Рэй Брэдбери «Толпа»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Спенсер попал в аварию и был ранен, когда он лежал рядом с разбитой машиной, он заметил, что толпа зевак собралась слишком быстро. Выйдя из больницы, он решил разобраться с этим явлением...
Рассказ написан в 1942 г. и полностью переписан в 1946 г., при подготовке «Темного карнавала».
Рассказ был напечатан в журнале «Огонёк», 1995 г, № 38. Перевела Т.Шинкарь, иллюстрации А.Евсеева.
Входит в:
— журнал «Weird Tales, May 1943», 1943 г.
— сборник «Тёмный карнавал», 1947 г.
— антологию «Terror in the Modern Vein», 1955 г.
— сборник «Октябрьская страна», 1955 г.
— антологию «Dark Imaginings», 1978 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— антологию «Родословная тьмы», 1987 г.
— журнал «ФЕП №3, 1988», 1988 г.
— антологию «The Mists from Beyond», 1993 г.
— антологию «Weird Tales: Seven Decades of Terror», 1997 г.
— сборник «The Collected Stories of Ray Bradbury: A Critical Edition. Volume 1: 1938-1943», 2011 г.
— антологию «The Weird: A Compendium of Strange & Dark Stories», 2011 г.
Экранизации:
— «Толпа» / «The Crowd» 1985, США, Канада, Новая Зеландия, реж: Ральф Томас
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Kriptozoy, 3 января 2010 г.
Несмотря на то, что чего-то такого я и ожидал от этого рассказа, всё равно он показался мне довольно жутковатым. Психологически текст данного произведения действует довольно сильно. И это кажется совсем не зависит от настроения, с которым читаешь, от погоды, во время которой читаешь и от времени суток. Лично я познакомился с ним в самый-самый полдень, в свободную минутку предновогодней суеты. И то почувствовал нечто сходное если и не с ужасом, то с ощущением, когда сильно нервничаешь это точно. Этакое чувство постепенного нагнетения, как в лучших образцах жанра. Нет никаких явлений внешнего эффекта, то бишь вампиров, тварей подземелья, девочек-призраков и сумасшедших учёных — всего того, что проверено временем и законами жанра — но зато внутреннее напряжение нарастает просто неотвратимо. Читаешь затаив дыхание и забыв практически обо всём.
Трагическая история человека по имени мистер Сполнер, который однажды заметил странное, не совсем обычное столпотворение вокруг места, где произошёл несчастный случай. Странные люди, ведущие себя странно были в этой толпе и странность этого явления подтвердилась ещё не раз и не два, когда мистер Сполнер случайно становился свидетелем трагических происшествий, и когда он сам начал собственное расследование, чтобы выяснить кто же и что же за всем этим стоит. Странные люди-существа, быстрее всех оказывающиеся на местах происшествий и вокруг которых с удивительной скоростью собирается толпа. Странные люди, которые словно стервятники слетаются на места, где граница нахождения человека по ту, или иную сторону жизни или смерти наиболее эфемерна. Странные люди, которые могут находится одновременно в двух и даже в нескольких местах. Которые являются частью толпы, являются духом толпы, её сущностью и выполняют находясь в толпе свои жуткие обязанности.
И когда мы вдруг понимаем, что главному герою неизбежно придётся столкнуться с данным явлением, с этими странными людьми лицом к лицу, а лучше сказать НАПРЯМУЮ, то от ощущения этой неизбежности становится ещё более страшно, неуютно и печально. Именно из-за этого, из-за эмоций, из-за сильной психологичности и высшая оценка, несмотря на некую предсказуемость.
Это неизбежно, что многие произведения Стивена Кинга сравнивают по стилю с произведениями Рэя Брэдбери, а при чтении рассказов Брэдбери вспоминаются тексты Стивена Кинга. Вот и мне этот рассказ навеял что-то из наследия Короля (например роман «Бессонница» и маленьких людей с ножницами в руках из него). А ещё, когда читал, я вспомнил одно из сильнейших произведений Роберта Хайнлайна, повесть «Неприятная профессия Джонатана Хога». Навеяло самые хорошие воспоминания. Действительно, есть схожесть в драматизме, в стилистике, в детективной нити и в общем настроении. Хотя разные объёмы.
Прекрасный рассказ.
Rimmer111, 13 декабря 2023 г.
Главный рассказ Брэдбери: потому что он о самом важном. Точный, ёмкий, образный. И это только 1942-ой год, самое начало карьеры. Автор пишет его после того, как стал свидетелем аварии на Вашингтон-стрит. Той самой, которую он зафиксирует на бумаге через шесть лет: с кровью и зеваками. И с главным героем, повторяющим, словно мантру, одно и то же: «авария, вертящиеся колёса, толпа». Ключевое слово, конечно, «толпа». Толпа, как символ хаоса и угнетения личности коллективом. Всегда одна и та же толпа, вездесущая, брезгливая, но по-садистски любопытная и жестокая, как первоклассник, отрывающий крылья бабочкам.
eladislao, 16 марта 2009 г.
Жуткий рассказ. И написан в спокойном (для Америки) 1943 году, когда не было ни интернета, ни массового телевидения.
Lia, 25 августа 2008 г.
Это один из рассказов, где конец довольно-таки предсказуем, но здесь не он важен, а сама идея, сама психология. Как мне показалось, здесь очень четко зафиксирован момент, когда человек перестает сам решать свою судьбу. Жутко и атмосферно.
Yazewa, 4 января 2008 г.
Психология зевак — интересная штука. Со стороны осуждаешь, но сам не можешь удержаться — и стремишься в стан глазеющих. И всегда основное чувство — слава Богу, это не со мной!
У Р.Б. в рассказе совсем другое. Здесь и мистическое происхождение толпы, во всяком случае, его главной составляющей, и перевод ее из разряда НАБЛЮДАЮЩЕЙ в разряд РЕШАЮЩЕЙ.
Или это предельно жесткое обвинение зевак? Но в чем? В бездействии? При том именно действие толпы приводит к гибели героя...
viv, 27 декабря 2007 г.
Да, в любопытстве толпы на месте происшествия есть что-то от голода стаи волков, собравшихся вокруг жертвы. А толпа-то и правда собирается мгновенно...
alex1970, 29 декабря 2012 г.
Очень пугающий рассказ, по которому снят не менее пугающий короткометражный фильм.
Меня самого удивляет любовь многих пялится на аварии, есть в этом некая патология.
Но меня просто удивляет, а Бредбери из простого наблюдения сделал отличную историю (хотя и не лучшую среди своих произведений)
vfvfhm, 24 апреля 2024 г.
Как сказал один мудрый человек: «Город — это злая сила» ,которая высасывает энергию из людей. Сильных делает слабыми.
В молодости как-то это не осознаешь ,а с возрастом выдерживать социальное давление становится трудновато. На природу тянет, поближе к земле))
Клаустрофобию и паранойю городского существования молодому автору удалось показать очень выпукло и зримо. Мураши так и бегают в разные стороны от страха. И то — в 22 года Рэймонд Дуглас Брэдбери ни разу не был добрым дедушкой-сказочником))
Psihea, 29 января 2008 г.
А по-моему психопатической эту идею вообще называть нельзя, так как если ее уж как-нибудь обзывать, так параноидной, и то не правда:wink: Нормальный мистический рассказ. :shuffle:
Vendorf, 6 июня 2007 г.
Такая ситуация меня всегда удивляла и прежде. Даже когда были события 11 сентября в нью-йорке, куча народу смотрела у подножия башен, как все полыхает, а потом как толпа баранов пыталась убежать с места крушения зданий... Любопытство — животный и стадный рефлекс...
Sly Serpent, 21 октября 2013 г.
Эффект толпы в этом рассказе гиперболизирован до некого жуткого сообщества(секты) с приданием характерного мистического оттенка. Люди, погибшие в автомобильных авариях(а может и в каких-то других авариях), объединяются в тематическую тусу и пытаются приобщить к себе как можно больше участников) С одной стороны можно воспринимать рассказ как очередной ужастик, а с другой — можно провести аналогию с обыкновенной жизнью, где тяжело иметь собственное мнение в противовес мнению толпы, усиливающееся с каждым новым участником. Как-то так... Общая оценка — баллов 8.
whynot, 26 апреля 2024 г.
Молодой Рэй Бредбери мог и в хоррор, это очередное тому подтверждение. Хорошо состарившийся рассказ, который в общем-то не потерял актуальности, а во время публикации наверняка находил отклик в душе читателя, вскрывая подсознательные страхи перед угнетающим образом большого города и опасностями, которые он в себе таит, перед толпой неразличимых серых людей, безразличных к чьей-то боли и переживаниям.
Zlata.24, 29 августа 2018 г.
Жуткий психологический рассказ с долей мистики. Жуткий только потому, как красочно расписан финал, доводящий до читателя простую мысль: от судьбы не уйдешь. А все из-за того, что герой сюжета слишком близко подошел к разгадке, никак не мог отбросить заинтересовавшую его мысль: почему так быстро собирается толпа зевак к умирающему.
Отгадать эту загадку ему не дали. Тайна должна оставаться тайной...
vanishrap, 5 августа 2024 г.
Рассказ 'Толпа' о человеке, который чуть не погиб в аварии и очнулся, окруженный толпой.
Рассказ жуткий и интересный, с предсказуемой концовкой, но сама история необычная и увлекательная.
Nikonorov, 11 июля 2017 г.
Весьма кинематографичный рассказ с довольно жесткой концовкой. Честно говоря, думал, что в рассказе будет больше мистики а все свелось к группировке.