Возвращаемая первая


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vad» > Возвращаемая первая ступень
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Возвращаемая первая ступень

Статья написана 9 апреля 2016 г. 11:54

Вечером 8 апреля состоялось историческое событие для мировой космонавтики — компании «SpaceX» Илона Маска впервые удалось посадить первую ступень ракеты–носителя Falcon 9 на плавучую баржу в океане.

Глава компании «SpaceX» Элон Маск выступая на пресс–конференции после успешного запуска очередной ракеты Falcon 9 с грузом для МКС заявил, что многоразовая первая ступень может использоваться от 10 до 20 раз, а после небольшой доработки и ремонта одна ракета может выдержать до 100 запусков, передает Reuters.

Кроме того, он анонсировал запуск в этом году тяжелой модификации ракеты Falcon, первая ступень которой будет снабжена 27 жидкостными ракетными двигателями Merlin вместо 9, которые установлены в запущенной Falcon 9.

подробнее — http://tass.ru/kosmos/3189946


Напомним, что компания «SpaceX» не единственные, кто занимается полноценной возвращаемой ракетой. Такие работы делают и в компании «Blue Origin» Джеффа Безоса.

Но их ракеты меньше по мощности и предназначены только для кратковременных туристических полётов по баллисте.

---

update 10.04.2016

Конференция NASA и SpaceX после пуска CRS–8

Перевод rothbard по сути, а не точно по тексту, возможны мелкие неточности. Где применимо для краткости под ракетой подразумевается вернувшуюся первую ступень. Наиболее значимые на взгляд переводчика моменты выделены жирным.

Маск: Половина миссий должны будут приземляться на баржу на воде, это все миссии на ГПО/ГСО (геостационарная орбита ~35 786 км) или за пределы земной орбиты.

Вопрос: Будет ли эта первая ступень первой которую запустят в космос повторно?

Маск: Это вероятно, ступень вернут на берег, надеемся оставить ее на мысе Канаверал, а не везти на базу в Техас. План совершить десять пробных пусков двигателей на земле и если результаты будут хорошими надеемся повторно использовать ее для миссии в мае или июне, скорее в июне.

Вопрос: Т.е. вы планируете перезапустить ее через пару месяцев?

Маск: Да, но в будущем надеемся делать это через пару недель.

Вопрос: Это будет тестовый полет или вы планируете использовать ее для коммерческой миссии заказчика? Каковы ваши эмоции от успешного приземления?

Маск: Вчера мы говорили о шансах успешного приземления и консенсус был 2 к 1, т.е. мы думали, что более вероятно приземление будет успешным, мы устранили все причины предыдущих неудач и мы были уверены если приземление не удастся это будет по новой причине. Приземление на воду крайне тяжело, т.к. цель маленькая и постоянно двигается, думайте об этом как о посадке на авианосец по сравнению с аэродромом.

Вопрос: Итак вы думаете повторный пуск будет для коммерческого заказчика?

Маск: Да, мы думаем это будет коммерческий пуск, но мы еще обсуждаем.

Вопрос: Что это событие значит для будущего космонавтики и SpaceX?

Маск: Я думаю это следующий шаг на пути к звездам. Нам еще потребуется пара лет чтобы сделать процесс возврата ступени быстрым и эффективным, но мы доказали что это может работать. Возможно в будущем будут неудачи, но я уверен мы отточим процес и это превратится в рутину, где все что вам нужно сделать это почистить и заправить рактеу.

Вопрос: Какова была скорость и высота ступени когда начался процесс возврата?

Маск: Я не уверен. Для миссии на НОО это обычно сотня–другая километров высоты и скорость также ниже чем в предыдущей миссии (на ГПО). На самом деле для этой миссии мы могли бы приземлить ступень на землю, но этом не дало бы нам такой пользы (с точки зрения отработки процесса), маленькая польза от возврата на землю, большая польза от возврата на корабль.

Вопрос: Видно было что баржу качает на волнах. Каков максимальный угол наклонения при котором ракета может успешно приземлится? Можете расказать про то как вы планируете ускорить темп запусков?

