fantlab ru

Валентина Дмитриева

Валентина Дмитриева
Страна: Россия
Родилась: 10 мая 1859 г.
Умерла: 18 февраля 1947 г.

Валентина Иововна Дмитриева — русский прозаик, публицист, мемуарист.

Родилась в селе Воронине Балашовского уезда Саратовской губернии в семье крепостного, управляющего имением Э. Д. Нарышкина. Самостоятельно выучилась грамоте и подготовилась к поступлению в Тамбовскую женскую гимназию (в 1873 г. была принята сразу в 4-й класс).

В Тамбове познакомилась с кружками революционной молодёжи. По окончании гимназии (1877) служила одну зиму учительницей в слободе Песчанке (Балашовского уезда) и отсюда писала корреспонденции и мелкие рассказы в саратовские газеты. В одной из публикаций описала уловки и неправедные поступки волостного писаря, и он постарался выжить Дмитриеву из Песчанки. В 1878 г. она выхлопотала себе земскую стипендию и поступила на Высшие женские медицинские курсы в Санкт-Петербурге.

В 1880 г. столичный журнал «Мысль» поместил первое крупное произведение Дмитриевой – «По душе, да не по разуму». Следующий рассказ «Ахметкина жена» (1881), появился в журнале «Русское богатство». Дмитриева писала, что благодаря этому рассказу она познакомилась с писательницей Н. Д. Хвощинской: «...Знакомство с ней оставило глубокий след в моей душе, и я многим обязана этой необыкновенной женщине и замечательной писательнице». В 1883 г. в журнале «Русская мысль» опубликован очерк «В разные стороны», посвящённый российской деревне в момент её экономического разрушения. Получив звание врача (1885), в конце 1886 г. Дмитриева переехала в Москву, чтобы усовершенствоваться в акушерстве.

В 1887 г. за участие в студенческом движении и хранение нелегальной литературы вместе с сестрой Евгенией была выслана в Тверь без права жить в столицах. Не имея возможности устроиться там врачом, занималась литературным трудом, печаталась в журналах «Вестник Европы», «Русская Мысль» и др. В 1889 году публикует повесть «Доброволец», построенную на впечатлениях, вынесенных автором от участия в кружке молодёжи.

В 1891 г. после ареста и освобождения её мужа – Владимира Аркадьевича Ершова – поселилась вместе с ним в Воронеже. Примерно с 1914 г. они снимали 2-й этаж двухэтажного каменного дома на Острожном бугре (ныне Площадь детей). Там бывали петербургские и московские литераторы, местная прогрессивная интеллигенция, устраивались публичные чтения и вечера, в доме часто гостили писатели, журналисты и др. деятели.

В 1892–1893 гг. В. Дмитриева работала земским врачом на эпидемии холеры в Нижнедевицке Воронежской губернии. Там она закончила работу над произведениями «Весенние иллюзии» и «Гомочка» (1894), повесть пользовалась большой популярностью у прогрессивной молодёжи. В 1894 г. губернское земство Воронежа отправляет Дмитриеву эпидемическим врачом в Задонский уезд на эпидемию дифтерита, скарлатины и сыпного тифа. Свои наблюдения за время скитаний по Задонскому уезду она описала в очерке «По деревням. Из заметок врача» (1896). Практикуя врачебной деятельностью, Дмитриева не переставала заниматься литературным трудом. За годы жизни в Воронеже созданы многие её лучшие произведения.

Тема крестьянской интеллигенции отображена в повести «Митюха-учитель» (1896). В 1900 г. в четырёх книжках «Вестника Европы» появился роман «Червонный хутор» – эпическое многоплановое полотно, поднимающее всё разнообразие злободневных вопросов той эпохи. В начале 1900-х гг. В. И. Дмитриева дважды побывала за границей. Там она написала две агитационно-пропагандистские брошюры «За веру, царя и отечество» (под псевдонимом «Иван Вольный») и «Липочка-поповна» (под псевдонимом «о. Иоанн Новокрещенский»). Обе книги были нелегально доставлены в Россию и имели большое хождение в народе. В 1904 г. появляется в свет одно из лучших произведений Дмитриевой – «Друзья детства», в котором пролетариат представлен как основная сила в грядущей буре.

