fantlab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Песнь Льда и Огня»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.05
Оценок:
7213
Моя оценка:
-

подробнее

Песнь Льда и Огня

A Song of Ice and Fire

Другие названия: Песнь Льда и Пламени

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 280
Аннотация:

В качестве основы при создании своей эпопеи Мартин использовал историю войны Алой и Белой Розы, крупнейшего феодального внутригосударственного конфликта в истории средневековой Европы, когда в течение 30 лет две ветви английской королевской династии Плантагенетов (Ланкастеры и Йорки) сражались за престол. Во время войны свершились все мыслимые и немыслимые преступления и измены, погибла практически вся старинная англо-норманнская знать, а честь рыцарства буквально была втоптана в грязь. Фэнтезийной калькой этих событий и является история Семи Королевств. Действие цикла Мартина фрагментарно и из этих фрагментов складывается эпическая картина любви и ненависти, мира и войны, беспощадной схватки за власть и бескорыстного самопожертвования. Этот цикл — фэнтезийная «Война и мир», здесь нет единого героя, в восприятии которого показывались бы события (хотя в центре событий и находится семья Старков). Героев много, они стоят по разные стороны баррикад и у каждого своя правда, всё, как в жизни, без примитивного деления на чёрное и белое.

С этим произведением связаны термины:

Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


8.18 (542)
-
13 отз.
  • Пламя и кровь: Кровь драконов
  • Пламя и кровь: Пляска смерти
7.56 (307)
-
6 отз.
7.51 (540)
-
9 отз.
8.04 (579)
-
19 отз.
7.56 (307)
-
6 отз.
7.51 (540)
-
9 отз.
8.04 (579)
-
19 отз.
8.60 (1993)
-
47 отз.
8.44 (3840)
-
101 отз.
8.30 (2961)
-
51 отз.
8.45 (2568)
-
35 отз.
 
 
 
 
 
 
9.00 (10706)
-
338 отз.
9.10 (8942)
-
151 отз.
9.15 (8700)
-
145 отз.
8.62 (7514)
-
167 отз.
8.75 (6031)
-
103 отз.
 
 
  • + Фрагменты, отдельно опубликованные главы:
8.94 (342)
-
1 отз.
9.00 (306)
-
8.66 (283)
-
8.58 (269)
-
8.62 (193)
-
  • Reek  [= Теон Грейджой] (2008) [фрагмент "Танца с драконами"]  
8.73 (253)
-
8.67 (30)
-
9.01 (159)
-
2 отз.
8.38 (57)
-
1 отз.
8.75 (268)
-
4 отз.
8.60 (5)
-
7.31 (75)
-
2 отз.
6.71 (65)
-
6.53 (58)
-
6.59 (55)
-
6.32 (53)
-
6.44 (54)
-
6.47 (52)
-
6.61 (50)
-
6.55 (48)
-
6.63 (50)
-
6.54 (49)
-
6.64 (49)
-
6.61 (47)
-
6.52 (45)
-
6.61 (45)
-
6.53 (46)
-
6.62 (45)
-
6.69 (45)
-
6.76 (45)
-
6.38 (29)
-
6.10 (29)
-
6.23 (30)
-
6.56 (25)
-
6.71 (24)
-
6.80 (25)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Цикл первые две книги (США)

лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2002 // Цикл первые 3 книги (США)

лауреат
Книжная премия Рунета, 2015 // Бестселлер OZON.ru в категории "Книги"

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, Ретроспектива - лучшее за 20 лет // Переводная книга фэнтези (США)

Номинации на премии:


номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2000 // Цикл (США)

Экранизации:

«Игра престолов» / «Game of Thrones» 2011, США, реж: Брайан Кирк, Даниэль Минахан, Тимоти Ван Паттен



Похожие произведения:

 

 


Легенды
1999 г.
Игра престолов. Книга I
1999 г.
Игра престолов. Книга II
1999 г.
Битва Королей. Книга 1
2000 г.
Битва Королей. Книга 2
2000 г.
Игра престолов. Книга I
2000 г.
Игра престолов. Книга II
2000 г.
Игра престолов
2001 г.
Битва королей
2001 г.
Буря мечей. Книга 1
2002 г.
Буря мечей. Книга 2
2002 г.
Буря мечей
2003 г.
Битва Королей
2004 г.
Битва Королей
2004 г.
Буря мечей
2004 г.
Буря мечей
2004 г.
Игра престолов
2004 г.
Игра престолов
2004 г.
Ретроспектива II: Стеклянный цветок
2005 г.
Легенды II
2006 г.
Битва королей
2006 г.
Буря мечей
2007 г.
Игра престолов
2007 г.
Пир стервятников
2007 г.
Пир стервятников. Книга I
2007 г.
Пир стервятников. Книга II
2007 г.
Пир стервятников
2008 г.
Стеклянный цветок
2008 г.
Буря мечей
2009 г.
Игра престолов
2009 г.
Игра престолов
2011 г.
Игра престолов
2011 г.
Битва королей
2011 г.
Пир стервятников
2012 г.
Буря мечей
2012 г.
Буря мечей. Пир стервятников
2012 г.
Пир стервятников
2012 г.
Танец с драконами. Грёзы и пыль
2012 г.
Воины
2012 г.
Танец с драконами
2013 г.
Танец с драконами. Грёзы и пыль
2013 г.
Танец с драконами. Искры над пеплом
2013 г.
Танец с драконами. Искры над пеплом
2014 г.
Воины
2014 г.
Рыцарь Семи Королевств
2014 г.
Смертельно опасны
2015 г.
Негодяи
2015 г.
Рыцарь Семи Королевств
2015 г.
Игра Престолов. Часть 1
2015 г.
Игра Престолов. Часть 2
2015 г.
Битва королей. Часть 1
2016 г.
Битва королей. Часть 2
2016 г.
Игра престолов
2016 г.
Мир Льда и Пламени: Официальная история Вестероса и Игры Престолов
2016 г.
Пир стервятников
2016 г.
Танец с драконами. Грёзы и пыль
2016 г.
Битва королей
2016 г.
Буря мечей
2016 г.
Игра престолов
2017 г.
Книга мечей
2018 г.
Буря мечей
2018 г.
Пламя и кровь: Кровь драконов
2018 г.
Битва королей
2018 г.
Игра престолов
2019 г.
Пламя и кровь: Пляска смерти
2019 г.
Битва королей
2019 г.
Пир стервятников
2019 г.
Танец с драконами. Грезы и пыль
2019 г.
Игра престолов
2019 г.
Пламя и кровь
2019 г.
Мир Льда и Пламени
2019 г.
Буря мечей. Том 1
2019 г.
Буря мечей. Том 2
2019 г.
Буря мечей
2020 г.
Битва королей
2020 г.
Рыцарь Семи Королевств
2021 г.
Рыцарь Семи Королевств
2022 г.
Пламя и кровь. Кровь драконов
2023 г.

Самиздат и фэнзины:

Мир Льда и Пламени: Официальная история Вестероса и Игры Престолов
2010 г.
Игра престолов
2018 г.
Битва королей
2019 г.
Буря мечей
2020 г.
Пламя и кровь
2020 г.

Аудиокниги:

Игра престолов
2012 г.
Игра престолов
2013 г.
Игра престолов
2013 г.
Битва королей
2014 г.
Буря мечей. Часть 1
2015 г.
Буря мечей. Часть 2
2015 г.
Буря мечей. Часть 3
2015 г.
Пир стервятников
2016 г.
Танец с драконами
2016 г.
Танец с драконами
2016 г.

