fantlab ru

Все отзывы на произведения Романа Суржикова

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  3  ] +

Роман Суржиков «Лишь одна звезда»

Pobeda, 29 августа 01:48

Обворожительно прекрасно!

Какие же живые, яркие герои! Какие повороты! Угрюмые тайны, ошеломительные открытия, смердящие сцены, бесконечный калейдоскоп чувств и эмоций.

Итак, я разочаровалась в Адриане, хоть и не сразу (сложно было поверить), потом очаровалась обратно (со скрипом, потому что сложно было поверить), возрадовалась, испугалась за Эрвина. А через несколько мгновений (может дольше — сложно сейчас сказать более точно, потому что страницы летели, как стрелы), продираясь сквозь мучения бедняги Мэнсона, я получила удар под дых такой силы, что, кажется, не дышала, пока не закончила книгу.

В моей голове набатом гремит один и тот же вопрос: что дальше?!

Это не вопрос о том, что же дальше будет делать автор, я вообще забыла о том, что это написанный Романом Суржиковым цикл фэнтези! Я просто была внутри истории, я была с Эрвином, Минервой, Адрианом, Мэнсоном, Джоакином, со всеми ними.

Мы поняли, что всё случившееся — дело рук третьей силы, и, очевидно, план этого приспешника Тёмного Идо удался (хотя сложно разгадать, какого конкретно исхода он добивался); так что же теперь будет со всем Поларисом? Вот что волнует и пугает.

Цикл ворвался в мой ТОП 2024, и больше скажу, я почти готова отдать ему первое место! Не знаю, дожмёт ли меня третья часть, но я на грани. А ведь была уверена, что первенство уже определено! Да уж. Мощь!

Оценка: 10
– [  3  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

kc_duke, 22 августа 17:47

Я смог! Я дочитал!

Очень неоднозначное впечатление оставила книга и серия в целом. С одной стороны отлично прописанные персонажи, каждый со своим характером. Живой, оригинальный мир. С другой- ну очень затянуто. Ну очень тяжело заставить себя читать. Практически не держит в напряжении. Но я прочитал и ни о чём не жалею!

Оценка: 7
– [  2  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

wg1973, 19 августа 09:13

Автор одержал убедительную победу за то что бы читатели отдали свое время — внимание ему, и его произведению. Два года, а может быть и все все три читал- слушал, слушал-читал это реально эпическое произведение. Сложно наверное найти будет аналогичный цикл. Провести повествование по тонкой грани не свалившись в сказки, или в банальный постапокалипсис это сложно, но у автора получилось. А открытая концовка это отлично, книги не должны давать ответы, они должны давать пищу для ума. А не что так не возвращает к мыслям о книге как открытая концовка.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Роман Суржиков «Душа Запада»

Pobeda, 15 августа 00:08

Великолепно! Именно такой я и знаю Южанку. Пылкой, честной, безрассудной. И сердце радуется, что у Миры есть такой хороший друг. Уверена, Бекка спасёт Северянку.

Очень радует динамика в рассказах. И как же отлично автору удаётся показывать любого персонажа! Истинное наслаждение!

Сюжет движется на всех парах!

Я пребываю в крайнем возбуждении от грядущей заварушки!

Спасибо, Роман Суржиков!

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Роман Суржиков «Плакса»

Pobeda, 14 августа 23:20

Великолепная интерлюдия! У меня всё внутри прямо бурлит!

Как же тревожно за Миру!

И вновь, филигранно раскрытый персонаж, даже в таком малом объёме произведения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда в конце первой части говорили про монастырь с молчащими монахинями, я даже представить не могла, что это за ужасное место. Строжайшая дисциплина, естественно, граничащая с абсурдом, лишения, тяжелая работа — и это всё для семнадцатилетней девчонки, которая раскрыла заговор, нашла убийц отца и которую две недели травили ядом.

Что же будет дальше?

Оценка: 10
– [  0  ] +

Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»

Pobeda, 14 августа 21:26

Итак, первая часть завершена. Для начала пришлось долго караулить книги на маркетплейсе, но мне удалось их получить, и, несмотря на то, что такой огромный цикл, к тому же ещё не дописанный, не входил в мои планы в 2024 году, я не удержалась. Я начала читать.

И читала я до ночи, лишь бы закончить книгу.

Сначала всё шло медленно и это раздражало. К тому же, меня злила каждая глава под названием «Монета», и хотелось, чтоб «Стрела» и «Искра» тянулись подольше. До конца второго тома я так и не смирилась с pov «Монета», несмотря на пару захватывающих поворотов сюжета.

Абсолютно очаровал Эрвин Ориджин! Обожаю таких интриганов! Минерва тоже мне приглянулась, детективная линия увлекала и не отпускала, хотя часть загадки я разгадала гораздо раньше девушки.

Думаю, не будет спойлером, если скажу, что в первой части сюжет движется крайне неторопливо, но у концу все разворачивается довольно бодрым темпом. Обстановка накалилась, все узлы затянуты, все ружья развешены. Пора браться за вторую часть!

Мне это напомнило Аберкромби, у меня были схожие ощущения при чтении «Первого закона». Кстати, магии тут не ждите, её нет. Да, есть Предметы, которые, по идее, обладают какими-то сверхъестественными свойствами, но увидите вы это пару раз. Может, в следующих книгах цикла повезёт больше. Для меня это ни плохо, ни хорошо, просто факт.

Хочу отметить, что автору удалось написать свою работу так, что во время чтения как будто фильм смотришь, причём, в 5Д. Историями главных героев проникаешься, ты уже как бы с ними, за них, ты не сомневаешься, что где-то там, существует этот самый Полари.

С огромным энтузиазмом и удовольствием принимаюсь за интерлюдии перед второй частью. И благодарю автора за прекрасный труд!

Оценка 8 из 10

Оценка: 8
– [  0  ] +

Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»

VovaZ, 11 августа 08:56

Светлое будущее мира Полари – развитой феодализм + электрификация всей страны.

Яркий и динамичный роман, в мире электрифицированного средневековья можно было бы назвать «Игра престолов лайт», однако события в мире Романа Суржикова куда человечнее и прагматичнее франшизы Джорджа Мартина. Магии и драконов мы не встречаем, по крайней мере, в начале сюжета. Пока что их заменяют технологии, доступные пониманию, и не очень.

Традиционно идут три сюжетных линии (стрела, монета, искра), на начальном этапе независимые. Вероятно, в дальнейшем 3 ГГ встретятся. Сюжеты линейные, достаточно интересные.

Сценизм высокий и колоритный. Суржиков даёт драйв, показывает красоту и яркость своего мира, будь это лес, непроходимое болото или имперская столица. Персонажи героев живые, глубокие и динамичные.

В целом роман читается легко, и с интересом.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Роман Суржиков «Полари»

gramlin, 31 июля 14:21

7 тысяч страниц — это вам не шутки. После такого объёма трудно уже как-то оценивать произведение — ты с ним свыкся и сжился, там тебе все как родные. У цикла есть один плюс и один минус. Плюс в том, что это достаточно качественная история: мир, сюжет, персонажи — всё крепко сделано, читать интересно. Настоящее эпическое фентези с властью в государстве и историей мира на кону. Минус — в размере произведения. Много лишних сюжетных линий, лишних героев, лишних глав. Видно что автору нравится его мир, и он старается добавить туда всё подряд: и викингов, и ниндзя, и паровозы, и морских чудовищ, и пришельцев... Это дополнительно плохо тем, что все 6 книг это сквозная история, без каких-либо промежуточных итогов. Если бы автор логически разделил её, и добавлял в каждой новой книге новые витки основного сюжета, и новые части мира — было бы норм, но в текущем виде это обилие второстепенных глав в которых сюжет и интерес провисают.

Это, конечно, не тёмное фентези. В интервью автор сказал что отождествляет себя с парой главных героев, и, соответственно, и получились они добрыми и жалостливыми. Хотя в целом, с характерами у автора не плохо: всегда есть объяснение поступков, хорошо раскрыты мысли и причины поведения. Мне очень понравилось как в одном месте описывались события глазами двух персонажей, и каждый из них считал другого конченым мерзавцем. Понравилось описание изменений героев (иногда и излишне прямолинейное типа «решил быть добрым»).

Если хотите попробовать, но боитесь — можете прочитать один из рассказов, которые автор вставил между основными книгами, например «Говорящий с богом» или «Полезные люди» — спойлеров в них не очень много, а с миром и стилем автора вполне можно ознакомиться. Первая книга для ознакомления подходит плохо — она очевидно слабее остальных.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»

ebby, 28 июля 20:06

Не дочитала. Очень скучно. Неинтересные персонажи занимаются неинтересным делами в неинтересном мире. Откуда этот рейтинг, ума не приложу, совершенно беспомощно.

Оценка: 2
– [  1  ] +

Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»

nymphlover, 19 июля 15:10

Началась книга так, что пришлось побороться с желанием тут же её закрыть. Но буквально через пару абзацев я вдруг втянулась.