Она также регулярно публиковалась в местной прессе, активно печаталась в газете «Воронежское слово» (дек. 1905 – июнь 1907) с рассказами и еженедельными фельетонами «Отзвуки жизни» под псевдонимом «Барабанщик». У неё был дар публициста-сатирика. Дмитриева писала: «Отзвуки жизни» Барабанщика пользовались успехом, их читали, их ждали, и ни одна моя повесть, ни один роман не вызывали столько разговоров, сколько эти фельетоны, так что мне оставалось только пожалеть о том, что я не сделалась злободневной фельетонистской вместо того, чтобы быть беллетристкой...». В Воронеже она и её муж имели широкие знакомства с административно-высланными и местными общественными деятелями разных политических направлений, участвовали в литературно-политических собраниях.

Дмитриева вела активную культурно-просветительную работу. С 1907 г. она была неизменным секретарём секции внешкольного образования Воронежского общества народных университетов. Валентина Иововна организовывала лекции на литературные темы с приглашением именитых столичных специалистов. По её инициативе проводились «литературно-вокально-музыкальные вечера», которые посвящали памяти писателей В. М. Гаршина, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, А. Н. Островского, И. С. Тургенева, а также в пользу библиотек и др. О. Г. Ласунский в очерке «По следам мемуаров В. И. Дмитриевой» писал: «В. И. Дмитриева была душой литературных вечеров. Слава о них проникла далеко за пределы Воронежа; просветительские организации Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Таганрога приглашают писательницу в гости...».

Прирождённый прозаик, Дмитриева иногда выступала и в качестве стихотворца. На вечере, посвящённом 50-летию со дня смерти И. С. Никитина, где присутствовало до тысячи человек, антрепренёр театра В. И. Никулин с пафосом продекламировал стихотворение Дмитриевой «У памятника Никитину», имевшее успех у публики. Воронежским реалиям посвящено немало страниц в мемуарах писательницы «Так было. Путь моей жизни» (1930). В Воронеже В. И. Дмитриева провела свыше четверти века.

С юного возраста она вела дневниковые записи, использовала впечатления и факты личной жизни при работе над беллетристическими произведениями. Многие рассказы, повести и романы Дмитриевой пользовались незаурядной известностью в 1880–1990-е гг. XIX и в начале XX вв. Её книги читались запоем и переиздавались многократно. К 1910 г. на счету писательницы числилось более 50 крупных произведений, не считая газетных очерков и фельетонов. По литературной плодовитости критика сравнивала Дмитриеву с Н. Д. Хвощинской и Элизой Ожешко.

В. И. Дмитриева была ещё и самобытной детской писательницей. Детские издания пользовались необыкновенной популярностью. Это рассказы: «Димка» (1900), «Больничный сторож Хвеська», «Малыш и Жучка» (1896) – удостоен Фребелевской премии и выдержал более 20 изданий. Широкую известность имел рассказ «Мама на войне» (Ростов-на-Дону, 1903) о подвижницах времён русско-турецкой войны 1877–1878 гг. Детские рассказы были собраны в книге Дмитриевой: «Горюн» и другие рассказы для детей» (1910, 1913, 1915); «Вешний цвет» (1911), «Ванька-беспризорный (Иван Кравец)» (1925), «Как Филюшка в городе побывал» (1926), «Незнайка» (1926), «Волчонок» (1927) и др.

Дмитриева писательница старой реалистической школы. Критика постоянно отмечала жизнеутверждающий характер реализма писательницы, её глубокую веру в силы народа. Бодрость и светлый идеализм проходят яркой нитью через сочинения Дмитриевой. Все её герои обладают богатым запасом жизнерадостности, все «ищут другой жизни», не довольствуясь серой действительностью. «Жизнь сложна, но к ней надо относиться просто» – эти слова одного из героев Дмитриевой можно поставить эпиграфом к её творчеству в целом. В рассказах и повестях 1880-х гг. В. Дмитриева описывала в основном жизнь деревни и её нравы. Впоследствии, она одной из первых в русской литературе, обратилась к изображению жизни рабочих («Белые крылья», «Майна – вира», «На славном посту» и др.). Жизнь провинциальной интеллигенции подробно описана в повести «Тучки» (1904).

