Антон Первушин, Василий Владимирский «Космическая фантастика. Космос будет нашим!»
Много лет отечественные фантасты мечтали о покорении человеком космоса. В антологии «Лучшая космическая фантастика. Космос будет нашим!» представлены лучшие произведения признанных русскоязычных авторов разных поколений: от классического рассказа братьев Стругацких «Десантники» до нового рассказа Сергея Лукьяненко «Мальчик-монстр», ранее в книжных изданиях не выходившего. Авторов сборника объединяет вера в то, что космическая экспансия неизбежна. Ведь проникновение человечества в глубины Вселенной принесет землянам не только доступ к неограниченным ресурсам, но и богатство новой культуры, ростки которой пробиваются уже сегодня в книгах тех, кто мечтает о завоевании космоса во благо всего человечества. Космос должен быть нашим! Космос будет нашим!
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mputnik, 8 апреля 2023 г.
Неудачный сборник. ИМХО, естественно. На истину в последней инстанции не претендую. И тем не менее.
В некоем виртуальном (отражающем общестатистические данные) стандарте 30% текстов — вполне достойны всяческого внимания, 30% — нечитабельны в принципе, остальные 40% — ни то, ни се. Здесь же достойных — всего 18%, зато нечитабельных — аж целых 42%. Однако уровень стандартного болота — остался на прежнем уровне ( те же 40%). Если это удача, то я трамвай.
Оных достойных внимания — всего трое: Десантники, Ручей на Япете и Эпоха великих соблазнов. Грустно это всё, братья и сёстры. Куда ни кинься — всюду откровеннейший маразм составителей. Или — даже нечто хужЕЕ маразма
Dark Andrew, 26 июля 2008 г.
Должен признаться — я не люблю антологии. Не рассказы, нет, малую форму я как раз читаю с большим удовольствием, а именно антологии. И не нравятся они мне своей бессмысленностью. Возьмём, скажем «Волшебников», или «Лучшее за год», или «Золотое время» — все антологии подобного типа собраны по принципу «с миру по нитке». В них отбираются лучшие по мнению составителя произведения, но неимеющие между собой ничего общего. И даже в антологиях вроде «Волшебников» или «Мифов мегаполиса» нет у произведений ничего общего, кроме маленького сюжетообразующего элемента. Так я думал до самого последнего момента. Но новая антология от «Азбуки» моё мнение изменило — можно, можно сделать что-то большее, чем просто сборник разноплановых произведений.
Но начнём с начала... Внимание моё вначале приковала к себе обложка, на редкость красивая и удачная. И конечно название. Я давний любитель космооперы и решил, что и здесь подобраны как раз такие рассказы. И представляет моё удивление, когда прямо в предисловии один из составителей прямым текстом пишет, что антология не совсем «космооперная». Даже не так — рассказы о космосе, но принципиально не звездные войны в далеком будущем. Рассказы о том, что человечеству без космоса нельзя, рассказы о космосе, как среде обитания. Заранее забегая вперёд — составителям это удалось! Сборник просто потрясающий. Что ещё бросилось в глаза сразу — новых произведений почти нет, всё переиздания, причем часть — советского периода. И это пошло только на пользу.
Все произведения разбиты на несколько тематических блоков, причем у каждого блока своё предисловие. И кроме того общее предисловие ко всему сборнику за авторством Антона Первушина, где рассказывается история российской-советской-российской космической научной фантастики. Предисловие очень интересное, хотя мне показалось, что некоторые известные тексты были неупомянуты совершенно зря.
Первый раздел — «Пробный шар» — рассказы советского периода, посвященные вопросу — можно ли расплачиваться человеческими жизнями за проникновение в космос, за то, чтобы получить новую информацию, за то, чтобы человество двигалось дальше по своему пути. Когда я прочитал тему то был весьма удивлен — ответ на этот вопрос казался однозначным, но рассказы, раскрывающие эту тему с разных сторон заставили меня задуматься и очень серьёзно. Забегая вперёд, стоит заметить, что и «Анграв VI» Г. Прашкевича из другого раздела антологии также косвенно затрагивает эту тему.
Во вторую часть — «Враг на орбите» — вошла замечательная пара рассказов на тему альтернативной советской космонавтики. Разные по стилю, они тем не менее отлично подошли под концепцию сборника — «космос будет нашим». Третий рассказ этого раздела («Возвращение в красном» А. Бессонова) идейно выпадает из раздела, но из-за малого объёма и сыграв на контрасте с «технологическими» «Выступлением космонавта Комарова в сельском клубе» А. Первушина и «Наш ответ Чемберлену» А. Измайлова, тем не менее не показался лишним или чужеродным.
К сожалению, того же нельзя сказать о следующем разделе — «Наши в космосе», где собраны «преимущественно юмористические рассказы». Совершенно замечательное «Время великих свершений» О. Дивова открывает тему важности космоса для человека. Продолжение этой темы почти рядом — в следующем разделе, но чтобы добраться до него надо пройти через «Мальчика-монстра» С. Лукьяненко и «Экспонат» А. Етоева, которые настолько выбиваются из остального сборника, что крайне сложно понять мотивы их включения. Если рассказ Лукьяненко могли включить ради имени, то зачем было печатать рассказ Етоева о маразматическом подходе советской армии к решению задач лично мне абсолютно непонятно. Сами по себе рассказы и Лукьяненко и Етоева весьма симпатичны, но в середине данной антологии они выглядят совершенно личными.
В почти последнем разделе «Дорога к звездам» представлено пять замечательных рассказов, но опять же один из них выглядит лишним. Речь о «Секунданте» А. Громова. После «Вон! К звездам!» Ю. Бурикна, «Ты любишь джаз?» Е. Первушиной и просто потрясающего по глубине «Я не трогаю тебя» С. Логинова, которые последовательно продолжают и развивают идею необходимости космоса и показывают, что может быть, если человечество от космоса откажется, прикольный рассказ Громова выглядит совершенно нелепым. Ему место было бы в юмористическом разделе, но нет — он здесь, причем составители не нашли ничего лучше на тему потеряных колоний Земли и налаживания контактов с людьми, которые уже не земляне. Мало того, что все почти все предыдущие рассказы рассказывали о близком будущем, а «Секундант» о далеком, так и тема по факту не раскрыта вовсе. И завершает этот раздел «Анграв VI» Г. Прашкевича, о котором я уже упоминал. Тоже далекое будущее, но в отличии от «Секунданта», идея столкновения человечества с чем-то непозноваемым не выглядит лишней, тем более, что решение, которое надо принять главному герою очень интересно перекликается с решениями персонажей рассказов из первой части сборника.
И, наконец, в качестве бесплатного приложения, в антологию вошла повесть неизвестного российского автора Леонида Афанасьева «Путешествие на Марс», написанная в 1901 году. По современным меркам она довольно смешная (одно описание того, чем занимались путешественники во время перелёта многого стоит), но в качестве дополнения к основной части антологии смотрится замечательно.
Вот собственно почти всё. Замечательный сборник, который ни в коем случае нельзя пропускать, если вы любите космическую фантастику. Огромное спасибо составителям! Только одна ложка дёгтя портит удовольствие. Зачем писать о темах и идеях произведений раздела в предисловиях к этому разделу?! Моему возмущению просто предела не было, когда прочитав предисловие к «Пробному шару» я узнал сюжетные развязки половины рассказов.
Итого: Очень рекомендую. И жду появления следующего сборника в котором рассказы будут разивать одну и ту же тему, полемизируя при этом друг с другом.
И мои рекомендации к будущим читателям:
— НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не читайте предисловия к разделам, а точнее ту их часть, которая описывает сами произведения.
— пропустите рассказы Лукьяненко, Етоева и Логинова, читая при этом остальное именно в том порядке, как оно собрано в антологии, чтобы темы рассказов перекликались между собой.
vve, 10 февраля 2010 г.
Люблю читать сборники, ежегодники, антологии. Не мог пропустиь и антологию «Космическая фантастика. Космос будет нашим». Как оценить столь разные по уровню рассказы?
«Долгие годы составители фантастических антологий не могут придти к единому мнению: куда именно выгоднее помещать самые ударные произведения сборника — в начало, в середину или в конец? Этот вопрос только на первый взгляд кажется абстрактным и малозначимым. Ведь именно от композиции антологии в конечном счете зависит, какое впечатление она произведет на читателя — не захлопнет ли тот книгу с зевком, пролистав десяток страниц, доберется ли до финала?» Эта аннотация к сборнику «Русская фантастика 2009» утверждает, что если заманишь читателя хорошими рассказами в начале сборника, то он дочитает все до конца и при этом общее впечатление останется прекрасным. А вот и нет. Прекрасные первые четыре рассказа в разделе «Пробный шар» не помогли мне осилить середину. А рассказы в разделе «Наши в космосе» вообще, мне кажется, не к месту в данной антологии. Не помог исправить впечатление и прекрасный финиш — «Анграв VI» Прашкевича. Итого: понравились пять рассказов из пятнадцати, не густо.
vad, 2 октября 2008 г.
В сборники я бы особенно выделил: «Десантники», «Встреча на Япете», «Могильщик» и «Анграв-VI» — это действительно достойнейшие рассказы, настоящая классика отечественной НФ! Также обратите внимание на «Эпоха великих соблазнов» и «Секундант» — но это уже не серьёзные, а просто отличные юмористические истории. Но целом же подборка рассказов мне не понравилась, по крайне мере я ожидал большего от сборника с таким названием.
Ну и еще замечу: не смотря на то, что в антологии оказались собраны в основном интересные рассказы, про сам космос набирается не много — больше все же про планеты. :)
elent, 12 декабря 2009 г.
Наилучшин вещи сборника: Встреча на Япете, Могильщик, Десантники, Я не трогаю тебя, Секундант, Анграв.
Грустновато. Когорта молодых писателей проигрывает корифеям еще советских времен. Писать разучились? Или.. не научились?
LAN, 18 ноября 2008 г.
Сборник, в принципе, понравился. Портят его, на мой взгляд, только откровенно слабые рассказы Андрея Измайлова и Сергея Лукьяненко (увы! дожили — рассказ Лукьяненко портит антологию:frown:).
В целом довольно удачная подборка рассказов и повестей — и классических Стругацких, Михайлова, Балабухи, Рыбакова, и относительно новых Первушина, Дивова, Громова, и совсем древних (в единственном числе — повесть 1901 г. Л. Афанасьева «Путешествие на Марс»).
В лучшую сторону отметил бы давно мною любимый «Вон! К звездам!» Юлия Буркина и впервые прочитанную мною прекрасную НФ повесть Геннадия Прашкаевича «Анграв-VI».
И еще. Уважаемый Dark Andrew уже советовал ни в коем случае не читать предисловие к разделам. Присоединяюсь — спойлер на спойлере и спойлером погоняет. /Один из составителей сборника В. Владимирский ехидно проехался в своем ЖЖ, что сюжет большинства данных произведений «каждая собака наизусть знает». Видно шибко ученые собаки попадались — я вот только у «Десантников» сюжет досконально помнил, а рассказы Рыбакова, Балабухи и Логинова вообще прочитал впервые и, в принципе, с удовольствием./