fantlab ru

Все отзывы на произведения М. Р. Джеймса (M. R. James)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  3  ] +

М. Р. Джеймс «Ясень»

Groucho Marx, 27 июля 2023 г. 21:39

Необычная для М.Р.Джеймса, но традиционная для жанра ужасов история с ведьмой и её проклятием. Обычно Джеймс ведёт повествование с отчётливо иронической интонацией, иронической не по отношению к притаившемуся ужасу, а к неадекватной реакции обывателей на необычайное, реакции, превращающей сверхестественный кошмар в досадный курьёз. Но в «Ясене» всё по взрослому. И жуткие смерти, и лихорадочные попытки разобраться в сути происходящего, всё это всерьёз, как в «Графе Магнусе», и только холодноватая отстранённость рассказчика напоминает, что это всё же М.Р.Джеймс, а не, скажем, Роберт Блох или Ханс Эверс.

Оценка: 9
– [  2  ] +

М. Р. Джеймс «Ясень»

красная роза, 18 июля 2023 г. 20:31

Классику ужасов я не то, чтобы люблю, но читаю всегда с особым интересом, любопытно же с чего все начиналось и как раньше пугали. И пусть подобное представляет собой зачастую банальщину и скукотищу, все равно такую литературу я уважаю и периодически читаю — изящный хоррор, в этом определённо есть свое очарование.

История пойдет о старинной усадьбе в Англии под названием Кастингхэм-холл, где на протяжении десятилетий время от времени подозрительным образом умирают ее обитатели, в том числе и хозяева. А еще на территории, рядом с домом растет древнее дерево, ясень...Дальше будет весьма атмосферное повествование с интригой, кто же виноват в несчастиях и где кроется корень зла отравляющий всех в округе. Тут вам и опухшие трупы, и ведьмы, и вполне себе реальные вещи, но с налетом мистики, а то иначе было бы слишком просто. Правда рассказ о колоритных событиях в усадьбе, по традициям того времени, и законам жанра классического хоррора, ведется с невозмутимой миной и уж очень отчужденно. Мы не вовлекаемся, мы лишь сторонние наблюдатели. Жутко не было, увлекательно тоже, да и загадка такая себе, довольно быстро догадываешься кто(что) примерно тут развлекается. Но финал произведения все же заставил содрогнуться от омерзения, это ж надо было. Как бы предсказуемо все не выглядело, противно и неуютно от этого меньше не становится, никто думаю не хотел бы себе таких или похожих соседей.

Буду еще с автором знакомиться, приобщаться к истокам, так сказать, но дозированно.

Оценка: 7
– [  2  ] +

М. Р. Джеймс «Плачущий колодец»

Тимолеонт, 28 апреля 2023 г. 18:56

А вот это уже и есть прекрасная история «рассказанная за костром». Я аж проникся воспоминаниями из детского лагеря... До откровенного трэша история, к сожалению, не дотягивает, но и для серьёзного ужастика здесь многовато нелепостей и нелогичностей. Так что в целом вполне можно воспринять как незамысловатую страшилку с прямым и грубым морализаторским посылом. Да — написано прекрасно, не знаю уж, чья это заслуга в большей степени — автора или переводчика.

Оценка: 7
– [  2  ] +

М. Р. Джеймс «Граф Магнус»

Тимолеонт, 21 апреля 2023 г. 14:24

Отлично удалось передать пугающую атмосферу через попытки докопаться до прошлого. Пугающая репутация Магнуса напрягает даже любителей-историков много-много лет спустя. Прекрасно и то, что здесь присутствует редкая неоднозначность — может, исследование получилось достаточно достоверным, а может, у исследователя с неустойчивой психикой чрезмерно разыгралось воображение и он сам же сводит себя с ума. Кто знает, где истина?

Оценка: 7
– [  2  ] +

М. Р. Джеймс «Меццо-тинто»

Groucho Marx, 30 октября 2022 г. 20:19

Действительно образцовый рассказ об антиквариате. Бегло, но исчерпывающе точно описана психология коллекционера, даны типичные приёмы торговцев антиквариатом и раритетами... И мечта каждого коллекционера: вещь «с историей«! Правда, на этот раз «история» вещи оказывается пугающе буквальной — всё, связанное с приобретённым артефактом, разворачивается прямо на глазах коллекционера.

Рассказ жуткий, но Джеймс тщательно выстраивает дистанцию между нами и воплощённым кошмаром. Не мы видим крадущийся ужас — его наблюдает владелец таинственной гравюры. Но и он наблюдает не реальность, а только её отражение в артефакте.

В этой композиции — проявление рафинированного юмора великого М.Р. Джеймса. Ведь в известном анекдоте посетить шлюху в борделе стоит довольно дорого. Но намного дороже — подглядывать за посещающим шлюху в борделе. А уж подглядывать за подглядывающим, это уже очень , очень дорого.

Оценка: 10
– [  3  ] +

М. Р. Джеймс «Подброшенные руны»

Iricia, 1 июля 2022 г. 08:53

Рассказ интересный, но чересчур затянутый. Персонажи может и не особо яркие, но сюжет увлекает и за них переживаешь. Эпизод с передачей рун обратно даже довольно напряжённо написан, хотя и странно, что антагонист ни о чем не догадался.

