Работы художника М Щеглова

  Работы художника М. Щеглова
М. Щеглова
Страна: Россия
Родился: 16 октября 1885 г.
Умер: 5 октября 1955 г.


Михаил Михайлович Щеглов — художник-график.

Родился М. Щеглов в Самаре в 1885 году. Его отец, работавший в изыскательской партии, много ездил. Вместе с ним путешествовал по стране и Миша. Именно тогда зародилась в его душе страсть к путешествиям, негасимая любовь к народу.

Способности к рисованию проявились у мальчика в Красноярске. Его мать поступила экономкой в семью известных золотопромышленников Кузнецовых, глава которой помог в свое время великому русскому художнику В. И. Сурикову поступить в Академию художеств. Кузнецовы дали одаренному мальчику рекомендательное письмо к Сурикову. Василий Иванович тепло встретил юного земляка и посодействовал поступлению одаренного юноши в Строгановское художественно-промышленное училище, которое тот окончил с отличием.

За участие в студенческом революционном движении 20-летний художник был сослан в Томск. Установлению политических и эстетических взглядов Щеглова способствовало общение с томской интеллигенцией, в среде которой были знаменитый путешественник Г. Н. Потанин, академик В. А. Обручев, писатель Вячеслав Шишков, которые убедили Щеглова включиться в общественно-научную работу по изучению Сибири.

В то время он много пишет маслом и акварелью, рисует карандашом и пером. Проникновенно, с любовью работает в области пейзажа и бытового жанра, помещает политические карикатуры в сибирских газетах и сатирическом журнале «Силуэты Сибири». В 1910 году Щеглов получает заказ от известного московского издателя И. Д. Сытина на иллюстрирование роскошного посмертного издания романа А. Н. Толстого «Анна Каренина». На полученные от Сытина средства Щеглов осуществляет свое заветное желание — поездку за границу, в овеянную мечтами Италию, где встречается с А.М. Горьким.

В период первой мировой войны М.М. Щеглов переселяется с семьей в Рыбинск и преподает рисование в коммерческом училище. Здесь его застают февральская и Великая Октябрьская социалистическая революции. Радостно переживая эти величайшие исторические события, художник всю свою кипучую энергию отдает строительству советской культуры. Он становится оформителем улиц и площадей к революционным праздникам, агитатором-пропагандистом, театральным декоратором, живописцем и карикатуристом.

Щеглов читает лекции об искусстве крючникам, водникам, железнодорожникам, красноармейцам, учащимся. Свои выступления он сопровождал специально заготовленными на данную тему рисунками. Обладая редкостным чувством юмора, мог вызвать в любой момент веселую реакцию аудитории. Поэтому у него никогда не было недостатка в слушателях.

В апреле 1918 года в «Рыбинских известиях» появляется программная статья М. Щеглова об открытии под его руководством художественной школы-студии Пролеткульта. Он много сделал для нее. И с течением времени в павильоне на бульваре около реки Черемхи стали периодически открываться выставки с поощрительными премиями за лучшие работы.

О бурном периоде своей жизни в первые годы революции Михаил Михайлович вспоминал с особым удовольствием. Он гордился оценкой, выраженной в адресе, врученном ему красноармейцами при отъезде в 1923 году из Рыбинска: «Ваши картины и плакаты зажигали нас в революционной борьбе, просветляли наш ум, давали возможность здраво смотреть на жизнь». В Рыбинске у Щеглова было много талантливых учеников. Более пятидесяти из них стали профессиональными художниками.

Живя в Симферополе, Щеглов создал оригинальную форму художественной агитации в виде летучих листков — «Партвентилятор» и «Профтачка», выпускаемых на съездах и конференциях. В 1925 году художник переезжает в Харьков, с которым связан один из самых плодотворных периодов его жизни. Здесь Михаил Михайлович иллюстрирует произведения Горького, Некрасова, детские книги. Его рисунки появляются во многих украинских журналах и крупных газетах.

С первых же дней Великой Отечественной войны Щеглов стал выпускать в Харькове «Окна ТАСС». Будучи эвакуированным в Томск, он и здесь продолжает это дело. В конце 1944 года Щеглов опять переезжает на работу в Крым. После войны художник много и плодотворно работает в области книжной графики, оформляет ряд спектаклей в Крымском областном драмтеатре, сотрудничает в центральных газетах и журналах.

Он умер от неизлечимой болезни сердца. Прикованный недугом к больничной койке, он работал до последнего часа, рисовал или писал свои записки «старого художника».

© М. Удалеев



 Обложки изданий (5):
1911

Лѣтняя сказочка про малюточекъ подъ елочкой и лѣсного шпыря, про листвянокъ и дуплянокъ, лесовичковъ, моховичковъ и про весь народъ мурзиличiй
1911 г.
1913

Авіаціонная недѣля моего дѣтства
1913 г.
1925

Красные дьяволята. Охота за голубой лисицей
1925 г.
1946

Морские сказки
1946 г.
2021

Анна Каренина
2021 г.

 Внутренние иллюстрации изданий (7) :
1911

Лѣтняя сказочка про малюточекъ подъ елочкой и лѣсного шпыря, про листвянокъ и дуплянокъ, лесовичковъ, моховичковъ и про весь народъ мурзиличiй
1911 г.
1913

У царевны Динь
1913 г.
Авіаціонная недѣля моего дѣтства
1913 г.
1917

Дѣтскіе альманахи «Творчество» 1
1917 г.
1925

Красные дьяволята. Охота за голубой лисицей
1925 г.
1926

Газ професора Морана
1926 г.
1946

Морские сказки
1946 г.



  Примечание



На фото М.М. Щеглов в Томске в 1908 году.

⇑ Наверх