FantLab ru

Стивен Кинг «Тьма, — и больше ничего»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.42
Голосов:
446
Моя оценка:
-

подробнее

Тьма, — и больше ничего

Full Dark, No Stars

Сборник, год

Аннотация:

Четыре повести под одной обложкой, объединенные мотивом зловещего Незнакомца, своего рода темной сущности, живущей в душе каждого человека, и заставляющей его совершать неожиданные и страшные поступки.

Примечание:

В новом издании сборника к четырем изначальным повестям добавился рассказ “Нездоровье”, включенный в западное издание сборника в 2011 году.

В произведение входит:

8.39 (763)
-
31 отз.
7.69 (572)
-
21 отз.
7.84 (567)
-
17 отз.
8.20 (684)
-
19 отз.
8.21 (267)
-
1 отз.
7.27 (315)
-
8 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
Премия Брэма Стокера / Bram Stoker Awards, 2010 // Авторский сборник

лауреат
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2011 // Сборник

Номинации на премии:


номинант
Портал, 2012 // Переводная книга ("Повна темрява. Без зірок")


Тьма, — и больше ничего
2012 г.
Тьма, — и больше ничего
2014 г.
Тьма, — и больше ничего
2015 г.
Тьма, — и больше ничего
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Full Dark, No Stars
2010 г.
(английский)
Full Dark, No Stars
2011 г.
(английский)
Full Dark, No Stars
2011 г.
(английский)
Повна темрява. Без зірок
2011 г.
(украинский)
Full Dark, No Stars
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 августа 2012 г.

Наконец-таки и я добрался до данного сборника.

Ну что могу сказать?... Книга удалась на славу, в очередной раз продемонстрировав те грани таланта Мастера, за которые большинство из нас его так любят.

Но, обо всем по-порядку...

А первой по-порядку следует повесть «1922» — мощная психологическая и порой весьма жуткая притча, в основу которой положена старая как мир истина — «не рой яму другому, а то сам в нее попадешь».

Произведение удивительно достоверное и в повествовательном (мелких деталей бытоописующих жизнь американских фермеров и маленьких городков начала XX века не просто много, их — великое множество) и в психологическом плане (с одной стороны переживания главного героя, которые хоть и поданы им же самим несколько отстраненно, но всё равно таящие в себе глубокую боль от совершенных им деяний, а с другой — упадок рассудка сына фермера, ставящий крест на его дальнейшей счастливой жизни вместе с отцом на родной земле).

И хотя вторая часть повести получилась «слабее», концовка — бескомпромиссная, как приговор судьи, и стремительная, как удар палача, — поставила эффектную точку в произведении.

Вслед за «1922» Кинг знакомит нас с не менее отталкивающей историей, полечившей в русском переводе название «Громила».

Как мне кажется, создавая данную повесть, Мастер руководствовался принципом писать «несерьезно в серьезном жанре», поскольку сама тема изнасилования хоть и придает мрачный оттенок повествованию (не может не придавать), общее повествование в массе своей полно некоего черного юмора (достаточно вспомнить как героиня вся в крови по-сути покидала место преступления на лимузине или как она просматривала фильмы о насилии над женщинами и последовавшим после этого возмездии преступникам и составляла план своей собственной мести пресловутому Громиле...).

Также замечу, что произведение несет на себе легкий отпечаток литературного стиля «двойника» Кинга — Ричарда Бахмана, который косвенно даже упоминается в тексте:

«Легковушка — это оказалась легковушка, а не пикап — проскочила мимо, не снижая скорости. Из нее донеслись громогласные аккорды группы «Бэкмэн-Тернер овердрайв»: «…тебе еще не довелось видеть такое…» Она проводила глазами промелькнувшие задние габариты и, почувствовав, что может вновь отключиться, хлопнула обеими руками по щекам.»

«Бэкмэн-Тернер овердрайв» — не что иное, как «Bachman-Turner Overdrive», канадская рок-группа, инициатором создания которой был бывший участник «The Guess Who» — Рэнди Бэкмен (Randy Bachman), чья фамилия была использована Кингом при создании псевдонима.

