Фантастика российская vs ...


Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика: российская vs зарубежная»

Фантастика: российская vs зарубежная

 автор  сообщение


философ

Ссылка на сообщение 5 ноября 2023 г. 12:36  
цитировать   |    [  ] 
цитата Славич
Даже если финал счастливый, то лучшее, на что обычно может рассчитывать такой герой после пережитых злоключений, — это своё место в мире, тихая жизнь в окружении семьи и друзей.
Булгаков и его верный Харитонов.
цитата Славич
герой, к началу действия переживший свою минуту славы или заработавший тяжёлую психологическую травму.
100% Пустота. Который с Чапаевым и экстазом в абсолюте. Клещенко «Московские каникулы»
С самим наблюдением согласен, "болезной" литературы у нас мало. Не те установки, чтобы психологическую травму считать травмой, а инвалида тащить в литературу. Ну, разве что, типа зощенковского Гаврилыча или толстовского Гусева. Правда, у нас есть "пенсионерская" фантастика, вроде Лукина, с юмором вроде мобильник-дебильник, гад всегда на джипе и т.д.
цитата Славич
"Культ травмы" в современной западной литературе уже становится предметом критики.
Покойный Свиридов в Звирьмариллионе предлагал термин "терапевтический эффект усекновения руки", если не ошибаюсь.


миродержец

Ссылка на сообщение 5 ноября 2023 г. 16:15  
цитировать   |    [  ] 
цитата ааа иии
Клещенко «Московские каникулы»
Спасибо, взял на заметку. Вброс был сделан с тем расчётом, чтобы накидали контрпримеров, потому что люблю литературу про "болезных" и страдающих.


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 ноября 2023 г. 16:16  
цитировать   |    [  ] 
Забавно: с 2017 года эта тема лежала в холодильнике после печальных сентенций о том, что западные литагенты не бегают по России в поисках гениальных российских фантастов, будто им своих гениев мало, но была вдруг реанимирована 6 лет спустя наблюдением, что есть существенное различие между героями зарубежной фантастики и фантастики отечественной: и это различие, мол, в том, что там, кроме супергероев со сверхспособностями, есть еще герои-неудачники, а здесь, помимо супергероев со сверхспособностями, есть еще герои-приобретатели — из грязи в князи. Хотя никаких различий между этими фантастиками после преодоления прежних идеологических различий вроде бы уже совсем нет: но просто западная фантастика по-прежнему довольно-таки велика (хоть уже и не эволюционирует почти), а отечественная как была невелика, так стала еще меньше внутри страны и менее влиятельной за рубежом, чем она была в советскую эпоху, да и в первые пост-советские годы тоже. Сорри, если понял всё это неверно...)))


миродержец

Ссылка на сообщение 5 ноября 2023 г. 16:41  
цитировать   |    [  ] 
цитата chert999
Хотя никаких различий между этими фантастиками после преодоления прежних идеологических различий вроде бы уже совсем нет
Ключевое различие в разнообразии. По ту сторону почти на порядок больше поджанров, тем, сюжетов, типажей. Нет такого явного перекоса в сторону попаданчества или ромфанта. Активнее идёт взаимодействие с мейнстримом (наши фантасты в основном читают других фантастов).
Русская фантастика обращена больше в прошлое, чем в будущее. До такой степени, что впору заподозрить наших авторов в футурофобии.

Так сложилось, что крушение Союза пережила только одна школа — школа Стругацких. (Массовая развлекательная фантастика девяностых-нулевых за редкими исключениями была калькой с американской фантастики почти полувековой давности.) В то время как в США до недавнего времени относительно мирно уживались несколько направлений с различными идеологическими и эстетическими установками, будь то либертарианская фантастика а-ля Хайнлайн, гуманитарная "антропологическая" фантастика в духе Ле Гуин, посткиберпанк или кондовая "твёрдая" НФ в традиции Хола Клемента. Причём эти "школы" развивались и естественным образом взаимодействовали между собой. Что в общем-то и порождало разнообразие.

Наблюдение по поводу героев-неудачников — это уже частности.


