Все отзывы на автора

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы на произведения Анатолия Жаренова

Отзывы (всего: 12 шт.)

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Анатолий Жаренов «Парадокс Великого Пта»

amak2508, 7 декабря 2022 г. 08:15

Для далёких 60-х роман выглядит довольно необычно — слишком много всего самого разного сумел накрутить в нём уважаемый автор. Здесь и пра-цивилизации Земли, и загадки наследственной памяти, и фиолетовые обезьяны из амазонской сельвы, и, надо всем этим, изрядно запутанный детективный сюжет.

В целом «компот» получился вполне читаемым, хотя и не без недостатков: местами повествование явно путается между многочисленными сюжетными линиями, местами в нём слишком много псевдонаучных рассуждений, не несущих ни грамма толковой информации, но хорошо сушащих мозги, местами текст просто неинтересен (в основном это касается сюжетной линии о недобитых нацистах с их страшными опытами в дебрях Амазонки — тема-то нынче давно уже и безнадёжно устарела).

А вот детективная линия порадовала: и необычно, и увлекательно, и довольно складно. К сожалению, чем ближе к финалу, тем всё заметнее ухудшается качество повествования — в нём появляется много надуманного и маловразумительного. Да и скомкано как-то всё — не то, что в начале и середине романа. Хотя, впрочем, здесь автора понять можно — сводить-то всё ранее напридуманное воедино не так просто, а сделать это надо :).

Оценка: 7
– [  1  ] +

Анатолий Жаренов «Выстрел из прошлого. (История третьего расследования)»

Резиновый Лев, 24 января 2022 г. 20:13

К чистому детективу ближе «Обратная теорема». Потом была попытка олитературить, углубить, обогатить детективную фабулу, привить телеграфному столбу ветвь, полную цветов и листьев. Попытка не сильно удачная, но вызывающая уважение.

В этой повести, кажется, тоже есть достоинства, и цветы с листьями привиты к месту, но всё портит причина, по которой главный отрицательный персонаж стал таковым. Это настолько ни к месту и вообще неумно, что оторопь берёт. Не в 1930-м, не в 1961-м, нет, полвека советской власти, а все причины, делающие человека мудаком, — и 1913-го.

Фи!. Мелко, Хоботов.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Анатолий Жаренов «Фамильная реликвия. (История другого расследования)»

Резиновый Лев, 24 января 2022 г. 20:05

Это в литературном плане, пожалуй, посильнее «Обратной теоремы», открывшей цикл. «Культурный» детектив о поисках ценной коллекции, к которой с одной стороны подбирались кладоискатели разной степени криминальности, с другой — милиция. Жулики-быдлоганы перемешаны с жуликами-искусствоведами, тут же неизвестный гений 18 века, нарисовавший фрески, и талантливый художник 20 века, эти фрески восстановивший. Под тяжестью бэкграунда собственно детектив основательно просел, но лучше так, чем с туповато-суетливыми шпионами или дураками-бандитами, бросающими окурки под ноги ментам.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Анатолий Жаренов «Обратная теорема. (История одного расследования)»

Резиновый Лев, 24 января 2022 г. 19:56

Довольно необычная вещь случилась с повестью. Сперва она вышла книгой, правда, в Воронеже, а спустя три года её надумал печатать московский журнал. Обычно наоборот происходит, ведь верно? Что «Искатель» в этой незамысловатой истории отыскал, ума не приложу. Потому что она, хоть и интересная, спору нет, но достаточно обыкновенная. А попытки сыграть на поле психологической прозы (которые можно только приветствовать) и вовсе не удались. Хотя бы потому, что отрицательный герой вырублен топором, и раз за разом автор шлёпал ему на лоб печать: «плохо», «плохой».

Оценка: 6
– [  0  ] +

Анатолий Жаренов «Парадокс Великого Пта»

Privalova, 12 августа 2021 г. 20:33

Очень неплохой роман, шпионско-детективно-фантастическая смесь. Читается легко и интересно. Динамично, почти без провисаний. Попалось в руки первое издание в БСФ, хорошо издано с приличными иллюстрациями. В детстве как-то прошла мимоо, интересно как бы воспринималась тогда. Однозначно стоит читать.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Анатолий Жаренов «Яблоко Немезиды»

amak2508, 21 июля 2021 г. 09:45

Честный добросовестный инспектор/комиссар полиции и язвы буржуазного общества — тема достаточно популярная, причем не только в Советском Союзе, где сам бог велел такие вот книги писать. Вспомним, хотя бы того же комиссара Гарда в повестях/романах Багряка.

В данном романе автор не только смог как следует закрутить детективный сюжет, но и достойно свёл в финале все сюжетные линии. Достоинством или недостатком является излишняя запутанность сюжета — это кому как нравится, но по завершении романа читателю в этом плане придраться особенно и не к чему. Сегодня беда книги в другом: четыре пятых текста, пока инспектор вместе со своими подчиненными ведет неторопливое расследование, а власть имущие ему в этом всячески мешают, читать описание этого процесса не так уж и интересно. Слишком уж оно стандартно для книг такого рода. Правда для середины 60-х, когда роман был издан впервые, а аналогичные произведения ещё только начали появляться, эта вещица наверняка читалась с гораздо большим интересом.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Анатолий Жаренов «Парадокс Великого Пта»

igorgag, 5 июля 2021 г. 17:01

Язык и в самом деле неплох, диалоги — то, что отметил автор послесловия. Интересно показаны методы, которыми пользуется следствие. Идеи, в том числе и центральная, вокруг которой всё вертится, весьма интересны. За одну только постановку вопросов (главным образом, устами Лагутина) автору респект. Но концовка, мне кажется, подкачала. Разъяснения таинственных событий вышли не только скомканными, но на самом деле и не очень правдоподобными. Очень уж легко Лагутин всё разгадал. Ну если только предположить, что его версия — всего лишь очень отдалённое отражение истины. Ведь, по-хорошему-то, думается, сведений учёным попало не очень много. Во всяком случае, внятных, однозначных. Это как в «Гласе Господа» Лема — к финалу становится понятно, что над расшифровкой полученных из космоса сигналов лучшие умы человечества будут ломать головы ещё десятилетия. Если вообще не столетия. Короче, ровно столько, сколько надо, чтобы сравняться по уровню с цивилизацией, отправившей сигналы. Так и в «Парадоксе». Цивилизация кошколюдей превосходит нашу, как мы — каких-нибудь древних шумеров. И тут наш учёный с лёта понимает, что имели в виду эти кошколюди, над чем их мысль билась. Примерно так же, как если бы тому учёному древнего мира показали смартфон, и он (учёный) с ходу бы сказал, зачем эта штукенция нужна.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Анатолий Жаренов «Обратная теорема. (История одного расследования)»

Нескорений, 3 августа 2016 г. 06:37

При нынешнем разнообразии и доступности печатных изданий любители триллеров и детективов часто предпочитают обращаться к западной литературе. Не спорю, такой подход оправдан, я и сам грешным делом предпочитаю в последнее время творчество иностранных авторов. Тем приятнее иногда обнаружить, что и наши соотечественники в своё время создавали не просто качественную, но действительно талантливую литературу подобного плана. Советский журналист, а впоследствии профессиональный писатель-«шестидесятник» А. Жаренов оставил нам не такой уж обширный творческий багаж. В сферу его писательских интересов входили как детективы, так и фантастика. Цикл «Кладоискатели», который открывает повесть «Обратная теорема» — психологический детектив, написанный увлекательно, и при том автором, не причастным к службе в органах.

В небольшом провинциальном городе совершено убийство — жертвой неизвестного преступника стал ничем не примечательный монтёр-обходчик, который незадолго до смерти продал дом и вместе с возлюбленной готовился к переезду в другой город. Расследование дела поручено милицейским следователям Петру Михайловичу Шухову и Ивану Петровичу Кожохину. В деле сразу же обнаруживается масса странностей, никаких прямых улик убийца не оставил, круг подозреваемых вырисовывается, но все версии, возникающие у следствия имеют свои слабые стороны — картинка не складывается и возникает угроза того, что расследование зайдет в тупик. Что послужило мотивом, зачем преступник пытался поджечь дом, для чего разбил аквариум, почему погибший Назаров взял два билета на один поезд, но в разные вагоны — масса вопросов и никаких ответов.

Структура строения сюжета выглядит интересно — основная линия расследования регулярно перемежается главами, которые переносят нас в недавнее прошлое, последние часы и минуты жизни Виктора Назарова, которые он посвятил подробным воспоминаниям о родителях, детстве, юности, отношениях с женщинами и с обществом, сокровенных мечтах и главной тайне, которую он пытался сохранить до последнего вздоха. Нелегкая драматичная судьба человека, который не нашёл своего места в мире захватывает внимание и читается не менее интересно, чем само расследование. Вообще, психологизм здесь на высшем уровне — все персонажи, включая второстепенных, раскрыты по максимуму, запоминаются, наделены характерной внешностью, речью, деталями поведения — для психологического детектива это крайне важно, и автор справился с задачей блестяще.

Наиболее запоминающимся получился образ жадного старика Комарова, который купил домик Назарова за 7 000 рублей и теперь ждёт, когда милиция передаст ему вожделенную недвижимость — портрет Комарова написан ярко, даёт воображению почти фотографическую картинку. Ещё один знаковый персонаж — бывший муж возлюбленной Назарова — Эдя Мокеев, чудак-человек не от мира сего, «домашний» изобретатель, занимающийся исследованием проблемы магнетизма в собственной крошечной «однушке». Вместе со следователями читатель перебирает список подозреваемых, как чётки, но явного подозрения не вызывает никто. Докопаться до сути невозможно без уяснения того, каким человеком был погибший, что им двигало, какие мотивы — коллизии судьбы Назарова постепенно выдают нам новые ключи, расширяют список подозреваемых, но интрига держится.

На контрасте образы следователей можно принять за функции, только Шухова автор наделяет индивидуальной чертой, делает библиофилом — «скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты», но это увлечение не простая прихоть автора, оно может дать Шухову столь необходимый ключ к пониманию психологии жертвы. Поведение правоохранителей образцово-показательно, они действуют строго в рамках закона, не поддаваясь соблазну облегчить себе жизнь. Кожохин собирает сведения о личности жертвы, мотаясь по командировкам, Шухов не испытывает соблазна сформировать своё «убеждение следователя» и согласно ему засадить первого попавшегося под руку за решетку, как делают в наши дни воспитанные на «Глухаре» любители «посшибать палки». Система здесь работает именно так, как и должна работать милиция в идеале — без пыток, без подтасовок.

Спасти человека от необдуманного шага, даже если его персона тебе лично не симпатична — так работают настоящие профессионалы для которых профилактика, реальное изменение общества к лучшему важнее быстрого карьерного роста и премиальных денег. Повесть почти свободна от идеологического давления, единственный момент, который мне не совсем понравился — автор в духе господствовавших в ту эпоху идеологем последовательно проводит мысль, что человек, оторванный от коллектива, противопоставляющий себя обществу — «ненастоящий», т.е. как паршивую овцу его следует лечить, исправлять, даже несмотря на то, что он может и вовсе не совершить ничего противозаконного. Автор пытается ответить на вопрос, что делает человека плохим — генетика, среда, воспитание или всё в совокупности, не во всём здесь я согласен, но тут момент дискуссионный.

Что касается фоновых декораций, здесь также всё на высшем уровне, благодаря обилию бытовых мелочей, незначительных на первый взгляд деталей, бережно воссоздается атмосфера того времени. Кроме того, автор затронул актуальный на тот момент конфликт поглощения деревни городом — основная драма разыгралась на улице Тополевой, в своеобразном реликтовом сельском анклаве, попавшем в поток расширения границ современного полиса. Если говорить об основной интриге, то автору удается держать напряжение до самого конца, угадать преступника у меня не получилось даже после упоминания ключевой улики и финального флэшбэка, хотя, возможно, опытный любитель детективов, опираясь на массу прочитанной литературы, сумеет сделать верное предположение и опередить следствие. Как результат, получился классный психологический детектив с закрученным сюжетом, проработанными персонажами, атмосферными декорациями и, что немаловажно, без навязчивых идеологических догм и морализаторства.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Анатолий Жаренов «Яблоко Немезиды»

mr.urri, 29 августа 2015 г. 16:22

Читал «Яблоко...» еще в советское время, очень понравилась книга. Какая-то не «советская». Больше похожая на американский триллер.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Анатолий Жаренов «Парадокс Великого Пта»

mogzonec, 17 июня 2013 г. 14:25

Неплохой образчик детективно-приключенческо-фантастического жанра. Читается легко, увлекательно, местами узнаваемо, поскольку временами действие переносится в эзкотические места на нашей планете. Без претензий на глубокомыслие, разоблачительность или там какую-нибудь сатиру. Добротная повесть, написанная хорошим языком и оставляющая хорошее впечатление.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Анатолий Жаренов «Парадокс Великого Пта»

eladislao, 27 марта 2009 г. 12:33

Добротный, крепко сбитый роман с отлично закрученным сюжетом и яркими героями. Идеологии совсем чуть-чуть и вполне здраво. Первый раз читал в детстве — потом в темноте мерещились фиолетовые обезьяны и всё казалось, что сам превращаюсь. Когда перечитал, впечатление нисколько не испортилось. Ну и, конечно, милый, добрый дух шестидесятников.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Анатолий Жаренов «Парадокс Великого Пта»

swgold, 3 мая 2008 г. 23:02

Когда писатель-детективщик обращается к фантастике — мождет получиться всё, что угодно. Неизменным будет одно: закрученный сюжет из множества линий. Первая попытка А.Жаренова содержит кроме того вполне достойные фантастические идеи и чётко очерченные персонажи.

Действие повести бросает нас то в южноамериканскую сельву, то в импортный мегаполис, то на глухую российскую окраину, а оттуда — в бездну веков, на берега Гондваны. Диапазон персонажей тоже впечатляет — от беглых военных преступников до обычных российских алкашей. И, конечно же, тут есть мудрые следователи и прозорливые советские учёные, которые и раскроют все загадки.

Следует отметить, что повесть была написана в 1970-м году, когда у нас в стране не печатали ни Берроуза, ни Деникена, а г-н Ажажа еще не наводнил страну своими лекциями об НЛО. Как на таком скудном информационном пайке родилась эта история, полная «нездоровых сенсаций»?

Оценка: 8
⇑ Наверх