Еще одна любопытная деталь в повести связана с табаком «Принц Альберт»:

«Тесс услышала шаги больших ног и встала в пол-оборота, так чтобы свет сквозь граненое стекло выхватывал лишь малую часть ее лица. Отняв от груди блокнот, она притворилась, будто что-то записывает. Опустив плечи и слегка ссутулившись, она вполне могла сойти за даму, проводившую опрос воскресным вечером; она устала, и ей всего лишь надо узнать у очередной женщины название ее любимой зубной пасты (ну, или там насчет табака «Принц Альберт» в банке) и — скорее домой.»

Любопытной она становится, если вспомнить следующий эпизод из романа «Оно»:

«Бен открыл рот, чтобы ответить, чтобы сказать, что Пеннивайз, наверное, рехнулся, если думает, что он, Бен, поднимется по лестнице, но тут же понял: произнеси он хоть слово, все повернутся к нему, все подумают, а не псих ли он?

- Ладно, я знаю, что ты не можешь ответить, — крикнул Пеннивайз вниз и захихикал. — Хотя я чуть не провел тебя, правда? Извините, сэр, принц Альберт* в вашем сортире?.. Это так?.. Лучше выпустите бедолагу. Извините, мэм, это ваш холодильник убегает?.. Ваш?.. Тогда не стоит ли вам его поймать?

Клоун на верхней лестничной площадке запрокинул голову и визгливо расхохотался. Смех отразился от купола ротонды, будто стая летучих мышей, и Бену лишь невероятным усилием воли удалось удержать руки внизу, не дать им подняться и заткнуть уши.

* — Шутка, в которой обыгрывается трубочный табак «Принц Альберт»...»

Простое совпадение?... Вряд ли... Ведь дальше следует такой эпизод:

«Они добрались до гостиной. На стенах висели трогательные картинки — клоуны, большеглазые зверушки, — а полочки со столиками захламляли многочисленные безделушки типа стеклянных шаров со снегом, разных статуэточек и фигурок в стиле Марии Хуммель, умилительных медвежаток и керамического домика, будто из сказки о Гансе и Гретель.»

В общем и целом, повесть удалась: читается легко и с большим интересом, а ее финал (я имею ввиду заключительные строки, подводящие итог всему произведению) лично для меня займет достойное место среди моих любимых концовок у Кинга, вместе с уже упоминавшимися «1922» и «Оно», а также «Противостоянием», «Ловцом снов» и «Томминокерами».

Далее, по-очередности, следует небольшой рассказ «На выгодных условиях», показавшийся мне вариацией мастера на рассказ «Кнопка, кнопка...», одного из его любимых писателей — Ричарда Матесона.

Впринципе, история достаточно занятная, но уж слишком короткая, чтобы можно было сказать о ней что-то существенное.

Большим плюсом для меня стал тот факт, что Кинг решил не наделять своего героя какими-либо моральными принципами, создав по настоящему злого и алчного персонажа.

Теперь перейдем к «Счастливому браку», оказавшемуся, как и следовало ожидать, не таким уж и счастливым, словно спелое зеленое яблоко с червоточиной глубоко внутри.

И хотя по-началу сюжет повести кажется несколько фантастичным, то к концу вопросов о его «подлинности» уже не возникает... Настолько силен талант автора «оживлять» любую выдумку по-средством зелья, замешанного на мелких (реалистичных) деталях...

И, как и всегда, старина Кинг не обошелся без черного юмора (только он мог поселить маньяка, скрывающегося под маской добропорядочного семьянина по адресу Шугар-Милл-лейн, 24: «Sugar Mill Lane» — по-факту «Переулок «Сахарная тюрьма»...).

Подводя итог, скажу, что сборник, несмотря на свою предсказуемость, получился весьма разносторонним, на редкость мрачным и пугающе достоверным — еще одна прогулка читателя во тьме вместе с ее преданным поклонником.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 июля 2013 г.

Вообще дословно название сборника «Полная тьма, нет звезд», и я думаю оно вполне подходит. Сборник на мой взгляд вышел намного сильнее, некоторых предыдущих, и кажется все благодаря плотности текстов и содержания. В угоду качественности, в сборник вошло четыре текста, что сразу обусловило его как полностью тематически подходящее и нужное, без воды. Именно в новом сборнике нет таких вещей чтоб как у многих авторов, чередовались хорошие рассказы со средними и слабыми, поэтому сборник вышел ровным, сильным и подходящим названию.

