Рэй Брэдбери «Кошки-мышки»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В 2155 году на планете идет война и мир катится в пропасть радиоактивного пламени и безумия. В это время открывается Бюро путешествий во времени. Роджер Кристен, один из создателей новой бомбы, вместе с женой отправляются в 1938 год. ХХ век кажется им раем и они хотят остаться здесь навсегда, но они нужны Будущему и за ними посылают целую команду.
Так же:Рей Брэдбери. В будущее: [Рассказ] / Пер. с англ. // Наука и техника (Рига), 1981, №3 – с.30-31; №4 – с.30-33.
Входит в:
— журнал «Argosy (UK), September 1950 (Vol. 11, No. 9)», 1950 г.
— антологию «The Best Science Fiction Stories: 1951», 1951 г.
— сборник «Человек в картинках», 1951 г.
— журнал «Вокруг света 1963'03», 1963 г.
— антологию «Stories Not for the Nervous», 1965 г.
— сборник «The Vintage Bradbury», 1965 г.
— антологию «The Mindworm», 1967 г.
— журнал «Сельская молодежь 1975'11», 1975 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— антологию «Библиотека фантастики в 24 томах. Том 18/1. Американская фантастическая проза», 1989 г.
— антологию «Обмен Разумов», 1989 г.
— антологию «Дисплей фантастики», 1990 г.
— антологию «Звездные короли», 1991 г.
— антологию «Садок для рептилий. Часть I», 1991 г.
— антологию «Планета Норагаль», 1996 г.
— антологию «Голоса пространства», 1997 г.
— антологию «Звезда по имени Галь. Земляничное окошко», 1999 г.
— антологию «Могильщик», 2002 г.
— сборник «The Dragon Who Ate His Tail», 2007 г.
— антологию «Апрель в Париже», 2012 г.
Номинации на премии:
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2001 // Переводной рассказ (США, 1950) |
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
primorec, 25 января 2013 г.
Разве можно судить тех, кто хочет бежать от такого будущего? От мира, где самый привычный звук — топот марширующих бесчисленных армий и самая знакомая мелодия — военный марш. Где взрывы заставляют содрогаться весь мир от сотрясения, превращая здания в развалины, а людей в неподвижные, истекающие кровью тела. Война любит смерть, но что же делать людям, которые так любят жизнь, праздники, солнце и мир, но вынуждены все время ломать себя и трудиться над все новыми и новыми орудиями убийства?
Остается им только бегство. Корпорация «Путешествия во времени» дает супругам Кристен такой замечательный шанс: отправиться из охваченного военным безумием 2155 года в мирную, полную веселья, ярких красок и зажигательной музыки Мексику 1938 года. И ничего удивительного, что супругам, познавшим лучшую жизнь, не хочется возвращаться в век войн и всеобщего безумия.
Непросто быть беглецами, если за каждым углом мерещится погоня/и не без основания/ , если на пятки наступают ищейки, стремящиеся вернуть из такого чудесного прошлого в сулящего одни только беды будущее. Страшная игра в «кошки-мышки», когда беглецы — «мышки» пытаются спрятаться и стать неразличимыми на общем фоне, а коварные преследователи — «кошки» не просто загоняют несчастную жертву, но и играют ее чувствами, то ослабляя хватку, то снова сжимая коготки.
Вот такой психологический этюд от Великого Мастера. Просто, коротко и емко. И думалось о том, что недаром же возникло такое страшное будущее. Может оно родилось от того, что все живущее не слишком ценили свое настоящее, отмахивались от проблем и не задумывались над происходящим? И бежали разными способами от своего времени, предоставляя «кошкам» создавать по своему вкусу будущее для «мышек»?
Славич, 1 апреля 2011 г.
Вчера перечитал «Кошки-мышки» в переводе Норы Галь (кстати, название этой игры можно предать с английского как «Лиса в лесу»). Рэй Брэдбери не устаёт радовать. Динамичное повествование с сильным накалом внутреннего напряжения, вполне детективная интрига. Как всегда – без ущерба для литературной составляющей. Признаюсь, мне больше по душе произведения, где автор не старается минимизировать фантастическое допущение. Здесь же есть всё, что нужно.
В рассказе встретятся несколько мыслей, которые громко прозвучат в более поздних книгах Брэдбери. Страшный мир будущего. «Он был точно огромный чёрный корабль, он покинул берега разума и цивилизации и мчался во тьму, трубя в чёрный рог, и уносил с собою 2 миллиарда людей, не спрашивая, хотят они этого или нет, к гибели, за грань суши и моря, в пропасть радиоактивного пламени и безумия». Меньше чем через 3 года из фразы «Они жгут наши книги» вырастет роман «451° по Фаренгейту». Не удивительно, что от такого «Завтра» героям хочется убежать.
Тема туризма во времени найдёт своё отражение в знаменитом рассказе «И грянул гром». Только выводы будут гораздо более неутешительны: всякое изменение в прошлом приведёт к катастрофе.
Особенно колоритным получилось описание мексиканского праздника в самом начале. Восемь лет спустя классик сделает мексиканцев главными героями рассказа «Чудесный костюм цвета сливочного мороженного».