Поначалу ужасно злилась, когда — всегда на самом интересном месте — глава заканчивалась, а в новую главу каждый раз нужно было вникать. Но очень скоро я оценила это свойство романа. Будь он написан иначе, я бы не спотыкалась и, пожалуй, прочла бы его за день-два, очень уж захватывающие приключения.

«Без помощи вашей» очень крут. Язык хорош, я давно не видела такого языка, у каждого героя своя речевая характеристика. Психология мне показалась очень точной, я даже засомневалась, что автор мужчина, так уж он хорошо понимает самых разных людей. Впрочем, талантливые писатели-мужчины тоже встречаются.В конце романа Суржиков позволяет читателю угадать один сюжетный поворот, чтобы читатель мог почувствовать себя немножко умным. Читать всем!

На этот момент я начала второй двухтомник и удивилась, насколько это другая книга. «Полари» идёт по пути Гарри Поттера — первая книга волшебная, нежная и сказочная, а следом начинается какая-то жесть. Жесть, впрочем, интересная — не оторваться.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Роман Суржиков «Кукла на троне»

gramlin, 12 июля 15:49

Сложно писать рецензию когда читаешь уже четвёртую тысяч страниц из одного цикла. Герои уже как родные, просто следишь за их приключениями не обращая внимания на провисания сюжета или огрехи повествования. Автор, конечно, фантазию не сдерживает: кочевники, нинзя-отравители, торговцы гаремами, даже психушка в средневековых декорациях. Понятно, зачем ему такой огромный цикл. Отметил интересную особенность: некоторые герои мне нравятся, другие — нет. Почитав рецензии увидел, что у других наоборот. Т.е. автор умеет в характеры всё же, хотя это и не так очевидно с первого взгляда.

Цикл дочитывать однозначно буду, но вот рецензии наверное больше не буду писать — я просто уже не отделяю одну книгу цикла от другой.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Роман Суржиков «Полари»

geljazny, 8 июля 18:10

Это лучшее, что со мной случилось в литературе за последние 5-6 лет. Невероятное по качеству проработки, языку, сюжету произведение. У этой серии есть только три минуса: то, что она кончилась; то, что пока не закончишь читать, будешь ходить не выспавшийся и то, что финальная книга недотягивает по качеству до начальных. Многие персонажи, которые развивались на протяжении всех книг, в последней, почему-то, стремительно деградируют.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

Black_M, 8 июля 16:29

Неплохое окончание серии, но и только. Для отличного не хватило окончания всех сюжетных линий и завершенности. В лучших традициях, автор предпочел оставить дописывать произведение читателям. В минусах также скомканность повествования. Явно Роману надоела возня с этим миром и он решил по-быстрому кого-то укокошить, кого-то сделать победуном, а на кого-то вовсе наплевать, оставив повествование незаконченным. Такое впечатление, что изначально планировалось написать еще одну книгу, но автору все надоело и он решил закончить дело одним писательским наскоком, в результате которого пострадала проработка персонажей и их судеб. Плюс один — закончил. Вон Мартин, который Джордж, так и этим похвалиться не может.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Роман Суржиков «Люди и боги»

carex69, 29 июня 11:26

Это отзыв для тех, кто не читал. Трудно представить, что некто, прочитав первые четыре романа, остановится перед продолжением. Однако в том, прямо скажем, небольшом количестве отзывов достаточно низких оценок и, в особенности читатель, который серию совсем не читал, а только примеряется, может случайно проскочить мимо самого важного, что случилось в русскоязычной фантастике лет за 20 точно.

Совершенно сознательно перечитал Люди и боги. Узнав, что доступен шестой (по видимому заключительный) роман серии, решил восстановить в точности предшествующие события. Так получилось, что когда пятый роман стал доступен, я проглотил его буквально за 3 присеста и, конечно, что-то понял, что-то не понял, что-то вообще не заметил, что-то даже и пролистал. А тут было время, ну и...

В целом хорошо, местами очень хорошо, в любом случае не хуже предыдущих томов. Что настораживает?

1.Где Вы, уважаемые читатели, увидели фэнтези? Да, в этом мире присутствует достаточно развитая божественная система, да, некоторые как-бы боги даже спустились на землю. Но разве тянут они на богов? Ну а предметы, это ведь просто высокотехнологичные устройства, в их действии нет ничего магического. Инициация с помощью первокрови выглядит несколько натянуто, но почему бы и нет? Система управлением предметом с помощью простенького упражнения на концентрацию внимания не впечатляет, но и не противоречит возможностям технологии. Нечто подобное уже существует на уровне продвинутого эксперимента.

2.Люди и боги первый роман, при чтении которого у меня возникло подозрение, что я вообще не правильно понимаю сущность мира. И, само главное, а есть ли этот мир вообще. Как-то все больше и больше подозрений на масштабную цифровую симуляцию с полным погружением. Этакий высокотехнологичный аналог ролевой игры в открытом мире. Тут все встает на свои места. Вот тебе различные фракции, принадлежность к той или иной фракции определяет соответствующие характеристики. Вот тебе несколько героев на отыгрыш. А вот персонажи, имеющие некие исключительные способности. И тогда становится понятно, почему Пауль такой бессмысленно жестокий, это отыгрыш персонажа, очки характеристик которого растут только при убийстве. А Натаниэль повышает свои характеристики, производя расчеты, ему нужны «числа», иначе он не может просчитать собственное выживание, потому что он ни мечем, ни луком, ни щитом. И мир хоть и большой, но тем не менее ограничен рамками, за которые не выйти. Ну и Дары — это ведь лутбоксы, разве нет?

3.Можно посмотреть на мир и с другой стороны. Этакое прогрессорство, столь любимое в отечественной фантастике, но с легким поклоном в сторону Князя света Желязны. Ну мы, конечно, не боги, но одеяния богов нам по вкусу. Мы распределили их между собой, не забыв про атрибуты. Попытались построить совершенное общество, но все как-то не так, придется вмешаться.

Мне, конечно, очень интересно, что все таки имел ввиду автор. При этом не хочется разочароваться. Не всем, далеко не всем, удавалось с честью решить проблему финала. Я бы не отказался, если бы эпос продлился еще томов на 5.

В рамках жанра — шедевр. Обязательно к прочтению.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Роман Суржиков «Лишь одна звезда»

gramlin, 27 июня 14:59

Эту книгу я начал читать случайно, не планировал после первой, но как-то больше ничего под рукой не оказалось. И именно после неё, а не после первой, я решил вписаться во весь цикл. Автор стал лучше писать: меньше провисаний, плотнее сюжет. На объем это не повлияло — опять 900+ страниц или 20 часов аудио. По сюжету автор полностью продолжает первую, и использует те же литературные приёмы, применяя разные жанры в разных сюжетных ветках: есть и детектив, и военная линия, и интриги дипломатии. К сожалению, не могу сказать что начать можно со второй — очень уж завязан сюжет. Тем, кто решил попробовать могу посоветовать прочитать одну из интерлюдий, которыми автор снабдил цикл — это короткий более-менее независимый и законченный рассказ. Так вы поймёте, надо ли оно вам, и если надо, получите много часов удовольствия от цикла в целом.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Роман Суржиков «Люди и боги»

traiider, 25 июня 17:30

Соглашусь со многими рецензентами — эта книга превращает серию в какой-то болезненно тягучий сериал. Огромное количество текста, но по сути движения сюжета нет. О концовке вообще не буду ничего писать, поскольку это за гранью понимания в рамках этого цикла...

Читая это произведение очень хочется чтобы оно наконец закончилось. Но нет, автор буквально размывает все, что только можно. За почти 900 страницами по ощущениям проходит буквально пару недель неспешной жизни Полариса.

Так можно долго писать эпопею. Вот только больше я это читать не буду.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»

gramlin, 24 июня 09:35

Эпическое это такой подвид фентези, в котором речь идёт о нескольких государствах или целом мире, и действия героев оказывают прямое воздействие на их политику. Также, обычно параллельно развивается несколько сюжетных линий, с несколькими ГГ. Я не большой любитель этого жанра, как правило, в погоне за масштабом теряются детали. Но, Мартин одним из первых изменил это правило, показав что историю делают люди со своими чувствами и грехами. Качественно писать в стиле Марртина (сосредотачиваясь и на общем и на частном) очень сложно, ну, оттого он и великий. В цикле Полари автору это тоже более-менее удаётся. Здесь нет историчности и неизменных помоев на тротуарах реалистичного фентези, здесь нет кровавых подробностей схваток и убийств (ну, по крайней мере видно, что сцены пишутся не ради них, даже если они есть). Нет постельных сцен, и вообще решений героев продиктованных похотью. Нет жадности, кроме жажды власти. И далее, все допущения присущие эпическому жанру.

Однако здесь есть интересный мир, и интересные сюжетные линии. Автор пробует себя в разных сюжетах для разных героев: детектив, путешествие, всё в декорациях фентези, конечно. Читать интересно, но были и провисания, я ловил себя на том что хочу чтобы та или иная глава закончилась и повествование перешло к другому ГГ.