В новом сборнике Кинга действительно много тьмы, и в человеческих сердцах и там нету света, даже света далеких звезд, что идет нам миллионы лет через задворки вселенной. И именно таких мы видим героев произведений, Уилфред со своим сыном взявший грех убиства жены, Тесс решившая на месть, человек заключивший сделку с дьяволом и не раскаивающийся в том что обрек человека на муки, Боб одержимый убийствами и Дарси пошедшая спонтанно на убийство своего мужа. Наверное единственными оправданиями из всех этих героев есть у Тесс и Дарси, и тут заметно начинает пролегать сквозь сборник тема правосудия, ну кроме пожалуй «На выгодных условиях», погибает фермер с сыном, убивает насильника писательница, а жена квитается с мужем за все его злодеяния над другими.

Истинным шедевром сборника стала повесть «1922», жуткая и реалистичная проза о судьбе семьи. На мой взгляд она настолько убедительна, психологична и трогает за душу, что можно лишь поражаться мастерству Кинга, который проявил дар мощного реалистического драматурга, способного поспорить с корифеями истории литературы. «Громила» на мой взгляд более банальная история, хотя снова очень хорошо и интересно выписанная. « На выгодных условиях» шедевр в жанре сделки человека и дьявола поданный в новом ракурсе и смысле меняя представление об всей картине в общем. «Счастливый брак» о не знание человека и трудностях восприятия его тьмы в душе. И оборачиваясь на все это, после прочитанных мною ранее «Все предельно» и «После заката», хочется отметить что среди этих «Тьма...» выгодно выигрывает, хотя бы не обилием текстов, а строгой плановостью и полным воссозданием внутренней атмосферы и настроения сборника.

Очень мощный сборник, не изобилующий множеством и числом, а берущий качеством. Достойное чтение всем любителям литературы на любой вкус.

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 марта 2011 г.

Я вообще в последнее время не очень люблю короткую форму у Стивена Кинга. Точнее не то, чтобы не люблю, а просто нет желания и интереса читать его рассказы или повести. Да, есть несколько историй, которые я обожаю у Кинга, готов перечитывать раз за разом. «Пляж», «Тот, кто хочет выжить», «Плот», «Бабуля» — некоторые из них. Но чаще всего остаешься равнодушным. Вот с этим сборником получилась примерно такая же ситуация: хорошо, добротно по большей части, но эмоций почти никаких не возникло. Я быть может даже и не взялся бы за его чтение, однако привлекла выбранная Кингом тема, одна из моих любимых — месть.

«1922» перенесет читателя, как это уже понятно из названия, в 1922-й год, в штат Небраска, где на небольшой ферме главный герой повести Джеймс Уилфрид ведет долгие споры со своей женой Арлетт по поводу ста акров земли, доставшейся ей по наследству от отца. Арлетт мечтает о городской жизни, о своем собственном магазинчике и хочет продать землю одной крупной компании, после чего переехать в Омаху вместе с сыном Генри. Джеймс против, он прикипел к своему родному дому всей душой и не желает никуда переезжать, а уж тем более терять своего сына. Выход главный герой находит только в убийстве жены, после чего вся его жизнь медленно, но уверенно, летит под откос и заканчивается трагичным финалом в отеле «Магнолия» так нелюбимой им Омахи.

Первая половина повести написано Кингом на отлично. С огромным интересом следишь за тем, как Джеймс понемногу «обрабатывает» своего сына, настраивая его против матери, подговаривая к убийству. За тем, к чему приводит это деяние; как постепенно меняется характер Генри. Как меняется характер самого главного героя, как разрушается его жизнь. В итоге выходит эдакое мини-«Преступление и наказание» от Стивена Кинга, все-таки классный он психолог и знаток человеческих душ. Непосредственно сам сцена убийства написано блистательно, даже мурашки по телу пробегают от хладнокровия и какой-то отстраненности этих предложений. А вот во второй половине события ускоряются, текст становится больше похож на пересказ, и интерес понемногу уходит. Тем не менее, «1922» все равно стал моей любимой историей в этом сборнике.