Комиксы и графические произведения:

Игра престолов. Книга 1
2014 г.
Игра престолов. Книга 2
2015 г.
Игра престолов. Книга 3
2015 г.
Game of Thrones: Благородные Дома Вестероса. Сезоны 1-5
2016 г.
Игра престолов. Книга 4
2016 г.
Игра престолов. Графический роман
2018 г.

Прочие издания:

The Lands of Ice and Fire
2012 г.
(английский)
Пир Льда и Огня. Официальная поваренная книга «Игры престолов»
2014 г.
Земли Льда и Огня
2016 г.

Издания на иностранных языках:

A Game of Thrones
1996 г.
(английский)
A Storm of Swords
2000 г.
(английский)
Year's Best Fantasy
2001 г.
(английский)
Legends: Short Novels By The Masters of Modern Fantasy
2001 г.
(английский)
Quartet: Four Tales from the Crossroads
2001 г.
(английский)
A Clash of Kings
2002 г.
(английский)
Legends II
2003 г.
(английский)
A Feast for Crows
2005 г.
(английский)
Troonide mäng
2006 г.
(эстонский)
Warriors
2010 г.
(английский)
A Dance with Dragons
2011 г.
(английский)
A Dance with Dragons
2011 г.
(английский)
A Feast for Crows
2011 г.
(английский)
A Feast For Crows
2011 г.
(английский)
A Storm of the Swords. 1: Steel and Snow
2011 г.
(английский)
Warriors 1
2011 г.
(английский)
A Game of Thrones
2011 г.
(английский)
A Clash of Kings
2011 г.
(английский)
A Clash of Kings
2011 г.
(английский)
A Feast For Crows
2011 г.
(английский)
A Game of Thrones
2011 г.
(английский)
A Storm of Swords
2011 г.
(английский)
A Storm of Swords
2011 г.
(английский)
A Feast for Crows
2011 г.
(английский)
Juego de tronos
2012 г.
(испанский)
A Dance with Dragons
2012 г.
(английский)
A Dance With Dragons
2012 г.
(английский)
A Dance with Dragons
2012 г.
(английский)
The Sword & Sorcery Anthology
2012 г.
(английский)
Dreamsongs: Volume II
2012 г.
(английский)
Epic
2012 г.
(английский)
Warriors
2013 г.
(английский)
Гра престолів
2013 г.
(украинский)
A Game of Thrones
2013 г.
(английский)
The Wit & Wisdom of Tyrion Lannister
2013 г.
(английский)
The Wit & Wisdom of Tyrion Lannister
2013 г.
(английский)
Dangerous Women
2013 г.
(английский)
Битва королів
2014 г.
(украинский)
Rogues
2014 г.
(английский)
The World of Ice and Fire: The Untold History of Westeros and The Game of Thrones
2014 г.
(английский)
The World of Ice and Fire: The Untold History of Westeros and The Game of Thrones
2014 г.
(английский)
A Knight of the Seven Kingdoms
2015 г.
(английский)
Разбойници
2015 г.
(болгарский)
Буря мечів
2015 г.
(украинский)
Бенкет круків
2016 г.
(украинский)
A Game of Thrones
2016 г.
(английский)
Лицар сімох королівств
2017 г.
(украинский)
The Book of Swords
2017 г.
(английский)
The Book of Swords
2017 г.
(английский)
Танок драконів
2018 г.
(украинский)
The Book of Swords
2018 г.
(английский)
Fire & Blood
2018 г.
(английский)
Битва королів
2019 г.
(украинский)
Гра престолів
2019 г.
(украинский)
Вогонь і кров
2019 г.
(украинский)
A Clash of Kings
2019 г.
(английский)
A Storm of Swords
2020 г.
(английский)
The Rise of the Dragon: An Illustrated History of the Targaryen Dynasty, Volume One (The Targaryen Dynasty: The House of the Dragon)
2022 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  84  ] +

Ссылка на сообщение ,

Стоит ли читать ПЛиО? Если Вы ещё не читали, то Вам раз 10 надо подумать, а стоит ли браться. Подумать и решить, чего Вы хотите от книги.

Фэнтази? Да, конечно, эпопея имеет элементы фэнтази. Но только элементы. Вы не встретите здесь ни могущественных магов, ни черных властелинов, ни эльфо-гномо-гоблинов. Только чуть-чуть драконов и Иных.

Рыцарский роман? Наверное, это ближе к делу, но…не ждите красочных поединков на 10 страницах. Сраженья будут, но не всю эпопею. Не они главное в ней. Прекрасных дам и блистательных рыцарей, Вы тоже не найдете. А вот обычных людей, пусть и высокого звания, полно. Причем персонажи достоверные, не схематичные, очаровывающие своим реализмом.

Вы любите следить за судьбой ГГ.? А его в эпопеи нет. Но Вам на выбор будут предложена целая россыпь героев. И каждый выберет себе того, за кого и будет переживать больше всего. И порой злиться, что именно ему не отведена большая часть повествования. И что он, на продолжительное время, исчезает со страниц.

Борьба «добра» со «злом»? С обязательной победой Добра? Но в жизни добро далеко не всегда побеждает зло. И в ПЛиО так же. Да и нет очень уж резкого деления на хороших и плохих. (Ну, может только если 2-3 персонажа) Не так белы Старки. И ни где золотом по белому не расписана чернота Ланистеров. Характеры, и поступки персонажей реальны. И похожи на нас самих, или наших знакомых.

Вы читает книгу как бегство от действительности? Тогда не берите ПЛиО в руки! Реализм, порой жуткий, и страшный реализм эпопеи может ранить. И для Вас книга не станет убежищем. Она жизненна и достоверна. Достоверна в поступках, мотивациях персонажей. В том, как мы живем, и в том, какие глупые и чудовищные ошибки порой совершаем. И как порой не можем понять и простить друг друга.

Если я не запугал Вас, то смело беритесь. И очень надеюсь, что не пожалеете.

Дочитав «Пир стервятников» я, наконец-то, нашел для себя самый главный изъян ПЛиО.

На данный момент нет продолжения. А так и хочется воскликнуть: «Я требую продолжения банкета». Песнь самая лучшая книга прочтенная мной за последние лет 15. Таких сильных ощущений от книги не испытывал давненько. Теперь, даже страшно взять что-то другое Мартина. А вдруг разочаруюсь в авторе? Правда подобные сомнения были когда-то и по Симмонсу. Может опять повезет?

Очень жду продолжения. Если бы была оценка 12, то поставил бы её не задумываясь:pray:

Оценка: 10
– [  44  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сразу скажу дальше идет сумбур. Очень сложно передать все эмоции, которые дает ПЛиО, но я все-таки попробую.

Мартин тот камешек, что изменил старый поток фэнтези. Он привнес в жанр нечто новое (ну не совсем так, скорее забытое старое). А именно психологизм, реалистичность, понятие живого мира.

Ведь многие читали огромное количество книг, в которых все есть, но в мир не веришь. Тут все не так. Мир выписан с любовью к деталям, каждый камешек занимает свое нужное место в таком прекрасном сооружении как ПЛиО. Одни камешки несут в себе историю мира. Другие характеры персонажей. Третьи интригу. И с каждой книгой все четче видно насколько прекрасные шпили будут в конце у этого замка.

В ПЛиО есть масса плюсов. Каждый добавляет еще больше силы и шарму ПЛиО.

