Работы художника А Зырянова

Художник — Александр Зырянов

А. Зырянова
Страна: Россия
Родился: 1 октября 1928 г.

ЗЫРЯНОВ АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ (род. 01.10.1928, с. Покровское Егоршинского р-на Свердловской обл.). График. Член Союза художников (1960), Нар. художник РФ (2003). Окончил Свердловское художественное училище (1950), Московский художественный ин-т им. В. И. Сурикова, отделение графики (1956). Учился у Б. А. Дехтерева, М. В. Маторина, М. С. Родионова. Дипломная работа — оформление книги «Броненосец 14-69» В. В. Иванова (рук. Б. А. Дехтерев). После окончания ин-та работал в г. Свердловске, сотрудничал с книжным издательством, оформил книгу В. В. Маяковского «Что ни страница — то слон, то львица». С 1956 г. живет в г. Перми. Мастер станковой линогравюры. Занимается книжной графикой, плакатом, экслибрисом, рисунком. Участник выставок с 1957 г. На протяжении многих лет работал над темой «Наш край». Созданы циклы линогравюр, посвящённые природе, ист. страницам, памятникам культуры и архитектуры, деятелям искусства Прикамья. Первые эстампы были сделаны в технике цветной линогравюры. В цикле цветных линогравюр в 1950-1960-х гг. были представлены пейзажи г. Перми («Улица Карла Маркса», «Комсомольский сквер»). В 1962 г. Перм. книжным издательством был выпущен альбом «Пермь в гравюрах Александра Зырянова» с 20 линогравюрами художника, отпечатанными с авторских досок. Во второй пол. 1960-х гг. обратился к чёрно-белой станковой линогравюре: художника привлекли демократизм, лаконичная выразительность этой графической техники.

Кон. 1950-х — 1960-е гг. — эпоха «сурового стиля» в советском искусстве. Большую популярность в графике приобретает техника линогравюры. Зырянов обратился к гражданской тематике, сюжетам, связанным с революционными событиями в стране и Прикамье. В 1966 г. сделан цикл гравюр, посвящённых 50-летию Октябрьской революции. Монументальность, строгие, обобщённые формы, контраст белого и чёрного цвета подчеркивали символическое звучание образов. В цикл гравюр вошли масштабные листы «Уходили комсомольцы», «Кизеловская ГРЭС – первая на Урале по плану ГОЭЛРО», «Мы наш, мы новый мир построим», «Ленин и революция», «Отечественная война» и др. В 1974-1987 гг. был создан альбом «Мотовилиха» (86 гравюр). В 1960-е гг. художник обратился к малому жанру графики – бумажному экслибрису. Исполнил целый ряд сюжетных книжных знаков в линогравюре для известных творческих личностей: писателей В. П. Астафьева и А. М. Домнина, журналиста Б. Н. Назаровского, художников М. Ш. Брусиловского и М. В. Тарасовой, искусствоведов М. В. Алпатова, А. Г. Будриной, Л. Ф. Дьяконицына. В 1970-е гг. создан цикл панорамных деревенских пейзажей родного края, представляющих красоту и гармонию жизни человека, работающего на земле («Весна в колхозе», «Сенокосная пора», «Полевой стан»). Первоначально художник всегда рисует с натуры, затем продумывает композицию и образно-пластическое решение гравюр, разрабатывает рисунок штриха.

С 1970-х гг. последовательно работает над темой «Памятники истории и культуры». Созданы циклы гравюр, посвящённые шедеврам зодчества, Строгановской иконе, перм. деревянной скульптуре, перм. звериному стилю. Работая над альбомами «Чудские древности Урала» (1973) и «Пермский звериный стиль», изучал и творчески интерпретировал древние памятники т. н. перм. звериного стиля, которые хранятся сейчас в коллекциях Эрмитажа, ГИМ, музеев Перм. обл. В 1973 г. издательство «Советская Россия» выпустило книгу «Чудские древности Урала» с гравюрами А. Зырянова. Постоянно совершенствовал мастерство, расширяя возможности техники линогравюры, обретая индивидуальный почерк. Художник становится одним из признанных российских мастеров линогравюры, постоянным участником всесоюзных, республиканских и междунар. выставок. В 1980-1982 гг. создано 20 гравюр альбома «Перм. деревянная скульптура», в котором представлена коллекция уникальной храмовой скульптуры 17-18 вв. из собрания Перм. государственной художественной галереи: Параскева Пятница, Св. Николай Можайский, Христос в темнице, Саваоф… Простота и сдержанность образов, глубина чёрного цвета, красота и выразительность рисунка и фактуры светоносного белого штриха сделали этот альбом заметным явлением в художественной жизни г. Перми. Была продолжена работа над циклом уральских пейзажей. Создан альбом «Пермские мотивы» (1983-1989), в который вошло 130 гравюр с изображением самых разных уголков старой Перми, набережной р. Камы, новостроек города. В серии гравюр «Уральские пейзажи» (1983-1987) панорамные и камерные композиции представили своеобразную красоту природы Прикамья («Мой край», «Камские просторы»).

В 1960-1990-е гг. были созданы портреты выдающихся деятелей культуры и науки Прикамья: собирателя Перм. деревянной скульптуры Н. Н. Серебренникова, акад. Н. Д. Зелинского, писателей А. М. Домнина, Л. И. Давыдычева.

В 1980-е гг. Зырянов обратился к новой теме – легендарному перм. балету. Создан цикл гравюр, навеянных образами спектаклей Перм. театра оперы и балета. В техниках карандашного рисунка и пастели была сделана серия портретов ведущих танцовщиков театра: К. А. Шморгонера, И. А. Шаповалова, О. Р. Левенкова, В. И. Дубровина, С. А. Александрова, гл. балетмейстера В. Н. Салимбаева, дирижёра О. М. Белунцова.

Самостоятельное значение имеют многие рисунки художника, созданные им с натуры в г. Перми и области, а также по впечатлениям от творческих поездок в Крым, Францию (1970), Грузию (1980), Италию (1982).

В 1990-е — 2000 гг. занимался прикладной графикой. Были разработаны и исполнены: эскиз штандарта губернатора Перм. обл.; гербы городов Добрянки, Лысьвы, Чусового, Красновишерска, Осы, Чердыни, сёл Елово и Частые.

С 1995 г. – проф. Уральского филиала Российской Акад. живописи, ваяния и зодчества (кафедра академического рисунка и живописи).



Обложки изданий (2)

1958

Тают снега
1958 г.
1959

Сибиряк
1959 г.

Внутренние иллюстрации изданий (2)

1958

Тают снега
1958 г.
1973

Горизонт-73
1973 г.



⇑ Наверх