Работы художника А Якимченко

Художник — Александр Якимченко

А. Якимченко
Страна: Россия
Родился: 21 апреля 1878 г.
Умер: 20 февраля 1929 г.

Александр Георгиевич Якимченко — художник, график, книжный иллюстратор, дизайнер интерьеров, театральный художник.

Родился в городе Нежине Черниговской губернии в семье мещанина Георгия Ивановича Якимченко. Мать — француженка-гувернантка, родом из провинции Бретань, обучала местных девочек французскому языку и музыке (игре на фортепиано). В записях училища Нежинского женского монастыря за 1876 год о ней говорится так: «Обучением музыки занималась... с 1869 г. по настоящее время Якимович». Вскоре его семья перебралась в Москву. Известно, что в 1883 году у Г. И. Якимченко уже была здесь галстучная мастерская. По некоторым данным отец ослеп и мать после несчастья, случившегося с супругом, как можно предположить, взяла управление ею на себя. По другим данным она работала в перчаточной мастерской.

В сентябре 1896 года поступил в Строгановское центральное художественно-промышленное училище, которое закончил в 1900 году. В дипломе, кроме прочего, были отмечены его успехи в рисовании цветов и орнаментов, а также в составлении рисунков в «применении к промышленности» После этого в качестве одного из лучших учеников, А. Г. Якимченко получил «заграничную поездку» во Францию. Учился у художников Луи-Огюста Жирардо (Louis-Auguste Girardot) и Рене Ксавье Прине, выставлял свои работы в Салоне Марсова поля. В ателье Елизаветы Кругликовой на улице Буассонад, 17, в районе Монпарнаса учился мастерству гравюры. Здесь проводились не только занятия, но и устраивались литературные чтения и концерты, в которых принимали участие К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Н. С. Гумилёв, Н. М. Минский. В Париже он познакомился с поэтом и художником Максимилианом Волошиным. В 1902 году Якимченко напишет его портрет в красном берете, ныне находящийся в Доме-музее М. А. Волошина в Коктебеле.

В 1903 году бедствовал и покинул Париж на деньги, собранные русскими художниками. Вернувшись в Москву, работал над оформлением журналов «Весы» (например, полностью иллюстрировал № 7, 1905) и «Искусство», книг, занимался дизайном интерьеров (например, оформил интерьеры квартиры Веры Фирсановой в Неглинном проезде в 1907 году).

В 1911—1912 годах Якимченко вместе с Е.Е. и Н. Е. Лансере оформлял декорации к спектаклям в театре Миниатюр (Арцыбушевой).

Перед началом Первой мировой войны в 1912—1913 годах Якимченко ещё раз побывал во Франции и Бельгии, которые впоследствии часто рисовал, создав целую серию офортов-воспоминаний о своих зарубежных поездках. Превосходный рисовальщик-реалист, видящий своеобразие архитектурных форм и всего, что связано с западной культурой, Якимченко прекрасно владеет акварелью и цветными карандашами, разрабатывая мотивы Брюгге (Бельгия) и Бретани (Франция), многие из которых были для него потом темами гравюр.

В 1913—1914 годах был принят в члены-художники Московского общества любителей художеств (МОЛХ).

В 1913—1915 годах участвовал в выставках художественного объединения «Мир искусства».

В 1915 году избран членом Московского товарищества художников.

В 1916 году был призван на военную службу; работал на снарядном заводе «Земгор» в Подольске.

После октября 1917 года Якимченко зарабатывал на жизнь, расписывая агитпоезда и участвуя в украшении города к праздникам. Художник М. А. Добров так характеризовал его: «он был представителем художника-производственника, овладевшего нужными знаниями и спокойно и твердо применявшего их на деле».

В 1918 вошел в состав Профессионального союза художников-живописцев Москвы.

В период с 1918 по 1922 год работал преподавателем графики в Мастерских художественно-печатного дела (быв. Сытинской школы).

В 1918—1919 годах снова побывал в Брюгге (Бельгия) и в провинции Бретань (Франция), создав целый бретонский цикл.

В 1921 году Якимченко поступил в качестве художника на Московскую печатную фабрику Гознака, где и работал до конца жизни. За годы работы он создал множество проектов бумажных денег и других бумаг. Среди них — казначейский билет 1924 года достоинством один рубль. Кроме этого, художник создавал обложки для календарей и эскизы почтовых марок; принимал активное участие в разработке герба СССР.

Также в 1921 году создал серии кубистических гравюр на линолеуме «Труд» и «Город» (тираж 25 экз, в папке, 10 листов иллюстраций + 1 лист с указанием тиража), «которые сразу обращают внимание художественного мира на ту форму, идею, экспрессию, какие выявлены художником-гравером в ряде гравюр. Вся динамика жизни большого фабрично-заводского города проходит перед нами в тонкой передаче талантливого мастера. В игре черных и белых пятен гравер передает то палящее солнце, которое отбрасывает тени от строений и массы людей, снующих по улицам современного каменного мешка, то далекие перспективы убегающих домов и бульваров, то уличные сцены, где острота линий и форм особенно резко подчеркнута живописцем-гравером. Якимченко в искусстве является представителем нового города фабрики с его царством машин и своеобразной механизацией жизни. Мертвая природа как бы приобретает динамичность в линогравюрах Якимченко, тесно внедряется в живую материю, охватывает её и создает в ней статику жизни („У аптеки“, „Метель“, из серии „Город“). Но „кубистическое“ направление в творчестве художника-гравера вскоре сменяется „неореалистическим“, и угловатые линии прежних гравюр уступают место мягким волнующим линиям и игре колорита. В серии „Труд“ художник дает нам не только прекрасное отображение труда в искусстве („Завод“, „Смена“), но и ряд технических завоеваний, в особенности там, где он проявляет разрешение пространства и высоты („Под’ем балки“, „Постройка моста“)».

Умер 20 февраля 1929 года в Москве. В этом же году в Доме печати (Москва, Никитский бульвар, дом 8-а) с 24 марта по 12 апреля состоялась первая посмертная персональная выставка художника. Вторая посмертная выставка прошла в Центральной научной библиотеке Всероссийского театрального общества в 1986 году.

Работы А. Г. Якимченко находятся в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Доме-музее М. А. Волошина в Коктебеле, Вятском художественном музее имени В.М. и А. М. Васнецовых, Чувашском государственном художественном музее, Нежинском краеведческом музее, где ему посвящен отдельный зал (в 1991 году дочь художника подарила музею 75 работ отца) и др.

© Википедия



Обложки изданий (1)

1905

Вѣсы, № 7, 1905
1905 г.

Внутренние иллюстрации изданий (5)

1904

Вѣсы, № 6, 1904
1904 г.
Вѣсы, № 2, 1904
1904 г.
Вѣсы, № 1, 1904
1904 г.
1905

Вѣсы, № 7, 1905
1905 г.
1913

Аполлонъ, № 7, 1913
1913 г.



⇑ Наверх