философ

Ссылка на сообщение 5 ноября 2023 г. 16:51  
цитировать   |    [  ] 
цитата Славич
Ключевое различие в разнообразии. По ту сторону почти на порядок больше поджанров, тем, сюжетов, типажей
ну да ну да.. Конечно больше..
цитата Славич
Так сложилось, что крушение Союза пережила только одна школа — школа Стругацких
Вообще то после крушения Союза разнообразие тем стало намного. Нет не так НАМНОГО больше чем при Союзе.И упрекать нашу фантастику . которая в общем то практически на равных держалась с зарубежной как то странно.
–––
Чтение-Сила


миродержец

Ссылка на сообщение 5 ноября 2023 г. 16:53  
цитировать   |    [  ] 
цитата просточитатель
Вообще то после крушения Союза разнообразие тем стало намного.
Эти темы и сюжеты чаще всего были взяты из американской фантастики шестидесятых-семидесятых и пересажены на русскую почву. Потом, когда переписывать иностранцев надоело, в десятые годы круг сюжетов резко ужался — на пике популярности попаданцы, "Сталкер" и "Метро" составляли в сумме до 3/4 наименований в еженедельных дайджестах новинок.


философ

Ссылка на сообщение 5 ноября 2023 г. 16:53  
цитировать   |    [  ] 
цитата Славич
. Герой всё потерявший, неудачник, маргинал, беглец; герой, к началу действия переживший свою минуту славы или заработавший тяжёлую психологическую травму. ("Культ травмы" в современной западной литературе уже становится предметом критики.)
например Дмитрий Колодан Время Бармаглота
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 5 ноября 2023 г. 16:55  
цитировать   |    [  ] 
цитата Славич
и темы и сюжеты чаще всего были взяты из американской фантастики шестидесятых семидесятых и пересажены на русскую почву
так темы и сюжеты .. Они общие.Хотя например Вартановский Кристалл был написан ДО САО)))
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 5 ноября 2023 г. 17:00  
цитировать   |    [  ] 
цитата Славич
Эти темы и сюжеты чаще всего были взяты из американской фантастики шестидесятых семидесятых и пересажены на русскую почву.
Кстати насчет Лукьяненко..назовите мне книгу зарубежного автора где расскрыта тема линии Грез? Или Мира Тени?
–––
Чтение-Сила


миродержец

Ссылка на сообщение 5 ноября 2023 г. 17:03  
цитировать   |    [  ] 
цитата просточитатель
Кстати насчет Лукьяненко..назовите мне книгу зарубежного автора где расскрыта тема линии Грез? Или Мира Тени?
Спасибо, нет. Я лучше с умными людьми поспорю.


философ

Ссылка на сообщение 5 ноября 2023 г. 17:04  
цитировать   |    [  ] 
цитата Славич
В англоязычной фантастике избранных и супергероев тоже много, но там также распространён персонаж другого типа. Герой всё потерявший, неудачник, маргинал, беглец; герой, к началу действия переживший свою минуту славы или заработавший тяжёлую психологическую травму.
А вот в чем отличие кардинальное американской фантастик от нашей. наличие тайных суппергероев типа Бетмена Супермена итд. в России такое.. Совсем не принято. Чтобы герой чито то делал.. ТАЙНО и зачем то скрывался..
–––
Чтение-Сила


философ

Ссылка на сообщение 5 ноября 2023 г. 17:05  
цитировать   |    [  ] 
цитата Славич
Спасибо, нет. Я лучше с умными людьми поспорю.
то есть сказать нечего?
–––
Чтение-Сила


гранд-мастер

Ссылка на сообщение 5 ноября 2023 г. 17:08  
цитировать   |    [  ] 
цитата Славич
Ключевое различие в разнообразии. По ту сторону почти на порядок больше поджанров, тем, сюжетов, типажей. Нет такого явного перекоса в сторону попаданчества или ромфанта.


Согласен.

цитата Славич
Русская фантастика обращена больше в прошлое, чем в будущее. До такой степени, что впору заподозрить наших авторов в футурофобии.


Согласен. И чем больше автор "патриот", тем он больше ненавидит и не понимает будущее.

цитата Славич
Так сложилось, что крушение Союза пережила только одна школа — школа Стругацких. (Массовая развлекательная фантастика девяностых-нулевых за редкими исключениями была калькой с американской фантастики почти полувековой давности.)


