Нью-Йорк. Затем, после опубликования в 1855 году романа «Израиль Поттер», он собрал свои рассказы и зарисовки, печатавшиеся в журналах «Патнем» и «Харперс», и издал их в сборнике «Рассказы на веранде» (1856 г.). а в скоре в 1857 году вышел роман «The Confidence-Man: His Masquerade». После этого Мелвилл увлёкся стихосложением и до самой смерти издавал в основном сборники стихов.

В 1856–1857 годах Мелвилл совершил поездку по Европе и Святой Земле и после этого в течение трёх сезонов на основе своих дорожных записей читал лекции о скульптуре, путешествиях и Южных морях. Последнее его морское плаванье относится к 1860 году, когда он на клиппере под командой своего брата Томаса отправился в Сан-Франциско. В 1863 г. Мелвилл продал ферму брату Аллану и вернулся на постоянное жительство в Нью-Йорк, где в 1866 году получил место таможенного инспектора, которое занимал последующие девятнадцать лет. В 1866 году вышел первый сборник стихотворений Мелвилла «Батальные сцены, или Война с разных точек зрения». Длинная повествовательная поэма про Святую землю «Клэрел» была опубликована в 1876 году.

Получив кое-какое наследство и оставив службу в таможне в декабре 1885 году, Мелвилл посвятил остаток жизни кабинетным занятиям и литературной работе. На собственные средства он издал два томика стихов — «Джон Марр и другие матросы» (1888 г.) и «Тимолеон» (1891 г.) — и оставил после себя рукопись повести «Билли Бадд, фор-марсовый матрос». Последнее произведение критики в наши дни ставят на второе место в творческом наследии Мелвилла — после «Моби Дика». В нём рассказывается о молодом и ни в чём не повинном британском матросе, повешенном по обвинению в убийстве жестокого офицера.

Умер Мелвилл в Нью-Йорке 28 сентября 1891 г. Возрождение интереса к его творчеству началось вскоре после Первой мировой войны.

Российский читатель познакомился с творчеством Мелвилла поздно: в 1849 году журнал «Библиотека для чтения» напечатал отрывки из «Тайпи», а также беглое переложение «Ому» и «Марди». Спустя четыре года «Москвитянин» опубликовал фрагмент из «Моби Дика», озаглавленный «Китовая ловля», после чего о писателе надолго забыли. В 1929 году впервые на русском языке отдельным изданием, наконец, появилась «Тайпи». С полным же текстом «Моби Дика» в классическом переводе Инны Бернштейн и с иллюстрациями Рокуэлла Кента отечественный читатель смог познакомиться лишь в 1961 году.

Выход романа, без преувеличения, произвёл общественно-культурный шок в стране и оказал огромное влияние на творчество многих писателей. Так, новелла «Моби Дик» (1962), несомненно, написана А. и Б. Стругацкими под впечатлением от романа Мелвилла.

Фантастика в творчестве автора:

Прямое отношение к предыстории научной фантастики имеет рассказ автора «Башня с колоколом», в котором робот, охваченный «франкенштейновым комплексом», убивает своего создателя.

Профильным произведением автора является и социально-утопический роман «Mardi and a Voyage Thither», представляющий собой историю поисков героем по имени Таджи и его спутниками на островах вымышленного архипелага Марди юной красавицы Йиллы, похищенной злыми колдунами. Марди — это аллегория нашего мира, а каждый из островов арихпелага представляет в сатирическом свете определённый континент или государство: Порфиро — это Европа, Ориенда — Азия, Хамора — Африка, Колумбо — Южная Америка, Франко — Франция, Доминора — Англия, Вивенца — США и т. д. Путешественники попадают также в фантастические страны: Охону — страну негодяев, Хулумулу — страну калек, на остров царицы сладострастия Хаушии, в страну реализованной христианской утопии Серению и др.

К профильным произведениям можно отнести также и главный роман Мелвилла «Моби Дик, или Белый кит», названный многими критиками «самым великим американским романом 19 века» и оказавшим существенное влияние, в том числе, и на авторов научной фантастики (например, повесть Р. Желязны «Двери лица его, пламенники пасти его», роман-продолжение Ф. Фармера «Небесные киты Измаила», «Involution Ocean» Брюса Стерлинга, ряд рассказов Р. Брэдбери). Центральный образ романа — гигантский кит, ведущий вечную и непримиримую схватку с преследующим его человеком, стал архетипичным образом «иномирного» чудовища в научной фантастике. Роман включён в «Fantasy: 100 Best Books» М. Муркока.