Жирнющий минус — объём. 900 страниц, 42 часа в аудио (и это только первый том). В общем, автор не сдерживал себя ни в сюжетных ходах, ни в их подробном описании. Хотя, тому кому сильно понравится — будет плюс)

Оценка: 6
– [  5  ] +

Роман Суржиков «Полари»

awittua, 12 июня 16:06

Автор начинал за здравие, а закончил за упокой. Больше половины книги — очень неплохое, местами отличное «темное фэнтази», герои — реальные живые люди, со своими страстями, ошибками и поступками. Нет ни одного откровенно слабого персонажа, про поведение, которого хотелось бы воскликнуть: Так не бывает. Со второй половины уровень произведения начинает падать. Во-первых, появились герои, без которых повествование вполне могло бы обойтись, потому что их пристуствие не решает никакой художественной задачи, кроме набора количества печатных знаков — могу назвать как минимум трех героев, которые прошли практически через всю книгу и про которых хочется спросить зачем они были нужны? ВО-вторых, как следствие того факта, что героев все больше и больше, автор не всегда знает что с ними делать, но все-таки пытается — темп действия падает, думаю, что если выкинуть половину второй половины — произведение от этого только выиграет. В-третьих, во второй половине появился герой (точнее говоря пришел туда из первой), про поступки которого все время хочется воскликнуть: Так не бывает! Не мог такой хороший парень стать таким негодяем. Однако, если бы этого не случилось — у автора бы тупо не хватило действующих лиц для всех сторон конфликта и не получилось бы закончить сей труд. Поэтому пришлось одному хорошему герою сменить команду.

Ну и самое главное — произведение, которое 80% своего объема было написано в жанре фэнтази, в последних 20% зачем то превратилось в НФ. Причем уровень этой НФ намного намного слабее того, что было написано в жанре фэнтази. Вообще последний роман откровенно слаб. Помимо обильно размещенных роялей в кустах и непонятно для чего нужной смены жанра, все время не покидает ощущение, что автор устал от своего произведения и поставил себе целью закончить его как можно скорее. Жаль.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Роман Суржиков «Полари»

Stant, 11 июня 20:08

С удовольствием прочитал цикл и последняя книга была хороша, несмотря на начавшуюся подчистку хвостов. Читается захватывающе, много интересных моментов, персонажи яркие. Все что происходило внутри Полари живо и интересно. К сожалению, есть еще мета уровень и он очень слабый. В результате совершено беспомощная концовка. Так как, в отличии от цикла с которым нельзя сравнивать, Полари сильно заточен на интригу, то и провал финальной загадки сильно бьет по восприятию всего произведения. Ну ладно, спрячем разочарование от концовки, ведь было же интересно в немалом объеме, а это главное.

Оценка: 8
– [  12  ] +

Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»

=Д=Евгений, 7 июня 06:22

Увидев в очередной раз, как сошлись звёзды: и издают очередную книгу на ФЛ и что данный цикл теперь полностью завершён, и якобы написано не хуже «игры престолов», и положительный отзыв Алексея Пехова, понял я, что меня ожидает интереснейшее приключение во вселенной Полари.

Но на 6-ой главе я сдался. Ни одна из трёх идущих параллельных историй — наёмник с таинственной биографией и мечом, сынок-бунтарь и наследница престола, находящаяся внизу пищевой цепочки — меня не зацепили ни на йоту. История и легенды основания мира праматерями тоже не нашли отклик у меня.

На данном этапе продолжать чтение больше не хочется. Но это лишь мой взгляд и у произведения уже очень много положительных оценок и отзывов. Я полагаю автор ещё найдёт не одного своего читателя, чего ему и желаю.

Оценка: нет
– [  8  ] +

Роман Суржиков «Полари»

Ginom, 6 июня 18:40

Знаю заминусуют меня фанаты. Но какое же занудное чтиво, какая скудная фантазия у автора, как много воды. Раз пять я пытался зацепиться, смотря на количество и качество оценок. Даже осилил первую книгу и даже почти дочитал вторую с пятой попытки и сдался. Надо быть очень не искушенным читателем что бы довольствоваться этим.

Зачем выдумывать новый мир, если он мало чем отличается от существующего? Зачем в него вносить магию, если она в зачаточном состоянии, что она есть, что ее нет. Развитие героев настолько ничтожное, что порой кажется, что я скорее состарюсь и умру, чем герой эволюционирует во что то более совершенное и интересное. Это самый переоцененный роман/цикл из всех, что я когда то встречал. Единственное его достоинство, на мой субъективный взгляд это «язык», он богат. Но на этом все достоинства и закончились. Можете начинать минусовать )

Оценка: 7
– [  4  ] +

Роман Суржиков «Полари»

j2k, 31 мая 23:21

Не читал, слушал. Годно, неделю рутинных физических действий с полным погружением в феодализм, отдельно порадовало, что все в истории мира было разъяснено, кто откуда и зачем. Единственное профукал настоящую историю Рихарда, кто же его все таки хотел убить, видимо где то в чтении Головина отключился.. Да почитал комменты от более вдумчивых потребителей произведения и хочется добавить, да любой автор продумывает линии и притягивает «за уши ситуации, героев и гениальные ходы» и это нормально, все кто сопереживает всегда хочет чтоб «прилетел» волшебник и помог и прочее и автор «помогает» сюжету, персонажам всем чем может. Да финальное объяснение может слишком лаконичное, но есть. Если вспомнить не книги, а допустим сериалы, те же «Lost» нахеровертили 6 сезонов, втащили мильярд линий, все бросили высморкались, обососали зрителей в финале, сказали утритесь и закрыли повестование. Тут хоть закрыл автор линии и разъяснил кто и из какого места вылез.

Оценка: 9
– [  0  ] +

Роман Суржиков «Глас Зимы»

Михалка_79, 20 мая 13:20

Отличный пример малой формы от автора Полари. Ну а для меня, этот рассказ стал тем водораздельным моментом в мире Полари, где ошибки главных героев повествования повели историю к катастрофе, случившейся в Янмэйской охоте.

Перечитывая каждый раз хочется сказать, ну как так...

Оценка: 10
– [  12  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

Iriya, 14 мая 10:27

«Каким будет бог, если он не похож на икону?»

Когда-то давным-давно — кажется, в прошлой жизни — я узнала, что в английском языке есть такое понятие, как «книжное похмелье». Тогда я рассмеялась над необычной формулировкой, показавшейся мне нелепицей. Сейчас же, переворачивая последнюю страницу финальной части цикла «Полари», я с ужасом поняла, что очутилась именно в таком состоянии. Слишком много дней и ночей я провела в придуманном автором мире, где благодаря Священным Предметам происходят чудеса, власть над Континентом регулируется силой необычного оружия, а высоко в небе своим излучением манит Звезда. Я влюбилась в антураж, породнилась с героями, с головой ушла в зыбучую бездну потрясающих приключений и завораживающих тайн. Мой разум пьянеет под натиском сумасшедших эмоций, во власти которых на данный момент я пребываю. Именно ими я и хочу с вами поделиться. Да помогут мне в этом Праматери.

О чем же данная часть? Итак. Личность Кукловода больше не тайна, она обнародована, что вовсе не мешает ему продолжать вести свою борьбу в окружении непобедимой армии. Ему и его соратникам противостоят войска представителя одного из Великих Домов. Грядет великое сражение, которое станет одним из самых масштабных и ключевых событий в истории Полари. Однако игры смертных скучны для того, кому покоряется вечность. Поэтому Боги приберегли для людей новые испытания. Тень Великого Древа нависла над миром, который находится в шаге от раскрытия великих тайн.

»- Вы предлагаете бежать из Фаунтерры?!

- Ни в коем случае, ваше величество! Это не бегство, а эвакуация.»

Начну с антуража. В каждой из предыдущих книг автор уделял много внимания описанию различных территорий Полари, знакомя тем самым читателей с этим огромным и невероятно интересным миром. Не могу передать степень своего удивления, увидев на страницах данной финальной части новые, еще не затронутые авторским взором локации. На этот раз неугомонный демиург перенес нас на побережье Океана Бездны в необычное графство, именуемое Мельницами. Возвращаясь мысленно в те эпизоды, у меня возникает перед глазами величайшее сооружение, похожее на вырванную из Кристальных гор скалу, — мельница. Тени от ее огромных лопастей пробегают по земле лоскутами тьмы и света, создавая впечатление, будто сутки здесь длятся несколько ударов сердца. Однако самое сильное впечатление на меня произвело Кладбище Ржавых Гигантов — окруженное обрывами плоскогорье, заполненное огромными скульптурами воинов. Оно заставило меня задуматься о кратковременности всего, в том числе власти и славы. Сотни скульптур... а может десятки тысяч. Когда-то казалось: более великих героев не носила земля! А теперь их останки насквозь проела ржавчина, а когда-то державшие в страхе целые народы клинки, расплывались рыжей грязью...

«Как скоро истлеет нетленная память? Как лживы, сожри их тьма, слова: герои не умирают?! Конечно, умирают. Гниют, покрываются ржавчиной, превращаются в грязь, труху, забвение...»