Оценка: 5
– [  1  ] +

М. Р. Джеймс «Эпизод из истории собора»

Тимолеонт, 22 апреля 2022 г. 19:29

Я не сильно большой специалист,но, по-моему, именно это и называют готической литературой. Атмосфера с одной стороны настолько густая, что её можно чуть ли не ложками черпать, но в то же время автор не хранит каменно-серьёзное лицо и не стесняется шутить. Может, история и не блещет оригинальностью и необычным сюжетом, зато как написано! Юмор, готика, жуть и незадачливый ГГ — в итоге одна из лучших историй антологии.

Оценка: 7
– [  2  ] +

М. Р. Джеймс «Резиденция в Уитминстере»

Konbook, 27 ноября 2021 г. 10:55

Рассказ в целом неплох. Интересный сюжет, замечательный художественный язык, пронизан мистикой. Но хотелось бы больше конкретики в финале. Этот туман, которым автор окутал историю дома при Уитминстерской церкви, недосказанность, намеки, более чем прозрачные и не ясные, не дали мне в полной мере оценить новеллу. Монтегю Родс Джеймс вообще славился историями без конца, он не всегда расставлял точки над «i», и в каких-то случаях читатель мог самостоятельно дать объяснение странным происшествиям, а в других, он так и продолжает ходить в тумане, но не всякой истории это пойдет на пользу. Этой истории (ИМХО) не хватило логического завершения.

Оценка: 6
– [  1  ] +

М. Р. Джеймс «Трактат Миддот»

Groucho Marx, 30 марта 2021 г. 23:52

С хоррор в рассказе всё в порядке — ужас вполне присутствует. Но любопытно, что М.Р. Джеймс отодвинул друг от друга жуткие эпизоды, вставив между ними забавные сцены в духе Диккенса. То есть, он сознательно избегал нагнетания кошмара, «охлаждая» текст.

Зачем? Можно предположить, что рассказ создавался ради описания университетской библиотеки в Оксфорде, чтобы посетители этого замечательного учреждения, вспоминая «Трактат Миддот», чувствовали лёгкий холодок, когда вдали, между книжных шкафов, мимо высоких готических окон скользила неопознаваемая тень — не то призрак, не то библиотекарь.

Оценка: 10
– [  3  ] +

М. Р. Джеймс «В назидание любопытным»

Groucho Marx, 30 марта 2021 г. 00:51

Ироничное, как всегда у автора «Рассказа антиквара о привидениях», морализаторство на тему, что не надо искать себе на ж... приключений. Поиск чего бы то ни было должен быть осмысленный, совершенно справедливо замечает М.Р.Джеймс. Если человек решает лезть в некий туннель, он должен прежде всего позаботиться, как оттуда выбраться. Молодого парня, раскрывшего тайну древних королей и заодно лишившего Британию мистической защиты от вражеского вторжения, немного жалко. Но его нелепая смерть была не напрасной: больше никто не будет пытаться снять заклятье с побережья Англии, а если и попытается — по глупости или со злым умыслом — не сможет это сделать.

Оценка: 10
– [  2  ] +

М. Р. Джеймс «Эпизод из истории собора»

Groucho Marx, 30 марта 2021 г. 00:22

Изящная юмореска в стиле черного юмора на тему смены эпох. На первый взгляд — быличка про могильную жуть. На второй взгляд — компактное эссе об английской архитектуре и её роли в структурировании массового сознания. Но, если подумать, это история о том, что в каждой эпохе есть свои, только ей свойственные секреты, тайны и разгадки, непонятные и неправдоподобные в свете других времён. В «Эпизоде из истории собора» древний (античный) ужас запечатан в средневековье: закрыт, заколдован. Но сменяется эпоха, наступает пора буржуазной «неоготики», имитирующей средневековье без всякого понятия о смысле тех или иных деталей — и древний ужас выползает в город...

Очень умно и иронично, так что любителям монстров, оскаленных страшил и кровищи, хлещущей напра-налево, за этот рассказ лучше не браться — будут разочарованы.

Оценка: 10
– [  4  ] +

М. Р. Джеймс «Погубленные сердца»

Groucho Marx, 29 января 2021 г. 11:42

Наверно, это самый незамысловатый и традиционный рассказ М.Р.Джеймса. Всё сделано в лучших традициях хоррор, но нет даже попытки выйти за пределы традиции.

Тем, кто любит хоррор, новелла про «потерянные сердца» должна понравиться больше остального творчества автора «Рассказов антиквария о привидениях». Все особенности жанра ужаса соблюдены с неукоснительной точностью, даже с некоторым щегольством повествовательным мастерством. Постепенно нарастающее ощущение жути, чего-то по-настоящему страшного, разряжающееся в действительно кошмарном кровавом финале. Но лично мне нравятся больше другие новеллы Джеймса, те, в которых он проходит по грани жанра, провоцируя фантазию читателя, но не давая свершиться самому ужасному буквально на глазах героев. Здесь же всё подано несколько прямолинейно, как у Брема Стокера. Это хорошо, даже очень, но я у М.Р.Джеймса ценю другое.

Оценка: 8
– [  5  ] +

М. Р. Джеймс «Номер 13»

Groucho Marx, 27 января 2021 г. 12:07

Странным образом ироническая интонация рассказа не снимает ужас происходящего, а усиливает его. Случайные свидетели сверхестественных событий никак не могут поверить в реальную опасность и тычутся носом в места, от которых стоило бы держаться подальше. Автору рассказа понадобился буквально срыв сюжета, чтобы до героев дошло, что «шутки кончились».

По атмосфере этот текст очень напоминает новеллы Э.Т.Гоффмана, в которых грань между реальностью и галлюцинацией то и дело расплывается.

Оценка: 10
– [  5  ] +

М. Р. Джеймс «Граф Магнус»

Doerty, 28 января 2020 г. 15:44

С литературной точки зрения произведение, помимо обаятельного равновесия забавного и жуткого, примечательно мастерством, с которым Джеймс сплетает два нарратива (или, скорее, раздваивает авторство написанного от первого лица текста)- автора старой рукописи, мистера Рексола, являющегося также главным героем драматических событий, и безымянного Рассказчика, отыскавшего его труд. Характерный пример: «...мистер Рексол изучал портрет с интересом, не ослабевшим после целого дня работы с бумагами. Он не даёт подробного описания, но я догадываюсь, что это лицо подействовало на него скорее силою выражения, нежели правильностью черт либо добродушием; да он и сам пишет, что граф был на редкость безобразен». В некотором смысле именно написание текста становится сюжетообразующим элементом- Рассказчик дополняет своими предположениями и суждениями рукопись Рексола, который также основывался в своих заметках на архивных документах, старинных письмах и сведениях, полученных от местных жителей.

Рукопись Рексола, которую Рассказчик пересказывает с полным доверием, вполне можно воспринимать как бредовые фантазии впечатлительного, увлечённого своими аматорскими историческими изысканиями бедолаги, на которого слишком уж подействовали старые байки. Филологический, так сказать, характер новеллы подчёркивают ироничные библиофильские отступления с поминанием трактатов по алхимии, изданной Шведской комиссией исторических рукописей переписки дам былых времён, «представляющей исключительный интерес, давая яркую картину шведской культуры» и проч.

Хочу отметить превосходный перевод Владимира Харитонова, который я прочитал в двухтомнике «Шедевры английского готического рассказа».

Оценка: нет
– [  2  ] +

М. Р. Джеймс «Мистер Хамфриз и его наследство»

felixkriventzov, 25 ноября 2018 г. 20:05

Прекрасный рассказ, расставляющий множество зацепок для дальнейшего развития, которого хватило бы на полноценный «страшный» роман в духе Лавкрафта — но, по какой-то непонятной причине, их не использующий. Отголоски этой истории про странный Лабиринт, в котором обитает неизвестное Чудовище, позже будут ясно чувствоваться в другом знаковом произведении уже наших лет — «Доме листьев» Данилевского. Но и без должного развития у Джеймса вышла ладно сложенная, очень атмосферная и удачная готическая история, которую интересно услышать и приятно перечитать.

Оценка: 8
– [  6  ] +

М. Р. Джеймс «Ты свистни, — тебя не заставлю я ждать...»

A.Ch, 3 сентября 2017 г. 09:35

После прочтения рассказа решил обратиться к стихотворению Роберта Бёрнса “Песня”, давшему ему название. В нём в ироничной форме описывается призыв девушки к молодому человеку о встрече, поэтому, надо полагать, определённая ирония присуща и книге Джеймса.

Туманными намёками да ощущениями неуютной пасмурной серой непогоды автору удалось нарисовать рассказ о неком призраке, преследующем профессора, неверящего в сверхъестественное. И вовсе не на свидание зовёт оно. Только до конца произведения так и остаются невыясненными мотивы этого существа.

Зарисовка о том, что нужно думать, что делаешь и быть готовым к последствиям своих поступков.

Оценка: 8
– [  2  ] +

М. Р. Джеймс «Хор Барчестерского собора»

Groucho Marx, 1 ноября 2016 г. 18:43

Эта двусмысленная история, в которой все персонажи являются отрицательными героями, представляет собой идеальный «рассказ антиквара об истории и значении ценных антикварных объектов». Детективная и историческая линии рассказа изящно аранжируют интересное и весьма информативное искусствоведческое эссе.

Оценка: 10
– [  2  ] +

М. Р. Джеймс «Клад настоятеля Томаса»

Amorphis, 30 сентября 2016 г. 16:34

Почерк работы очень напомнил таких авторов как Говард и Лавкрафт, но это неудивительно так как работали авторы в одно и то же время. Наличие зашифрованного послания даже немного напомнило Конан Дойля «Плящущие человечки». Как говорится не покушайся на то что тебе не принадлежит и будет тебе спокойствие, а тот кто с пренебрежением отнесется к предупреждению, будет иметь дело с чудовищем из подземелья. Пока читал рассказ, получил от чтения огромное удовольствие, так как отличный образец классического мистического хоррора не дает заскучать.

Оценка: 8
– [  6  ] +

М. Р. Джеймс «Подброшенные руны»

Brain-o-flex, 19 августа 2016 г. 13:19

Прочитал в переводе Антонова, как «Подброшенные руны».

Прекрасная, атмосферная мистическая новелла!

Не знаю, способна ли какая либо экранизация показать всё, дополнить или испортить историю, но воображение разыгрывается безусловно!

Подробно, детально описанная, образец классической (английской) литературы, страшной истории.

Даже великие рассказы Уэллса по сравнению с таким уровнем «разговора», саспиенса кажутся чуть бледнее...

Хорошо, что «смазаны» описания неких существ. Ведь именно «сон разума рождает чудовищ», каждый сам себе представляет страшных спутников.

Оценка: 10
– [  5  ] +

М. Р. Джеймс «Мистер Хамфриз и его наследство»

Groucho Marx, 28 февраля 2016 г. 20:33

Мой любимый рассказ М.Р.Джеймса. Всё очень тонко подвешено, насыщено информацией, поданой как бы невзначай, по ходу дела, прекрасно проработанные персонажи и изящная интрига.

