Работы художника Н И ...

Художник — Николай Иванович Исцеленнов

Н.И. Исцеленнова
Родился: 12 июня 1891 г.
Умер: 24 февраля 1981 г.

Николай Иванович Исцеленнов

Родился в Иркутске в семье купца 2-й гильдии Ивана Федоровича Исцеленнова (иркутского городского головы в 1907-1910) и Натальи Николаевны, урожденной Пятидесятниковой. В 1901-1909 учился в губернской мужской гимназии, по окончании которой поступил на архитектурное отделение императорской Академии художеств. С самого начала обучения увлекся древнерусской архитектурой.

В 1911 был помощником архитектора по реставрации Ипатьевского монастыря в Костроме. В 1914 по его проекту, лично одобренному Николаем II, был построен храм Николая Чудотворца в Петербурге. В том же году ему был заказан проект храма на корабле для Общества трезвости (проект осуществлен). В 1911-1912 по заданию петербургской Археологической комиссии занимался фотографированием церковных зданий в Иркутске. Его снимки были опубликованы в 50 выпуске «Известий» Археологической комиссии, посвященном памятникам Иркутской губернии. (Выполненный Исцеленновым фотоальбом «Церкви Иркутска», состоящий из 36 фотографий, хранится ныне в архиве Ленинградского отделения Института археологии в фонде Археологической комиссии, шифр — Q 459). Три акварели Исцеленнова («Японская ваза», «Уголок храма» и «Проект памятника трехсотлетия Дома Романовых») демонстрировались на благотворительной художественной выставке в Иркутске, состоявшейся в апреле — мае 1915

В декабре 1917 за проект «Военно-исторического музея в столице» был удостоен звания «художника-архитектора». По окончании Академии художеств, в связи со смертью отца (1916) и переездом матери в Москву, поселился в Москве. Был членом-основателем кружка «Decenium», активным членом Живскульптарха — Комиссии по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза, образованной в мае 1919 при отделе ИЗО Наркомпроса. В октябре — декабре 1920 работы членов Живскульптарха, в том числе и Исцеленнова, экспонировались на XIX Государственной выставке, организованной Всероссийским выставочным бюро Наркомпроса в Москве.

В феврале 1920 Исцеленнов покинул Россию, перебравшись в Финляндию. В Хельсинки женился на художнице Марие Александровне Лагорио (1893-1979). В мае 1921 вместе с женой уехал в Германию, недолго жил в Дрездене, затем в Берлине. Был членом берлинского союза деятелей русской литературы и искусства «Дом искусства». В 1922 вместе с А.А.Лагорио (сестрой М.А.Лагорио) организовал в Берлине художественное издательство «Трирема», которым были выпущены его альбомы литографий «Moskauer Typen» и «Berliner Typen» («Московские типы» и «Типы берлинских улиц»), а также книга А.Ремизова «Пляс Иродиады». Текст поэмы Ремизова был исполнен Исцеленновым от руки древним русским шрифтом и иллюстрирован многочисленными рисунками. В 1923 Исцеленнов и Лагорио устроили совместные выставки своих произведений в Мюнхене и Берлине. На них экспонировались многочисленные миниатюры художников, оригинальная и книжная графика, живопись восковыми красками на древнерусские сюжеты. В 1924 переехал в Прагу, в декабре 1924 — январе 1925 там состоялась новая совместная выставка Исцеленнова и Лагорио. В 1925 подарил Русскому культурно-историческому музею в Праге выполненный акварелью проект панно «Град Китеж» на тему оперы Н.А. Римского-Корсакова.

С сентября 1925 жил в Париже. Был активным членом основанного русскими эмигрантами общества «Икона», с 1952 по 1979 его председателем. Занимался проектированием храмов и иконостасов, писанием икон и картин, связанных с церковной тематикой, писанием статей (в частности, известна серия его статей, опубликованных в 1950-е в парижском литературно-политическом журнале «Возрождение» /10, с.65/). Был участником Брюссельской выставки 1928 и, по всей видимости, выставок общества «Икона» в Париже. Своим главным произведением в церковной области Исцеленнов считал храм-памятник в Брюсселе, воздвигнутый в 1934 «в память Царя-Мученика Николая II и всех Русских людей, богоборческой властью в смуте убиенных». Им же были написаны иконы для иконостаса храма (совместно с княгиней Е.С.Львовой) и выполнена стенная роспись «Богоматерь Оранта» в алтарной части. В конце 1960-х – начале 1970-х Исцеленнов занимался устройством колоколов брюссельского храма-памятника, которым был придан звон ростовского стиля. Другим известным архитектурным сооружением Исцеленнова стала церковь во имя Св.Александра Невского и Св.Серафима в Льеже (Бельгия). Участвовал также в строительстве башни «Мэн-Монпарнас» в Париже. Кроме того, им были выполнены проекты иконостасов для храма Знамения Божией Матери в Париже и для домовой церкви Монбельярского замка.

Скончался в Париже, похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Архив Исцеленнова и ряд его художественных произведений хранятся в парижском обществе «Икона». Две графические работы 1919 под названием «Архитектурная фантазия» находятся в Третьяковской галерее в Москве.

© Энциклопедия-хрестоматия Иркутской области и Байкала



Обложки изданий (1)

1922

Пляс Иродиады
1922 г.

Внутренние иллюстрации изданий (1)

1922

Пляс Иродиады
1922 г.




  Примечание

  • Куратор художника — Kamima

  • ⇑ Наверх