Самый первый это персонажи. Они разные, каждый видит мир по-своему. Каждый имеет свой микро мир, в котором он и живет. Хотя иногда эти мирки пересекаются, и выходит поистине завораживающие вещи. И самое главное это размытое понятие добра и зла. Таже сложность, что и в жизни. Конечно, всегда можно подвести всех под одну гребенку, но стоит посмотреть глубже и можно сразу понять, что так легко тут не разобраться. Лучше всего сказал про это сам Мартин – “Я устал от черно-белого фэнтези, поэтому пишу всеми оттенками черного”. Полностью согласен.

Второй это эпичность. Нам предлагают все стороны событий, и мы вправе выбирать тех кто нам ближе. Но стоит всегда бояться, ведь мир суров, и неизвестно к кому заглянет леди в белом. А может это наш любимец? Здесь нет противостоянии добра и зла. Здесь есть люди, преследующие свои цели. Готовые на все или нет. Все зависит от огромного количества события, людей и нюансов.

Третий это язык. Он сочен и интересен, не страдает от недостатка деталей и в тоже время они не кажутся лишними. Есть юмор, жаль не весь дошел к нам. В оригинале его больше. Но он хорош, хотя бывает и черен. Текст настолько жив, что не читать просто невозможно, оторваться от каждой строчки просто непосильный труд. Это великолепно.

Четвертый это мир. Он многопланов. В нем есть разные социумы и разные точки зрения на них. В то же время они не кажутся глупыми или высосанными из пальца. Они органичны в этом мире. Здесь есть и морозный и суровый Север. И жгучий экзотичный юг. И просто города в которых живут очень разные люди.

Пятый это реализм. Свой особый реализм. Он может ранить, а может наоборот захватить. Он позволяет испытать огромное количество эмоций. Персонажи поступают согласно свои мотивам. Они живут и любят, допускают ошибки и побеждают. Они живут, самодостаточной частичкой мира.

Шестой это как я уже сказ эмоции. Они сильные, они задевают. А ведь эмоции это самое сложная из отрасли искусства, с ними очень тяжело работать. Но ПЛиО это удается. Вы будете и смеяться, и плакать, радоваться и ожидать худшего, нервничать и испытывать умиротворение. Огромный спектр. А еще тут мало магии. И это чудесно, Мартин понимает, что магия это соблазн сыграть на рояле в кустах. Но он так не сделает. Он располагает людьми которые должны сами пройти сквозь все. И могут надеяться только на себе и своих близких ( и то не всегда). Мир реалистичен еще тем, что тут, как и в жизни пешки становятся кардиналами, а короли падают с шахматной доски, и больше никогда не возвращаются.

Многие тут говорил, что книги часто затянуты, а я вот не соглашусь. Мартин умелый писатель, и если вам кажется, что какие-то подробности лишние вы заблуждаетесь, Мартин потом вам об этом напомнит, он удивит вас. Детали строят мир.

Этот цикл меня поразил и оставил неизгладимое впечатление. Я прочитал первые три книги запоем за неделю, я просто не мог оторваться. Это было просто нечто. Такое у меня почти не случалось. И я благодарен Мартину за это.

Минусы. Честно я их не вижу. Да я фанат ПЛиО и Мартина. Но я не могу заставить себя искать какие-то неточности и несуразности. Зачем? Мир прекрасен, персонажи живые, суть и смысл в книгах огромен. Что еще надо?

Извиняюсь за свой сумбурный отзыв, но мне тяжело как-то связно выделить все, что я испытываю по отношению к ПЛиО. Могу только сказать, что если бы я мог, я поставил бы циклу 100 из 10. Но тут так нельзя. На этом все.

Оценка: 10
– [  42  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оценивая ПЛиО, очень трудно не пытаться связать специфику романа с личностью автора.

Изучая жизнь Мартина, испытываешь небольшое смятение. Что, как и отчего возникает в его жизни — совершенно непонятно. В его жизни нет ясности и цельности, скажем, Кинговской биографии. В ней много неожиданных поворотов, совершенно необъяснимых поражений. Жизнь Мартина сумбурна. Он пробует себя в разных жанрах, он мечется. В НФ Мартин добился признания, но оставался во втором эшелоне. В 79-м собирался писать роман о детях, обладающих даром пирокинеза, но прочел «Воспламеняющую взглядом» и, по собственному признанию, понял, что его обставили и положили на обе лопатки. В 82-м написал роман «Армагеддон» — о рок-музыкантах. Сам автор, издатели возлагали на роман много надежд, считалось, это будет прорыв. Вместо этого они получили сокрушительный провал. Последующие книги Мартина отказались печатать, перед ним захлопнулись все двери, его практически вышвырнули из книжного бизнеса. Мартин начинает сотрудничество с телевидением. Особого успеха не добивается. Причина — в собачьей сути киноиндустрии, но не только в ней. Сейчас сценарии Мартина опубликованы, и можно признать — он был посредственным сценаристом. Его «Порталы» не превосходят «Чародея», «Звездные врата», «Смертельную битву», любой фантастический сериал для подростков, который мы смотрели в 90-х. Сюжеты банальны, герои ходульны, диалоги примитивны. Совершенно неясно, как этому автору удалось создать такой напряженный, драматический цикл, как ПЛиО. В его более ранних работах нет никаких намеков на способность создать нечто подобное. Он отличный писатель, с богатой фантазией, способный до галлюцинаций описать что угодно. Но он плохой психолог, его герои плоски и порой скучны, они не вызывают никакой симпатии. Совсем не похоже на тот пир характеров и положений, который мы вкусили в «Песне».

Эксперименты Мартина в хорроре тоже не вызывают особого энтузиазма. «Шесть серебрянных пуль» Мартин писал почти год, но в результате получилась приключенческая повесть, в коей нет ни ужаса, ни тайны, ни напряжения. Когда говорят о мастерах хоррора, о Мартине вспоминают в последнюю очередь.

В итоге, Мартин написал свое самое значительное произведение в жанре, который, как выяснилось, не знал и презирал. Мартин никогда не собирался ничего писать в жанре фэнтези. Чтение Тэда Уильямса показало Джорджу, что фэнтези тоже может быть настоящей литературой.

Читая Уильямса, сразу видно, откуда растут уши у «Песни». «Слезы и Терн» отлично написаны, до мелочей проработаны, сразу видно, что у автора серьезные намерения. Но у «Терна» есть два недостатка. Очень медленный сюжет и странная манера автора уделять самым ярким персонажам очень незначительное внимание, а на первый план выдвигать героев скучных. Мартин эти недостатки учел, и ПЛиО вышла куда поживее, хотя столь же проработана.

До ПлиО в 90-х, оказавшись за бортом кинобизнеса, Мартин занимался «Дикими картами». Вышел полууспех: из одиннадцати запланированных книг вышли только 6.

Потом ПЛиО. И тоже странная история. Человек прочел Уильямса, вдохновился и решил написать целую эпопею в жанре, в котором прежде почти не писал. Учитывая успех цикла, можно предположить здесь авторскую смелость. Но мне здесь видится беспечность и юношеская самонадеянность. В Мартине никогда не было здравого расчета, основательности, умения видеть на два хода вперед — вещей, которые позволяли людям вроде Кинга добиваться ошеломляющих успехов почти гарантированно. Успех ПЛиО Мартином не был запланирован, от него не зависел. Здесь опять видим тот же поворот Судьбы, и причины, побудившие автора взяться за цикл, снова покрыты мистической тайной.