А где же месть, вы спросите? Джеймс уверен, что все несчастья, свалившиеся на его голову, есть результат мести призрака убитой им жены и полчищ ее крыс-подопечных (действительно ли это так — решать читателю). Крысы будут преследовать главного героя всю оставшуюся жизнь, и в самом-самом конце Кинг отлично на этом сыграет.

Почти в такой же мере мне понравился и «Good Marriage», история о том, как главная героиня Дарси узнает, что ее муж Роберт, с которым они счастливо прожили в браке двадцать семь лет — убийца-маньяк, на счету которого уже одиннадцать жертв. История отчасти основанна на реальных событиях и жизни Денниса Рэйдера, серийного убийцы по прозвищу BTK (от «bind, torture and kill» — связать, пытать и убить). Рэйдер, так же как и муж главной героини, прожил долгую жизнь под личиной порядочного семьянина и законопослушного американца, убив при этом десять женщин. И вот Кинг моделирует такую ситуацию: а что произошло бы, если Паула, жена Рэйдера, узнала о том, чем занимается ее муж? Как повела бы любящая жена на ее месте? Побежала бы сразу звонить в полицию? Или может быть все простила?

Месть в «Good Marriage» идет с двух сторон. Роберт, убивая своих жертв, таким образом мстит тем красивым женщинам, что ведут себя вызывающе. Некий комплекс, который остался у него с подросткового возраста. Мстит и его жена. Написано добротно, хорошо, начиная с реакции главной героини на свое открытие и заканчивая почти самым финалом. Мне в этой повести не понравилась только концовка, но это из-за того, что она очень похожа на финал другой истории, «Big Driver».

«Big Driver» мне понравился уже значительно меньше. Главным образом по той причине, что ничего нового Кинг в этой истории мне не рассказал, а заинтриговать неожиданными поворотами сюжета не смог — концовка предугадывается еще с первых страниц. Это банальная повесть о том, как главная героиня Тесс решила отомстить своему насильнику, который ее чуть ли не убил. Никаких откровений, все строго по классическому сценарию: добраться до дома, прийти в себя, разработать план, претворить его в жизнь. У Ричарда Лаймона в его романе «Дорога в ночь» примерно такая же история рассказана намного увлекательнее и интереснее. И даже тот же «Последний дом слева», который со слезами на глазах смотрит главная героиня этой повести, вызывает больший интерес.

В «Big Driver» мне приглянулся только один момент: это причина, по которой Тесс решила не обращаться в полицию, а самостоятельно разобраться с преступником. Главная героиня по профессии — писатель, известная личность, даже по телевидению пару раз показывали. И Тесс приходит в ужас, представляя, что произойдет, если произошедшая с ней история станет общеизвестной. «Голая жертва» — так она себя называет. И вот женщина, которая чуть не погибла, сочиняет историю (упала!), чтобы оправдать побои перед соседкой, и курочит молотком свой почтовый ящик для достоверности.

И остается «Fair Extension», самая мистическая история этого сборника. Самая маленькая по объему, уже не повесть — просто рассказ. Впечатление от него у меня такие же, как и от «Big Driver», то есть ничего удивительного, ничего нового. Стандартная история о сделке с Дьяволом или кем-то, кто очень похож на Властителя Ада. Главный герой этого рассказа по фамилии Стритер всей душой ненавидит своего лучшего друга Тома: он богаче, он счастливее, он лучше, он много лет назад увел у Стритера девушку. В конце концов Том здоров, а Стритер болен раком и доживает свои последние дни. И вот однажды главному герою встречается Джодж Элвид, который в обмен на пятнадцать процентов от дохода Стритера перенаправляет его болезнь на семью Тома в виде множества неудач и трагедий. Стритер рад, он отомстил.

Все три вышеназванные истории достаточно жестоки в описаниях, Кинг не щадит чувства своего читателя, но в «Fair Extension» подобного нет. Тем не менее этот рассказ все равно жесток. Жесток из-за своей правды, правды о сволочном отношении людей друг к другу. Вы думает ваш лучший друг вас любит? А он на самом деле мечтает только о том, как бы вас сжить со свету. Вот этот момент в «Fair Extension» понравился, а все остальное — не очень.