Маск: Ну во–первых это корабль, а не баржа. В текущем приземлении отклонение было около 2–3 градусов, не так уж плохо. Максимум? Возможно мы легко могли бы его удвоить, возможно утроить, т.е 8–9 градусов, но это предел. Также не забывайте что баржа перемещается вверх–вниз, много факторов, это нелегко, как и посадка на авианосец. К 3–4му кварталу мы планируем делать пуски каждые 2–3 недели.

Вопрос: Пара уточнений. Вы уже говорили про закрепелние ракеты на барже болтами и колодками...

Маск: Да мы привариваем ракету, чтобы она не перевернулась, существует вероятность достаточно сильного ветра. Как только ракета успешно приземлилась, команда высаживается на баржу устанавливает стальные колодки на посадочные опоры и приваривает их к палубе.

Вопрос: Могли бы вы подробнее рассказать о процессе с того момента как ракета приземлилась и как она попадает в порт и т.д.?

Маск: Да, как собака которая села на автобус... Что делать дальше? Мы доставляем ракету в порт, затем устанавливаем крепление на место стыковки второй ступени где располагается механизм разделения ступеней, поднимаем краном и ставим на специальный помост на земле который соединяется с креплениями удержания ракеты на пусковом столе, теперь мы можем сложить посадочные опоры. Кран кладет ракету горизонтально и мы доставляем ее к месту пуска 39А, где мы проведем 10 тестовых пусков двигателей на земле у удостоверимся что ракета готова к повторному пуску.

Вопрос: Могли бы вы подробнее рассказать о вашем подходе когда вы включаете тесты приземления в реальные мисси по доставке грузов и спутников на орбиту, а не делаете отдельные тесты без полезной гнагрузки?

Маск: Я не могу не повторить насколько важна горизонтальная скорость ракеты при совершении попытки посадки, по сути вы не можете сделать корректный тест фактически не выводя ракету на орбиту земли. Теоретически мы могли бы установить болванку 120 тонн на первую ступень, но в этом нет никакого смысла, почему бы тогда не отправить полезный груз на орбиту.

Вопрос: Когда следующая посадка на землю?

Маск: Примерно через 3 месяца, третья миссия по счету от этого момента. Следующие 2 миссии — высокоскоростные пуски на ГПО это будут довольное тяжелые приземления на корабле.

Вопрос: Сколько раз вы сможете повторно использовать одну и ту же ступень?

Маск: Зависит от компонентов, некоторые части ракеты могут использоваться до 1000 раз, почти все компоненты ракеты должны выдержать 10–20 пусков, с некоторыми переделками вы можете дойти до 100 пусков.

Другие интересные моменты: Планируют пробовать возвращать композитный корпус (fairing) защищающий полезную нагрузку при пуске, т.к. его стоимость несколько миллионов долларов. Пилотируемый полет запланирован к концу 2017 года. Планы на Марс: сейчас не время для полного отчета, ждите речь Маска в сентябре этого года в Мексике на Международном Астрономическом Конгрессе — будет интересно.



Тэги: space-x


1055
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 апреля 2016 г. 11:59
Горжусь им! ЧЕЛОВЕЧИЩЕ!!!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2016 г. 12:07
Я думаю — всё это он отрабатывает для разработки технологии летающего железного костюма ...