Ну, это только так кажется. Пережили на самом деле крах СССР обе школы — и Стругацко-семинарско-малеевская, и молодогвардейско-вэтэошно-патриотическая. Но, во-1-х, как позднее выяснилось, в самой Стругацкой школе единства вовсе не было, и в ней изначально были внутренние напряжения, трещины и разрывы. А во-2-х, многие молодые дарования 80-х годов прекрасно научились сидеть на двух стульях — они и на Малеевские семинары ездили (благо это было Союзписовское мероприятие, куда звали всех, кто засветился), но и в сборниках ВТО они радостно печатались, как только такие сборники появились. Собственно говоря, именно эти ребята и составили костяк "массовой развлекательной фантастики 90-х, которая была калькой с американской палп-фикшн 30-х — 50-х годов".

цитата Славич
Причём эти "школы" развивались и естественным образом взаимодействовали между собой. Что в общем-то и порождало разнообразие.


А вот у нас так никогда не было. По, в общем-то, вполне понятным причинам.


магистр

Ссылка на сообщение 5 ноября 2023 г. 17:38  
цитировать   |    [  ] 
Зато мы придумали LitRPG, а остальной мир нас только копирует. Понятно, что можно сказать — это слишком далеко от литературы, но когда-то так про всю фантастику говорили.


философ

Ссылка на сообщение 5 ноября 2023 г. 17:40  
цитировать   |    [  ] 
цитата Pavinc
Зато мы придумали LitRPG, а остальной мир нас только копирует.
Корейцы)) да тот же САО))) нет не придумали мы литрпг...
–––
Чтение-Сила


миродержец

Ссылка на сообщение 5 ноября 2023 г. 17:44  
цитировать   |    [  ] 
цитата chert999
Пережили на самом деле крах СССР обе школы — и Стругацко-семинарско-малеевская, и молодогвардейско-вэтэошно-патриотическая.
Вот только можно ли так наз. "школу Ефремова" в самом деле считать литературным направлением? Какие там были общие идейно-эстетические установки, помимо этатизма?
Некоторые установки школы Стругацких известны широким кругам читателей, к коим отношу себя. В числе основных — внимание к этическим вопросам, социальное конструирование, "фантастика — литература", приключения духа, а не тела, триада "чудо — тайна — достоверность", "главное — на Земле", "отказ от объяснений" и от популяризации науки, изначально настороженное отношение к традиционному фэнтези.


философ

Ссылка на сообщение 5 ноября 2023 г. 17:46  
цитировать   |    [  ] 
цитата chert999
Ну, это только так кажется. Пережили на самом деле крах СССР обе школы — и Стругацко-семинарско-малеевская, и молодогвардейско-вэтэошно-патриотическая. Но, во-1-х, как позднее выяснилось, в самой Стругацкой школе единства вовсе не было, и в ней изначально были внутренние напряжения, трещины и разрывы. А во-2-х, многие молодые дарования 80-х годов прекрасно научились сидеть на двух стульях — они и на Малеевские семинары ездили
на самом деле каждый писатель индивидуален.И он совсем не обязан примыкать к какой либо "школе"
–––
Чтение-Сила


миротворец

Ссылка на сообщение 5 ноября 2023 г. 17:47  
цитировать   |    [  ] 
–––
Patrick: "Is humanity an instrument?"
Gendo: "Yes Patrick. Yes it is."


философ

Ссылка на сообщение 5 ноября 2023 г. 17:51  
цитировать   |    [  ] 
цитата heleknar
Ну там путанница.. Нивен точно не литрпг писал.. Про виртуальность но не лит рпг. первое литрпг это Сворд арт онлайн кавахары..
–––
Чтение-Сила


активист

Ссылка на сообщение 5 ноября 2023 г. 18:00  
цитировать   |    [  ] 
просточитатель Если вы патриот, то нужно смотреть правде в глаза. Огромная деградация в фантастике современной по сравнению с советской. Чтобы много не писать просто сравните советский мультфильм бременские музыканты с современным фильмом, трейлер которого в Ютюбе выложили. Вот примерно такая же разница в уровне и в фантастике.
Страницы: 123...149150151152153...172173174    🔍 поиск

Вы здесь: Форумы fantlab.ru > Форум «Другие окололитературные темы» > Тема «Фантастика: российская vs зарубежная»

 
  Новое сообщение по теме «Фантастика: российская vs зарубежная»
Инструменты   
Сообщение:
 

Внимание! Чтобы общаться на форуме, Вам нужно пройти авторизацию:

   Авторизация

логин:
пароль:
регистрация | забыли пароль?



⇑ Наверх