В отзывах можно услышать: «Зачем чете Кристенов вообще позволили отправиться в 1938 год? Почему не предотвратили побег?». Ответ очевиден: чтобы у сотрудников Сыскного бюро был повод побывать в прошлом, насладиться вкусной едой, изысканными напитками и всем прочим. Они-то знают, что могут попасть в любое место и любое время. И незаменимого учёного они всегда догонят…
Признайтесь, никому не хотелось отвлечься ненадолго от проблем и вернуться в прошлое? А вы говорите — эскапизм… Только от настоящего не уйдёшь.
Рекомендую всем, кто хочет полнее познакомиться с творчеством признанного мэтра, Рэя Дугласа Брэдбери.
lubar, 22 апреля 2011 г.
Сильный рассказ. Когда машину не вернули в 4 часа, у меня он четко наложился на «Следующий» из Темного Каранавала. Та же Мексика, те же непониманию между американцами и мексиканцами и та же безысходность для напуганной женщины. Картинка получилась многогранная. Без всяких ужастиков в будущем всегда найдутся те, кому уютнее в прошлом. Об этом существует множество фантастических рассказов. С другой стороны в условном будущем мы видим знакомые картины тоталитарного общества с глобальным контролем за человеком, гонки вооружений и спецслужб, которые для своего развлечения позволяют мышкам побегать.
Ну конечно отлично показаны основания почему надо вернуть беглецов. Попроще: уникальный ученный должен доделать бомбу. И посложнее: катится в ад веселее, зная, что никто не сбежит. Действительно удивительно, спецслужбы не переживают , что мир обречен, а занимаются поиском беглецов. И громко звучит тема долга перед тоталитарным государством.
Повесть попытка к бегству Стругацких очень похожа на «Кошки мышки», хотя с инверсией прошлое-будущее. И возвращается Саул сам и перспектива у войны Саула есть. И все-таки они как бы дополняют друг-друга.
Error, 3 октября 2017 г.
В принципе — то банальная история и весьма избитая в хронооперах тема беглецов во времени. Но для 1950 года весьа добротно исполненная. Описание работы спецслужб с двумя этапами ликвидации очага — первым и явным, с предложением прекратить бегство — в лоб и откровенно, второй — с группой прекрытия из киношников и уже явным деактивированием очага опасности. Но как на мой предвзятый взгляд, не хватает оканчательной хлёсткости и жёсткости закрутки интриги и сюжета. Думаю, не стоит здесь искать социальные подоплёки в сюжетности. Они немного обозначены в самом тексте не более как корни произошедшего. Главное же — уход, убегания людей от надоевших, обыденных забот повседневности.
За рассказ большой плюс Мастеру.
Книжный червь, 18 июня 2011 г.
Жёсткий антивоенный рассказ. Хорошо описаны образы, сильная атмосферность. Иногда даже те отдельные люди, руками которых государство творит историю, не могут ничего сделать против этого государства.
ZiZu, 5 декабря 2006 г.
Они посчитали себя умнее государства. Думали, что смогут обмануть такую огромную систему, тем более живущую в военное время и контролирующую всё.
viv, 30 декабря 2007 г.
Уйти от системы сложно. От любой — от тоталитарной или от военной системы будущего... Такой вот странный детектив — все равно догнали...
Сказочник, 27 апреля 2012 г.
Гениальный в своей простоте рассказ, прекрасная социалка от Мастера... Думаю, по прочтении этой вещи, смело можно называть Брэдбери Хэмингуэем от фантастики.
Adiga-man, 23 ноября 2010 г.
Рассказ получился «полный напряжения, тревоги и неизвестности», с неожиданной развязкой.
P.S «Сколько бы мыши ни прятались, кошка всё равно их изловит».
god54, 30 сентября 2009 г.
Уже не первый рассказ автора, в котором герои бегут в прошлое от войны в будущем. И на этот раз он написан очень красиво и главное придумана великолепная развязка: сколько мышкам не бегать, все равно их изловит кошка. Отличное, постоянно держащее в напряжении развитие сюжета.
IlyaS144, 29 октября 2008 г.
один из лучших рассказов автора на тему перемещения во времени, на ряду с «и грянул гром»( всем советую). держит читателя в напряжении до финальной сцены- атмосфера выдержана идеально. на мой взгляд, рассказ на тему ничтожности одного человека перед обществом. отличная повесть, читается легко. финал довольно неожиданн, но вполне предсказуем. всем советую читать, если не жалко 15 минут)
Дика, 27 сентября 2006 г.
Странная связь времен! И остается не понятным, какое время причина, а какое следствие...:dont:
amak2508, 23 октября 2014 г.
Эффектный рассказ. Причем сразу как в плане развития сюжета, так и в чисто психологическом плане.
Конечно, честь и хвала Мастеру, который из, в общем-то, простенькой идеи о беглецах из будущего, сумел создать увлекательное повествование с неожиданным финалом. Но главное достоинство рассказа — это, все-таки, его эмоциональная составляющая.
Автору удалось создать красивый психологический этюд, в котором эмоции его героев меняются с воистину непостижимой быстротой: то страх — то надежда, то отчаяние — то облегчение, то сомнение — то уверенность... Даже всерьез сопереживая этим симпатичным ребятам — героям рассказа, нельзя не оценить глубину и красоту того психологического калейдоскопа, в который они попали.