Говорить о персонажах этого цикла хочется бесконечно. Не секрет, что я в восторге от тех образов, которые придумал и воплотил в своем произведении Суржиков. И все же надо отдать дань уважения тем, кто еще не дочитал эту историю. Любое неловкое слово о героях — опасный шаг в сторону спойлеров. Увы, по разным причинам не все из них могли добраться до финальных откровений. Поэтому оставим конкретику за скобками и поговорим обобщающими категориями. Сегодня, как ни странно, я хочу спеть оду... отрицательным персонажам. Да-да-да! Именно тем злодеям, которые раздражали, угнетали и вызывали во мне бурю негативных эмоций. Все это было на страницах предыдущих частей. Эта же книга, развернула личностные портреты многих из них совсем другой стороной. И вышеперечисленные лица заискрились перед читателями новыми гранями. Сюжетные линии некоторых негодяев были невероятно эмоциональными и откровенными. Многие суждения, прозвучавшие там, стали продолжением моих мыслей, а поступки оказались понятными. Более того! Они вызывали снисхождение, а иногда даже — уважение.

«Человек — великое творение богов! Нужно лишь осознать свою ответственность. Мы родились Людьми, а не свиньями или псами. Разве это не причина, чтобы быть человечными? Неужели без титула этого не понять?!»

Хочется добавить несколько слов о волшебном из волшебного — литературном даре автора. Я давно поймала себя на мысли, что мне — привередливому читателю — важна не только интеллектуальная часть произведения, но и техническая. Обе упомянутые составляющие в работах Суржикова находятся на высочайшем уровне. Верх всяческих моих похвал! На протяжении всех книг писатель неоднократно демонстрировал всем нам свое мастерство, виртуозно владея словом. Что это? Добродетель, дарованная небесами, или признаки многолетнего опыта? По сути, не важно. И то, и другое имеет место быть. Просто читая его творения, совсем не хочется, чтобы они заканчивались. «Тень Великого Древа» не стала исключением. Как и ее предшественницы книга украшена метафорами и юмором, наделена ритмичным рисунком сюжета и увлекательной композицией. Одним словом — браво! Также я не устаю восхищаться, как Роман превосходно объединил между собой нити повествования, каждая из которых имела не только свое настроение, но и определенную стилистику письма. Многие из них возникли буквально в первых главах цикла, переплетаясь именно на страницах данной книги в потрясающее сюжетное полотно. Ни один герой не был потерян, и каждый из них внес свое звучание в неизбежный финальный аккорд голосов всей истории.

«Добро не может победить с помощью ассасинов, перехваченных писем, перекупленных полков. Добро — это то, что делаешь по убеждению, не за деньги и не за власть.»

Буквально с первых страниц книги градус напряжения в сюжете постоянно рос. Каждое событие царапало душу и казалось более сокрушительным, чем предыдущие. Штурм замков, крах Великих Домов, трагедии уничтоженных городов, непреодолимые препятствия и бесконечные сражения. Шаг за шагом, глава за главой герои постепенно приближались к финальной битве. Этого судьбоносного момента я ждала, затаив дыхание. Мои ожидания были полностью оправданы. Автор описал кульминационные события, используя интересные приемы панорамирования, наделяя происходящее в книге кинематографической зрелищностью. Битва вихрилась перед глазами с ракурса нескольких сюжетных линий. Мы лицезрели все это не только как непосредственные участники сражений, но и как сторонние наблюдатели буквально с высоты птичьего полета. От увиденного на страницах моя кожа покрывалась снегом. Кто читал, тот поймет! История вершилась на глазах, удивляя читателей неожиданными поворотами. Идеальные позиции становились ловушками, военные драмы оборачивались мистерией, а мудрость брала верх над Перстами. Я была в восторге. Однако тогда я еще не знала, что ждет меня в финале.

»-Это проклятая тайна! Мы не должны узнать!

- Вот именно: проклятая — тайна. Исчезнет тайна — не станет и проклятья.»

Подходя к заключительным страницам, меня разрывали противоречивые чувства. С одной стороны, было грустно расставаться с героями, ставшими за время чтения практически родными. С другой — невероятно хотелось узнать ответы на многочисленные вопросы, разбросанные автором по страницам шести объемных книг. Избранный, Священные Предметы, Праметери, Звезда и многое другое. Забегая вперед, скажу, что не все придуманные писателем загадки я сумела разгадать. Замысел цикла оказался значительно грандиознее и глубже, чем я могла предполагать. Заключительная глава окончательно выбила землю из-под моих ног. Я перечитывала ее дважды, постоянно возвращаясь мыслями в уже прочитанное. Знала ли я тогда — на страницах предыдущих книг этого огромного цикла, что финал окажется таким сокрушительным?! Конечно, нет! Суржиков и в этом аспекте своего произведения сумел меня удивить. В очередной раз снимаю перед ним шляпу. Вместо слащавого хеппи-энда с поцелуями и бесконечными расшаркиваниями радостных героев друг перед другом, мы видим необычный клиффхэнгер, который ставит в тупик выбора не только персонажей, но и нас — шокированных читателей. До мурашек!

«В конечном счете, человек выбирает сам. Между совестью и страхом, между собственным решением и чужим, между покорностью и честью.»

Послевкусие от прочитанного имеет сладковато-горький вкус. Суржиков затронул в цикле «Полари» очень интересную проблему — если бы человечество могло выбрать другой путь развития, стали бы мы тогда своей подделкой или просто реализовали дремлющий в нас потенциал? Или наоборот — отказываясь от возможностей, мы растрачиваем себя и становимся плохими двойниками тех, кем могли бы быть, но никогда не будем? Каким образом поступила бы я на месте героев? Думаю, что каждый читатель задумался над этим, опираясь на личные, в том числе морально-этические соображения. Какой выбор сделали герои? Ответить на этот вопрос сложно. Устремляя взгляд в ту смутную даль, где живут воспоминания о сюжете этой истории, я постоянно возвращаюсь в начало цикла. Мне кажется, что как раз там и находится разгадка замысла писателя, достаточно просто прочитать «серое» название первой его книги. Я буду свято верить и не менее свято надеяться, что герои следовали именно этому принципу: Без... Помощи... Вашей!

Желаю Роману Суржикову творческих успехов, а его родной земле — мирного неба. Да помогут им Боги! Я буду с нетерпением ждать его новых работ и непременно вернусь в «Полари», как только цикл будет переведен на украинский язык.

«Тот, кто имеет великую цель, меряет время годами, а воду — морями. Он не станет грустить из-за скверного дня или кружки горького чая.»

Всем Добра!

---

Цитаты, не вошедшие в рецензию:

«Я не против пищи для бедных. Будут деньги, накормлю всех подряд. Я против оружия в руках подонков.»

«Черты характера лежат на каждом из нас, словно клеймо проклятья. Даже если они мешают, приносят страдания и боль — мы все равно остаемся заложниками своей натуры.»

«Умному человеку не нужны приказы. Просто укажи путь — и умный человек его пройдет.»

«Тайны разобщают нас, а знание способно сплотить весь мир!»

«Мужчины — слуги своих привычек. Ничего нет хуже – потерять женщину, к которой привык.»

«Окиньте взглядом все течение жизни – и один плохой день покажется мелочью. Год спустя вы даже не вспомните о нем.»

Оценка: 10
– [  2  ] +

Роман Суржиков «Небесный корабль и девушка»

invikto, 12 мая 12:05

Прекрасная, ароматная, томная, солнечная история о шиммерийцах: их быте, взглядах и образе жизни. Архитектор счастья, кажется, запудрил голову своими речами не только приезжему Хораму, но и мне. Я насладился вкусом применённых эпитетов и сложных словесных конструкций.

Повесть отлично дополняет основной цикл, раскрывает новую локацию, вспоминает одного из основных героев. Однако концовка очень смазанная, произведение из-за этого не получилось целостным. Ощущается, как первая серия сериала. Причём не первого сезона. Очень надеюсь, что описанные события лишь затравка для чего-то более важного в будущем истории Полари.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Роман Суржиков «Говорящий с богом»

invikto, 12 мая 11:42

Рассказ начинается с молитвы некоторому богу. И это интригует: что за бог, кто ему молится. А потом молитва обрывается и начинается история возвращения героев из Запределья, которая прямым образом относится к основным событиям цикла. Позже история несколько раз прерывается новыми молитвами. Такая структура, на мой взгляд, очень удачная.

С одной стороны увлекательные события попытки спасения отряда в суровых снегах. Тут нашлось место и для раскрытия характера Джемиса, и для демонстрации гибкости ума Марка. В целом, часть приключений (и старых, и новых) из основной истории цикла, связанных с Запредельем, мне очень нравится. Борьба героев не только с врагами, но и с лютой и недружелюбной окружающей средой увлекает, даёт повод для переживаний, радости и гордости, когда им удаётся справиться с очередной трудностью.

С другой стороны непонятные молитвы некоего пастуха. Тут быстро догадываешься, что молится он Священному Предмету. Но как эта святыня досталась ему? Как пастух сумел разбудить её?

