Работы художника В В ...

Художник — Вадим Вадимович Трофимов

В.В. Трофимова
Страна: Россия
Родился: 18 марта 1912 г.
Умер: 1981 г.

Вадим Вадимович Трофимов

Родился в г. Симбирске. В 1920 году он переехал с родителями в Москву.

Не получив специального художественного образования, В.В. Трофимов сумел стать одним из самых ярких российских анималистов ХХ века, чему способствовали его талант и огромное трудолюбие. С 16 лет он начал трудиться в стенах Дарвинского музея под руководством Василия Алексеевича Ватагина, который был самым первым среди художников, притупивших к работе в ГДМ. Именно В.А. Ватагин, по словам В.В. Трофимова, стал его наставником в рисовании и лепке.

С 1929 года В.В. Трофимов работает в Дарвинском музее как уже вполне сформировавшийся художник. За годы работы в музее он создал огромное количество живописных, графических и скульптурных научно-художественных работ по заказам основателя и первого директора музея – А.Ф. Котса. Среди них выделяются зарисовки научных экспериментов с животными Н.Н. Ладыгиной-Котс. Прежде всего, иллюстрации к опытам по изучению психики высших обезьян.

Довоенные годы художник выполнил более 100 скульптур для Дарвиновского музея, реконструировав сложный эволюционный ряд от тапира до лошади. С самого начала художник занимался одновременно и созданием научно-объективного изображения животных и воплощением их неповторимого художественного образа. Первые предназначались для научных учреждений, для учебных таблиц и наглядных пособий, для специальных изданий естественнонаучного характера, а произведения эмоционально-художественного плана экспонировались на выставках, являлись украшением интерьера или декоративным акцентом бытовой среды.

Вадим Вадимович много времени проводил в Московском зоопарке за работой со своими «натурщиками». Он очень хорошо знал обитателей в «лицо», благодаря многочисленным зарисовкам.

В.В. Трофимов много путешествовал. Он рисовал в Харьковском (1931-1934гг.), Тбилисском (Тифлисском) (1935 г.), Берлинском (1970-е гг.) зоопарках. Большинство работ, выполненных там, в настоящее время хранятся в фондах Дарвинского музея.

В.В. Трофимов часто бывал в отечественных заповедниках: Воронежский, Кандалакшский, Аскания-Нова, Беловежская пуща. Посетил он также заповедники Африки и Цейлона. Это давало ему возможность наблюдать диких зверей в естественной среде обитания и рисовать их с натуры в особой обстановке. Обитатели заповедных зон живут на воле и в любой момент они могут удалиться. Поэтому художник, не зная, сколько времени ему отведено на зарисовку. Вынужден осуществлять её в считанные минуты. Например, суметь мгновенно зафиксировать на бумаге в общих чертах целое стадо бизонов и быстрых антилоп, пока они не исчезли и ещё находятся в поле зрения. Вот почему наброски В.В. Трофимова, выполненные во время путешествий, отличаются предельной лаконичностью. Изображения животных часто обозначены лишь несколькими линиями. Но при этом животные вполне узнаваемы, вплоть до видовой принадлежности. Сохранилось множество листов, на которых мы видим композиции из одного или двух тщательно проработанных рисунков в сочетании с множеством беглых изображений: различные повороты головы; отдельные изображения ног, рогов, или ушей животного и т.п. Эти беглые зарисовки В.В. Трофимова настолько высоко профессиональны и красивы, что сами по себе представляют особую художественную ценность. Самые удачные изображения художник использовал в своих знаменитых автолитографиях.

Наивысшим достижением в области анималистического жанра считается создание художником портретов животных. Это требует от него особого внимания к отдельно взятой «особи», так как в этом случае важно предать не видовые признаки последней, а её индивидуальные особенности.

Множество рисунков сделано художником в конюшнях московского ипподрома и посвящено самым его любимым моделям – лошадям. «Он мог молниеносно изобразить лошадь в любом ракурсе», — так вспоминает дочь художника, Ирина Вадимовна Трофимова, об этой особой страсти отца.

Одарённость Вадима Вадимовича как рисовальщика, знание им различных способов гравирования, помогли ему стать прекрасным книжным иллюстратором. Начиная с 30-х годов В.В Трофимов сотрудничал с разными издательствами: сначала с «Детской литературой», а с 1937 года – с «Просвещением», с которым проработал долгие годы.

Трофимов не только художник, но и скульптор.

В 1939 году состоялась 1-ая выставка произведений художников-анималистов, приуроченная к 75-летию Московского Зоопарка и послужившая началом широкой популяризации анималистического жанра. Трофимов принял участие в этой выставке как рисовальщик и как скульптор.

В 1940 году молодого талантливого художника принимают в члены Московского отделения Союза художников РСФСР.

Великая Отечественная Война внесла свои коррективы в жизнь художника, но не смогла изменить его творческих пристрастий.

С первых дней войны Московская организация Союза художников направляет Трофимова на работу в «Окна ТАСС», где он создает серию агитплакатов и сатирических листов, персонажами в которых ему служат его любимые животные и птицы, разоблачая звериную сущность фашизма на языке басенной аллегории. Вот перед нами лист, сюжет которого основан на реальных событиях: на территорию слоновника Московского Зоопарка упала зажигательная бомба. Находящиеся рядом слоны тушат начавшийся пожар, набирая воду в хоботы. В пору задуматься о благородстве зверей и жестокости людей.

Выполнив множество гипсовых изображений животных в традициях классической скульптуры, В.В. Трофимов изобрёл особый вид декоративной скульптуры – из металла «по выкройкам».

Цикл, созданный им в 1960-1970-х гг., представляет собой. По словам известного искусствоведа В.А. Тихановой, «скульптурную графику»: «Трофимов вырезал и выгибал плоскость листа, охватывая пространство из двухмерности формируя трёхмерный объём» (речь идёт о металлическом листе), «…окончательная же композиция создавалась из нескольких самостоятельных выкроенных деталей, соединяющихся незаметными сварными швами». Скульптуру хоть и получались декоративными, но суть изображаемого объекта не терялась, выразительно подчёркивалась характерная особенность животного.

Послужил Родине художник Трофимов и с оружием в руках. В 1942 году он был призван в действующую армию. В составе Брянского, а затем Белорусского фронтов дошел до Берлина в должности начальника маскировочной службы батальона аэродромного обслуживания. Награжден орденом «Красная Звезда» и медалями «За оборону Москвы», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина». На войне не переставал рисовать, его фронтовые рисунки хранятся в музеях Москвы.

В послевоенные годы остро встала проблема защиты окружающей среды от не всегда рационального использования природных богатств – как результат бурного развития научно-технической революции. Эта проблема по-новому осветила общественный смысл творчества художников-анималистов. К тому времени Трофимов занимал лидирующее положение в рядах анималистов и к его словам прислушивались. Художник размышлял: «… В прошлые времена, олицетворяя стихийные силы природы, животные сами по себе являлись силами, с которыми не так легко было бороться человеку. Сейчас эти взаимоотношения изменились, современное оружие обезопасило человека от стихийной силы зверя. Видимо, и отношение к животным к современного человека должно измениться. Теперь стихийным бедствием для зверей становится сам человек со своей техникой и цивилизацией».

В конце 60-х годов В.В. Трофимов организовал секцию анималистов при Союзе художников г. Москвы. Благодаря этому. Многие молодые художники нашли поддержку своим начинаниям и стали работать именно в этой области.

Человек отзывчивый, добрый, обаятельный, удивительно лёгкий в общении, Вадим Вадимович всю свою жизнерадостность, остроумие и любовь к животному перенёс на свои творения. Говорят, что художники повторяют себя в своих работах. Глядя на животных В.В. Трофимова, можно представить доброго и светлого человека — их создателя.

© Клуб-изостудия "Живой Карандаш"



Обложки изданий (13)

1958

Нгоньяма желтогривый
1958 г.
Рассказы о животных
1958 г.
1959

Кумаонские людоеды
1959 г.
Леопард из Рудрапраяга
1959 г.
1960

Охотник
1960 г.
1962

Пионер 1962'03
1962 г.
В джунглях
1962 г.
1964

Следы невиданных зверей
1964 г.
Охотник
1964 г.
Храмовый тигр
1964 г.
1971

Год под знаком Гориллы
1971 г.
Про слона
1971 г.
1987

О редких животных мира
1987 г.

Внутренние иллюстрации изданий (16)

1953

Вокруг света № 7, июль 1953
1953 г.
Вокруг света № 9, сентябрь 1953
1953 г.
1956

Вокруг света 1956 № 4 апрель
1956 г.
1958

Нгоньяма желтогривый
1958 г.
Рассказы о животных
1958 г.
1960

Охотник
1960 г.
Пионер, № 9, 1960
1960 г.
1961

Пионер № 12, 1961
1961 г.
1962

В джунглях
1962 г.
1963

Вокруг света 1963'09
1963 г.
1964

Охотник
1964 г.
Храмовый тигр
1964 г.
1967

Огонёк № 51, 14 декабря 1967
1967 г.
1971

Год под знаком Гориллы
1971 г.
Про слона
1971 г.
1983

Химия и жизнь 1983`1
1983 г.




  Примечание

  • Куратор художника — Kamima

  • ⇑ Наверх