Двойник По ту сторону


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Двойник/ По ту сторону" - «Counterpart»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Двойник/ По ту сторону» — «Counterpart»

Статья написана 3 апреля 2018 г. 07:43

Когда берутся за тему параллельных миров, основной ударной силой всегда будет эффект узнавания.

Во всех формах — от ленивого «почти тоже самое», до удивленного «и что, так тоже можно?»

У зрителя две картинки должны совместиться в сознании.

Задача тут не столько в указании стандартных ориентиров, известных исторических отсылок, сколько в поиске новых ракурсов, новых срезов, которые создадут оригинальный путь — от полного непонимания к «короткой вспышке натития».

«Counterpart» достигает этого, работая на трёх уровнях:

— личность.

Дуальный протагонист задуман и воплощен по первому разряду.

Одно лицо — но две судьбы. Принц и нищий были мальчишками, у них за душой было то, чему научили их старшие, однако багажа собственных переживаний практически не имелось. Судьба ещё была впереди. Тут — два пожилых человека. Громадное сходство, но совершенно разная манера поведения — причем каждого из «близнецов» опознаешь со второй-третьей секунды. У них множество жизненных развилок за спиной.

Каждый раз это ставит вопросы читателю — что выберешь?

Власть или спокойствие, силу или совесть, предусмотрительность или доверие?

Тут нет однозначных выводов.

Каждый из двойников, присматриваясь к отражению, пытается взять из жизни своего «близнеца» лучшие или просто самые необходимые черты. Но золотая середина временами кажется то гнилым компромиссом, то единственным спасением. Как в жизни.

Надо сказать, что такой глубины раскрытия образа при «работе с альтер-эго» — я на экране до сих пор не видел. Примеры удачных воплощений есть (и даже растроения, вроде «Ширли-Мырли»), но здесь сочетается центральная роль в целом сезоне, большое мастерство актера и хороший сценарий.

Остальные двойники расставлены как бы по нисходящей. Там, где ставка сделана на психологизм — жена главного героя — нет встречи с «другим я». А где играет роль действие, жестокость и эротизм — у киллерши — в дело идут сравнительно предсказуемые сюжетные ходы.

Что хорошо получилось — это разговоры с двойниками своих близких. Другой взгляд на привычного человека, собственную жизнь.

— малое сообщество.

Переходной ступенью выступает семейная группа, которую сложно даже назвать «шведской» — некая барышня перебежала в другой мир, и теперь живет с другой собой и общим их мужем. Есть еще сообщества по интересам в конторах, школьные классы, дипломатические круги.

И тут почти в каждой группе, которая хоть что-то знает о другом мире, возникает чувство тревожности. Там такие же умные и способные или просто хитрые люди, как мы. Можно работать, сотрудничать — только вот что они выдумают. И будем ли мы достаточно коварны?

Возникает острая необходимость либо в незнании о других-я, либо в общении с какими-то посторонними (не-двойниками) людьми. Всё это накладывается на тайну (знание о другом мире доступно ничтожному меньшинству чиновников и спецов) и на явное желание части персонажей перебраться «на ту сторону» (хорошо показано, что для разных людей это могут быть противоположные стороны). Получается дивный аромат шизофрении.

— государство.

Показан возврат не просто к игре разведок, но к затяжной, предельно долго её форме, которая ярче всего фиксировалась в Холодную войну. Воспитать детей, чтобы заместить двойников в другом мире — это задача на десятилетия, причем с весьма незначительными шансами. Выход на чисто террористические формы воздействия. И подобные приёмы, в той или иной мере получают санкцию.

Вообще шпионские игры в берлинских декорациях создают довольно странное впечатление: будто город скучает по прошлому, когда он был точкой схождения интересов и приложения сил. Теперь же его удел — сытая скука, а в в будущем смутно угадываются совсем другие сложности, о которых немцах совсем не хочется думать. И теперь параллельные миры стали лучшим допущением, чтобы вспомнить былое.

Но главное — для государства возникает принципиальный вопрос — что делать? Есть другой мир, есть игольное ушко между — и завтра всё может измениться. Эпидемия в одном из миров нанесла ущерб побольше серьезной войны. Миры очень различаются по уровню технического прогресса — в одном еще компьютеры с дисплеями-кинескопами, в другом — смартфоны (декорации, интерьеры, костюмы — выдержана стилистика, все подано великолепно). Показана фотография горящих небоскрёбов из 11 сентября — чтобы различать миры. И я так наивно подозреваю, что оба мира — не наши.

Критически важно для сюжета было подобрать период между точкой расхождения миров и временем основных событий.

Слишком мало времени — и у героев еще не накопились бы различия, государственные машины просто не осознали бы, как им работать с собственными двойниками.

Слишком много — и далеко разошлись бы судьбы, количество двойников сократилось бы, исчез момент интимности в узнавании самого себя.

Тут всё подобрали идеально — предпосылки для конструирования перипетий выдуманы на «отлично».

Завязка истории, пока фактор неизвестности еще скрывает большую часть нестыковок — работает на 146%

Но по развитию сюжета — увы, не все хорошо.

Первый сезон как бы подготавливает зрителя к большому противостоянию миров, много чего рассказывает. Надо было аккуратно выходить на второй — и с этим-то выходом не очень справились. То есть сохранили целый ряд интриг, однако же локальные развязки — кажутся натянутыми. Будто перед сценаристами выложили список персонажей, которых надо оставить в живых, но сделали это не в самом начале, а недели за полторы до сдачи сценария в дело.

И да, там недостает рассуждений в моем стиле — что могут дать друг другу эти миры (кроме статистики), какие будут формы торговли и т.п.

Итого: очень сильная вещь с своём классе. Практически обязательна к просмотру всем увлекающимся фантастикой, и уж тем более, любителя темы альтернативных/параллельных миров.

Финальные маловероятные и мелодраматичные фокусы — снижают качество до «9.5», или даже «9» — но из «10» возможных.





1402
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 апреля 2018 г. 09:57
Спасибо за обзор, теперь обязательно придется смотреть 8-)


Ссылка на сообщение3 апреля 2018 г. 22:44

цитата beskarss78

И я так наивно подозреваю, что оба мира — не наши.


Если не секрет, то из каких предпосылок/моментов сериала исходили?)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2018 г. 07:30
Один из них точно не может быть нашем, поскольку они различаются.
В одном из миров точно была глобальная пандемия. И это более технологичный мир. Не наш мир.
11 сентября уже было — поэтому нельзя сказать, что показаны условные 90-е, когда еще подобные мониторы и подобные программы («Лексикон»?) настолько в ходу — а технологический мир обогнал наш по развитию.
Стало быть технологически отставший мир без пандемии — тоже не наш.

Возможно, я заблуждаюсь. Приведите свои аргументы.
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2018 г. 08:05
Нет, разумеется, один из миров точно не наш) Как раз (ретро)футуристичный Берлин.
Тоже обратил внимание на реликтовые, допотопные мониторы в конторе. Но ведь в условно этом же нашем мире есть привычные нам смартофоны и ноутбуки — все это в сериях видно. Мб, как вариант, мониторы и старые компьютеры в все-таки нашем мире — некоторое введение для обеспечние информационный безопасности. При том же, опять-таки гипотетически, для того, чтобы вероятные кроты и посетители из альтер-мира хотя бы не сразу сталкивались с нашими высокими технологиями. Или просто ребятам дают не так много денег )
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2018 г. 09:58
Ребятам должны давать ОЧЕНЬ много денег. Хотя бы в масштабах государства. Это ж покруче, чем путешествие на Марс — на красной планете еще никого нет, а тут все знакомые :)
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2018 г. 10:06
Все же, согласитесь, крупные финансы могут сосуществовать рядом с сокрытием технологий )
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2018 г. 09:25
Не спорю, могут.

Но есть еще один довод — «наш мир» — это сюжетный ход для 3-4-5 сезона.
 


Ссылка на сообщение8 апреля 2018 г. 09:26
Что ж, время покажет 8-)


Ссылка на сообщение5 апреля 2018 г. 18:06
Спасибо, заинтересовали!

До знакомства с Лабораторией фантастики проблема была «что посмотреть», теперь — «когда». А ведь ещё и читать хочется...


Ссылка на сообщение6 апреля 2018 г. 15:06
Как по мне сериал на 6 из 10, не больше.
Перед нами просто вариация на тему шпионского триллера про Холодную Войну, где злых русских заменили на злых иномирцев. И было неплохо если бы не:
1) Абсолютная глупость и нелогичность некоторых поступков героев. Засылать двойника, чтобы он изображал тебя, не дав ему никаких сведений о мире и своей жизни? Серьезно?
2) Абсолютная некомпетентность местных спецслужб, которые не умеют ни стрелять, ни думать. по объявлениям их там что ли понабирали?
3) Полный слив финала и заглавного злодея сезона.
Ну и ряда косяков поменьше, вроде пустых, но совершенно цивильно выглядящих торговых центров, из-за чего сериал порой смотрится не как шпионская драма, а как какой-то балаган на выезде.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 апреля 2018 г. 15:55
Мне понятны ваши аргументы.

Но то, что сделали в личностном плане — игре героев — тут буквально вытаскивает картину.
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2018 г. 00:41
Может быть. Но все, что вытаскивает актерская игра, топит сумбурный сценарий. Тот же главный герой/герои, который половину сериала на себе тащит, порой кааак совершит какую глупость и мигом перечеркивает драматизм всех своих поступков. Например, перемена мест с двойником с каким-то истинным русским «авось». И из матёрого шпиона по поведению превращается в работника какой-то шаражкиной конторы.
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2018 г. 08:01
Тонкий момент — он прекрасно понимал, что двойника его вычислят в пять минут.
Ему ведь нужно было не маскировать своё отсутствие в родном мире, а развязать себе руки в мире простоватого «близнеца».
А того либо убьют (не жалко), либо этот двойник пройдет такую же эволюцию, как он сам (и она отчасти началась).


⇑ Наверх