Ссылка на сообщение9 апреля 2016 г. 13:19
Если эта замечательная концепция будет внедрена, то потенциальная аварийность станет вдвое опаснее. Не только на взлётном участке, но и на посадочном:))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2016 г. 14:38
Не только старт, но и приземление на маршевом реактивном двигатели — это логичная концепция для развития космоперелетов.
Както так получилось что космические агенства боялись взаться за этот вопрос и он откровенно затянулся (имхо, эта технология лет 20-30 назад должна быть уже создана).
И то что только сейчас этим занялся смелый частник, а не НАСА или РОСКОСМОС — и наметил пути и примеры решения — это показывает что будущее космоса за частными ребятами. Время госагенств уходит.
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2016 г. 15:05
В случае провала — теряется только первая ступень, которая и до этого тонула или разбивалась.
В случае успеха — получаем первую ступень, которую подремонтировать и можно снова лететь.
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2016 г. 15:25
В случае провала теряются ещё килограммы, которые потенциально возможно было вывести на орбиту, если бы не было задачи вернуть первую ступень. А также посадочная инфраструктура, если авария произошла вблизи места посадки, над ним, на нём.
Всё не так однозначно.
И ремонт+подготовка первой ступени к новому запуску тоже не дёшевы. Чем больше летает ступень, тем больше износ — со всеми вытекающими.
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2016 г. 16:12
Нет там никакой особой «посадочной инфраструктуры». Они уже несколько раз неудачно сажали первую ступень — и ничего особого с баржей не случилось. А если будут сажать на землю (кстати, это уже было успешно отработано раньше, в декабре, даже, вроде бы, с первой попытки) — так там вообще из всей инфраструктуры бетонное поле.
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2016 г. 16:31
А бетонная площадка — ровная, соответственно сделанная, и баржа — это не инфраструктура?
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2016 г. 16:46
Инфраструктура. Но мы же говорим в контексте того, какой ущерб будет нанесен в случае неудачной посадки. Какой ущерб можно нанести бетонной площадке? Тем более сопоставимый со стоимостью первой ступени и двигателя.
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2016 г. 17:12
Ладно. Предположим, что возможный ущерб посадочной площадки пренебрежимо мал по сравнению со стоимостью первой ступени. А как с ремонтом этой самой первой ступени? Обследование, замена блоков, испытание. Подозреваю, что двигатель нужен будет новый. Вообще, я читал где-то мнение специалиста — нашего, конечно, отечественного — скептическое мнение. Можно посчитать, что он ангажирован. А можно и прислушаться...
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2016 г. 18:20
СпейсШаттлы всё это обкатали и показали свою страшную уязвимость, катастрофичность и гибель людей — так нет же, по второму кругу пошли. Я этого не понимаю.
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2016 г. 21:16
Что за странный аргумент такой — мол космические корабли надо делать одноразовые.
Боинги тоже надо перед полетом новый собирать каждый раз чтоли, для надежности?
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2016 г. 22:15
Боинг не летит со скоростью 11 км/с. Боинг не перепрыгивает за 3 минуты из +20 в -70. Наверняка еще есть какие-то внешние чумовые воздействия. Были проекты старта с корпуса самолёта — собственно первый частный к/к SpaceShipOne так и взлетал ведь.
 


Ссылка на сообщение10 апреля 2016 г. 00:21
Ну посмотри тогда с другой стороны — ничего по сути не меняется — раньше первую ступень на парашютике спускали, вылавливали, тестили, заправляли и снова на стартовый стол. У Маска только вылавливание из цепочки и убрано.

SpaceShip — оно и сейчас есть. Делают просто медленно своё направления. Да и катастрофа 2014 подкосила их.
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2016 г. 20:23
В том и суть, что двигатель (самая дорогостоящая часть ступени) останется старый. Старые Мерлины выдерживали 9 циклов запуска на стенде без проблем; SpaceX рассчитывает, что они смогут добиться до 40 циклов без замены. Ну пусть даже 20 будет — это с учетом стоимости 1 Мерлина в 1 млн. дол. дает неплохую экономию.
Да и вообще, смысл нам считать деньги Маска. Пусть он это делает даже себе в убыток, но он семимильными шагами двигает всю индустрию космических запусков, в которой откровенный застой.
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2016 г. 18:19
Вы так говорите «бетонное поле» как будто оно само собою вырастает без полива от брошенной семечки. Посадочные полосы делаются дорого потому что там спецраствор и подушка выдерживающая многотонные нагрузки. Не каждый аэродром годится для посадки большого самолёта, тяжелого челнока, ступеньки.
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2016 г. 20:30
Их уже на мысе Канаверал «выросло» порядка 40. Бери и пользуйся, что Маск в принципе и сделал.
https://upload.wikimed...
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2016 г. 22:17
А как новые строить надо будет — так и выяснится что проект не такой уж и дешевый.


Ссылка на сообщение9 апреля 2016 г. 16:20
Прекрасное зрелище. Аж глазам не верится, как-будто смотришь старт в обратной перемотке.
Гениально^_^
Лучшее поздравление с днем космонавтики для человечества!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 апреля 2016 г. 21:18

цитата aleggator

Лучшее поздравление с днем космонавтики для человечества!

Отлично скзано! Преобразуйте в тост к 12ому ;)


⇑ Наверх