Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 7 февраля 2019 г. 18:10

У писателя и философа Михаила Веллера свой взгляд на историю и современность

Михаил Веллер. Крамольная поэзия инакомыслия. Беседовала Анна Балуева // Собеседник, 2019, №3(1739) от 30 января — 5 февраля, с. 6.

https://sobesednik.ru/dmitriy-bykov/20190...

Представители ополчения по защите всевозможных святынь возмутились высказываниями Дмитрия Быкова о Гитлере и генерале Власове. Буря полыхнула вдруг, как по команде, спустя две недели после слов Быкова. Свою точку зрения на происходящее «Собеседнику» высказал писатель Михаил Веллер.

Дмитрий Быков:

цитата
Первая книга, которая выйдет в серии «ЖЗЛ» в результате новой перестройки, будет биография генерала Власова... И я сделаю все возможное, чтобы написать эту книгу... К сожалению, российская гражданская война сороковых годов включала в себя практически массовое истребление евреев… Понимаете, я абсолютно уверен, что Гитлер бы добился той или иной, но все-таки популярности в России, если бы истребление евреев (и как частный случай – цыган) не было бы его главной задачей… Но гитлеровский зоологический... чудовищный антисемитизм, конечно, возбуждал недоверие и вражду среди русской интеллигенции. А тот, кто не дружит с интеллигенцией, в России не победит никогда...

Поэту небезопасно в реальности

Нет ничего, что нельзя извратить плохим пересказом, предупреждал Теренций. Нельзя вырывать несколько фраз из контекста, это обычный прием демагогов и неумных правдоборцев. Лекция Быкова была о Гражданской войне в России, о «Тихом Доне», о том, что эта война, затухая и разгораясь, никогда не кончается. И во время Великой Отечественной, одновременно и будучи ее частью, шла и война гражданская.

В этом нет нового. Первую и Вторую мировые войны многие историки называли Европейской гражданской войной. И сегодня ожесточенная гражданская война идет в США – между демократами и республиканцами; и в Германии, и во Франции, и в Англии либералы и консерваторы воюют зло и непримиримо. Да многие семьи всю жизнь существуют в состоянии гражданской войны. Вообще со времен Гераклита это определяется как единство и борьба противоположностей.

Коллаборационисты и антифашисты сражались во Франции, Норвегии, Бельгии. Миллион (!) бывших красноармейцев воевал в боевых и вспомогательных частях вермахта. «Молодую гвардию» раскрыла и пытала местная полиция из бывших советских граждан. Несчастное, замученное раскулачиванием, колхозами и голодомором крестьянство в начале войны иногда ведь действительно ждало облегчения жизни, если ликвидируют советскую власть, а вернее, диктат коммунистов и НКВД.

Что касается интеллигенции и евреев, тут сложнее. Интеллигенция при Сталине сидела смирно, как мышь за веником, и пела по команде. Большевики ее в грош не ставили, а власть взяли крепко. И самодержавие сидело прочно, пока умников держало на коротком поводке. Евреев же широкие массы никогда особенно не любили, и среди культурной элиты антисемитов более чем хватало. Так что если для счастья России необходимо было уничтожить всех евреев, за этим бы дело не стало. Заметьте, Германия до Гитлера была несравненно более терпимой страной, чем Россия.

Но! Мы имеем дело не с историком-аналитиком, не с прозаиком-фактоискателем – мы имеем дело с поэтом. А Дмитрий Быков – именно Поэт. Блестящий, иногда гениальный и, безусловно, лучший из тех, кто пишет сегодня по-русски. А поэт – это не дар версификации. Это особенность психики, это особое мироощущение, это собственный взгляд на мир. Поэт следует не за фактом, он увлекаем образом, ощущением, вербальной конструкцией. И пассаж о Гитлере и свободе, интеллигенции и евреях – чистой воды поэтическая метафора. Представьте себе это как образ в стихах, как поэтическую метафору – и непонимание сразу исчезнет. Это условность, гипербола, поэтическое допущение, игра символов. Я вам доложу, поэту вообще небезопасно сталкиваться с реальной жизнью.

Быков вообще очень добрый, страшно идеализирует людей и мотивы поступков, а уж сколько он комплиментов раздал коллегам-писателям – всех лавровых лесов на венки не хватит.