В конце 1919 г. Дмитриева из Воронежа переехала в Сочи, где у них с мужем был небольшой домик, служила в Статбюро, читала лекции, работала инструктором художественно-агитационного отдела, посещала занятия литературного кружка. Писала брошюры на актуальные темы. В этот период выходит более 15 её книг. С 1923 г. работала над мемуарами, её воспоминания заканчиваются характерным для неё заключением: «...Я считаю себя очень счастливой: на жизненном пути своём я встретила столько замечательно хороших людей, что одно воспоминание о них в самые трудные минуты моей жизни поддерживает во мне бодрость духа, и никакие невзгоды, никакие неудачи не могут поколебать во мне веры в че-ловека...». Сочинский дом Валентины Дмитриевой принимал множество именитых гостей: композитора С. Рахманинова, писателей А. Серафимовича, И. Шмелёва, В. Короленко. Она была в дружеских отношениях с писателем Н. А. Островским, Е. Майковой – поэтессой и супругой сына художника Н. Майкова, открывшей в своём доме первые на курорте общедоступные библиотеку и читальню.

Дмитриева вела обширную переписку с родными, писателями, друзьями. Письма с 1920 по 1943 гг. хранятся в Государственном литературном музее.

В годы Великой Отечественной войны Дмитриева, невзирая на преклонный возраст, вела шефскую работу в госпиталях. Скончалась в феврале 1947 г. Дом в Сочи завещала Союзу писателей. На доме установлена мемориальная доска, имя Дмитриевой носит одна из сочинских улиц.

Материалы, связанные с жизнью и творчеством В. И. Дмитриевой, находятся в архивах Москвы, Ленинграда, Воронежа, Сочи.

© Литературная карта Воронежской области



Фантастическое в творчестве автора

В большом литературном наследии Валентины Дмитриевой нашлось место и сказкам. Герой повести «В зелёном царстве» мальчик Петруша вместе с зеленым кузнечиком, который сделал его совсем маленьким, принял участие в войне жуков, муравьёв, божьих коровок, пчёл и других насекомых со страшным чудовищем — чёрным пауком. В сказке «Ёлка в лесу» Дед Мороз устраивает праздник для лесных жителей.

© Nina

Сортировка:

Валентина Дмитриева. Романы

  1900 Червоный хутор  [= Червонный хутор]  
-

Валентина Дмитриева. Повести

-
-
  1891 Гомочка  
-
-
-
-
-
  1904 Тучки  
-
-
  1908 В яме  
-
7.00 (4)
-
  1913 Муть  
-
  1913 Сухари  
-
-
  1916 Молодняк  
-

Валентина Дмитриева. Рассказы

-
-
-
-
-
-
-
  1889 Белые крылья. Из рассказов старого шахтёра [Из рассказов старого шахтёра]  
-
-
-
-
-
-
-
  1900 Ванька-Баклан  [= Баклан; Ванька]  
-
  1900 Димка  
-
-
  1901 Мечта  
-
  1901 Милуша  
-
-
-
-
  1902 Волки  
-
  1902 Горюн  
-
  1902 За веру, царя и отечество  [= На военной службе. За веру, царя и отечество] [Под псевдонимом Иван Вольный]  
-
  1902 Липочка-поповна  [= Молодая жизнь] [Под псевдонимом о. Иоанн Новокрещенский]  
-
  1902 Марфутка  [= Она не первая]  
-
-
-
  1903 Немчура  
-
-
-
-
-
-
  1906 Луга  [= Пчёлы жужжат; Сарафановцы]  
-
  1906 Язва  
-
-
  1907 Один!  
-
-
-
-
-
-
-
-
  1910 «Оно»  
-
-
  1910 Иван Кравец  [= Ванька-беспризорный]  
-
-
-
  1910 Смех  
-
-
  1911 Горошина  
-
-
-
  1911 Рябчик  
-
  1912 Ближние  
-
-
-
  1912 Разлив  
-
-
  1915 Волчонок  
-
-
-
-
  1916 «Убивец»  
-
-
  1916 Беглянка  
-
-
  1916 Каска  
-
-
-
-
-
-
-
  1926 Незнайка  
-
8.00 (3)
-

Валентина Дмитриева. Сказки

8.00 (1)
-

Валентина Дмитриева. Документальные произведения

-

Валентина Дмитриева. Пьесы

-

Валентина Дмитриева. Очерки

-
  1902 На скале  
-
-
-
-

Валентина Дмитриева. Сборники

-
-
-
-
-
  1913 Рассказы  
-
-
-
-

Валентина Дмитриева. Прочие произведения

-


  Формат рейтинга


  Примечание

Не удалось найти публикации В.И. Дмитриевой в дореволюционных провинциальных газетах.


  Библиографы

  • Составитель библиографии — Nina

  • Куратор библиографии — Nina


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх