FantLab ru

Все отзывы на произведения Кеннета Оппеля (Kenneth Oppel)

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Кеннет Оппель «Музей братьев Клак»

Нескорений, 12 марта 2018 г. 12:24

В этой повести автор решил раскрыть целый ряд довольно сложных вопросов — тему детского одиночества, жестокости взрослых, поиска взаимопонимания. К сожалению, удалось лишь в общих чертах наметить рамки указанных проблем, с раскрытием темы, мягко говоря, не вышло. Чётко ориентируясь на юную читательскую публику, К. Оппель явно щадит чувства подростковой аудитории. Такая перестраховка идёт произведению только во вред, ведь лучше даже переборщить с эмоциональным накалом, заслужив упреки в театральности, чем оставить читателя равнодушным. И вот в финале повесть как раз-таки не вызывает никаких эмоций, возникает вопрос зачем было браться за такую сложную проблематику. Читатель должен меняться вместе с главным героем, но у Оппеля не меняется ни протагонист, ни тот кто следит за его похождениями, вот что печально.

Завязка сюжета довольно банальна — Люк путешествует на поезде по Америке в компании со своим отцом — писателем, ищущим в этой поездке прилива вдохновения. Следить за пейзажами за окном довольно скучно, повод немного развеяться выпадает, когда поезд делает пятичасовую остановку в местечке Луговина, единственной достопримечательностью которого является музей братьев Клак, в прошлом — артистов бродячего цирка. В ходе осмотра ничем не примечательной экспозиции отец с сыном проявляют интерес только к залу экспонатов из шоу уродцев. Больше всего их интригует помещение с вывеской «мальчик-призрак» попасть туда можно за отдельную плату. Неужели их ждёт встреча с реальным призраком или же это лишь хитрая мистификация хозяев музея, но интрига не в этом, а в самой истории данного «экспоната».

В эпизоде осмотра музея главным героем была надежда, что автор будет развивать свою историю в ключе Р. Брэдбери, который очень здорово описывал атмосферу бродячих балаганов, соединяя воедино предчувствие чего-то таинственного, страшного и в то же время ностальгически грустного, как вкус ванильного мороженого в детстве. Нет, напугать нас здесь автор даже не пытается, равно как и настроить на лирический лад. Мрачный хозяин музея, который один мог бы хоть как-то претендовать на роль антигероя произведения, получился шаблонным, ведет он себя достаточно странно, но не в хорошем смысле этого слова, а в плане логики поступков, это уже претензия к автору.

Вообще, в процессе чтения создалось впечатление, что современные авторы подростковой литературы считают, что их целевая аудитория не читает классику, поэтому прибегать к довольно явному плагиату не грех. Если вы немного ориентируетесь в жанре мистики, то без труда поймете откуда растут уши у данного произведения — ну конечно же возникают явные ассоциации с рассказом А. Кристи «Лампа». Однако если Кристи превосходно раскрывает всю проблематику, обозначенную в первом абзаце моего отзыва, то Оппель не достигает успеха по всем направлениям. Мало взять известный сюжет и переиграть его на свой лад, нужно если не добавить что-то своё, то хотя бы придерживаться уровня оригинала. В «Лампе» были эмоции, драма, финал заставлял сопереживать персонажам, здесь же мы можем просто сказать «окей» и отложить книгу в сторону.

Ещё один момент о котором хочется сказать — это «пасхалки». Искать их в тексте всегда интересно, но одно дело когда перед тобой изысканная неочевидная головоломка, совсем другое когда отсылка лежит на поверхности. Как пример умелого насыщения текста «пасхалками» вспоминается роман Дж. Ффорде «Полный вперед назад или оттенки серого», там даже взрослый читатель чувствует себя детективом и не факт, что с первого раза сумеет найти и расшифровать все скрытые послания. У Оппеля всё на поверхности — место нахождения музея Клаков — некая Луговина. Вряд ли вы найдете такую локацию на карте США, зато если читали «Голодные игры», то вспомните аналогичный топоним, а если знаете его историю, то получите подсказку к дальнейшему развитию основной сюжетной интриги, вот и вся «радость узнавания». Если подытожить, то повесть Оппеля относится к серии «прочитал и забыл», рекомендовать её я не стал бы даже целевой аудитории, гораздо полезнее прочесть ту же «Лампу» А. Кристи или романы Ффорде.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Кеннет Оппель «Darkwing»