Что же до генерала Власова – он был предатель, изменник, повешен заслуженно, и здесь нет сомнений. Это не значит, что метаморфоза блестящего красного командира не заслуживает осмысления. Командир лучшей в РККА 99-й стрелковой дивизии, образцовый командир 4-го мехкорпуса, отлично показавший себя в первые недели и месяцы войны – его части держали рубеж, успешно обороняли Киев, отступали по приказу, когда бежали соседи; его 20-я армия была лучшей в Московском контрнаступлении; многократно отмечен, награжден. Страшная история бессмысленной гибели 2-й ударной армии, куда Власов был брошен уже в безнадежном положении, оставление армии без питания и боеприпасов, гибель от голода, тупые и жестокие запреты пробиваться к своим, а потом уже было поздно… И он отказался от спасения, в посланный за ним самолет загрузил раненых. Отдельная история.

Повопят – лишь украсят биографию

Кто, по-вашему, руководит разжиганием травли?

– Заметьте: 25 декабря Быков выступает в «Дилетантских чтениях» – и никакого шума.

31 декабря взрывается дом в Магнитогорске, 1 января – «Газель» там же: вся страна обсуждает расследование. И вдруг 11 января словно дается свисток – и с 12 числа вздымается дружное негодование быковской лекцией. А также – к нам приехала «Рыбка-проститутка», вот уж невидаль в Москве, ах, ее задержали, она часом не политическая? А то их мало по участкам в клетках сидит. А еще муж Собчак стукнул по носу ухажера Собчак – о, какой ужас! Ба! Про взрыв-то уже и забыли! Это и называется шумовая бомба, информационное отвлечение. Только не обсуждайте положение в стране, вот вам погремушки. Кто кукловоды? В нужных случаях Администрация указывает СМИ: организуйте шум. А исполнители и доброхоты всегда готовы.

Не распалятся ли исполнители с доброхотами до физической расправы? Надо ли Быкову опасаться?

– Вряд ли. Его уже двадцать лет назад били железом по голове прямо на улице под собственной редакцией. Над ним уже и так ореол, еще один святой мученик власти не нужен. Какая это травля – ну, повопят, чем лишь украсят биографию героя. Это ведь не СССР, когда прекращали любые публикации, любые выступления, любые способы заработка, да упоминать имя антисоветчика запрещалось! И если хочешь устроиться на работу – кормиться же надо, – отдел кадров только в грузчики пропустит. А уехать нельзя, железный занавес. Ныне эпоха вегетарианская, разгильдяйская. Какая это травля – это не травля, это ругань: собаки лают, а караван идет.

Но тем не менее власть будет подавлять все попытки сомнений и «покушений» на объявленные официально святыни? Инакомыслие приравняют к крамоле?

– А иначе никак! Сегодня усомнятся в панфиловцах, завтра – в олигархах, послезавтра – в президенте и всей системе власти! Чем авторитарнее режим, тем необходимее ему единомыслие. А оно сказывается во всем. Любое сомнение опасно в принципе! Верноподданный должен верить, а не думать!

В России сто лет отрицалось убийство императора Павла. Сейчас уже сто лет, как засекречены архивы по революции, секретны почти все архивы по Второй мировой. Правда – это повод к самостоятельному осмыслению действительности, чего авторитарная власть допустить не может. Иначе подданные превратятся в граждан – и сами установят власть, нужную себе, а не ей самой.

Какие изменения, произошедшие в России за прошлый год, вам кажутся самыми серьезными?

– К величайшему прискорбию, экономика продолжает разваливаться, страна – тонуть в трясине, а населения убыло – с учетом того, что триста тысяч эмигрировавших русских заменяются полумиллионом приезжающих из Средней Азии.

Но последнее перышко упало на спину верблюда и заставило его злобно оглянуться на свой горб. Пенсионная реформа. Жить и так трудно, цены растут, доходы падают, миллиардеры жиреют, власть придумывает все новые поборы – и до широких масс наконец дошло, что их цинично выжимают досуха. Эффект псевдопатриотического зомбирования резко ослаб. Это принципиальное изменение.

Беседовала Анна Балуева

(с) Собеседник


Статья написана 6 февраля 2019 г. 19:31

Паоло Уччелло «Святой Георгий, поражающий дракона»

Музей Жакмар-Андре, Париж. Приедет в СПб в апреле 2019 г.

Экспозиция — 2019 // Город 812, 2019, №1-2(404-405) от 28 января, с. 43.

На какие выставки надо сходить в 2019 году

«Город 812» изучил главные выставки, которые покажут петербургские музеи в этом году. И выбрал самые интересные.

Эрмитаж. Топ-6

1. Якоб Йорданс в музеях России

Март – май 2019

Лучший фламандец (после Рубенса). Пир духа для фанатов барокко.

2. «Боги, люди, герои». Из собрания Национального археологического музея Неаполя и археологического парка Помпеи

Апрель – июнь 2019

Гастроли лучшего наследия античности. Главная выставка года.

3. Роберто Матта и четвертое измерение

Апрель – июнь 2019

Первый показ в России чилийского художника и архитектора, сюрреалиста в живописи и конструктивиста в проектировании домов.

4. Паоло Уччелло. «Святой Георгий, поражающий дракона». Из Музея Жакмар-Андре, Париж

Апрель – июль 2019

Одна картина, но это самое раннее Возрождение (1430–1435), на 100% проверенное временем.

5. Коллекция Морозовых, коллекция Щукина

Июнь 2019 – январь 2020

Два проекта Эрмитажа и ГМИИ, которым досталось собрание двух «старых русских» бизнесменов, потративших деньги на покупку импрессионистов и постимпрессионистов. Тема не новая, в 1993–1994 годах в Германии и России состоялась выставка на том же самом материале: «Морозов и Щукин – русские коллекционеры. От Моне до Пикассо». Но кто об этом помнит.

6. «Я воздвиг там мой царский дворец…». Памятники ассирийского искусства из Британского музея

Декабрь 2019 – март 2020

Показ лучшей в мире коллекции артефактов, происходящих из колыбели человеческой цивилизации.

Русский музей. Топ-6

1. «Каждый вершок в нем – царь»

Февраль – май 2019

Николаевская эпоха на примерах русского классицизма: Венецианов, Брюллов, Иванов, Бруни, Айвазовский, Федотов, Толстой из собрания ГРМ и из других коллекций России.

2. Союз молодежи

Весна – лето 2019

Петербургское общество художников «Союз молодежи» (1909–1919) было первым объединением русских авангардистов. Николай Кульбин задумывал его как тотальный проект, объединяющий всех оппонентов академизма. Но сразу начались расколы. Тем интереснее увидеть 200 произведений Малевича, Ларионова, Гончаровой, Бурлюка и других из разных музеев и частных собраний.

3. Константин Сомов (1869–1939). К 150-летию со дня рождения

Июнь – август 2019

Невозможно пропустить круглую дату неоклассициста и эротомана, который не выходит из моды больше ста лет. Покажут примерно столько же его картин и рисунков из музеев и частных собраний двух российских столиц.

4. Ангелы ХХ века

Лето 2019

Проект-исследование: как художники видят и изображают ангелов. От Врубеля, Петрова-Водкина, Гончаровой до наших дней. Все виды искусства и все произведения – из собрания ГРМ.

5. Илья Ефимович Репин. К 175-летию со дня рождения

Октябрь 2019 – январь 2020

Чего уж там, наше всё в искусстве. Без «Бурлаков» и «Не ждали» не представить школьного учебника. Без Ивана Грозного-убийцы и запорожцев с их письмом – нашего менталитета. Кроме своих вещей музей попытается собрать все, о чем сможет договориться с коллегами из разных мест. 200 произведений и еще документальные материалы обещают.

6. Эхо экспрессионизма

2019

Прямое следствие выставки «Экспрессионизм в русском искусстве», которая состоялась осенью 2018 года. Тогда речь шла о первой трети ХХ века. Теперь – про всю остальную его часть. Все советское и постсоветское неофициальное искусство, от Арефьева до Новикова, от Рухина до Сотникова, – это экспрессионизм.

ЦВЗ Манеж. Топ-5

1. «Красота +/-»

Февраль – март 2019

Совместный проект с Русским музеем, курируемый Александром Боровским. Искусство ХХ века о красоте.

2. «Жизнь после жизни»

Апрель – май 2019

Тема смерти в искусстве от Брюллова до некрореалистов.

3. «ГМИИ. Часть 2»

Июнь – август 2019

На всё лето Манеж отдает свой зал московскому Музею изобразительных искусств, который покажет свои фонды, от Каналетто до Билла Виолы. Музей готовится к глобальному увеличению площадей и репетирует новые экспозиции.

4. «Александр Дейнека – Александр Самохвалов»

Сентябрь – ноябрь 2019

Диалог двух крупнейших советских художников на материале произведений из российских собраний.

5. 180 лет фотографии

Декабрь 2019

Совместный проект с РОСФОТО.

Музей искусства Петербурга. Топ-4

1. «Династия художников Савиновых»

Май 2019

2. «Голос души. Искусство Италии ХХ века»

Лето 2019

3. «Санкт-Петербург – Париж»

Осень 2019

4. «Свобода без границ. Лихие 90-е»

Декабрь 2019

Масштабный межмузейный проект с Куликом, Бренером, Новиковым, Осмоловским и другими звездами того во всех смыслах далекого времени.

(с) Город 812


Статья написана 5 февраля 2019 г. 20:07

Андрей Константинов. Смотрите первые 20 минут // Город 812, 2019, №1-2(404-405) от 28 января, с. 36.

Смотрите первые 20 минут. Хорошее и плохое в фильме «Т-34»

Я выполнил свой обет ходить в кино 1 января. Посмотрел фильм «Т-34». С одной стороны, я не жалею, что посмотрел его. У меня нет того раздражения, которое было после «Викинга». В том числе и потому, что «Т-34» существенно покороче. И история попроще.

Вообще, этот фильм стоит посмотреть многим – ради первых 20 минут, когда под Москвой идет бой одного нашего танка против роты немецких танков под командованием аса-танкиста. Это сделано очень прилично. На большем накале. И технически интересно.

На этом, похоже, все и заканчивается. И это одна из серьезных сценарных ошибок – кульминация не на месте. Слишком круто в этом фильме взяли разбег, если такая заявка в начале, то напряжение должно нарастать к концу. А этого нет. Сценарий же как формула, в нем все должно быть гармонично.

Бой заканчивается тем, что немецкий негодяй-танкист ранит в спину нашего лейтенанта. Тот попадает в плен. Проходит два с лишним года. Лейтенант пытается из лагерей бежать. Его пытаются истязать. Но до конца доистязать не могут. И тут в голову немецкого танкиста, доросшего уже до штандартенфюрера, приходит светлая идея: создать из наших пленных танковый экипаж, посадить на тридцатьчетверку, чтобы немецкие танкисты на полигоне учились уничтожать танки противника.

Был советский фильм с похожим сюжетом – черно-белый такой. Там в конце, естественно, все погибли – потому что ну вырвался танк на свободу, и что дальше? Пронзительный был, хороший советский фильм.

В «Т-34» даже какие-то заимствования авторы себе из той картины позволяют, что не самый большой грех. Но дальше у них начинаются несуразности.

У наших танкистов оказываются снаряды – потому что немцы не стали вынимать из «Т-34» трупы танкистов. А наши пленные в танк залезли, увидели, что в нем еще и снаряды остались. И вот они эти снаряды выносят вместе с трупами, зарывают их в землю вместе с телами, чтобы потом эти снаряды отрыть… Это все напоминает Бэтмена. Но это же совсем другое кино!

В «Т-34» сценарист и режиссер – одно и то же лицо. И мне хочется сказать этому человеку и пароходу: друг, режиссер и сценарист – это совсем разные профессии, они предполагают разное видение. Сочетать, конечно, можно, если ты Юлий Цезарь, но и Цезарь плохо закончил.

Понятно, что создатели фильма захотели в кадр красивую женщину, которая непременно должна где-то оголить бедро. Конечно, таковая находится в этом концлагере – она там переводчиком служит. Говорят, что это актриса, сыгравшая эту даму, – невеста артиста, исполнившего тут главную роль. Я рад за молодых. Есть только один момент – немцы не брали наших женщин в плен.

Они их не брали никогда и ни при каких обстоятельствах, никаких женских лагерей не существовало. Потому что была прямая директива: женщин в плен не брать. Их зверски мучили, насиловали и расстреливали. Вот у Алексиевич в книге «У войны не женское лицо» есть история, там врач-военная вспоминает, как у них медсестричка попала в плен. Через день отбили деревушку. И нашли эту девушку. Она описывает это так: у нее были выколоты глаза, отрезана грудь, ее посадили на кол, ей было 19 лет, она была очень красивая.

Это нас любят корить за то, что наши дедушки насиловали немок, когда мы вошли в Германию. Насиловали, наверное, а потом кормили. Хотя скорее наоборот. Но я не слышал, чтобы кого-нибудь сажали на кол.

Но вернемся к фильму. Между этой девушкой-переводчицей и главным героем возникает любовь. Дальше начинается соревнование между нашим экипажем с 6 снарядами и этим танкистом-штандартенфюрером СС. И наши выигрывают со счетом 17:0. В конце – хеппи-энд.

Я не против хеппи-эндов. Я против того, чтобы в балаган все превращать. Тема этого не предполагает.

И что меня еще очень сильно кольнуло – почти в самом конце есть сцена, где на мосту зависает танк этого эсэсовца. Качается, вот-вот упадет. И понимая, что погибает, фашистская гадина протягивает руку нашему воину. Как солдат солдату. И наш парень, семь раз бежавший из плена, на котором живого места не осталось, пожимает эту руку. После чего штандартенфюрер и улетает в пропасть.

Тут товарищ Мединский сказал, что кто чего не понимает в этом фильме, тот мудак. Я вот не понимаю этого рукопожатия – может, вам такое нравится, товарищ Мединский? Мне такое не нравится совсем. Потому что не может быть никакого примирения с СС. Или этот сделан какой-то примиренческий жест в сторону Европы, которая погрязла в русофобии. Вы хотите показать, что открыты к диалогу? Или рассчитываете на прокат в Берлине?

И все же при всех моих претензиях – при очень слабой сценарной работе, при том, что нельзя мешать жанры – невозможно из боевика переходить в мелодраму и обратно, этот фильм стоит посмотреть. Ради первых 20 минут фильма – стилистически точных.

А то, что идет дальше, можно и пропустить – все эти гэги с немками, падающими в обморок, когда они видят наш танк. Я не против гэгов, юмора много и в фильме «В бой идут одни старики». Но тут юмор на уровне «Камеди клаба».

И последнее. Я вовсе не хочу, чтобы в конце непременно все погибали. Но ложным героизмом и ложным победительством очень легко оскорбить мертвых. Они нас не оставят в беде, как пел Высоцкий, если мы не будем из всего делать американский комикс. Комикс – для неглубоких. А мы глубокие. Если мы переходим к комиксу, то мельчаем. А я не хочу, чтобы исчезала глубина.

(с) Город 812


Статья написана 5 февраля 2019 г. 15:41

Елена Борода. Есть ли жизнь после «смерти автора», или Постапокалипсис Эдуарда Веркина // Знамя, 2018, №12, с. 213-216.

http://znamlit.ru/publication.php?id=7127

Василий Владимирский. Оставь надежду // Октябрь, 2018, №12, с. 180-184.

http://www.fantlab.ru/work1099575


Статья написана 3 февраля 2019 г. 21:45

В рукописном тексте отчетливо видно имя Мерлина.

Новая рукопись о волшебнике Мерлине

цитата
Ольга Логош

Новую рукопись о волшебнике Мерлине нашли в библиотеке Бристоля. Она была спрятана среди томов Жана Жерсона.

Сотрудник отдела специальных коллекций библиотеки Бристольского университета Майкл Ричардсон обнаружил рукописные листы. Увидев несколько знаменитых имен артуровского цикла, он связался с доктором Лией Титер — президентом британского отделения Международного Артуровского общества. Та собрала группу исследователей, чтобы выяснить, каким образом драгоценный манускрипт попал в Бристоль.

Всего найдено семь отдельных фрагментов. Видимо, они входили в цикл рыцарских романов «Ланселот-Грааль» или «Вульгата», созданных на старофранцузском языке около 1230 года. По мнению учёных, этот цикл, скорее всего, стал главным источником для сэра Томаса Мэлори, когда он составлял легендарную эпопею «Смерть Артура». Текст самого Мэлори вдохновил уже многих авторов современной Артурианы.

«Эти фрагменты истории Мерлина стали удивительно захватывающей находкой, — считает Лия Тетер. — Она важна для изучения не только этого цикла, но и других более поздних текстов, создавших наши представления об артуровской легенде».

Британских учёных особенно радует тот факт, что находка была сделана в Бристоле, находящемся столь близко к местам, известным по легендам о короле Артуре!

Источник: https://www.birminghammail.co.uk/news/uk-...





  Подписка

Количество подписчиков: 135

⇑ Наверх