Ему и раньше случалось принимать непонятные решения, совершать недальновидные поступки. В 70-х он очень быстро заключает брак с поклонницей — чего делать никому не рекомендуется — и тот оказывается неудачным. В конце десятилетия пишет в соавторстве с Лизой Тартл, и это решение мне тоже непонятно. Лизе это соавторство дало больше, чем Мартину, тогда он был автором более высокого ранга. Если бы не их совместные романы, о Лизе мы бы и не вспомнили.

Они даже друзьями не были. Жили на разных концах страны. Мартин отсылал написанные главы Тартл, она возвращала ему по почте свои — вместе с его собственными, откуда совершенно хамским образом выбрасывала целые куски текста. Мартин ни разу не выразил ни малейшего протеста.

Получив аванс за злополучный «Армагеддон», Мартин тут же купил себе новый дом. После, чтобы оплачивать кредит, ему пришлось занять унизительную должность киношного ремесленника.

И решение писать фэнтези было первым его скороспелым и трудно объяснимым решением, принесшим вместо горькой неудачи сокрушительную победу.

О беспечности Мартина уже сказано. Второе, что бросается в глаза в его личности — некое безволие, покорность Судьбе, абсолютная неспособность активно изменить ситуацию, беззащитность перед обстоятельствами.

Третье — стоит отметить, что Джордж никогда не умел писать быстро — что по меркам книжного бизнеса равносильно преступлению. Он всегда опаздывал — с романом о детях-пирокинетиках, с повестью об оборотнях (сдал в набор позже всех), с «Дикими картами». Теперь, когда Джордж вроде стал большим и толстым крокодилом, опять двадцать пять — очень медленно пишет последние книги цикла. Нелепая ситуация: сериал снимается быстрее, чем пишутся книги. Поговаривают, что заключительные сезоны сериала снимут раньше, чем Мартин закончит книгу! И последние серии не будут иметь с циклом ничего общего! И Мартин никак не сможет повлиять на эту ситуацию. И смешно, и грустно, и снова какое-то недоумение. Мартин — единственный американский автор, абсолютно не приспособленный к бизнесу и индустрии — ни книжной, ни киношной. Такое ощущение, будто у этого человека начисто отсутствует понятие хода времени, и он из него постоянно выпадает. В итоге все его достижения или уплывают из рук, или оборачиваются комическими ситуациями.

Наконец, последнее, что бросается в глаза в Джордже — его пессимизм. Он самый пессимистичный из современных писателей такого уровня. Даже «Темная Башня» не производит такого удручающего впечатления, как «Песнь». В «Башне» много света, несмотря ни на что, в «Песне» только мрак и тоска. Проявления любви и добра выглядят случайностью и заканчиваются ничем. Мир Роланда выглядит умирающим, но в нем скрыта некая веселость. Там можно любить, там была любовь и верность, благородные поступки. Поражение Роланда — его личная вина, все зависит от него. В Вестеросе ничего этого нет. Королевство вроде процветает, но на деле оно уже мертво. Вестерос ассоциируется у меня с поздней осенью, с опадающей гниющей листвой, с тоской, с холодным мертвым океаном на краю одинокой, брошенной земли. Бороться там не за что и не для чего. Глупая суета сует. Если цикл закончится хэппи эндом, я сожру собственные ботинки.

Герои Мартина похожи на него самого. Они стараются казаться сильными, хитрыми и расчетливыми, но это иллюзия — они все глупые, недальновидные, жестокие дети. Их поступки поспешны и нелогичны, они ребячливо унижают других и глупо и нелепо гибнут сами. Их характеры одномерны — у каждого одна четкая и простая мотивация — деньги, власть, секс, месть. Меньше всего герои ПЛиО хотят любви. В любовь таких людей не веришь, она, как детская влюбленность Мизинца в Кейтилин, выглядит или глупой блажью, или просто не попадает в тон характера. В отношениях между персонажами нет ничего, кроме борьбы за власть, нет любви, дружбы и доверия, диалоги самых преданных друзей полны споров и взаимных оскорблений. Для Мартина отношения между людьми, даже самыми близкими — банальное выяснение силы.

Кажется, для героев ПЛиО нет ничего святого. Наоборот, эти люди слепо верят в себя, придают огромное значение вещам, которые на деле ничего не стоят. Принимают решения, руководствуясь принципами, которые не имеют под собой никакого основания. Они — слепые котята, ползающие во мраке. Они слабы и беззащитны перед поступью Рока. Они пытаются, рвутся к власти изо всех сил, но успех краток и неизменно оборачивается трагедией. Планы не сбываются, ни один поступок не оказывается правильным, будущее обманывает их. Иллюзию силы им дает только мощь их мелких страстишек, но ничто не спасает их — ни добро, ни благородство, ни показной цинизм и приземленность. Они или глупы, или слишком хитры.

Характеры героев очень четко прорисованы, но, на удивление, оказывают очень слабое влияние на судьбу героев, на их поступки. Как и у Толстого, для Мартина человек — сочетание несочетаемых, противоречивых качеств, можно сказать, что у героев ПЛиО вообще и нет четкого характера, а есть какая-то роковая смесь различных пороков и слабостей, из которых ОБСТОЯТЕЛЬСТВА в данный момент лепят тот или иной поступок. Все герои Мартина не активны, они реактивны.

Еще один парадокс. Персонажи все очень убедительны, но взгляните, о други: они взяты не из жизни. В реальности вы никогда не встретите Тириона, или Теона, или Недда. Женщины не бывают такими, как Серсея, они чуть сложнее. Герои Мартина — это не люди, а персонификации различных пороков.

Величайшим успехом Мартина стало всеобщее мнение, будто в цикле много насилия. Это не так. Просто сцены насилия всякий раз вызывают целую бурю эмоций. Это точно не тот случай, когда блеклые герои, походя и без особого блеска, гибнут пачками. Здесь герои достоверны и с ними сживаешься, гибнут они жестоко и несправедливо. Само описание смертей вызывает в читателе какой-то животный ужас. Погружаясь в мир Вестероса, испытываешь неприятное чувство агорафобии вкупе с развивающейся манией преследования. Кажется, что находишься в маленькой тесной комнате, в которой ползают сотни змей — хочется спрятаться, забиться в угол, но спрятаться негде, Судьба в виде меча твоего врага, или брата, или отца, настигнет где угодно. Чувствуешь себя жалким, маленьким, беззащитным. Одна девушка написала, что Мартин беспристрастен, как сама Смерть. Я с этим совершенно не согласен. Смерть милосерднее, чем Мартин. Яркий пример — сцена казни Неда. Одной этой сцены достаточно, чтобы навсегда избавиться от романтизма.

В целом, можно констатировать, что вещь близка к совершенству. ПлиО можно закрывать тему эпической фэнтези. Писать подобные произведения после Мартина — просто бессмысленно.

Оценка: 10
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Песнь Льда и Пламени» — это как если бы в первом томе «Гарри Поттера» Снейп сбросил Дамблдора с башни, потом Гермиона отрубила Гарри голову, а впереди ещё шесть книг.

Читатель приходит в себя, вспоминает намёки, крючки, вешки и соглашается — всё к тому и шло с первых строчек, всё логично и абсолютно адекватно.

В ужасе ждёт, что же дальше.

Потрясающие виражи. Потрясающая динамика.

И вместе с тем — у мира книги удивительные отношения со временем. История здесь не растворяется, как мы привыкли, во тьме за границей нескольких сотен лет. Все её тысячелетия или даже десятки тысячелетий — вот они. Как морское дно под прозрачной водой, вроде бы совсем близко и можно достать рукой.

