Художник — Данилов Александр Юрьевич
Родился: 9 октября 1959 г.
Данилов Александр Юрьевич — художник-иллюстратор.
Александр Данилов с самого первого дня был окружен искусством: он родился в семье художников и архитекторов. Его бабушка, Мария Александровна Данилова, окончившая до революции гимназию и курсы при Вхутемасе в Москве в начале 1920-х [1], в 1930-1950-х гг. преподавала в Челябинске рисование и скульптуру в Школе творческой молодежи и в Интернациональном детском доме, выполняла оформительские работы к городским праздникам, позднее — бутафорию к детским утренникам и школьным спектаклям внуков. В памяти Александра Данилова запечатлелся момент подготовки к спектаклю «Двенадцать месяцев», где он исполнял роль Сентября. Мария Александровна сделала из папье-маше больших размеров ягоды и фрукты, реквизит был настолько выразительным, что Саша долго хранил его дома.
Родители — архитекторы, работали в Челябинскгражданпроекте. Инна Александровна родилась в Ленинграде, окончила архитектурный техникум, в Челябинск приехала по распределению. Разносторонне одаренный человек (танцевала, пела русские романсы и арии из опер, до сих пор пишет стихи и создает рукотворные женские украшения), она живо интересовалась многими видами искусства, принимала активное участие в культурной жизни Челябинска. С мамой у Александра связаны первые впечатления от посещений театра, концертов симфонической музыки, музеев.
Юрий Петрович окончил Киевский государственный художественный институт по специальности архитектор-художник, в 1951 г. вернулся в родной Челябинск, осуществил более 90 проектов по застройке города, в т. ч. Дворца пионеров на Алом поле, Теплотехнического института, Дворца спорта «Юность» и др. После выхода на пенсию в течение 10 лет, начиная с 1995 г., занимался сбором изображений дореволюционного Челябинска и материалов по истории города, написал цикл акварелей «Виды старого Челябинска».В доме Даниловых всегда царила непринужденная атмосфера творчества и художественных поисков, здесь много читали, говорили об искусстве, обсуждали увиденные выставки, спектакли, кино. Дети были участниками всего происходящего. Маленький Саша уже в раннем возрасте знал архитектурные ордера, занимался лепкой и сам принял решение заниматься в изостудии (сегодня изостудия Дворца пионеров им. Н. К. Крупской носит имя ее организатора и преподавателя И. И. Архипцева).
Родители всегда уважительно относились к выбору сына, даже когда не разделяли его взглядов, это сформировало творчески независимого и внутренне свободного человека и художника. Александр увлекся модернистским искусством, самостоятельно находил немногочисленную в то время информацию по этому вопросу. По публикациям в журнале «Америка», который выписывал отец, знал о творческом опыте художников В. Филонова, К. Малевича, Ф. Леже, архитектора и дизайнера Ле Корбюзье и др., сам писал абстрактные картины-панно.
Летом Даниловы путешествовали по старинным русским городам, Прибалтике: изучали архитектурные памятники, росписи, фрески, смотрели музейные экспозиции; непременно во все поездки брали этюдники и рисовали. Традиционное рисование с натуры было не менее интересно для Александра, чем его модернистские опыты. У отца была своя техника — «на один раз точно положить краску нужного цвета или тона в необходимое место», его умение построить композицию и схватить архитектурные пропорции восхищали сына. В летних штудиях Александр многому учился у отца, прислушивался к комментариям других художников, работавших рядом, и много экспериментировал с техниками акварели. Окончание школы и необходимость выбора дальнейшего места обучения совпали с открытием в 1975 г. Челябинского художественного училища. На тот момент в училище было два отделения: «Живописно-педагогическое» и «Художественного проектирования». Александр Данилов выбрал проектирование, предполагая получить более обширные прикладные знания по теории цвета и композиции. Учился с увлечением; то, что не входило в официальную программу обучения, компенсировал самообразованием и общением с молодыми преподавателями, выпускниками ЛВХПУ им. В. И. Мухиной и МВХПУ [2], и сокурсниками, среди которых было немало прогрессивных молодых людей.
После окончания училища и службы в армии в 1982 г. Александр поступил на работу в Художественный фонд. Замечательный по-своему период — свободный график работы, «времени для творчества по сегодняшним меркам было много». Но реализовать в проектах увлекающие его пластические и композиционные идеи удавалось крайне редко, работать приходилось в четко определенных рамках советской эстетики. Лишь однажды поиски художника (А. Данилов работал в содружестве с Л. Надеждиным) удачно совпали с заказом на проект музея ПО «Завод им. С. Орджоникидзе», который должен был расположиться на первом этаже жилого дома в Ленинском районе Челябинска. Архитектурно скучное помещение художники не стали традиционно «оформлять». Пространство решено в близкой содержанию музея конструктивистской эстетике: пол — бетон и металлические плиты, по всему периметру грубые стены и швеллера, стекло и лампы направленного освещения, для изготовления мебели использовали металл и крутящиеся мягкие валики.
В проектировании многое оставалось на бумаге, что, конечно, не устраивало художника. В 1985 г. А. Данилов поступает на работу в Южно-Уральское книжное издательство на должность художественного редактора и погружается в специфику книжного конструирования. В среде книжных художников, с которыми А. Данилов познакомился на подмосковной творческой даче в Челюскино, он встретил единомышленников — художников модернистского направления, участников первых авангардистских московских выставок Александра Райхштейна, Игоря Макаревича, Евгения Добровинского, Сергея Бархина, Веру Хлебникову. Возникшие с каждым из них творческие отношения компенсировали неразделенность эстетических позиций Александра Данилова в челябинском художественном сообществе. Значительным в профессиональном и человеческом плане стало общение с выдающимся художником книги и шрифта Вадимом Лазурским [3], позволившее А. Данилову выйти на более высокий уровень понимания и практического воплощения полученной информации в работе над оформлением книг. Проработав год, А. Данилов ушел с должности художественного редактора: «много было рутинной работы и мало оставалось времени для творчества». Показав свои работы нескольким московским («Искусство», «Московский рабочий», «Детская литература», «Рассвет», «Радуга») и челябинским (ЮУКИ и Урал-LTD) издательствам, он стал работать по договору.
Работа над оформлением и конструированием книг стала для А. Данилова основной профессиональной деятельностью, но и в своей творческой мастерской он экспериментирует с различными формами и материалами книги, создавая необычные книжные объекты, в которых порой нет традиционного текста и иллюстраций, но сохраняются структурные элементы книги. Так его первые книги «Знак» и «Скромный эгоист» (1992) представляют собой сшитые в книжный блок прозрачные листы кальки, на каждой странице летросетом нанесены геометрически абстрактные композиции, которые послойно, от страницы к странице, соединяются на титульном листе в емкий образ-знак.
В 1990-х гг. художественный редактор издательства «Искусство» Лия Орлова познакомила А. Данилова с московским художником Леонидом Тишковым, создававшим подобные необычные книги — «книги художника». [4] Именно тогда благодаря активности художников Л. Тишкова и М. Карасика (г. Ленинград) в России и за рубежом проходит ряд выставок [5] этого редкого вида искусства. Александр Данилов становится одним из обязательных участников таких выставок и ключевой фигурой в этом виде искусства в России.
В 1993 г. он вместе с женой Лидией Даниловой открывает издательскую студию «Диван».
Возникающие под маркой студии книги чрезвычайно разнообразны по форме и технике исполнения, диапазон их широк: от книг, продолжающих традиции изысканных французских livres d'artiste начала XX в., до экспериментальных книг-объектов конца века. Авторские книги Данилова — это оригинальный пластический текст, складывающийся из визуальных образов. Большое значение в построении художественного образа книг имеют фактура и текстура материалов, где осязательные ощущения становятся важным моментом восприятия. К примеру, речной песок и ракушки в книге «Слепой дождь. Наблюдение июльских явлений» своей непритязательной простотой и «натуральностью» обостряют восприятие истории, происшедшей с автором в один из жарких июльских дней на Липовом острове Аргазинского водохранилища. Использование прозрачного пластика и пластикового волокна, зеркальной пленки, термоклея, латунных и стеклянных деталей, гвоздей, металлических клепок, компакт-дисков в серии книг, сделанных в США, рождает образ техногенного и в чем-то фантастического мира, отсылающего к произведениям Рея Бредбери. В ряде произведений художник включает в «тело» книги бумажную скульптуру («Жаба», «Войны Поднебесной») или скульптурные компоненты («Слепой дождь», «Белые книги 1,2», Pocket Moon, Pocket Moon two), фотографию («Письмо», «Зеркало», Negativ/Positiv, Alexandr, Eve, It's very far, A Piramid, Pocket Moon, Pocket Moon two), превращая книгу в синтетическое произведение -объект.
В создании авторских книг А. Данилов использует как традиционные техники рисунка и оригинальной печати, так и новейшие компьютерные технологии. В книге «Ethos. (Преобладающая черта)» все оптические абстракции нарисованы с помощью компьютера, а сама книга отпечатана на лазерном принтере, геометрия страниц книги «Обет молчания» также выверена на компьютере. В книгах из американской серии (Eve, Time, Pocket Moon, Pocket Moon two) художник органично сочетает компьютерную графику, коллаж и рисунки маркером. Своими произведениями А. Данилов утверждает универсальность содержательной формы книги, способной как выразить уединенный духовный опыт автора, так и отразить окружающий мир.
Данилов Александр Юрьевич. Выставка «Красное и черное. Белое и золотое». 1999 г.
Выставка «Красное и черное. Белое и золотое». 1999 г.
Данилов Александр Юрьевич. Выставка «It,s veri far». Галерея Ok No. 2001 г.
Выставка «It,s veri far». Галерея Ok No. 2001 г.
Дизайн, книжная графика и «книга художника» не были единственными творческими занятиями А. Данилова в конце 1980-х. Работая в русле модернистского и постмодернистского искусства, в своей челябинской мастерской он создает живописные и графические произведения, которые показывает на выставках Африканского клуба. [6]
В 1990-х гг. Александр Данилов начинает работать в таких видах искусства, как ландшафтное искусство (land-art), видео-арт, компьютерная графика, фотография, инсталляция, объект. Столь широкий охват техник обусловлен желанием художника найти для каждой своей идеи наиболее точные средства выражения. Каждый проект становится своеобразной лабораторией, где художественные эксперименты открывают сначала для художника, а потом и для публики новые горизонты восприятия.
Нередко в своих художественных практиках А. Данилов расширяет сферу изобразительного искусства, выходя за рамки холста, границы страницы и скульптурной формы в реальное пространство. Так, казалось бы, из простых вещей, каждодневного созерцательного существования во время отдыха на Аргазинском водохранилище рождается поэтически утонченный проект «Аргази. Знакишумаветратрав». Художник не просто передает впечатления от увиденного пейзажа, а непосредственно работает в нем: реальный ландшафт и природные стихии становятся полноправными выразительными средствами. Данилов строит на уходящей в озеро песчаной косе объекты-маяки из камней и вечером зажигает в них огни, расчерчивает огромные пространства пляжа регулярными линиями, наблюдает за озером и чайками перед наступлением дождя, расписывает прибрежные камни, усиливая их природную фактуру, в дальнейшем эти лэнд-арт объекты будут присутствовать на выставке в форме фото- и видеодокументов. Эксперименты с рисованием на рисовой бумаге способом «набрызга» под обжигающим солнцем обнаружили интересный эффект несмешивания следующих друг за другом слоев, образующих тем самым необычную визуальную структуру. Абстрактные листы, сделанные в подобной технике, легли в основу уникальных «книг художника» «Солнце» и «Дождь». В этом проекте А. Данилов впервые представил челябинской публике свою видеоживопись: используя видеокамеру, художник под горловое пение Сайнхо Намчулак, стоя за листом рисовой бумаги, создавал на наших глазах графические композиции. Для Александра Данилова в искусстве важно выразить состояние или чувство, которое он переживает; эти сложные субстанции не всегда возможно передать через прямые визуальные образы, поэтому художник часто прибегает к абстрактным или ассоциативным формам выражения. И делает он это всегда тонко, изысканно.
В проекте «Красное и черное. Белое и золотое» живописные объекты и инсталляции из старых вещей: чемодана, расписанных бутылок с горящими свечами — явились художественной аллегорией чувственных переживаний и воспоминаний лирического героя. Психоделический перформанс, исполненный на вернисаже Новым Художественным Ансамблем [7], по замыслу автора, создавал яркий резонанс, усиливал возникающие у зрителя ощущения.
Проект «It's very far» («Это очень далеко») был построен на тонких соотношениях реальности — снятых на видео мелькающих и звучащих за окном автомобиля улиц Филадельфии и Нью-Йорка — с рядом пластических метафор: небоскребов, образованных в пространстве галереи свисающими с потолка лентами книг-гармошек, неоновой рекламы-объекта с абсурдным написанием кириллицей вопроса на английском языке «Ду ю андестенд ми?» и кубиками с зеркальной поверхностью, размещенных на стенах, в которых каждый проходящий видел себя. Публика не только созерцала созданный художником образ, но могла окунуться в живую атмосферу американского мегаполиса.
Александр Данилов, будучи гармоничным человеком, искусно сочетает напряженную работу дизайнера — сегодня кроме книжного дизайна он работает во всех видах современного графического дизайна — с активной творческой и выставочной деятельностью художника, и для него эти два вида занятий тождественны. Он готов воплощать свои неординарные идеи, разрабатываемые в «книге художника», в изданиях на заказ, блестящий пример тому книга А. Вознесенского «Цветы». Мастерство дизайнера воплощается в организации пространства его выставочных проектов, когда произведения различных видов искусства связаны не только содержательно, но всегда эстетически согласованы. Александр Данилов — художник [8], и это главное, определяющее основание его жизни: «Ничего другого я не представлял, и в этом смысле абсолютно счастлив».
Официальный сайт: adanilov.com
Обложки изданий (9)
Внутренние иллюстрации изданий (9)
Другое (2)
Примечание
1. Вхутемас — Высшие художественно-технические мастерские в Москве (1920-1927).
2. ЛВХПУ — Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В. М. Мухиной (бывш. Штиглица), МВХПУ — Московское Высшее художественно-промышленное училище (бывш. Строгановское).
3. Лазурский Вадим Владимирович (1909-1994). Художник книги и шрифта. Оформил более 300 изданий, многие из которых стали классикой книжного искусства. На основе глубокого изучения итальянских шрифтов эпохи Возрождения (Гриффо, Тальенте) и русского шрифтового наследия XVIII в. создал наборный шрифт «Гарнитура Лазурского», который удостоен Золотой медали Международной выставки искусства книги (IBA) в Лейпциге (1959). За выдающийся вклад в оформление книги награжден Премией Гуттенберга Совета города Лейпцига (1975). Провел теоретический и графический анализ почерков устава Остромирова Евангелия XI в. (1941), первопечатного полуустава XVI в. (1946) и шрифта надписи на колонне Траяна II века н. э.
4. «Книга художника» — редкий вид изобразительного искусства, в котором в России работает немногочисленный круг художников. Возникнув во Франции в начале XX в. как роскошное издание, оформленное оригинальной графикой, livre d'artiste пополняется в начале 1960-х гг. новым направлением, именуемым artist's book, сопряженным с экспериментами в области книжной формы. Российская «книга художника», предтечей которой считают футуристические книжки-тетрадки, объединяет в своей практике эти два направления. Опыт, накопленный за сто лет существования «книги художника», находит интересное отражение в произведениях современных художников.
5. Авангард и традиции русской печатной графики. Российская национальная библиотека, Санкт-Петербург. 1990.
Art-book. Библиотека безумцев. Дворец молодежи, Москва. 1991.
Театр бумаг. Экспериментальная книга художника и поэта. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург. 1992.
Авангард и традиция: книги русских художников 20 века. Российская государственная библиотека, Москва. 1993.
«Русская и советская книга художника 1910-1993». Совместно с Пэи-Пейзаж, Национальной библиотекой и Национальным центром искусства и культуры имени Жоржа Помпиду. Юзерш, Франция. 1993.
Театр бумаг — 2. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург. 1994.
Книга художника. Музей изобразительных искусств, Екатеринбург. 1994.
Книгомания. Центральный выставочный зал. Манеж, Санкт-Петербург. 1994.
The Book Garden. Contemporery Artist's Books, Off-Centre Gallery, Bristol, England. 1995.
Даниил Хармс и современная русская книга художника. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург. 1995.
БУХКАМЕРА, или Книга и стихии. Театр бумаг — 3. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Санкт-Петербург. 1997.
Книга художника и поэта. Дом Архитектора. Центр современного искусства. Нижний Новгород. 1998.
Современная русская книга художника. 1998-1999. Центр книжного искусства, Чикаго; Центр книжного искусства, Миннеаполис, Миннесота; Университет Огайо, Афины, США. 1998.
Искусство рукотворной книги. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. 1998
Истории художников с Востока. Книга как проект. Галерея Графийон, Прага. 1999.
Книга художника 1970-1990-е гг. Из фондов ГМИИ им. А. С. Пушкина и частных коллекций. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва. 1999.
6. Африканский клуб — объединение молодых дерзких художников, осуществивших в 1988-1990 гг. ряд выставок с ярко выраженными авангардистскими концепциями. Автором манифеста и главным идеологом объединения стал Борис Чернышев.
7. НХА, НОВЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНСАМБЛЬ создан в Челябинске в 1987 г. Львом Гутовским и Александром Соха. Работает в области электроакустической музыки, сочетая компьютерную технику с живыми инструментами. Сегодня в составе ансамбля: Лев Гутовский — руководитель, композитор, клавишные, компьютер, Сергей Белов — тромбон, компьютер, Ольга Леонова — вокал, Михаил Соболев — звукорежиссер. Сам Лев Гутовский так определяет свои композиции: «Это электронные импровизации на жесткой драматургической основе с некоторой склонностью к психическим нарушениям и пограничным состояниям».
8. Александр Юрьевич Данилов — художник, член Союза художников России (с 1997) и Союза писателей России (с 1998). Произведения художника находятся в собраниях: Челябинского областного музея искусств, Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме (Санкт-Петербург), Новосибирской картинной галереи, Государственной Третьяковской галереи (Москва), Imatra Art Museum (Иматра, Финляндия), Челябинской областной универсальной научной библиотеки, галерее современного искусства «ОкNо» (Челябинск), Галереи «Ars/Libri» Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В. Г. Белинского (Екатеринбург), Центра современной культуры Уральского государственного университета им. А. М. Горького, Центра книги художника Pays-Paysage (Юзерш, Франция), Сент-Ирье-ля-Перш (Франция), Национальной библиотеки Франции (Париж), Rikhardinkatu Library (Хельсинки, Финляндия), Союза писателей России (Москва), Фонде «Даблус» (Москва), частных собраниях России, Израиля, США, Канады, Швейцарии, Бельгии, Финляндии.