Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Farit» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 14 февраля 2020 г. 08:45

Первый кинокомикс 2020 года удивил еще на кассе – кассир начала с пристрастием допрашивать меня, сколько лет моей средней дочке. Билет она в итоге продала, но при этом мрачно предрекала, что билетер нас точно не пустит в зал – ведь фильм 18+. Но билетер не обратила на нас никакого внимания.

Абстрагируясь от всего остального – я не очень понимаю, что в фильме такого, что может необратимо нарушить нравственные устои подростка. То есть там множество забавных драк с не менее забавным членовредительством, намеки на распарывание живота и размышления о том, как побыстрее опорожнить кишечник. Ну кроме того герои фильма используют некоторые слова, например короткий и энергичный синоним справления малой нужды или собаку женского пола. Если те, кто ведает налепливанием ярлыков на афиши зарубежных фильмов, опасаются пагубного воздействия таких эпизодов – они очень мало знают о подростковом населении вверенной им страны. В фильме даже расчлененки нет! Я уже не говорю об эротике… И с гиеной тоже обманули! Две куцые сцены.

Что там есть – ну, кроме уже помянутых драк? Мало что. При том, что по идее событий-то в фильме должно быть много – мы же имеем полноценную супергеройскую команду. Ну да, супергеройской ее можно назвать с большой натяжкой, так как суперспособностями там обладает только Черная Канарейка, да и та их демонстрирует только один раз. То есть команда просто геройская. Но даже их надо как-то ввести в действие, ведь из них более менее известна зрителю только Харли Квинн. Надо всех описать, надо всех их познакомить, заставить поссориться, потом поставить перед ними огромную задачу, которую можно решить только вместе, так что они помирятся и единым фронтом выступят против суперзлодея. И победят его.

Скажете, суперзлодея там тоже нет? Ну, с просто злодеями тоже надо что-то делать.




Статья написана 13 февраля 2020 г. 15:29

«Барьер Сантароги»
1968, роман

В небольшой американский городок Сантарога приезжает специалист-психолог, который должен расследовать происходящие здесь странные события. Психолог знает, что жители города не могут долгое время жить во внешнем мире, городок существует практически автономно, а попытки бизнесменов извне начать там дело всегда безуспешны. В ходе расследования выясняется, что местная "фирменная" приправа Джасперс — вещество, объединяющее сознания всех жителей Сантароги в один огромный сверхразум... причем сами жители об этом даже не подозревают.


Интерес Фрэнка Герберта к возможным путям социальной (и не только) эволюции человека в полной мере реализовался в его самом популярном романе – «Дюне», со всеми ее многочисленными продолжениями. Однако этот интерес явным образом проявлялся и в других его работах. Причем он пытался рассматривать этот вопрос максимально подробно и системно. Например, «Дюна» описывает состояние человечества в весьма отдаленном будущем; о путях, которыми человечество к нему пришло мы можем только догадываться. Действие «Барьера Сантароги» происходит в наши дни. В некотором смысле мы можем сказать, что там описано возможное начало этого пути.

Здесь есть одна тонкость, которая, скорее всего, и служит отправной точкой для автора. Основная мысль Герберта заключается в том, что возможное будущее нашего общества полностью определяется его настоящим. Оглянувшись по сторонам, мы примерно можем себе представить, что нас ждет впереди. В «Барьере Сантароги» достаточно рассуждений на тему того, к чему идет современная человеческая цивилизация – и все они проникнуты немалым пессимизмом. Несмотря на то, что рассуждают об этом те, кто этой цивилизации противостоит, несложно заметить, что и автору категорически не нравится то, что его окружает. И он пытается придумать альтернативу. Эта альтернатива, с точки зрения его целей, должна соответствовать двум требованиям – с одной стороны достаточно радикально отличаться от текущего миросостояния, а с другой – иметь достаточный потенциал к выживанию в современном мире, чтобы затем, эволюционируя, дать старт новому направлению развития. Создать такую альтернативу у Герберта получилось, причем ее основой он предсказуемо сделал биохимию.

Книга начинается с того, что ее главный герой – Джилберт Десейн, дипломированный психолог, приезжает в уединенную долину, которая называется Сантарога. Приезжает он сюда с двоякой целью. Первая состоит в том, что он должен разобраться, что там происходит, попытаться проникнуть в тайну этой долины. Вторая цель – романтическая, так как в долине живет девушка Дженни, которую он когда-то любил и любит до сих пор. Чувство было взаимным, но они расстались, так как Дженни не видит себе жизни вне долины и чтобы быть вместе ему необходимо переехать туда.

Необыкновенная и необъяснимая привязанность жителей долины к Сантароге является одной из тайн, в которой ему предстоит разобраться. Другая сторона этой тайны – в долине не может поселиться никто посторонний, а рискнувший сделать это быстро жалеет об этом решении и покидает Сантарогу. Вследствие этого жители долины потребляют лишь то, что произведено в самой долине, либо куплено у давно определенных и неизменных поставщиков извне. Никакие посторонние торговцы в долине закрепиться не могут, никто из чужаков не может открыть в ней свое дело.

У этой тайны есть и криминальный аспект, так как Джилберт – не первый, кто пытается разобраться в тайнах Сантароги. Два его предшественника погибли. В обоих случаях было произведено расследование и признано, что причиной их гибели послужил несчастный случай. Очевидно, что поверить в такое совпадение в свете всего вышеизложенного невозможно.

Фабула романа очень проста – герой приезжает в Сантарогу и далее происходит цепочка событий, частично раскрывающих тайну долины, частично порождающих новые вопросы, ответы на которые читателю зачастую предстоит искать самостоятельно.

Любопытно, что структура книги в некотором смысле повторяет такой старинный жанр литературы, как утопический роман. Главный герой попадает в новый для себя мир, отличающийся от того, в котором живет он сам и оценивает его с точки зрения своих знаний и своего жизненного опыта. В таких произведениях обязательно должен присутствовать гид, сопровождающий героя и объясняющий ему, что там к чему. Здесь таких гидов даже несколько – любимая девушка, полицейский, местный доктор, а также случайный знакомый, который – редчайший случай – когда-то приехал в долину извне и прижился в ней. Каждый из них выдает свой кусочек паззла, герой пытается собрать картинку, но у него мало что получается.

Целью любого утопического романа является создание у героя – а через него и у читателя – цельного впечатления об описываемом обществе, а также следующая из этого впечатления оценка этого общества. У утопистов обычно получалось, у Герберта – нет. По прочтению романа не совсем ясно, является ли это багой или фичей, или, иными словами, автор просто не потянул стоящую перед ним задачу, или же его задачей как раз и являлось оставить читателя в неопределенности.

Подчеркну, что в неопределенности остается читатель, так как герой-то в конце делает совершенно определенный выбор. Или, если говорить точнее, в конце книге такой выбор совершается, а вот кем именно – тут уже возможны варианты.

Основным содержанием книги является борьба Сантароги с нашим миром. Главный герой оказывается на самом острие этой борьбы – его послали те, кто хотят уничтожить Сантарогу, но при этом он, в отличие от других посланцев, необходим ей самой. Поэтому он оказывается еще и полем этой борьбы, то есть она проявляется в его планах, мыслях, поступках и оценках. Так как те, кто его послал, остаются за кадром, то он оказывается еще и единственным, кто более менее связно выражает точку зрения одной из сторон конфликта. Так нагрузить главного героя было, как мне кажется, большой ошибкой – ему просто не на что опереться когда Сантарога начинает давить на него всей своей мощью. Возможно, автор имел в виду, что мы все – жители настоящего и аргументы можем подобрать сами, только бедняге Джилберту это не помогает. Точка зрения Сантароги здесь выражается куда как более ясно, стройно, а главное – многословно. Причем в какой-то момент автору перестает хватать чистого повествования и он выставляет сначала полицейского Мордана, а потом доктора Паже – все для того, чтобы четче сформулировать суть Сантароги в их монологах. Это тоже минус – хотя бы потому, что если критика современности в их устах выглядит вполне здравой, то альтернатива… альтернативы в их словах, по большому счету, нет. Все сводится к тому, что «у нас же все совсем по-другому».

И если вопрос «а почему у вас все по-другому» в итоге более или менее освещается, то другие немедленно встающие вопросы, например о цене этого преобразования, а также о планах и перспективах этого уединенного общества – остаются открытыми. Ведь все, кто побывал в долине, и кого она пинком вышибла из себя, а также все ее непосредственные соседи испытывают к ней далеко не приязнь. И это совершенно обосновано – отношение к чужакам у жителей Сантароги очень далеко от терпимого. Это в полной мере испытал на своей шкуре и Джилберт. То, что эта шкура в итоге осталась целой заслуга, скорее, случайности, помноженной на его стремительно развившуюся паранойю.

Что имеем в итоге? Крепкий научно-фантастический роман с интересной идеей, изложенной, к сожалению, не самым лучшим образом. Настоящего противопоставления, конфликта не получилось – одна его сторона представлена далеко не полно, а цельного образа Сантароги так и не удалось создать, она слишком многомерна и сложна, более того – она далеко не всегда и не во всем действует согласованно. Герой мечется и порой впадает в настоящую истерику, а решение им конфликта, хотя и выглядит до боли знакомым – привет «Дюне» – но на самом деле ничего не решает. Было бы крайне интересно исследовать долину глубже, познакомиться подробнее с ее историей и скрытыми аспектами ее существования, но, увы – автор этого сделать уже не сможет. Впрочем, у нас всегда есть возможность включить собственную фантазию и самому отправиться в путешествие.





  Подписка

Количество подписчиков: 12

⇑ Наверх