Примерно такие впечатления остались у меня от этого последнего сборника Стивена Кинга. Справился ли он с поставленной задачей? Показал ли кромешную тьму? Раскрыл ли заявленную тему мести? Мой ответ: «Определенно, да». Но, возвращаясь к самому началу этого отзыва, по большей части сильного впечатления «Full Dark, No Stars» на меня не произвел. Да, добротно. Да, хорошо. Да, профессионально. Но не более.

Оценка: 7
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 января 2012 г.

Хороший кинговский сборник, состоящий из четырех повестей,объединенных одной общей темой.Темой незнакомца внутри.Темной половиной .Того,что обитает в темных глубинах человеческой души.И не всегда всплывает на поверхность.До определенной поры.

Тема — стара как мир, но Стивен преподносит ее читателю по особому,по-своему.Начинается все довольно просто,иногда кажется,что даже банально.Нам дается стандартная,жестокая жизненная ситуация(на одинокую женщину на пустынном шоссе нападает маньяк, или муж убивает свою жену из-за продажи земельного участка) но как он ее обыгрывает!Как перестраивает сюжет до такой степени,что угадать чем все это может закончится становится практически невозможно. Кинг ведет с читателями игру,и вы ни за что не сможете угадать что он выкинет в следующий момент!Психология героев, их поведение, мотивации, мысли,чувства,всему этому веришь по-настоящему.И от этого действительно пробирает холодок.Потому что так бывает.Как говаривал герой одной из повестей , Shit happens,

Если ты хочешь писать правдиво, ты должен отбросить жалость.Кинг не жалеет никого.Ведь каждый убивает тех, кого любит.

Книга конечно не дотягивает до вершин творчества мастера, возможно кое-где читатель может провести параллели с другими работами автора, выявив схожие мотивы(например,читая «1922» постоянный читатель вспоминает «Долорес Клейборн» ), но несомненно, сборник заслуживает пристального внимания и осмысления. Он того стоит. :smile:

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 мая 2017 г.

Это сборник о людях, вернее о тех, кто только с виду похож на человека, а на самом деле является самым уродливым существом на свете. Четыре истории, в которых низменные и мерзкие качества выходят на новую ступень, когда просто человекоскот становится бешеным зверем.

«Тьма, — и больше ничего» — сборник не имеющий никакого отношения к мистике или потустороннему, где-то на задворках что-то может и просматривается, но в основном все вполне реально. Автор пытается найти те мотивы, которые зачастую приводят к трагедии. Вообще, тема психического состояния, как жертв, так и преступников, в этом сборнике вынесена на первый план.

Все истории разные, но объединяет их одно — поиск хоть чего-то светлого в образах завершенных негодяев. Не случайно, у каждого из главных героев есть какие-то черты, которые характеризуют человека положительно. То есть, Стивен Кинг наглядно демонстрирует, что не обязательно быть плохим во всем, совсем наоборот, но именно «темная» сторона почему-то одерживает вверх.

Создание психологического портрета требует от писателя гораздо большего таланта, чем простое умение придумывать интересные истории. Именно этим, Кинг и полюбился своим поклонникам. В его произведениях, которых написано довольно много, на первом плане всегда психология, а уж потом кровь, ужасы и маньяки.

Смог ли Стивен Кинг показать нам Тьму? Конечно, он провел читателей по самым темным закоулкам человеческой души, показал насколько черные мысли и поступки могут совершать обычные с виду люди. Прекрасный сборник, в котором нет слабых историй и он полностью соответствует своему названию.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 августа 2012 г.

Стивен Кинг и в 21-м веке остается профи высшего класса. Сборник «Тьма, — и больше ничего» — прекрасное тому подтверждение.

В новую книгу мастера входят 4 повести, читать их можно в любом порядке, а сюжет укладывается в одну фразу. Фермер из корыстных побуждений убивает жену. Женщина мстит насильнику. Дьявол предлагает умирающему от рака продление жизни. Домохозяйка неожиданно узнает, что ее любимый муж — серийный маньяк. В кратком пересказе все это не слишком впечатляет, но не сюжетами силен Стивен Кинг. Из массы сочинителей хорроров его всегда выделяли великолепно проработанная атмосфера, психологизм, внимание к деталям, талант рассказчика... Актуально это и для цикла «Тьма, — и больше ничего».

А вот название книги, честно говоря, не показалось мне удачным. По-моему, Кинг ведет разговор как раз о другом. В душе человека перемешано и светлое, и темное. Доктор Джекил и мистер Хайд есть в каждом из нас. Убивший жену Уилфред Джеймс («1922») — книголюб и для фермера прекрасно образован. Садист и убийца Боб Робинсон (повесть «Счастливый брак») — вообще муж, каких мало. Может показаться, что Кинг тем самым оправдывает зло, делает его привлекательным. Но дело, наверное, в другом. Жизнь сложнее любых придуманных схем.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июня 2012 г.

В сборнике четыре повести, я все их отношу к жанру реализма. Разве не в окружающей реальности Писатель находит источники для сюжетов своих произведений? Стивен Кинг профессионально умеет показать «изнанку» человека. Под влиянием такой книги меняется угол зрения на поступки и их мотивы. Писатель дает возможность увидеть, что творится в непроглядных потемках чужой души.

Все познается в сравнении. Четыре повести — фонарики, которые помогают нам выйти из царства Тьмы в привычный мир. После таких приключений, какой же он яркий, солнечный и прекрасный!

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 мая 2012 г.

Четыре повести — четыре истории о людях, столкнувшихся с темным/мрачным проявлением действительности. Скорее не просто действительности, а темными сторонами души человеческой, помещенной в совсем не прекрасную реальность. При очень широком разнообразии тайн и загадок отдельных людей, в сборнике всего четыре тайны, но зато какие. Все четыре тайны — темные стороны жизни обычных жителей обычной американской глубинки. Никаких больших городов, в которых и так хватает своих историй, только обычные городки и поселения и их жители. Герои каждой из повестей столкнулись в той или иной степени с тем, что меньше всего хотелось бы наблюдать в обычной размеренной жизни — бытовая жестокость, острое неприятие чужого мнения, насилие, таившаяся годами ненависть, хранимые годами тайны и скелеты в шкафах. Все истории из сборника как раз то, что обычно не говорят родным и близким, не пытаются рассказать журналистам, — в общем всё то, что должно оставаться скрытым и неприметным как бы не была неприятна случившаяся история.

Начинается сборник с «1922». Не желание расставаться с привычным образом жизни и невозможность найти в себе силы понять жену приводит к совершенно разрушительным последствиям, которые не пожелаешь пережить никому. Одна маленькая глупость одного в общем уже взрослого человека и на свет уже появляются страхи, постепенно сводящие с ума. История создает настроение всему сборнику, показывает, к чему надо готовится.

«Громилу» и «Счастливый брак» в какой-то степени можно было бы объединить. Объединить хотя бы тем, что и там и там возникшие проблемы решают в общем то обычные женщины, никогда не планировавшие сталкиваться с чем необычным. По идее история писательницы из «Громилы» или скелеты в шкафу мистера Андерсона из «Счастливого брака» должны были бы стать достоянием полиции штата. Но это было бы самым простым решением, на которое проще всего решится — полиция покарает, останется только неприятный осадок от случившегося. И решение мучительно, но приходит — ради собственного успокоения женщины пошли в обход закона, предпочли действовать самостоятельно лишь бы обман был наказан. И дело даже не в нежелании привлекать правоохранительные органы, они понимают, что закон нарушен и должно последовать наказание. Но наказание должно быть не от тех, от кого оно обычно исходит.

«На выгодных условиях» — наверное самая оптимистическая история в сборнике. При всем внешнем оптимизме получилось довольно жестоко — расправа над лучшим другом, причем не своими руками. Обычное высказывание тайного желания совершенно незнакомому человеку приводит к практически дословному исполнению этого желания. Коротко, ясно, но мало. Очень не хватало драматичности и подробности, присутствующих в других повестях. Хоть и жестока сама ситуация, но слишком благостно получилось. Очень хорошо этому рассказу подошла бы фраза: «Загадай любое желание, даже самое жестокое, и тебе за это ничего не будет, даже сильных угрызений совести». Как раз отсутствие «сильных угрызений совести» немного выбивает из колеи, создает ощущение вседозволенности и абсолютной безнаказанности.