Ближе к концу обе эти части начинают сходиться. И я очень расстроился, когда пастух рассказал своему богу, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Предмет достался ему от самого Джемиса, прямо перед его сметрью. Печально было читать о гибели интересного персонажа да ещё и в воспоминаниях в интерлюдии, т. е. второстепенной части цикла.

А уже в самом конце наслаждаешься развязкой, мысленно аплодируешь плану Ворона Короны и вместе с ним хлопаешь себя по лбу от досады, что этому плану не суждено сбыться.

Оценка: 10
– [  -2  ] +

Роман Суржиков «Второй закон»

космонавт, 3 мая 10:44

Прекрасный рассказ. Конечно, автор поторопился, чуть бы его подшлифовал, был бы ещё лучше. Но и так хорош

Оценка: нет
– [  7  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

OxoxoxO, 28 апреля 22:35

Увы, но автору не удалось закончить цикл на том же уровне что и первые книги. Часть сюжетных моментов кажутся очень сомнительными, часть персонажей демонстрируют резкое ухудшение когнитивных способностей, все чаще проявляется Мери Сьющность Одной из сторон, а батальные сцены это просто кошмар. В общем печально видеть столь неоднозначное завершение отлично стартовавшего произведения. Автор творит, нам лишь остается возможность высказать свое мнение.

За цикл — 9, за последний том — 6.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Роман Суржиков «Полари»

anzillu, 17 апреля 07:22

За последние годы это лучшее из всего, что я читала. Живой выразительный язык, опять же живые персонажи со своими манерами и особенностями (чего только стоят Весельчак и Роберт!), потрясающая атмосфера, оригинальный с любовью прописанный мир, море интриг, сражений, загадок. Цикл закончен, все концы сведены. Это потрясающе просто! Из минусов, которые для меня не сыграли роли — слегка затянуто может быть. Огромная благодарность автору и ожидаю других его произведений.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Роман Суржиков «Полари»

ivanov.ivan.dare, 13 апреля 19:23

Хорошее подростковое фэнтези. персонажи прописаны, мотивация понятна. Из минусов явная повесточка в сторону феменизма и парочка роялей в кустах, но читать не мешает. Цикл с заявкой на продолжение, видимо популярно сейчас так ( как будто нынче писатели сериалов пересмотрели). Кому понравился цикл «Море осколков» рекомендую.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

Teabag, 13 апреля 17:52

В прошлый раз всё завершилось воодушевляюще, оставив возможность простой и быстрой развязки. Появился бог, он всесилен, и сразу сделает, чтобы было хорошо. Но чудес не бывает — это стало понятно буквально с первых страниц. Мир Полари по-прежнему суров, в нём нет места для простых решений, причинять добро всем подряд не выйдет. И вообще, мироустройство не в силах изменить сам «бог из машины», у него есть предел возможностей. А раз так, то «правила игры» продолжают действовать и одинаковы для всех. Лёгкая концовка невозможна — и это отличный стартовый набор для финала.

Финал, наконец-то финал! Теперь можно вовсю использовать накопленный из прошлых книг массив знаний, а не опираться на симпатии или на собственное ощущение правильности поступков. Привычное взаимовлияние множества факторов: военных, экономических, даже религиозных — можно успешно разложить на составляющие. И наконец-то начать полноценно ориентироваться в происходящем, даже понемногу предугадывая сюжетные ходы. Вот если бы только не существовало Перстов Вильгельма...

В мире, где неизвестен порох, а самое мощное вооружение — метательное, Персты стали идеальным, абсолютным оружием. Они — настоящая «мечта попаданца»: бесшумны, невероятно скорострельны, обладают бесконечным боезапасом — и невероятной разрушительной силой. Постройка флота из десятка кораблей займёт многие годы, но чтобы разрушить корабль одним — всего одним! — Перстом, понадобится меньше секунды. Возведение даже небольшого замка легко растянется на десятилетия, но несколько ударов Перстами — и замок взят. Противопоставить им просто нечего. Баллисты и катапульты однозначно проигрывают в мощности, но потеря одной такой машины всё равно очень серьёзна. С другой стороны, потеря перстоносца, даже нескольких — вообще не проблема: новых можно поставить в строй буквально за несколько дней, даже вообще необученных — Персты справятся и так. Сражение двух одинаково вооружённых армий — дело не то, чтобы простое, но изученное, привычное. И возвращаясь к анализу происходящего — в этих условиях, даже без Перстов — шансов на победу у Кукловода явно больше. Поэтому уже разбить его войска — задача «со звёздочкой», но это только начало. Ещё необходимо справиться с самим — неуязвимым! — Кукловодом. Затем нейтрализовать ещё одного бога, что-то противопоставив целому арсеналу его Предметов. И наконец — спасти мир.

Даже для финала цикла это чересчур. По крайней мере, для того замкнутого на себе цикла, каким он был всё это время. В финале же приходится смотреть наружу, и теперь судьба целого мира зависит от действий всего нескольких человек. Это кажется невероятным, но ставки именно настолько высоки. Вдобавок, на глобальном уровне стало уместным чёткое разделение на светлую и тёмную стороны. Зло теперь — почти абсолютное. Мотивация тех, кто на «тёмной» стороне, выродилась до явной патологии, никакой компромисс с ними невозможен, а значит, предстоит битва сил добра против сил зла. Привычный мир Полари — теперь полноценное epic fantasy!

И всё-таки, несмотря на приобретённую эпичность, в каких-то моментах Полари просто отказывается меняться. Никакая великая цель, даже спасение мира — неспособна заставить некоторых персонажей хотя бы немного подумать, прежде чем натворить глупостей. И пусть бы эти действия были только во вред себе, но после каждого такого вмешательства положение становится всё более запутанным. Глупость, как и Персты, по-настоящему проявляет себя только сейчас, и как было бы хорошо, если бы её, как и Перстов, не существовало. Но увы — буквально у каждого будет «минута славы», после которой и так непростая ситуация ещё ухудшится.

Ну а кроме этих двух «концентраторов напряжения» всё в целом привычно. Следить за множеством сюжетных линий уже получается без проблем — сказывается опыт прошлых книг. Повороты сюжета воспринимаются как должное, и даже они, кажется, неспособны полностью переключить внимание. Впереди — та самая финальная битва, без которой слово «epic» было бы пустым.

Но вот в чём проблема: для описания битвы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
за Первую Зиму
подобрать слова очень трудно. Она поражает — и всё. Поражает настолько, что адаптироваться к происходящему просто не выходит. Действие, много действия, нереально много действия — и всё это в реальном времени! Да, именно так, грандиозно и должна выглядеть битва, от которой зависит судьба целого мира — но это шок. Даже после боя невозможно полностью осознать, что же достигнуто и какой ценой, тем более, что история на этом не завершается.

Ещё с начала открытого противостояния с Кукловодом сама суть мира Полари раз за разом отходила на второй план. На то, чтобы собрать вместе всё, что известно о Предметах, постоянно не хватало времени. Неважно, как именно и почему работает тот или иной Предмет. Магия или наука — да какая разница, если её можно применить с пользой? На фоне происходящего даже неувязки в «официальной» версии создания мира выглядели не настолько перспективно, чтобы отвлечься от всего и наконец разобраться. Но — «я подумаю об этом завтра», и пусть при таком подходе невыясненные вопросы продолжали иногда беспокоить, вместо них всегда находились более важные.

Что ж, вместе с финальной битвой наконец закончилось и противостояние. Осталось несколько глав, и кажется, в них только банальное «жили они долго и счастливо, и умерли в один день». А ведь именно там — в конце книги, как и полагается, должны быть ответы. И они есть, а вместе с ними — невероятная, действительно эпическая развязка! К ней невозможно было подготовиться, ведь сил реагировать просто не осталось. Разгадка оказалась простой, и, наверное, её стоило бы ожидать, но автор сделал всё, чтобы эта шалость удалась! Использовать финальную битву для отвлечения внимания, и открыть карты только в самом конце — куда лучше вмешательства «бога из машины».

Вот только

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
никакого «долго и счастливо» не получится. Хоть и не само существование, но путь развития мира по-прежнему под вопросом. Финал выглядит открытым, но два предлагаемых варианта не равновероятны. Можно долго спорить о предполагаемом развитии событий, психологии поступков или соблюдении соглашений. А можно использовать как аргумент один из «законов» epic fantasy... «Кончаются не сказки, — задумчиво сказал Фродо, — это герои появляются и уходят, когда их дело сделано.» И, кроме всего прочего, этот вариант на удивление точно соответствует миру Полари, пусть суровому и жестокому, но самобытному. Всё изменится — но постепенно, не сейчас. Пугающий мир будущего, межзвёздные перелёты и терраформирование — нет, это не Полари.
Полари, что бы ни случилось — феодализм, поезда и электричество. И это хорошо.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Роман Суржиков «Конфидентка»

almorkin, 13 апреля 09:50

Прочел на одном дыхании.