М.Р.Джеймс хорош, помимо всего прочего, тем, что он описывает сверхестественное именно таким, каково оно есть (или могло бы быть, если бы существовало): резким обрывом реальности в кошмар, из которого можно выпрыгнуть при достаточной сноровке — но тогда ты не узнаешь, в чём суть. А можно разобраться досконально, но тогда тебе из бесконечного ужаса не выбраться ни при каких условиях.

Оценка: 10
– [  3  ] +

М. Р. Джеймс «Альбом каноника Альберика»

Groucho Marx, 28 февраля 2016 г. 20:25

Вот за что я люблю этот рассказ? За поразительное по проникновенности описание библиофилии, плюс отличное поданное изображение маленького французского городка.

Можно сказать, что в «Альбоме каноника Альберика» дана квинтэссенция «европейскости» — именно того, что делает Европу Европой (а Англия тут не при чём, у неё свои заморочки). Древняя культурная история, скучный (на первый взгляд) сегодняшний день, который на поверку оказывается балансированием над бездной, виртуозное приспособленчество и способность с благородным выражением на лице выйти из самой безнадёжной, унизительной, опасной ситуации.

И весь этот изощрённый поток сарказмов Джеймс подаёт с невозмутимой физиономией беспристрастного рассказчика случайных историй.

Оценка: 10
– [  11  ] +

М. Р. Джеймс «Ты свистни, — тебя не заставлю я ждать...»

Тиань, 2 февраля 2016 г. 21:56

Есть такое русское суеверие: не свисти, а то денег не будет. Автор данного рассказа знакомит нас еще с несколькими крайне неприятными последствиями свиста, особенно посредством неизвестно для каких целей предназначенного свистка. Осторожнее надо быть с древними артефактами, археология — опаснейшая из наук.

В связи с рассказом отметить хочется два момента.

Первый связан со стилем произведения. Оно написано длинными предложениями и это очень неудачно. Текст звучит монотонно, картинка не складывается, и даже сюжет иногда теряется, хотя ничего сложного в нем нет, и никаких глубин философии Автор раскрыть не пытается. По ходу чтения я несколько раз возвращалась на пару абзацев назад, чтобы уяснить смысл эпизода или вспомнить участников диалога. Читается вещь с усилием.

Монотонность текста сводить эмоциональную составляющую к нулю. И лишь в одном эпизоде она неожиданно проявляется: когда явившееся герою не пойми что загораживает путь к двери гостиничного номера, герой испытывает страх, и этот страх ощущается — яркая, насыщенная, прекрасно выписанная сцена. Она действует бодряще, последняя треть рассказа читается с удовольствием и раскрывает второй момент, можно сказать, обобщающий.

Суть его в том, что при столкновении с непонятными явлениями самый большой вред человеку причиняет страх. Трудно сказать, что прорывается к нам из запредельности в ответ на неуемное человеческое любопытство, но подпитывается оно нашими собственными эмоциями. Неизвестное нечто было рядом с героем некоторое время, о чем свидетельствует смятая вторая кровать в номере. Но нападению он подвергся, только когда испугался.

Представленное в рассказе создание сродни огородному пугалу: можно увидеть в нем что-то очень страшное, и это страшное тебя прикончит, а если сохранить трезвый взгляд, это всего лишь куча старых тряпок на палке. Но сохранить спокойствие трудно. И, как ни странно, легче это дается тому, кто верит в существование странных явлений.

Видимо, сказывается гибкость сознания. Если нечто признается существующим, оно не вызывает неконтролируемой паники, ведь есть же оно всегда, а беспокойство причиняет не так уж часто, и методы уберечься существуют, хотя и отвергаются учеными мужами как глупые суеверия.

Неровный рассказ, в целом скорее неплохой, с прекрасной кульминационной сценой и умными мыслями отложенного действия. Автор сначала пугает читателя, а затем аккуратно уводит от эмоций к размышлениям. И это хорошо, это оставляет очень приятное впечатление, когда вещь уже прочитана.

Оценка: 7
– [  5  ] +

М. Р. Джеймс «В назидание любопытным»

greyofthedawn, 11 мая 2015 г. 17:45

В центре этого рассказа – история молодого человека, который из любопытства загорелся целью отыскать древний клад – корону английских королей, о которой ходят легенды, и его поиски увенчались успехом. Но в качестве вознаграждения он получил не богатство, а преследователя в виде древнего призрака – стража короны, который с этой поры больше не оставит нашего героя, пока тот не заплатит за свое любопытство самую дорогую цену – свою жизнь.

Очень грустный рассказ, окутанный туманной атмосферой промозглого серого дня на холодном побережье. На протяжении всего чтения испытываешь жалость к главному герою и переживания за него. Ведь он не хотел делать ничего плохого, а получил такое наказание. И основное чувство, которым пропитан весь рассказ – не страх и ужас, а именно сочувствие. Поэтому в целом рассказ оставляет за собой весьма гнетущее впечатление. Но из-за незамысловатого сюжета он не впечатляет в полной мере.

Оценка: 7
– [  3  ] +

М. Р. Джеймс «Подброшенные руны»

Илориан, 16 ноября 2014 г. 12:59

Рассказ достаточно прост. Антигерои, как обычно, ОЧЕНЬ уж подлые, а герои ну совсем никакие. Можно было сделать и интереснее. Но в конце автор, чтоб добавить хоть какой-то элемент неожиданности всё же перемудрил. И о чём же говорил погибший ночами перед смертью? Так и не понятно.

Оценка: 5
– [  6  ] +

М. Р. Джеймс «The Ghost Stories of M.R.James»

korsrok, 30 мая 2014 г. 22:03

Монтегю Джеймс – знаменитый английский мистик, историк и специалист по Средневековью, писатель, излюбленной темой которого являются призраки.

Тему своих рассказов доктор Джеймс раскрывает в легкой, часто разговорной и весьма примитивной манере. Создавая иллюзию повседневности, он вводит сверхъестественные элементы осторожно и постепенно; окружая их обыденными прозаическими деталями, а порой и парой штрихов из запасов своей эрудиции в том, что касается Средневековья.

Он обычно использует давние исторические события – предшественники описываемых им ситуаций, имея в таких случаях возможность, использовать свои знания прошлого, а также способность архаизировать речь и внести колорит.

Монтегю Джеймсу удаются больше события и декорации, нежели атмосфера, в его рассказах нет глубины, но фрагментарные эксцентричные зрелища, к которым автор размеренно подводит читателя — почти с дьявольской силой вызывают ужас.

Дети с черными дырами вместо сердец, крыса с человеческим лицом, масса волос в гробу вместо покойника… Эти и другие кошмары встречаются в рассказах автора.

Оценка: 8
– [  9  ] +

М. Р. Джеймс «Вид с холма»

perftoran, 2 января 2014 г. 00:16

Очень неожиданный рассказ от М.Р. Джеймса. Настоящий хоррор непохожий на традиционные готические рассказы, и все же использующий некоторые его приемы. Есть здесь странный сон, таинственные истории, рассказанные от лица очевидцев странных событий, мрачные местности (здесь эту роль выполняет холм висельника). Можно и усмотреть даже некоторые элементы фантастики:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Бинокль, показывающий прошлое

Думаю сюжет пересказывать не стоит, думаю, он способен удивить многих поклонников жанра готического рассказа достаточно неожиданными находками, про маску из человеческого черепа, например, уже известно из аннотации. Скажу только, что главный злодей — Бакстер получился очень «живым», жестоким, по-настоящему отталкивающим персонажем. Главное его увлечение — археология, становится для него настоящей манией, которая приводит главных героев повествования к страшной истине о методах исследования местной истории, используемых этим странным старым Бакстером.

Оценка: 9
– [  6  ] +

М. Р. Джеймс «Collected Ghost Stories»

kerigma, 11 декабря 2013 г. 21:05

Попавшийся мне сборник «Плачущий колодец» — это практически все, что М.Р. Джеймс, собственно, написал из художественной литературы (помимо этого он написал еще кучу научных работ по Средневековью), и совсем все, что переведено у него на русский язык. Сборник представляет собой, собственно, классический образчик готического рассказа конца 19 — начала 20 века. Он очень-очень ровный и за счет этого несколько занудный. Когда читаешь первые пять, они кажутся необычными (хотя и не скажу, чтобы захватывающими), но если сходу прочитать все подряд, становится очень понятно, как именно Джеймс конструирует свои рассказы. Мне кажется, это в равной степени примета эпохи и черта авторского стиля. Прежде всего, большая часть историй подана через третьи руки: то герою рассказывают свои приключения случайные знакомые, то он наткнулся на чьи-то доисторически дневники в букинистике, то это местная легенда. С самим повествователем, как правило, не происходит ничего удивительного, в лучшем случае он становится спокойным, не подвергающемся опасности наблюдателем. Поскольку читатель по привычке встает на точку зрения повествователя, а не кого-нибудь, уже не страшно, скажем так.

Далее, значительная часть всего страшного произошла в 16 веке, да и то по неподтвержденным слухам (но в народе говоря, понятно). Учитывая, что в 16 веке и без того ужасов происходило, тоже не страшно.

Что забавно, изрядная часть всякой жути в рассказах связана с церковью, скрывающимися в ней неупокоенными душами, одержимыми священнослужителями и таинственными черномагическими ритуалами. Я предположила сходу, что вот оно, прорывающееся сквозь англиканскую благопристойность язычество, тянется к официальной религии как подобное к подобному. Впрочем, любое иное объяснение (включая то, что не здоровые нуждаются во враче, но больные) тоже сгодится. Не то чтобы я имею что-то против мистики подобного толка — напротив, это придает дополнительный художественный эффект, особенно в кино. Просто обилие разнообразных церквей и соборов, в которых что-то не так, начинает несколько утомлять.

Еще одно свойство Джеймсовской прозы — эрудиция ученого, которую он даже не пытается спрятать. Тексты изобилуют латинскими цитатами (местами с очень ржачным неправильным переводом, над «свиными одеяниями» уже без меня посмеялись), отсылками к различным историческим личностям, реалиям и тд. Впрочем, это не мешает читать совершенно и обычно носит исключительно декоративный характер.

В целом — Джеймс очень мягкая, качественная и интересная в своем роде проза. Не занудная, но и ни капли не страшная.

Оценка: нет
– [  7  ] +

М. Р. Джеймс «Резиденция в Уитминстере»

Календула, 25 июля 2013 г. 23:33

Старинный особняк рядом с церковью и церковным кладбищем, таинственные события прошлого, нашедшие отклик в настоящем, загадочные, мистические события, подаваемые автором намеками и отрывками, странные предметы и события — все это можно найти в этом весьма примечательном рассказе. И вновь — недосказанность, туманность, покров тайны и намеки, намеки...

Все же хочется больше ясности. Лично меня излишняя туманность и загадочность не пугают, а раздражают. Что кроется за завесой тайны? Есть ли там что-то по-настоящему пугающее или же это просто пустой мыльный пузырь, искусно спрятанный в вуали мрака?

Интересна подача сюжета — через письма, дневниковые записи, пропущенные через восприятие безымянного рассказчика, нашедшего эти записи. Прекрасный стиль и слог автора заслуживают внимания.

Оценка: 7
– [  7  ] +

М. Р. Джеймс «Мистер Хамфриз и его наследство»

Календула, 25 июля 2013 г. 23:27

Рассказ интригующий, но, как и все в антологии «Дом с призраками» — весьма недосказанный и оставляющие вопросы. Есть лишь намеки, но нет прямого действа. Большую часть рассказа занимают описания сельской жизни и быта, динамика начинается ближе к концу и внезапно обрывается, оставляя читателя в недоумении. Нет, привидений тут нет, есть лабиринт — загадочный, заброшенный с непонятной сферой в центре, суть которой так и останется загадкой, а это несколько раздражает — хочется понимания, для чего вообще написано сие произведение, ведь суть сюжета абсолютно неясна. Много намеков в итоге оставляют лишь пшик — сюжет лопается в финале как мыльный пузырь. Ожидания не оправдались ни на йоту.

По стилю и слогу рассказ — прекрасный образец английской прозы, можно насладиться хотя бы этим, если уж автор счел нужным утаить от читателя всю суть повествования.

Оценка: 7
– [  7  ] +

М. Р. Джеймс «Резиденция в Уитминстере»

evridik, 25 июля 2013 г. 14:23

Любопытная вещица с туманными намёками. Английская. Охватывающая сразу пару столетий, таким образом давая читателю собственными глазами увидеть и собственными ушами услышать историю смерти двух мальчиков, а также перенестись через солидный временной интервал, чтобы узреть дом, в окресностях которого они умерли. Тот самый дом, который резиденция. Новые нравы, новая атмосфера, из беспросветного мрака и невнятности перетекающаяся в живость и игривость. То, что случилось и осталось тайной сто лет назад, против отклика этих событий много лет спустя. К привидениям рассказ отношения вроде бы не имеет, но вот к колдовству...

Занятный, как и любое английское произведение, написанный вкусным литературным языком, этот рассказ может испугать и развлечь одновременно. Месть, знаете ли, страшно забавная штука.

+8

Оценка: 8
– [  5  ] +

М. Р. Джеймс «Мистер Хамфриз и его наследство»

evridik, 9 июля 2013 г. 18:54

Прекрасно начатый, интригующе закрученный, но плохо финишировавший рассказ, в котором не будет привидений, зато будет некий Лабиринт. Согласитесь, на антологии, в названии которых фигурируют привидения, рассказ с загадкой иного характера бросает несколько странную тень — вроде как что это за антологии, в которых половина рассказов лишена законных оснований быть помещёнными под их обложками? В отношении данной вещь я никак не могу определить, что же для меня главное — содержание или стиль изложения, так как даже при отсутствии привидения(й) рассказ являет собой великолепный образчик английского мистического рассказа.

Так вот, о Лабиринте. Аналогию проведу, пожалуй, только с одним из романов о Гарри Поттере, где также фигурировал некий лабиринт, и то только потому, что подобные сооружения встречаются довольно редко, а уж выполнять роль главной угрозы с неясным подтоном им доводится и того реже. Итак, в рассказе есть: мистер Хамфриз, его наследство в виде солидного поместья с парком, Лабиринт в парке, старые рассказы о Лабиринте и таящихся в нём Ужасах, подозрительная книжечка с пророчеством. И ещё несколько моментов в том же духе, согласно которых ситуация накручивается, накручивается, главный герой ходит по лезвию ножа, и вот...

Объяснение причин опасности Лабиринта по сравнению с тем, что он принёс мистеру Хамфризу, смехотворно.

Слишком многого ждала от рассказа, наверное.

+6

Оценка: 6
– [  9  ] +

М. Р. Джеймс «Ясень»

Кел-кор, 15 июня 2013 г. 11:53

Очень неплохой рассказ с прекрасно выписанной атмосферой. Мистический хоррор, который всем здесь заправляет, действительно жуток: тут вам и почерневшие опухшие трупы, и ведьмовские тайны, и корень, как бы забавно это ни звучало, всего творящегося в рассказе зла — ясень. М. Р. Джеймс — одновременно и классический представитель своего литературного века, и разрушитель традиций, предвестник нового времени. В произведении «Ясень» повествование строится как обычно в викторианском мистическом хорроре: события подаются автором как сторонним наблюдателем, холодным и невозмутимым. Подтверждением подлинности того, о чём идёт рассказ, служат высказывания уважаемых персон (здесь используются выдержки из дневника одного из действующих лиц). Но вместе с тем в «Ясене» практически не ощущается ирония, свойственная для «страшных» рассказов того времени вообще и для творчества М. Р. Джеймса в частности. За счёт этого полотно ужаса обретает совершенно удивительные тёмные оттенки, жуткая атмосфера мистических тайн полностью погружает в себя читателя, без проблеска авторской улыбки.

Оценка: 9
– [  4  ] +

М. Р. Джеймс «Альбом каноника Альберика»

Dentyst, 1 мая 2013 г. 02:16

Извините за куцый отзыв, но это единственный рассказ из пока прочитанных за всю жизнь, от которого по настоящему стало страшно. И не ночью, а вполне себе солнечным днём при большом скоплении людей — в автобусе читал.

Оценка: 10
– [  3  ] +

М. Р. Джеймс «Плачущий колодец»

mytreus, 5 октября 2012 г. 17:10

Весьма странное повествование, из которого мы узнаём какой хороший мальчик Артур Уилкокс и какой плохой мальчик Стэнли Джадкинс. Автор явно не заслуживает скаутского значка «За занимательность». Ставил ли Джеймс перед собой задачу вызвать у читателя чувство страха? Если да, то план провалился. Саспенс присутствует, но переходит в пшик. Возможно, здесь спрятан какой-то особый английский юмор, но я его не заметил. И если весь авторский посыл заключается в том, как вредно не слушаться взрослых, то стоило ли огород городить и колодец копать?..

Оценка: 4
– [  4  ] +

М. Р. Джеймс «Клад настоятеля Томаса»

mytreus, 4 октября 2012 г. 21:42

Эко встречает Лавкрафта

Находка для тех, кто любит культурологические детективы. Обращение автора к криптографической тематике, надо полагать, не обошлось без влияния моды — ведь за год до рассказа Джеймса появились «Пляшущие человечки» Конан-Дойля. Но Джеймс, как профессиональный историк, обратился к раскрытию тайн прошлого, и его познания в средневековой истории и культуре создают необходимую глубину повествования. Замечателен образ аббата Томаса, которого мы «узнаём по деяниям его». С этим нетривиальным персонажем даже хочется встретиться на страницах отдельного произведения.

Джеймс довольно удачно нагнетает напряжение, подводя к ключевой сцене, и, самое главное, не навязывает рациональных объяснений произошедшего. Даже подробный разбор расшифровки надписи на витражах играет свою роль — латынь, по-моему, вполне отчётливо ассоциируется с демонологией. Всё же нужно отметить изъян в композиции рассказа. Понятно, что автору необходимо было ввести ещё одного персонажа, друга главного героя, но на мой взгляд, он сделал это слегка неуклюже, добавив ненужный юмористический элемент в виде письма камердинера Брауна.

Оценка: 8
– [  1  ] +

М. Р. Джеймс «Эпизод из истории собора»

Kima Kataya, 1 сентября 2012 г. 23:50

Чересчур многословно, не помешало бы сокращение раза в три. То и дело сбиваешься, поскольку из-за перегруженного текста читается довольно тяжело. Ничуть не пугает, красоты не навевает, слишком много болтает об архитектуре, вампиров вообще не упоминает. Окончилось ничем: кто-то кажется что-то видел, и какая-то тень пробежала мимо, а в итоге все остались при своих. Честно говоря мне непонятно, откуда столько внимания этой серенькой истории?

Мораль — не перестраивайте старые соборы. На всякий случай. Хотя будет о чём нудно порассказывать путешественникам.

Оценка: 5
– [  4  ] +

М. Р. Джеймс «Меццо-тинто»

Лунатица, 27 июля 2011 г. 04:38

Еще один интересный прием Джеймса. Собственно, самого ужасного события в рассказе не происходит, имеет место только постфактум наблюдение за намеками на него и выяснение деталей. Но от этого только еще более зловещей кажется атмосфера.

Оценка: 10
– [  5  ] +

М. Р. Джеймс «Ты свистни, — тебя не заставлю я ждать...»

Лунатица, 27 июля 2011 г. 04:32

Один из моих любимых рассказов.

Джеймс удивительно умеет балансировать между нагнетанием таинственности и размеренным описанием заурядных бытовых деталей. Именно это делает ощущение от его произведений реальным, почти как собственные воспоминания.

И монстр — да, необычен сочетанием будничности и фантастики, и от этого еще более убедителен.

Оценка: 10
– [  -3  ] +

М. Р. Джеймс «Эпизод из истории собора»

шесхарис, 11 мая 2011 г. 18:16

Длинновато.И не слишком страшно.Но достойно разового прочтения.

Оценка: 6
– [  2  ] +

М. Р. Джеймс «Трактат Миддот»

alex1970, 17 марта 2011 г. 20:54

Своеобразный мистический детектив, связанный с трактатом об иудаизме, в котором спрятан важный документ.

Написано живо, интересно, поднята одна из любимых тем готики – расплата за старые грехи.

А старичок завещатель был изрядной сволочью.

Оценка: 8
– [  2  ] +

М. Р. Джеймс «Клад настоятеля Томаса»

alex1970, 17 марта 2011 г. 20:23

Художник и исследователь Сомертон – человек наблюдательный. При изучении витражей в одной из церквей, он нашел ключ к древнему кладу. Но упустил из виду одно обстоятельство – предупреждение аббата Фомы, закопавшего клад.

Детектив с изучением надписей, криптографией, мрачной атмосферой и чудовищем.

Интересный образец готической прозы.

Оценка: 8
– [  3  ] +

М. Р. Джеймс «Школьная история»

alex1970, 17 марта 2011 г. 17:25

Занятный образец готической истории о старой школе и призраке.

Двое мужчин беседуют и вспоминают школьные истории о страшном. Один рассказывает о странном исчезновении учителя и таинственных событиях с этим связанных.

Полный набор – старинный особняк, загадочные записки, ночной гость.

Оценка: 9
– [  2  ] +

М. Р. Джеймс «Розарий»

alex1970, 17 марта 2011 г. 16:49

Хороший образец классических британских историй о привидениях.

Начинается как повествование о жизни в провинции английской семьи среднего класса. Она готовится к ярмарке, муж играет в гольф. Жена решает разбить новый розарий. Рабочие ломают какой-то столб. Тут-то все и начинается.

История плавно перетекает в готическое повествование: страшные сны, призраки прошлого, семейные портреты, в одном из которых можно найти разгадку тайны.

Оценка: 8
– [  6  ] +

М. Р. Джеймс «Погубленные сердца»

alex1970, 17 марта 2011 г. 15:35

Интересная история в классическом стиле.

Мистер Эбни, по мнению окружающих, хотя и нелюдимый, но хороший человек, но в окрестностях его усадьбы произошло несколько таинственных исчезновений. И вот он взял на воспитание своего кузена. Мальчику кажется, что все не просто так.

Хороший образец готики – таинственная атмосфера, загадочные происшествия.

Оценка: 8
– [  4  ] +

М. Р. Джеймс «Эпизод из истории собора»

alex1970, 4 марта 2011 г. 14:37

Ученый приезжает, чтобы обследовать собор в провинциальном городке. От служащего собора он узнает одну историю, связанную с таинственной гробницей и перестройкой собора.

С виду непритязательный рассказ довольно пугающ. То, что история рассказана устами очевидца, придает особый шарм.

По мотивам рассказ схож с «Могилой сары» Лоринга, который также включен в «Вампирский архив». Но по стилистике они совершенно не похожи

Оценка: 8
– [  3  ] +

М. Р. Джеймс «Мистер Хамфриз и его наследство»

alex1970, 16 января 2011 г. 15:37

Молодой перспективный служащий мистер Хамфриз получает наследство от дядюшки, которого он ни разу в жизни не видел. Отличное имение, но в центре находится лабиринт, который прочно овладел мыслями наследника.

Сначала это обычное повествование о жизни в глубинке. Постепенно напряжение нарастает, и мы понимаем, что все не просто так. Но затем интерес теряется, и уже дочитываешь по инерции.

Не лучший рассказ автора, он интригующий, но не страшный.

Оценка: 8
– [  3  ] +

М. Р. Джеймс «Хор Барчестерского собора»

alex1970, 13 января 2011 г. 18:51

Герой проводит каталогизацию библиотеки колледжа и в руки ему попадает шкатулка с документами, связанными со смертью преподобного Джона Бенвелла Хейза.

Герой решает разобраться в этой истории.

Автор умело при помощи дневников и писем, точнее, отрывков из них, создает липкую атмосферу страха и надвигающегося безумия.

Интересный мистический рассказ с детективным подтекстом.

Оценка: 8
– [  5  ] +

М. Р. Джеймс «Меццо-тинто»

alex1970, 13 января 2011 г. 18:39

Смотритель музея получает гравюру в технике меццо-тинто, которая поначалу кажется ему ничем не примечательной.

Но в ней сокрыта разгадка угасания древнего рода и жуткого преступления, совершенного в начале 19 века.

Рассказ создает гнетущую атмосферу. Впервые прочитал его в антологии «Одержимость», Тогда он произвел жуткое впечатление.

Очень неплохое мистическое произведение с небольшим вкраплением детектива.

Оценка: 9
– [  6  ] +

М. Р. Джеймс «Резиденция в Уитминстере»

alex1970, 13 января 2011 г. 18:12

Интересный рассказ, повествующих о событиях прошлого. Рассказчик воссоздает таинственную историю, связанную с домом, находящимся рядом с церковью в Уитминстере.

В начале 19 века двое подростков провели странный ритуал, отголоски которого слышны и через сотню лет.

Написано умело, классика британских историй с привидениями.

Оценка: 8
– [  11  ] +

М. Р. Джеймс «Ты свистни, — тебя не заставлю я ждать...»

perftoran, 6 января 2011 г. 19:50

Не собирался браться я за сборник рассказов «Проклятый остров», хотел отложить, что называется, «на сладкое». Но не устоял, и первым решил прочитать именно рассказ М.Р. Джеймса.

В «Ты свистни, — тебя не заставлю я ждать...» автору отлично удается балансировать между несколько ироничными отношением к главному герою Профессору Перкинсу, не признающему сверхъестественных явлений, и нагнетанием атмосферы страха. Для этого Джеймс использует традиционные приемы готических рассказов: древние руины; загадочный предмет, который как-то связан с последующими проявлениями сверхъестественных событий; таинственная фигура, которая преследует главного героя на берегу, а потом уже в воображении Перкинса гонится за незнакомцем;. Возможно, этими традиционными для жанра уже долгое время приемами, автор намекает читателям, что действия происходят в недалеком прошлом. Это и неудивительно, ведь Джеймс известен, именно, как автор «антикварных рассказов».

Не мало способствует нагнетанию атмосферы ужаса и местность, в которой разворачиваются события. Пейзаж Джемс выписал прекрасно: пасмурное небо, пустынный отель на берегу моря, завывания ветра — все располагает к встрече с ужасным. И эта встреча происходит. Не буду описывать с чем в итоге столкнулся Перкинс, но монстр Джеймсу удался на славу, уж очень своеобразным он получился. И в этом своеобразии, на мой взгляд, тоже заключается некая ирония по отношению к главному герою, ведь теперь «...взгляды профессора на некоторые предметы уже не столь категоричны как прежде. Происшедшее сказалось и на его нервах: он до сих пор не может спокойно наблюдать висящий на двери дьяконский стихарь».

Итог: еще один отличный рассказ Монтегю Джеймса. В нем умело сочетается ирония и атмосфера нагнетания ужаса грядущих событий.

Оценка: 9
⇑ Наверх