Две, три, четыре тысячи лет назад уже была Стена и были Старки.

Скромный межевой рыцарь помнит и знает своих предков до семнадцатого колена.

Люди, которые обосновались в Вестеросе несколько сотен лет назад, всё ещё считаются чужаками.

Парадокс. Всё в этом мире кипит и взрывается. Рождаются и умирают королевства. Рыцари и монархи убивают друг друга, драконы появляются и исчезают. А время как будто застыло.

Все бегут, бегут, бегут, чтобы остаться на месте.

Никакого прогресса, а взамен — бесконечная память о прошлом.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что следует знать тому, кто собирается начинать читать ПЛИО?

Первое — это фэнтази, но далеко не обычное. Мартин описывает более менее стандартный псевдосредневековый мир, но его мир явлается по сути постмагическим, в который постепенно возвращается магия.

Второе — Мартин создал в высшей степени реалистичный мир, но следствием этого явилась его сложность и изобилие действующих лиц. В мире ПЛИО присуствуют сотни названых мест и действует в общей сложности более 2000 названных персонажей. Разумеется не все они одинакого важны для сюжета, есть такие, которые умирают, едва успев появиться, но иногда случайно вроде бы упомянутый персонаж оказывается «ружьем на стене», которое потом стреляет, да еще как стреляет.

Третее — книга многослойна. Поначалу из за изобилия персонажей читателю непросто разобраться, что к чему, но когда ему наконец кажется, что разобраться удалось, то выясняется, что события то показаны глазами различных персонажей, а они вдь могут и ошибаться или чего то не знать. У читателя может сложиться определенное мнение о каком то из персонажей, а потом поменяться на почти противоположное. Или остаться практическим таким же, как было изначально, но знать где все так и есть, а где лишь только кажется заранее невожножно.

Жанр ПЛИО определить очень сложно. Да, по внешним признакам — мечи, магия, драконы, прочие магические создания — это «высокое фэнтази», но реально фэнтазийного в тексте не так уж и много. Основное место уходит на драму, интриги, детективные элементы и так далее. Фактически это мутльтижанровое произведение.

Все перечисленное, а так же очень высокая психологическая достоверность персонажей, причем не только основных, но и второстепенных, реализм, отшлифиванность деталей и диалогов (правда в большой степени утраченная в переводах) приводит к тому, что если читатель не бросает ПЛИО прочитав несколько глав. (Альтернатива бросанию — диагональное чтение, но лучше уж просать так как ПЛИО читать по диагонали нельзя категорически), то он втягивается и превращаетя в фана Мартина. При этом все отмечают, что фаны у Мартина не просто есть почитатели, но в высшей степени преданные почитатели. Те, кто оценил ПЛИО по достоинству практически едины в мнении, что в жанре фэнтази после Толкиена никто нечего такого уровня еще не писал.

И еще одно — готовьтесь к тому, что каждую книгу придется прочесть более одного раза, так как при первом прочтении засечь все важные детали и понять весь подтекст практически невозможно. Так что при повторном прочтении книги могут показаться еще лучше, чем они были при первом.

Оценка: 10
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для меня ПЛиО — это прежде всего великолепнейшая рыцарская эпопея. И только потом — фэнтези. Да, творят магию жрецы бога Рглора, да, стоит Стена изо льда, а из-за нее машут кулаками Иные, да, покойники встают и создают собственные отряды (кстати, вот эта линия с живыми мертвецами кажется мне несколько притянутой. Ну да это личное мнение)... Но главное ведь не это. Главное — это когда Джейме Ланнистер прыгает в яму с медведем, спасая Бриенну. Главное, это когда маленькая Арья Старк возвращается спасти Якена Хгара. Главное, когда юный Робб Старк собирает войско и одерживает победы над прославленными полководцами. Главное, когда Кровные Дейенерис Бурерожденной остаются с ней до конца, невзирая ни на что. Главное, когда Лорас Тирелл в первых рядах штурмует Штормовой предел и берет его. Это когда бастард Джон Сноу убивает своего начальника и идет к одичалым — чтобы в конечном итоге победить. Это — рыцарский роман наивысшей пробы. Такой, который я всегда мечтал прочитать. И когда сбываются такие вот мечты, ты чувствуешь счастье.

Я обязательно еще вернусь к «Песне...». Может быть, даже не раз. Потому что это — нечто.

А вообще непросто писать отзыв на еще не оконченную книгу. Вот, допустим, скажу я, что линия Брана кажется мне скучноватой. А кто его знает, как ему суждено проявиться. Не зря же Мартин говорит, что это совершенно особый персонаж. Или вот линия Кейтелин. Ну чистая курица-наседка ведь. Ан нет, вполне вероятно, что еще нарыдаются от Беспощадной самые бесстрашные рыцари.

В общем, будем еще читать и радоваться тому, что ждет нас в будущем. Игра престолов продолжается:)

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ещё задолго до появления сериала на экранах, в одном интервью я совершенно случайно наткнулась на упоминание об этом фэнтези-цикле, доселе «широко известном в узких кругах». Заинтересовавшись, решила начать чтение первого тома – пресловутой «Игры престолов». И… была покорена. С тех пор в моей читательской душе поселилась пламенная любовь к этой, не побоюсь этого слова, Великой фэнтезийной саге.

Многие презрительно покачают головами и, сквозь зубы, процедят о сугубо развлекательных целях сего «чтива», о его несостоятельности и якобы идейной ущербности в противоположность «классике» и «более интеллектуальной прозе». Но! Классика принадлежит к совсем иной весовой категории. А в «интеллектуальной прозе» сегодня затесалось немало «ремесленников» и откровенно коммерческих авторов с целой командой «литературных негров», которым до иных задумок «Песни» — как до спутника Земли ползком.

В чём же нарративная мощь этого произведения? «Песнь льда и пламени» — уникальный пример посттолкиеновского фэнтези. Мартин одним из первых вплёл в ткань эпического повествования множество элементов историко-авантюрного романа, зашкалив градус противостояния, туго закрутив клубок интриг и приправив всё это щедрым отображением средневековой жизни без прикрас. Как читатель, я с головой ушла в перипетии атмосферного мира Вестероса – мира, где зимы могут длиться десятилетиями, где бушует пламя войны и не угасает борьба за право сесть на Железный Трон, где кипят вендетты и созревают заговоры, где честь семьи или клана стоит на вершине системы ценностей. Масштабное батальное полотно приобретает новое измерение ещё и благодаря тому, что Мартин очень тонко прорабатывает в саге мистико-магическую линию. Тут не швыряются файерболлами, нет. Магия в мире «Песни» тонка и вроде бы невесома. Мы застаём Вестерос в переломную эпоху, когда, словно на последнем издыхании, магия пытается влиться в ткань бытия. Возрождаются драконы и лютоволки, просыпаются от ледяного сна Иные, хмурятся чардрева и снова горят валирийские свечи.

Сюжет неповторим в своей закрученности и непредсказуемости, все ружья на стенах стреляют с утроенной силой. История тут повторяется фарсом, а героев тревожат смутные предчувствия и загадочные пророчества, исполняющиеся самым парадоксальным образом… Сколько копий можно сломать о лихие сюжетные виражи, сколько теорий можно построить в попытке разгадать тайны мрачных предсказаний! Слог Мартина прост, но по-своему поэтичен и изящен, диалоги естественны. Настоящая находка – это полифоничная структура повествования «Песни», где каждая глава написана от лица разных персонажей. Тем самым у читателя появляется шанс не только взглянуть на события, но и покопаться в сознании героев саги… хотя приём «ненадёжного рассказчика» не дремлет.

