fantlab ru

Все отзывы на произведения Майка Гелприна

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате по рейтингу по оценке
– [  0  ] +

Майк Гелприн «Никогда тяжёлый шар земной»

technocrator, 30 января 08:06

Довольно банальная антиутопия, задействующая известные мотивы матриархата с выращиванием нескольких «самцов»-осеменителей и постепенного прихода в негодность автоматизированной среды. Интересен был лишь момент с саморазвитием протагониста и построения им картины мира по аудиокнигам и интерактивному словарю, хотя и несколько сомнительна возможность настолько успешной «прокачки», ну ладно, спишем на врождённые способности.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Майк Гелприн «Никогда тяжёлый шар земной»

Осанов, 29 января 15:31

У рассказа с самого начала есть рассинхрон: читатель с первых строк догадывается, что «питомцы» просто осеменители, но рассказ тянет и тянет эту волынку, будто повторяет важное для сюжета слово «дрочить». Грубости рассказа (в том числе на уровне лексики) вполне уместны и даже заслуживают одобрения — на сетевых конкурсах их стараются избегать, дабы не отталкивать аудиторию.

К сожалению, в остальном текст пошёл по проторенной сетевой дорожке, а именно собрал себя из горки пыльных клише и кучки заезженных пластинок. Даже как-то неудобно говорить о Брэдбери, да и вообще об антиутопической традиции, где любовь как неподотчётная нерациональная сила всегда вступает в борьбу с бездушной упорядоченной системой. Хотя замысел, что мужик отказался дрочить во славу искусственного интеллекта всё-таки заставляет испытать гордость. Так победим.

И всё же это только антураж. Рассказ мог бы быть куда интереснее, если бы сосредоточился на семантике слова «любовь», ведь это единственное слово, которое бессилен пояснить словарь. Любовь в антиутопической традиции хоть и выступает чем-то запрещённым, но познаётся героями в силу естественности, какого-то незримого тока. Для системы это реально проблема: вспомним, что для исключения «любви» ангсоц уродовал язык и планировал искоренить оргазм. Но что было бы, если представить общество, где любовь уже невозможна? Как тогда произойдёт бунт? Кто на него решится?

Рассказ верно почувствовал направление, но не сумел его развить. Самое интересное заключалось бы в играх языка, в философском вопросе опыт ли любовь или интуиция, культурный ли это конструкт или что-то присущее человеку… Протухшие роботы и половой диктат — это всё ерунда. Тем более в том виде, в каком было исполнено. А вот за попытку разъяснить «любовь» однозначный плюс. Жаль, что дальше попытки дело не пошло.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Майк Гелприн «Никогда тяжёлый шар земной»

maxxx8721, 21 января 23:47

Здесь есть необычный сеттинг, проработка мира и главное — история, которая в этом мире разворачивается. В целом, все элементы на месте. Есть нужные рычаги, которые заставляют читателя проникнуться, узнать в этом чужом сеттинге что-то своё — это литература, книги, которые мы читали в детстве, и поиск смысла любви. Ну, и концовка в виде узнаваемой цитаты здесь в тему.

Рассказы в новом, необычном сеттинге имеют свою дилемму. С одной стороны нужно сеттинг раскрывать — почему то, откуда взялись те, почему устройство общества такое, иначе конкурсный читатель будет под это копать и недовольно ворчать, дескать ему не объяснили, почему бордюры в рассказе жёлтого цвета, а светофоры имеют только два цвета — синий и бежевый. С другой стороны попытка объяснить по максимуму устройство мира — это большой риск скатиться в объясняловку в ущерб динамике. Здесь не обошлось без этого, и автор выдал серьёзный тоннаж предыстории мира, недокомпенсировав это маловразумительным экшном с уничтожением главной непорочной девой.

Мне совершенно не зашёл стартовый отрезок с навязчивым физиологическим юмором и обсценной лексикой. Понятно, что того требовал сюжет, согласно которому ГГ через чтение книг преображается, как тот Мартин Иден. Но, ИМХО, вышло кривовато. Казалось бы, и сюжетные ходы через становление героя по книгам, как он добивается правды, а затем противостоит целой системе — это то, что много раз пересказывалось, но в других сеттингах. Однако в комплексе эта история работает. По прочтению есть ощущение целостного произведения. Для меня история заметно выравнивается во второй половине и, в конце концов, оставляет приятное послевкусие. Особенно доставило то, что дети ГГ были рождены без любви, что не дало рассказу уйти в ненужные розовые сопли.

В целом, довольно крепкий рассказ с цельной историей.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Майк Гелприн «Свеча горела»

Alfie, 20 января 20:11

Пока читал, поймал себя на мысли, что хотел бы уметь рассказывать истории так же (не буквально, конечно же), как это делает автор: просто, лаконично и выразительно. Именно таким мне показался этот рассказ: простым, лаконичным и выразительным. А еще поучительным, почти дидактичным и немножечко грустным.

Сюжет такой. Будущее через сто лет. Гуманитарные науки повсеместно вытеснены техническими. Андрей Петрович — бывший учитель литературы, ныне никому не нужный и в силу этого безработный специалист. Тоска — хоть волком вой или в петлю лезь. Жизнь на гос. пособие. Объявления о репетиторстве — последняя попытка Андрей Петровича хоть как-то удержаться на плаву. Но литература никому не нужна, увы. Однако жизнь меняется к лучшему, когда к преподавателю приходит человек, желающий учиться.

Звучит незамысловато. Правда, есть одна деталь, которая круто меняет картину в финале.

В предсказание Гелприна все же не вериться. Хотя тут как посмотреть. С одной стороны, в мире растущего дефицита и населения техническое развитие диктует свои условия, в которых предпочтение отдается тем специальностям и направлениям, которые способны в первую очередь дать новые технологии. С другой же, сейчас достаточно сильна позиция социальных и гуманитарных наук. Среди главных тенденции последних лет в научной и философской мысли в одном ряду с повальной информатизацией стоят синкретизм, симбиоз, междисциплинарность. Социальные и гуманитарные науки не исчезают, но проникают в точные, сливаются с ними, порождая на выходе междисциплинарные направления.

Не думаю, что литература когда-нибудь станет вдруг не нужна, хоть по причинам рациональным, как у Гелприна, или идеологическим, как у Брэдбери. Но рассказ хороший. Не понравилось разве что резко негативное отношение Андрей Петровича к своему ученику. Хотя, казалось бы, ты его обучал, вы стали близки эмоционально...

В общем, герой в финале парой мысли-фраз разрушил образ эдакого последнего вымирающего вида благородных героев и оказался столь же ограничен, как и окружающий его мир. И в таком случае его тоска — просто жалобное брюзжание реликта-эгоцентрика о своей ненужности. А миссия — не сделать литературу опять великой, а оспорить в глазах прогресса собственную бесполезность.

Есть надежда, что после титров Андрей Петрович пожалеет о своих суждениях об ученике.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Майк Гелприн «Никогда тяжёлый шар земной»

Olga Bor, 18 января 15:39

Слог отличный!

Очень понравилось начало. Интриги, конечно, не было, но она тут и ни к чему :)

А вот потом, когда герой начал стремительно обучаться... Да еще и качаться! (Кстати, почему никто из мам не обратил на это внимания?)

С этого момента гг начал на глазах превращаться в супермена, а я — терять доверие к тексту.

А еще почему-то мне казалось, что Эльза гораздо старше. Возможно, на восприятие повлияло ее звание мамы.

Тем не менее, для меня это пока что это один из лучших рассказов.

Пысы. Смотрю на оценки и мне жутко интересно, что нужно написать, чтобы получить здесь десятку :))

Оценка: нет
– [  2  ] +

Майк Гелприн «Никогда тяжёлый шар земной»

J.Owling, 18 января 00:06

Рассказ незамысловатый по сюжету, но идея про любовь интересная.

И вроде бы нам намекнули, что больше он никого кроме Эльзы женой не называл, т.е. может быть, любовь у них и была.

Просто они не знают как ее еще идентифицировать, кроме как по странной метафоре с уплывающей из-под ног землей.

Начало мне понравилось больше, чем инфодамп второй части.

Взаимоотношения в этом странном обществе интереснее, чем предыстория возникновения этого общества, тем более мы уже такое читали.

Не вижу ничего страшного в грубой речи, жизнь у них такая. А мальчики вообще только жрут и мультики смотрят, откуда тут взяться изысканному слогу.

Зато вам показали как изменился герой, заметно же изменился.

В общем, хороший рассказ)

Оценка: 8
– [  1  ] +

Майк Гелприн «Никогда тяжёлый шар земной»

Zangezi, 17 января 14:18

Начало хорошее. Мерзкое, но хорошее. Такое, какое и должно быть, если их только кормят и пичкают мультиками. Чистые дикари.

А вот дальше неправдоподобно. Главный герой прошел коренное изменение сознания. Он сам свидетельствует: «Мусорные, ненужные слова больше не толпились у меня в голове. Новые слова встали в строй». И где же все это? Во-первых, неужели это никак не отразилось в его речи и поведении? Так что никто не заметил за многие годы? Удачно скрывался, мимикрировал? Но ведь это с самого начала нужно четко понимать, что нельзя показывать свои новые слова, новое сознание, а он-то не мог этого сразу знать, он до конца не мог понять «Кто меня может грохнуть?» Наоборот, правдоподобнее, что он начал бы хвастаться перед мамами своими «пиратами» и «сокровищами», а те сразу б и вычислили, откуда сие. Тем более, что язык у героя «без костей», «как незнакомое словцо услышу, становлюсь сам не свой. Вот оно у меня в башке и застревает...»

Далее, крайне сомнительна инфосводка про катастрофу. С чего бы это «мизогинные и мизандрические секты» стали самыми многочисленными? Когда такое было после катастроф? Наоборот, включаются инстинкты размножения. И откуда именно у таких сект взялись силы «на сборку межзвёздников»? Типа, сублимация? 8-) Да это ж какие технологии и ресурсы нужно иметь, чтобы после мировой катастрофы построить корабли, способные лететь «тридцать тысяч лет»? Ну и далее все на тоненького... Вроде работало, но нет. Потравлено ядом времени, но сохранялось. Ну и хэппи-энд еще более все портит. Что так авторы боятся жестких финалов? Они же правдивее!

Оценка: 4
– [  1  ] +

Майк Гелприн «Никогда тяжёлый шар земной»

K3K, 16 января 00:42

Интересно, а автор подумал — сколько же там в итоге будут генетических заболеваний, если все, по сути, одна семья? Жуть какая.

Оценка: 5
– [  0  ] +

Майк Гелприн «Никогда тяжёлый шар земной»

SAM77, 15 января 16:27

Читать было неприятно. Но тут есть неплохой плюс — сюжет не заезжен. Не скажу, что оригинальный, можно назвать это вольным фанфиком на старый польский фильм «секс миссия», точнее не вольным, а злобным фанфиком. Если в фильме зритель видел комедию, ну, ладно, пусть трагикомедию с элементами эротики, то в рассказе читатель может с большой вероятностью рассмотреть триллер-драму с элементами порнографии. Не скажу, что прям вот зацепило, но неплохо, неплохо.

–––

Оценка: 8
– [  2  ] +

Майк Гелприн «Никогда тяжёлый шар земной»

Esminets Marat, 15 января 14:31

Это очень хороший рассказ про ужасный мир победившего феминизма

Тема конкурса: яд+книги

Фантдоп: постап мизандрический

Идея: мужЫки завсегда победят!

Язык: отличный язык, автору спасибо, получил удовольствие

В целом: лет пять назад я тоже эту тему копал, написал пару рассказов про чудовищный мир победившего феминизма, а потом смирился: это неизбежно, достаточно посмотреть на полностью феминизированную нынешнюю литературу. Так что сочувствую автору: да, детка, мир суров! :-(((

Что касается рассказа: две трети написаны просто роскошно, я уж думал, что обнаружился фаворит в верхнюю тройку. А потом всё свалилось в канцелярскую объяснялку, увы. И логика внезапно поплыла: с чего вдруг боевой стерве Эльзе безоговорочно подчиниться сопляку? Я ещё понимаю, если бы они подрались, и борьба в партере перешла вдруг в бурный секс, такие штуки очень сплачивают боевые группы, хе-хе.

Словом, мог быть великолепный рассказ, а получился просто очень хороший, уж не знаю, чего автору не хватило: времени, знаков или терпения.

Оценка: выше средней

Оценка: 7
– [  2  ] +

Майк Гелприн «Никогда тяжёлый шар земной»

olganebel, 15 января 07:07

Мне понравилось. Будет в моём топе, пока не знаю, на каком месте. Понравился язык автора, ритм текста; лично меня в текст затащило сразу, история не отпускала внимание ни на секунду. В реалии сеттинга читателя макает сразу с головой, а нюансы раскрываются, как по мне, мягко и постепенно, и даже к тому моменту, когда включилось критическое мышление и я могла бы придираться к мелочам, мне этого не хотелось делать. Возможно, на мне сыграла поэтика концовки. Вообще тема любви/её отсутствия в тексте вгоняет в транс, до мурашек по коже, я это очень ценю.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Майк Гелприн «Никогда тяжёлый шар земной»

Karapapas, 14 января 16:30

Антиутопия. Что-то подобное с большей или меньшей жестокостью я читал и раньше. И вроде бы интересно было двигаться по тексту, но меня не покидала чувство, что это пересказ. Возможно из-за подачи от первого лица. Идея неплохая, но читать было скучно. Логичный финал. Загиб в любую сторону ведёт к катастрофе.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Майк Гелприн «Никогда тяжёлый шар земной»

PhysaLis, 13 января 22:02

Грустная мерзкая антиутопия. Нет, по сюжету забавная. А вот исполнение… Простите, просто не люблю грубость. Я готов читать про самую жесткую расчлененку, но не хочу читать ругань и туалетные темы. Впрочем, проработка темы, сюжет и общая идея заслуживают уважение.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Майк Гелприн «Никогда тяжёлый шар земной»

bbg, 13 января 20:56

Помнится, нашёл я однажды книжку про Тарзана. Про то, как он изучал языки по книгам, не умея читать и не зная, что такое буквы вообще и знаковые системы в частности, Про семантику вообще не говорю.

В целом, однако, смешно, даже очень. Автор умудрился пройти по краю, ни разу не дав мне заподозрить его в матерщине.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Майк Гелприн «Никогда тяжёлый шар земной»

Птеродактиль Т., 12 января 22:16

Понравился ритм текста. Насчёт слов и каких-то отдельных выражений... что-то «лепится» к главному герою, а что-то — нет. Можно списать на то, что внутренняя речь его состоит из выродившегося языка + книжных выражений + всё это пропущено через фильтр межвременного переводчика. За столько лет язык бы точно изменился и сильно. Для себя отметила так: лёгкость и — частично — сумбур.

Были моменты, как мне показалось, удобные автору, но не играющие на руку достоверности:

Цитата

«Меня корёжили, терзали, не давали покоя новые слова. А потом я вдруг понял. Не все из них, лишь некоторые. Понимание пришло само по себе, будто что-то во мне щёлкнуло, вытолпило из башки мусор и хлам, а слова разложило по полкам. Я вдруг представил себе остров. И океан, и корабль, и крушение, и мушкеты, и порох. А заодно понял, кто такие моряки, капитаны, юнги, пираты и флибустьеры.»

Вот в такое поверить очень сложно. Можно, но с огромной натяжкой. И...

Цитата

«Но как от неё появляются на свет дети – нет. Об этом не было ни в одной из прослушанных книг.»

...Ну вот как можно быть сверхсообразительным и представить себе целые эпохи, а о таких вещах — из тех же книг — не сообразить вообще? Получается, что с одной стороны, героя показывают довольно смышлёным, а с другой — каким-то нарочито наивным. Может, это только моё впечатление. Но оно сложилось постепенно, за весь рассказ — и не исчезло.

Что касается споров шовинизм vs радикальный феминизм, и к которому из этих течений «принадлежит» автор. А принадлежит ли? Вполне допускаю, что человек просто хотел показать вырождающееся общество и тем самым сказать, что перекос в любую из сторон — такое себе. Живите по завету кота Леопольда — дружно. Получилось ли у него это сделать идеально? Нет. И в тоже время на сколько-то %-в получилось. Текст иногда очень похож на зеркало: вот что ты захотел, то и нашёл. Хорошо ли это? Плохо? Зеркало не заточено под ответы на такие вопросы. Возможно, это как раз такой текст. Кривое зеркало. Не в смысле криво написанного — а искривлённого временем настоящего.

Было ли интересно читать? Без сомнения. Интересно будет услышать (прочитать) разбор от самого автора — что вкладывал, что не подразумевал, что получилось и что, по его собственному мнению, не вышло. Правда. Конкретно про этот текст — почитала бы.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Майк Гелприн «Никогда тяжёлый шар земной»

видфара, 12 января 11:35

Тема – книга, конечно. Впрочем, есть ещё время в качестве медленного яда, разъедающего техногенные структуры.

Написано смачно, размашисто и в то же время без излишеств. Картинка перед внутренним взором читателя рисуется сумрачная, но сквозь неё пробивается прозрачный свет финала…

Тайна города «непорочных дев» угадывается относительно быстро, затем на сюжет работает тайна дальнейшей судьбы ГГ.

Чудо честное, но щемяще-грустное, потому что без любви.

Достоверность значительная: эволюция ГГ вполне убедительна, остальные персонажи аккуратно вырезаны из качественного картона. Из общего ряда обидно выпадает лишь Дженни, которой по воле автора была уготована роль сакральной жертвы для ГГ. Впрочем, останься она жива, была бы любовь, и мы получили бы совсем другую историю…

Оценка: 7
– [  2  ] +

Майк Гелприн «Никогда тяжёлый шар земной»

Дочь Самурая, 12 января 11:07

Меня грубость в первой части не смутила, все вполне обоснованно. И этим хорошо показаны изменения героя.

Но в остальном рассказ произвел на меня такое впечатление, что даже сомневалась, стоит ли писать. Но пусть будет.

Так вот, я похихикала. Рассказ этот такой идеальный, незамутненный, кристально чистый, цельный образец мужского шовинизма. Когда глупые бабы ничего не могут без мужика. Они вот даже книжки могут такие же читать, но все равно ничего не могут. И даже отчёт прочтут, и все равно без мужика ничего не смогут. И даже искусственный интеллект все равно тупой, потому что это бабы, пардон, непорочные девы. А вот пришел настоящий мужик. Бабы то его оглупить хотели, но он не поддался. Книжки умные стал читать, словари, на турнике качаться. А дрочить отказался. И потом как порядок навёл. Но без всяких глупостей. Никакой любви, строго размножение в целях воспроизводства популяции.

Карочи, тут я нахохоталась. Автору спасибо.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Майк Гелприн «Выпляток»

muravied, 6 января 08:29

Далёкая планета с климатом похожим на Землю. В племени растут три ребёнка, которых кличут Выплятками. Их шпыняют, обзывают и в целом не слишком уважают. Хотя они крупнее и крепче остальных детей...

Интересный получился рассказ. Напомнил недавний мульт сериал «Первобытный». Болел и переживал за этого Проглота. Испытывал негодование в сцене изгнания из поселения. Испытал шок и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
трепет в сцене гибели Недоумка. Ну и финальный неожиданный медведь из кустов мне прям испортил настроение. Ну только у них жизнь наладилась и вот вам здрасте.
Понравилась разгадка происхождения выплятков, прям повеяло Урсулой ле Гуин.

Итого: хорошо, но хотелось бы большего объёма, а то ощущение, что события последних страниц скачут галопом по европам.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Майк Гелприн «Путь Босяка»

creepysomething, 1 января 18:36

Продолжаю читать рекомендации. Ещё один «современный классик нашей фантастики, ученик Стругацких», как назвал его один мой знакомый. Читаю-читаю... не понимаю: при чём здесь Стругацкие? Они что, так писали? И при чём классика? Неужели в классике, хотя бы и фантастической, должна быть чрезмерная вычурность? Дикий китч? Множественные логические ошибки и ляпы?.. Да вроде нет. Читаю дальше, продираясь сквозь фразы вроде «красота голой девушки резанула по глазам». Дочитываю, кое-как, с грехом пополам и отвратительным чувством на душе. Потом узнаю, что рассказ написан, видимо очень спешно, на конкурс о зомби, а автор сам себя называет (называл раньше?) графоманом. Теперь он вроде как рассказчик. Ну хорошо, его дело. Но вот эта смесь французского и нижегородского (современного и вроде как старорусского) не понравилась ни разу. Доверия автор и его текст не вызывают. Тошноту порой — да (но не из-за мастерства описаний и показанных через текст эмоций, а общим настроем). Сочувствие и сопереживание — совсем нет. Мой вердикт: не читать. А если прочитали — поскорее забыть. И пройти мимо.

Оценка: 1
– [  0  ] +

Майк Гелприн «Одна шестьсот двадцать седьмая процента»

mputnik, 28 декабря 2023 г. 09:43

Тема: «Параллельное повествование о буднях с одной стороны — рецидивистов, грабителей и убийц, с другой — некой парапсихологической службы, основанной на вживлённых (при случае) в тела оных рецидивистов специальных чипах и на применении некой компьютерной системы, которые — будучи соединены в единый технологический комплекс — существенно усиливают парапсихологические возможности». Идея — классическое определение Калиостро из фильма «Формула любви»: «…оказывается, что любовь — это готовность, не раздумывая, отдать жизнь за любимого человека…». ФантДопущение: «…Возможно существенное (на порядки) увеличение парапсихологических возможностей телепатии и ясновидения за счёт применения компьютерной техники, и — на базе этого — создание службы предотвращения преступлений вроде аналога из голливудской киношки «Особое мнение» с Томом Крузом в главной роли».

Субъективный фактор (нравится / не нравится): желания перечитать нет, текст — помимо, собственно, фантазийных моментов — перегружен деталями живописания урок и прочих криминальных подонков, это отвлекает и раздражает. Жанры путаются, возникает явный когнитивный диссонанс, типа «…я этого не заказывал, зачем это тут…». Художественной ценности — не усматриваю, то бишь — не могу назвать ярких, заметных авторских находок в языке, стиле, настроении.

Убедительность – отсутствует. И речь даже не о фантазийных аспектах. Об общей нереалистичности самой концепции ситуации, её оторванности от банальных реалий жизни. Парапсихолог с явным даром прозябает десять лет «…на нищенской зарплате, без личной жизни…» и т.п.: не может одарённый творческий человек так себя вести. Альтруистов в таковой среде мизер, проблема с подобными специалистами — как раз в другом: удержать на грани приличий и в заработках и во всем прочем (речь не о конкретном примере, нам показывают МНОГО спецов, собранных в одном месте на таковых условиях). Сие — нонсенс. Далее: служба способна читать мысли, управлять вероятностями развития ситуации, усиливать или изменять эмоциональный фон и т.п. И эта служба — занимается уголовниками, а не отторгнута в спецхраны ФСБ, ГРУ или СВР?!. Это — вообще беспочвенная фантазия. Беспочвенная. Ресурс такового уровня — даже для национального статуса грандиозен, он — без всяких сомнений — будет отторгнут в пользу неких структур, контролирующих, по меньшей мере, сектор планеты. Человековедческая ценность – отсутствует: герой, под занавес, демонстрирует — ни много ни мало — возможность, «нажав кнопку», имитировать Любовь (вот так, с большой буквы), а на всем протяжении текста — об этом вообще ни слова. О самом интересном — мельком, под занавес. Кто так делает? Это — почему? Вот ведь где — целый кладезь «человековедческой» мудрости. Новизна — отсутствует: первоисточник — указан выше, фильм 2002-го года.

Особых претензий к грамотности, корректности, адекватности, ритмичности и целостности — нет. На фоне упомянутых недостатков — уже не важно

Оценка: 5
– [  4  ] +

Майк Гелприн «Боженька»

Alfie, 25 декабря 2023 г. 21:05

Небольшой рассказ о том, как невежество ведет к злодействам.

У Гелприна получился очень интересный портрет девочки Зины, а затем женщины и старухи Зинаиды, всю свою жизнь прожившей в условиях трущобного мрака. Сначала она — внучка скверной бабки, дочь неизвестного отца и матери-зэчки, ребенок, истово верующий во всемогущество Бога. Потом подросток с более или менее типичными проблемами в виде бунтующего пубертата со всеми вытекающими. Затем молодая женщина, жена, мать и, наконец, старуха.

У Зины судьба вышла не из легких. Всю жизнь ее сопровождали смерти, убийства, самоубийства знакомых, друзей и родных, несчастья и насилие всех возможных мастей. Но к тому, что происходило вокруг, Зина имела непосредственное отношение. И когда ты задаешься вопросами: почему же эта девочка/женщина/старуха так жестока и так слепа к собственной жестокости; почему совершает зло, при этом не находя в этом ничего плохого, и не только не раскаивается, но и продолжает вершить его; почему же, наконец, она не замечает или предпочитает не замечать инфернальности идола, у которого просит милостей и ищет защиты? Тогда-то в голове вырисовывается портрет человека, выросшего в ужасных условиях и находящегося во власти концентрированного мракобесия: молиться за смерть другого человека из-за вражды, конкуренции или банального эгоизма — норма. А Господь, внимающий подобным молитвам, — заступник и милостивец.

Местами кажется, что Гелприн сгущает краски. Из возможных ужастей и кошмаров в рассказе случаются практически все, за исключением педофилии. Но если вам довелось расти и жить в местах и условиях, схожих с описанными, история Зины, если убрать из нее намеки на сверхъестественное, не покажется вам слишком уж неправдоподобной.

Единственный вопрос к тексту: когда? Исходя из лексики главной героини, складывается впечатление, что действие происходит где-нибудь в середине или первой половине прошлого века, может, в довоенное или даже дореволюционное время. Но затем, когда Зина уже подросток, она работает в супермаркете. То есть даже не в универмаге. Получается, это примерно 90е-00е?

Оценка: 7
– [  5  ] +

Майк Гелприн, Елена Щетинина «Борт Нью-Йорк - Тель-Авив»

olmi, 22 декабря 2023 г. 07:07

Психологизм — на уровне вселенной Марвел. Герои нарисованы настолько с перебором, такими жирными мазками мерзко-черного и сияюще-белого, что просто диву даешься. Автор использовал все максимально эталонные негодовательные и слезодавительные штампы. Тут тебе и девка-хищница, и невинное дитя, и безнравственный мошенник, а уж бабка, пережившая блокаду, Колыму и повоевавшая в Афганистане — вообще предел всему...

А вот вам пара цитат для понимания степени натурализма, которую автор счел необходимой для своего рассказа:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Сила тяжести выдавливала бортпроводницу наружу, медленно, по чуть-чуть, сдирая с тела кожу, как старый чулок. Мириам так и упала в море красным, сочащимся кровью и сукровицей комом, мало уже походившим на человека» или: «Бренда заорала – мухи залепили ей рот, щекотно проскользнули в горло. Она вырвала руку, сминая липкое и горячее, отдирая его от костей, когда-то бывших Зедом».
Это, простите, нам зачем? Мы какой личностный конфликт лучше прочувствовали или развитие какого характера ярче постигли с помощью так выписанных подробностей?

У меня нет никаких сомнений в том, что неглупый и профессиональный автор совершенно четко отдавал себе отчет в том, какой маркетинговый продукт от создает. Судя по оценкам — попал в предпочтения ЦА. Но лично у меня подобные произведения вызывают исключительно брезгливое чувство.

Оценка: 3
– [  3  ] +

Майк Гелприн, Марина Ясинская «Восемнадцать пуль в голову»

mputnik, 20 декабря 2023 г. 18:51

Тема: «Жизнь человека, превращённого некими неизвестными силами в своеобразный прибор поглощения и передачи во внешний космос информации. Любой. Включая справочники по деревообработке. Умереть нельзя, организм регенерирует даже после абсолютно смертельных ранений. И — ещё: периодически слышится голос второго страдальца, тоже откуда-то с Земли. Вернее — страдалИЦЫ». Идея: «Даже инопланетные межзвёздные технологии, похожие на сказку, способные дистанционно полностью перестроить генетику тела, не могут лишить получившийся биологический конструкт того, что соединяет человека с Богом — бескорыстной Любви. ФантДопущение: «Дистанционное преобразование людей в некое подобие поглощения и передачи информации на сверхдальние (возможно даже — межзвёздные или межпланетные) расстояния».

Субъективный фактор (нравится/не нравится): желания перечитать — нет, текст оставил противоречивое впечатление (при вполне приемлемой сути — непомерно раздутый объём текста). Художественная ценность — минимальна, авторских находок в стиле, языке, образности — не усматриваю.

Убедительность – на балл выше минимума («…тема (идея), имеющая литературное обоснование. Такая тема (идея) снабжена внешне правдоподобными «доводами», «доказательствами», но при ближайшем рассмотрении оказывается все же очень далекой от правдоподобной реализации, хотя и не мешает наслаждаться «плавным течением сюжета…».

Человековедческая ценность – на балл выше минимума («…о человеке (обществе) сказано уже известное, но есть новые детали, особенности и т.п. В частности, новые ощущения человека в обычной (либо – напротив – необычной) обстановке, нетрадиционная реакция…». Каково это — чувствовать себя «прибором, передающим данные», причём — неизвестно кому: друзьям, врагам, просто посторонним наблюдателям… Вечная молодость, невозможность умереть из-за травмы — это, конечно, приятный бонус. Но… а если «они» завтра прикажут совершить теракт? А — если взорвать атомный заряд в центре мегаполиса? Многолетние попытки «отыскать себе подобного» — отдельная эпопея в рамках повествования. Почти — отдельная часть текста, со своими смыслами и проблемами. Новизна – на два балла выше минимума: «…прототип изменен так, что появилась качественно новая ситуация…». Довольно своеобразным образом в почти шпионский боевик вплетена история любви. Прямо-таки — Ромэо и Джульетта.

Претензий к грамотности, корректности и адекватности текста — нет (в аудиоварианте — они практически маловероятны, за исключением серьезных ляпов в логике; здесь же конкретно оных ляпов — не усматриваю) Зато к ритмичности и целостности — огромные претензии. Текст раздут просто-таки непомерно. Кошмарно. Причём — даже не смогу ответить зачем конкретно. Просто — без каких-либо объяснений и причин: абсолютно левые, второстепенные и третьестепенные события, объекты, эпизоды — снабжены таким обилием мусорных данных, не имеющих отношения к сути повествования, что это обстоятельство — фактически — сводит на нет все предыдущие плюсы.

Замусорено лишними данными. Жутко. Бессмысленно и необъяснимо

Оценка: 6
– [  -2  ] +

Майк Гелприн, Светлана Ос «Медный грош»

mputnik, 17 декабря 2023 г. 13:08

Тема: «Переплетение сУдеб униженных и гонимых: судьба еврейской девочки как отражение геноцида еврейского народа фашистской Германией и судьба бывшего лагерника, а в прошлом — белого офицера как отражение жестокости классовой борьбы». Идея: «В полном соответствии с гениальными песнями Жанны Бичевской — «…скорби и гонения — это дружба с Богом, а Любовь — несение креста…». ФантДопущение: отсутствует.

Почему текст попал в жанровый фантастический журнал — не очень понятно. И, поскольку чтиво не относится к Жанру, продолжать оценку в соответствии со шкалой «Фантазия-2» — не совсем корректно.

Общее впечатление — противоречивое. Что касаемо Темы и Идеи — всё предельно понятно, неясно другое: для чего авторы столь вычурно изогнули сюжетную линию. Рациональных объяснений не нахожу

Оценка: 5
– [  5  ] +

Майк Гелприн «Нейтралы»

Sergio Blanc, 6 декабря 2023 г. 18:31

Как и в предыдущей вещи антологии, повести «Хомо террористикус», фантастическое допущение здесь только одно: существованеие некоего Братства Нейтралов, которое занимается (за деньги, естественно, а как иначе?) спасением заложников. Братство иерархически делится на несколько уровней. Первый — исполнители-киллеры, карающие тех, кто посмел покуситься и причинить вред «братьям» следующего уровня. На этом , втором, уровне работают переговорщики, непосредственно ведущие дела с отморозками различных мастей. Есть, конечно же и те, кто всем этим руководит, но о них у автора сказано весьма скупо. Упоминается разве что некий Координатор.

Нити судеб переговорщика Павлова, исполнительницы Эстер, бандита Креола в финале рассказа сплетаются автором очень лихо и очень умело. Гелприн называет мини-главы из которых состоит текст их фамилиями. Приём для него не нов. Вспомним повесть «Под землёй и над ней», написанную в том же 2007 году — там аналогичная картина.

Мне понравилось. Образы живые, сюжет остр. Венчает повествование неожиданный двойной финал. Всё складно, всё к месту, всё в меру. Есть в тексте пара «косяков», но даже неожиданное появление агента «Моссада» не способно было испортить общую картину.

Гут. «Нейтралы» — хороший, почти фантастический, боевик, прочтя который, вам обязательно вспомнится какой-нибудь голливудский фильм. Тоже хороший.

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Майк Гелприн «Мастер»

mputnik, 3 декабря 2023 г. 19:06

Очередная вариация на тему Вечного Жида. Теперь в качестве завиноваченного у нас — гражданин Сизиф.

В принципе — читабельно, однако не покидает ощущение искусственности самой ситуации — как и во всех предыдущих вариациях.

Сам факт того, что при растущей куче проблем с человечеством в целом и с каждым народом в частности, Господь склонен так позиционироваться на отдельной личности (кем бы она ни была в предыдущие периоды жизни) — как-то не вяжется со здравым смыслом. Как-то это попахивает главными смертным грехом. Гордыней.

Чего бы там кто ни сделал ранее, самое страшное наказание для уязвлянных честолюбием и завистью к чужому величию — это Забвение. Дёшево и со вкусом. «…И прах его развеяли над глубинами океана…». Аминь

Оценка: 6
– [  1  ] +

Майк Гелприн «Валенок»

mputnik, 20 ноября 2023 г. 17:49

Странное впечатление, уважаемый потенциальный читатель. Вроде и фантДопущение — имеется, вроде и динамика текста — вполне приличная, вроде и антураж — вполне себе выдержан, НО… ничего, кроме раздражения — текст не вызывает.

И дело — не в «картонности» персонажей, что — обычно — приводят в качестве аргумента при анализе отрицательных впечатлений. Вся особенность ситуации как раз в том, что до анализа «картонный — НЕ картонный» — дело-то, как раз, и не доходит. Вся картинка — интегрально — нереалистичная по природе своей. Это какая-то — не моя планета, не мой народ, не моя страна. Что-то из области какого-то люто кривого зеркала.

Все повествование — какое-то удрученно — навзрыдное. Типа «страдание исключительно заради страдания». Все характеристики всех действующих лиц — без всякого исключения — с приставкой «недо» или «без»: недо-профессионал, недо-интеллектуал, недо-герой, без-вольный, без(с)-системный, без-инициативный и т.п. Что-то типа Вселенной неудачников (хотя одноименный роман — 100 очков форы даст сему тексту, не напрягаясь).

Но факт — остаётся фактом: ни одного дела до конца довести не могут, спланировать простейшую операцию — не способны, тупо проявить силу воли или даже просто банальную предусмотрительность — и то не получается. Размазня на размазне.

Это где такое есть?

Это про что вообще?

Это все — зачем — в конце-то концов?

Оценка: 3
– [  0  ] +

Майк Гелприн «Практикант»

mputnik, 5 ноября 2023 г. 21:05

Есть такой старый анекдот про студента, который на экзамен по зоологии выучил билет только про блоху, а ему достался — про слона. Там что-то вроде — «…слон — животное крупное, покрытое шерстью. В оной шерсти — водятся блохи…». Ну, и дальше — всё про блоху.

Тут ситуация — практически аналогичная. 99% повествования — лагерное бытиЁ: урки, вертухаи, шестёрки, смотрящие и прочая, прочая, прочая. Подробно, с чувством, с толком, с расстановкой. И только под занавес — некие несколько слов про инопланетные изыски некоего аналога незабвенного Риддика в роли терминатора для злодеев.

Впечатление от текста — сугубо негативное. Как и всегда в случае «насильственной некондиции» словесной конструкции

Оценка: 3
– [  3  ] +

Майк Гелприн «Саранча, скопец, палач»

Lilian, 1 ноября 2023 г. 10:38

Рассказ, открывающий сборник. История Шамаханской царицы, полная войн, крови и мести. Безжалостные захватчики с севера, смерть отца и братьев, насилие и рабство. Не удивительно, что сердце главной героини стало чёрным как ночь. И что её месть была кровавой.

Хорошее начало сборника, задаёт тон сочетанием сказочных восточных мотивов и тёмной атмосферы, когда с определенного момента главная героиня становится не лучше (а то и хуже) своих врагов. Возможно поэтому финал смотрится свежо и внутренне логично.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Майк Гелприн, Елена Щетинина «Борт Нью-Йорк - Тель-Авив»

StasKr, 17 октября 2023 г. 12:46

Рассказ, как и полагается триллеру, пытается нагнать напряжение, но из-за многочисленных натяжек вызывает скепсис и недоверие. Осторожно, СПОЙЛЕРЫ!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Самолёт, следующий по маршруту Нью-Йорк – Тель-Авив взрывается в воздухе и в результате жёсткого приводнения быстро начинает тонуть. Большинство пассажиров из числа тех, кто не погиб в момент взрыва или от удушья тонут, не успев покинуть борт, а тех, кто спасся, пожирает стая акул.

Как оно могло бы быть в реальности? Одиночный теракт, жёсткая посадка разгерметизированного самолёта на воду, половина пассажиров погибла, половина – спаслась. Но авторам показалось что это будет скучно и они решили добавить жести и мяса. В результате перестарались. Мало того, что катастрофу сопровождает ряд человеческих ошибок (эпизод с взрывом бомбы – трешь и идиотия), так ещё авторам потребовался ряд специальных натяжек, без которых сюжет просто свёлся бы к описанному мною сценарию:

1. Одновременный теракт на десятке самолётов вылетевших из разных аэропортов разных стран – чисто теоретически возможно, но очень, очень маловероятно.

2. Разгерметизированный Боинг садится на воду и пассажиры вместо того, чтобы более-менее организованно покинуть самолёт, устраивают давку, в результате которой большинство и гибнет. Возможно такое? Наверное возможно, хотя примеров чего-либо похожего на то, что описано в рассказе, я вспомнить не смог. Давка, кстати, самая слабая часть рассказа. Написано плохо и сумбурно, а ведь язык и стиль это лучшее, что есть в этом произведении!

3. Стая акул у побережья Израиля – всезнающий Интернет подсказывает, что во всём Средиземном море за сто лет было зафиксировано всего 20 случаев нападения акул на человека. Таким образом, вероятность того, что самолёт упадёт именно в то место, мимо которого будет проплывать опасные для человека хищники примерно столь же вероятна, что и мегатеракт совершённый одновременно в разных странах.

4. Акулы, которые вместо того, чтобы шугануться в сторону от гидроудара, возникшего из-за падения Боинга в воду, кинулись в его эпицентр жрать пассажиров – совсем неправдоподобно.

Нет, конечно, в жизни может случиться что угодно и реальность может оказаться фантастичнее любой выдумки («Титаник» не даст соврать), но всё же в рассказе слишком много искусственности и нарочитости, чтобы мой внутренний Станиславский сказал «Верю!»

С героями рассказа тоже всё не слава богу. Если большая часть из них ярки и достоверны (за исключением довольно картонного террориста), то Циля Соломоновна Гершкович – это авторский провал. Все штампы, которые можно было собрать были любовно использованы для создания этого образа. Блокадница, узница сталинских лагерей, полевая медсестра в Афганистане, диссидентка. С первого взгляда видит суть человека, лихо палит из пистолета и плавает в воде так, что молодые могут только позавидовать... Хм, мне кажется или перед нами 90-летняя Мэри-Сью с феерической биографией?

Итог: написано ярко и складно, но всё же перед нами тот случай, когда не стоит задумываться о том, что ты читаешь. Уж больно много в небольшом рассказе натяжек, совпадений и случайностей.

Оценка: 7
– [  -2  ] +

Майк Гелприн «Должник»

mputnik, 10 октября 2023 г. 20:59

Странно, однако, но… Агасфер из сего текста и Агасфер из, допустим «Отягощенных злом…» Стругацких — это два, почему-то, абсолютно разных персонажа. С любой отдельно взятой и со всех возможных точек зрения сразу — с точки зрения Канона, Мифа, Выдумки. То бишь — концептуально разных. И — естественно — не в пользу этого конкретно Вечного Жида, из сего конкретного текста.

Нет, формально — претензий к фантазийный составляющей нет, всё вполне себе соблюдено и соответствует. Ибо фантИдея, ежели рассматривать оную традиционно в качестве именно фантДопущения — адекватна, вероятностно достоверна и даже — легальна. Речь о вовсе другой Идее — о, так сказать, общечеловеческой. Или — об идее из области общечеловеческих ценностей, неканонических и не «культово окрашенных».

Неприятно «театрализован» тут Агасфер, публично активен и деятелен. Какая-то Мать Тереза в облике «Капитана Америка». Супермен, неустанно демонстрирующий чудеса альтруизма. И когда — опосля службы своей беспримерной — получает он волную, то — абсолютно непонятно: с чего так устал-то? Чего такого непосильного для души сей супермен наворотил, что уставший такой? Наигранность какая-то нехорошая. Вычурность. Ненужная и неуместная

Оценка: 5
– [  -2  ] +

Майк Гелприн «Интуит»

mputnik, 4 октября 2023 г. 18:09

Не понял самОй постановки вопроса. Вернётся астронавт или не вернётся? То бишь — живой относительно, в здравом уме и твёрдой памяти, готовый воздать должное человечеству, отправившему его в неизвестность.

При чем тут интуиты? Это же вовсе иная проблематика. Ежели человек — по природе «ведомый», не может или не хочет решать сам и оценивать целесообразность своих деяний самостоятельно, то — что-либо интуичить — пОпросту бесполезно. Тут на одного члена экипажа надо готовить десять, которые этому, с позволения сказать, астронавту, будут постоянно сопли утирать и соломку подстилать. Бред несусветнейший.

А как деды и прадеды в атаку поднимались в полный рост? Или — оставались прикрывать отход в положении фактических смертников? Им кто сопли утирал?

Тут проблема абсолютна иная. Человек — любой человек — периодически должен осознанно оценивать возможность жертвенности. В том или ином виде. Но — спокойно, осознанно, пряча эмоции в дальних закутках Разума. Ну, не получается иначе обеспечить выживаемость Рода — никак не получается. Мир такой, жизнь такая. Или — Род останется в этой реальности, или — вымрем. Ибо — обеднели осознанными альтруистами. Значит — Бог оставил нас в себялюбии нашем, не нужны мы такие никому — ни себе, ни соседям, ни Богу.

Ват такая простейшая Истина.

Тут же, в этом конкретном тексте — некая, абсолютно нежизнеспособная альтернатива. Оный народ, что не способен подготовить банальнейших первопроходцев — он их, элементарно, не дождётся. Зачахнет, однако. Или — соседи в рабов переквалифицируют

Оценка: 5
– [  2  ] +

Майк Гелприн «Почти как у людей»

Lilian, 29 сентября 2023 г. 19:54

Рассказ впечатляет мрачными картинами альтернативного будущего, атмосферой вялотекущей позиционной войны без конца и края, а ещё героями-киборгами, а точнее — исследуемыми от их лица вопросами границ человечности, смысла жизни (существования) и тоски по прошлому.

При всём при этом рассказ относительно прост (сюжетно), если даже не сказать предсказуем. Это не недостаток, но в сочетании с давящей тяжелой атмосферой производит противоречивое впечатление.

Скажу так: этот рассказ хорошо написан, но в нём мало что может понравиться с эмоциональной точки зрения. Подозреваю, так и задумывалось.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Александр Габриэль, Майк Гелприн «Виршители»

mputnik, 23 сентября 2023 г. 17:57

На мой взгляд, уважаемый потенциальный читатель — хороший пример довольно редкого артефакта, именуемого «провокационная сказка».

Это не сказка в чистом виде, ибо предусматривает существование в оном сказочном мире неких, вполне себе конкретных, цивилизационных аспектов, обладающих и организационными и административными компонентами, то бишь — имеется не просто колдун, к примеру, а колдун на службе правителя, в ранге и статусе. Имеется — не просто несколько колдунов, а некая колдовская академия, что озабочена — в том числе — и проблематикой подготовки кадров. И подготовки — тематической: то бишь — лекарей, воинов и т.п.

Но это и не фэнтези в чистом виде, ибо своей практической стороной реализации магии затрагивает те сферы деятельности, куда магии — путь заказан. То бишь — маг пытается не просто, к примеру, уничтожать врагов огненными шарами или дурманными чарами, а — претендует на роль Бога. То бишь — прямого воздействия, к примеру, словом на сознание так же, как это присуще только абстрактным категориям реальности и только применительно к большим массам людей: речь о поэзии, искусстве и тп. Да, поэзия может свернуть горы — к примеру: в бою, ежели вовремя применить гениальную песню, способную резко поднять боевой дух. Но та же самая песня, применённая в качестве «конкретной таблетки в конкретном месте и в конкретное время» — это уже не работает, это уже и есть — тот самый аспект «провокации».

Сила слова — не имеет «прямого протокола воздействия на мозг», она (оная Сила) — она всегда воздействует на человека опосредованно. Ежели автор отрицает оную Истину, то здесь мы имеем простое бинарное дробление логики. Речь может идти либо — о прямом практическом освоении энергии Логоса («…в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…»), либо — о применении практики обычной боевой суггестии (практики применения гипноза в боевых действиях). Очевидно, что ни первое, ни второе — это и не сказка, и не фэнтези, это — Реальность. Обыденная, «…данная нам в ощущениях…», как говорится.

Вот в каком, конкретно, аспекте используется означенный выше термин «провокационная». В аспекте «перехлёста» жанров и стилей. То бишь — «…сказочное фэнтези, на деле не являющееся ни — собственно, сказкой, ни — собственно, фэнтези. И даже — вообще Фантастикой. Это — просто поэтизированный мейнстрим. То бишь — обычная боллитра

Оценка: 5
– [  -1  ] +

Майк Гелприн, Наталья Анискова «Однажды в Одессе»

mputnik, 14 сентября 2023 г. 21:22

Одесский колорит — да, есть. Гопники, биндюжники, контрабандисты, бывшие интеллигенты от культуры, а ныне — наймиты иноземных спецслужб. Малороссы, евреи, греки. Непередаваемая прелесть суржика, пышная зелень акации, бычки, семечки, все по полной программе.

Анархисты, бандиты, грабежи, погромы, Лёва Задов в кресле мэра (пардон, градоначальника), специфическая спецслужба уркаганов, перестрелки, погони — это всё тоже есть. А еще — катакомбы, огарок сальной свечи в полной темноте, влага на стенах бывших кменоломен и тд и тп — масса всевозможных антуражных фишек, фенечек, картинок и побасенок. Да — это всё есть.

Чего нет — так это Фантастики. Некая нечеткая схематически, фрагментарно обрисованная ситуация с неким артефактом, пространственно-временным локальным катаклизмом. Который — полностью теряется на фоне этого многоголосия, многокрасочности и вакханалии эмоций, спонтанных реакций, вычурных вывертов души и всего прочего.

Это не про Светлый Храм Фантастики. Это — за Одессу. «…Но и Молдаванка и ПерЕсыпь — обожают Костю — моряка…». Шаланды, полные кефали, понимаешь

Оценка: 3
– [  1  ] +

Майк Гелприн «Пятое желание»

mputnik, 16 августа 2023 г. 21:35

Ежели судить по оценке, отзыв не содержит рекомендаций о прочтении текста. Вот, как раз наоборот, уважаемый потенциальный читатель.

Подобные тексты — прекрасный повод актуализировать свои склонности и пристрастия с точки зрения конкретизации ожиданий от специфических параметров чтива. Перед нами — вполне себе характерный пример особой формы фантазийных текстов. Достаточно проблематично определить поджанр: сказка — не сказка, фэнтези — не фэнтези, не очень понятно, что это конкретно вообще. Однако — не суть, проблема — вовсе не в расплывчатости определений.

Текст представляет собой отражение некой абстрактной формы бытия — исключительно книжной. Даже сказки, к примеру, начинаются с попытки политико-географической локализации повествования — «…в некотором царстве, в некотором государстве…». Здесь же — живописуется локальное существование некой общности людей вне каких-либо форм организации. Дважды за семьдесят лет в деревню с некими требованиями являются разбойные люди, и в течение почти что столетия — никто не упоминает ни словом ни пол-словом о некой мирской власти: нет ни налогов, ни судов, ни даже смотрящих и прочих вооруженных формирований. Даже холодное оружие оные жители оной деревни начинают ковать непосредственно перед боестолкновением. Сие — абсолютнейший нонсенс, уважаемый потенциальный. Совершенно умозрительная ситуация, вообще никак не приближенная хоть к какой-нибудь действительности — сказочной ли, фэнтезийной ли, иной какой ли.

Далее. На фоне отсутствия любых форм государственности, нам с ходу заявляют о наличии пчеловодства. Собственно — сама местность именуется не иначе, как «Пчелиная Падь». и там обитает — по крайней мере один — пасечник (то бишь имеется пасека). Не уверен, что ты меня с ходу поймёшь, уважаемый потенциальный, но вплоть до конца 19-го века, земная цивилизация была — увы — неспособна создать пасеку. Речь шла — всего лишь — о бортничестве, то бишь — о сборе дикого мела. Дело в том, что наличие пасеки напрямую — можно сказать «намертво» связано не только с государственностью, но и с определённым уровнем контролируемого государством уровнем технического прогресса. Дабы не быть голословным, процитирую энциклопедию: «…современное пчеловодство (пасечное) возникло в результате трех открытий-изобретений: искусственной вощины ( 1857 г .), медогонки ( 1865 г .) и рамочного улья ( 1814 г .)…»

И т.д. и т.п.

О чем речь, уважаемый потенциальный? О наличии некой жанровой нормы абстрагирования от фантазийных преувеличений и допущений. Есть тексты — обуславливающие существование неких условностей, и есть тексты — полностью игнорирующие оные условности и существующие исключительно в потоке свободного сознания, вне каких-либо связных схем.

Я вовсе не утверждаю, уважаемый потенциальный, что первое — однозначно. «хорошо», а второе — однозначно «плохо». Я всего лишь о том, что — в зависимости от личностного-ориентированных склонностей и пристрастий — читатель может воспринимать или НЕ воспринимать указанные схемы построения фантазийных текстов.

Знать оные особенности и вполне себе взвешенно оценивать причины того, почему одно чтиво нравится, а иное — НЕ нравится — достаточно важно. Для душевного равновесия, хотя бы

Оценка: 3
– [  2  ] +

Майк Гелприн «Саранча, скопец, палач»

mputnik, 12 августа 2023 г. 17:40

Прекрасная художественная иллюстрация «по мотивам» Новой Хронологии Фоменко и Носовского. Почти дословно.

*** «…Непобедимые орды северян, исповедующих единобожие, покорили весь мир, превратив в рабов национальные элиты завоеванных королевств, ханств и прочих государственных формирований…»,

*** «…Великие Моголы откровенно демонстрировали презрение к побежденным, являя миру безграничную жестокость, огнем и мечом пресекая любые проявления неповиновения…»,

*** «…Организованное сопротивление стало бессмысленным, ввиду его мизерной результативности, противодействие формировалось на базе заговоров и тайных операций фанатиков бывшего величия уничтоженных великих родов…».

Но — автор не ограничился простым повторением монографий, всё повествование — изящно встроено в ткань некой притчи, представляющей собой своеобразную трансформацию «Сказки о Шемаханской царице».

Читабельно

Оценка: 5
– [  3  ] +

Майк Гелприн «Саранча, скопец, палач»

AiRon88, 12 августа 2023 г. 09:56

Рассказ Гелприна не зря открывает антологию, ибо отлично задаёт настроение всему сборнику. Первые абзацы стилистикой и правда напоминают «обычные» сказки, но дальнейшее развитие текста быстро показывает, что такое «чёрная сказка»: секс, насилие, тёмная магия. Отличный ретейлинг сказки Пушкина. При этом оценку выставлю всё-таки в районе 7/10. Написано ровно, сочно (Гелприн всё-таки мастеровитый автор), но при этом какого-то «вау эффекта» не возникло.

Такой первый рассказ даёт надежду, что я не зря очень верил в эту антологию:)

Оценка: 7
– [  3  ] +

Майк Гелприн «На круги своя»

kavarkad, 28 июня 2023 г. 21:07

Зарисовка из жизненного пути колоды карт. Местами забавно, но на улыбку меня так и не пробило. Рассказ скорее интересен разными ситуациями и стилизацией разговоров для разных случаев.

А вот концовка повеселила.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Майк Гелприн «Под землёй и над ней»

Sergio Blanc, 23 июня 2023 г. 17:05

Хороший текст. Правильный текст.

Правильный, потому что будит в душе ПРАВИЛЬНЫЕ чувства: любовь, сострадание, способность к самопожертвованию ради других.

Всегда тяжело читать вещи, где страдают и умирают дети. Потому повесть местами очень трудно «заходит». Хочется крикнуть, да вашу мать, что люди за чудовища такие!

Сюжет достаточно прост: происходят утечки некоего вируса, их пытаются локализовать с помощью ядерного оружия, образуются специальные Зоны. В этих районах под землёй живут «заразы», так называют их те, кто наверху окружил их специальным карантином под эгидой ООН. «Карантинами» называют тех, кто наверху, жители смрадных подземелий.

История, которую разворачивает перед нами автор, никого не оставит равнодушным. Потому что эта история про любовь, про сложный во все времена моральный выбор, который приходится совершать на страницах этой повести «карантинам» Ивану и Санчите, «заразам» Светке и Палычу, да и другим героям.

Хорошая литература. Читать. Читать обязательно.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Майк Гелприн «Смерть на шестерых»

Darth_Veter, 18 июня 2023 г. 17:44

Отряд советских воинов получил задание пустить под откос вражеский эшелон. Шестеро участников акции вышли из партизанского лагеря и ... бесследно пропали. О том, что случилось с ними в белорусских лесах под Могилёвом, и рассказывает данное произведение. Сюжет только в общем напоминает басню Эзопа «Старик и смерть». Общим в обоих творениях является то, что главные герои в них осознавали реальность смерти и пытались ее перехитрить. Главная интрига в том, удастся ли это сделать таким ярым атеистам, какими являются участники операции. Они все разные по характеру и социальному происхождению: профессиональный военный, лесник, бывший зек, молодой и неопытный подпольщик и даже молодая медсестра. Такой пестрый состав понадобился автору, чтобы показать разную реакцию на появление Смерти, а также сформировать в группе несколько показательных конфликтов. Конфликты нужны, чтобы вскрыть истинную сущность предъявленных читателю персонажей. Например, что единственный военный специалист в отряде Миронов на самом деле является трусом и предателем, а бывший зек Бабич не ожесточился под давлением жизненных тягот и сумел сохранить в своей душе честность и благородство. И, самое главное, что пятеро из шести решили выполнить порученное им задание, хотя знали, что оно будет для них последним. А образ Смерти и вовсе вышел нестандартным: она не только разговаривает со своими жертвами, но и немного помогает им в критический момент. Честно говоря, ни у кого из писателей я еще не видел чего-то подобного. Весьма и весьма впечатляет! Особенно цепляет душу финальная сцена: один из диверсантов ценой своей жизни (точнее, своего везения) спасает жизнь другому. И шаблон «неумолимой смерти» тут же разрушается. Выходит, ей тоже не чужды эмоции?

-----------

РЕЗЮМЕ: история диверсионной группы советских партизан, сумевших обменять собственные жизни у самой Смерти на выполнение порученного им задания. Так и хочется закончить свой отзыв знаменитыми строками: «Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы! / Плохая им досталась доля: / Немногие вернулись с поля... / Не будь на то господня воля, / Не отдали б Москвы!»

Оценка: 8
– [  0  ] +

Майк Гелприн «Первооткрыватели»

Дочь Самурая, 29 мая 2023 г. 10:36

А хорошо. Было интересно наблюдать, как умело меняет автор речь в зависимости от

«фокального» персонажа. Понравилось это прям. Да и написано складно и гладко.

И финал такой неоднозначный. С одной стороны, Проныра прям такой классически противный, засорение мусором плохо, и гибель этих жуков. Но с другой, они вообще нас убить хотели же.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Майк Гелприн «Должник»

Darth_Veter, 29 мая 2023 г. 00:12

Попытка переосмыслить и осовременить известный библейский миф об Агасфере, который был проклят Христом за жестокосердие. Идея о передаче из рук в руки проклятия бессмертия выглядит не только привлекательно, но и даже правдиво — сразу же возникают ассоциации с фильмом Рассела Малкахи «Горец». Правда, свое бессмертие герой Кристофера Ламберта поначалу воспринимает как нежданный подарок от судьбы и лишь позднее, похоронив любимую женщину, понимает его истинное значение. Быть бессмертным среди смертных — это всегда трагедия, ибо у тебя не может быть друзей, семьи и вообще личной жизни. То, что тебе кажется одним мгновением, для обычных людей — целая жизнь. Именно поэтому сцена смерти Хезер МакЛауд так запоминается всем ценителям фильма, и вовсе не только потому, что на ее фоне звучит бессмертная сага группы Queen «Кто хочет жить вечно?» При всей нашей любви к долгой и счастливой жизни, каждый из нас понимает, что ничего вечного на самом деле не бывает, так что ценить нужно каждое прожитое нами мгновение. Об этом же говорит и Сара Коннор из фильма Джеймса Камерона «Терминатор»: «...за те несколько часов, что мы были вместе, у нас было столько любви, что другим хватило бы на целую жизнь». Для бессмертных жизнь перестает быть непреходящей ценностью и потому они не могут ей наслаждаться, как обычные люди. А это значит, что она превращается в мучение, от которого хочется как можно скорее избавиться. Но вот это как раз и невозможно. Так жизнь становится для всех бессмертных агасферов самым натуральным проклятием, как и было задумано Спасителем. Парадокс: смерть на кресте Библия описывает как спасение, а бессмертие Агасфера — как наказание. Автор рассказа добавляет к библейскому мифу еще одну существенную деталь: способность передавать свое проклятие другому лицу, обретая взамен долгожданный покой. Лицо, естественно, должно полностью заслуживать подобный «подарок». В его поисках Агасфер колесит по всему свету, вымаливая себе прощение самопожертвованием и смирением. За 2000 лет подобных «уникумов» набралось 37 штук — то есть, «смена караула» происходит каждые 55 лет. Совсем не вечность, но ведь и люди эти далеко не мальчики...

--------------

РЕЗЮМЕ: рассказ о проклятии бессмертием, которое передается от негодяя к негодяю вербальным путем. Новое прочтение старого библейского мифа.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Майк Гелприн «Первооткрыватели»

PadreDS, 24 мая 2023 г. 13:24

Рассказ по сути о том, как зэки и дельцы, взращенные из зэков, своим говном и мусором могут уничтожать другие цивилизации. Им плевать, куда и на чьи головы все упадет, лишь бы заработать. Оба первооткрывателя закончили плохо. Один скрыл от товарища по разуму свое открытие, другой побежал к мошеннику, которого крышует портфель из мэрии. Первого размазало унитазом, вторым побрезговали и лишили заработка. Читалось с интересом, оформлять мысли автор умеет.

Оценка: нет
– [  0  ] +

Майк Гелприн «Первооткрыватели»

mick_ekb, 24 мая 2023 г. 12:37

Еще один одноразовый анекдот. Я бы сказал, что для истории, которую можно пересказать одним предложением, слишком затянуто. Язык эту затянутость не вывозит. Характеры смазаны, идея (кроме рассмешить финтом) не ясна. Надо было хотя бы сочувствия к невинно убитым инопланетянам вызвать постараться

Оценка: 5
– [  0  ] +

Майк Гелприн «Первооткрыватели»

Aklenord, 23 мая 2023 г. 20:06

Я ошибся. Налицо ещё один рассказ полуфинала с юмористическим уклоном. В принципе, пару раз хмыкнул. Понравилось, как обыграно, что первооткрыватели с обеих сторон. Не понравился моральный компонент. Хи-хи, ха-ха, наш мусор разрушит вселенную. Развлекалочка.

С Пантюхиным как-то было посветлее что ли. И я бы не сказал, что здесь сатира. И, конечно же, даже если бы не мусор, косморазведчик должен был смоделировать сценарий, при котором какой-то предмет, в перспективе представляющий угрозу, могло через портал вынести в космос. А дальше с червоточиной в финале уже совсем фантастика. Каким образом в последнем предложении космический мусор из проложенной в дальний мир червоточины продолжал прибывать? Куда? На орбиту? Тогда с орбиты на Землю тоже проложена червоточина? Или в другие миры? Тогда последнее предложение не склеивается с остальными в последнем абзаце.

Я, наверное, излишне придирчив к юмористическому/сатирическому рассказу, так как требую логики и достоверности, но вот реально финал недопонял.

Оценка: 6
– [  0  ] +

Майк Гелприн «Первооткрыватели»

PhysaLis, 22 мая 2023 г. 13:01

Тема присутствует. Сюжет никудышный с большущей дырой в логике вместо финала. Впечатления точно отрицательные.

Юмор и сатира, но без юмора и слишком плоской сатирой. По началу идея описания от лица пришельца на Земле интересна, но она не развита.

Ну а концовка просто кошмар.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Обычный мусор не может повредить корабль. Даже строительный мусор. А если этот мусор разогнался в червоточине до световой скорости, то это неправильная червоточина. Ведь тогда увеличится масса проходящего объекта, и он утянет часть вещества норы и оттолкнет «наполнение» с отрицательной гравитацией. Так что нора, ускоряющая объекты до световых скоростей, обязана быть одноразовой. В общем, абсурд ради абсурда.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Майк Гелприн «Первооткрыватели»

Klaes, 21 мая 2023 г. 19:52

Историй о том, как высокоразвитая цивилизация споткнулась о человеческую хитропрагматичность, масса. Хотя, казалось, Лем своим «Вторжением с Альдебарана» закрыл тему.

А что касается дыр в земле, то можно вспомнить недавний Outer range и не вспомнить (забыл и автора, и название) рассказ, когда люди стали сваливать в похожую дыру мусор.

Да, и не уверен, что было хорошим стилистическим решением описать распорядок выходного дня героя «, позволил себе...полюбовался... подивился... погрустил... помечтал».

Оценка: нет
– [  0  ] +

Майк Гелприн «Первооткрыватели»

alprosv, 21 мая 2023 г. 19:24

Занятно и забавно, легко читается. Увы, отсутствует логическое объяснение странному феномену: при столь высоком развитии инопланетной цивилизации космические корабли не снабжены самой элементарной защитой (от метеоритов хотя бы).

Оценка: нет
– [  0  ] +

Майк Гелприн «Первооткрыватели»

9_LIS, 20 мая 2023 г. 20:44

Язык в начале сушит. Казалось бы, это в тему, это прием такой, и с появлением Фомича появляется контраст, но... Герои получились шаблонно-неприятными, а вроде должен быть юмор. За простым сеттингом должна скрываться мораль, а получилось какая-то злая карикатура.

Короче, осторожнее с мусором, люди!

Оценка: нет
⇑ Наверх