Работы художника В В ...

  Работы художника В.В. Верещагина
В.В. Верещагина
Страна: Россия
Родился: 26 октября 1842 г.
Умер: 13 апреля 1904 г.


Василий Васильевич Верещагин — крупнейший мастер батального жанра в русской живописи 19 в.

Годы учения

Выходец из семьи помещика, в 1850-60 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине флотского гардемарина. Плавал в 1858-59 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию. Отказавшись от карьеры морского офицера, в 1860 поступил в петербургскую Академию художеств, но, неудовлетворенный консервативной системой преподавания, оставил ее в 1863. Приехав в Париж в 1864, пользуется советами Ж.-Л. Жерома, посещая его мастерскую в Школе изящных искусств. С большой симпатией относится к Товариществу передвижных художественных выставок, участвуя в их экспозициях.

Путешествия

Неутомимый путешественник, Верещагин ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Зап. Европу, дважды посетил Туркестан (1867-68, 1869-70); участвуя в колониальных походах русских войск, дважды был в Индии (1874-76, 1882). В 1877-78 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888-89 (а также 1902) США, в 1901 — Филиппины, в 1902 — Кубу, в 1903 — Японию. Путевые впечатления легли в основу бесчисленных этюдов и картин, которые слагались обычно у Верещагина в большие циклы.

«Туркестанская серия»

Пейзажам и жанровым картинам художника свойственна этнографическая точность наблюдений, романтический восторг перед многообразной красотой мироздания и быта населяющих его народов. Напротив, батальные композиции Верещагина выделяются своим жестким критическим реализмом, что отвечает общей тенденции изоискусства 2-й половины 19 в., которое все решительнее переходит от бравурных, классицистско-романтических «триумфов победителей» к натуралистически откровенным образам трагической «изнанки войны». Так, знаменитая «туркестанская серия» Верещагина (1869-73), будучи живописной летописью российского завоевания Средней Азии, не лишена пропагандистских имперских амбиций (тем более, что художник не прочь подчеркнуть доблесть русских и, напротив, «варварство» и «садистическую жестокость» противника); но в целом картины, сам их желтовато-коричневый колорит, впитавший в себя дыхание пустыни, пронизаны чувством безысходности и бренности. Известнейшее полотно серии, «Апофеоз войны» (1870-71, Третьяковская галерея), — с грудой черепов на фоне пустынных, безжизненных горизонтов, — снабжено красноречивой надписью на раме: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

«Индийская» и «балканская» серии

Вслед за путешествием по Индии Верещагин (в основном в 1876) создает «индийскую серию» — с красочными этнографическими мотивами, а также разоблачительными (в контексте российско-английского геополитического соперничества) сюжетами английской колониальной экспансии. В 1878-80 пишется «балканская серия», посвященная русско-турецкой войне. Симпатии к болгарскому народу, страдающему под игом Османской империи, не мешают художнику изображать поля сражений без всякого героико-патетического глянца, во всем их смертоносном ужасе. Особенно сильное впечатление на современников произвела картина «Побежденные. Панихида» (1878-79, там же), где под пасмурным небом расстилается целое поле трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли.

«Наполеон в России»

Из последующих серий художника наибольшей популярностью пользовался цикл «Наполеон в России» (1899-1900), на темы Отечественной войны 1812 года, где, несмотря на высокое мастерство картинной режиссуры, верх все же берут бравурные эффекты своего рода «исторической оперы». В 1880-е гг. Верещагин не раз обращался к евангельским мотивам, трактуя и их с жестоким натурализмом, игнорирующим все привычные каноны (картины на тему Голгофы).

Общественный резонанс

В 1870-90-е гг. выставки Верещагина в России и за ее пределами вызывают бурный общественный резонанс. На определенный период он становится самым популярным русским художником за рубежом, оказывая большое влияние на развитие международного пацифистского движения. В России о нем восторженно отзываются такие выдающиеся представители либеральной интеллигенции, как критик В. В. Стасов и писатель В. М. Гаршин. Последний находит в его образах грозное пророчество, считая, что изображенные здесь ужасы «вспомянутся чрез много лет/ В день грозных бед!» («На первой выставке картин Верещагина», 1874).

Остро чувствуя своим темпераментом художника-публициста напряженный пульс времени, мастер вновь и вновь устремляется в горячие точки планеты и гибнет во время русско-японской войны, в Порт-Артуре, при взрыве броненосца «Петропавловск».

В Череповце существует дом-музей Верещагина.

© museum-online.ru



 Обложки изданий (9):
1999

Ким
1999 г.
2004

Реликварий
2004 г.
Война и мир. Том III-IV
2004 г.
Война и мир. Том III-IV
2004 г.
2005

Реликварий
2005 г.
2011

Киплинг
2011 г.
2012

Прощай, Гульсары!
2012 г.
2013

Сказитель из Марракеша
2013 г.
2018

Знание-сила № 5/2018
2018 г.

 Внутренние иллюстрации изданий (9) :
1863

Северное сияние. Русский художественный альбом.  Том 2.
1863 г.
1937

Костёр, 1937'9 сентябрь
1937 г.
1979

Герои Шипки
1979 г.
1988

Аврора № 2, февраль 1988 г.
1988 г.
1994

Лукоморье. Сказки русских писателей.
1994 г.
2011

Всемирная история телесных наказаний
2011 г.
2014

Антологія української готичної прози I
2014 г.
Антологія української готичної прози II
2014 г.
2016

История Российского государства. Между Азией и Европой. От Ивана III до Бориса Годунова
2016 г.

 Другое (1) :
2004

Роман-газета, № 9, 2004
2004 г
(оборот)



  Примечание

  • Куратор художника — Kamima

  • ⇑ Наверх