Отдельного упоминания заслуживает также роман в диалогах «The Confidence-Man: His Masquerade», который Стивеном Джонсом включён в «Horror: 100 Best Books». К жанровым вещам можно отнести повесть «Писец Бартлби» и рассказ «Ад для девиц», которые неоднократно входили в антологии хоррора, готики, мистики и фантастики.

Примечание к биографии:

  • Раздел «Фантастика в творчестве автора» от Claviceps P., ameshavkin (с дополнениями из сети Интернет).

  • Портрет Германа Мелвилла написан художником Farel Dalrymple.

  • Персональная книжная серия: «Герман Мелвилл. Собрание сочинений. В трёх томах».

  • Сайты и ссылки:

    www.melville.org (официальный сайт)
    Сортировка:

    Герман Мелвилл. Циклы произведений

    8.38 (8)
    -
    7.68 (58)
    -
    2 отз.
    8.14 (21)
    -

    Герман Мелвилл. Участие в межавторских проектах

    7.36 (51)
    -
    • Антологии // межавторский цикл
    7.83 (12)
    -
    • 1: The Prototypes:
    7.63 (48)
    -

    Герман Мелвилл. Романы

    7.68 (58)
    -
    2 отз.
    8.14 (21)
    -
    -
    -
    8.06 (16)
    -
    1 отз.
    8.35 (544)
    -
    20 отз.
    8.33 (3)
    -
      1855 Израиль Поттер / Israel Potter: His Fifty Years of Exile  [= Израиль Поттер. Пятьдесят лет его изгнания]  
    7.47 (15)
    -
    -

    Герман Мелвилл. Повести

      1853 Бартлби / Bartleby, The Scrivener  [= Писец Бартлби]  
    8.25 (53)
    -
    2 отз.
    6.89 (18)
    -
      1854 Энкантадас, или Заколдованные острова / The Encantadas, or Enchanted Isles  [= Энкантадас, или Очарованные острова]  
    7.71 (21)
    -
    7.64 (25)
    -
    6.58 (12)
    -

    Герман Мелвилл. Рассказы

    8.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    6.58 (12)
    -
    6.86 (7)
    -
    7.63 (48)
    -
    7.00 (6)
    -
    6.88 (17)
    -
      1856 The 'Gees  
    8.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    7.45 (33)
    -
    7.50 (8)
    -

    Герман Мелвилл. Документальные произведения

    7.20 (5)
    -

    Герман Мелвилл. Поэзия

    7.50 (2)
    -
      1924 Marquis de Grandvin [поэма]  
    -
      1924 Miscellaneous Poems [подборка стихотворений]  
    -
      1924 Unpublished or Uncollected Poems [подборка стихотворений]  
    -
    -

    Герман Мелвилл. Эссе

    6.00 (2)
    -
    6.00 (2)
    -
    8.00 (2)
    -
    8.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
    7.50 (2)
    -

    Герман Мелвилл. Сборники

    9.25 (4)
    -
    8.00 (1)
    -
      1888 Джон Марр и другие матросы / John Marr and Other Sailors [сборник стихотворений]  
    8.00 (1)
    -
      1891 Тимолеон и другие стихотворения / Timoleon [сборник стихотворений]  
    8.00 (1)
    -
    8.00 (1)
    -
      1924 Weeds and Wildings, and a Rose or Two [сборник стихотворений]  
    8.00 (1)
    -

    Герман Мелвилл. Прочие произведения

      1960 Письмо к Натаниелу Готорну  [= Письмо к Готорну]  
    8.00 (1)
    -

    Герман Мелвилл. Незаконченные произведения

    7.72 (25)
    -
    2 отз.


      Формат рейтинга


      Примечание

  • В библиографию не вошли некоторые стихотворения, статьи и наброски автора, а также его дневники и письма.


  •   Библиографы

  • Составители библиографии — sham, badger

  • Куратор библиографии — sham



  • ⇑ Наверх