Мария Галина Знали бы вы


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «vvladimirsky» > Мария Галина. Знали бы вы, сколько графомании в "боллитре"... Интервью с писательницей в онлай-журнале "Питерbook"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Мария Галина. Знали бы вы, сколько графомании в «боллитре»... Интервью с писательницей в онлай-журнале «Питерbook»

Статья написана 30 сентября 2016 г. 09:04

Вот такое интервью мы с Леной (ula_allen на ФЛ) взяли у Марии Галиной, автора замечательных «Автохтонов» и других не менее любопытных книжек. Часть вопросов задана на Петербургской фантастической ассамблее 2016 года.

И да, пользуясь случаем напоминаю, что «Автохтоны» вошли в шорт-лист литературной премии «Новые горизонты-2016». Полный список финалистов — в авторской колонке Сергея Шикарева.





— В этом году ваш роман «Автохтоны» вошел в шорт-листы нескольких очень разных премий — имени Аркадия и Бориса Стругацких, «Большой книги», «Национального бестселлера», «Новых горизонтов»... Как вам кажется, в чем универсальность этого романа, почему его высоко оценили такие разные эксперты?

— Не думаю, что роман универсален. Он довольно сложный для интерпретации, а в отзывах на Фантлабе проскакивало, что и скучноватый: мол, нет там головоломного экшна. Но да, мне кажется,  те, кто старается угодить какому-то среднему потребителю, который существует только в воображении автора — и, к сожалению, издателя, — в конце концов скатываются до максимы «пипл хавает». Читатель достоин того, чтобы с ним говорили о сложном — а автор должен, обращаясь к читателю, выкладываться в полную силу. Что касается мейнстрима и мейстримовских критиков, то тут скорее обратный эффект: на мой взгляд, эксперты соскучились по такому, открытому к интерпретациям тексту, без претензии на «большой русский роман». Не то чтобы «большой русский роман» был вообще плох, но эта претензия практически неосуществима, получаются этакие макеты в натуральную величину.

— Фантастика — литература преимущественно формульная. Пишут ее в основном по шаблону, который в общих чертах представляет большинство авторов. Понятно, почему этому принципу следовали тогда, когда фантастическая литература была действительно массовой: «бабло побеждало зло». Но сейчас тиражи упали, гонорары обнулились, однако отечественные фантасты продолжают держаться за «формулу» как утопающий за соломинку. С чем это связано?

— Ну, во-первых, с инерцией мышления: наши фантасты считают, что «формульная литература» хорошо продается и пользуется спросом, потому что так было в девяностых и нулевых годах. Во-вторых, издатели глубоко развратили авторов, настойчиво вдалбливая, что надо писать просто и доступно потому что «пипл хавает», в результате у нас возник совершенно чудовищный массив штампованной вторичной литературы. Долгое время ее сочинители прибывали в убеждении, что они действительно писатели: их книги успешно публиковались, за это платили гонорары, часто вполне приличные. Но в последнее время многое изменилось. Одна из положительных сторон кризиса в том, что сейчас этот рынок заметно съежился — отчасти потому, что функция такой литературы перешла к телесериалам. Если раньше определенный контингент покупал одноразовые книжки в мягкой обложке, чтобы убить время в маршрутке, то теперь он смотрит сериалы. С другой стороны, если разобраться, что остаётся в истории, то это, конечно, вовсе не «формульные» книги: «Мастер и Маргарита», повести Стругацких, утопии и антиутопии Ефремова, философские тексты Лема... Мне кажется, сегодня очевидно: путь наименьшего сопротивления — порочный путь, ведущий в никуда и не сулящий писателям ничего хорошего. Ну и конечно, лонгселлеры – это лучшие бестселлеры, и наши издатели, надеюсь, когда-нибудь это поймут.

— А есть ли другой возможный вариант развития? В каком направлении могла бы двинуться наша фантастика, если бы авторы отказались от штампов?

— Есть такая премия, «Новые горизонты», организованная энтузиастами отечественной фантастики, которая ставит задачей поощрение нешаблонных вещей, неформата. В принципе те произведения, которые мы видим в номинационном списке «Новых горизонтов» и есть наша предполагаемая «неформульная» литература. Что интересно, там мало «твердой» научной фантастики. То, что за нее приняли роман Роберта Ибатуллина «Роза и червь», больше говорит о наших ожиданиях: мы так хотим прочитать эту самую «хард НФ», что готовы увидеть ее даже в космоопере. В последнем лонг-листе «Новых горизонтов» есть несколько романов, действие которых перенесено в будущее — но это очень чуднОе гибридное будущее, где много архаических черт, а новые технологии сочетаются с устаревшим социальным устройством.

|----------------------------------------------> Читать полностью |---------------------------------------------->





1401
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 сентября 2016 г. 11:15
Спасибо! Хорошее, умное интервью.
А что-то (интервью, видео) с Караевым с ассамблеи планируете выложить?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 сентября 2016 г. 11:30
Будет аудио с участием Караева. Но несколько позже.


Ссылка на сообщение30 сентября 2016 г. 18:29
Замечательное интервью.
Под фразой о глубокой убеждённости заслуженных творцов вторичного ширпотреба в том, что они действительно писатели, что фантастика именно такой и должна быть, а пипл схавает всё, сама бы подписалась двумя руками. Именно эти «писатели» за две декады полностью дискредитировали отечественную фантастику в глазах читателя.
Самое плохое то, что их убеждённость агрессивная, они её активно навязывают тем, кто только начинает работать в жанре.
Ну и комплиментарность «цеховых» рецензий тоже штука невыдуманная, ага :-(
Но об этом говорят вслух ещё реже, чем о вторичности и некачественности выбрасываемого на рынок продукта.
Спасибо вам за то, что поднимаете эти темы.
.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 октября 2016 г. 09:29
:beer:


Ссылка на сообщение2 октября 2016 г. 22:32
Нравятся мне галинские повести, ну кроме слезливых, конечно. Русская писательская речь у нее изумительная, такие штуки с языком Бродский разве что делал. А она все-таки фантаст, не поэт. :cool!:
А в этом интервью забавно прорвало ее по поводу «большой русский роман». БРР — это что некая новая повестка лит.критики сейчас?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 октября 2016 г. 17:54
Да, вроде бы, это вечная песня лит-критиков боллитры.
 


Ссылка на сообщение3 октября 2016 г. 19:03
Ну, вообще любая национальная литература живет «Большими Романами». Так что поиск вечен, да.
 


Ссылка на сообщение4 октября 2016 г. 14:01
По-моему, так национальная литература живет более менее значительным числом качественных текстов, которые ее национальный характер отражают. А роман, как флагман... Может вы и правы. Но только если это роман, а не что-то для спонсоров какого-нибудь «р. букера».
 


Ссылка на сообщение4 октября 2016 г. 14:09
Про «Р. букер» не скажу, но настоящий, английский «Букер» как раз весомый знак качества. Или французская Гонкуровская премия. Обе, кстати, часто достаются Большим Романам.
 


Ссылка на сообщение3 октября 2016 г. 19:51

цитата порубеж_ник

она все-таки фантаст, не поэт


Несколько поэтических сборников, роман в стихах, переводы стихотворений на другие языки, поэтические премии. «Не поэт».
 


Ссылка на сообщение4 октября 2016 г. 14:11
Поймали), просто не встречались ни ее стихи, ни ее связи с ними... Могу только прооффтопить: ну все равно не Бродский)))


⇑ Наверх