FantLab ru

Иэн Баллантайн (Ian Ballantine)

Иэн Баллантайн
Страна: США
Родился: 15 февраля 1916 г.
Умер: 9 марта 1995 г.

Иэн Баллантайн (Ian Ballantine) — американский издатель, один из основателей современной индустрии книг в мягкой обложке.

Родился 15 февраля 1916 года в Нью-Йорке в семье актера, режиссера и скульптора шотландского происхождения Эдварда Джеймса Баллантайна и театрального журналиста Стеллы Комминс Баллантайн, дочери сводной сестры радикальной анархистки Эммы Голдман.

Эдвард Баллантайн участвовал в первой бродвейской постановке «Пигмалиона» Бернарда Шоу в 1914 году. В 1916 году он возглавил «Provincetown Players», экспериментальную группу актёров и драматургов, которая была основана Сьюзан Глэспелл, Джорджем Крэмом Куком, Идой Рэнк и будущим нобелевским лауреатом Юджином О''Нилом.

Семья Стеллы Комминс по женской линии происходила от эмигрантов из Литвы. Её брат Сакс Комминс отказался от своей стоматологической практики в Рочестере, сменил имя и благодаря связям с другом семьи Юджином О'' Нилом занял должность литературного агента, а затем стал редактором в «Random House» и отвечал за «Modern Library», успешную серию переизданий в твердой обложке, в которой вышли произведения О''Нила, Уильяма Фолкнера, Ирвина Шоу и других авторов.

После окончания колледжа в Колумбийском университете Иэн Баллантайн поступил в Лондонскую школу экономики, где написал диссертацию на тему «Современная эпоха» о первых неудачных попытках организовать выпуск публикаций в мягкой обложке в Соединенных Штатах.

Несколькими годами раньше в Англии появилось издательство «Penguin», которое с первых шагов стало конкурентом немецкого издательства «Albatross Books», выпускавшего англоязычные книги в мягкой обложке. Главными местами продаж стали железнодорожные газетные киоски, сетевые магазины и кондитерские. Основатель компании Аллен Лэйн первоначально планировал выйти на американский рынок, но столкнулся с проблемами касательно авторских прав. Ему требовался представитель в США, который мог бы начать бизнес в небольших масштабах и обеспечить быстрый рост; он нашёл кандидата среди авторов, публиковавших свои статьи в «Penguin». Скорее всего, именно диссертация Баллантайна убедила Лэйна, что это тот человек, который ему нужен и который понимает все трудности проекта, поскольку в своей работе он описал юридическую лазейку, которая могла бы решить затруднения Лэйна с авторским правом и позволила бы ввозить в США недорогие британские книги в бумажных обложках, чего в то время не делал ни один издатель.

В 1939 году Аллен Лэйн предложил Иэну Баллантайну стать младшим партнером и заняться распространением изданий через новый филиал компании в США.

Перед возвращением в Нью-Йорк Баллантайн женился на дочери служившего в Индии британского военного Элизабет Норе Джонс. 25 июля 1940 года появился на свет их сын Ричард, в дальнейшем журналист и редактор основанного родителями издательства «Rufus Publications».

На полученные от родителей Элизабет в качестве свадебного подарка 500 долларов супруги арендовали небольшой офис на Восточной 17-й улице. Первоначально в американском филиале работали только супруги Баллантайн и курьер. «Penguin» присылал им ежемесячно из Великобритании 10-20 посылок с книгами, а друзья помогали доставить эти ящики по лестнице в офис. В основном Баллантайны занимались приёмом заказов и посещали книжные магазины в колледжах, чтобы выяснить, какие книги пользуются спросом.

Через месяц после открытия офиса началась война в Европе. Нормирование бумаги и нацистская блокада ограничили число книг, которое можно было получить от «Penguin», а валютные ограничения военного времени осложняли финансирование. Качество изданных в Англии книг также ухудшилось до такой степени, что они стали непривлекательными для американских покупателей. Таким образом война открыла новые возможности для амбициозного молодого предпринимателя в самих Соединенных Штатах. Он заключил контракт с «Infantry Journal» на публикацию изданий по военным вопросам в мягкой обложке, что дало доступ к запасам жёстко нормированной бумаги, а также привлек компанию к изданию художественной и научной литературы для распространения среди военнослужащих. По большей части авторами этих книг военного времени были современные американские писатели, такие как Скотт Фитцджеральд, Джон Стейнбек, Зейн Грей, Марк Твен, Джеймс Тербер.

Независимая политика Баллантайна вызвала недовольство Аллена Лэйна. Баллантайн считал, что Лэйн плохо знаком с конкурентоспособным американским рынком. Лэйн настаивал на продвижении бренда, а Баллантайн утверждал, что бурного спроса на книги лучших британских авторов, предлагаемых Лэйном, нет и что американские читатели не будут покупать книги только из-за логотипа пингвина на обложке. Лэйн принял решение укрепить растущий бизнес опытным профессионалом и привлёк к сотрудничеству одного из основателей «Albatross Books» Курта Еноха, который бежал от нацистов в 1940 году. Многие идеи этого гамбургского издательства «Penguin» уже использовал ранее: стандартный формат книг, обложки только с логотипом и текстом без иллюстраций, цветовую дифференциацию изданий по жанрам.

Енох, однако, поддержал мнение Баллантайна и согласился, что изданиям требуются более яркие обложки и такие авторы, как Эрскин Колдуэлл и Джеймс М. Кэйн. Обострившийся конфликт закончился тем, что Лэйн посетил в 1945 году Америку и выкупил долю своего младшего партнера. Ожидания Еноха, что он займёт место Баллантайна в компании, не оправдались, в 1947 году он только возглавил американский филиал «Penguin» под новым названием «New American Library», а в следующем году прекратил отношения с «Penguin», убрав с обложек их логотип.

Баллантайн обратился в «Random House», к работодателю своего дяди Сакса Комменса, с предложением начать проект по изданию книг в мягкой обложке. Один из основателей этого издательства, составитель юмористических антологий для «Pocket Books» Беннетт Сёрф поддержал эту идею. Так появилось новое предприятие, получившее имя «Bantam Books» (ранее так короткое время называлось книжное издательство из Лос-Анджелеса, которое также специализировалось на книгах в мягкой обложке). В соответствии с договором компания совместно принадлежала издательству «Grosset & Dunlop», где «Random House» имело долю, и распространителю журналов «Curtis Publishing», с которым Баллантайн уже заключил соглашение о продажах. «Grosset & Dunlop», которое с 1900 года публиковало детские книги (серия «Bobbsey Twin»), а также недорогие переиздания бестселлеров, только что было приобретено консорциумом, состоящим из «Random House», «Harper & Bros.», «Scribner''s», «Book-of-the-Month Club» и «Little, Brown & Company» с целью предотвратить его враждебное поглощение Маршаллом Филдом, владельцем издательств «Simon & Schuster» и «Pocket Books». Иэн Баллантайн становился младшим партнером и президентом компании.

Покинув американский филиал «Penguin», Баллантайн забрал с собой большинство редакторов, а также контракт с «Infantry Journal» и дистрибьюторское соглашение с «Curtis Publications». «Bantam Books» начало свою деятельность сразу после окончания войны, в августе 1945 года. Первые издания появились в декабре того же года. «Grosset & Dunlop» осуществлял редакторский контроль, «Curtis Publications» занимался распространением через большую сеть своих агентов. Компания израсходовала полмиллиона долларов в первый месяц на демонстрационные стенды, названные «Мэй Уэст» в честь известной американской актрисы.

Структура компании предусматривала, чтобы Баллантайн отчитывался перед несколькими более опытными администраторами, что вскоре стало причиной его конфликта со старшими партнерами компании. В своей автобиографии писательница-фантаст Джудит Мерил вспоминает о своем опыте в качестве редактора «Bantam Books» в 1947 году. Баллантайн, по её словам, ничего не знал о книгах, но всё об их продаже. Часто он не соглашался со всеми и был прав. Однако его карьера доказала, что правота не всегда помогает в споре с бизнес-начальством. Независимость Баллантайна в конечном итоге привела его к увольнению из «Bantam Books». Поводом стало вложение им собственных денег в расширение британского рынка компании. Сделка не нарушала деловой этики, но не получила предварительного одобрения администраторов «Grosset & Dunlop» или «Random House».

На посту президента Иэн Баллантайн изучал вкусы массового читателя и обнаружил практически незанятую нишу недорогих книг в бумажной обложке, ориентированных на аудиторию, которая не могла позволить себе более дорогие издания в твердой обложке. В то время большинство издателей выпускало в мягкой обложке в основном перепечатки уже вышедших в твёрдой обложке книг. Чтобы извлечь выгоду из нового рынка, Баллантайн начал издавать для среднего класса и рабочих оригинальные произведения в мягких обложках, как правило в жанре научной фантастики, вестернов и хоррора, иногда бестселлеры.

Желая проверить точность своих предположений о том, какие книги понравятся американской читающей публике, Баллантайн создал уникальную технику исследования рынка, которая впоследствии станет отраслевым стандартом. Он отправлял своих сотрудников напрямую к книготорговцам, чтобы выяснить, сколько копий каждого названия «Bantam Books» было продано в ключевых городах в течение определенного периода времени. Результаты подтвердили умение Иэна выбирать бестселлеры. В период между 1945 и 1948 годами возврат книг в его компании в среднем составлял менее одного процента от общего тиража, что было неслыханным успехом в отрасли. Воодушевленный результатами, Баллантайн объявил, что издательство начинает новую маркетинговую программу для своих бестселлеров и опубликует ежемесячный список восьми своих лучших изданий. Этот список бестселлеров, первый в своем роде в отрасли, значительно увеличил продажи книг, так как покупатели старались приобретать книги, которые «все читали».

В 1950 году, находясь в отпуске, Баллантайн сломал ногу, катаясь на лыжах. Во время вынужденного перерыва в работе он пришёл к революционной идее: создать издательство, которое одновременно будет выпускать оригинальные художественные и научные издания по цене от полутора долларов и их дешёвые версии за 35 центов. Издания в твёрдой обложке для более узкого рынка должны будут предлагаться только через книжные магазины, в то время как бумажные будут распространяться в газетных киосках, где не будут конкурировать с более дорогостоящими изданиями. В то время версии в мягкой обложке публиковались только после полной распродажи дорогих изданий. Спорный план сразу же вызвал скандал среди издателей, которые опасались, что книги в твёрдой обложке останутся непроданными, а авторы могут снизить качество своих произведений для массового читателя.

Баллантайн смог убедить издателей, что дополнительный капитал, созданный более дешевыми бумажными изданиями, позволит им ежегодно выпускать большее количество книг в твердом переплете, тем самым увеличивая общий объем продаж. Чтобы поддержать высокий уровень качества дешёвых книг, Иэн предложил платить авторам роялти в размере 10% для изданий в твёрдой обложке и 8% процентов для бумажных изданий с минимальной гарантией в размере 5000 долларов в течение трёх месяцев после публикации. Предложенный план действительно увеличил продажи как дорогих, так и дешёвых книг.

В 1952 году Баллантайн основал третье издательство книг в мягкой обложке «Ballantine Books». Это была первая компания, которая издавала книги в мягкой обложке одновременно с выпуском в твердом переплете, а также стала известна своей линейкой оригинальных научно-фантастических изданий, включая таких авторов, как Артур Кларк и Фредерик Пол. В 1960-х годах она выпустила первое авторизированное издание книг Толкина в мягкой обложке.

С 1968 по 1975 год «Ballantine Books» издало серию из 156 книг под названием «Ballantine''s Illustrated History of World War II» (позднее переименована в «Ballantine''s Illustrated History of the Violent Century»), которая была напечатана в США и Великобритании.

Серия «Ballantine Adult Fantasy», выходившая в 1969-1974 гг., состояла из дешёвых переизданий в мягкой обложке фэнтезийных произведений, которые уже были проданы или печатались только в палп-журналах и потому были труднодоступны для американского читателя. Серия была задумана Иэном и Бетти Баллантайн, в её создании участвовал как редактор Лин Картер, иллюстраторами обложек были Джервасио Галлардо, Роберт ЛоГриппо, Дэвид МакКолл Джонстон и Боб Пеппер. Проект начался соглашением между Баллантайнами и Лином Картером 22 ноября 1968 года. Помимо переизданий публиковались и оригинальные сочинения в жанре фэнтези, а также составленные Картером сборники и антологии. Хотя «Ballantine Adult Fantasy» и не принесла значительной прибыли, отдельные издания этой серии оказались удачными и выпускались даже после того, как Баллантайны продали свою компанию «Random House» в 1973 году, что привело к прекращению поддержки серии и её закрытию в следующем году.

Всего издательство «Ballantine Books» издало более 3000 книг, среди его импринтов — Ballantine Reader''s Circle, Del Rey, Del Rey/LucasBooks, Fawcett, Ivy, One World и Wellspring.

Когда «Random House» приобрела «Ballantine Books» в 1973 году, одним из первых распоряжений было увольнение Баллантайнов из компании, которая носила их имя. Иэн вернулся в «Bantam Books», где в 1974-1995 годах занимал должность вице-президента. Он и его жена стали внештатными консультантами по редактированию и книгоизданию, добившись значительного успеха, когда привезли в Соединенные Штаты голландскую серию детских книг о гномах, ставших в 1970-х годах бестселлерами.

Баллантайн продолжал заниматься фэнтези, но сосредоточился прежде всего на новинках, переиздавая только то, что оказалось удачным. В 1977 году фэнтезийная и научно-фантастическая линии соединились в новом импринте «Del Rey Books» под редакцией Лестера и Джуди-Линн дел Рей. Лин Картер продолжил популяризацию фэнтезийного жанра в «The Year''s Best Fantasy Stories», начатой в 1975 году новой серии ежегодных антологий от «DAW Books», Ранее запланированное Лином Картером переиздание классического фэнтези продолжилось с 1973 по 1980 год в более ограниченном масштабе серией «Newcastle Forgotten Fantasy Library».

В 1981 году Баллантайн и его жена совместно основали издательство «Rufus Publications», которое специализировалось на выпускаемых ограниченным тиражом дорогостоящих изданиях иллюстрированных альбомов по искусству и книгах в жанре фэнтези, таких как «Старый Запад» Фрэнка Маккарти, «Фейри» Брайана Фруда и «Динотопия» Джеймса Гёрни.

Иэн и Бетти Баллантайн награждены специальной премией «World Fantasy Award» за профессиональную работу в 1975 году и за справочное издание «The High Kings» в 1983 году (вместе с другими участниками проекта). В 2008 году они были включены в Зал славы научной фантастики в категории «Издатель».

Иэн Баллантайн умер 9 марта 1995 года от сердечного приступа в возрасте 79 лет.

Награды и премии:


лауреат
Зал славы научной фантастики и фэнтези / Science Fiction and Fantasy Hall of Fame, 2008 // Литература (издатель; посмертно)

лауреат
Милфорд / Milford Award, 1992 // За заслуги перед жанром

лауреат
Балрог / Balrog Awards, 1980 // Специальная награда

лауреат
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 1975 // Специальная премия для профессионалов (за превосходные публикации)
Сортировка:

Иэн Баллантайн. Эссе

-
-
  1991 Richard Powers // Соавтор: Бетти Баллантайн  
-

Иэн Баллантайн. Интервью

  1977 Ian & Betty Ballantine // Соавторы: Томас Вейр, Бетти Баллантайн  
-
  1978 A Conversation with Ian Ballantine // Соавтор: Чарльз Браун  
-
  1985 Dialogue with Frank Frazetta // Соавторы: Фрэнк Фразетта, Бетти Баллантайн  
-

Иэн Баллантайн. Прочие произведения

  1983 Letter [Locus #268] // Соавтор: Бетти Баллантайн  
-
  1987 Letter [Locus #319]  
-
  1988 Letter [Locus #329]  
-
  1993 Letter [Locus #392] // Соавтор: Бетти Баллантайн  
-


  Примечание

  • В библиографии представлены избранная публицистика.


  •   Библиографы

  • Составители библиографии — sham, ziza

  • Куратор библиографии — sham



  • ⇑ Наверх