Выделить какую-либо из историй сложно. Они все примерно на одном уровне, все равны в том смысле, что в каждой повести находится своя тайна, своя жестокость, желающая и оставаться скрытой, и быть услышанной. Не самое приятное чтение, но стоит потраченного времени.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 февраля 2013 г.

После «женской» трилогии: «Игра Джеральда», «Долорес Клейборн» и «Роза Марена» — Кинг снова возвращается к теме насилия над женщинами, раскрывая ее на этот раз в малой форме. Каждая из трех посвященных этой теме повестей в сборнике «Тьма — и больше ничего» в чем-то перекликается с вышеназванными романами.

«1922» — история Долорес Клейборн, рассказанная от лица мужчины. Женщина хочет лучшей доли для себя и своего ребенка, мужчина не хочет разрушать устоявшийся порядок вещей и находит выход в том, чтобы сначала настроить сына против матери, а потом и вовсе сделать его соучастником в убийстве.

«Громила» — писательница Тесс становится жертвой насилия, но вместо того, чтобы обратиться в полицию, сама разрабатывает план мести и осуществляет его, вдохновившись фильмом с Джоди Фостер.

«Счастливый брак» — счастливая жена и мать Дарси случайно узнает, что ее любящий муж на самом деле серийный убийца, и оказывается на распутье: сделать вид, что все в порядке, и продолжать жить обычной жизнью? Или же позвонить в полицию и предать дело огласке?

Из этого списка выбивается повесть «На выгодных условиях»: старая, как мир, история о сделке с дьяволом. Однако в наше время дьявола больше интересуют проценты от ваших доходов, нежели ваша бессмертная душа.

Раскрыта ли заявленная в названии сборника тема? Смог ли Кинг показать тьму в человеческой душе? Определенно да. Тьма таится в каждом человеке. Некоторые могут оставить ее и выйти на свет, а для некоторых остается только тьма — и больше ничего.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 октября 2012 г.

Сборник очень жестких и даже жестоких вещей. Фантастических ужасов здесь нет, есть просто ужасы нашей жизни.

Особняком стоит только «На выгодных условиях», где есть мистический элемент — человек пытается изменить свою судьбу. Остальные три повести рассказывают об убийствах и насилиях над женщинами. Все вещи написаны мастерски, динамично, с описанием мыслей и переживаний героев. Вещи кошмарные именно в том плане, когда все идет не так, мир внезапно обрушивается на тебя всей тяжестью, ты теряешь все, что до этого у тебя было, причем ничего вроде бы не предвещало, что так получиться.

Хороший сборник

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2018 г.

Не претендую на конечную истину, но абсолютно не соглашусь с мнением большинства комментаторов, считающих, что герои каждой из четырех крепких новелл сборника — воплощение тьмы.... и больше ничего.

Безусловно, беспросветный мрак царит в душах добропорядочного фермера-убийцы и не менее внешне «причесанного» законопослушного бухгалтера, убивших близких им людей — реально или с помощью потусторонней силы.

Но никогда не соглашусь что «тьма» царит у душах двух женщин -героинь повестей « Громила» и «счастливый брак». Ну, уж нет. Воплощение мрака там семейство братьев-насильников и убийц, с покрывающей их мамочкой и серийный маньяк Биди, ведущий жизнь добропорядочного американца, хорошего отца, примерного супруга и гражданина.

Убивших их женщин Кинг ставит перед неразрешимым выбором — пойти законным путем и обратиться к полиции, или совершить справедливость самим, избавив других потенциальных жертв от страшной мучительной смерти?

Абсолютно убедительны мотивы, руководящие каждой из них. Тесс не может допустить огласки, ибо общество наше по сей день живет принципом: — изнасиловали? — Сама Виновата! Напросилась! А еще она публичная персона, что только усугубляет дело: в ужасе Тесс представляет, как на какой-нибудь встрече с читателями кто-то спросит: «А вы об этом напишете?» . И что ей делать? ПРомолчать и проглотить, как это делают 80% изнасилованных женщин? Но как быть с трупами в трубе, частью компании которых она чуть не стала сама? Ведь их будет становиться все больше! Она уже не сможет забыть об убитых женщинах и жить с чистой совестью, оставив все, КАК ЕСТЬ!

Еще ужасней положение Дарси, хорошей матери двоих взрослых детей, которые начинают свою жизнь грядущей свадьбой и выгодными заказами для фирмы. Заявить на весь мир, что их отец — чудовище? Что он годами насиловал и убивал женщин? И что же теперь будет с бывшей семьей монстра? Как смогут они доказать, что ничего не подозревали и не знали? КАк смогут вообще жить дальше в стране, где каждый теперь будет показывать на них пальцем? Как жить в мире, где они уже никогда не смогут укрыться и отмыться от клейма семьи МОНСТРА?

НА мой взгляд, две женщины, осуществившие негласное правосудие, нашли баланс между преступлением и наказанием, не расплатившись за это муками совести. Ибо как прошептал Дарси на ухо старый детектив, распутавший следы маньяка уже после его смерти — «Вы поступили правильно».

И поцеловал ее в щеку.

Согласен с ним целиком и полностью.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 ноября 2015 г.

Не покривлю душой сказав, что прочитала прекрасный сборник. Итак,Стивен Кинг в который раз показал за что мы его любим. Перед нами прекрасный сборник психологических триллер рассказов с нотками мистики. Каждый рассказ по своему интересен и уникален.Абсолютно каждый погружает в свою атмосферу безысходности,потерянности,мерзости,но где-то далеко-далеко мелькает небольшой лучик надежды на хороший исход. Мне понравилось реалистичность рассказов.Такие ситуации действительно могут происходить в нашем мире. Прочитав всю книгу я поймала себя на мысли,что не осталась равнодушна ни к одному рассказу Кинга,а для меня это самый важный показатель мастерства писателя. Всё таки тяжело серьёзно относится к творчеству автора,когда истории не находят отклика в душе читателя.

Выделить какой-либо рассказ лично для меня очень сложно,т.к. каждый из них находится на одном уровне.

Потраченного времени на чтения не жалею ни капельки. Поклонникам творчества автора читать обязательно!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 ноября 2016 г.

Четыре повести в этом сборники связанны одной тематикой, а именно темной, до поры дремлющей личностью, которая скрывается внутри каждого человека. Но никто не знает, когда и под воздействием какого фактора, эта личность даст о себе знать. Иногда это защитные, иногда корыстные и пагубные причины, но всегда приводящие к трагедии. В данном случае соответственно этими факторами являются:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
алчность, месть, зависть и чувство нравственности или справедливости.

Но никто об этой книги не скажет лучше самого Стивена Кинга (из послесловие): в этом сборники я попытался показать, на что способны люди в отчаянном положении. Мои герои вовсе не лишены надежды, но на их примере становится ясно, что наши самые заветные мечты – в том числе и в отношении окружающих и общества, в котором мы живем, — могут так никогда и не осуществиться. Величие зиждется не на успехе, а на стремлении поступить правильно… а когда мы проявляем слабость или осознанно пасуем перед брошенным нам вызовом, вот тогда и наступает ад.

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 апреля 2013 г.

Возможно, Кинг зря перестал выдерживать заявленный им же самим срок между сборниками малой формы -- 7 лет. Возможно, стоило подождать подольше и посильнее соскучиться по повестям мэтра.

Как бы то ни было, на фоне «После заката» этот сборник выглядит менее выигрышно. Возможно, мэтр слегка перебрал с дидактичностью и морализаторством -- у раннего Кинга трудно было предсказать, победят ли хорошие плохишей, или же в финале все произойдет с точностью до наоборот. Здесь же схватка Бобра с Ослом всегда заканчивается одинаково... И толерантность, толерантость, толерантность... В общем, кушать можно, но... блюдо без перца. Поменьше бы слатенького, мэтр... Не за то мы вас слюбим.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 апреля 2013 г.

Одна из лучших книг Стивена Кинга.

Зрелый Кинг мне более интересен, чем ранний. Очень хорошо, что Кинг перестал писать про монстров. Разве могут упыри и вурдалаки сравниться с человеком? Страшнее человека зверя нет. Хочешь увидеть настоящего монстра — погляди в зеркало.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх