Э Р Эддисон


  Э. Р. Эддисон

© Dani Zweig


Обычно, если речь идет об Эддисоне, то значимыми считаются две его работы: «Червь Уроборос», опубликованный в 1926 (хотя встречалось упоминание о 1922), и трилогия «Зимиамвия», которая была написана за два последующие десятилетия.

«Червь Уроборос» — это эпическое фэнтези, именно так охарактеризовал произведение сам автор. Эддисона пьянила красота английского языка и он писал витиеватым, замысловатым, немного архаичным языком, с большим количеством длинных пассажей и оборотов (он ненавидел, когда предложение подходило к концу). Но это работает. Сначала замечаешь только стиль изложения, потом это перестает раздражать, и в какой-то момент ты понимаешь, что действие уже захватило тебя. Эддисона также манила фантастичность, подвиги ушедших времён, герои с удивительными характерами, способные покорять непокоримое и побеждать непобедимое и заботящиеся о славе больше, чем об урожая в следущем году. И, опять же, это захватывает.

Это захватывает, несмотря на трудные первые страниц 20, которые задают стандарт для зловещего начала повествования. Насколько мрачно может начинаться фэнтези? Действие начинается на планете Меркурий, хотя на это нет видимых причин. Хуже того, история тяжеловесно представляется как сон некоего персонажа. И, без всякого объяснения, враждующие народы называются автором как Демоны, Ведьмы, Гоблины, Феи и др., хотя они не имеют ничего сверхестественного, что должно быть присуще существам с такими названиями (ну разве что у демонов действительно есть рога). Я специально обращаю внимание на эти недостатки в начале книги, чтобы вы были готовы стиснуть зубы и продолжить чтение. После первых двух глав сон забыт, условие, что действие происходит на Меркурии опускается, и имена, ну что ж, вы можете забывать о них.

(Выдавать историю за чей-то сон – старый приём, который годится для использования и сейчас. Эта традиция восходит к тем временам, когда сон воспринимался как дар свыше, а не как продукт подсознания. Таким образом, изображение истории как сна призвано больше подкрепить нереальность происходящего, чем пробудить вас).

Где-то между второй и третьей главой вы перестанете замечать несоответствия и будете втянуты в историю: Длительное противостояние Демонов и Ведьм, оскорбительные действия Ведьм, неудачные попытки решить конфликт и затянувшуюся войну, приключения и подвиги Лорда Джуса, предательство Лорда Гру (самый обаятельный персонаж истории, несмотря на свои недостатки), колдовство Гориса XII...

Вам кажется, что я даю книге необоснованные комплименты? Книга имеет свои недостатки – больше с точки зрения современного читателя, который привык к более гладким характерам и менее изысканному языку – но, тем не менее, это триумф литературного стиля. Здесь есть отголоски Шекспира и отголоски Гомера (я не имею в виду копирование), но в основном Э.Р. Эддисон самостоятельно нашел способ приятно провести время и приглашает читателей присоединиться. Некоторым читателям не нравится эта книга, некоторые – обожают её. Последних достаточное количество, и если Вы думаете, что сможете присоединиться к ним, эта книга стоит того, чтобы её попробовать.

В трилогии «Зимиамвия» стиль Эддисона менее выражен. Попробуйте эту книгу, если Вам понравился «Червь Уроборос». Действие происходит на земле не столь фантастичной и более средневековой, но это всё равно земля героев и армий, с заговорами и интригами. Язык в этой книге более современный и не такой запутанный, но всё равно более насыщенный деталями, чем мы обычно ожидаем в романах. Главный героий трилогии – Лессингем, который появляется на короткое время в романе «Червь Уроборос», как мечтатель, что видит сны. (Здесь, как и в «Черве Уроборосе», женские характеры, даже самые сильные, имеют вспомогательную и второстепенную роль). Трилогия сначала вышла в виде трех отдельных книг, и позднее была переиздана одним томом. Одна из причуд трилогии в том, что книги выходили (и также должны быть прочитаны) в обратном хронологическом порядке.

«Владычица из владычиц» является первым и лучшим из трех романов – это история интриг и конфликтов, которые следуют за смертью короля Мезентиуса из Зимиамвии. Главным злодеем является Гориус Пэрри, викарий в Рэреке. И что действительно усложняет дело, так это то, что Лессингем, честный и по-настоящему героический, является активным и верным помощником Пэрри. (Хорошие новости: текст, хотя не столь чарующий, как в «Черве Уроборос», более удобен для восприятия. Плохая новость: Здесь всё еще есть такая глава, через которую надо прорваться, в данном случае под названием «Увертюра»).

«Рыбный обед в Мемизоне» наполнен прощением. Зимиамвия находится в правлении короля Мезентиуса, чьи войны и интриги в «Хозяйке владычиц» являются более обдуманными. («Обдуманные» – неточное слово. Персонажи Эддисона часто благородны и прославлены, но некоторая аморальность также характеризует их). Здесь есть некоторая борьба, но гораздо больше заигрываний. В конце концов, в название романа вообще вынесено слово «обед». Между тем, параллельно, проходит история переживаний Лессингема относительно нашего собственного мира (Здесь есть определенная симметрия. Во «Владычице из владычиц» Зимиамвия открывается как мир, сотворенный Богиней для Лессингема. В «Рыбном обеде...» Земля раскрывается как мир, созданный в соответствии с её воплощением в Зимиамвии).

Эддисон умер, не закончив «Мезенцийские Врата», но мы знаем планы Эддисона на недостающие части, так что история всей жизни Мезентиуса, прослеживается достаточно хорошо.

Я неоднозначно отношусь к трилогии «Зимиамвия». Персонажи выдающиеся, но редко симпатичны; написано мастерски, но имеются недостатки. Думаю, если Вам понравился «Червь Уроборос», то Вы сочтете трилогию более слабой, но всё-таки стоящей прочтения. Если же Вам не понравился «Червь Уроборос», то не стоит пытаться.

Пер. с англ. © А. Жулин

 

источник: users.cs.york.ac.uk


⇑ Наверх