Образ сильной женщины в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Russell D. Jones» > Образ сильной женщины в произведениях японской массовой визуальной культуры - часть 1
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Образ сильной женщины в произведениях японской массовой визуальной культуры — часть 1

Статья написана 28 мая 2012 г. 16:23

Дублирую с небольшой редактурой статьи, сделанные для тематического сообщества feministki.livejournal.com




История феминизма – это путь постепенного превращения исключений, подтверждающих правила, в новые правила. Те «традиционно мужские» роли, которые раньше доставались женщинам в особых обстоятельствах, постепенно перестали восприниматься как мужские. Ещё в первой трети XX века женщины типа Эмми Нётер были вынуждены доказывать своё право быть, чёрт побери, не глупее мужчин. И, будем честными, этот спор продолжается по сей день.

В этом неравномерном, неустойчивом и трудном процессе одно из центральных мест занимает искусство, и особенно массовое искусство.

Мне кажется, Эллен Рипли (да и Грэйс Августин из «Аватара») сделала не меньше, чем Александра Коллонтай. Популярные образы – сильнейший инструмент для разрушения стереотипов. Впрочем, они же могут способствовать их укреплению.

Анализ образов масскульта – это одновременно анализ достижений и анализ перспектив. Что уже стало нормальным, что можно исправить, что произошло с тем или иным типажом. И к чему привыкают люди, особенно молодые люди – те, кому предстоит развивать или, напротив, закапывать достижения прошедших десятилетий.

Это серьёзное вступление призвано подготовить к теме, от которой многие шарахаются точно также, как от феминизма.

Образ сильной женщины в аниме

Я не случайно сравниваю японскую рисованную мультипликацию и феминизм. Широкая публика воспринимает их примерно одинаково: толком не изучив, судит обо всём явлении по наиболее кричащим и вызывающим примерам. «Феминистка – это глупая самодовольная чайлдфри, которая хочет помыкать мужиками». «Аниме – это мультики про кровь, кишки, щупальца и девочек с большими глазами».

При этом как феминизм оказывает существенное влияние на все стороны жизни, так и аниме влияет не только на зрителей, но и на кинематограф, дизайн, моду. Но если кинообразы более-менее изучены, образы аниме остаются в пределах гетто (хотя аудитория постоянно растёт).


Но прежде чем поговорить об образе сильной женщины в аниме, придётся кратко пройтись по тем историческим и культурным особенностям Японии, которые оказали существенное влияние на мультипликацию и – шире – этику, эстетику и стилистику.


Япония – это мелкая группа островов справа на карте восточного полушария. Ввиду географического положения и отсутствия значительного запаса природных ресурсов, она долгое время была Неуловимым Джо – никто особенно не лез. Сначала вездесущие голландцы с англичанами, а потом и представитель настырной американской нации сделали её своим рынком сбыта. Бывали там и русские купцы. Но торговля принципиально отличается от колонизации.

Минимум ресурсов (включая землю, пригодную для обработки и проживания) заставляет по максимуму работать на усвоение всего внешнего. Японцы всегда обладали феноменальной способностью брать чужое, усложнять и делать своим, будь то китайские иероглифы, буддизм или часы. Условия жизни, при которых наказанием за преступления была либо казнь, либо высылка, а самоубийство воспринималось как достойный гражданский поступок (одним ртом меньше!), способствовали невероятному самомнению. Заимствуя всё, что можно, японцы никогда не воспринимали это как «украли чужое – сами не смогли». Это было то самое «найти своё там, где увидишь своё».

Поэтому не стоит называть элементы чужих культур и произведений, широко встречающиеся в аниме, «постмодернизмом» в западном понимании. Это давняя традиция «в доме всё пригодится».


Если говорить о положении женщин в средневековой Японии (то есть до того, как в XIX-м веке император Мэйдзи скомандовал «равнение на Запад!» и провёл революцию сверху), то это положение мало чем отличалось от мужского: ходить по линеечке и делать так, как положено. И не спрашивать, кем положено.

Изменилось ли это положение сегодня? И да, и нет. Когда внутри языка существует несколько «вариантов» (или стилей), каждое из которых чётко указывает на положение говорящего и его пол, а большинство личных предложений начинается с идентификационного местоимения, говорить о полном равенстве нельзя.

С другой стороны, пришедшие с Запада идеи феминизма упали в подготовленную почву и проросли (по соседству с антифеминистическими идеями – а что вы хотите для страны, где уживаются и традиционный синтоизм, и буддизм, и христианство?)


Чтобы понять японский извод феминизма, надо учесть важный нюанс: в Японии не было Евы. Из христианства, пока его не запретили на несколько сотен лет, японцы унаследовали Богоматерь (замаскировав её под богиню милосердия Каннон).

Женские образы японской религии – Идзанами и Аматэрасу. Первая породила со своим братом и мужем Японские острова, а вторая – это божество Солнца. Это никак не повлияло на то обстоятельство, что женщины долгое время не могли выйти из ролей «будущая жена», «жена», «мать», «наложница». Но в японской культуре тема «всё было хорошо в раю, а потом женщина всё испортила» оставила малозаметный след. Зато там вволю «наследила» Идзанами, у которой две ипостаси: в браке (богиня рождения) и после расторжения брака (богиня смерти).


Строжайшая дисциплина (на кучке камней посреди моря иначе не выжить) с одной стороны и здоровое отношение к сексу и человеческому телу (пока не пришли христиане и… да, многое изменили) породили много непривычных европейцу обычаев.

Например, «стерпится-слюбится» продолжает оставаться в японской культуре разумным правилом, хотя по браки по сговору заключаются гораздо реже.

Романтические отношения никак не связаны с заключением брака – при этом сила чувств не ограничена ничем (вплоть до двойного самоубийства, если иначе не представляется возможным).

Первый поцелуй – это самое-самое важное, что может быть (потеря невинности в западном масскульте обыгрывается с меньшим накалом, чем первый поцелуй в японских сериалах).


Что касается отношения к женщине, то наравне с порноиндустрией в Японии действуют вагоны только для женщин (куда мужчинам заходить нельзя вообще — а женщины могут не опасаться хамов, которые щупают их в давке). В школах считается правильным, если девочка первой проявляет интерес (то есть прямая противоположность «стоять в сторонке и теребить платочек»).


Важно отметить, что роль «главы рода» (причём при жизни мужа) исполнялась японскими аристократками с беспримерным старанием. Это следующая ступень после «матери наследников». Известный исследователь японской Культуры А. Мещеряков весьма точно назвал «пост» свекрови компенсацией за бесправное положение снохи.

Дело в том, что «ранжирование по возрасту» остаётся костяком японского социума. Правила простые: «чем ты младше, тем ты бесправнее, но будешь и ты старше всех». В сочетании с долгом и честью это наделяет бабушек большой властью (сегодня к этому присовокупляется значительная пенсия).

Кадр из фильма «Summer Wars»: пример идеальной главы семьи

После того, как японская культура (и не в последнюю очередь аниме) вобрала в себя и Запад, и Восток, она стала выдавать образы и образцы социума, которые можно (и нужно) изучать. Примечательно, что преобладающая часть «вариантов будущего» предполагает полную либо частичную победу феминизма. В фантастическом аниме уже давно само собой разумеется, что женщины и мужчины равны по уму, силе, знаниям и способностям руководить.

Приведу пару примеров (но это далеко не все) широко распространённого образа женщины-руководителя. По сюжету в этих сериалах ни разу не звучал и даже не подразумевался вопрос «Может ли женщина командовать?» В том будущем, которое изображается в японской анимации, это нормально.

Yukikaze

Mars Daybreak

Bounen no Xamdou


Продолжение




Примечание 1: исследованием аниме я занимаюсь много лет, что предполагает свою точку зрения, которая может расходиться с мнением других специалистов — но это моя точка зрение, а не выжимки из чужих статей.

Примечание 2: все примеры, использованные в качестве иллюстраций в этой и остальных статьях цикла, входят в группу "стоит посмотреть". На сайте world-art, куда ведут ссылки, указано, можно ли купить, т.е. издано ли официально у нас. Если такой отметки нет, торрент вам в помощь. Если есть, вы знаете, что делать.



Тэги: аниме


432
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 мая 2012 г. 16:31
Спасибо за любопытное исследование, надеюсь на продолжение.


Ссылка на сообщение28 мая 2012 г. 16:39
Присоединяюсь, интересная статья, приятно было читать! Спасибо:beer: Надеюсь на продолжение!


Ссылка на сообщение28 мая 2012 г. 16:45
Спасибо за первую часть исследования. А то у нас местные феминистке считают фантлаб рассадником матерого шовинизма :-D
Кстати, у нас тоже много аналогичного в культуре древней Руси было, что не так способствовало развитию угнетения женщин. И собственно привело к такому двоякому и очень удобному современному положению, когда все права есть, но при этом культурное воспитание в массе такое, что женщины имеют все преимущества «слабого пола» без их отрицательных сторон. Что мне кажется правильным.
P.S. Интересно, Пираты Черной Лагуны с их плеядой женских образов будет в следующей части? :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 мая 2012 г. 16:51

цитата iRbos

много аналогичного в культуре древней Руси было, что не так способствовало развитию угнетения женщин

Что именно было?
А то мне больше домострой вспоминается и разные этнографические заметки. Особенно о крестьянстве.
То, что описал Некрасов, кстати, это не образ освободившейся женщины: это «я и лошадь, и я бык», поэтому у нас поют о патриархате — и при этом не осознают, что он возможен лишь при неработающих женщинах.

цитата iRbos

Пираты Черной Лагуны с их плеядой женских образов будут?

Это обзорная статья. Она большая, но всё равно всех не упомнить))
Хотите, расскажите здесь в комментарии, если кому-то будет интересно. Лагуна на мой вкус слишком жанровое произведение.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2012 г. 17:04

цитата Russell D. Jones

Что именно было?
А то мне больше домострой вспоминается и разные этнографические заметки. Особенно о крестьянстве.

Во-первых общее отношение. И религия, из которой к женщине как продолжательнице рода было особое уважительное отношение, что позволяло развиться даже матриархату в отдельно взятых селениях. Домострой и прочее вещи, это все существенно позже оформилось. А тут скорее речь еще о временах до крещения. Но я специально к этой теме не готовился, поэтому сейчас ничего определенного сказать не смогу. Просто такой хреноты как в католической Европе (ту же охоту на ведьм вспомним) у нас отродясь не было.

цитата Russell D. Jones

поют о патриархате — и при этом не осознают, что он возможен лишь при неработающих женщинах.

По-моему у нас оптимальное динамическое равновесие системы в этом вопросе.

цитата Russell D. Jones

Это обзорная статья. Она большая, но всё равно всех не упомнить))

Я так спросил. Просто когда фраза «сильные женщины» и аниме встали рядом, мне сразу Лагуна вспоминается. Там их количество просто зашкаливает, при этом мужские — это не тощие школьники.

цитата Russell D. Jones

Хотите, расскажите здесь в комментарии, если кому-то будет интересно. Лагуна на мой вкус слишком жанровое произведение.

Это уж я так. На вкус на цвет, как говориться.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2012 г. 17:32

цитата iRbos

Просто такой хреноты как в католической Европе (ту же охоту на ведьм вспомним) у нас отродясь не было.

У нас была другая хрень — не лучше европейской.
http://ilibrary.ru/text/5...
Это Максим Горький. И это не фантастика.

Когда начинаешь заниматься темой вплотную, всплывает много разного, не особо весёлого.
Например, у нас в РФ специфическая система защиты жертв домашнего насилия. Да много всего. Иллюзия «мы не как в Европе — мы лучше» приятна, конечно, но это иллюзия.

А сильные женщины были в истории всех государств. Но оно не меняло ситуации.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2012 г. 17:46

цитата Russell D. Jones

У нас была другая хрень — не лучше европейской.

Знаю. Это все было не так целенаправленно и массово. Как раз расцвет домостроя. Но все таки инквизиции у нас не наблюдалось, а дикость она везде есть, в любую глушь сейчас загляни.

цитата Russell D. Jones

Например, у нас в РФ специфическая система защиты жертв домашнего насилия. Да много всего. Иллюзия «мы не как в Европе — мы лучше» приятна, конечно, но это иллюзия.

У меня мама по долгу службы занимается подобными делами время от времени. «Баба мужика посадила, чтоб квартиру получить» — это сплошь и рядом, не реже чем «он меня бьет, но уйти от него не могу, ибо люблю/боюсь/...». Но тут дыры в законодательстве в целом, да и вообще в головах у людей, а речь немного не о том.

цитата Russell D. Jones

А сильные женщины были в истории всех государств. Но оно не меняло ситуации.

Какой ситуации?
 


Ссылка на сообщение28 мая 2012 г. 18:11

цитата iRbos

все таки инквизиции у нас не наблюдалось

А что понимать под инквизицией?
Вы в курсе, что наибольшее число жертв пришлось не на инквизицию? Протестанты постарались. Народные стихийные процессы. Дикость, которая отнюдь не в каждой глуши, а приведённый рассказ — это в чистом виде «народная инквизиция» в дореволюционное время.

цитата iRbos

Какой ситуации?

Ситуации неравенства. О том, что долгое время женщина не считалась полноправным человеком, а мужчина получал своё равноправие по факту рождения мужчиной, что привело к весьма интересным перегибам.
И русские перегибы во многом уникальны, но не слабее. Причём исторически.
У нас и до христианизации не было какой-то особой женскоориентированной культуры. Не откуда ей было взяться.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2012 г. 18:46

цитата Russell D. Jones

А что понимать под инквизицией?

Борьбу с ересью со всеми вытекающими.

цитата Russell D. Jones

Вы в курсе, что наибольшее число жертв пришлось не на инквизицию? Протестанты постарались.

Они еще и между собой резались.

цитата Russell D. Jones

О том, что долгое время женщина не считалась полноправным человеком, а мужчина получал своё равноправие по факту рождения мужчиной, что привело к весьма интересным перегибам.

Но сейчас то все уже не так в развитых странах. В Америке даже вообще развилась достаточно интересная крайность.

цитата Russell D. Jones

У нас и до христианизации не было какой-то особой женскоориентированной культуры. Не откуда ей было взяться.

Скажите какая самая известная и почитаемая икона у нас, которая копируется во многих вариантах и есть практически в каждом городе? Божьей матери. И вся Русь, когда какая беда или еще что, челом била именно перед иконами божьей матери. Да и вообще издревле женщина считалась хранительницей домашнего очага. Поэтому у нас вполне имеются истоки не женскоориентированной культуры, а нормального отношения к женщине, по сравнению с западом. Отклонения найти можно везде.
Это чисто мое мнение, без исследований и прочего.
 


Ссылка на сообщение28 мая 2012 г. 18:55

цитата iRbos

Борьбу с ересью со всеми вытекающими.

У нас тоже боролись с еретиками.

цитата iRbos

В Америке даже вообще развилась достаточно интересная крайность.

Где именно? Америка большая. США — разные. Да, там есть Нью-Йорк. Но есть и Техас. Или Юта.

цитата iRbos

И вся Русь, когда какая беда или еще что, челом била именно перед иконами божьей матери.

Да-да, а католики точно также почитают Богородицу. Что не мешает им быть католиками со всеми вытекающими последствиями.

Почитание образа матери (в чём мы, кстати, не уникальны) не имеет никакого отношения к равноправию. А вот что у нас «бьёт — значит, любит» в культуре прописано, свидетельствует о многом...
 


Ссылка на сообщение28 мая 2012 г. 19:00

цитата Russell D. Jones

Где именно? Америка большая. США — разные. Да, там есть Нью-Йорк. Но есть и Техас. Или Юта.

Я, конечно могу ошибаться, но где там девушка возмещает парню стоимость цветов, а мужчину открывшего перед девушкой дверь привлекают за дискриминацию?

цитата Russell D. Jones

Да-да, а католики точно также почитают Богородицу. Что не мешает им быть католиками со всеми вытекающими последствиями.

Нет, в католицизме образ Богоматери не так ярко выражен, как в нашей культуре.

цитата Russell D. Jones

Почитание образа матери (в чём мы, кстати, не уникальны) не имеет никакого отношения к равноправию.

А равноправие так важно? Я всегда считал, что важно отношение и уважение.

цитата Russell D. Jones

А вот что у нас «бьёт — значит, любит» в культуре прописано, свидетельствует о многом...

Это так же домострой.


Ссылка на сообщение28 мая 2012 г. 20:49
Статья очень интересная, мерси. Ждем продолжения8-)


Ссылка на сообщение30 мая 2012 г. 10:55

цитата Russell D. Jones

Япония — это мелкая группа островов
Мелкая — по сравнению с чем? С Индонезией?

цитата Russell D. Jones

Ввиду географического положения и отсутствия значительного запаса природных ресурсов, она долгое время была Неуловимым Джо — никто особенно не лез. Сначала вездесущие голландцы с англичанами, а потом и представитель настырной американской нации сделали её своим рынком сбыта. Бывали там и русские купцы.

В каждой строчке — по ошибке. Две.
1. Первое упоминание о Японии в Европе связано с ее природными ресурсами — золотыми рудниками. И только обеспеченность оными ресурсами сделала возможным изоляцию Токугава и достижения японской металлургии IX-XVI веков. 2. Хубилай дважды организовывал флоты вторжения не просто так. 3. Сначала португальцы. 4. Русские пираты были раньше черных кораблей (наверное, тоже искали Неуловимого Джо). А купцы — то, что им нечего было предложить Японии, общепризнано наиболее важным фактом истории российско-японских отношений и судьбы Русской Америки. 5. США волновали порты для китобоев и бункеровки больше, чем рынок сбыта.

цитата Russell D. Jones

Когда внутри языка
Бредъ. Но распространенный, да, претензия не к Вам.

цитата Russell D. Jones

в Японии действуют вагоны только для женщин
Но это же недавнее нововведение, если не ошибаюсь, года с 2005. Наглядно показывающее, кстати, чем именно борьба за права женщин отлична от требований феминизма.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 мая 2012 г. 11:08

цитата ааа иии

Мелкая — по сравнению с чем? С Индонезией?

По сравнению с теми странами, где не было острого дефицита в пригодных для обработки землях.

цитата ааа иии

И только обеспеченность оными ресурсами

То есть наличие золота (ресурса) делает возможной изоляцию? Политико-экономическая несуразица. Если бы у Японии был ресурс, стоящий отправки кораблей (как это было с Африкой), корабли бы прибыли. В период переделки мира работал именно этот принцип.

цитата ааа иии

Хубилай дважды организовывал флоты вторжения не просто так

И что? Вторжение захлебнулось: географическое положение повлияло и наличие более удобных (близких) и выгодных мест для вторжения.

цитата ааа иии

Русские пираты были раньше черных кораблей

И сколько было тех пиратов? Что они изменили? Давайте каждую приплывшую лодку считать.

цитата ааа иии

США волновали порты для китобоев и бункеровки

Это ваше мнение. Вы имеете на него право. Но на выражение мнения, а не на хамский тон.

цитата ааа иии

Бредъ. Но распространенный, да, претензия не к Вам.

Тоже одна из точек зрения. Я придерживаюсь другой.

цитата ааа иии

Но это же недавнее нововведение

А где у меня написано, что давнее?

цитата ааа иии

Наглядно показывающее, кстати, чем именно борьба за права женщин отлична от требований феминизма

В общем, упрёки ФантЛабу в шовинизме вполне справедливы. «Тему не изучал, но мнение имею».
Вы не в курсе, что феминизм — это борьба за права женщин?
 


Ссылка на сообщение30 мая 2012 г. 11:48

цитата Russell D. Jones

По сравнению с теми странами, где не было острого дефицита в пригодных для обработки землях.
o_O Т.е., всего того мира, где поселенцу не нарезали по 200 акров, как в Канаде 19 века... Мда, уровень познаний определен достаточно четко.
Все же замечу, что до народных волнений «маленькой страны» Китая, при которых крестьяне ходят по домам богачей и режут их жрущих человеческую еду свиней, в Японии никогда не доходило. http://vif2ne.ru/vstrecha/for...

цитата Russell D. Jones

Вы не в курсе, что феминизм — это борьба за права женщин?
Феминизм требует равенства. Женщины в Японии (на каком там году развития феминизма?) потребовали отдельных вагонов. Вы полагаете, это не было борьбой за права? И при чем тут сайт?
 


Ссылка на сообщение30 мая 2012 г. 11:57
И опять вы передёргиваете. В Японии большой дефицит пригодных для с/х земель. И это многое определило в жизни страны. Сводить народные волнения в Китае к свиньям — это опять выдавать горячее желание сказать против любой ценой.

Это ваши слова «чем именно борьба за права женщин отлична от требований феминизма» — вы противопоставили эти явления. И теперь юлите.
 


Ссылка на сообщение30 мая 2012 г. 12:58

цитата Russell D. Jones

В Японии большой дефицит пригодных для с/х земель.
Почитайте Маркарян и что-нибудь по более ранней истории архипелага. Как японцы свою целину, в т.ч. Хоккайдо, осваивали, когда перешли на поливной рис, за что с айну воевали...

цитата Russell D. Jones

И теперь юлите.
Меньше обвинений, больше пояснений — как именно Вы увязываете то, что феминизм требует равенства полов, а женщины в Японии потребовали отдельных вагонов? Это не борьба за права? Не указание на солидарность и политическую активность? Примерчик-то Ваш был приведен как отрицательный.


⇑ Наверх