PavelVolkov, 12 февраля 2016 г. 19:50

Теперь эта книга доступна всем желающим и на русском языке:

http://sivatherium.narod.ru/library/oppel/part_01.htm

Что хочется сказать? Понравилась, спору нет. Люблю я тех, кто, пусть и пушист, не вызывает сюси-пусечных вздохов умиления: увы, летучие мыши не относятся к числу всеобщих любимцев. А уж доисторические — и подавно. Впрочем, сам автор говорит, что вид, к которому принадлежат его герои — гипотетический, показывающий возможную раннюю стадию приспособления рукокрылых к передвижению в воздухе. Но тем они и интересны.

Если сравнивать эту книгу с основной трилогией, то общих героев у них нет. Впрочем, это вполне естественно, учитывая огромный промежуток времени, разделяющий героев этих книг. В основной трилогии много раз упоминаются божества летучих мышей — Камазотц и Ноктюрна. Здесь их нет. Самое волшебное, что есть в «Тёмном крыле» — сны и галлюцинации от поедания особых грибов, открывающие картины будущих событий. И здесь рукокрылы не строят искусных эхохранилищ и не обладают навыками изготовления лекарственных снадобий (это, впрочем, умеют другие герои книги). Они просто живут в первобытном мире, окружённые другими существами и строящие свои отношения с ними. Возможно, подкупает и эта некая простота мира, изображённого автором.

По сравнению с основной трилогией, не раскрыт один сюжет, который в «Серебряном крыле» упоминается как происходивший миллионы лет назад — та самая война зверей и птиц, в результате которой летучим мышам было запрещено видеть солнце. В «Тёмном крыле» звери ведут войну с последними динозаврами и другими мезозойскими рептилиями (в книге объединёнными под именем «ящеры» (англ. «saurians»). Птицы здесь выступают не как антагонисты, а как третья сторона, которая находится в состоянии хрупкого мира со зверями. Они не терпят зверей из-за того, что считают их «яйцеедами», но не ведут против них крупномасштабной войны.

Оценку книге сознательно не ставлю.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Кеннет Оппель «Огненное крыло»

Bizon, 8 ноября 2014 г. 00:02

Вот и закончились приключения сереброкрыла Шейда. Завершающий трилогию роман получился необычным, в сравнении с предыдущими частями, мрачным и более взрослым, и самым мощным из трилогии. Это вообще редкий случай, когда последний роман в цикле намного круче первых двух. Автор прибавлял с каждой книгой, наращивал темп и эмоциональность, главный герой рефлексовал все меньше, мужая на глазах, внушая уважение.

А начиналось все не столь благополучно. Использовав проверенный прием, Кеннет Оппель вводит в повествование сына сереброкрыла Шейда и златокрыла Марины по имени Гриффин. У него необычная внешность, нелепые яркие полосы не теле. Он осторожен, мнителен и трусоват, вследствие чего становится объектом насмешек других детенышей. Чтобы заслужить уважение сверстников он предлагает авантюру: выкрасть у людей огонь и принести его в Древесный приют, чтобы не отправлять на ежегодную зимнюю миграцию. Эта затея приводит к трагедии, загорается всеобщая любимица, Луна. Ряд случайностей приводят к тому, что Гриффин оказывается в подземном царстве, мире мертвых, где правит Камо Зотц. Тот самый бог южных мышей-вампиров. На выручку ему отправляется Шейд.

Здесь можно увидеть некие отсылы к «Орфей и Эвридика» адаптированные для детей, но на самом деле это всего лишь завязка.

Вотчина Кама Зотца лично мне напомнило «Мир без времени» из трилогии Кира Булычева «Театр теней». Фишка в том, что местные мертвые не считают себя таковыми. Знание может прийти со временем, но не всегда. Здесь придется встретится Шейду и Гриффину с взорванным во второй части Готом — королем мышей-вампиров.

Роман очень динамичный, с несколькими сюжетными линиями, которые постоянно переплетаются. Появляются любопытные персонажи, в частности хорошо описана тройка пилигримов, стремящихся вырваться из Подземного царства. Наконец появляются два противоречивых персонажа: сереброкрыл Йорик и вампир Мрак, что показывает — автор преуспел в создании образов.

Ну и самое главное: финал. Разрыв фэнтезийных шаблонов, эмоционально сносящий крышу напрочь. Это то, ради чего нужно читать эту трилогию! После такого в голове вертится одна мысль «как так-то?». Один из самых впечатляющих финалов прочитанных мною. Предугадать его не сможет ни один человек.

Осматриваясь назад делаю вывод, что эта трилогия готова к экранизации.

Рекомендую всем любителям анималистического фэнтези

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Кеннет Оппель «Солнечное крыло»

Bizon, 25 августа 2014 г. 23:42

Второй роман про сереброкрыла Шейда очень хорош. В отличии от первой книги автор уходит от классического квеста совмещенного со становлением главного героя. Сюжет построен как на фэнтезийных, так и на научных данных. Фэнтезийная составляющая включает в себя разработку мифологии летучих мышей, причем разной: у южных мышей-вампиров существует культ Зотца, повелителя Темноты. Он является противовесом Ноктюрне — покровителю северных мышей.

Научная составляющая в первую очередь связана с человеком и использованием животных в разрушительных целях. Автор великолепно смог описать психологию, ощущение летучих мышей, которые подвергаются сначала исследованиям, а далее используются как носители взрывчатки. Северные летучие мыши доверяли людям, считали, что они помогут им в борьбе с совами, а в итоге горько разочаровались.

Немного отступив от собственно романа можно вспомнить, что в истории не раз случались прецеденты, когда человек использовал животных таким образом. Вспомним собак- истребителей танков, или дельфинов которые взрывали вражеские корабли. Кстати, для дельфинов использовался практически такой же метод, что описан в книге: запись клекота дельфинов попавших в беду созывал в точку взрыва живые бомбы. Летучие мыши небольшие животные и не смогут вынести большое количество взрывчатки, но технически такой вариант диверсий вполне реален.

Сюжетная линия в романе часто разветвляется, появляются новые герои, а Шейд все меньше рефлексует из-за своего маленького роста. Все загадки начатые в первом романе доводятся до логического конца.

Тем кто прочитал первый роман и сомневается стоит ли читать дальше, скажу без сомнений — немедленно садитесь за продолжение. Порекомендую всем любителям анималистики с сильным мифологическим уклоном.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Кеннет Оппель «Серебряное крыло»

Bizon, 8 мая 2014 г. 11:09

Позвольте представить вам типичный роман в жанре анималистического фэнтази, со всеми присущими атрибутами: главный герой юн и любопытен, при этом ему предстоит столкнуться с врагом другой весовой категории. Сюжет построен в виде дорожной истории, — за основу взята миграция в южные края. Есть своя мифологическая система, основанная на преданиях летучих мышей, но разработка очень слабая, даже не требующая глоссария.

Если вдуматься, то роман состоит из одних только штампов, но читается при этом легко: интерес к приключениям Шейда (главного героя — летучей мыши из племени Сереброкрылых) и его случайно спутницы Марины не пропадает. Учитывая, что в романе нет никаких зоологических подробностей и фактов касательно жизни летучих мышей, можно сделать вывод, что это развлекательное чтиво. Так оно и есть.

По моему глубокому убеждению испортить анималитическое фэнтази почти не возможно, что и подтверждает данный роман. Срабатывает главный плюс — выбор в качестве главного героя летучей мыши и попытка описать мир ее глазами.

Из серьезных минусов бросается в глаза огромное количество ошибок, опечаток, — следствие или плохой редактуры или отсутствие оной. Это характерно для серии «Звери, вперед!».

Думаю я прочитаю оставшиеся книги из цикла, чтобы сделать более ясное представление. Возможно первый роман это только затравка, и после автор войдет во вкус и уделит внимание не только приключениям, но и интересным фактам из жизни летучих мышей.

Роман ориентирован на подростков. Также можно порекомендовать любителям жанра.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Кеннет Оппель «Небесный охотник»

indigenous, 26 сентября 2012 г. 23:28

Эту книгу я нашёл случайно. Решил почитать что-то из области приключений и вот, пожалуй-ста. Хочу заметить, что автор вполне занятно описал путешествие своего молодого персонажа Мэтта Круза и остальных героев романа. Каждый из них по-своему привлекателен. А что касается сюжета, то он весьма необычен и заманчив, т.к. не часто приходится читать о воздушных рейсах и тех передрягах, которые особенно приковывают внимание читателя.

Оценка: 10
⇑ Наверх