Работы художника В ...

Художник — Валентина Челинцова

В. Челинцовой
Страна: Россия
Родилась: 28 февраля 1906 г.
Умерла: 18 сентября 1981 г.

Валентина Николаевна Челинцова (Челинцева) (28.02.1906, г. Хвалынск Саратовской губ. – 18.09.1981, Москва) — художник-график, живописец, скульптор, педагог, чл. СХ СССР (1936). Род. в рабочей семье, увлекалась иск-вом с детства (дед – художник-любитель). В 1921–24 училась в пед. техникуме Хвалынска. Участвовала в постановках ученич. спектаклей (статичные композиции на сцене). В 1923 познакомилась с А. Л. Яворской, к-рая через Н. К. Крупскую содействовала поступлению Ч. в Саратовский художеств. техникум (1924). В 1927–31 обучалась в Ленингр. АХ на графич. ф-те. Учителя – Е. Е. Лансере, В. М. Конашевич, Д. И. Митрохин. Факультет был переведен в Моск. полиграф. ин-т, где Ч. и завершила обучение. В 1931 переехала в Чел. по месту работы мужа – арх. М. А. Леженя, проектировавшего производств. корпуса ЧТЗ и жилые кварталы тракторозаводцев. Работала художником-оформителем на ЧТЗ, затем в Чел. книжном изд-ве (ныне ЮУКИ). В 1936 участвовала в создании Союза сов. художников России в Чел., стала одним из первых чл. Чел. СХ. Участвовала в выставках различного ранга, вела студию повышения квалификации в ЧОСХ. Написала совм. с Н. Емельяновой и выполнила рис. к детской кн. “Окся-труженица”. В 1960–70-е гг. сотрудничала со столичным изд-вом “Детская литература” (оформила более 30 книг), в 1930–50-е гг. – со Ср.-Урал. изд-вом в Свердловске. В книжной графике Ч. продолжала традиции своих учителей-мир искусников. Великолепно рисовала, владела различными техниками, тонко чувствовала акварель, гуашь, пастель, темперу. В 1960–70-е гг. мн. экспериментировала в офорте, акватинте, др. печатных техниках, почти ежегодно работая в графич. мастерской академич. дачи “Челюскинская”. Мн. художники Чел. (К. А. Соколов, Н. И. Черкасов, Н. Я. Третьяков, А. А. Соловьёва) были вовлечены Ч. в творч. работу над гравюрой. Художница с юности увлекалась скульптурой, в зрелые годы работала в камне, дереве. Живописное дарование Ч. проявилось и в работах акварелью, маслом (живопись 1950–70-х гг.). Художнице удавались портреты, пейзажи, лирич. и монумент. картины-гобелены, в к-рых отчетливо прослеживается переживание традиций символич. картин-панно В. Э. Борисова-Мусатова, земляка Ч. Последние 20 лет жизни на Юж. Урале вела студию рис. и живописи при Чел. филиале СА. Студия давала не только основы профес. ремесла – Ч. смогла увлечь студийцев проблемами теории и истории иск-в. В процессе подготовки к занятиям обдумывала главы будущей кн. “О симфонизме в композиции картины”, над к-рой работала в 1972–80 в Саратове, переехав туда в 1971 (рукопись хранится в АХ СССР). В 1960 посетила Румынию, в 1962 – Францию, в 1967 побывала в Самарканде, мн. ездила по стране, накапливая впечатления для оформления книг, привозя из каждой поездки рис., акварели, создавая по впечатлениям большие станковые пастели. Прожив в иск-ве более полувека, Ч. явила пример универсализма творчества и вошла в число отеч. художников, создававших образ иск-ва 1930–70-х гг. Ч. оформлено ок. 50 книг. Персон. выставки в ЧОКГ (1961, 1997); в Москве (1963); Хвалынске (1971); Саратове (1972, 1973, 1977); Куйбышеве (1978); в Саратовском гос. художеств. музее им. Радищева (1983).

© Энциклопедия "Челябинск"



Обложки изданий (13)

1933

Лагерь на речке Шунге
1933 г.
1958

Айога
1958 г.
1960

Три белоснежных оленя
1960 г.
1961

Отцы уходят в океан
1961 г.
Маленький великан
1961 г.
1962

Айога
1962 г.
1964

Приключения двух друзей
1964 г.
1970

Айога
1970 г.
1971

Моя семья
1971 г.
1977

Стихи поэтов Севера
1977 г.
Экспедиция идет к цели
1977 г.
1978

Солнце, благослови меня
1978 г.
1979

Сказки из Мурома
1979 г.

Внутренние иллюстрации изданий (10)

1933

Лагерь на речке Шунге
1933 г.
1958

Айога
1958 г.
1960

Круглый год. 1961
1960 г.
Три белоснежных оленя
1960 г.
1961

Отцы уходят в океан
1961 г.
1962

Айога
1962 г.
1964

Приключения двух друзей
1964 г.
1971

Моя семья
1971 г.
1977

Экспедиция идет к цели
1977 г.
1979

Сказки из Мурома
1979 г.



⇑ Наверх