Нельзя не сказать об одной из главных жемчужин «Песни льда и пламени» — об её персонажах. Их тут целый легион, но основные события крутятся вокруг человек 20-25. Здесь практически нет безликих картонок, каждый так или иначе облечен в плоть и кровь. Каждый таит секреты в уголках своей души, каждому можно в чём-то посочувствовать, а в чём-то – осудить. Нет чисто белых и черных красок, есть серые полутона, за счёт чего и достигается психологическая достоверность героев. Многие персонажи на протяжении повествования эволюционируют. Или мутируют. Один из самых ярких примеров – пара близнецов Ланнистеров. Если Джейме оказался способным встать «на путь истинный», то вот Серсея всё упорнее стремится к моральному дну. Или взять сестёр Старк. Сначала я была в восторге от Арьи, а Санса раздражала безумно. Но перечитав, я поняла, что ожесточение Арьи может обернуться «путём в никуда», а вот Санса ещё удивит и возьмёт реванш в «игре престолов».

В общем, галерея персонажей настолько многообразна, что каждый читатель сможет сначала определить одних фаворитов, а потом, при повторном прочтении – уже других. В этом один из плюсов цикла — он не одноразовый. Автор тщательно насыщает текст аллюзиями и «мимолётными» деталями, поэтому при последующем прочтении можно многое для себя открыть. Интересна и общая композиция цикла. Если первые три тома – это первый раунд «игры престолов», а катарсис его – «Красная свадьба», то последующие две книги («Пир стервятников» и «Танец с драконами») – это передышка перед финальной схваткой, цейтнот, когда на поверхность вылазят новые пешки. Последние же два тома должны явить решающую партию, когда на кону окажется не только пресловутый Железный трон, но и судьба всего мира.

Да-да, именно так. Не упрекните меня в пафосности. Мы видим Вестерос на пороге катастрофы. На пороге неотвратимых перемен. Меч истории безжалостно уничтожит одних и пощадит других. И мир больше никогда не будет прежним. Пусть Мартин пишет последние книги столько, сколько нужно. Дайте ему время. Это его opus magnum. Ещё долгие годы сопоставимого по мощи произведения в жанре мы не увидим. Есть ли фэнтези после Толкиена? Как выяснилось, есть. А есть ли фэнтези после Мартина? Покажет лишь время.

Сойдутся в финальной схватке два антипода – Лёд и Пламя. Мир содрогнётся, но сможет пережить и это. Мы начали слушать эту песнь вместе с маленьким мальчиком Браном. А закончим – с последним зелёным сновидцем. The last Greenseer.

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень необычное произведение для жанра фэнтези. Можно сказать новое слово в жанре. Здесь нет ни стандартных эльфов-гномов-орков ни вселенского Зла (есть что-то там на Севере, но это не Зло, а скорее Угроза), ни даже «меча и магии» в привычном фэнтези-смысле. Нет в ней и Главного Героя, которому Суждено Свершить Великое Пророчество. Вернее он есть но “о трёх головах” и пока что не проявился. Кроме того он совсем не Главный. Видимо для того Мартин и создал его “о трёх головах”, чтобы он не стал таковым. Однако необычность саги Мартина не в этом. Мало ли саг где магия вторична, а на первый план выходят интриги, войны или что-нибудь ещё, и не сразу разберёшь где тут главный герой. Да, мало. Но они есть. Необычность прежде всего в детально проработанных персонажах. Стандартные фэнтези-типажи как то: герой-бастард (Джон), девочка-беглец (Арья), принцесса в башне (Санса) вдруг обретают у Мартина объём и становятся живыми людьми! Невероятная для фэнтези вещь!

На мой взгляд такой подход не случаен. То тут то там проглядывает сценаристское прошлое Мартина. Постоянные описания того, кто во что одет, схематичное и местами совсем не литературные описания природы (по типу: замок – высота такая-то, материалы такие-то). Вообще вся сага выглядит как один большой телесериал, а не литературное произведение. Но при этом сериал высшей пробы. Как «Lost» или «Battlestar Galactica», где сюжет непредсказуем даже в мелочах и до последней серии непонятно что же вообще происходит, а главным становится даже не сюжет а жизнь и судьба главных героев, каждый из которых чем-то симпатичен а чем-то и отвратителен. Добавьте к этому живой язык и нетривиальность повествования и получите одно из лучших произведений в жанре фэнтези.

P.S. Не правы те кто называет сагу рыцарским романом — для рыцарского романа здесь слишком много фэнтези-атрибутики. Речь идет не столько обо всяких там Иных-колдунах-драконах, но скорее о социальных аспектах мира Мартина — одно только войско евнухов-рабов рушит весь псевдоисторический реализм. А собственно рыцарство представлено в саге совершенно не рыцарственным с какой стороны не посмотри И пусть меня уверяют что де на самом деле рыцари средневековой Европы были далеко не ангелы небесные, но во-первых — и не такие вот как у Мартина тоже, а во-вторых — в рыцарском романе рыцарь это рыцарь и никто другой. Да и вся сага написана не о рыцарях, а о другом.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие считают, что Мартин — первооткрыватель жанра темного фентези. Это одновременно и верно, и нет.

Если судить строго по формальным признакам, то до Мартина было немало авторов, успешно экспериментировавших с реализмом и циничной чернушностью в фентези. Был и «Черный отряд» Кука, и «Ведьмак» Сапковского, и «Ниффт» М.Ши. А элементы ТФ встречаются и у Кинга, и у Желязны. То есть «ПЛИО» чисто хронологически никак не является прародителем жанра и даже не относится к ранним его представителям.

И вместе с тем, я считаю, что «Песнь» — пионер темного фентези. Дело в том, что до Мартина ТФ было своего рода «полем экспериментов». На нем пробовали свои силы авторы, которым было тесновато в сахарных рамках классического фентези, кто хотел пощекотать нервы читателям жесткими сценами или неожиданными героями. Это особенно заметно у Кука. Сапковский пошел по слегка иному пути, «темнота» его сюжетов скорее в постоянной апелляции к «тьме в душе», к психологии злодейства. Но все равно все эти произведения несли в себе самую суть классического фентези — благородного (пусть и «по-своему») героя и значительную долю нереалистичности происходящего. Магия, сверхъестественные способности, чудовища.

Мартин же впервые решил сделать фентезийный мир реалистичным. Циничный реализм его книг не является самоцелью как у Кука или темой для философствования, как у Сапковского. У Мартина он просто есть потому что такова жизнь его персонажей и его мира. Окруженный врагами герой погибает не потому, что надо повергнуть читателя в шок, а потому что окруженные врагами люди имеют склонность погибать. Это жизнь, ничего личного. Благородные герои у Мартина нарисованы такими, какие они есть в действительности, т.е. вызывают одновременно и восхищение, и желание сделать facepalm. Потому что благородство именно так и выглядит в реальности, оно всегда иррационально и непрактично. В этом его величие и его патетика.

Магия? Она тоже выглядит так, какой была бы, существуй она на самом деле. Волшебство у Мартина — это нечто мрачное, слабо изученное, часть народа, включая даже образованных людей, в него просто не верит, никто толком не знает что это, и даже сами адепты тайных знаний не очень хорошо понимают, какими силами управляют.

Проще выражаясь, авторы раннего темного фентези принесли в фентези классическое мрачные элементы, а Мартин стал первооткрывателем мрачного реализма. Это открытие свело воедино зародившиеся элементы нового жанра и создало новое, цельное направление.

Не обошлось, правда и без ложки дегтя. С развитием серии, как мне кажется, Мартин несколько увлекся убийствами ключевых героев, скатившись к подходу Кука — «чернуха ради чернухи». Смерть героев из тонкого инструмента превратилась в визитную карточку и приманку для читателя.

Кроме того, не может не огорчать коммерциализация серии. Все эти продажи героев-смертников, тотализатор вокруг того, кто «будет следующим» и т.д. не прибавляют уважения к автору.

Но несмотря на выше перечисленное, ПЛИО остается мощнейшей вехой в жанре и просто увлекательной, интересной серией романов. Будем надеяться, Мартин сумеет достойно ее завершить.

Приятного чтения!

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Песнь Льда и Огня» — однозначно шедевр. Это серьёзная взрослая литература. Все без исключения книги написаны качественно, без халтуры и уклонения от деталей. Отсюда и единственная претензия к Мартину — он о-очень долго пишет продолжение. Но для тех, кто хочет ознакомится с данным циклом, 5 книг думаю достаточно. А ознакомится с ним я рекомендую всем кто умеет и любит читать книги, а не журналы про машинки. Далее, чтобы снять ярлыки — это не «фэнтези», в общем его понимании. Тут нет феечек, магии, непонятных хоббитов и обожаемых молодыми девушками эльфов и вампиров. Это в первую очередь книги про людей, и чуть-чуть про драконов. Наиболее точное определение – это средневековый роман, ближе к которому «Графиня де Монсоро», наверное из тех что я читал когда был школьником. Но это настоящий средневековый роман без идеализации того времени. Сейчас большинство представляет средневековье как хрустальный шар со снежинками, галантными рыцарями и надушенными леди. На самом деле такого не было, в войне Алой и Белой Розы (которая и послужила прообразом цикла Мартина) была кровь, жестокость, предательство, любовь, измена, казни, тюрьмы, увечья и людские страдания. Это честно, Мартин и пишет честно. Отсюда и второй ярлык — «дарк», тёмное. Чтобы было понятно, это не героика, Конан-варвар у Мартина может умереть навсегда, а не переходить в 40-ую книгу меняя титулы как у Орловского. Никто не остаётся прежним пока живёт в реальном мире, у Мартина персонажи тоже меняются, они растут, меняют приоритеты, становятся лучше или хуже, но каждый из них проработан автором до мельчайших деталей, все их поступки чем-то продиктованы — особенностями их характера, обстоятельствами, их понятием о справедливости. Нет шаблонов, однозначно плохих или хороших персонажей, но каждый вызывает эмоции и каждый западает в душу читателя и остаётся там навсегда. Самая близкая аналогия, для тех кто в теме — сериал «Во все тяжкие». Пинкман и Уайт, кто они были год назад и кто они сейчас, прошло всего 360 дней — но как их перемолола жизнь! И ещё Мартин умеет удивлять, неожиданность поворотов сюжета – одна из самых сильных его сторон, и это не «рояли в кустах», всё что будет дальше в книгах, всё что случается, было уже раскидано по кусочкам из которых сплетутаются узелки повествования. Повествования, происходящего в вымышленных Семи королевствах, ожидающих неумолимого наступления самой жестокой и долгой многолетней зимы, где во главе угла находится противостояние двух древних сверхъестественных сил, дремлют драконы и много-много простых людей. которых вот-вот втянет в водоворот войны. Вот в принципе и всё, что я хотел сказать о лучших 5 произведениях современной литературы. Удачи, зима близко... и вас есть время и долгие зимние вечера чтобы окунуться в мир Песни!

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Масштабнейшая фэнтезийная эпопея. У «Песни льда и огня» множестов достоинств. Одно из них — ее правдоподобность и достоверность. Видимо, так и должна выглядеть борьба за власть в средневековом королевстве, где кланы борются за право посадить на престол своего ставленника, где многочисленные родственники покойного правителя бьются насмерть за то, чтобы стать первыми. В переплетении сюжетных линий не так просто разобраться, но со временем начинаешь понимать, кто за что борется, кто кому помогает, кто с кем враждует, и события сразу становятся более понятными. В книге множество персонажей, главных и второстепенных, и, по сути, все они выписаны очень живыми. К ним сложно относиться равнодушно, их можно любить или ненавидеть. И все же это не просто рыцарский роман. Далеко на Севере, за Стеной, происходят таинственные и грозные события. Странные создания набирают силу и готовяться обрушиться на погрязшее в усобицах и забывшее об опасностях королевство. Магия в романе не является повседневной реальностью, но она есть, и с ней нельзя не считаться. Безусловно, Мартин создал великое произведение.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Зима близко. Белые вороны разлетаются из Староместа. Ходоки просыпаются в лесах за Стеной и остаткам Дозора вряд ли хватит сил, чтоб сдержать их натиск. Мир уже не тот, что прежде. Исчезли чародеи. Чардрева вырублены или сожжены и не поют больше Песнь Земли Дети леса. Чудеса древней Валирии забыты, а небеса опустели без драконов. Но что до того людям? Созданиям, чьи лорды превыше всего ценят власть и готовы заплатить за желаемое любой ценой, а короли так глубоко погрязли в борьбе за Железный трон, что даже самая разрушительная война не в силах их остановить? Неспокойные времена настали для Вестероса. Но скоро, скоро все изменится. Ведь далеко на востоке Дейнерис Бурерожденная пробудила драконов. Ведь за Стеной Бран Старк почти добрался сердца древнего леса, а Джон Сноу ведет одичалых в последний дозор. Ведь с севера уже веют первые ветры Зимы.

Без преувеличения “Песнь льда и пламени” Джорджа Мартина можно назвать главным фэнтези-циклом последнего двадцатилетия. Первым догадавшись сплести воедино реализм средневековой истории и сказочность фэнтезийных миров, Джордж завоевал признание читателей, получил массу наград и породил целую волну подражателей. “Песнь льда и пламени” не уступает по популярности “Властелину колец” Толкиена, а практически каждую новую книгу цикла Locus награждает титулом “Лучший роман года в жанре фэнтези”. Да и сериал, который вот уже третий год снимается каналом HBO, только подогревает интерес к вестеросской эпопее.

Действие “Песни” разворачивается в мире, где лето и зима могут длиться от нескольких месяцев до многих десятилетий. Винтерфельский лорд Нед Старк становится десницей короля в то время, когда в Вестеросе подходит к концу Долгое Лето и приметы обещают не менее затяжную зиму. Его дети следуют за отцом в Королевскую гавань, а внебрачный сын Джон Сноу отбывает на север нести службу в Ночном дозоре. Последнюю осень Вестероса окрасят пламенем гибель короля Роберта Баратеона и разгоревшаяся вслед за ней война за престолонаследие.

В центре поветствования несколько сюжетных линий: судьбы таких разных детей Неда: Роба, Арьи, Брана, Сансы, Рикона и Джона, путь Дейенерис от беглой наследницы престола до практически королевы Востока, история презираемого собственной семьей карлика Тириона Ланнистера. И это не говоря о бесчисленных кандидатах на престол. На шахматной доске Мартина расставлено много фигур и с каждым новым шагом все больше пешек стремятся попасть в ферзи.

У «Песни Льда и Пламени» множество сильных сторон. В первую очередь — это масштабность происходящего: два огромных континента, где практически каждый город получает свою долю экранного времени, сложные и разветвленные родственные отношения между персонажами, многоходовые политические и военные стратегии и полная реалистичность происходящего. Во вторых — проработанность описанного мира. Для того, чтобы фэнтезийный мир получился живым мало продумать только его географию и историю. Нужны легенды, мифы, сказки, нужны устоявшиеся обычаи, обряды, поверья, особенности, характерные для каждой местности, в конце-концов, нужны песни. Со всем этим Мартин справляется на отлично. Песню о Медведе и прекрасной деве знает, пожалуй, каждый бродяга, в землях Ланнистеров поют грустную балладу о “Рейнах из Кастамере”, а в Риверране можно услышать песню о Дженни из Старых Камней. Рабыни Востока делятся друг с другом мифическими историями о драконах, в свете камина старые бабушки рассказывают внукам полузабытые сказки о детях леса, великанах и Долгой зиме, а каждый замок хранит легенды о своих основателях.

И, наконец, загадки. По тексту разбросано множество зацепок, связанных с генеалогией и пропавшими персонажами. Подобные мелкие загадки — своего рода игра для внимательных читателей. Мартин любит разбрасываться намеками, но, скорее всего, большую часть из них удастся заметить только при повторном прочтении, когда следующие сюжетные хода уже известны. Но есть и загадки другого рода — мозаика событий прошлого, обрывки которого иногда всплывают в разговорах или воспоминаниях самых разных героев (именно таким образом по крупицам собираются детали восстания Роберта Баратеона, правления Таргариенов или проишествия в Летнем Замке), а также загадки мироустройства Вестероса. Кто такие Дети Леса, откуда приходят Иные, как драконы и смена времен года связаны с магией, что могут варги и зеленовидцы, в чем заключаются цели жрецов Рглора, Безликих и народа Края Теней, сколько правды в преданиях о Долгой ночи и почему исчезла Валирия? Зацепки, которые подбрасывает Мартин, способны запутать даже мудрецов Староместа, а окончательные ответы на них дадут лишь “Мечты о весне”.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, это удивительная книга... Казалось бы, что особенного — несколько сотен мелких и крупных властителей ведут между собой войны — естественно, за власть, за корону. И что интересного в переплетениях судеб и взаимоотношений этих властителей, тем более описанных не только на момент действия, но с множеством экскурсов в прошлое — давнее и не очень...

Но из-под этой внешней сюжетной оболочки постепенно, шаг за шагом, штрих за штрихом, проступает МИР, в котором все это происходит, удивительно реалистичный, хотя и не имеющий к миру нашему никакого отношения. Фантастики в этом мире практически нет, хотя есть ее постоянное ожидание — что-то подсказывает нам, что древние легенды и сказки были когда-то реальностью, а то, что драконы существовали еще сотню лет назад, так это вообще факт, с которым никто не спорит.И при каждом намеке на волшебство начинаешь ожидать этого волшебства, и уже сам слышишь в шелесте листьев богорощи ответ на молитвы героя книги.

Космография этого мира — необычна. Годы идут привычной чередой, но существует понятие зимы и лета, периодов холода и тепла, продолжающихся многие годы. И ожиданием зимы полны страницы книги, хотя об этом и не говорится почти нигде... Мир этот имеет разных богов — древних, явно языческого плана, новых, «Семерых», которых далеко не сразу мы узнаем по именам, и совсем уж внове в этих краях единый бог, привнесенный из каких-то других земель. И если раньше боги мирно уживались — люди поклонялись тому, кому хотели и это не было причиной вражды, но единый бог — агрессивен... Или, точнее, агрессивны его жрецы.

Назвать книгу рыцарским романом нельзя ни в коем случае, хотя половина героев — рыцари, рыцарями мечтают стать их дети, постоянно проводятся рыцарские турницы и красавцы в латах сражаются за прекрасных дам... Жизнь — не турнир, и честь рыцаря — понятие непростое. И когда перед рыцарем встает дилемма «честь или жизнь близких», то далеко не всегда он выбирает честь. А уж если «честь или престол» — то уж совсем слов нет, хотя короли — тоже рыцари!

Каждая глава книги написана с точки зрения одного героя — мы видим сюжет с разных сторон баррикад, перегородивших воюющий мир. И нет среди героев абсолютно положительных и абсолютно отрицательных — они просто живут в своем мире, добиваются своих целей, вполне понятных, применяя методы, тоже вполне понятные, хотя вопрос об этичности этих методов лучше не задавать. В общем — люди... И именно этим — мастерски написанным полотном человеческих взаимоотношений — и ценна эта весьма незаурядная книга...

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

На данную эпопею можно смотреть с разных точек зрения. В одном взгляде, если сравнивать с высококультурными литературными произведениями (а сравнений с другими прочитанными книгами в таком взгляде не избежать), может содержаться скептическое отношение, основывающееся на особенностях акцента Мартина на чрезмерной жестокости, насилии, сексе и пр. Я бы хотел оправдать Мартина, не потому, что я его поклонник, а потому, что я уважаю его талант Мастера эпического масштабного dark fantasy.

Данный жанр в противовес сказочному фэнтези акцентирует внимание на суровой жёсткой правде Средневековья, показывает рыцарство таким, каким оно на самом деле было в истории и отражает жизнь в её жестокости и бесжалостности. Таково Средневековье, Тёмные века — и это воплощается в мире Вестероса. Поэтому всё реалистично и натуралистично, единственный минус, что, я считаю, не очень хорошо, — то, что Мартин «смакует» пошлость и насилие, смерть в некоротых местах, что влияет на читателя. Но это простительно, если мы будем смотреть объективно.

По таланту прописания огромного мира и его насыщенности Мартину действительно нет равных со времён Толкиена. По интересу и атмосфере — воздейстивие великолепное. Персонажи — прекрасные.

Цикл — шедевральный.

И он ценен в том плане, что рвёт напрочь с эскапизмом. Вот вам правда. Что делать, такова жизнь. Делайте выводы.

Высококультурные люди будут его критиковать за воспитание жестокости в людях, лишение нравственных принципов. Но ЧТО несёт роман — это уже для каждого своё. Мартин показывает Жизнь, а делать выбор каким быть — вам. В чём тут упрёк произведению?

Высший балл. Великолепно

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Посмотрела отзывы — О, да! Отзывы под стать этой эпопее:)))))))

Боже мой, как я читала эту книгу!!!!

Запоями, урывая минутки и секундочки. То хохотала дьявольским смехом, то хихикая, то затаив дыхание от возбуждения.

О, Джордж Мартин наверняка в этом смыслит не только на бумаге, еще тот извращенец:)

Мой мир увеличился на целую планету, которую я знала пожалуй лучше России:)

Я любила их всех, пока они не кончились, и все же после первой же книги я отдавала себе отчет, что это всего лишь жвачка. Очень вкусная, увлекательная, жевачка.

Но как бы то ни было, Дейенерис, я жду твоего триумфа! Дрого, я почти умерла вместе с тобой. Арья, я — это почти ты, или наоборот. Бес, я бы любила тебя.

Они стали мне как семья...

А на месте Сансы, я бы не тупила, а сбежала бы с Псом:)

В общем как видите я побывала в этом мире на всех позициях, я прожила многие жизни.

Автор, как говорится, пиши, ждемс!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх