Давно прочитано, но дико извиняюсь — отпуск завершен, вернулась на галеры с любимому веслу. Да простят меня поклонники Джека Вэнса, но последняя часть «Планеты Приключений» «Пнумы» меня разочаровала. Может ожидания оказались завышены, может стереотип въелся в мозг, но спокойное течение после бурного потока, еще и в финале, когда нужно сделать последний рывок...не впечатлило. И девица еще эта. Впрочем, девицы меня вообще мало интересуют, если только не потенциальные невестки.
Джек Вэнс «Пнумы» |
О-о-о, эти финальные битвы! Скорость, ловкость, сила... Все накопленное за долгие странствия — умения, опыт, хитрость — все заботливо сберегаемые на черный день артефакты, все, до самой последней крупицы, бросается на чашу весов, ради сладостного мига полной и окончательной победы над самым могущественным, умным и беспринципным Темным Властелином/Носителем Зла/Тираном и так далее в зависимости от фантазии разработчиков.
А ведь три предыдущие части обещали подобный финал. Заманивали возрастающей сложностью заданий, ужесточением схваток, меньшим количеством поблажек. Герой становился все уверенней, хитрей, изворотливей, все более умело разил врагов, чем только попадется под руку, и все более непринужденно раскручивал запутанные клубки из интриг и тайн. Соответственно ему рос и уровень противников, которые становились сильнее, умнее и хитрее.
Все обещало, что последнее, четвертое приключение в стране исконных обитателей Чая пнумов станет самым захватывающим, самым напряженным — как финальная схватка в Игре с обязательным признанием заслуг и исполнением желаний в качестве награды за труды и страдания.
Это как забраться высоко-высоко в надежде, что сейчас перед тобой откроется вершина, на которой будет стоять Кубок Всех Любителей Приключений, прикоснуться к нему и обнаружить, что это всего лишь иллюзия, обманный портал, выбрасывающий тебя не к величественным вратам и триумфальным фанфарам Победителя, а к скромной дверце черного хода, в которую протискиваешься бочков, избегая посторонних глаз.
Потому что никак по-другому не определишь то, что после головокружительных схваток, погонь, неожиданных побед и горьких разочарований в стране Дирдиров, мы внезапно оказываемся в темных, однообразных и скучных подземельях пнумов.
Начнем с того, что сама причина попадания героя в подземелья показалась мне надуманной. Просто не могу себе представить, что жители Чая- сплошь обладающие криминальными талантами — неожиданно забывают, что врага надо обыскивать. А за пленным врагом надо следить, не спуская глаз. И не верить ему ни в чем. И, вообще, лучше сразу пристукнуть. Но, нет. Враг должен выполнить последнюю миссию — заманить в ловушку доверчивого героя/какая то внезапная мозговая болезнь, не иначе, лишает его разума, делая белым и пушистым/.
И вот уже нашего героя, как кота в мешке, кидают в неизвестность, в темные, мрачные и страшноватые глубины, где живут исключительно нелюбопытные, невеселые и малоинтересные личности. И предстоит нам скитаться среди них половину романа в компании...конечно, девицы. Ведь уже целая куча приключений прошла без девиц. Заскучал герой. А он парень молодой.
Вот такое оно — последнее приключение. Неспешно: где пешком, где на лодочке, где на повозке, потихоньку-полегоньку, отгадывая небольшие тайны, посещая, в основном, как туристы любопытные места, выполняя несложные и необременительные задания — к конечной цели, к своему вожделенному космическому кораблю. Медленно, чтобы девица за это время обрела «человеческие черты» и смогла понять и принять как должное объяснения героя, зачем они, девицы, вообще нужны в мужской компании. Еще медленнее — чтобы могли внимательно изучить пропущенные в предыдущих частях детали и милые мелочи.
Специально здесь не затрагиваю финал, приберегу свои впечатления для общего отзыва на «Планету Приключений». Только отмечу, что хоть он и смотрится скомканным и поспешным, но все же укладывается в общую схему повествования: Свет включили — есть планета Чай, Свет выключили — нет никакой планеты!