Если вкратце: в пятидесяти страницах автор сумел рассказать историю, достойную романа! Еще раньше, читая «Плаксу» и «Душу Запада», например, я отметил, что Суржиков очень уместно применяет малую форму — рассказы для тонкого описания нравов и характеров героев, населяющих мир Полари.

В этой повести также есть все для отличного приключения — это и доброта, честь, дружба с одной стороны, и подлость негодяя с другой. Здесь, как это уже принято у автора, также присутствуют головокружительные повороты сюжета, которые не дадут вам оторваться от книги до самого завершения!

Супер, впереди Янмэйская охота! Вперед на охоту!!!

Оценка: 10
– [  8  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

Алхимик, 6 апреля 22:27

Последняя часть не подвела — неожиданно и гениально. Жаль, что все хорошее кончается. Настолько превосходный цикл, что я не могу пока заполнить пустоту от его окончания. Боюсь, что теперь все в сравнении будет блеклым. 10 из 10.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Роман Суржиков «Полари»

Алхимик, 6 апреля 22:15

Учитывая, что Рутфус и Мартин так и не закончили начатое (и судя по кол-ву пройдённых лет не собираются), пожалуй, лучшей серии книг я еще не встречал. Герои очень хорошо прописаны, принимают умные решения, говорят умные слова, находят выход из сложных ситуаций. При этом живые и эмоциональные как обычные люди. Им сопереживаешь. Сюжет хорошо закручен, логичен, захватывающий. Интерлюдии к сюжету замечательные. Желаю вдохновения и всех возможных благ гениальному Роману Суржикову, а всем любителяи фэнтези рекомендую!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

donKixot, 2 апреля 06:12

Ура! Наконец-то я дочитал этот цикл! С каждой последующей книгой было всё труднее это делать, однако я дошел до конца.

Главная проблема всего цикла и в особенности последней книги — это обилие воды. Переживания героев и их бесконечные рефлексии слабо двигают сюжет и очень сильно утомляют. Видимо, автору не хватает редактора, который чутка проредил бы его текст. «Тень великого древа» только бы выиграла, если была бы короче хотя бы на треть. С интригой здесь тоже гораздо хуже, чем в предыдущих частях. Все сюжетные ходы угадываемы, лично меня автору удивить не получилось. Но это простительно — все-таки последняя книга, надо сводить все концы с концами. А с этим автор, считаю, справился. И полуоткрытый финал не испортил впечатления, нравственные проблемы, которые там затрагиваются, не имеют четкого и простого решения, что и пытается донести автор.

Резюмируя, отмечу, что данный цикл не имеет аналогов в современной русскоязычной нф/фэнтези по степени проработанности мира, уровню накала сюжетных интриг и качеству текста в целом. Не мешало бы серьезно сократить его, без некоторых сюжетных линий вполне можно было обойтись (например, Нави — явно выдуманный по ходу дела персонаж; или воздушный шар Хармона — сюжетный костыль, выполняющий второстепенную сюжетную роль для сохранения этого персонажа в действии). Лучше меньше да лучше. Краткость — сестра таланта. Это не про автора. Есть куда расти, удачи, Роман Евгеньевич, в ваших новых начинаниях!

Оценка: 7
– [  12  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

Kelder, 26 марта 22:18

Сегодня дочитал) до сих пор под сильным впечатлением. Проглотил целиком начиная с первой книги, радует что цикл завершен и не надо много лет ждать очередного продолжения, а концовка подтвердила догадки которые у меня были еще с первой книги) Найти что то сравнимое по интересности будет очень и очень непросто.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

SAS2008, 25 марта 02:40

ТРИ тома!!! Некая затянутость, прогрессирующая по мере написания присутствует, порой раздражает, но не отталкивает от чтения. Было, по-большей мере, интересно читать. Но вот концовка разочаровала настолько, что имею сомнения, буду ли читать новые произведения автора. С моей точки зрения ее практически нет. Написать чрезвычайно объемное произведение и уложить финал и судьбы героев в одну главу? Да и судьбы не уложены ни во что. Так, наброски... А финальная фраза просто оставляет в недоумении. Для чего все писалось? Таким финалом можно заканчивать нечто, имеющее продолжение. Или короткий рассказик с претензией на философское эссе. Но продолжения не будет (и ладно).

Если кратко, звание «Мастера невыразительных концовок» с большим отрывом переходит к Суржикову.

За весь цикл все-таки высокая оценка — 8, за последний том — с натяжкой 7.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Роман Суржиков «Полари»

SAS2008, 25 марта 02:35

Роман «проглатывал» по мере выхода. Некая затянутость, прогрессирующая по мере написания томов присутствует, порой раздражает, но не отталкивает от чтения. Было, по-большей мере, интересно читать. Но вот концовка разочаровала настолько, что имею сомнения, буду ли читать новые произведения автора. С моей точки зрения ее практически нет. Написать монструозное произведение и уложить финал и судьбы героев в одну главу? Да и судьбы не уложены ни во что. Так, наброски... А финальная фраза просто оставляет в недоумении. Для чего все писалось? Таким финалом можно заканчивать нечто, имеющее продолжение. Или короткий рассказик. Но продолжения не будет (и ладно).

Если кратко, звание «Мастера невыразительных концовок» с большим отрывом переходит к Суржикову.

Очень высокую оценку 8 все-же ставлю за интересные сюжетные повороты, неожиданные события, интриги и раскрытие характеров героев. И за то, что хотелось дочитать до конца.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

IenKazami, 24 марта 08:59

Это было неожиданно интересно! Я ждал этого финала больше любого другого(сейчас я жду только 4 сезон «Сквозь снег» ). Автор смог удивить, хоть и было много намеков на то каким он будет и что произойдет. Было интересно следить за судьбой персонажей которые по сути все оказались марионетками. Некоторые линии отдельно порадовали(Шут Менсон один из лучших персонажей цикла) — а вот к некоторым есть вопросы — про Хармона и Джоакина сказали вскользь и забыли!

И Финал — есть незавершенность. ( да конфликт исчерпан, война кончилась) но вот что дальше?! Ответа читатель не получил, а домысливать за автора ну такое себе, я сам себе фантаст и напридумаю такого Виктор Шейланд в гробу перевернется! =) Хотелось бы больше конкретики. А в целом у нас есть огромный задел для будущего цикла (который хоть в скользь но ответит на вопросы в конце этого)

Оценка: 8
– [  8  ] +

Роман Суржиков «Полари»

visualx, 20 марта 00:04

В своем отзыве я разделю цикл на три части. Собственно начало. Середина цикла, книги 2-4. И финал, последние две книги.

Начало истории многообещающее. Первую половину книги автор неспешно вводит нас в курс дела, детально описывая мир в котором будут происходить события эпопеи, знакомит нас с основными героями и объясняет расстановку сил. Сразу бросается в глаза довольно красивый язык и легко читаемый слог. Мы понимаем что перед нами довольно обширное полотно на знакомство с которым уйдет много дней и ночей. И собственно так оно и есть, на моем ридере все произведение занимает 6к+ страниц. Навскидку даже не назову аналогичный по размаху цикл русскоязычного фэнтези со сквозным сюжетом.

После многообещающего и интригующего начала следует на мой взгляд самая сильная часть эпопеи где помимо развивающегося сюжета и раскрытия характеров персонажей, приятно наблюдать за растущим мастеровом самого автора. Язык становится еще лучше, повествование глаже а идеи оригинальнее. Тут мне бы отдельно хотелось отметить великолепно прописанную «историю в истории» — Народное Восстание Подснежников, либо не менее великолепный «наркоманский батальон» наемников бегущий в атаку со страусом впереди. Я уже не говорю про Альтессу Тревогу или авторские выражения героев. Все это придает циклу шарм и оригинальность. Именно эти вещи делают Полари ярким и запоминающимся.

И тут мы переходим к печальному. К финальной части эпопеи. Начну пожалуй с технической части. Я не знаю что случилось с автором, возможно он исписался, но куда-то девается его чудесный язык. Нет, он все еще не плох, но это явно не то что мы читали ранее.

И так неспешное повествование становится совсем уж неспешным, появляются просадки в сюжете (которые станут совсем явными в заключительной части). Некоторые персонажи начинают сильно глупеть, а их линии становятся вялыми и малоинтересными.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
например в Янмейской охоте было очень интересно наблюдать за Нави и его спутницами (допускаю что кому-то эти главы могут показаться душными). Хотя казалось бы, действие происходит в четырех стенах. В пятой же книге эту линию считаю полностью слитой. Примерно то же хоть и в несколько меньшей степени могу сказать о Хармоне и Адриане.

И именно с пятой книги линия Джоакина становится совсем уже ни о чем, а сам герой теряет последние крупицы разума. От гениальности Минервы здесь не осталось и следа. Она от книги к книге и так становилась все менее гениальной, а тут уже начинает совершать ошибки. Неровность характеров и интеллектуальных способностей героев бросается в глаза.

Хотя в книге несомненно есть и сильные стороны.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Линия Аланис и Бригады. Линия матери Эрвина — Софии (особенно последние главы).

Ну и заключительная книга. Тут все еще хуже. Многие персонажи становятся совсем глупыми. А некоторые еще и злобными

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Адриан

А злобные персонажи становятся не такими уж и плохими

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пауль. Вот уж чего не ожидал того не ожидал.

Тенденция слитых линий набирает обороты

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Мира, Нави, Ворон Короны (вы еще помните о таком?). Хармон по большей части (про то как он второй раз украл сферу мне понравилось, но в целом ни о чем).

Джоакин в книге присутствует исключительно как ПОВ.

То что вытворяет Шейланд, особенно после получения Абсолюта — здравому анализу не подлежит. А он точно кукловод и все это придумал?

Что касается Рихарда, мне его понять так и не удалось. Вроде бы не бывает глупых внуков Агаты. Вроде бы это брат двух довольно неглупых людей. Но даже если его поступки списать на действие Ульяниной пыли то как объяснить отсутствие странного, неестественного поведения которое проявлялось у других под действием таковой?

Ну и самое сладкое Эрвин и ко. Большую часть приключений Эрвина и его компаньонов лучше просто удалить и переписать, книга от этого только выиграет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Полностью уничтоженная личность Джемиса. Как и его абсолютно дурацкие объяснения о своем поведении в конце. Он наряду с Джоакином получились по сути лишними персонажами в книге.

Высосанные из пальца конфликты. Непонятный любовный треугольник, которому вообще не место в таком произведении. Ну и кульминация всего этого, очередной гениальный маневр Эрвина, чтобы исключить Флеминга из игры, приводящий к абсолютно нулевому результату.

По поводу концовки и итогов цикла могу сказать что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сама финальная битва совсем не впечатляет. Ни один главный герой цикла где практически все время велись военные действия, плелись интриги и заговоры так и не умер. Что не есть убедительно. Многие сюжетные арки окончились либо ни чем, либо довольно странно. Также добавлю что при прочтении последней книги я поймал себя на мысли что больше не сопереживаю героям. Мне стало как-то все равно выживут они или нет. А это уже довольно плохой знак.

Так что самой сильной стороной финала является

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Раскрытие главной интриги цикла в разговоре с Софией и монолога Нави в конце. Тут уж автор не подвел и даже сумел удивить. Да и сама открытая концовка является на мой взгляд правильным решением.

По итогу могу сказать что даже если и автор не смог удержать ту планку качества до конца, как в общем-то и множество авторов до него, то цикл все равно является достойным. Я буду рекомендовать его знакомым как альтернативу одной известной серии и просто как хорошее фэнтези. Моя оценка сему творению 8.5 из 10. Я желаю автору успехов и надеюсь еще не раз насладиться его текстами.

Так же в конце хотел бы отметить интерлюдии. По большей части они просто отличные и обязательны к прочтению. И если/когда это все будет опубликовано то их несомненно нужно включить в тома.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Роман Суржиков «Кукла на троне»

wonder.stasy, 17 марта 01:05

Дочитала третью книгу цикла и уже хочется открыть четвертую. Постараюсь не лететь вперёд, обмозговать Куклу на троне.

На сей раз, помимо музыкальных подборок и цитат, я добавила визуализации в виде артов, есть желание сделать какие-нибудь клипы по отдельным сценам — на это нужно время, само собой.

Что по впечатлениям?

Любителям интриг зайдет однозначно. Эта книга буквально пропитана заговорами и загадками.

В процессе чтения у меня образовалась ментальная связь с Марком: Дед рассказывает притчи, он пытается уловить смысл, додумывает сам, строит теории и...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
промахивается, причем несколько раз. Ближе к финалу Ворон реабилитируется, но

примерно до середины книги я себя с ним ассоциировала :)

Минерва с каждой книгой нравится мне всё больше.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Она постепенно выбивается в дамки, используя хитрость и силу слова, подобно Ориджину. Когда-нибудь она даст ему фору.

Звезда моего сердца — Эрвин,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как и ожидалось, намутил такую воду, что родная сестра чуть в осадок не выпала. Я до последнего надеялась в его хитрый план, не верила, что персонаж мог резко на всё положить болт и купаться в роскоши, позабыв о насущных проблемах. Актер, у которого нет Оскара, браво!

Ах да, ещё был

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
весьма пикантный эпизод с Ионой — не ожидала столь тесного контакта, спасибо, что они пресекли это сразу (Да? Да ведь? Здесь должен быть мем с Падме). Признаюсь честно, отвращения не испытала. Я даже логически обосновала ее поведение, исходя из положения, в котором Северная птица оказалась, учитывая их близкие отношения с братом.

Говоря о самой Ионе, симпатии героиня не вызывает. Скорее раздражение, иногда жалость.

Про Марка распинаться много не буду. Я ранее упоминала в других отзывах, что он один из любимых.

Джоакина тоже люблю, не смотря на периодические глупости.

Спутники привнесли перчинку и вайбы Тарантино — одобряю! Сюжет про банду грабителей напоминает Омерзительную восьмёрку, особенно в начале.

Автор всё больше наматывает паутину вокруг божественных предметов и добавляет новых подозреваемых. В последних главах Марк озвучивает имена возможных преступников и некоторые из них для меня стали откровением. Я вообще не думала на

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Джемиса — не верю, что он может быть связан с Кукловодом,
но был бы просто разрывной твист. При этом
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Аланис
я начала подозревать больше, потому что мы до сих пор не знаем, что
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
за послание передал Джоакин во второй книге.
И, конечно, вишенкой на торте я поставила
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Шейландов — изначально на них указывал автор во второй книге. Думаю, Иона всё же не в курсе плана своего ненаглядного и его брата Мартина. Есть также подозрение, что все эти люди так или иначе замешаны в краже перстов и поиске Абсолюта (Шейланды так уж точно — это ведь Мартин экспериментировал с кровью потомков праматерей).

Финал Куклы вышел довольно спокойным — я ожидала какого-то подвоха на последних страницах. По сути он есть, но это не сравнится со второй частью Полари — там был просто шок, а здесь — интерес.

В любом случае, книга мне понравилась. Конечно, это максимальный балл.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

Iv-vah, 15 марта 08:35

Надо было закончить цикл 3 книги назад. Стало нудно, предсказуемо и много воды. В попытке автора закончить повесть и связать ее с изначальной задумкой герои одебиливаються, ситуации становятся натянутыми и сырыми. В целом начиналось на 10 из 10 а стало 6 из 10.

Печалька.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Роман Суржиков «Полари»

Bred38, 6 марта 15:00

Ну вот и все...)

Итак кратко и по-делу! )

1. Это кристально чистая, неубиваемая, неоспоримая оценка 10 от меня, за язык, за атмосферу, за настоящую литературу.

2. Я завидую тем, кто сможет прочитать все книги цикла одну за другой. Без перерывов.

3. Если в начале цикла, я искал аналогии, пытался сравнивать, то сейчас, закрыв последнюю страницу, с ответсвенностью заявляю: Суржиков ни на кого не похож )) У него свой фирменный стиль. И это здорово!

Очень жаль прощаться с героями.

Но я не прощаюсь с Автором.

Роман, огромная благодарность Вам!

Жду новых произведений...

Оценка: 10
– [  0  ] +

Роман Суржиков «Душа Запада»

invikto, 6 марта 14:53

Автор через записи в дневнике передаёт букет эмоций, нахлынувших на героиню после событий первой книги: горечь и разочарование от резкого уезда подруги, досада из-за помолвки несостоявшегося жениха, наслаждение отдыхом от столичной суеты, замешательство от визита враждебных соседей. Формат дневника очень хорошо передаёт внутренний мир Бекки-лошадницы. Читатель видит, что девушка меняется, начинает задаваться вопросами, искать двойной смысл. Это позволяет героини поставить под сомнение добровольность ссылки подруги в монастырь, что, как мне кажется, спасёт ту из заточения.

Рассказ — отличная передышка между книгами.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Роман Суржиков «Стрела, монета, искра»

abvgd, 6 марта 13:53

я не понимаю и, наверное, никогда не пойму, откуда берутся все эти авторы с такими чудовищно высокими рейтингами, которые пишут ни о чем, скучно, и откровенно слабо. как это можно читать вообще? зачем? кто аудитория? с какой целью это было написано? и, самое интересное, кто в крупных издательствах, получив рукопись, и прочитав это, вдруг решил, что они должны печатать такого автора сотнями тысяч и вкладывать миллионы в пиар (в том числе — на этом сайте)? откройте ретинг фантлаба, все эти современные литературные гении, взявшиеся непонятно откуда и пишущие буквально свой «богатый внутренний мир» бедным, корявым стилем, стоят там выше, чем признанные отечественные и мировые классики, прошедшие суровую проверку временем и поколениями читателей. как такое возможно? я не понимаю, не пойму и, наверное, даже не буду пробовать. если кто-то сознательно уничтожает литературу, — это объяснимо, хотя бы, но как они собираются вложенные миллионы вернуть?

Оценка: 3
– [  5  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

prouste, 6 марта 11:26

С таким многорублевым замахом автор все ж сумел достойно завершить ( а сомнения были). Персонажей второго плана было столь много, что часть их неизбежно потерялась, тот же купчина в дебюте был из равнозначимых персонажей, а к финалу сдулся до незначительности. Хороший, уютный финал, в котором последние страницы ради изящества, эдакий открытый вроде бы ( и неважный) твист в том случае, если Суржиков не надумает писать продолжение по просьбе зрителей. Этого не надо, талант автора и его возраст предполагают новые возможности и новые пути. Технически в этом романе многовато неудачных попыток похищений и покушений — с учето общего объема текста без атаки Крейга, наверное, можно было б и обойтись. Инъекции сайфай в этом томе лично мне показались избыточными.

Полари — выдающийся в рамках жанровой ниши цикл, соразмерный с западными эпосами. Получил большое удовольствие.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Роман Суржиков «Полари»

narsyy, 6 марта 08:58

Полари завершён, и наконец-то можно высказать свои впечатления. Стоит заранее сказать, что качество текста я воспринимаю как должное, потому, несмотря на положительную оценку, в отзывах у меня почти сплошная критика.. Справедливая или нет — каждый решит сам.

Трудно понять, почему эпопея на 6к+ страниц заканчивается в стиле рассказа на 20 страниц с детективной объяснялочкой. Пришло на ум сравнение, будто после 4-часового полового акта мужчина сразу вызвал для девушки такси, не предложив остаться на ночь и даже не позволив сходить в душ. Так не делается. Куча новых сведений не должна подаваться просто как долг читателю, лишь бы он отстал — сведениям этим необходимо было искать применение в дальнейшем сюжете. Потому финал я вижу оборванным и скомканным (а не открытым). Кроме того, участь немалой части героев недосказана просто потому что. Вкупе с бедностью языка в последнем томепо сравнению с остальными (личные впечатления) это наводит на мысль о том, что автор устал и решил быстро завязать узлом все, что он нараскручивал.

О самом главном. Стиль автора не соответствует содержанию, что особенно заметно ближе к концу цикла. Автору очень не хватает умения писать серьезно и мрачно. В его рушащемся мире, где на каждом шагу поджидает гибель и вершатся великие дела, герои ведут себя как персонажи театра и балагуры, которые выучили свою роль, знают все наперед и совершенно не переживают. Грозят ножом или пытают? Ничего страшного не случится, будьте уверены! Неудивительно, что смертей гг и приближенных по ходу цикла почти нет. Автор даже считает правильным называть главы по кличкам героев, а главы эти тянутся до самого конца эпопеи.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
К чему пугать нас смертью Ионы, если последняя глава от ее имени?

На каждую проблему у всезнающих героев тут же есть план, который почти точно сработает. Каждая интрига, каждое невзначай сказанное слово производит контролируемый с нужным результатом эффект бабочки. Эрвин без опыта войны побеждает всегда просто потому что так хочется автору. У Минервы похожий талант. Рядом с ними все великие умы превращаются в нпс. В минуты величайшей опасности оба они изысканно острят. Мне трудно себе представить ситуацию, когда вокруг все взрывается и взлетает на воздух, льется кровь и разламываются кости, а я вдруг начну думать, как бы мне пришедшую на ум иронию или сарказм облечь в утонченную форму (привет Мире на воздушном корабле и Эрвину при спасении сестры). На мир затрачено огромное количество сил и времени, за это автору большой поклон, и все бы хорошо, но вот это приподнятое шутлявое настроение, с которым подаются величайшие и грозные события, приводит в недоумение. Если приводить параллель — зачем писать про гибель Боромира и осаду Минас-Тирита в духе начальных глав Хоббита? Это не попытка в реализм, это плутовская пьесска, этому сложно сопереживать.

Отдельно стоит отметить кардинальные изменения характеров, когда это очень надо автору: кукловод, который славился спокойствием и флегматичностью, вдруг начинает вести себя, как истеричка при появлении Эрвина, умный Адриан, зная о способностях кукловода быть невидимым, тупеет и начинает излагать планы в открытом месте, Лёд — это порождение ада и тьмы из первых томов — вдруг становится обыкновенным человеком ближе к концу эпопеи, необыкновенно глупеет и Пауль.

По итогу цикл вышел все же хорошим, но не лишенным очевидных недостатков. Надеюсь, автор не станет купаться в лучах славы восторженных отзывов, а проведет работу над ошибками.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Роман Суржиков «Полари»

Muslim, 4 марта 11:19

Один из лучших циклов, среди завершенных уж точно, а в целом если и уступает, то только Песне льда и пламени.

Персонажи действуют как люди, а не роботы, то есть нет ощущения, что читаешь диалог двух NPC из дешевого РПГ. К тому же женские сильные персонажи в сеттинге средневековья не вызывают раздражения, как это у меня бывает обычно, здесь они смотрятся очень натурально и гармонично.

Мир необычный и интересный, где религия занимает важное место, что естественно, ведь это средневековье (почему-то практически во всех других циклах персонажи то ли атеисты, то ли агностики), а что самое главное, абсолютно на все вопросы будут в конце даны ответы, это очень приятно удивило.

Много еще можно плюсов перечислять, но это уже сделали за меня, так что в итоге читать обязательно.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

Fess2001, 1 марта 13:04

Завершение отличного эпического цикла, как по мне, получилось спорным.

Линия Эрвина получилась довольно слабой, а жаль, ведь как по мне он самый интересный персонаж цикла. Мало того, что не наполненная событиями и маленькая, так ещё и этот псевдо любовный треугольник уж очень был не к месту. Но утешает то, что автор все таки не забыл кто в его цикле « Александр Македонский « и северная вспышка ярко засияла в нужный момент.

Отличная, как и на протяжении всего цикла, военная кампания. Штурмы замков и городов, стратегическое отступление, неожиданные вылазки, тактические приемы — услада для глаз.

Открытая концовка к моему удивлению не разочаровала. Не то что бы я любил недосказанность в финале, но именно этот случай пришелся по душе.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Само раскрытие последней тайны мироздания и точка в построении ворлдбилдинга Полари оставила очень смешанные чувства. С одной стороны превращение фэнтези в подобие научной фантастики или постапокалиптики уже далеко не ново, и скрещивание жанров применялось множествами авторов, взять того же Аберкромби. Но Суржиков смог удивить. Не просто мир на руинах древней цивилизации, а пылинка в бескрайней спирали галактики. Островок средневековья в океане высокоразвитой цивилизации, космических кораблей и сверхлюдей. Арена для борьбы между двумя «богами», отыгрывающими роли как в каком-то спектакле. Не слуга темного Идо, а «попаданец» более развитой цивилизации в отставший мир, где он может отыгрывать любую роль, стать праотцом, стать военачальником, стать богом. Меня впечатлила линия Пауля, как он из абсолютного зла и прислужника тьмы превратился в трагического попаданца, окружённого людьми, которых он считал не более чем муравьями или нпс в играх. И как после лишь одного слова прощения от Нави он пытался спасти его от бомбы, видя в нем единственно равного себе в целом мире, единственного собрата по виду.

Я пойму разочарование некоторых людей, севших читать фэнтези, а получивших некое подобие сай-фая. Но меня концовка в целом не разочаровала.

Возможно по итогу последняя книга цикла получилась не идеальной — местами затянутой, местами скучноватой. Не все линии персонажей увидели четкий финал. Возможно не всем придется по душе открытый финал и концовка книги, но я хочу сказать что это лучший эпический цикл который я читал.

Вернувшись через несколько месяцев после прочтения пяти книг, дабы завершить цикл, я влился в него с головой и вынырнул только в финале. Спустя время, вернувшись к Полари вновь, я ощутил что мир Полариса невероятно живой. Взяв карту мира в руки, я укажу на любое герцогство, на любое графство и в моей памяти всплывут ассоциативные воспоминания связанные с этим местом

Вот герцогство Южный Путь — Это Великий дом Лабелин, богатство его правителей и бедность народа, это феодальная армия крестьян.

Вот Королевство Дарквотера — Это таинственная старая ЛедиВоТьме, это территория ядовитых болот и всевозможных скрытных убийц, жал криболы. Слабая армия, но сильное влияние на политику из тени.

Вот Рей Рой — территория степных кочевников и армада конных лучников, их религия и мифы про теленка и Гной Ганту, их вековая вражда с жестокими северными кайрами. Могучая сила, но разрозненная.

Все это засело в памяти и всплывает при взгляде на карту, и как по мне, это высший комплимент для Эпического Фэнтези.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Роман Суржиков «Тень великого древа»

Па ажыны, 28 февраля 13:17

Было опасение, что автор «сольет» финал, но нет — он (или они — и финал, и автор) великолепен! Все объяснено, все логично. Разве что, как отмечал кто-то выше, хотелось бы завершения линий Аланис и Джоакина. Но финал нельзя назвать полностью закрытым, так что...

Пожалуй, лучшее русскоязычное фэнтези.

10 из 10 как за роман, так и за цикл.

Оценка: 10
⇑ Наверх