Единая Империя развалилась под ударами страшного Катаклизма. На обломках разрушенного мира образовалось два новых государства — Империя доктов и Адорнийское королевство. Единые прежде народы превратились в смертельных врагов, а главной причиной противоречий стал прайм — загадочная субстанция, появившаяся на Прае после Катаклизма. Прайм обладает множеством самых удивительных свойств — он способен убивать, исцелять и воскрешать, преобразовывать материю, служить топливом и применяться в магии. За обладание одним из самых крупнейших источников прайма развернулась страшная война, победу в которой праздновали докты. Но время не стоит на месте, и авторитет императора стал падать.
Тогда-то леди Агата Кобрин, владетельница самой сильной и богатой провинции королевства, Кобрии, и решается захватить власть в свои надежные и крепкие руки. В этом ей помогают адорнийский маг Эларио Хирава и величайший ученый на свете Безвариат Сотрапезник. Вместе они создают новый механизм — праймашину, способную навсегда изменить положение дел на Прае. К сожалению, когда успех уже близок, Безвариат начинает испытывать сомнения в выбранном пути, ссорится с Агатой и блокирует использование праймашины. Леди Кобрин полагает, что ключ от устройства уносит с собой ученик Сотрапезника, Ян Стеклодув, и пускает по его следу погоню. Следы сбежавшего подмастерья приводят кобрийцев в расположенный в самом сердце Идмарской пущи город Гридвальд, где в их планы впервые вмешивается юный Карлос, наследник лорда Грида.
Текущий год по праву можно назвать экспериментальным для популярного российского писателя Вадима Панова. Если раньше в каждом произведении писателя определенную роль играла столица нашей Родины, то в 2011 году Вадим сначала отправил своих читателей на другие планеты в своем новом цикле «Герметикон», а затем принял участие в новом межавторском цикле «Prime World».
Литературная серия основана на одноименной игре, разрабатываемой сейчас в недрах компании «Nival». Чужой сеттинг, без сомнения, накладывал определенные ограничения на фантазию автора, но на качестве произведения никоим образом не сказался. Сомнения в том, что ты читаешь новый роман Вадима Панова, рассеиваются на первых же страницах — его авторский стиль узнается достаточно легко. Та же структура романа, те же принципы построения сюжета, постоянные переключения между различными персонажами, колоритные имена и привлекательные действующие лица. Поначалу схожестью общей атмосферы книга навевает ассоциации с «Последним адмиралом Заграты», в какой-то момент даже начинает казаться, что читаешь новый роман «Герметикона». Однако по мере развития сюжета различия между мирами начинают проявляться. Все-таки при всей своей многогранности «Адмирал» и «Красные камни белого» больше тяготеют к космической опере и приключенческой фантастике, в то время как в «Праймашине» безошибочно угадывается фэнтези.
Впрочем, как и в случае с «Герметиконом», до классического понимания жанра новой книге далеко. В мире прайма нет ни многообразия рас, ни четкого деления на хороших и плохих, зато присутствуют и заимствования из других жанров, и возможность задаться серьезными моральными и этическими проблемами, и неоднозначность поступков действующих лиц. К тому же серьезные влияние на мироустройство оказывает тот факт, что в первую очередь описываемый Вадимом мир предназначен для многопользовательской он-лайн игры, а литературный цикл — это всего лишь приятное, но дополнение. Игровая механика оказала серьезное влияние на сеттинг, но ярче всего это проявляется в так называемых Героях. Нет, на этот раз это не стоящая на вершине холма груда старых камней, за которые три дня бьются северяне и южане, а уникальные существа, отличающиеся от людей особым метаболизмом, ускоренной реакцией и наличием множества специальных особенностей. Появление Героев объясняется Катаклизмом и воздействием прайма, но в первую очередь наличие подразделенных на множество классов специальных юнитов обусловлено особенностями игрового процесса.
Сомневаюсь, что Вадим мог оказать большое влияние на сеттинг произведения, но вот колоритные персонажи, я думаю, целиком и полностью на его совести. Как и в «Камнях», в «Праймашине» сложно найти однозначных персонажей, особенно ярко выраженных злодеев, — у каждого действующего лица свои мотивы, свои причины и свои идеалы. При этом для каждого героя (и Героя) Вадим находит несколько характерных только этому персонажу особенностей, способных вызвать симпатию у читателя. Доброго слова автор находит даже для таких казалось бы отрицательных персонажей, как леди Кобрин или рыцарь Маркус Лашар, чего уж тут говорить о протагонистах или таких симпатичных Героях?
К слову говоря присутствие в тексте Героев сильно повлияло на развитие и становление некоторых героев, особенно наследника гридийского престола Карлоса Грида. Поскольку прайм позволяет лордам воскрешать своих Героев, юный Карлос привык достаточно легкомысленно относиться к их гибели. Но если возрожденные Герои помнят все детали своей прошлой жизни, то значит ли это, что в их памяти отложились все подробности каждой из пережитых ими смертей? И не поэтому ли Герои стремятся максимально упростить свое поведение и выкинуть из головы все ненужные сложности, сконцентрировавшись на жизни и на войне? И можно ли, переродившись в Героя, остаться прежним собой? И можно ли остаться человеком, приняв прайм? Поиски ответов на эти вопросы сами по себе способны изменить человека, и сам того не подозревая, Карлос ступает на дорогу, ведущую к куда более интересному будущему, чем он смел надеяться.
Еще одним достоинством романа является лихо закрученный сюжет. Поначалу с непривычки путаешься в реалиях нового мира, в поступках и мотивах персонажей, к тому же самые важные кусочки мозаики Вадим предпочитает держать при себе до самого последнего момента. Поэтому в первой половине книги действие развивается медленно, позволяя читателям адаптироваться в новом сеттинге, но где-то с середины темпы повествования резко увеличиваются, автор начинает выкладывать на стол все оставшиеся в рукаве козыри, и вот уже оставшиеся до концовки страницы пролетают перед глазами в стремительном темпе, поскольку остановиться и отложить книжку в сторону попросту невозможно.
Резюме: Вадим Панов написал очередной качественный роман, даром что по новой многопользовательской он-лайн игре. В «Праймашине» вы найдете все достоинства авторского стиля Вадима. Если вы давний поклонник Панова, то и новая книга не оставит вас разочарованным, а вот если же предыдущие прочитанные произведения не пришлись по вкусу, то и «Праймашину» лучше оставить на полке магазина. Сложно сказать, стоит ли начинать знакомство с автором с этого романа — с одной стороны, это единственная одиночная вещь Вадима, с другой — «Тайный город» все-таки считается фирменным знаком автора.
Автор рецензии выражает благодарность издательству «ЭКСМО» за предоставленный текст романа.
Об игре:
Prime World – новая революционная кроссплатформенная социальная стратегия в уникальной вселенной, где объединились тактические бои, управление замком, развитие героев, эффективное комбинирование разнообразных игровых элементов и инновационные социальные взаимодействия. Войти в новую вселенную Prime World, помимо игрового клиента, можно будет через веб-браузер и мобильные устройства на базе Android и iOS. Игра создается в московской студии компании Nival. Запуск PC-версии проекта запланирован на 2011 год. Самую свежую информацию о Prime World вы всегда сможете найти на официальном сайте проекта.